Буква щ твердая или мягкая – Звук «щ» — твердый или мягкий»?

Урок русского языка по теме «Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы «Щ, щ»»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности Слайд 1.

Здравствуйте!
Прозвенел звонок,
Начинается наш урок!
Что нам пригодится на уроке, а что оставим за дверью!

Внимательность
Смекалка
Небрежность
Дружба
Фантазия
Лень
Трудолюбие
Нетерпеливость

Ребята, в путь!

Организовывают рабочее место, настраиваются на урок.

При одобрении хлопают в ладоши.  

Актуализация знаний Догадайтесь, о чем идет речь в этом стихотворении?

Все они тянутся
К песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не желают
Свистеть и ворчать.

Слайд 2.

О гласных
На улице гласных сегодня большой беспорядок,
помогите им  вернуться домой.
 
Как вы думаете, какие гласные живут в синем домике и почему? А, О, У, Ы, Э, т.к. они обозначают твердость согласных.
Какие гласные живут в зеленом домике?
Я, Ю, Е, И, Ё, т.к. они обозначают мягкость согласных.
  Хором читаем все гласные.
Всегда ли гласные а,о,у,ы,э обозначают твердость предшествующего согласного? Нет. Согласные Ч и Й  всегда мягкие.
Постановка учебной задачи Есть ли в русском языке  еще согласные, которые всегда мягкие? 
Выясним это.
Ответы детей.
Угадайте, кто герой этой сказки.
«Человечек широко-широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и –  щёлк! –  человечек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко».

Слайд 3.

Щелкунчик.
Почему его назвали «Щелкунчик»? Он щёлкал орехи. От слова «щёлк».
Щелкунчик, щёлк, щёлкал – какой первый звук в этих словах? Звук [щ’]
Кто может сформулировать тему урока? Звук [щ’], буква которая обозначает этот звук.
Какие цели мы поставим перед собой? Научимся  распознавать в словах новый звук, букву, научимся читать слоги и слова с новой буквой
Усвоение новых знаний
Работа со звуком [щ’]
Слайд 4.
 
Найдите лишний рисунок.  Почему? Чашка. В этом слове нет звука [щ’].
Слайд 5.  
Найдите слова со звуком [щ?]. Щука, ящик, плащ, овощи, щипцы,
щётка.
Слайд 6.  
Как называется этот вид доспеха? Щит.
Выложите на столе звуковую модель слова «щит». Выкладывают на столе звуковую модель слова.
Где спрятался звук [щ’] в слове «щит?
Дадим характеристику звуку [щ’].
Звук [щ’] –  гласный или согласный? Докажи.
Звук [щ’] –  звонкий или глухой?
Звук [щ’] –  твердый или мягкий?
В слове «щит» звук [щ’] стоит в начале слова.
Согласный, не поется.
Глухой. Прикладывают ручки к ушкам и проверяют.
Всегда мягкий.
Звук [щ’] согласный, глухой, мягкий. Верно.  
Слайд 7.  
Работа с буквами Щ,щ «Звук  [щ’]  на письме обозначаем буквой Щ,щ.

На расческу Щ похожа. 
Три зубца всего? 
Ну что же!

 
На что еще похожа буква Щ?
Из каких элементов она состоит?
Ответы детей.
Три прямые, перекладина, хвостик.
Слайды 8,9.  
Найдите букву Щ.  
Посмотрите, как пишется печатная буква Щ,
Напечатайте буквы Щ,щ в тетради для печатания.
Дети смотрят, как правильно писать буквы Щ,щ. Используется электронное  приложение к учебнику «Русская азбука». 
Слайд 10.  
Гласные хотят познакомиться с новой буквой. Познакомим их.  
Прибежал веселый А, почитали дети – …
Прибежал игривый И, прочитали дети – …
Прибежал звонкий Е, почитали дети – …
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – …
Прибежал упрямый У, прочитали дети – …
ща
щи
ще
щё
щу
Слайд 11.  
Пришло время для чистоговорки.
Давайте порадуем новый звук и букву, и покажем, как мы научились хорошо читать и четко проговаривать звук [щ?]. 
 
Ща-ща-ща – ходит Саша без плаща.
Ще-ще-ще – свекла варится в борще.
Щу-щу-щу –  рот лекарством полощу.
Щи-щи-щи –  очень вкусны были щи.
Читают и четко проговаривают слоги.
Развитие речи Откройте «Азбуку» на стр. 62.  Рассмотрите иллюстрацию.  
Как называется эта сказка? Русская народная сказка «По щучьему велению»
Почему это народная сказка?
Как вы думаете, кто ее написал?
Народ.
Слайд 12.  
Кто герой этой сказки? Что с ним случилось? Емеля. Поймал щуку, которая исполняла его желания.
Вспомните, о чем мечтал Емеля? Чтобы ведра сами пошли домой, на печке к царю ехать, дрова сами вернулись домой.
Какие мечты Емели сбылись в наше время? Машина, трубопровод, трактор, пила электрическая.
Давайте тоже помечтаем? Если бы вы поймали волшебную рыбку, о чем бы ее попросили? Чтобы робот делал уроки, чтобы была летающая тарелка, можно было полететь на другую планету.
Может через сотни лет ваши мечты превратятся тоже в реальность.
 
Слайд 13. Звучит отрывок из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» Движения  под музыку.
Физкультминутка.  
Ребята, раскрою один секрет. Буква Щ дружит не со всеми гласными. Послушайте сказку и скажите, с какими гласными буква Щ не дружит?  
Жила-была на свете Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Начала водить Щ и позвала себе на помощь Ч, а гласные побежали прятаться. Щ и Ч  хорошо ищут,  во все щели заглянули, шуршат кругом –  нашли уже почти всех. Вот только никак не могут найти две гласные  – Ю и Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, обиженные, усталые, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером.
Проходят мимо соседнего домика и видят, что  Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, чай пьют с пряниками. Обиделись буквы Щ и Ч –  с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе с ними!
Слушают.
С какими гласными буква Щ не дружит? «Я» и «Ю».
Какая еще буква не дружит с «Ю» и «Я»? «Ч»
Слайд 14.  
Вставьте пропущенные буквы, помните правило. Вставляют пропущенные буквы.
Работа с текстом Прочитайте правило, записанное в учебнике на стр. 63. Это правило  нужно запомнить. Читают. Хором повторяем правило.
Прочитайте загадки про овощи (стр. 64 «Азбука»). Найдите отгадки. Работают в паре.
Какие слова Вам помогли догадаться, о чем идет речь в первой загадке?
Второй?
Третьей?
Находят слова из текста.
Слайд 15.  
Игра «Что лишнее?» Яблоко. Так как капуста, лук, морковь – овощи, яблоко – фрукт.
Слайд 16.  
Ребята, слова рассыпались. Соберите их.  (Далее У. проводит работу с составленными словами). Составляют слова.
У. показывает слово «клещи».  
Прочитайте его? Какой вариант верный? Ответы детей.
Слайд 17.  
Что изображено на первом рисунке?
Прочитаем правильно это слово.
Насекомые
Читаем хором слово  «клещи’»
Что изображено на втором рисунке?
Прочитаем правильно это слово.
Инструмент. 
Читаем хором слово «кле’щи».
Вернемся к вопросу: «Какой вариант верный»? Как правильно произносить слово «клещи». Оба варианта верные, т.к. у этого слова 2 значения.
Что меняет значение  слова?
Составим предложения  с данными словами.
Ударение.
Будь осторожен! Здесь клещи!
У моего папы есть клещи.
Слайд 18.  
Что обозначает слово «щегол»?
Посмотрите на экран. Какая она?
Это птица.
Нарядная, красивая,  разноцветная.
Слайд 19.  
Работа с текстом – Послушайте стихотворение  (стр. 65 «Азбука»). О каких щётках здесь говорится?

Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой – башмаки,
Этой щёткой чищу брюки.
Все три щётки мне нужны.

О щетках для обуви, одежды и зубной щётке.
Прочитаем выразительно стихотворение по цепочке, каждый читает по одной строчке.  
Какое слово спряталось в нем? В последней строчке «Все три щётки  мне нужны» спряталось слово «трещотки»
Что такое «Трещотка»? Музыкальный инструмент.
Вспомните, из какого произведения эта скороговорка?

«И сейчас же щётки, щётки
Затрещали как трещотки».

«Мойдодыр»
Какого человека называют «трещоткой»? Человек, который много болтает.
Рефлексия учебной деятельности Слайд 20.  
Ребята, вернемся к целям урока?

«Я научился различать новый звук в словах?»
«Я научился различать буквы Щ,щ?»
«Я научился читать слоги, слова с новой буквой?»

Оцениваем себя с помощью «Светофора».
Что вас удивило?
Что понравилось?
Ответы детей.
Подведение итога урока Почему буква «Щ» на ленте букв находится на нижней строчке и живет в зеленом домике? «Щ» обозначает согласный, глухой, всегда мягкий звук [щ’].
Как пишем сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ? ЧА-ЩА пиши с буквой А
ЧА-ЩА пиши с буквой У.
Трудолюбие, внимательность, фантазия, смекалка,  дружба помогли вам достичь цели.
Спасибо за урок!
 

urok.1sept.ru

Мягкий, согласный звук [щ]. Буквы щ, Щ

Цели урока: Познакомить с новыми буквами, формировать представление детей о звуке [щ,] как о глухом, мягком непарном звуке. Формировать навыки чтения, работать с текстом, умение фантазировать, сопоставлять вымысел и реальность по сказкам.

Ход урока

I. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете почему?

Дети: на улице наступает весна. Ярко светит солнце. Что-то интересное ждет впереди.

— Да, все что вы сказали верно. На улице становится совсем тепло, солнышко светит и нашей с вами встрече я очень рада. А еще у меня хорошее настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке чтения.

II. Постановка проблемы.

Хочу, чтобы и у Вас было хорошее настроение. Для этого я приготовила фрагмент из сказки, угадайте какой? (просмотр фрагмента сказки «По щучьему велению»)

1.

— Как называется сказка?

— Назовите героев этой сказки?

Отгадайте загадку:

У нее во рту пила

Под водой она жила

Всех пугала, всех глотала

А теперь в котел попала

(Щука)

— Ребята, а кто-нибудь из вас видел щуку?

Какая она?

Щука – хищная рыба с удлиненным телом (иногда ее длина достигает 1,5 метра) с большой головой, с мощной нижней челюстью и зубы у нее страшные, вся пасть в зубах, даже на языке и небе.

2. Откройте Азбуку на стр. 62. Давайте прочитаем скороговорки

Щуку я тащу, тащу

Щуку я не упущу

Щуки и леща в роще не сыщешь

— Какой звук мешает произносить скороговорку? ([щ,])

III. Работа над новым материалом.

— Сегодня на уроке мы должны дать характеристику этому звуку.

Все вместе произнесем звук [щ,].

Какой он? (согласный)

А теперь давайте определим, какой он звонкий или глухой (глухой).

И, наконец, мы должны сейчас с вами выяснить звук [щ,] твердый или мягкий. Назовите слова, в которых есть этот звук (лещи, щука, щавель).

Какой он? (всегда мягкий).

Вывод: звук [щ,] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Где встречается звук [щ,] в словах? (в начале, в середине и в конце слов)

— Давайте вспомним звуки, которые придают согласным

                       Мягкость                                                          Твердость

                      и, е, я, ю, ё                                                        а, у, о, ы

(Выполняется задание на интерактивной доске – сколько звуков обозначают буквы?)

— Сегодня на уроке мы будем читать и составлять слова со звуком [щ,].

На письме звук [щ,] обозначается буквами – Щ, щ.

На стр. 63 Азбуки хором прочитаем слоги.

Что вы заметили? (все слоги начинаются с буквы щ.

С какими гласными буква щ не образует слоги? (я, ю, ы)

Сказка про шипящие.

        Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ. А неподалеку жили гласные у, ю, ы, и, а, я. Жили очень дружно, и вот однажды решили буквы поиграть в прятки, выпало вадить шипящим, остальные побежали прятаться, сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут, но шипящие во все щели заглянули хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих, вот только никак не могут найти три гласные ы, ю, я. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали, и вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я как ни в чем не бывало сидят, смеются, смотрят телевизор, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

Работа на интерактивной доске (задание № 4).

Чтение правила в учебнике на стр. 63:

ча-ща пиши с буквой а

чу-щу пиши с буквой у

Закрепление правила, работа на интерактивной доске.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Чтение стихотворений на стр. 63.

Щука проглотила щетку

Щетка ей щекочет глотку,

Удивительное дело!

Что же я за рыбу сьела?

2. Чтение стихотворения «Про щуку» наизусть (Зайцева).

Щука добрая была,

Дружбу с рыбами вела

Из морской капусты щей

Щука наварила

Окуньков, бычков, лещей

Щами накормила.

3. Звуко-буквенный разбор слова «щука».

4. Физкультминутка.

— Продолжим работу. Азбука стр. 64 «Загадки про овощи». (Слова – отгадки: капуста, морковь, лук – поместить на доске, добавить к ним фрукт).

— Отгадайте загадку:                                       Круглое, румяное

                                                                           Я расту на ветке

                                                                      Любят меня взрослые

                                                                        И маленькие детки

                                                                                  (яблоко)

— Какое слов здесь лишнее? почему

— Как можно назвать одним словом капусту, лук, морковь? (овощи)

— Какой суп не бывает без капусты? (щи)

— Какой суп не бывает без свеклы? (борщ)

МОЛОДЦЫ!

— Сейчас мы с вами попробуем сварить суп. Для этого нам понадобятся овощи, о которых мы прочитаем на стр. 66 нашего учебника.

— О каких овощах идет речь?

— Можно ли назвать это произведение сказкой?

— Что необычного происходит в этом произведении?

Итог урока. Тест по чтению – смотрите документ

— Ребята, что нового вы узнали на уроке?

— Чтобы вы рассказали своим мамам и папам?

РЕФЛЕКСИЯ

Мы на урок пришли с хорошим настроением, посмотрим, изменилось ли оно у вас. Щука волшебница приготовила сюрприз. Перед вами на парте лежат листочки двух цветов – красные и зеленые. Вы должны выбрать один из них и повесить на «Дерево чувств». Если вы чувствуете себя хорошо, комфортно, то вешайте на наше дерево листочки красного цвета, если нет – зеленого.

videouroki.net

Буква ш твердая или мягкая

Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  1. познакомиться с новым согласным звуком и буквами, активизация словарного запаса;
  2. развитие речи, познавательной активности;
  3. воспитание нравственных качеств: доброты, чувства коллективизма (умение дружить), воспитывать чувство прекрасного, умение ценить красоту;
  4. развивать фонематический слух, внимание, память;
  5. дикцию, при помощи скороговорки;
  6. воспитывать умение выслушивать ответы товарища.
  • учебник Русская азбука В. Г. Горецкий,
  • портреты: А. С. Пушкина, иллюстрации к произведениям Пушкина, книги А. С. Пушкина,
  • натуральные шишки (кедровые, сосновые, еловые),
  • презентация.ppt к уроку

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

II. Артикуляционная гимнастика: (Слайд 2).

Поработаем с язычком и губами.

2. “Лисичка – собачка”.

“Лисичка” – показываем язычок.
“Собачка” – прячем язычок.

3. С языка слижем варенье с верхней губы и с нижней.

Упражнение “Вкусное варенье”.

Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок приподниму
И остаток оближу.

4. Упражнения на дыхание.

А) как правильно дышать? (Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.)
Б) теперь будем не просто выдыхать, но и проговаривать фразы:
Возьмите цветочек, понюхайте и скажите: АХ, КАК ПАХНЕТ (2–3 раза),
– Что мы сейчас делали? (Зарядку для языка, на дыхание.)
– Для чего делали? (Правильно выговаривать звук, слова, предложения.)

III. Постановка цели и задач урока

1. – Какой звук будем “открывать” узнаете из языковой разминки. (Слайд 3).
– Вспомните, какой звук издаёт змея?
– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш

2. подведение к формулированию темы.

– Проживает ли такой звук в нашей ленте букв?
(На доске висит лента памяти.)
– Сформулируйте тему нашего урока
– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

IV. Работа над новой темой урока. (Слайд 4).

– Какой это звук? Почему?
– Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?
Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему?
– Как вы думаете, бывает ли он твёрдым или мягким?
Звук [ш] – всегда твёрдый

Ззнакомство с буквой. (Слайд 5).

На что похожа буква Ш

Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл

На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.

Чтение слогов с буквой ша. (Слайд 6, 7).

Ша, шу, шо, ши, ше
Придумайте слова, начинающиеся с этого слога

Чистоговорки. (Слайд 8, 9, 10).

Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо пишу.
Ши – ши – ши – что – то шепчут камыши.
Ше – ше – ше – это утка в камыше.

Работа над скороговоркой. (Слайд 11).

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

V. Физкультминутка. (Слайд 12).

VI. Первичное закрепление. (Слайд 13).

1. Работа над загадками Чтение слов

Зима ушла за тридевять земель,
Над лугом загудел мохнатый (Шмель).

Сегодня всё ликует!
В руках у детворы.
От радости танцуют
Воздушные … (Шары). (Слайд 14).

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И намного-много лет
Оставляет чёрный след. (Карандаш.) (Слайд 15).

Не похожи на иголки,
А упали тоже с ёлки. (Шишки.) (слайд 16).

(Шишки сохраняют семена хвойных деревьев, а когда семена созревают, то вырастут хвойные леса. Так же это корм для зверей и птиц в зимнее время.)

2. Послушайте и скажите, кто автор этих строк:

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит

Вы все знакомы с произведениями Пушкина, вам их читали с раннего детства ваши родители.
Вот мы сейчас и проверим, как вы их помните. (Слайд 19).

Викторина по сказкам Пушкина

1. Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду расскажи.

“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (Слайд 20).

2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.

“Сказка о рыбаке и рыбке”. (Слайд 21).

3. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.

“Сказка о царе Салтане”. (Слайд 22).

4. Подарю тебе я птицу
Посади её на спицу
На земле и под землёй
Будет друг тебе …

“Сказка о золотом петушке”. (Слайд 23).

Физкультминутка для глаз. (Слайд 24).

Кого попросил в награду у царя Салтана Шамаханская царица. (Слайд 25).

Давайте посмотрим в учебнике Шамаханскую царицу.

3. Работа c текстом в “Русской азбуке” (с.141). (Слайд 26).

Чтение и анализ текста (хором, сами, по “цепочке”).

  • Куда пошли гулять дети?
  • Какое слово имеет много значений? (Кисти)

Кисти – многозначное слово. (Слайд 27).

Кисти рябины
Кисти рук
Кисти у штор

Что собирали дети? (Шишки)

Чтение наизусть учеником.

– Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.

О каких шишках идет речь? (После драк синяки и выступы.)

Итог урока. С какой буквой мы сегодня познакомились? Что вы можете сказать об этой букве? (Слайд 28).

Источник:
Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш
Урок знакомит учащихся с буквой Ш. В ходе урока идёт работа над развитием речи, обогащением словарного запаса. В ход занятия включена викторина по сказкам А.С. Пушкина.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/591268/

Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие

«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.

Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.

Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?

Начнем с твердых и мягких согласных.

В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.

Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.

А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.

Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.

Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?

Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»

Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «пе с ня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.

Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.

И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.

На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.

Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.

Если есть вопросы, пишите в комментариях.

Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.

Источник:
Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие
Как научить ребенка определять звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.
http://chitalochka-ru.ru/shkolnyie-sekretyi/kakie-raznyie-soglasnyie-zvuki-tverdyie-i-myagkie.html

Согласные звуки

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с], т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] — кон [кон], лук [лук] — люк [л’ук].

Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

Источник:
Согласные звуки
Какие звуки относятся к согласным, сколько согласных звуков. Парные и непарные согласные, мягкие и твёрдые звуки. Схемы, таблицы, примеры.
http://phoneticonline.ru/soglasnye.html

mamaznaetvse.ru

Звук «Ш» твёрдый или мягкий???

смотря где, если просто то твердый а в слове может быть и мягким

Звук [ш] ВСЕГДА твердый.

Звуки [ш] и [ж] всегда твердые. А когда-то были мягкими. Поэтому «жи» и «ши» мы до сих пор пишем через «и».

глухой или звонкий — это отдельная тема)

В современном русском языке звуки ж, ш всегда твердые. Но в древнерусском они были мягкими. Поэтому жи и ши пишем с и.

всегда ТВЕРДЫЙ ЗВУК

никогда не мягкий)))

Ж ш ц всегда твёрдые . Ч щ й всегда мягкие

Ж ш ц всегда твёрдые.

Ш твёрдый. Мягкая форма Щ

Звук [ш] ВСЕГДА твердый!!!!

touch.otvet.mail.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о