Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
Мотивация к учебной деятельности | Слайд 1. Здравствуйте!
Ребята, в путь! |
Организовывают рабочее место,
настраиваются на урок. |
||
Актуализация знаний | Догадайтесь, о чем идет речь в этом
стихотворении?
Слайд 2. |
О гласных | ||
На улице гласных сегодня большой
беспорядок, помогите им вернуться домой. |
||||
Как вы думаете, какие гласные живут в синем домике и почему? | А, О, У, Ы, Э, т.к. они обозначают твердость согласных. | |||
Какие гласные живут в зеленом домике? | Я, Ю, Е, И, Ё, т.к. они обозначают мягкость согласных. | |||
Хором читаем все гласные. | ||||
Всегда ли гласные а,о,у,ы,э обозначают твердость предшествующего согласного? | Нет. Согласные Ч и Й всегда мягкие. | |||
Есть ли в русском языке еще
согласные, которые всегда мягкие? Выясним это. |
Ответы детей. | |||
Угадайте, кто герой этой сказки. «Человечек широко-широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и – щёлк! – человечек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко». Слайд 3. |
Щелкунчик. | |||
Почему его назвали «Щелкунчик»? | Он щёлкал орехи. От слова «щёлк». | |||
Щелкунчик, щёлк, щёлкал – какой первый звук в этих словах? | Звук [щ’] | |||
Кто может сформулировать тему урока? | Звук [щ’], буква которая обозначает этот звук. | |||
Какие цели мы поставим перед собой? | Научимся распознавать в словах новый звук, букву, научимся читать слоги и слова с новой буквой | |||
Усвоение новых знаний Работа со звуком [щ’] | Слайд 4. | |||
Найдите лишний рисунок. Почему? | Чашка. В этом слове нет звука [щ’]. | |||
Слайд 5. | ||||
Найдите слова со звуком [щ?]. | Щука, ящик, плащ, овощи, щипцы, щётка. |
|||
Слайд 6. | ||||
Как называется этот вид доспеха? | Щит. | |||
Выложите на столе звуковую модель слова «щит». | Выкладывают на столе звуковую модель слова. | |||
Где спрятался звук [щ’] в слове «щит? Дадим характеристику звуку [щ’]. Звук [щ’] – гласный или согласный? Докажи. Звук [щ’] – звонкий или глухой? Звук [щ’] – твердый или мягкий? |
В слове «щит» звук [щ’] стоит в начале
слова. Согласный, не поется. Глухой. Прикладывают ручки к ушкам и проверяют. Всегда мягкий. |
|||
Звук [щ’] согласный, глухой, мягкий. Верно. | ||||
Слайд 7. | ||||
Работа с буквами Щ,щ | «Звук [щ’] на письме обозначаем
буквой Щ,щ. На расческу Щ похожа. |
|||
На что еще похожа буква Щ? Из каких элементов она состоит? |
Ответы детей. Три прямые, перекладина, хвостик. |
|||
Слайды 8,9. | ||||
Найдите букву Щ. | ||||
Посмотрите, как пишется печатная буква
Щ, Напечатайте буквы Щ,щ в тетради для печатания. |
Дети смотрят, как правильно писать буквы Щ,щ. Используется электронное приложение к учебнику «Русская азбука». | |||
Слайд 10. | ||||
Гласные хотят познакомиться с новой буквой. Познакомим их. | ||||
Прибежал веселый А,
почитали дети – … Прибежал звонкий Е, почитали дети – … Прибежал забияка Ё, прочитали дети – … Прибежал упрямый У, прочитали дети – … |
ща щи ще щё щу |
|||
Слайд 11. | ||||
Пришло время для чистоговорки. Давайте порадуем новый звук и букву, и покажем, как мы научились хорошо читать и четко проговаривать звук [щ?]. | ||||
Ща-ща-ща – ходит Саша без плаща. Ще-ще-ще – свекла варится в борще. Щу-щу-щу – рот лекарством полощу. Щи-щи-щи – очень вкусны были щи. |
Читают и четко проговаривают слоги. | |||
Развитие речи | Откройте «Азбуку» на стр. 62. Рассмотрите иллюстрацию. | |||
Как называется эта сказка? | Русская народная сказка «По щучьему велению» | |||
Почему это народная сказка? Как вы думаете, кто ее написал? |
Народ. | |||
Слайд 12. | ||||
Кто герой этой сказки? Что с ним случилось? | Емеля. Поймал щуку, которая исполняла его желания. | |||
Вспомните, о чем мечтал Емеля? | Чтобы ведра сами пошли домой, на печке к царю ехать, дрова сами вернулись домой. | |||
Какие мечты Емели сбылись в наше время? | Машина, трубопровод, трактор, пила электрическая. | |||
Давайте тоже помечтаем? Если бы вы поймали волшебную рыбку, о чем бы ее попросили? | Чтобы робот делал уроки, чтобы была летающая тарелка, можно было полететь на другую планету. | |||
Может через сотни лет ваши мечты превратятся тоже в реальность. | ||||
Слайд 13. | Звучит отрывок из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» Движения под музыку. | |||
Физкультминутка. | ||||
Ребята, раскрою один секрет. Буква Щ дружит не со всеми гласными. Послушайте сказку и скажите, с какими гласными буква Щ не дружит? | ||||
Жила-была на свете Щ, а неподалеку
жили гласные У, Ю, И, А, Я. Жили очень дружно. И
вот однажды решили буквы поиграть в прятки.
Начала водить Щ и позвала себе на помощь Ч, а
гласные побежали прятаться. Щ и Ч хорошо ищут,
во все щели заглянули, шуршат кругом –
нашли уже почти всех. Вот только никак не
могут найти две гласные – Ю и
Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера
проискали. И вот, обиженные, усталые, решили пойти
домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, чай пьют с пряниками. Обиделись буквы Щ и Ч – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе с ними! |
Слушают. | |||
С какими гласными буква Щ не дружит? | «Я» и «Ю». | |||
Какая еще буква не дружит с «Ю» и «Я»? | «Ч» | |||
Слайд 14. | ||||
Вставьте пропущенные буквы, помните правило. | Вставляют пропущенные буквы. | |||
Работа с текстом | Прочитайте правило, записанное в учебнике на стр. 63. Это правило нужно запомнить. | Читают. Хором повторяем правило. | ||
Прочитайте загадки про овощи (стр. 64 «Азбука»). Найдите отгадки. | Работают в паре. | |||
Какие слова Вам помогли
догадаться, о чем идет речь в первой загадке? Второй? Третьей? |
Находят слова из текста. | |||
Слайд 15. | ||||
Игра «Что лишнее?» | Яблоко. Так как капуста, лук, морковь – овощи, яблоко – фрукт. | |||
Слайд 16. | ||||
Ребята, слова рассыпались. Соберите их. (Далее У. проводит работу с составленными словами). | Составляют слова. | |||
У. показывает слово «клещи». | ||||
Прочитайте его? Какой вариант верный? | Ответы детей. | |||
Слайд 17. | ||||
Что изображено на первом
рисунке? Прочитаем правильно это слово. |
Насекомые Читаем хором слово «клещи’» |
|||
Что изображено на втором
рисунке? Прочитаем правильно это слово. |
Инструмент. Читаем хором слово «кле’щи». |
|||
Вернемся к вопросу: «Какой вариант верный»? Как правильно произносить слово «клещи». | Оба варианта верные, т.к. у этого слова 2 значения. | |||
Что меняет значение слова? Составим предложения с данными словами. |
Ударение. Будь осторожен! Здесь клещи! У моего папы есть клещи. |
|||
Слайд 18. | ||||
Что обозначает слово «щегол»? Посмотрите на экран. Какая она? |
Это птица. Нарядная, красивая, разноцветная. |
|||
Слайд 19. | ||||
Работа с текстом | – Послушайте стихотворение (стр. 65
«Азбука»). О каких щётках здесь говорится? Этой
щёткой чищу зубы, |
О щетках для обуви, одежды и зубной щётке. | ||
Прочитаем выразительно стихотворение по цепочке, каждый читает по одной строчке. | ||||
Какое слово спряталось в нем? | В последней строчке «Все три щётки мне нужны» спряталось слово «трещотки» | |||
Что такое «Трещотка»? | Музыкальный инструмент. | |||
Вспомните, из какого произведения эта
скороговорка? «И сейчас же щётки, щётки |
«Мойдодыр» | |||
Какого человека называют «трещоткой»? | Человек, который много болтает. | |||
Рефлексия учебной деятельности | Слайд 20. | |||
Ребята, вернемся к целям урока? «Я
научился различать новый звук в словах?» |
Оцениваем себя с помощью «Светофора». | |||
Что вас удивило? Что понравилось? |
Ответы детей. | |||
Подведение итога урока | Почему буква «Щ» на ленте букв находится на нижней строчке и живет в зеленом домике? | «Щ» обозначает согласный, глухой, всегда мягкий звук [щ’]. | ||
Как пишем сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ? | ЧА-ЩА пиши с буквой А ЧА-ЩА пиши с буквой У. |
|||
Трудолюбие, внимательность, фантазия,
смекалка, дружба помогли вам достичь цели. Спасибо за урок! |
urok.1sept.ru
Мягкий, согласный звук [щ]. Буквы щ, Щ
Цели урока: Познакомить с новыми буквами, формировать представление детей о звуке [щ,] как о глухом, мягком непарном звуке. Формировать навыки чтения, работать с текстом, умение фантазировать, сопоставлять вымысел и реальность по сказкам.
