Асоциальное поведение детей младшего школьного возраста – Асоциальное поведение младших школьников. Причины. Коррекционная работа.

Статья по теме: Асоциальное поведение детей

Родительское собрание на тему «Асоциальное поведение детей» 

 Детство — это подготовка к взрослой жизни. От того, как оно организовано зависит дальнейшая жизнь ребёнка. Будет оно правильно организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо  — обернется нелегкой судьбой. Тяжелое детство не всегда самое плохое. Плохое детство — может обернуться большой бедой.

Асоциальное (от англ. asocial — направленный против общества) поведение — нарушение норм и правил, принятых в обществе. Название не всегда правильно отражает смысл. Например, употребление алкоголя и курение — довольно распространенная норма поведения взрослых. А поведение детей с такими привычками мы относим к асоциальному. Поэтому правильнее будет назвать асоциальным такое поведение школьника, которое не соответствует его возрастным особенностям. Существуют различия между асоциальным и антисоциальным поведением.

  1. Человек с антисоциальным поведением вступает в активный конфликт с нормами общества.
  2. Асоциальные люди открыто не нарушают нормы, они никого не грабят, не убивают, но сознательно исключают себя из нормальной жизни общества, становятся тунеядцами, бомжами, алкоголиками, наркоманам.

Еще не так давно об асоциальном поведении младших школьников и школьников среднего звена не было и  речи. Обычные шалости, школьные нарушения не представляли никакой социальной опасности. Но с тех пор, как в школы и даже детские сады стали вызывать милицию, стало понятно, что общество столкнулось с новой проблемой — асоциальным поведением детей. Детская преступность в последние годы очень помолодела. Асоциальное поведение   школьников — закономерный результат деформированной социально-экономической системы, недостатков в воспитательной системе, а также, к сожалению, бездуховности и низкого культурного уровня семьи.

Какие отклонения в поведении детей относятся к асоциальным? Их много:

  1. грубость,
  2. нечестность,
  3. лень,
  4. сквернословие,
  5. неуважение к старшим, воровство,
  6. хулиганство,
  7. бродяжничество,
  8. курение,
  9. употребление алкоголя,
  10. наркотиков и др.

Чаще всего они проявляются в комплексе, и тогда ребенка называют трудным, а потом асоциальным. Асоциальный — значит, почти граничащий с антисоциальным. Схема падения от трудного к асоциальному примерно такая: сначала появляются отдельные искажения в поведении, затем —«шатающаяся» ориентация, которая может перейти в отрицательную, и, наконец, может сформироваться устойчивая антиобщественная направленность личности. Проявляется асоциальное поведение в широких пределах — от легких, незначительных нарушений правил поведения до противоправных действий, вызванных глубокой моральной запущенностью.

Трудный ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребенок — страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины. 

Ребенок становится трудным,  когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний (аморальное поведение взрослых, дурное влияние улицы, компании правонарушителей), неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребенок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний.

Трудные дети, как правило,  плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, дерутся.   Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе.   Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Большую обеспокоенность вызывает тенденция роста трудных среди девочек. Хотя они менее, чем мальчики, склонны к насилию, грубым и резким проявлениям недисциплинированности, но им зачастую (так же как и мальчикам) свойственны аморальные поступки и проявления, а также лживость, истеричность, грубость и дерзость. Некоторые девочки обнаруживают склонность к хищениям мелких вещей, употреблению алкогольных напитков, курению.  

Психологи и педагоги выделяют несколько типов  трудных детей:

1) дети с нарушениями в сфере общения

 2) дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные)

 3) дети с недостатками умственного развития

 4) дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).

Вследствие этого могут сформироваться:

  1. циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушающие порядок и правила по собственному убеждению, считающие себя правыми; сознательно противопоставляющие себя обществу;
  2.  неустойчивые, не имеющие твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств люди; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; они подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять;
  3.  подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко — табаке, вине и т. д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом;
  4.  аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.  

Никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их просто  нет. Они в нашей ежедневной жизни, в тысячах больших и малых примеров поведения взрослых. Причины неудовлетворенности детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.

Анкетирование по вопросам профилактики вредных привычек

№ п\п

Вопрос

Я:

  1. девочка
  2. мальчик

В моей семье:

  1. не курят
  2. курят все взрослые
  3. курит только отец
  4. курит только мать

Первый раз я попробовал сигарету:

  1. д/с
  2. 1
  3. 2
  4. 3
  5. 4
  6. 5
  7. 6
  8. 7
  9. 8
  10. 9
  11. ещё не пробовал, но планирую
  12. не пробовал и не буду

В первый раз я закурил:

  1. из интереса
  2. не мог отказаться перед друзьями
  3. сам хотел научиться

Сейчас я курю:

  1. время от времени в компании
  2. не реже раза в неделю
  3. не реже раза в день
  4. выкуриваю в день несколько сигарет

Я курю:

  1. только за пределами школы
  2. даже в школе, несмотря на запреты, т. к. не могу обходиться без сигареты

Я скрываю свою привычку курить от родителей:

  1. да
  2. нет

Мои родители:

  1. крайне негативно относятся к моему курению
  2. им всё равно
  3. они уже смирились и не вмешиваются
  4. не считают  курение вредной привычкой

Я:

  1. курил, курю и буду курить
  2. хотел бы бросить, но не знаю как
  3. пытался бросить, но не получается
  4. уже бросил

В моей семье:

  1. не употребляют алкогольные напитки
  2. регулярно употребляют пиво
  3. по праздникам вино, редко пьют крепкие напитки
  4. предпочитают крепкие напитки по праздникам, в будни пьют редко
  5. пьют пиво и крепкие напитки довольно часто

В моей семье:

  1. нет проблем с алкоголем
  2. у одно их членов семьи есть проблемы с алкоголем и это мешает семье жить нормально
  3. большинство членов семьи имеют проблемы с алкоголем

В первый раз я попробовал алкогольный напиток:

  1. 3-4 года
  2. д/с
  3. 1
  4. 2
  5. 3
  1. 4
  2. 5
  3. 6
  4. 7
  5. 8
  6. 9

Мой первый алкогольный напиток был:

  1. пиво
  2. вино
  3. крепкий напиток
  4. энергетик, джинтоник

Я уже пробовал:

  1. пиво
  2. вино
  3. крепкий напиток

В первый раз я попробовал алкоголь:

  1.  в компании друзей
  2. сам в одиночестве
  3. дома с родственниками

Я попробовал, потому что:

  1. не мог отказаться
  2. сам попросил, было интересно

Сейчас я употребляю алкоголь:

  1. иногда с друзьями лёгкие напитки
  2. иногда с родственниками лёгкие напитки
  3. пью пиво не реже раза в неделю
  4. пью пиво почти каждый день
  5. иногда водку

Мои родители:

  1. Негативно относятся к употреблению алкоголя подростками
  2. Смирились и не вмешиваются в моё поведение

Мои родители знают, где, сколько, что и с кем я пью:

  1. Да
  2. Нет, потому что не интересуются этим
  3. Нет, так как я всё скрываю

Какие виды наркотических веществ знаете?

Пробовали ли вы наркотики или наркотикосодержащие вещества?

  1. Да
  2. Нет

Почему да?

Почему нет?

Хотелось бы вам попробовать наркотическое вещество?

  1. Да
  2. Нет

Есть ли у вас знакомые, друзья, которые употребляют наркотические вещества?

  1. Да
  2. Нет

Изменилось ли поведение ваших друзей или знакомых после употребления наркотических веществ?

  1. Да
  2. Нет

Есть ли среди ваших родственников те, кто употребляет наркотические вещества?

  1. Да
  2. Нет

nsportal.ru

Асоциальное поведение детей и подростков. — Подрастковые проблемы — Статьи — Психологический центр — Valentia, Латвия

   

Асоциальное, (отклоняющееся) поведение — отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. 
     Наиболее ярко отклоняющееся поведение прояляется в подростковом периоде, но его предпосылки могут появиться в младшем школьном возрасте.
    Что же включает в себя асоциальное поведение? Какие различия существуют в проявлении асоциального поведения?

Безнадзорность детей:
   Младший школьник подчиняется правилам и нормам поведения, которые предписывают ему авторитетные взрослые – родители или педагоги. 
   Если же ребёнку предоставить полную свободу действий, он чувствует бесконтрольность и усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и внимания к себе. 
   Особенно тяжело переживает ребёнок, когда родители в силу своей занятости надолго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями. 

   Яркой формой безнадзорности являются побеги из дома, прогулы уроков, бесцельное время провождение вне дома.

Причины побегов из дома:

1.  Склонность к бродяжничеству. 
 

2.  Поиски приключений. 
 

3.  Неблагополучие и конфликты в семье. Дети, особенно в возрасте до 9 -10 лет, остро переживают напряженную атмосферу неблагополучия. 
   Жестокое отношение к детям ведет к уходу из дома. В таких семьях дети бывают послушными, но вырастают пассивные, слабохарактерные, либо поддаются влиянию людей с сильной волей. А младший школьник, особенно из неблагополучной семьи, стремится к общению с людьми с сильной волей. 

 

4.  Гедонизм — чрезмерная приверженность к удовольствиям, веселому время провождению, развлечениям. Дети убегают из дома, чтобы избежать необходимости выполнять свои обязанности.
 

  Если у ребенка не было воспитано трудолюбие, если не привык делать в первую очередь то, что нужно, а не то что хочется, то любые трудности будут вызывать у него отрицательные эмоции, желание уклониться от их преодоления.    Этим и объясняется снижение успеваемости у подростков, которым в младших классах учеба давалась легко. Чтобы этого не случилось, важно у ребенка воспитывать трудолюбие, волю еще в раннем детстве. 

 

  • Азартные игры — инфантильная реакция на неуспех в учебной или другой деятельности.
  • Сквернословие.
  • Курение, алкогольная зависимость.
  • Отлонения в сексуальном развитии ребенка.
  • Ложь.
  • Неврозы.

   Все вышеуказанное в большей степени относится к подростковому возрасту. Но чтобы этого не случилось, важно предупредить отклонения в поведении еще в младшем школьном возрасте.

   Некоторые родители, учителя используют метод запугивания. Практика запугивания действует только по отношению к маленьким детям, позже она дает обратный эффект-утрата веры во взрослого. 

   Следует учитывать и такую особенность некоторых детей: если меня обидели или я чего-то не получил, то я сделаю себе еще больнее, накажу себя. Это саморазрушающее поведение. Оно наглядно видно на примере аутизма. При этом заболевании ребенок, как только чувствует себя обделенным или у него что-то не получается, начинает уничтожать себя физически (царапает себе глаза, кусает себя до крови).

Советы родителям:
 

1.  Родителям следует обратить внимание на себя: как часто они говорят неправду в общении с людьми при детях и детям. 
 

2.  Создать в общении с детьми обстановку полного доверия. Поэтому родители должны обладать информацией о том, что происходит в жизни ребенка. Доверие нарушается, если сами родители обманывают детей, не сдерживают обещания; применяют в воспитании строгие наказания: придирчивы, несправедливы и подозрительны. 

 

3.  Даже если ребенок попался на явной лжи, это не должно стать концом доверия. Родитель должен сказать, что хотя обман и повлияет на доверительность их отношений, но единичная ложь все же простительна. Если ложь примет хронический характер, ребенок сам пострадает от последствий утраты доверия. 

Принципы, которыми должны руководствоваться родители в случае детской лжи:
 

1.

Избегать применения физических наказаний
 

2. Отделять наказания за ложь от наказания за скрываемый ложью проступок.
 

3. Подчеркивать какое значение имеет ложь для других людей.
 

4. Наказание должно быть соразмерно проступку. 
 

5. Устанавливать с детьми полные доверительные отношения, уметь понять ребенка.
Формированию асоциального поведения способствует не только семья, но общение с асоциальными сверстниками.

Пути и методы разрыва нежелательных контактов:
 

1. Перевод в другой класс, в другую школу, переезд в другой дом.
   Следует обратить внимание на то, что переезд в различные дома товарищей по общению, дает низкий процент случаев прекращения отношений по сравнению с переводом учащихся в другую школу, хотя и расположенную рядом.    Переходя в другую школу, ребенок попадает в новый для себя коллектив, в котором у него возникают новые отношения, интересами которого он живет, чтобы утвердить себя в нем, достичь определенного положения, обрести состояние эмоционального благополучия. 

 

2.  Авторитарное запрещение одной или двум сторонам поддерживать связь.  
Эффективно только для маленьких детей.
 

3. Моральное осуждение нежелательных связей.
Если у ребенка с родителями сложились доверительные отношения и они пользуются авторитетом у своих детей, осуждение нежелательных связей может быть достаточно эффектиным для прекращения отношений.

 

4. Замена интереса. Предложение ребенку другого вида деятельности и времяпровождения, который будет также интересен ребенку, но будет иметь положительную направленность.

www.ppcvalentia.com

Статья «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

« Девиантное поведение детей

младшего школьного возраста »

Во все времена и во всех обществах всегда существовали индивиды, чье поведение выходило за рамки общепринятых норм. от лат. «де витио »- отклонение, появился термин «девиантное поведение».

Количество школьников, которые выделяются как учащиеся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих фактов, способствующих формированию отклоняющего поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятых в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

По мнению одних исследователей, речь идет о любых отклонениях от выработанных обществом социальных норм. Другие исследователи настаивают на включение в понятие девиантного поведения только нарушение правовых норм. По мнению третьих, это различные виды социальных патологий (наркомания, алкоголизм…).

Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть не только психофизические отклонения, которыми занимаются врачи (здоровье) , но и неблагополучние семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.

На фоне семейных отношений часты конфликты, разводы. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.

Итак, дети с девиантным поведением для учителя- это неуспевающий ребенок, ребенок, который не слушается, не слушает на уроке и прогуливает их. Для милиционера

— это хулиган, нарушающий общественный порядок. Для родителей — это ребенок, который привносит в семейную жизнь те или иные проблемы.

Что же делать, чтобы кривая девиантных проявлений в детской среде не росла вверх? Как правильно, а главное, результативно организовать работу с детьми девиантного поведения и по профилактике девиантного поведения?

Особенно важно решение этого вопроса в отношении детей младшего школьного возраста, т.к. в младшем школьном возрасте закладываются те основы, которые в дальнейшем определяют поведение ребенка в подростковом и юношеском возрасте, формируются личностные черты и качества, начинают складываться определенные установки.

Но давайте посмотрим, что меняется в жизни ребенка, когда он приходит из детского сада в школу.

1.Изменяется социальный статус ребенка. Раньше он был просто ребенком, сейчас он — ученик. Появляются первые «обязанности» — делать уроки, ходить в школу каждый день, выполнять задания учителя.

2.У дошкольника ведущий вид деятельности является игра, а у младшего школьника — учеба. Учитель нач.классов использует игру как метод обучения, но эта игра не та детская. Это уже не свободная игра, здесь появляется элемент обязанности.

3.Расширяется круг общения ребенка, у него появляются новые друзья, в его жизнь входят новые взрослые, по-иному начинают воспринимать в семье. «Ты уже взрослый, потому что ты школьник», -часто слышит он от родителей.

4. Происходит расширение «информационного» поля ребенка. Он узнает много того, о чем раньше не знал. Соответственно, возникает множество вопросов, на которые ребенок хочет получить удовлетворяющие его ответы(болтливость на уроках)

5.В жизни ребенка входят новые нормы, правила, требования, которым он должен следовать. Большинство из них направлены на сдерживание двигательной активности ребенка.

Жизнь ребенка и внешняя и внутренняя дифференцируется и каждый ребенок ищет свои способы поведения и соотнесения себя и других. Появляется проблема девиантого и неадекватного поведения у детей, т.к. ребенок старается найти свое место в коллективе.

Главная задача участников воспитательного процесса — вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо с учащимися и семьями учащихся 1 классов. Причем основное направление работы на данном этапе – это изучение семьи и постоянная работа с родителями.

Что делаем в нашей школе, классе:

-в начале учебного года (касается 1классов) проводим диагностику семей учащихся своих классов:

проводим анкетирование,

устанавливаем категорию и статус семей,

составляем социальный паспорт класса,

определяем уровни образования родителей,

выясняем, кто занимается воспитанием ребенка

( касается домашних детей).

-следующим шагом является посещение семей по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этих семей.

Изучив эти аспекты, учитель строит свою работу с родителями детей с девиантным поведением и работу по профилактике девиантного поведения.

-проводятся тематические родительские собрания.

-знакомство некоторых родителей со статьями психологического и педагогического характера,

-индивидуальная работа с родителями и детьми.

Анализируя изменения, происходящие в жизни детей учителя нач.классов стремятся к тому, чтобы профилактика девиантных проявлений в детской среде сочеталась с воспитательным процессом в целом и не вносила в жизнь ребенка каких-то новых изменений, которые сопровождались бы определенным психологическим напряжением с его стороны.

Например, игра. В ходе игр ребенок приобретает опыт принятия

ответственных решений, отстаивание своего мнения,

своей позиции, формируется адекватное представлении

о чувствах, эмоциях, настроении, их влиянии на

поведение, об управлении чувствами и преодоление

стрессов.

Книги. По образцу и подобию героев книг формируется собственные

способы освоения мира. После прочтения сказок, рассказов,

в ходе пересказа и ответов на вопросы ребята учатся давать

собственную оценку действиям и поступкам героев.

Практикуется на урока сочинение собственных

сказок, рисование на уроках чтения (через цвет ребенок

передает свое отношение к героям, ситуациям и т. д…)

Труд. Через деятельность легче организовать, выработать умение

подчиняться инструкции, доводить начатое дело до конца,

работать в коллективе, кроме того, труд снимает общую

возбудимость.

Целенаправленные действия как индивидуальные, групповые, коллективные дают возможность ребенку соотнести свое «я» с другими детьми, совместные дела воспитывают чувство товарищества, взаимопомощи, взаимопереживания и т.д.

Также еженедельные классные часы, беседы, индивидуальная работа, анкетирование, проведение праздников, где участвуют дети и девиантного поведения и т.д.

Работа с ребенком девиантного поведения и его семьей наиболее эффективна, когда к этой работе подключаются школьный психолог, который проводит психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.

infourok.ru

Преодоление поведенческих нарушений у детей младшего школьного возраста

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Младший школьный возраст – важный этап социализации ребенка, а именно:

  • Развивается самосознание ребенка;
  • Развивается умение взаимодействовать со значимыми взрослыми;
  • Умение общаться со сверстниками.

Процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром реализуется в поведении ребенка.

Процесс формирования различных форм поведения, черт характера отличается некоторым своеобразием в зависимости от типа нервной системы ребенка.

Условно, каждого ребенка можно определить к одному из типов нервной системы:

  • Безудержный тип (холерический темперамент).
  • Живой тип (сангвиник).
  • Спокойный тип (флегматик).
  • Слабый тип (меланхолик).

Принадлежность к одному из типов нервной системы определяет особенности поведения ребенка и особенности нарушения поведения.

Классификация поведенческих нарушений детей младшего школьного возраста:

I. Нарушения поведения, связанные с повышенной возбудимостью ребенка.

Проявления:

  • Недисциплинированность.
  • Чрезмерная активность.
  • Безудержность.
  • Импульсивность.
  • Агрессивное поведение.

II. Нарушения поведения, связанные с нарушениями в сфере общения.

Проявления:

  • Пассивность.
  • Замкнутость.
  • Отстраненность от других людей.

III. Нарушения поведения, связанные с отрицательными проявлениями личности ребенка.

Проявления:

  • Упрямство.
  • Грубость.
  • Капризность.
  • Лживость и др.

Причины нарушения поведения: . .

  1. Биологические особенности ребенка (генофонд, особенности ВНД).
  2. Ненормальные взаимоотношения и бытовой уклад в семье.
  3. Влияние отрицательной микросреды (улица, сверстники).
  4. Ошибки в воспитании и обучении.

Классический пример: ребенок возбудимого типа из неблагополучной семьи (алкоголизм родителей, ссоры, безнадзорность), подверженный дурному влиянию улицы, который является неуспевающим в школе.

Ребенок выпадает из сферы благоприятного развития во всех звеньях: семья, улица, школа. Находится в зоне активных отрицательных влияний. Такой ребенок не имеет места в коллективе, так как является отверженным. Правильные отношения с учителями не сложились, в семье внимания не уделяют.

Таким образом, задача школьного психолога в работе с детьми младшего школьного возраста, отслеживание динамики развития ребенка с целью своевременного выявления проблем личностного развития.

Рассмотрим наиболее частые поведенческие нарушения младших школьников и пути их преодоления.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ – двигательное беспокойство, бесцельная активность.

Исследователи отмечают, что до 10% младших школьников подвержены гиперактивности, причем девочек в 4-5 раз меньше, чем мальчиков.

Гиперактивность тесно связана с недисциплинированностью . Это бурная активность, кипучая энергия, которая не находит разумного выхода и проявляется в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины.

Причины гиперактивности:

  • преждевременные или трудные роды.
  • родовые травмы,
  • свойства нервной системы;
  • инфекции
  • безделье;
  • неправильное понимание, что такое мужество, смелость, отвага;

Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания. Для диагностики необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий.

Дефицит внимания:

  1. Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
  2. Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.
  3. Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.
  4. Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.
  5. Имеет трудности с организацией своей деятельности, часто переключается с одного занятия на другое.
  6. Избегает или не любит задачи, требующие длительного умственного напряжения.
  7. Часто теряет вещи, в которых нуждается.
  8. Легко отвлекается посторонним шумом.
  9. Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

Преодоление: переключить активность и энергию ребенка на интересные, увлекательные дела, направлять инициативу в правильное русло. В отдельных случаях необходимо обратиться к психоневрологу.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ – склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств.

Причины: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке.

Таким образом, не все случаи нарушения поведения младших школьников следует объяснять недисциплинированностью.

Гиперактивность и импульсивность:

  1. При волнении интенсивные движения руками или ногами.
  2. Должен часто вставать с места.
  3. Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
  4. Трудность участвовать в тихих действиях досуга.
  5. Действует, как будто “заведенный”.
  6. Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..
  7. Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.
  8. Неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..
  9. Вмешивается в разговор или деятельность других.

АГРЕССИВНОСТЬ — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).

Виды агрессивных реакций по опроснику Басса-Дарки

  1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная
  3. — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  4. Раздражение
  5. — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  6. Негативизм
  7. — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  8. Обида
  9. — зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.
  10. Подозрительность
  11. — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  12. Вербальная агрессия
  13. — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  14. Чувство вины
  15. — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести.

Правила работы с агрессивными детьми

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказания не должны унижать ребенка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  11. Учить брать ответственность на себя.

УПРЯМСТВО — стремление действовать по-своему, вопреки просьбам, советам, требованиям других людей.

Причины:

  • Привычная форма поведения избалованного ребенка.
  • Стремление к самостоятельности и независимости.
  • Переутомление, перевозбуждение нервной системы.
  • Форма протеста против подавления ребенка взрослым.

Преодоление упрямства: общение с упрямым ребенком должно быть твердым и требовательным, не следует угрожать и подавлять ребенка. Возможно осторожное внушение, подсказка, совет. Необходима спокойная требовательность, устранение избытка внимания, укрепление нервной системы, устранение обилия впечатлений

ЛЖИВОСТЬ – сознательное уклонение от истины.

Причины:

  • Боязнь, страх наказания.
  • Пустая хвастливость и болтливость.
  • Желание привлечь к себе внимание, повысить свой авторитет, вызвать удивление окружающих.
  • Желание выручить друга, совершившего дурной поступок.

Преодоление лживости:

  • Воспитание, основанное на правдивости.
  • Исключение устрашения и подавления ребенка, которое поражает страх.
  • Личный пример старших.
  • Доверие к ребенку.
  • Исключение оскорбления и обиды в адрес ребенка.

ЛЕНЬ – недостаток поведения, отсутствие стремления и потребности трудиться (физически и умственно).

Причины:

  • Неразумная воспитательная тактика родителей, которые оберегают детей от каких-либо трудовых усилий.
  • Лень в учебной деятельности развивается, если учитель не замечает и не поощряет усилий и старания ребенка, постоянно критикует недостатки его работы.

Преодоление лени:

  • Похвала и одобрение ребенка, она вызывает чувство удовлетворения, приучает находить радость в физическом и умственном труде.
  • Для ребенка необходимо чувствовать оценку своего труда, особенно, если работа трудная.

Как же преодолеть нарушения поведения у младших школьников?

В первую очередь необходимо преодолеть причины, вызывающие эти нарушения: неблагоприятные семейные отношения, неудачи в школе и асоциальное поведение.

  • Воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутрисемейных отношений, больше внимания уделять ребенку.
  • Воздействовать на ближайшее окружение ребенка, вовлечь его в полезные дела.
  • Преодолевать плохую успеваемость в школе, так как зачастую дети с поведенческими нарушениями – это слабоуспевающие дети.
  • Возраст младшего школьника очень внушаем, поэтому. Искренние, доверительные беседы ребенку необходимы.
  • Дети, имеющие нарушения поведения, требуют индивидуального подхода, а это предполагает разработку индивидуального плана воспитательных мероприятий на основе изучения индивидуальных особенностей личности ребенка.

Принципы работы с детьми данной категории:

  • В общении с детьми важно теплое, доброжелательное отношение (спокойно-доброжелательный тон, спокойно-требовательный тон, спокойно-осуждающий тон), так как грубость и гнев вызывают либо перевозбуждение и озлобленность, либо заторможенность, состояние угнетения и подавленности.
  • Педагогу необходимо выявить то положительное, что имеется в личности каждого ребенка (это благотворно сказывается на его поступках).
  • Необходимо открыто выражаемое доверие к ребенку. Это доверие должно быть естественным и непринужденным, а не искусственным приемом.

Таким образом, работа по преодолению поведенческих нарушений у детей представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения.

Однако, всегда легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже укоренившееся стереотипы поведения.

Если правильно поставить воспитательную и учебную работу с ребенком с первых дней его пребывания в школе, нейтрализовать отрицательное влияние семьи, то трудновоспитуемых детей не будет.

(Беседа сопровождается презентацией).

12.07.2014

urok.1sept.ru

Расстройства поведения в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст – важный этап социализации ребенка, а именно:

·         Развивается самосознание ребенка;

·         Развивается умение взаимодействовать со значимыми взрослыми;

·         Умение общаться со сверстниками.

Процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром реализуется в поведении ребенка.

Процесс формирования различных форм поведения, черт характера отличается некоторым своеобразием в зависимости от типа нервной системы ребенка.

Условно, каждого ребенка можно определить к одному из типов нервной системы:

·         Безудержный тип (холерический темперамент).

·         Живой тип (сангвиник).

·         Спокойный тип (флегматик).

·         Слабый тип (меланхолик).

Принадлежность к одному из типов нервной системы определяет особенности поведения ребенка и особенности нарушения поведения.

Классификация поведенческих нарушений детей младшего школьного возраста:

I. Нарушения поведения, связанные с повышенной возбудимостью ребенка.

Проявления:

·         Недисциплинированность.

·         Чрезмерная активность.

·         Безудержность.

·         Импульсивность.

·         Агрессивное поведение.

II. Нарушения поведения, связанные с нарушениями в сфере общения.

Проявления:

·         Пассивность.

·         Замкнутость.

·         Отстраненность от других людей.

III. Нарушения поведения, связанные с отрицательными проявлениями личности ребенка.

Проявления:

·         Упрямство.

·         Грубость.

·         Капризность.

·         Лживость и др.

Причины нарушения поведения: . .

1.     Биологические особенности ребенка (генофонд, особенности ВНД).

2.     Ненормальные взаимоотношения и бытовой уклад в семье.

3.     Влияние отрицательной микросреды (улица, сверстники).

4.     Ошибки в воспитании и обучении.

Классический пример: ребенок возбудимого типа из неблагополучной семьи (алкоголизм родителей, ссоры, безнадзорность), подверженный дурному влиянию улицы, который является неуспевающим в школе.

Ребенок выпадает из сферы благоприятного развития во всех звеньях: семья, улица, школа. Находится в зоне активных отрицательных влияний. Такой ребенок не имеет места в коллективе, так как является отверженным. Правильные отношения с учителями не сложились, в семье внимания не уделяют.

Таким образом, задача школьного психолога в работе с детьми младшего школьного возраста, отслеживание динамики развития ребенка с целью своевременного выявления проблем личностного развития.

Рассмотрим наиболее частые поведенческие нарушения младших школьников и пути их преодоления.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ – двигательное беспокойство, бесцельная активность.

Исследователи отмечают, что до 10% младших школьников подвержены гиперактивности, причем девочек в 4-5 раз меньше, чем мальчиков.

Гиперактивность тесно связана с недисциплинированностью . Это бурная активность, кипучая энергия, которая не находит разумного выхода и проявляется в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины.

Причины гиперактивности:

·         преждевременные или трудные роды.

·         родовые травмы,

·         свойства нервной системы;

·         инфекции

·         безделье;

·         неправильное понимание, что такое мужество, смелость, отвага;

Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания. Для диагностики необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий.

Дефицит внимания:

1.     Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.

2.     Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.

3.     Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.

4.     Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.

5.     Имеет трудности с организацией своей деятельности, часто переключается с одного занятия на другое.

6.     Избегает или не любит задачи, требующие длительного умственного напряжения.

7.     Часто теряет вещи, в которых нуждается.

8.     Легко отвлекается посторонним шумом.

9.     Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

Преодоление: переключить активность и энергию ребенка на интересные, увлекательные дела, направлять инициативу в правильное русло. В отдельных случаях необходимо обратиться к психоневрологу.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ – склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств.

Причины: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке.

Таким образом, не все случаи нарушения поведения младших школьников следует объяснять недисциплинированностью.

Гиперактивность и импульсивность:

1.     При волнении интенсивные движения руками или ногами.

2.     Должен часто вставать с места.

3.     Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.

4.     Трудность участвовать в тихих действиях досуга.

5.     Действует, как будто “заведенный”.

6.     Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..

7.     Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.

8.     Неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..

9.     Вмешивается в разговор или деятельность других.

АГРЕССИВНОСТЬ — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).

Виды агрессивных реакций по опроснику Басса-Дарки

1.     Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2.     Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3.     Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4.     Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5.     Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.

6.     Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7.     Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8.     Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести.

Правила работы с агрессивными детьми

1.     Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2.     Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3.     Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4.     Наказания не должны унижать ребенка.

5.     Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6.     Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7.     Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8.     Развивать способность к эмпатии.

9.     Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10.           Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11.           Учить брать ответственность на себя.

УПРЯМСТВО — стремление действовать по-своему, вопреки просьбам, советам, требованиям других людей.

Причины:

·         Привычная форма поведения избалованного ребенка.

·         Стремление к самостоятельности и независимости.

·         Переутомление, перевозбуждение нервной системы.

·         Форма протеста против подавления ребенка взрослым.

Преодоление упрямства: общение с упрямым ребенком должно быть твердым и требовательным, не следует угрожать и подавлять ребенка. Возможно осторожное внушение, подсказка, совет. Необходима спокойная требовательность, устранение избытка внимания, укрепление нервной системы, устранение обилия впечатлений

ЛЖИВОСТЬ – сознательное уклонение от истины.

Причины:

·         Боязнь, страх наказания.

·         Пустая хвастливость и болтливость.

·         Желание привлечь к себе внимание, повысить свой авторитет, вызвать удивление окружающих.

·         Желание выручить друга, совершившего дурной поступок.

Преодоление лживости:

·         Воспитание, основанное на правдивости.

·         Исключение устрашения и подавления ребенка, которое поражает страх.

·         Личный пример старших.

·         Доверие к ребенку.

·         Исключение оскорбления и обиды в адрес ребенка.

ЛЕНЬ недостаток поведения, отсутствие стремления и потребности трудиться (физически и умственно).

Причины:

·         Неразумная воспитательная тактика родителей, которые оберегают детей от каких-либо трудовых усилий.

·         Лень в учебной деятельности развивается, если учитель не замечает и не поощряет усилий и старания ребенка, постоянно критикует недостатки его работы.

Преодоление лени:

·         Похвала и одобрение ребенка, она вызывает чувство удовлетворения, приучает находить радость в физическом и умственном труде.

·         Для ребенка необходимо чувствовать оценку своего труда, особенно, если работа трудная.

Как же преодолеть нарушения поведения у младших школьников?

В первую очередь необходимо преодолеть причины, вызывающие эти нарушения: неблагоприятные семейные отношения, неудачи в школе и асоциальное поведение.

·         Воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутрисемейных отношений, больше внимания уделять ребенку.

·         Воздействовать на ближайшее окружение ребенка, вовлечь его в полезные дела.

·         Преодолевать плохую успеваемость в школе, так как зачастую дети с поведенческими нарушениями – это слабоуспевающие дети.

·         Возраст младшего школьника очень внушаем, поэтому. Искренние, доверительные беседы ребенку необходимы.

·         Дети, имеющие нарушения поведения, требуют индивидуального подхода, а это предполагает разработку индивидуального плана воспитательных мероприятий на основе изучения индивидуальных особенностей личности ребенка.

Принципы работы с детьми данной категории:

·         В общении с детьми важно теплое, доброжелательное отношение (спокойно-доброжелательный тон, спокойно-требовательный тон, спокойно-осуждающий тон), так как грубость и гнев вызывают либо перевозбуждение и озлобленность, либо заторможенность, состояние угнетения и подавленности.

·         Педагогу необходимо выявить то положительное, что имеется в личности каждого ребенка (это благотворно сказывается на его поступках).

·         Необходимо открыто выражаемое доверие к ребенку. Это доверие должно быть естественным и непринужденным, а не искусственным приемом.

Таким образом, работа по преодолению поведенческих нарушений у детей представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения.

Однако, всегда легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже укоренившееся стереотипы поведения.

Если правильно поставить воспитательную и учебную работу с ребенком с первых дней его пребывания в школе, нейтрализовать отрицательное влияние семьи, то трудновоспитуемых детей не будет.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *