Согласные звуки и буквы
Меню раздела
- Русский язык
Рейтинг: 3 / 5
Пожалуйста, оцените Оценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Оценка 5ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ
Все согласные звуки и буквы русского алфавита
В русском языке
21 согласная буква и 43 согласных звука.Звуков больше, так как большинство согласных могут обозначать по 2 звука – твёрдый и мягкий. Существуют согласные – исключения. Всегда твёрдые звуки дают согласные буквы Ж, Ш, Ц, а всегда мягкие – Ч, Щ, Й.
Согласные делятся на 3 подгруппы:
- сонорные (всегда звонкие) — Л, М, Н, Р, Й;
- парные по глухости – звонкости — Б–П, В–Ф
, Г–К, Д–Т, Ж–Ш, З–С; - всегда глухие — Х, Ц, Ч, Щ.
Б – звонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – П (лбы – [Б], лоб – [П]). Может быть мягким [Б’] (белка) и твёрдым [Б] (бочка).
Вторая буква алфавита. В алфавите произносится [БЭ].
В – звонкий парный согласный по глухости-звонкости
Третья буква алфавита. В алфавите произносится [ВЭ].
Г – звонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – К (луга – [Г], луг – [К]). Может быть мягким [Г’] (Герда) и твёрдым [Г] (гол).
Четвёртая буква алфавита. В алфавите произносится [ГЭ].
Д – звонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – Т (плоды – [Д], плод –[Т]).
Пятая буква алфавита. В алфавите произносится [ДЭ].
Ж – звонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – Ш (лужа – [Ж], у луж – [Ш]). Что бы после него ни стояло:гласная второго ряда (жир), Ъ (молодёжь) – звук всегда произносится твёрдо.
Восьмая буква алфавита. В алфавите произносится [ЖЭ].
3 – звонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – С (коза
Девятая буква алфавита. В алфавите произносится [ЗЭ].
Й – всегда звонкий согласный (нет глухой пары). По-научному – сонорный. Всегда мягкий (нет твёрдой пары).
Одиннадцатая буква алфавита. В алфавите произносится И-КРАТКОЕ.
К – глухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Г (кот – [К], год – [Г]). Может быть мягким [К’] (кит) и твёрдым [К] (кот)
Двенадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [КА].
Л – всегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [Л’] (лето) и твёрдым [Л] (лов).
Тринадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭЛЬ].
М – всегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [М’] (мир) и твёрдым [М] (мошка).
Четырнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭМ].
Н – всегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [Н’] (небо) и твёрдым [Н] (нота).
Пятнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭН].
П – глухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Б (почка – [П], бочка – [Б]). Может быть мягким [П’] (пить) и твёрдым [П] (пони).
Семнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ПЭ].
Р – всегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [Р’] (река) и твёрдым [Р] (роль).
Восемнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭР].
С – глухой парный согласный по глухости-звонкости
Девятнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭС].
Т – глухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Д (том – – [Т], дом – [Д]). Может быть мягким [Т’] (Тема) и твёрдым [Т] (тыква)
Двадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ТЭ].
Ф – глухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – В (Фаня
Двадцать вторая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭФ].
Х – всегда глухой согласный (нет звонкой пары). Может быть мягким [X’] (хек) и твёрдым [X] (хурма).
Двадцать третья буква алфавита. В алфавите произносится [ХА].
Ц – всегда глухой согласный (нет звонкой пары). Всегда твёрдый согласный (нет мягкой пары).
Двадцать четвертая буква алфавита. В алфавите произносится [ЦЭ].
Ч – всегда глухой согласный (нет звонкой пары)
Двадцать пятая буква алфавита. В алфавите произносится [ЧЭ].
Ш – глухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Ж (Луша – [Ш], лужа – [Ж]). Всегда твёрдый. Что бы после него ни стояло: гласная второго ряда (ширь), Ь (сушь) – звук всегда произносится твёрдо.
Щ – всегда глухой согласный (нет звонкой пары). Всегда мягкий. Что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (пощада), согласный (мощный), стоит ли он на конце слова (овощ) – звук всегда произносится мягко.
Двадцать седьмая буква алфавита. В алфавите произносится [ЩА].
Алфавит русского языка (русская азбука)
- Назад
- Вперед
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Подростку оторвало три пальца У подростка взорвалась бомба Восьмиклассник подорвался на кофемолке Не рой себе яму, тебе будут угрожать! Алло, Майя! Взорвалась прямо во рту Продырявили «Северный поток-2» Прекращение торгов долларом Застрелил дочь из ружья Изрезал ножом собственную дочь В составе России В школе № 26 отравились дети Кадыров заявил о перевыполнении плана призыва в Чечне на 254% Мальчика наградили орденом Мужества Избили, задушили и положили в ванну Все наши прежние действия покажутся детскими шалостями
Запомнить меня
Регистрация
Мягкие и твёрдые согласные / Согласные звуки и буквы, их обозначающие / Звуки и буквы / Справочник по русскому языку для начальной школы
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Звуки и буквы
- Согласные звуки и буквы, их обозначающие
- Мягкие и твёрдые согласные
Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.
Многие согласные являются парными по мягкости-твёрдости, т.е. в разных словах могут смягчаться или становиться твёрдыми. В транскрипции мягкость согласного показывается значком [ ’ ].
Таблица согласных звуков, парных и непарных по твёрдости/мягкости
Группы согласных | Парные | Непарные |
Твёрдые | [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] | [ж], [ш], [ц] |
Мягкие | [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’] | [й’], [ч’], [щ’] |
На письме твёрдость согласных звуков обозначается гласными буквами а, о, у, ы, э (которые идут после согласного звука) — парк [парк], рота [рота], пума [пума], крынка [крынка], сэр [сэр].
Мягкость согласных звуков на письме обозначается:
- мягким знаком ь — мель [м’эл’], пальто [пал’то], письменный [п’ис’м’эный’]
- гласными буквами е, ё, и, ю, я — пень [п’эн’], свёкла [св’окла], пить [п’ит’], клюв [кл’ув], пляска [пл’аска].
Кроме этого парные по твёрдости/мягкости согласные звуки могут смягчаться и перед некоторыми мягкими согласными — з [з’], с [с’], н [н’], т [т’], л [л’].
Например: песня [п’эс’н’а], если [й’эс’л’и], хвостик [хвос’т’ик] и другие.
Также согласный [н’] будет мягким перед согласными буквами ч и щ, при этом мягкий знак между ними не пишется: пончик [пон’ч’ик], гонщик [гон’щ’ик].
Запомни, что согласные непарные по твёрдости-мягкости остаются только твёрдыми или только мягкими (вне зависимости от того, есть ли после них мягкий знак или какая за ними идёт гласная).
Твёрдые непарные согласные всегда остаются твёрдыми.
Например:
[ж] — жара [жара], жёлтый [жолтый’]
[ш] — шар [шар], шью [шй’у]
[ц] — цапля [цапл’а], цирк [цырк]
Мягкие непарные согласные всегда остаются мягкими.
Например:
[й’] — йогурт [й’огурт], мой [мой’]
[ч’] — час [ч’ас], чек [ч’эк]
[щ’] — щука [щ’ука], щель [щ’эл’]
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Глухие и звонкие согласные
Алфавит
Гласные звуки и буквы, их обозначающие
Согласные звуки и буквы, их обозначающие
Слог
Ударение
Фонетический разбор
Звуки и буквы
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 50, Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 89, Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 112, Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 53, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 155, Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 164, Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 166, Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 5, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 2, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 5, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
2 класс
Упражнение 123, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 124, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 129, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 14, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 133, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 30, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 135, Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 142, Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 144, Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 4, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1
3 класс
Упражнение 124, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 52, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 39, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 43, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 29, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 30, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 25, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 239, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 45, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 34, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
4 класс
Упражнение 57, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 54, Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 174, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 280, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 310, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 312, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 187, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 193, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 33, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 47, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 49, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 50, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 51, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
7 класс
Упражнение 481, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 36, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 550, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Что такое твердые и мягкие звуки G и C? Какие есть идеи для обучения твердым и мягким звукам G и C?
G и C — хитрые буквы! Если ученики не знают разницы между их твердыми и мягкими звуками, «Давайте погоняем!» легко может стать «Давай разгребем!» ?
В этом посте я объясню разницу между твердыми и мягкими звуками. Я также поделюсь, как я учу твердые и мягкие звуки g и c, а также когда я их учу.
Фото: Monkey Business Images, Shutterstock Что такое твердые и мягкие звуки G и C?G может издавать два звука: /g/ или /j/.
Твердый звук g встречается чаще, чем мягкий звук g. Твердый звук g дает звук /g/ как в gum. Мягкий звук g образует звук /j/ как в гигантский .
C может издавать два звука: /k/ или /s/.
Точно так же твердый звук «с» встречается чаще, чем мягкий звук «с». Твердый звук c образует звук /k/, как в cat. Мягкое c дает звук /s/ как в город.
Вот список слов для твердого и мягкого г и с:
- жесткий г: цель, коза, газ, желоб, вперед, игра
- мягкий г: драгоценный камень, жираф, суть, тренажерный зал, зародыш
- твердый c: чашка, пальто, морковь, корова, банка, кудрявый
- мягкий c: цент, цирк, хлопья, круг, центр, циклон
Эти звуки также могут звучать в конце слово ( ковер, пикник) или полуслово ( жесткий , велосипед . )
Как и в большинстве звуковых «правил», существуют исключения! Для жесткого/мягкого g их (к сожалению!) довольно много. Такие слова, как дать, начать, получить , девушка, подарок не соответствуют правилам (я расскажу о правилах позже в этом посте).
А еще есть несколько забавных слов, которые включают как твердый, так и мягкий буквенный звук – перерабатывать, примирять.
Когда вы обучаете твердым и мягким звукам G и C?В моей фонетической программе «От звуков к правописанию» я обучаю твердым звукам «с» и «г» в рамках программы для детского сада.
Если вы используете термин «твердый» при обучении этим звукам, это может быть полезно, когда дети (в конце концов) выучат мягкие звуки g и c.
К концу 1-го класса я ввожу мягкий звук с. Затем, в начале второго класса, я учу мягкий звук «г».
Одно важное замечание: Владение этими звуками (в том, что касается правописания) ожидается только после 2-го класса. Поэтому, хотя я ввожу эти понятия, чтобы помочь учащимся читать, я не ожидаю, что они станут профессионалами в написании слов с этими звуками.
Как учить твердые и мягкие звуки G и C?Самый важный вопрос для этих звуков: «Что следует сразу ПОСЛЕ буквы g/c?» Это поможет определить, жесткий это звук или мягкий.
Когда я впервые представляю твердую и мягкую g, мне нравится использовать небольшое упражнение, чтобы посмотреть, смогут ли ученики обнаружить разницу. Вы можете раздать учащимся карточки со словами (возможно, с картинками, чтобы помочь) и посмотреть, смогут ли они разделиться на две группы. У одних учащихся будут слова, начинающиеся с мягкой g, а у других слова, начинающиеся с твердой g. (Вы можете заранее объяснить твердую и мягкую g, ИЛИ вы можете посмотреть, разберутся ли они сами сначала.)
Объясните: «Некоторые слова имеют твердый звук г /г/. Но другие произносят мягкое g как /j/».
Вы даже можете сделать один шаг дальше и посмотреть, обнаружат ли они какие-либо закономерности относительно того, КОГДА g говорит /g/ и когда он говорит /j/.
Скажите: «Сложность буквы g в том, что звук меняется в зависимости от того, какая буква идет после нее». Вспомните буквы, из которых буква «г» образует твердый звук, как в слове «ворота» (о, а, у, р, л), и буквы, из которых буква «г» образует мягкий звук, как в слове «жираф» (е, и, у).
Наконец, я бы отобразил «Является ли g жестким или мягким?» плакат, чтобы учащиеся могли увидеть это правило в письменной форме и использовать его в качестве справочного материала.
Твёрдое и мягкое с можно учить одинаково. Звук буквы c меняется в зависимости от того, какая буква стоит после нее. Вспомните буквы, из которых с получается твердый звук, как в слове «шапка» (о, а, у, р, л), и буквы, из которых с получается мягкий звук, как в слове «лицо» (е, и, у) .
Сортировка по словам или картинкам — еще одно отличное упражнение для работы над твердыми и мягкими g и c.
ЗаключениеНадеюсь, эта информация о твердых и мягких звуках g и c будет вам полезна! Если вам нужны дополнительные ресурсы для обучения этому или другим навыкам фонетики, ознакомьтесь с моей программой фонетики От звуков к правописанию.
Эта программа содержит полные планы уроков, множество заданий, картинки и слова, расшифровываемые тексты, фонетические плакаты и многое другое!
Счастливого обучения!
Фото: ilikestudio, терминология Shutterstock. Правильно ли я использую термины, говоря о «мягких» и «твердых» гласных и согласных?
Спросил
Изменено 2 года, 8 месяцев назад
Просмотрено 14k раз
В английском языке существует четкая разница между буквой «а» в слове «at» и буквой «а» в слове «отец». Я описал разницу, сказав, что «а» в «отце» «тяжелее», чем другая.
Немецкое слово «фатер» на самом деле произносится с «ф», то есть «фатер». Я описал согласную «f» как «тяжелее», чем согласную «v», по крайней мере, в английском языке.
Правильно ли я употребил термин «тяжелее» в этих контекстах? Если нет, то как лучше всего описать различия в звуке.
Этот вопрос был навеян моим ответом на этот вопрос на другом сайте SE.
- терминология
- изменение звука
2
Термины «твердый» и «мягкий» в лингвистике не используются; вместо этого мы описываем разницу в терминах разницы в произношении (гласная в слове «отец» — это гласная заднего ряда, транскрибируемая как [a] или [ɑ], а гласная в слове «ат» — гласная переднего ряда, транскрибируемая как [æ] ). В случае английских «f» и «v» (или немецких «v» и «w») [f] глухой, а [v] звонкий. Существует некоторое количество общеупотребительных терминов, которые берут на вооружение при описании наборов звуков, например твердый и мягкий, тонкий и широкий, легкий и тяжелый, чистый и мутный, которые в целом выражают какое-то положительное/отрицательное отношение к одному из звуков. звуки. Обычно отрицательный термин используется для описания «менее обычного» звука. Например, звонкие согласные, такие как b,z можно назвать «тяжелым», в отличие от p,s , который можно назвать «легким». И получается, что звонкие согласные несколько менее «обычны», чем глухие согласные. Но нет никаких стандартов для использования этих терминов в обычном языке, поэтому, когда кто-то говорит, что определенный звук «жесткий», он может иметь в виду что угодно, хотя, вероятно, то, что ему не нравится.
Не существует универсального технического значения для «твердого» и «мягкого» , когда речь идет о звуках. Вы не обнаружите, что его используют профессиональные фонетики.
Однако во многих языках существует педагогических соглашений для описания твердых и мягких звуков, которые не переводятся на другие языки. Это часто делается в совпадении с орфографией.
Например, в английском языке люди говорят о «твердом» и «мягком» «с», чтобы различать /k/ в «чашке» и /s/ в ячейке.
Это сильно отличается от славянских языков, где «мягкие» и «твердые» согласные описывают пары, палатализованные или нет. Как в / d / против / dʲ /.
Иногда это относится к гласным. В чешском языке, например, существует традиционное различие между «твердым y» и «мягким i», которое теперь имеет отношение только к орфографии — предшествующий согласный палатализируется для мягкого i. Однако это относится к воспринимаемой разнице в темности звука, которая до сих пор сохранилась в русском языке. Чехи также описывают ‘ü’ в немецком языке как твердое y.
Как видите, нет простого способа сопоставить понятия «твердый» и «мягкий», когда речь идет о звуках в разных языках. Тем не менее, по-видимому, существуют определенные тенденции в том, как люди описывают звуки в разных культурах . Определенные звонкие взрывные звуки с большей вероятностью будут восприниматься как темные или твердые, тогда как аффрикаты с большей вероятностью будут восприниматься как мягкие или светлые, а глухие смычные могут восприниматься как резкие. Это целая область исследований под названием «звуковой символизм» или «фоносемантика».
То, как вы использовали слова «жесткий» и «мягкий», очень своеобразно, но в контексте разговора это может быть понятно людям.