Ход урока
I. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете почему?
Дети: на улице наступает весна. Ярко светит солнце. Что-то интересное ждет впереди.
— Да, все что вы сказали верно. На улице становится совсем тепло, солнышко светит и нашей с вами встрече я очень рада. А еще у меня хорошее настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке чтения.
II. Постановка проблемы.
Хочу, чтобы и у Вас было хорошее настроение. Для этого я приготовила фрагмент из сказки, угадайте какой? (просмотр фрагмента сказки «По щучьему велению»)
1.
— Как называется сказка?
— Назовите героев этой сказки?
Отгадайте загадку:
У нее во рту пила
Под водой она жила
Всех пугала, всех глотала
А теперь в котел попала
(Щука)
— Ребята, а кто-нибудь из вас видел щуку?
Какая она?
Щука – хищная рыба с удлиненным телом (иногда ее длина достигает 1,5 метра) с большой головой, с мощной нижней челюстью и зубы у нее страшные, вся пасть в зубах, даже на языке и небе.
2. Откройте Азбуку на стр. 62. Давайте прочитаем скороговорки
Щуку я тащу, тащу
Щуку я не упущу
Щуки и леща в роще не сыщешь
— Какой звук мешает произносить скороговорку? ([щ,])
III. Работа над новым материалом.
— Сегодня на уроке мы должны дать характеристику этому звуку.
Все вместе произнесем звук [щ,].
Какой он? (согласный)
А теперь давайте определим, какой он звонкий или глухой (глухой).
И, наконец, мы должны сейчас с вами выяснить звук [щ,] твердый или мягкий. Назовите слова, в которых есть этот звук (лещи, щука, щавель).
Какой он? (всегда мягкий).
Вывод: звук [щ,] – согласный, глухой, всегда мягкий.
Где встречается звук [щ,] в словах? (в начале, в середине и в конце слов)
— Давайте вспомним звуки, которые придают согласным
Мягкость Твердость
и, е, я, ю, ё а, у, о, ы
(Выполняется задание на интерактивной доске – сколько звуков обозначают буквы?)
— Сегодня на уроке мы будем читать и составлять слова со звуком [щ,].
На письме звук [щ,] обозначается буквами – Щ, щ.
На стр. 63 Азбуки хором прочитаем слоги.
Что вы заметили? (все слоги начинаются с буквы щ.
С какими гласными буква щ не образует слоги? (я, ю, ы)
Сказка про шипящие.
Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ. А неподалеку жили гласные у, ю, ы, и, а, я. Жили очень дружно, и вот однажды решили буквы поиграть в прятки, выпало вадить шипящим, остальные побежали прятаться, сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут, но шипящие во все щели заглянули хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих, вот только никак не могут найти три гласные ы, ю, я. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали, и вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я как ни в чем не бывало сидят, смеются, смотрят телевизор, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
Работа на интерактивной доске (задание № 4).
Чтение правила в учебнике на стр. 63:
ча-ща пиши с буквой а
чу-щу пиши с буквой у
Закрепление правила, работа на интерактивной доске.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Чтение стихотворений на стр. 63.
Щука проглотила щетку
Щетка ей щекочет глотку,
Удивительное дело!
Что же я за рыбу сьела?
2. Чтение стихотворения «Про щуку» наизусть (Зайцева).
Щука добрая была,
Дружбу с рыбами вела
Из морской капусты щей
Щука наварила
Окуньков, бычков, лещей
Щами накормила.
3. Звуко-буквенный разбор слова «щука».
4. Физкультминутка.
— Продолжим работу. Азбука стр. 64 «Загадки про овощи». (Слова – отгадки: капуста, морковь, лук – поместить на доске, добавить к ним фрукт).
— Отгадайте загадку: Круглое, румяное
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки
(яблоко)
— Какое слов здесь лишнее? почему
— Как можно назвать одним словом капусту, лук, морковь? (овощи)
— Какой суп не бывает без капусты? (щи)
— Какой суп не бывает без свеклы? (борщ)
МОЛОДЦЫ!
— Сейчас мы с вами попробуем сварить суп. Для этого нам понадобятся овощи, о которых мы прочитаем на стр. 66 нашего учебника.
— О каких овощах идет речь?
— Можно ли назвать это произведение сказкой?
— Что необычного происходит в этом произведении?
Итог урока. Тест по чтению – смотрите документ
— Ребята, что нового вы узнали на уроке?
— Чтобы вы рассказали своим мамам и папам?
РЕФЛЕКСИЯ
Мы на урок пришли с хорошим настроением, посмотрим, изменилось ли оно у вас. Щука волшебница приготовила сюрприз. Перед вами на парте лежат листочки двух цветов – красные и зеленые. Вы должны выбрать один из них и повесить на «Дерево чувств». Если вы чувствуете себя хорошо, комфортно, то вешайте на наше дерево листочки красного цвета, если нет – зеленого.
videouroki.net
Буква ш твердая или мягкая
Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
- познакомиться с новым согласным звуком и буквами, активизация словарного запаса;
- развитие речи, познавательной активности;
- воспитание нравственных качеств: доброты, чувства коллективизма (умение дружить), воспитывать чувство прекрасного, умение ценить красоту;
- развивать фонематический слух, внимание, память;
- дикцию, при помощи скороговорки;
- воспитывать умение выслушивать ответы товарища.
- учебник Русская азбука В. Г. Горецкий,
- портреты: А. С. Пушкина, иллюстрации к произведениям Пушкина, книги А. С. Пушкина,
- натуральные шишки (кедровые, сосновые, еловые),
- презентация.ppt к уроку
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
II. Артикуляционная гимнастика: (Слайд 2).
Поработаем с язычком и губами.
2. “Лисичка – собачка”.
“Лисичка” – показываем язычок.
“Собачка” – прячем язычок.
3. С языка слижем варенье с верхней губы и с нижней.
Упражнение “Вкусное варенье”.
Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок приподниму
И остаток оближу.
4. Упражнения на дыхание.
А) как правильно дышать? (Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.)
Б) теперь будем не просто выдыхать, но и проговаривать фразы:
Возьмите цветочек, понюхайте и скажите: АХ, КАК ПАХНЕТ (2–3 раза),
– Что мы сейчас делали? (Зарядку для языка, на дыхание.)
– Для чего делали? (Правильно выговаривать звук, слова, предложения.)
III. Постановка цели и задач урока
1. – Какой звук будем “открывать” узнаете из языковой разминки. (Слайд 3).
– Вспомните, какой звук издаёт змея?
– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш
2. подведение к формулированию темы.
– Проживает ли такой звук в нашей ленте букв?
(На доске висит лента памяти.)
– Сформулируйте тему нашего урока
– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?
IV. Работа над новой темой урока. (Слайд 4).
– Какой это звук? Почему?
– Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?
Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему?
– Как вы думаете, бывает ли он твёрдым или мягким?
Звук [ш] – всегда твёрдый
Ззнакомство с буквой. (Слайд 5).
На что похожа буква Ш
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл
На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Чтение слогов с буквой ша. (Слайд 6, 7).
Ша, шу, шо, ши, ше
Придумайте слова, начинающиеся с этого слога
Чистоговорки. (Слайд 8, 9, 10).
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо пишу.
Ши – ши – ши – что – то шепчут камыши.
Ше – ше – ше – это утка в камыше.
Работа над скороговоркой. (Слайд 11).
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
V. Физкультминутка. (Слайд 12).
VI. Первичное закрепление. (Слайд 13).
1. Работа над загадками Чтение слов
Зима ушла за тридевять земель,
Над лугом загудел мохнатый (Шмель).
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы.
От радости танцуют
Воздушные … (Шары). (Слайд 14).
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И намного-много лет
Оставляет чёрный след. (Карандаш.) (Слайд 15).
Не похожи на иголки,
А упали тоже с ёлки. (Шишки.) (слайд 16).
(Шишки сохраняют семена хвойных деревьев, а когда семена созревают, то вырастут хвойные леса. Так же это корм для зверей и птиц в зимнее время.)
2. Послушайте и скажите, кто автор этих строк:
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит
Вы все знакомы с произведениями Пушкина, вам их читали с раннего детства ваши родители.
Вот мы сейчас и проверим, как вы их помните. (Слайд 19).
Викторина по сказкам Пушкина
1. Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду расскажи.
“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (Слайд 20).
2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
“Сказка о рыбаке и рыбке”. (Слайд 21).
3. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
“Сказка о царе Салтане”. (Слайд 22).
4. Подарю тебе я птицу
Посади её на спицу
На земле и под землёй
Будет друг тебе …
“Сказка о золотом петушке”. (Слайд 23).
Физкультминутка для глаз. (Слайд 24).
Кого попросил в награду у царя Салтана Шамаханская царица. (Слайд 25).
Давайте посмотрим в учебнике Шамаханскую царицу.
3. Работа c текстом в “Русской азбуке” (с.141). (Слайд 26).
Чтение и анализ текста (хором, сами, по “цепочке”).
- Куда пошли гулять дети?
- Какое слово имеет много значений? (Кисти)
Кисти – многозначное слово. (Слайд 27).
Кисти рябины
Кисти рук
Кисти у штор
Что собирали дети? (Шишки)
Чтение наизусть учеником.
– Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.
О каких шишках идет речь? (После драк синяки и выступы.)
Итог урока. С какой буквой мы сегодня познакомились? Что вы можете сказать об этой букве? (Слайд 28).
Источник:
Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш
Урок знакомит учащихся с буквой Ш. В ходе урока идёт работа над развитием речи, обогащением словарного запаса. В ход занятия включена викторина по сказкам А.С. Пушкина.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/591268/
Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие
«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.
Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.
Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?
Начнем с твердых и мягких согласных.
В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.
Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.
А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.
Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.
Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?
Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»
Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «пе с ня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.
Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.
И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.
На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.
Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.
Если есть вопросы, пишите в комментариях.
Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.
Источник:
Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие
Как научить ребенка определять звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.
http://chitalochka-ru.ru/shkolnyie-sekretyi/kakie-raznyie-soglasnyie-zvuki-tverdyie-i-myagkie.html
Согласные звуки
В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с], т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).
Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.
Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] — кон [кон], лук [лук] — люк [л’ук].
Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.
Источник:
Согласные звуки
Какие звуки относятся к согласным, сколько согласных звуков. Парные и непарные согласные, мягкие и твёрдые звуки. Схемы, таблицы, примеры.
http://phoneticonline.ru/soglasnye.html
mamaznaetvse.ru
Звук «Ш» твёрдый или мягкий???
смотря где, если просто то твердый а в слове может быть и мягким
Звук [ш] ВСЕГДА твердый.
Звуки [ш] и [ж] всегда твердые. А когда-то были мягкими. Поэтому «жи» и «ши» мы до сих пор пишем через «и».
глухой или звонкий — это отдельная тема)
В современном русском языке звуки ж, ш всегда твердые. Но в древнерусском они были мягкими. Поэтому жи и ши пишем с и.
всегда ТВЕРДЫЙ ЗВУК
никогда не мягкий)))
Ж ш ц всегда твёрдые . Ч щ й всегда мягкие
Ж ш ц всегда твёрдые.
Ш твёрдый. Мягкая форма Щ
Звук [ш] ВСЕГДА твердый!!!!
touch.otvet.mail.ru