Буква е твердая или мягкая: Буква у твёрдая или мягкая

твердая или мягкая? Фонетический разбор слова

Буква «й»: твердая или мягкая? Этот вопрос очень часто задают ученики, которым необходимо разобрать слово согласно всем правилам фонетики. Ответ на него вы получите чуть далее.

Общие сведения

Прежде чем рассказать о том, какой является буква «й» (мягкой или твердой), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще делятся по таким признакам.

Дело в том, что у каждого слова имеется своя звуковая оболочка, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соотносится с его значением. При этом у разных слов и их форм совершенно разное звуковое оформление. Причем сами звуки не имеют никакого значения. Однако они выполняют важнейшую роль в русском языке. Ведь благодаря им мы может легко различать слова. Приведем пример:

  • [дом] – [дама´] – [до´ма];
  • [м’эл] – [м’эл’], [том] – [там], [дом] – [том].

Транскрипция

Для чего нам необходима информация о том, какой является буква «й» (твердая или мягкая)? Во время фонетического разбора слова очень важно правильно отобразить транскрипцию, которая описывает его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:

[ ] – данное обозначение называют квадратными скобками. Их обязательно ставят для обозначения транскрипции.

[ ´] – это ударение. Он ставится, если слово имеет больше, чем один слог.

[б’] – своеобразная запятая ставится рядом с согласной буквой и обозначает его мягкость.

Кстати, во время фонетического разбора слова нередко используют и следующий символ – [j]. Как правило, им обозначают звучание буквы «й» (иногда применяют и такой символ, как [й]).

Буква «й»: согласный или гласный?

Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.

  • Гласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких преград. Более того, их можно тянуть, при помощи них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голосовых) во время произношения гласных букв можно довольно легко ощутить. В русском языке имеется 6 ударных гласных, а именно: [а], [э], [у], [ы], [о] и [и].
  • Согласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух на своем пути встречает преграду, а именно смычку или щель. Их вид определяет характер звуков. Как правило, щель образуется при произношении [с], [ш], [з] и [ж]. При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно тянуть (например, [ж-ж-ж], [з-з-з]). Что касается смычки, то такая преграда образуется за счет смыкания органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко ее преодолевает, благодаря чему звуки получаются энергичными и краткими. Именно поэтому их называют взрывными. Кстати, тянуть их невозможно (попробуйте сами: [п], [б], [т], [д]).

Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются и следующие: [м], [й], [в], [ф], [г], [л], [р], [ч], [ц], [х]. Как видите, их намного больше, нежели гласных.

Глухие и звонкие звуки

По соотношению голоса и шума согласные звуки могут быть как звонкими, так и глухими. При этом во время произношения звонких слышится и шум, и голос, а глухих – только лишь шум.

Кстати, многие согласные звуки образуют собой между пары по глухости и звонкости: [к] – [г], [б] – [п], [з] – [c], [д] – [т], [ф] – [в] и пр. Всего в русском языке 11 таких пар. Однако существуют звуки, у которых нет пар по этому признаку. К ним относятся: [й], [р], [н], [л], [м] – это непарные звонкие, а [ч] и [ц] – это непарные глухие.

Мягкие и твердые согласные буквы

Как известно, согласные буквы различаются не только по звонкости или, наоборот, глухости, но и по мягкости и твердости. Данное свойство представляет собой второй наиважнейший признак звуков.

Так, буква «й»: твердая или мягкая? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть каждый признак по отдельности:

  • Во время произношения мягких согласных весь язык сдвигается немного вперед, а его средняя часть слегка приподнимается.
  • Во время произношения твердых согласных весь язык буквально оттягивается назад.

Следует особо отметить, что многие согласные буквы образуют между собой пары по таким признакам, как мягкость и твердость: [д] – [ д’], [п] – [п’] и пр. Всего существует 15 таких пар. Однако есть и такие звуки, у которых нет пар по этому признаку. Какие буквы твердых согласных звуков являются непарными? К ним можно отнести следующие – [ш], [ж] и [ц]. Что касается непарных мягких, то это [щ’], [ч’] и [й’].

Обозначение на письме

Теперь вам известна информация о том, буква «й» твердая или мягкая. Но здесь возникает новый вопрос: «Как обозначается мягкость таких звуков на письме?» Для этого используются совершенно разные способы:

  • Буквы «е», «ю», «ё», «я» после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствуют о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: дя´дя — [д’а´д’а], тётя — [т’о´т’а].
  • Буква «и», стоящая после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствует о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: ми´лый – [м’и´лый’], лист – [л’ист], ни´тки – [н’и´тк’и].
  • Мягкий знак («ь») после согласных (не считая «ж» и «ш») представляет собой показатель грамматической формы. Он также свидетельствует о том, что согласные буквы являются мягкими. Примеры пример: даль – [дал’], мель – [м’эл’], просьба – [проз’ба].

Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «е», «ю», «ё», «я», а также мягким знаком. Именно поэтому при фонетическом разборе слова специалисты рекомендуют обращать свое внимание на соседние символы.

Что касается гласной буквы «й», то она является всегда мягкой. В связи с этим в транскрипции ее принято обозначать следующим образом: [й’]. То есть символ запятой, свидетельствующий о мягкости звука, необходимо ставить всегда. Этому же правилу подчиняются и [щ’], [ч’].

Подведем итоги

Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно сделать фонетический анализ какого-либо слова. Для этого лишь следует знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как необходимо оформлять транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.

1. Слово «герой». Состоит из двух слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:

г — [г’] — звонкий, согласный и мягкий.

е — [и] — безударная гласная.

р — [р] — звонкий, согласный, непарный и твердый.

о — [о] — ударная гласная.

й — [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.

Итого: 5 букв и 5 звуков.

2. Слово «деревьев». Состоит из трех слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:

д — [д’] — звонкий, согласный и мягкий.

е — [и] — безударная гласная.

р — [р’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.

е — [э´] — ударная гласная.

в — [в’] — звонкий, согласный и мягкий

ь — [–]

е — [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий и [э] — гласный, безударный;

в — [ф] — глухой, согласный, парный и твердый.

Итого: 8 букв и 8 звуков.

Мягкие и твердые слова | kaz-tili.

kz
 Кирил 
 Latyn

Автор: Татьяна Валяева
Звук : Айдана Қойшығұл

Слово твёрдое, если в нём присутствуют гласные буквы:  ‘а, о, ұ, ы’.
Также в твёрдости слова вы можете быть уверены, если в нём присутствуют согласные буквы ‘қ’ и ‘ғ’.
Примеры:

жұмыс – работа,   дос – друг  
аялдама – остановка,   айлық – зарплата  
қоян – заяц,   табыс – успех  
субұрқақ – фонтан,   тамақ – еда  
қайық – лодка,   шығарма – сочинение  
сұрақ – вопрос,   сағат – часы  
жаңбыр – дождь,   аяз – мороз  
ұйым – организация,   тыйым – запрет  
таяқ – палка,   жазушы – писатель  
балықшы – рыбак,   аңшы – охотник  

Слово мягкое, если в нём гласные буквы:  ‘ә, ө, ү, і, е, э’.
Согласные буквы ‘к’ и ‘г’ присутствуют только в мягких словах (исключая некоторые твёрдые, заимствованные с русского языка слова – карта, гараж)
Примеры:

өмір – жизнь,   есік – дверь  
жүрек – сердце,   сүлгі – полотенце  
тіл – язык,   жігіт – парень,  
әже – бабушка,   пәтер – квартира  
дәрігер – врач,   көше – улица  
дүкен – магазин,   сөз – слово  
шешім – решение,   тізім – список  
сүзбе – творог,   өлім – смерть  
көрме – выставка,   емші – лекарь  
теңізші – моряк,   есепші – бухгалтер  

Гласные буквы ‘и’ и ‘у’ встречаются как в мягких, так и твёрдых словах. Но! Если в слове присутствует только буква ‘и’, то слово мягкое (исключая слово ‘ми – мозг’, к нему добавляются твёрдые окончания), а если в слове присутствует только гласная буква ‘у’ – слово твёрдое.

Твёрдые слова:

ту – флаг,   су – вода,  
аққу – лебедь,   саусақ – палец  
жауап – ответ,   тауық – курица,  
туыс – родственник,   дауыс – голос  
тау – гора,   бояу – краска,  
оқиға – событие,   сиыр – корова  
жиналыс – собрание,   ғимарат – здание,  
қияр – огурец  

Мягкие слова:

ит – собака,   би – танец,  
жидек – ягода,   шие – вишня  
әдебиет – литература,   киім – одежда,  
ине – игла,   иіс – запах  
игілік – благо,   жиен – племянник,  
әуес – хобби,   кереует – кровать  
кездесу – встреча,   күйеу – муж,  
уәде – обещание  

В казахском языке звуков [я], [ё], [ю] нет, есть [йа], [йо], [йу]. В этих тонкостях мы разбираться не будем. Наша цель – определить, какие добавлять окончания, если в словах присутствуют данные буквы.
Буква ‘я’ практически всегда твёрдая, за редким исключением, например, в слове ‘Әлия’ имеет мягкий звук [йә], но даже в этом случае после неё добавляются твёрдые падежные окончания и твёрдые окончания множественного числа. Поэтому смело относим её к буквам, присутствие которых в слове означает добавление твёрдого окончания.

Буква ‘ё’ твёрдая, встречается в казахском языке очень редко.
Буква ‘ю’ имеет звук [йу]. Как и буква ‘у’, она может быть и мягкой, и твёрдой, поэтому смотрим на другие гласные в слове.

Твёрдые слова:
ою – орнамент,   қою – ставить, размещение  
аю – медведь,   жаю – расстилать, расстилание  

Мягкие слова:
сүю – целовать, целование,   тию – касаться, касание  
көркею – процветать, процветание  

Итоговый рисунок:

Теперь переходим к правилу добавления окончаний.

Запомните:

       После твёрдого слога следует твёрдое окончание, после мягкого слога следует мягкое окончание (Закон сингармонизма – Үндестік заңы).

В окончаниях казахского языка встречаются только четыре гласные – ‘а, е’ и ‘ы, і’:
С гласными ‘а, е’  –  окончания  да/де, та/те, нда/нде, дар/дер, лар/лер, ға/ге и т.д.
С гласными ‘ы, і’  –  окончания  ды/ді, ты/ті, ны/ні, дың/дің, тың/тің, ның/нің и т.д.

Если добавляются окончания, содержащие гласные буквы ‘а’ или ‘е’, то окончание с буквой ‘а’ добавляется к твёрдому слову, а окончание с буквой ‘е’ – к мягкому. Примеры (пока на согласные внимание не обращаем, о них подробно позже):

адам – человек,   адам-да > – у человека,   адам-дар – люди  
қасық – ложка,   қасық-та – на ложке,   қасық-тар – ложки  
әже – бабушка,   әже-де – у бабушки,   әже-лер – бабушки  
дүкен – магазин,   дүкен-де – в магазине,   дүкен-дер – магазины  

Если же в окончаниях, которые присоединяются к слову, используются гласные буквы ‘ы, і’, то к твёрдому слову добавляется твёрдое окончание с буквой ‘ы’, а к мягкому – окончание с буквой ‘і’. Примеры (опять же на согласные пока внимание не обращаем):

адам-ның – человека,   адам-ды – человека  
қасық-тың – ложки,   қасық-ты – ложку  
әже-нің – бабушки,   әже-ні – бабушку  
дүкен-нің – магазина,   дүкен-ді – магазин  

Если в одном слове есть и твёрдые, и мягкие гласные, то при добавлении окончаний смотрим на последний слог слова:

кітап – книга,   кітап-тар – книги  
емтихан – экзамен,   емтихан-дар – экзамены  
заңгер – юрист,   заңгер-лер – юристы  
мұғалім – учитель,   мұғалiм-дер – учителя  
әуежай – аэропорт,   әуежай-да – в аэропорту  
театр – театр,   театр-ға – в театр  
жолсерік – проводник,   жолсерік-тiң – проводника  
әнұран – гимн,   әнұран-ды – гимн  
каратэ – каратэ,   каратэ-ден – от каратэ  
секция – секция,   секция-лар – секции  

Большинство исключений (или просто особенностей) связано с заимствованными из русского языка словами (начинающим рекомендую пропустить эту информацию, вернётесь к ней позже):
1)   Если слово оканчивается на согласные ‘лл, мм, сс, тт, ст’, то при добавлении окончаний последняя буква выпадает:
металл – метал-дар,   грамм – грам-дар,   кросс – крос-қа
киловатт – киловат-тар,   атеист – атеис-тер,   турист – турис-тер

2)   Если слово оканчивается на мягкий знак, то при добавлении падежных окончаний мягкий знак сохраняется, а при добавлении притяжательных окончаний (моё, твоё, наше и т. д.) опускается:
табель-ге – табел-і,   дуэль-ге – дуэл-i,   тушь-қа – туш-ы
3)   Если слово оканчивается на ‘ль’, то добавляются мягкие окончания:
ансамбль-ге – ансамбл-і,   роль-ге – рол-і,   дирижабль-ге – дирижабл-і
спектакль-ге – спектакл-і,   модуль-ге – модул-і,   руль-ге – рул-і
4)   Если слово оканчивается на ‘рк, рг, кс, лк, кл, нк’, то присоединяются мягкие окончания:
парк-тен,   пункт-тер,   драматург-і,   бокс-ке,   комикс-тер
5)   Если слово оканчивается на ‘кт, нк, нг, ск, фт, пт’, то не только присоединяются мягкие окончания, но и добавляется гласная ‘і’ (кроме банк – банк-те):
факт-i-лер,   контакт-і-ге,   танк-і-ге,   акваланг-і-сі,   диск-і-лер,   лифт-і-cі
6)   Если слово оканчивается на ‘ог, уг’, присоединяются мягкие окончания (кроме йог – йог-қа):
педагог-тер,   округ-ке,   диалог-тер,   герцог-і,   биолог-і,   филолог-ке
7)   Если слово оканчивается на ‘х’, то присоединяется твёрдое окончание:
цех-та
8)
  В заимствованных из русского языка словах буквы ‘ё’ и ‘ю’ в последнем слоге смягчаются и к словам добавляются мягкие окончания:
актёр-дің,   костюм-ді,   абсолют-ке,   блюз-дің

При присоединении притяжательных окончаний в некоторых словах выпадает гласная в корне слова (ауыз, аузы), смотрите исключения в разделе Беглые гласные.

Порядок следования окончаний

1. Первым окончанием всегда идёт множественное число (на сайте тёмно-коричневым цветом):

адам-дар – люди,   дүкен-дер – магазины  
ойыншық-тар – игрушки,   шелек-тер – вёдра  

2. Вторым – притяжательное окончание (твоё, моё, наше и т.д., на сайте голубым цветом). Примеры с притяжательными окончаниями в словах в единственном и множественном числе:

адам-дар-ы – их люди,   дүкен-дер-іміз – наши магазины  
ойыншық-тар-ың – твои игрушки,   шелек-тер-і – их вёдра  
дос-ың – твой друг,   бөлме-ңіз – Ваша комната  
сағат-ым – мои часы,   үстел-і – его стол,   айна-сы – её зеркало  

3. И только третьим следует окончание какого-либо падежа.

сағат-тар-ың-нан – от твоих часов,   дүкен-дер-iмiз-ден – от наших магазинов  
бөлме-лер-і-нде – в их комнатах  

Ещё примеры:

әже – бабушка,   әже-де – у бабушки,   әже-лер-де – у бабушек  
қала – город,   қала-да – в городе,   қала-лар-да – в городах  
әже-де – у бабушки,   әже-м-де – у моей бабушки,   әже-лер-ім-де – у моих бабушек  
қала-да – в городе,   қала-мыз-да – в нашем городе,   қала-лар-ымыз-да – в наших городах  
По данной теме:
  Видео. 06-сабақ. Дыбыстар
  Грамматика детям. Две страны
  Упражнения. Слова, ассимиляция

© Татьяна Валяева,  2007–2022

Hard and Soft C – Learn71

Знакомство с Hard and Soft C

Это правило определяет, когда учащиеся должны использовать твердые или мягкие c и g при чтении и правописании. Читатели смогут решить, какой звук использовать, взглянув на букву, которая следует за c. Хотя это правило предсказуемо для твердого и мягкого c, оно менее предсказуемо для твердого и мягкого g.

Правило:

  • Буква c говорит /s/, когда за ней следует e, i или y
  • Для всех остальных букв c говорит /k/

Предварительные навыки

Учащиеся понимают долгие и краткие гласные

Учащиеся знают большинство или все названия букв и звуков

Учащиеся знают и понимают использование магии e

Материалы

  • Список слов для 10 упражнений
  • Список слов и проекционный лист для твердых и мягких слов c
  • Карточки с картинками для начинающих читателей
  • Карточные игры (2 копии двух разных цветов)

Списки слов

Soft C

Cent City City Lie Century Sinder Prigh Познавательное занятие

Попросите учащихся произносить звук /k/ и царапающие движения, когда они слышат слово с твердой буквой c, и движение змеи, а также звук /s/ для слова с мягкой буквой c.

Вставка видео о действиях

Corn Cent City City Compet Century Canger

Практика управления управлением:

Teach The Song и Seing The Song:

Эта песня спела под мелодию Bingo: 9:

0005

Есть три буквы, которые смягчаются c    e,ie,I,y

Те же три часто смягчаются g   e,i,e,i,y

Хоровое чтение:

Составьте список слов с твердыми и soft c на интерактивной доске или с помощью документ-камеры.

  • Попросите учащихся подойти и подчеркнуть слова ce, ci, cy
  • Произнесите и прочитайте список всем классом. Повторяйте или перечитывайте сложные слова
  • Включите новую лексику, чтобы учащиеся могли остановиться и выяснить произношение, используя правило солдата (например, киста). Обсудите значение новых слов.

Это упражнение также можно выполнить с бумагой и маркерами.

Независимая практика

Careed Sort:

Объедините учащихся в пары для сортировки карточек. При объединении учащихся в пары учащиеся со схожими навыками должны быть в партнерстве.

Группа 1 – для начинающих читателей, использующих картинки –

  1. Определите, используются ли в слове твердые и мягкие слова с буквой «с»
  2. Обведите все слова, содержащие «ce», «ci» и «cy»
  3. Определите, где в каждом слове находится мягкая «с» (начало, середина и конец)

Группа 2 – сортировка по карточкам – сортировка слов по стопкам букв c

Группа 3 – сортировка по карточкам – сортировка слов по стопкам, буква которых следует за c (e,i,y)

Все учащиеся могут выполнять одну сортировку, или половина учащихся может выполнять одну сортировку, а другая половина — другую. Поменяйте сортировку в середине урока.

Леса:

Если вы обучаете учащихся среднего уровня, учащиеся с отстающими навыками могут пройти первичную сортировку.

Расширение:

Если у вас есть дополнительное время, задайте вопросы партнеру о словах в следующем порядке:

  • Какой из них вы можете съесть?
  • Сможете найти две рифмующиеся?
  • Можете ли вы найти что-нибудь, чем можно писать?

Флоридский центр исследований чтения

Жирафы, козы, кошки и многоножки

Практические тексты

Чтение A-Z

Декоратируется 23 Поездка в город

West Viriginia Phonics

Скрус на дне на уроке для текста.

Hard and Soft c

Hard and Soft g

Номер истории: 1
Маленькие пирожные
Кэл и Карл любят торт. Кэл пьет молоко со своим пирогом. Карл чувствует
запах пирожных, когда они готовятся. Кэл и Карл поют песню о
пирожные. Они покрывают торты взбитыми сливками. Взбитые сливки
придадут тортам великолепный вкус.
Кэл и Карл несут пирожные в коробке для завтрака в школу. Они
делят пирожные во время обеда в прохладном месте под деревом.

Номер истории: 2
Космические пирожные
Джун, Пэм и Кэл однажды должны были сделать школьное задание о космосе.
Так как они любят готовить, они решили испечь торты, чтобы стать каждой звездой.
Солнце было большим пирогом, а маленькие пирожные — звездами
вокруг него. Они боялись везти пирожные в школу на автобусе.
Они ехали на маминой машине в школу. Машина врезалась в ограждение
и лепешки вылетели из двери машины на дорогу. Каждый ребенок пытался
урвать кусочек, но было уже поздно!

Номер истории: 3
Гонка
Карл позвонил Клиффу и попросил его мчаться к ручью. Поскольку у ручья было бы прохладно, Клифф надел пальто. Карл был в красной кепке.
Карл и Клифф добрались до ручья. Клифф добрался до ручья
первый. Карл крикнул Клиффу: «Молодец!» Призом за первое место
стал вкусный кусочек пряного пирога с мороженым. Клифф поделился с Карлом кусочком
пирога и мороженым.

Spelling

Under construction

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Five Ways to Spell the /j/ sound in the Английский язык

  1. и
  2. г
  3. -дгэ
  4. -ge
  5. д

 

Давайте посмотрим на каждое написание и на то, когда мы используем конкретное написание…

 

/j/ звучит, когда стоит перед «a», «o» или «u» в слове, которое чаще всего является англо-саксонским. Давайте рассмотрим несколько примеров:

  • джеб
  • задание
  • прыжок
  • толчок
  • куртка
  • джунгли

2. ) Буква «g» дает звук /j/

Буква «g» дает звук /j/, если за ней следуют «e», «i» или «y» в слове, которое часто происходит от греческого или латинского (в этих языках не используется символ «j» для обозначения звука /j/). Мне нравится называть букву «g», создающую звук /j/, частью правила Stick Vowel Rule. Давайте рассмотрим несколько примеров:

  • драгоценный камень
  • нежный
  • гигант
  • гимназия
  • имбирь
  • водород

3.) Буквы «-dge» образуют звук /j/

Буквы «-dge» образуют звук /j/ в конце односложного слова, за которым следует одна короткая гласная. Эти слова чаще всего англо-саксонские. Мне нравится называть «-dge», производящую звук /j/, частью Солдатского правила (это правило просто гласит, что «d» — это солдат, который стоит молча, защищая короткий гласный звук в середине от большое «гэ» в конце слова). Рассмотрим несколько примеров:

  • выступ
  • помадка
  • значок
  • мост
  • домик

4. Буквы «-ge» образуют звук /j/

Буквы «-ge» образуют звук /j/ в односложном слове, следующем за дифтонгом, согласным или долгим гласным звуком. Эти слова чаще всего англо-саксонские, если только они не находятся в конце многосложного слова, которое чаще всего происходит от греческого или латинского языков. Рассмотрим несколько примеров:

  • клетка
  • румяна
  • съежиться
  • марионетка
  • месть
  • привилегия

ПРИМЕЧАНИЕ: Французы также используют суффикс «-age» и произносятся как (äzh). Например:

  • декупаж
  • гараж
  • мираж
  • корсаж
  • камуфляж

5.) Буква «d» образует звук /j/

Буква «d» образует звук /j/ при использовании с соединительным словом «u». Когда «u» соединяет корень или основное слово, оканчивающееся на «d», с суффиксом, «d» дает звук /j/. Эти слова произошли от лат. Рассмотрим несколько примеров:

  • индивидуальный
  • расписание
  • остаток
  • выпускник
  • постепенный

Важно выучить пять способов написания звука /j/ в английском языке и правила, лежащие в основе каждого правописания, чтобы помочь нашим учащимся в точном декодировании и кодировании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *