Буквы мягких согласных звуков 2 класс: Мягкие и твёрдые согласные звуки — урок. Русский язык, 2 класс.

Содержание

Мягкие согласные звуки – правило мягкости в русском языке (2 класс)

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 154.

Обновлено 16 Ноября, 2020

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 154.

Обновлено 16 Ноября, 2020

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. В свою очередь, согласные можно разделить на твердые и мягкие. Это одна из основных характеристик согласного звука.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Какие звуки называются мягкими?

У большинства школьников не вызывает никаких сомнений, является ли звук мягким или твердым. Обычно мы их различаем просто на слух. Действительно, эти звуки слышатся иначе, нежели твёрдые. При их произношении язык двигается несколько вперед по направлению к зубам и локализуются в районе твёрдого нёба. Именно поэтому после мягких согласных чаще всего произносятся гласные, которые тоже образуются впереди, рядом с зубами.

Парные и непарные мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие звуки часто образуют пары. Например, твердому звуку [В] соответствует мягкий [В’]. В транскрипции мягкость обозначается апострофом.

б

в

г

д

з

к

л

м

н

п

р

с

т

ф

х

ж

ц

ш

б’

в’

г’

д’

з’

к’

л’

м’

н’

п’

р’

с’

т’

ф’

х’

й’

ч’

щ’

Мы видим, что в русском языке имеется несколько непарных твердых звуков и несколько непарных мягких.

Твердые и мягкие парные согласные могут выполнять смыслоразличительную функцию. Например, МАЛ и МЯЛ, МЕЛ и МЕЛЬ. Известно немало основанных на этом лингвистических загадок.

Как обозначаются мягкие звуки на письме?

По правилу мягкие согласные звуки на письме могут обозначаться разными способами.

С помощью мягкого знака. Однако надо помнить, что мягкий знак указывает лишь на мягкость парного согласного. Если же перед нами шипящий, его мягкость невозможно обозначить мягким знаком. Шипящие либо всегда твёрдые (и тогда они не могут быть смягчены), либо всегда мягкие (и тогда мягкий знак в этой ситуации излишен). После шипящих мягкий знак выполняет грамматическую функцию, то есть с его помощью различаются существительные 2 и 3 склонения.

Изучая уже во 2 классе русский язык, ребята узнают о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я. Если эти буквы стоят после парного согласного, они читаются Э, О, У, А и обозначают одновременно мягкость предыдущего согласного: [Л’Э], [Л’О], [Л’У], [Л’А].

Аналогично первому случаю после шипящих Е, Ё, Ю, Я не могут указывать на мягкость предыдущего согласного, поэтому правописание Е и Ё после шипящих представляет трудность и заучивается также в виде правила и также выполняет грамматическую функцию различения частей речи. Например, слово «поджОг» – существительное, а слово «поджЁг» – глагол.

В каких случаях обозначать мягкость на письме не нужно?

Некоторые мягкие согласные звуки и сочетания «не дружат» с мягким знаком.

Это непарный мягкий звук [Й’]. Поле него не ставится мягкий знак никогда.

В сочетаниях ЧК, ЧН–НЧ, ЧВ, ЧТ, ЩН–НЩ, РЩ мягкий знак не нужен.

Не требуется он и в сочетаниях СТ, СН, ЗД, ЗН и некоторых других, в которых С или З смягчаются при произношении перед мягким согласным: стихи [С’Т’], разница [З’Н’] и т.п.

После шипящего мягкий знак обычно выполняет грамматическую функцию, но может быть и разделительным: «шьёт», «чья» и т.п.

Что мы узнали?

Из статьи по русскому языку для 2 класса мы узнали, что все звуки делятся на гласные и согласные.

Согласные звуки, в свою очередь, делятся на мягкие и твердые. Мягкость звукам придает мягкий знак, но есть исключения и некоторым согласным для мягкости Ь не нужен.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Сергей Ефремов

    5/5

Оценка статьи

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 154.


А какая ваша оценка?

«Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Диктанты по русскому языку. 2 класс. Тема: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

 {module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 КЛАСС

ТЕМА: «ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ ДЛЯ ИХ ОБОЗНАЧЕНИЯ»

  Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 2 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 2 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 2 классов начальной школы.

 

Предупредительные (объяснительные ) диктанты

  1) На льду реки звенят коньки. 2) Мальчики пошли удить рыбу. Они поймали три окунька. 3) Стоят теплые деньки. Кот Васька спит на крыльце. 4) У кольца нет конца. 5) Корова Зорька живет во дворе. У коровы большие рога. 6) Дядя Кузьма идет на завод. Он токарь. 7) Мела метель. Сильный ветер качал ель. 8) Лось — лесной житель. 9) Ольга любит шить. Она сшила для куклы шляпу и пальто. 10) Корабль сел на мель. 11) Мальчик сел писать письмо другу Кузьме.

 

Проверочные диктанты

  Был теплый день. Идет мокрый снег. Лева и Петя идут гулять. Вот двор. Там играли малыши. Мальчики слепили для детей снежную крепость. (22 слова)

  Витя и Игорь — ученики. Они пришли в класс. Мальчики сели за парты.

Вот открылась дверь. Вошла учительница. Она учит ребят писать, читать, любить русский язык. (27 слов)

 

Зимой в лесу

  Зима. В лесу тихо. У дуба старый пень. Он весь в снегу. На пне соль. Соль любит лось. Вот ель. Пушистый зверь прыгнул на ель. Это рысь. (30 слов)

 

Фонетико-графические задания

  1. Подчеркнуть те буквы, которыми могут быть обозначены парные по твердости-мягкости согласные звуки.

  Щ, в, ж, м, ч, т, з, ц, к, б, ш, й, п, л, н.

  2. Написать по памяти буквы, которыми могут быть обозначены непарные по твердости-мягкости согласные звуки.

  3. Написать буквы, которые, находясь после согласной буквы, указывают на мягкость предшествующего согласного звука (е, ё, ю, я, и, ь).

  4. Указать в скобках, какими звуками различается каждая пара слов.

  Угол — уголь [ ] — [ ], мел — мель, уголки — угольки, банька — банка, кость — кисть, круг — крюк, мишка — мышка.

  5. Какой одинаковый согласный звук есть во всех словах? Указать его в скобках: [ ].

  Лейка, яма, ноябрь.

  6. Подобрать и записать слова, в которых все согласные звуки мягкие (твердые).

 

Орфографические минутки

  1. Подчеркнуть буквы, которыми обозначены мягкие (твердые) согласные звуки.

  Лева, ключи, тетрадь, сентябрь, ребята, деревня;

  коньки, ученик, медведь, товарищ, снегирь, воробей.

  2. Подчеркнуть буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

  Щавель, октябрь, извините, люстра, серьги, береза.

  3. Подчеркнуть буквы, которыми обозначены непарные твердые (непарные мягкие) согласные звуки.

  Пружина, машина, снежинка, птицы;

  плащ, печать, майка, туча, щавель, щука.

  4. Подчеркнуть в словах слоги, в которых есть твердые согласные звуки.

  Воробей, весело, лисица, пальто, учительница, язык;

  учитель, пенал, осина, дежурный, ветер, рисунок.

  5. Подчеркнуть в словах слоги, в которых есть мягкие согласные звуки.

  Осень, июль, июнь, зорька, журавль, олень, карась, письмо, сухарь;

  кольцо, рельсы, тюльпан, сильный, капель, корабль, корень, крыльцо.

  6. Подчеркнуть в словах букву, которая звука не обозначает, а указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

  Альбом, мальчик, бульвар, букварь, шмель, ель;

  школьник, мебель, сосулька, больница, льдина;

  банька, рубль, сталь, стальной, боль, больница;

  жить, кричать, бросать, шить, рвать, пищать, служить;

  тетрадь, коньки, пальто, учитель, учительница, медведь.

  7. Дописать к каждому слову слог, чтобы получилось родственное слово с уменьшительно-ласкательным значением.

  Окунь (окуньки), огонь, пень, день.

  8. Записать числа словами: 5, 6, 7, 8, 9, 10.

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}

2 Работа с буквами и звуками (фоника)

Почему это важно

Фоника работает с буквами, сочетаниями букв и звуками. Это основа для точного чтения слов. Во втором классе дети сосредотачиваются на командах гласных (две гласные, которые образуют один гласный звук), гласных, контролируемых r (эр, ар или, ир, ур), сочетаниях согласных (две или три согласные, которые смешиваются вместе), диграфах (два буквы, образующие один звук), триграфы (три буквы, образующие один звук) и слоги (единицы звука, содержащие гласную: а, е, и, о, у).

Цели для сильных читателей
  • Определите звуки всех буквенных узоров.
  • Разбивайте слова на слоги, чтобы облегчить чтение незнакомых слов.
  • Озвучивайте новые слова на основе знакомых и выученных моделей букв.

Быстрое задание

Попросите ребенка найти слова с определенным согласным диграфом (th, sh, wh, ch, ck, kn, wr, ng) в газетах, журналах или книгах. Пример:  Смотри! Я нашел sa ng и ra ng , у них обоих есть ng орграф.  

Дополнительные задания и игры
  • Напишите шесть разных букв на карточках или квадратных листах бумаги, обязательно используя гласные и согласные звуки.
  • Если у вас есть настольная игра Эрудит, вы можете использовать плитки Эрудит вместо бумаги.
  • Сыграйте с ребенком в игру, чтобы узнать, кто сможет составить больше слов из заданных букв. Пусть ваш ребенок напишет слова, которые они создают, на листе бумаги.
  • Сложите три стакана из пенопласта или пластика.
  • Положите чашки на бок.
  • На первой чашке выберите шесть согласных, чтобы написать их по внешнему краю.
  • На средней чашке напишите пять гласных по внешнему краю.
  • На третьей чашке напишите шесть согласных по внешнему краю.
  • Попросите ребенка крутить чашки, чтобы составить новые слова для чтения.
  • Вы можете использовать три полоски бумаги, расположенные рядом, если у вас нет стаканчиков из пенопласта. Ваш ребенок может передвигать листочки бумаги, чтобы создавать новые слова.

Альтернативная версия 1 : Замените гласные в средней чашке на команды гласных (oa, ea, oo, ee, ai, ol, ay, ou, oi, oy, au, aw, oe, ew , ой).

Альтернативная версия 2 Добавьте четвертую чашку. Напишите e, s, es, d, ed, ing по краю, чтобы получились новые слова.

Упражнение «Заклинание с чашками» Задание «Заклинание с бумагой»

Пометьте шесть маленьких мисок или формочек для кексов каждым из шести типов слогов, описанных в таблице ниже. Напишите примеры слов на маленьких листочках бумаги. Попросите ребенка рассортировать слова по нужным чашам или секциям формы для кексов.

нет закрывающего его согласного
Типы слогов Описание или определение Примеры
Закрытый слог гласная, за которой следует одна или несколько согласных; гласный звук короткий; гласная закрывается согласной р в , кр унч , т оп , ч ик
Согласная L–e согласная, за которой следует «l—e»; должен соединяться с другим слогом ta ble , gig gle , peo ple , muf fle , circ cle
Открытый слог оканчивается одной гласной; гласная издает долгий звук; в числе hi , ba by, e ven, me , fe ver, o pen
Группа гласных группа гласных, образующих один звук ш оо д, ст эа м, б оа т, т оу , ч ау , т аи л
Мэджик Е гласный—согласный—е образец; гласный звук долгий, е молчит ш аке , ст ове , к ите , м ют , д име
Р – управляемый r следует за гласной и изменяет звук р ар ты, ц или к, ч ур н, ш ир т, ч эр д
Маффин Матч – Syllable Soft Activity

онлайн -игры

abcya. com — Word Games

Starffold — Фоника

Turtledeary — 2 ND Grade Phonics Games.

Accelerated Reader Bookfinder

Библиотека дистанционного обучения штата Миссисипи

15 фонетических правил чтения и правописания

Когда дети и взрослые учатся читать, они связывают звучание слов с тем, как эти звуки обозначаются буквами. Обучение фонетике помогает установить эти связи.

На занятиях по акустике также обучают образцам правописания и правилам правописания. Он учит о частях слов, называемых слогами. Изучение общих моделей слогов может помочь людям лучше читать и писать.

Чтобы преуспеть как в чтении, так и в правописании, вот 15 важных правил, которые нужно знать.

1. Гласные в слогах

В каждом слоге каждого слова должен быть хотя бы один гласный звук. Гласная может стоять одна в слоге, как в u•nit и an•i•mal. Оно также может быть окружено согласными, как, например, в словах струйный, салфеточный и фантастический.

2. Краткие и долгие гласные

Гласные могут издавать разные звуки. Звуки, которые они издают, зависят от того, где они находятся в слове. Например, после гласной следует согласная? Это помогает определить, произносит ли гласный короткий или длинный звук: идти или есть, она или сарай, привет или он.

Когда в слоге только одна гласная и за ней следует хотя бы одна согласная, гласная обычно дает свой короткий звук. Примеры включают вкл, зуд, талисман и Wis•con•sin. Этот образец называется «закрытым слогом», потому что согласный «закрывает» краткий гласный звук.

Когда есть только одна гласная, и она стоит в конце слога, гласная издает долгий звук, как в he и ban•jo. Этот паттерн называется «открытый слог».

3. Тихая e

Когда e является последней буквой в слове, а в этом слоге есть только одна гласная, первая гласная в этом слоге обычно длинная, а в продаже и внутри • внутри. Этот образец слога называется «гласный-согласный-е».

Некоторые учителя называют это «молчаливый 9».0305 e ”правило. Некоторые называют это правилом «магических и ». «е» отдает всю свою силу другой гласной и заставляет эту гласную использовать свой долгий звук («назови ее имя»).

4. Сочетания согласных и диграфы

Диграф — это причудливое слово, состоящее из двух букв, обозначающих один звук. В орграфе, состоящем из согласных, два согласных вместе образуют новый звук. Примеры включают ch ap, sh ip, th in, wh из и  ph ото. Сочетания согласных бывают разные. Эти группы из двух или более согласных работают вместе. Но в отличие от орграфов, их отдельные звуки все еще можно услышать, когда они смешаны вместе. Примеры включают cl am, gr a sp и scr ub.

5. Орграфы гласных

В орграфе гласных две гласные стоят рядом. Первая гласная длинная и говорит свое имя. Вторая гласная молчит, как в b oa t, p ai nt и b ea ch.

Иногда две гласные вместе образуют новый звук. Это называется дифтонг. Примеры включают cl или d и b или l.

6. Гласные, контролируемые R

Когда в слоге есть гласная, за которой следует r , гласная «контролируется» r и производит новый звук. Примеры включают автомобиль, птицу, микроб, форму и боль. Это правило иногда называют «властным r », потому что r «доминирует» над гласной, образуя новый звук.

7. Звук «шва»

Любая гласная может образовать звук «шва»; это звучит как слабый uh или ih . Такие слова, как fr o m и fin a l, имеют звук шва. Некоторые слова имеют более одного звука шва, например a partm e nt и b a nan a . Это самый распространенный звук в английском языке.

8. Мягкое c и твердое c, мягкое g и твердое g

Когда за буквой c следуют гласные e , i или мягкое y , она обычно звучит. Примерами этого являются ce nt, ci rcus и клон cy . С другими гласными буква с издает твердый звук, как в ca t и co t.

Аналогично, когда за буквой  g  следуют гласные  e , i или y , обычно он издает мягкий звук. Примерами этого являются гэ л, гэ муравей и гэ м. Вместе с другими гласными буква г издает твердый звук, например га с, го рилла и йо гу рт.

9. Правило «fszl» (fizzle) гласный звук. Примеры включают ст

uff , gr ass , f uzz , и sh ell . Исключения составляют qu iz и b us .

10. Окончание на k или ck

Когда односложное слово заканчивается звуком /k/, следующим сразу за короткой гласной, оно обычно пишется с помощью ck , например d uck и tr ick . Когда звук /k/ следует за согласной, длинной гласной или дифтонгом, он обычно пишется как k , как в t ask , c ake , s дуб и h awk .

11. Звук /j/ и звук /ch/

В односложном слове, когда звук /j/ следует непосредственно за короткой гласной, он пишется h ребро , br ребро , d ребро , и sm ребро . ( d «защищает» гласную от «волшебного правила e «).0305 tch  как в c atch , f etch , st itch , bl otch и cl utch . Исключениями из этого правила являются s ich , m uch , r ich и wh ich .

12. Удалите e с -ing

Когда слова оканчиваются беззвучным e , отбросьте e перед добавлением — ing . Примеры: велосипед/езда на велосипеде, дать/дать и увернуться/увернуться. Это правило распространяется и на другие суффиксы, начинающиеся с гласных, например — 9.0305 ed , — er , — способный , и — ous . Примеры: печалиться/горевать, волновать/возбуждаться и надеяться/надеяться.

13. Удвоение

В односложном слове типа выиграйте , где за одной короткой гласной следует одна согласная, удвойте согласную перед добавлением суффикса, начинающегося с гласной. Примеры: wi nn er, wi nn ing, wi nn способный.

14. Множественное число

Для большинства слов добавьте s , чтобы сделать их множественными, как в cat/cat s . Но когда единственное слово заканчивается S , SH , CH , x , или Z , добавьте ES , чтобы сделать его множественным чистым, как в классе ES , Brush ES и и лиса es .

15. Правила Y

Чтобы образовать во множественном числе слово, оканчивающееся на гласную, сразу за которой следует y , просто добавьте s , как в toy/toy s . Когда y следует сразу за согласной, измените y на i и добавьте es . Примеры: семья/семья es , пони/пони es и договор/договор es .

Суффиксы следуют аналогичному набору правил и . Если перед y стоит гласная, оставьте y и просто добавьте суффикс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *