твердая или мягкая? Фонетический разбор слова
Буква «й»: твердая или мягкая? Этот вопрос очень часто задают ученики, которым необходимо разобрать слово согласно всем правилам фонетики. Ответ на него вы получите чуть далее.
Общие сведения
Прежде чем рассказать о том, какой является буква «й» (мягкой или твердой), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще делятся по таким признакам.
Дело в том, что у каждого слова имеется своя звуковая оболочка, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соотносится с его значением. При этом у разных слов и их форм совершенно разное звуковое оформление. Причем сами звуки не имеют никакого значения. Однако они выполняют важнейшую роль в русском языке. Ведь благодаря им мы может легко различать слова. Приведем пример:
- [дом] – [дама´] – [до´ма];
- [м’эл] – [м’эл’], [том] – [там], [дом] – [том].
Транскрипция
Для чего нам необходима информация о том, какой является буква «й» (твердая или мягкая)? Во время фонетического разбора слова очень важно правильно отобразить транскрипцию, которая описывает его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:
[ ] – данное обозначение называют квадратными скобками. Их обязательно ставят для обозначения транскрипции.
[ ´] – это ударение. Он ставится, если слово имеет больше, чем один слог.
[б’] – своеобразная запятая ставится рядом с согласной буквой и обозначает его мягкость.
Кстати, во время фонетического разбора слова нередко используют и следующий символ – [j]. Как правило, им обозначают звучание буквы «й» (иногда применяют и такой символ, как [й]).
Буква «й»: согласный или гласный?
Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.
- Гласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких преград. Более того, их можно тянуть, при помощи них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голосовых) во время произношения гласных букв можно довольно легко ощутить. В русском языке имеется 6 ударных гласных, а именно: [а], [э], [у], [ы], [о] и [и].
- Согласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух на своем пути встречает преграду, а именно смычку или щель. Их вид определяет характер звуков. Как правило, щель образуется при произношении [с], [ш], [з] и [ж]. При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно тянуть (например, [ж-ж-ж], [з-з-з]). Что касается смычки, то такая преграда образуется за счет смыкания органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко ее преодолевает, благодаря чему звуки получаются энергичными и краткими. Именно поэтому их называют взрывными. Кстати, тянуть их невозможно (попробуйте сами: [п], [б], [т], [д]).
Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются и следующие: [м], [й], [в], [ф], [г], [л], [р], [ч], [ц], [х]. Как видите, их намного больше, нежели гласных.
Глухие и звонкие звуки
По соотношению голоса и шума согласные звуки могут быть как звонкими, так и глухими. При этом во время произношения звонких слышится и шум, и голос, а глухих – только лишь шум.
Кстати, многие согласные звуки образуют собой между пары по глухости и звонкости: [к] – [г], [б] – [п], [з] – [c], [д] – [т], [ф] – [в] и пр. Всего в русском языке 11 таких пар. Однако существуют звуки, у которых нет пар по этому признаку. К ним относятся: [й], [р], [н], [л], [м] – это непарные звонкие, а [ч] и [ц] – это непарные глухие.
Мягкие и твердые согласные буквы
Как известно, согласные буквы различаются не только по звонкости или, наоборот, глухости, но и по мягкости и твердости. Данное свойство представляет собой второй наиважнейший признак звуков.
Так, буква «й»: твердая или мягкая? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть каждый признак по отдельности:
- Во время произношения мягких согласных весь язык сдвигается немного вперед, а его средняя часть слегка приподнимается.
- Во время произношения твердых согласных весь язык буквально оттягивается назад.
Следует особо отметить, что многие согласные буквы образуют между собой пары по таким признакам, как мягкость и твердость: [д] – [ д’], [п] – [п’] и пр. Всего существует 15 таких пар. Однако есть и такие звуки, у которых нет пар по этому признаку. Какие буквы твердых согласных звуков являются непарными? К ним можно отнести следующие – [ш], [ж] и [ц]. Что касается непарных мягких, то это [щ’], [ч’] и [й’].
Обозначение на письме
Теперь вам известна информация о том, буква «й» твердая или мягкая. Но здесь возникает новый вопрос: «Как обозначается мягкость таких звуков на письме?» Для этого используются совершенно разные способы:
- Буквы «е», «ю», «ё», «я» после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствуют о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: дя´дя — [д’а´д’а], тётя — [т’о´т’а].
- Буква «и», стоящая после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствует о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: ми´лый – [м’и´лый’], лист – [л’ист], ни´тки – [н’и´тк’и].
- Мягкий знак («ь») после согласных (не считая «ж» и «ш») представляет собой показатель грамматической формы. Он также свидетельствует о том, что согласные буквы являются мягкими. Примеры пример: даль – [дал’], мель – [м’эл’], просьба – [проз’ба].
Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «е», «ю», «ё», «я», а также мягким знаком. Именно поэтому при фонетическом разборе слова специалисты рекомендуют обращать свое внимание на соседние символы.
Что касается гласной буквы «й», то она является всегда мягкой. В связи с этим в транскрипции ее принято обозначать следующим образом: [й’]. То есть символ запятой, свидетельствующий о мягкости звука, необходимо ставить всегда. Этому же правилу подчиняются и [щ’], [ч’].
Подведем итоги
Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно сделать фонетический анализ какого-либо слова. Для этого лишь следует знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как необходимо оформлять транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.
1. Слово «герой». Состоит из двух слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:
г — [г’] — звонкий, согласный и мягкий.
е — [и] — безударная гласная.
р — [р] — звонкий, согласный, непарный и твердый.
о — [о] — ударная гласная.
й — [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.
Итого: 5 букв и 5 звуков.
2. Слово «деревьев». Состоит из трех слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:
д — [д’] — звонкий, согласный и мягкий.
е — [и] — безударная гласная.
р — [р’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.
е — [э´] — ударная гласная.
в — [в’] — звонкий, согласный и мягкий
ь — [–]
е — [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий и [э] — гласный, безударный;
в — [ф] — глухой, согласный, парный и твердый.
Итого: 8 букв и 8 звуков.
Слово твёрдое, если в нём присутствуют гласные буквы: ‘а, о, ұ, ы’. аялдама остановка, айлық зарплата қоян заяц, табыс успех субұрқақ фонтан, тамақ еда сұрақ вопрос, сағат часы жаңбыр дождь, аяз мороз ұйым организация, тыйым запрет таяқ палка, жазушы писатель балықшы рыбак, аңшы охотник Слово мягкое, если в нём гласные буквы: ‘ә, ө, ү, і, е, э’. жүрек сердце, сүлгі полотенце әже бабушка, пәтер квартира дәрігер врач, көше улица дүкен магазин, сөз слово шешім решение, тізім список сүзбе творог, өлім смерть көрме выставка, емші лекарь теңізші моряк, есепші бухгалтер Гласные буквы ‘и’ и ‘у’ встречаются как в мягких, так и твёрдых словах. Но! Если в слове присутствует только буква ‘и’, то слово мягкое (исключая слово ‘ми мозг’, к нему добавляются твёрдые окончания), а если в слове присутствует только гласная буква ‘у’ слово твёрдое. Твёрдые слова: ту флаг, су вода,жауап ответ, тауық курица, туыс родственник, дауыс голос тау гора, бояу краска, оқиға событие, сиыр корова жиналыс собрание, ғимарат здание, қияр огурец Мягкие слова: ит собака, би танец,жидек ягода, шие вишня әдебиет литература, киім одежда, ине игла, иіс запах игілік благо, жиен племянник, әуес хобби, кереует кровать кездесу встреча, күйеу муж, В казахском языке звуков [я], [ё], [ю] нет, есть [йа], [йо], [йу]. В этих тонкостях мы разбираться не будем. Наша цель определить, какие добавлять окончания, если в словах присутствуют данные буквы. Буква ‘ю’ имеет звук [йу]. Как и буква ‘у’, она может быть и мягкой, и твёрдой, поэтому смотрим на другие гласные в слове. Твёрдые слова: Мягкие слова: Итоговый рисунок: Теперь переходим к правилу добавления окончаний. После твёрдого слога следует твёрдое окончание, после мягкого слога следует мягкое окончание (Закон сингармонизма Үндестік заңы). В окончаниях казахского языка встречаются только четыре гласные ‘а, е’ и ‘ы, і’: Если добавляются окончания, содержащие гласные буквы ‘а’ или ‘е’, то окончание с буквой ‘а’ добавляется к твёрдому слову, а окончание с буквой ‘е’ к мягкому. Примеры (пока на согласные внимание не обращаем, о них подробно позже): қасық ложка, қасық-та на ложке, қасық-тар ложки әже бабушка, әже-де у бабушки, әже-лер бабушки дүкен магазин, дүкен-де в магазине, дүкен-дер магазины Если же в окончаниях, которые присоединяются к слову, используются гласные буквы ‘ы, і’, то к твёрдому слову добавляется твёрдое окончание с буквой ‘ы’, а к мягкому окончание с буквой ‘і’. Примеры (опять же на согласные пока внимание не обращаем): қасық-тың ложки, қасық-ты ложку әже-нің бабушки, әже-ні бабушку дүкен-нің магазина, дүкен-ді магазин Если в одном слове есть и твёрдые, и мягкие гласные, то при добавлении окончаний смотрим на последний слог слова: кітап книга, кітап-тар книгиемтихан экзамен, емтихан-дар экзамены заңгер юрист, заңгер-лер юристы мұғалім учитель, мұғалiм-дер учителя әуежай аэропорт, әуежай-да в аэропорту жолсерік проводник, жолсерік-тiң проводника әнұран гимн, әнұран-ды гимн каратэ каратэ, каратэ-ден от каратэ секция секция, секция-лар секции
Большинство исключений (или просто особенностей) связано с заимствованными из русского языка словами (начинающим рекомендую пропустить эту информацию, вернётесь к ней позже): табель-ге табел-і, дуэль-ге дуэл-i, тушь-қа туш-ы 3) Если слово оканчивается на ‘ль’, то добавляются мягкие окончания: ансамбль-ге ансамбл-і, роль-ге рол-і, дирижабль-ге дирижабл-і спектакль-ге спектакл-і, модуль-ге модул-і, руль-ге рул-і 4) Если слово оканчивается на ‘рк, рг, кс, лк, кл, нк’, то присоединяются мягкие окончания: 5) Если слово оканчивается на ‘кт, нк, нг, ск, фт, пт’, то не только присоединяются мягкие окончания, но и добавляется гласная ‘і’ (кроме банк банк-те): факт-i-лер, контакт-і-ге, танк-і-ге, акваланг-і-сі, диск-і-лер, лифт-і-cі 6) Если слово оканчивается на ‘ог, уг’, присоединяются мягкие окончания (кроме йог йог-қа): педагог-тер, округ-ке, диалог-тер, герцог-і, биолог-і, филолог-ке 7) Если слово оканчивается на ‘х’, то присоединяется твёрдое окончание: цех-та актёр-дің, костюм-ді, абсолют-ке, блюз-дің При присоединении притяжательных окончаний в некоторых словах выпадает гласная в корне слова (ауыз, аузы), смотрите исключения в разделе Беглые гласные. Порядок следования окончаний 1. Первым окончанием всегда идёт множественное число (на сайте тёмно-коричневым цветом): адам-дар люди, дүкен-дер магазиныойыншық-тар игрушки, шелек-тер вёдра ойыншық-тар-ың твои игрушки, шелек-тер-і их вёдра дос-ың твой друг, бөлме-ңіз Ваша комната сағат-ым мои часы, үстел-і его стол, айна-сы её зеркало 3. И только третьим следует окончание какого-либо падежа. сағат-тар-ың-нан от твоих часов, дүкен-дер-iмiз-ден от наших магазиновбөлме-лер-і-нде в их комнатах Ещё примеры: әже бабушка, әже-де у бабушки, әже-лер-де у бабушекқала город, қала-да в городе, қала-лар-да в городах әже-де у бабушки, әже-м-де у моей бабушки, әже-лер-ім-де у моих бабушек қала-да в городе, қала-мыз-да в нашем городе, қала-лар-ымыз-да в наших городах По данной теме:
|
Hard and Soft C – Learn71
Знакомство с Hard and Soft C
Это правило определяет, когда учащиеся должны использовать твердые или мягкие c и g при чтении и правописании. Читатели смогут решить, какой звук использовать, взглянув на букву, которая следует за c. Хотя это правило предсказуемо для твердого и мягкого c, оно менее предсказуемо для твердого и мягкого g.
Правило:
- Буква c говорит /s/, когда за ней следует e, i или y
- Для всех остальных букв c говорит /k/
Предварительные навыки
Учащиеся понимают долгие и краткие гласные
Учащиеся знают большинство или все названия букв и звуков
Учащиеся знают и понимают использование магии e
Материалы
- Список слов для 10 упражнений
- Список слов и проекционный лист для твердых и мягких слов c
- Карточки с картинками для начинающих читателей
- Карточные игры (2 копии двух разных цветов)
Списки слов
Soft C
Cent City City Lie Century Sinder Prigh Познавательное занятие
Попросите учащихся произносить звук /k/ и царапающие движения, когда они слышат слово с твердой буквой c, и движение змеи, а также звук /s/ для слова с мягкой буквой c.
Вставка видео о действиях
Corn Cent City City Compet Century Canger
Практика управления управлением:
Teach The Song и Seing The Song:
Эта песня спела под мелодию Bingo: 9:
0005
Есть три буквы, которые смягчаются c e,ie,I,y
Те же три часто смягчаются g e,i,e,i,y
Хоровое чтение:
Составьте список слов с твердыми и soft c на интерактивной доске или с помощью документ-камеры.
- Попросите учащихся подойти и подчеркнуть слова ce, ci, cy
- Произнесите и прочитайте список всем классом. Повторяйте или перечитывайте сложные слова
- Включите новую лексику, чтобы учащиеся могли остановиться и выяснить произношение, используя правило солдата (например, киста). Обсудите значение новых слов.
Это упражнение также можно выполнить с бумагой и маркерами.
Независимая практика
Careed Sort:
Объедините учащихся в пары для сортировки карточек. При объединении учащихся в пары учащиеся со схожими навыками должны быть в партнерстве.
Группа 1 – для начинающих читателей, использующих картинки –
- Определите, используются ли в слове твердые и мягкие слова с буквой «с»
- Обведите все слова, содержащие «ce», «ci» и «cy»
- Определите, где в каждом слове находится мягкая «с» (начало, середина и конец)
Группа 2 – сортировка по карточкам – сортировка слов по стопкам букв c
Группа 3 – сортировка по карточкам – сортировка слов по стопкам, буква которых следует за c (e,i,y)
Все учащиеся могут выполнять одну сортировку, или половина учащихся может выполнять одну сортировку, а другая половина — другую. Поменяйте сортировку в середине урока.
Леса:
Если вы обучаете учащихся среднего уровня, учащиеся с отстающими навыками могут пройти первичную сортировку.
Расширение:
Если у вас есть дополнительное время, задайте вопросы партнеру о словах в следующем порядке:
- Какой из них вы можете съесть?
- Сможете найти две рифмующиеся?
- Можете ли вы найти что-нибудь, чем можно писать?
Флоридский центр исследований чтения
Жирафы, козы, кошки и многоножки
Практические тексты
Чтение A-Z
Декоратируется 23 Поездка в город
West Viriginia Phonics
Скрус на дне на уроке для текста.
Hard and Soft c
Hard and Soft g
Номер истории: 1
Маленькие пирожные
Кэл и Карл любят торт. Кэл пьет молоко со своим пирогом. Карл чувствует
запах пирожных, когда они готовятся. Кэл и Карл поют песню о
пирожные. Они покрывают торты взбитыми сливками. Взбитые сливки
придадут тортам великолепный вкус.
Кэл и Карл несут пирожные в коробке для завтрака в школу. Они
делят пирожные во время обеда в прохладном месте под деревом.
Номер истории: 2
Космические пирожные
Джун, Пэм и Кэл однажды должны были сделать школьное задание о космосе.
Так как они любят готовить, они решили испечь торты, чтобы стать каждой звездой.
Солнце было большим пирогом, а маленькие пирожные — звездами
вокруг него. Они боялись везти пирожные в школу на автобусе.
Они ехали на маминой машине в школу. Машина врезалась в ограждение
и лепешки вылетели из двери машины на дорогу. Каждый ребенок пытался
урвать кусочек, но было уже поздно!
Номер истории: 3
Гонка
Карл позвонил Клиффу и попросил его мчаться к ручью. Поскольку у ручья было бы прохладно, Клифф надел пальто. Карл был в красной кепке.
Карл и Клифф добрались до ручья. Клифф добрался до ручья
первый. Карл крикнул Клиффу: «Молодец!» Призом за первое место
стал вкусный кусочек пряного пирога с мороженым. Клифф поделился с Карлом кусочком
пирога и мороженым.
Spelling
Under construction
Five Ways to Spell the /j/ sound in the Английский язык
- и
- г
- -дгэ
- -ge
- д
Давайте посмотрим на каждое написание и на то, когда мы используем конкретное написание…
/j/ звучит, когда стоит перед «a», «o» или «u» в слове, которое чаще всего является англо-саксонским. Давайте рассмотрим несколько примеров:
- джеб
- задание
- прыжок
- толчок
- куртка
- джунгли
2. ) Буква «g» дает звук /j/
Буква «g» дает звук /j/, если за ней следуют «e», «i» или «y» в слове, которое часто происходит от греческого или латинского (в этих языках не используется символ «j» для обозначения звука /j/). Мне нравится называть букву «g», создающую звук /j/, частью правила Stick Vowel Rule. Давайте рассмотрим несколько примеров:
- драгоценный камень
- нежный
- гигант
- гимназия
- имбирь
- водород
3.) Буквы «-dge» образуют звук /j/
Буквы «-dge» образуют звук /j/ в конце односложного слова, за которым следует одна короткая гласная. Эти слова чаще всего англо-саксонские. Мне нравится называть «-dge», производящую звук /j/, частью Солдатского правила (это правило просто гласит, что «d» — это солдат, который стоит молча, защищая короткий гласный звук в середине от большое «гэ» в конце слова). Рассмотрим несколько примеров:
- выступ
- помадка
- значок
- мост
- домик
4. Буквы «-ge» образуют звук /j/
Буквы «-ge» образуют звук /j/ в односложном слове, следующем за дифтонгом, согласным или долгим гласным звуком. Эти слова чаще всего англо-саксонские, если только они не находятся в конце многосложного слова, которое чаще всего происходит от греческого или латинского языков. Рассмотрим несколько примеров:
- клетка
- румяна
- съежиться
- марионетка
- месть
- привилегия
ПРИМЕЧАНИЕ: Французы также используют суффикс «-age» и произносятся как (äzh). Например:
- декупаж
- гараж
- мираж
- корсаж
- камуфляж
5.) Буква «d» образует звук /j/
Буква «d» образует звук /j/ при использовании с соединительным словом «u». Когда «u» соединяет корень или основное слово, оканчивающееся на «d», с суффиксом, «d» дает звук /j/. Эти слова произошли от лат. Рассмотрим несколько примеров:
- индивидуальный
- расписание
- остаток
- выпускник
- постепенный
Важно выучить пять способов написания звука /j/ в английском языке и правила, лежащие в основе каждого правописания, чтобы помочь нашим учащимся в точном декодировании и кодировании.