Упражнения по русскому языку для 1 класса
Упражнения по русскому языку для 1 класса…
Упражнение 1.
Спишите предложения. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.
На полянке возле ёлочки пень Кто это сел на пень На пень села жёлтая птичка Красивая иволга А как она поёт
Упражнение 2.
Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения.
Дома, около, сад, дедушки, фруктовый
Деревья, в, растут, какие, саду
Сливы, рядом, яблони, и, растут
Ароматная, а, малина, какая, и, крупная
Упражнение 3.
Разделите текст на предложения. Спишите их.
Что купила мама она купила молоко и сметану какое вкусное молоко какая густая сметана
Упражнение 4.
Разделите текст на предложения. Спишите их.
Около села лес в лесу растут ели какие стройные и красивые ёлочки сколько шишек на них
Упражнение 5.
Составьте из слов предложения, а из предложений рассказ. Спишите его.
Шустрая, белочка, рыжая, это
Это, очаровательный, какой, милый, и, зверёк
Там, мелькает, зелени, среди, кто
Упражнение 6.
Составьте из слов предложения, а из предложений рассказ. Спишите его.
Первый, это, кузнечик
Так, кто, трещит, в, звонко, траве
Зеленеет, как, ярко, травка, молодая
Упражнение 7.
Разделите текст на предложения. Спишите их.
Какие цветы в вазе это розы великолепные розовые и красные розы их поставила в вазу мама
Упражнение 8.
Разделите текст на предложения. Спишите их. Подберите название к тексту.
Муравей нашёл зерно оно было тяжёлое муравей позвал товарищей дружно тащат муравьи зерно домой.
Упражнение 9.
Прочитайте и выпишите только предложения.
Наступила осень. На птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.
Упражнение 10.
Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения.
Воробей, обедал, где
В, лесу, хорошо, как, весной
Щебечут, в, птицы, саду
Упражнение 11.
Прочитайте текст, разделите его на предложения. Спишите.
Как тебя зовут как хорошо пахнут фиалки как ты живёшь куда уехал Слава мы гордимся нашей Родиной
Упражнение 12.
Грамотно постройте предложения. Спишите их. Подчеркните главные члены предложения.
Корова ест мясо. Собака ест траву.
Белка сушит бельё. Ветер сушит грибы.
Упражнение 13.
Спишите предложения. Подчеркните главные члены предложения.
Дежурный стёр пыль. Трещат кузнечики в траве.
Упражнение 14.
Прочитайте текст, разделите его на предложения. Спишите.
Вы видели лебедей они плавают в пруду какие красивые птицы.
Упражнение 15.
Спишите, исправив ошибки.
Упражнение 16.
Спишите, исправив ошибки.
выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам.
Упражнение 17.
Прочитайте. Найдите лишние слова. Спишите предложения, исправив ошибки.
Ночью как ярко светит. Солнышко дети идут. На пруд.
Упражнение 18.
Прочитайте. Найдите лишние слова. Спишите предложения, исправив ошибки.
Мальчики стали ловить вяленую. Рыбу. Алёша. Поймал щуку, галку. И карася.
Сочетания ЖИ-ШИ
Упражнение 19.
Спишите слова, выделяя опасные места. Разделите слова на слоги.
Камыши, снежинка, жизнь, кувшин, шишки, вершина, машина, жители, живность, наживка, ширма, тишина, ковшик, чертежи, малыши.
Упражнение 20.
Напишите слова во множественном числе. Выделите опасное место ЖИ, ШИ.
Ёж- …, карандаш- …, крыша — …, лыжа — …, ковш — …, камыш — …, ландыш — …, лужа — …, чертёж — …, гараж — …, пляж -…, афиша — …, клавиша — … .
Упражнение 21.
Спишите пословицы и поговорки. Выделите опасное место ЖИ, ШИ.
Кто не спеш…т, от того не убеж…т. Конь беж…т, земля дрож…т. Ош…бка не обман. Он бьёт баклуш…, а ты развесил уш… .
Упражнение 22.
Спишите. Выделите опасные места.
Вот шиповник. Хороши душистые цветы! На стеблях цветы.
Упражнение 23.
Спишите. Выделите опасные места.
У реки камыши. Хороши камыши! Там пушистые малыши утята.
Упражнение 24.
Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения. Вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы.
Ёж…к, у, ж…веет, Маш…
Ёж..ку, девочка, в, каш…, полож…ла, ковш…к
Спеш…т, зверёк, на уж…н
Упражнение25.
Спишите. Выделите опасные места.
У шиповника красивые цветы. Дедушке сшили новый жилет. У нас живёт собака Рыжик. В воздухе кружились пушистые снежинки.
Упражнение 26.
Подберите подходящее по смыслу слово. Выделите опасные места.
Летучие … . Душистые … . Колючие … . Проворные … .Цветные … . Густые … .
Слова для справок: ёж, камыш, карандаш, мышь, ландыш, стриж.
Упражнение 27.
Подберите подходящее по смыслу слово. Выделите опасные места.
Коровы … . Сороки … . Мыши … . Медведи … . Петухи … . Дятлы … .
Слова для справок: пищит, трещит, мычит, кричит, стучит, рычит.
Упражнение 28.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите опасные места.
Дети ищ…т грибы. Я уч… уроки.
Упражнение 29.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.
Малыш… ходили в рощ… . там озеро у берега кач..лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж… ребята рвали щ…вель.
Упражнение 30.
Запишите слова в три столбика.
Кувш…н, ш…пит, овч…рка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, свеж…й, ч…жой, ж…раф, свеч… .
Упражнение 31.
Замените выделенные слова близкими по значению.
Была прекрасная погода. Под деревьями росла хилая трава.
Слова для справок: ч…хлая, ч…десная
Упражнение 32.
Замените выделенные слова близкими по значению.
Не грусти, Юра. Серёжка был задирой.
Слова для справок: драч..н, печ…лься
Упражнение 33.
Спишите текст, исправляя ошибки. Подчеркните главные члены предложения.
Луна освещяла лесную чящю. В траве трещяли кузнечики.
Упражнение 33.
Спишите текст, исправляя ошибки. Подчеркните главные члены предложения.
Для зелёного борщя нужен щявель. В чяще щебечют птицы.
Упражнение 34.
Напишите полные ответы на вопросы. В ответах используйте слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.
Какие цветы расцветают в мае?
Что растёт на соснах и елях?
Скачать все упражнения Здесь
33 упражнения для индивидуальной работы Скачать
www.klass39.ru
Задания по русскому языку 1 класс: для самостоятельной работы
Родители вчерашних первоклассников облегченно выдохнули, так как начались долгожданные для всех летние каникулы. И действительно, какая радость для всех: можно отдыхать, веселиться и резвиться. Но чтобы за лето не забылось все то, что с таким трудом дети учили весь год, нужно понемногу заниматься дома. В материалах этой статьи вы найдете задания для самостоятельной работы для первоклашек по русскому языку.
Задания по теме «Слово. Предложение»
Задания и упражнения, размещенные в этом разделе, способствуют развитию речи и формированию графических навыков первоклассников, дают возможность выполнять индивидуальные формы работ, приобщают школьников к творческой и познавательной деятельности.
Задание 1.
Нужно назвать представленные на рисунках предметы. Рассказать, как они связаны между собой. Какие новые слова можно добавить к предложенному слову?
Ответ: На рисунке изображены каштаны: плоды каштана, дерево каштана, листья каштана.
Задание 2.
Из предложенных слов составить правильные предложения и записать их в тетради в нужном порядке.
крыльце, На, уселся, кот.
блестела, пушистая, Его, шубка.
глазки, Зеленые, зажмурились.
добрый, Это, самый, кот.
Задание 3.
Необходимо дополнить предложения таким образом, чтобы получился связный рассказ.
Я живу в________. Мой город расположен _______. Я учусь в школе номер___. Моя школа самая_______. Мои одноклассники_________. Летом я буду отдыхать______.
Задание 4.
Среди предложенных букв нужно найти слова – названия животных, которые обитают в Российской Федерации.
Оажирафзаяцкотлисицаслонгиппопотамволк
Ответ: заяц, кот, лисица, волк.
Задание 5.
В два столбика записаны слова и фразы. Нужно записать их таким образом, чтобы получились правильные выражения.
Что взял взаймы, исполни.
Что обещал, за то благодари.
Что получил даром, отдай.
Ответ:
Что взял взаймы, отдай.
Что обещал, исполни.
Что получил даром, за то благодари.
Задание 6.
Самодиктант. Ребенку необходимо прочитать предложенные слова, запомнить их правописание, а затем постараться записать их без ошибок по памяти.
Благодарю, извините, пожалуйста, до встречи, до свидания, простите, пожалуйста.
Задание 7.
Необходимо прочитать зашифрованную фразы, разбить ее на слова и записать в тетрадь.
Добродобромвернется.
Учисьценитьдоброеслово.
Золотоесердцедоброесердце.
Яблонястоитпосредиогорода.
Медведьоченьлюбитмед.
Задание 8.
Необходимо переписать предложенные слова и разбить их на слоги.
Пчела, нос, вертолет, шарики, ножки, ножницы, корзинка, листочки, хлеб, мед, булочка, дудочка, светлячок, муравей.
Задания по теме «Звуки речи. Буквы. Алфавит»
В первом классе дети учат алфавит, буквы и звуки. Они уже знают, что такое звуковые схемы слов и умеют их составлять. Особое внимание следует обратить на буквы, которые передают сразу два звука. Ниже приведем несколько задания для самостоятельной работы для первоклассников.
Задание 1.
Необходимо прочитать текст и попытаться составить связный рассказ по прочитанному.
Слово «библиотека» произошло от греческого слова «библион», что означает «книга». Таким образом, можно утверждать, что библиотека – это место, в котором хранятся книги. Кроме книг в библиотеке хранятся газеты и журналы, каждый желающий может прийти в библиотеку и взять что-нибудь почитать.
Задание 2.
Необходимо переписать текст, и объяснить, каким звукам соответствуют буквы, выделенные жирным шрифтом.
С давних пор на Руси дети учились грамоте по букварю. Каждая буква в букваре была обозначена словом. Письмо – одно из самых великих изобретений человечества.
Задание 3.
Ниже приведены звуковые схемы слов. Нужно подобрать слова, которые соответствуют этим схемам.
[– о –]
[= о – о]
[– о – о]
[– о = о]
Где – знак, передающий твердый согласный звук.
= знак, передающий мягкий согласный звук.
о знак, передающий гласный звук.
Примеры слов к первой схеме: кот, пот, рот, раб, сад и т.д.
Примеры слов ко второй схеме: часы, чудо, щука и т.д.
Примеры слов к третьей схеме: нога, нора, руно и т.д.
Примеры слов к четвертой схеме: ноги, буки, лоси и т.д.
Задание 4.
Необходимо дописать слова, по предложенным рисункам. Подчеркнуть те буквы, которые передают гласные звуки.
Огурец, Перец, Морковка, Помидор.
Задание 5.
Составить предложения по предложенным ниже схемам.
I______, ______, _______, _______ — это _______.
I______ _______ _______ _______?
I______ _______ _______ _______!
I______ _______ _______ _______.
Где I_____ — заглавное слово в предложении.
_____ — остальные слова в предложении.
Задание 6.
Необходимо прочитать слова парами так, чтобы при замене одной буквы в предыдущем слове можно было получить новое слово по значению и написанию.
Коса – ко(?)а, удочка – у(?)очка, стог – сто(?), вол – (?)ол.
Записать слова в тетрадь, подчеркнуть заменяемые буквы в каждом слове.
Задание 7.
Необходимо переписать текст, вставив пропущенные буквы.
На дворе ма_т. За окном холо_но. А в клас_е тепло. На ок_е буке_. В бан_ах с водой стоят ве_ки вербы. На вет_ах зеленые ли_точки.
Задание 8.
Необходимо прочитать слова и выписать из них названия городов России.
Самара, Москва, Киев, Харьков, Воронеж, Львов, Нью-Йорк, Мехико, Симферополь, Севастополь.
Слова, которые обозначают названия городов Украины – разделить на слоги.
Задание 9.
Необходимо переписать текст, вставив пропущенные буквы.
Щегол – ловкая, про_орная птица. У нее я_кий краси_ый окрас. Селится ще_ол в сада_ и парках. П_тается эта пти_а семенами и нас_комыми. Поет гр_мко, весело и к_асиво.
Задание 10.
Ниже приведен отрывок из стихотворения Корнея Чуковского, но в нем пропущены все гласные буквы. Если правильно расставить нужные буквы, то можно прочитать этот отрывок.
Д_ здр_вств_ _ т а а у е
М_л_ д_ш_ст_ _ ы о у и о е
_ п_л_т_нц_ п_ш_ст_ _ и о о е е у и о е
_ з_бн_й п_р_ш_к и у о о о о
_ г_ст_й гр_б_ш_к и у о е е о
Задания по теме «Слоги и ударения»
Перед началом выполнения заданий следует запомнить: слогом называется часть слова. В слове содержится столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Например, О-ля, бе-ре-за, пче-ла и т.д.
Задание 1.
Ниже предложены слова. Нужно записать из в три столбика: в первый – слова, имеющие один слог, во второй – слова, имеющие два слога, в третий – слова, имеющие три слога.
Рог, капуста, нога, год, сад, Ира, мальчик, картофель, чайка, майка, помидор, огурец, перец, мед.
Ответ: первый столбик – рог, год, сад, мед. Второй столбик – нога, Ира, мальчик, чайка, майка, перец. Третий столбик – капуста, картофель, помидор, огурец.
Задание 2.
Необходимо переписать текст, изменяя слова в скобках по смыслу. Слова из скобок разбить на слоги карандашом.
Хорошо (лето). Я хожу на (река) купаться и ловить (рыба). А еще я читаю интересные (книга).
Ответ (слова из скобок сразу изменяем по смыслу и делим на слоги): ле-том, ре-ку, ры-бу, кни-ги.
Задание 3.
Ниже представлены слова. Необходимо выписать только те, в которых ударение падает на второй слог.
Синица, ласточка, ворона, сорока, дятел, скворец, гвоздика, дорога, кувшинка, лепесток, цепочка, телефон.
Безударные слоги в этих словах подчеркнуть карандашом.
Ответ: синица, ворона, сорока, скворец, гвоздика, дорога, кувшинка, цепочка.
Задание 4.
Переписать текст в тетрадь, разбить слова на слоги карандашом.
Днем кувшинка нежится на воде. А ночью ныряет под воду. Стиснет лепестки в кулачок и нырнет с головой. Утром вынырнет из воды. Снова развернет лепесточки навстречу солнцу.
Ответ:
Днем кув-шин-ка не-жит-ся на во-де. А ночь-ю ны-ря-ет под во-ду. Стис-нет ле-пест-ки в ку-ла-чок и ныр-нет с го-ло-вой. Ут-ром вы-ны-рнет из во-ды. Сно-ва раз-вер-нет ле-пес-точ-ки на-встре-чу солн-цу.
Задание 5.
Необходимо переписать текст.
На горе стоял старый замок. К замку вела узкая дорога. Справа от дороги – пропасть. Около замка стоит старый фонарь.
Предложите ребенку устно изменить ударение в словах, выделенных жирным шрифтом. Как изменился смысл написанного? Объясните, почему.
Задание 6.
Необходимо ответить на вопросы, используя справочные слова из скобок.
Целью этого задания является развитие речи школьника. Согласно школьной программы изучения русского языка, первоклассники должны уметь правильно составлять ответы на поставленные им вопросы. Чем полнее и развернутее ответы на вопросы, тем лучше.
Куда пошли товарищи? (удить рыбу) – Ответ: Товарищи пошли удить рыбу.
Где находилось озеро (за полем) – Ответ: Озеро находилось за полем.
Что сделали ребята (закинули удочки) – Ответ: Ребята закинули удочки.
Какая рыба поймалась (ерш и лещ) – Ответ: Поймались ерш и лещ.
Задание 7.
Необходимо списать слова, вставляя пропущенные буквы. Карандашом подчеркнуть сочетание «жи» и «ши».
Ш_шки, луж_, ш_ло, груш_, ш_рокий, мащ_на, ш_на, наж_вка, карандаш_, полож_ть, ж_знь, хорош_е, малыш_.
Задание 8.
Необходимо списать слова, вставляя пропущенные буквы. Карандашом подчеркнуть сочетание «ча», «ща», «чу» и «щу».
Рощ_, щ_вель, плач_, ч_до, угощ_, щ_ка, ч_йка, лещ_, ч_жи, ч_й, нач_ло, ч_йник, ч_шка, щ_т, ч_дак, щ_чий, ч_десный, ч_довище, ч_деса, ч_щ_, гущ_, сч_т.
Задания по теме «Твердые и мягкие согласные»
Здесь важно понимать, что твердыми согласными считаются не только те, после которых следуют гласные о, а, у, э, ы, а мягкими – после которых следуют гласные ё, я, ю, е, и. Первоклассники уже должны хорошо понимать, что согласные ц, ж и ш всегда твердые, а согласные ч и щ – всегда мягкие, независимо от того, какая гласная за ними следует.
Задание 1.
Необходимо переписать текст в тетрадь, все цифры записать словами.
Жили-были цифры. Каждая из них знала, кто за кем стоит. Однажды они разбежались. После 3 встала цифра 5, а после 5 – 9. Цифра 1 очутилась перед 6. Соседями 2 стали 8 и 7. Беда!
Подсказка: «после тройки встала цифра пять, а после пятерки – девять. Цифра один очутилась перед шестеркой. Соседями двойки стали восемь и семь».
Подчеркнуть слоги с ж, ц, ч.
Задание 2.
Необходимо переписать текст в тетрадь. Обратить внимание на написание слов «животные», «птицы», «месяцы», «овощи».
Лоси, олени, медведи – это дикие животные.
Куры, утки, индюки – это домашние птицы.
Сентябрь, октябрь, ноябрь – это осенние месяцы.
Морковь, картофель, фасоль – это овощи.
Задание 3.
Необходимо переписать текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.
Лос_ — лесной жител_. Он есть траву и ветки. Ему нужна сол_. Лесники кладут сол_ на пен_ или камен_. Лоси приходят лизат_ сол_. Тк люди помогают животным.
Подчеркнуть слова с мягким знаком на конце.
Задание 4.
Необходимо прочитать текст и выписать слова, содержащие мягкий знак «ь».
Летом муравьи строят муравейник. Муравьишка нашел шишку. Он позвал братьев. Вся муравьиная семья собирает иголки. Будет у ручья дом.
Сделать звуковой анализ выписанных слов.
Подсказка: мягкий знак звука не передает, но делает мягкий звук буквы, стоящей перед ним.
Задание 5.
По предложенному образцу дописать недостающие слова.
Образец: колос – колосья.
Ручей – _______ (ручьев), дерево – ______ (деревьев), перо – _______ (перьев), кол – ______ (кольев), стул – _______ (стульев).
Подчеркнуть буквосочетания с мягким знаком.
Задания по теме «Коварные звонкие и глухие звуки»
Под «коварными» звуками здесь подразумеваются те, которые передают другой звук. Например, в слове «пруд» на конце пишется звонкая «д», а слышится глухая «т». Задания и упражнения, приведенные ниже, помогут первоклассникам усвоить материал и понять, когда и как следует писать.
Задание 1.
Необходимо записать слова и подчеркнуть карандашом коварные звуки (т.е. безударные глухие и звонкие).
Грядка – грядочка, пруд – пруди, прут – прутик, еж – ежи, уж – ужи, снежки – снежок, лужки – лужок, арбуз – арбузик.
Задание 2.
Прочитать слова и записать их парами в тетрадь. Подчеркнуть в каждом слове звуки, которые выделены жирным шрифтом. Назвать звонкие и глухие звуки.
Тень – день, трава – дрова, коса – коза, пыль – быль, голос – колос, жить – шить.
Задание 3.
Необходимо переписать текст в тетрадь. Подчеркнуть карандашом глухие звуки в коварных словах.
Хорош пруд около нашего села. К пруду ведет узкая дорожка. Вдоль дорожки растут березки и дубки. В тихой воде мелькают рыбки.
Задание 4.
Необходимо переписать пары слов, вставляя пропущенные буквы.
Сле_ — следы, во_ — возы, рука_ — рукава, сне_ — снега, тру_ — труды, моро_ — морозы, ду_ — дубы, са_ — сады.
Подсказка: правильность написания пропущенной буквы нужно проверять ударением.
Задания для диктантов
Школьники, окончившие первый класс, должны уметь писать на слух небольшие диктанты. Чтобы за лето вчерашние первоклассники не утратили этот навык, родителям рекомендуется хотя бы раз в 1-2 недели проводить для детей диктанты. Ниже мы представляем несколько текстов для самоподготовки.
Задание 1.
Все реки текут в моря. Куда девается вода из моря?
Вода из моря поднимается туманов. Из туч вода падает на землю. С земли она стекает в болота, ручьи, реки. Из рек вода снова попадает в моря.
Задание 2.
Вы видели одуванчик?
Цветы одуванчика похожи на солнце. Лепестки одуванчика как золотые лучики. Они цветут все лето. Созревшие их семена собраны в пушистый шарик. Дунешь на шарик – полетят в воздух легкие летучие семена.
Поэтому и называется цветок одуванчиком.
Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.
Задание 3.
Хамелеон – маленький потомок динозавров. Это животное умеет менять свою окраску. Обычный цвет хамелеона – зеленый. Но он может стать фиолетовым, красным, коричневым и даже черным.
Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.
Задание 4.
Весна. Журчат вечевые ручьи. Проснулась пчелка от зимнего сна. Прочистила глазки мохнатыми лапками. Разбудила подругу. Полетят мед собирать. Пчелки – труженицы.
Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.
Задание 5.
Школьники едут отдыхать в летний лагерь. Утром автобус подъехал к школе. Отъезду радовались все. Машины выехали за город. Они объехали поле и въехали в лес. Учитель объявил остановку. Он объяснил школьникам, где они будут жить.
Задание 6.
Первобытные люди охотились и работали вместе. Чтобы охота была успешной, им нужно было общаться. И у людей развилась особая система общения – язык. Он стал позволять выражать мысли с помощью слов и выражений.
Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.
Задание 7.
Письменная речь – это речь написанная. Люди не сразу придумали буквы. В древние времена они писали рисунками. Сейчас такое письмо можно увидеть на дорожных знаках, вывесках магазинов, кафе.
Задание 8.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика. Они прогнали собаку и спасли котенка.
Задание 9.
Дуют холодные ветры. Выпал первый снег. Многие птицы улетели в теплые края. Воробьи, голуби и синицы остались. Мальчик сделал кормушку для птиц и насыпал в нее зерен и крошек хлеба. Птицам будет что поклевать зимой.
Задание 10.
Стала желтой от горячего солнца скошенная трава. Как хорошо в тени строго клена! Его зеленые листья словно шепчут, что до осени еще далеко.
Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.
childage.ru
Материал по русскому языку (1 класс) на тему: Дидактический материал (упражнения)по русскому языку для 1 класса
Упражнение 1.
Спишите предложения. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.
На полянке возле ёлочки пень Кто это сел на пень На пень села жёлтая птичка Красивая иволга А как она поёт
Упражнение 2.
Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения.
Дома, около, сад, дедушки, фруктовый
Деревья, в, растут, какие, саду
Сливы, рядом, яблони, и, растут
Ароматная, а, малина, какая, и, крупная
Упражнение 3.
Разделите текст на предложения. Спишите их.
Что купила мама она купила молоко и сметану какое вкусное молоко какая густая сметана
Упражнение 4.
Разделите текст на предложения. Спишите их.
Около села лес в лесу растут ели какие стройные и красивые ёлочки сколько шишек на них
Упражнение 5.
Составьте из слов предложения, а из предложений рассказ. Спишите его.
Шустрая, белочка, рыжая, это
Это, очаровательный, какой, милый, и, зверёк
Там, мелькает, зелени, среди, кто
Упражнение 6.
Составьте из слов предложения, а из предложений рассказ. Спишите его.
Первый, это, кузнечик
Так, кто, трещит, в, звонко, траве
Зеленеет, как, ярко, травка, молодая
Упражнение 7.
Разделите текст на предложения. Спишите их.
Какие цветы в вазе это розы великолепные розовые и красные розы их поставила в вазу мама
Упражнение 8.
Разделите текст на предложения. Спишите их. Подберите название к тексту.
Муравей нашёл зерно оно было тяжёлое муравей позвал товарищей дружно тащат муравьи зерно домой.
Упражнение 9.
Прочитайте и выпишите только предложения.
Наступила осень. На птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.
Упражнение 10.
Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения.
Воробей, обедал, где
В, лесу, хорошо, как, весной
Щебечут, в, птицы, саду
Упражнение 11.
Прочитайте текст, разделите его на предложения. Спишите.
Как тебя зовут как хорошо пахнут фиалки как ты живёшь куда уехал Слава мы гордимся нашей Родиной
Упражнение 12.
Грамотно постройте предложения. Спишите их. Подчеркните главные члены предложения.
Корова ест мясо. Собака ест траву.
Белка сушит бельё. Ветер сушит грибы.
Упражнение 13.
Спишите предложения. Подчеркните главные члены предложения.
Дежурный стёр пыль. Трещат кузнечики в траве.
Упражнение 14.
Прочитайте текст, разделите его на предложения. Спишите.
Вы видели лебедей они плавают в пруду какие красивые птицы.
Упражнение 15.
Спишите, исправив ошибки.
катя сидит. Дома она смотрит. В окно дети лепят из. Снега куклу.
Упражнение 16.
Спишите, исправив ошибки.
выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам.
Упражнение 17.
Прочитайте. Найдите лишние слова. Спишите предложения, исправив ошибки.
Ночью как ярко светит. Солнышко дети идут. На пруд.
Упражнение 18.
Прочитайте. Найдите лишние слова. Спишите предложения, исправив ошибки.
Мальчики стали ловить вяленую. Рыбу. Алёша. Поймал щуку, галку. И карася.
Сочетания ЖИ-ШИ
Упражнение 19.
Спишите слова, выделяя опасные места. Разделите слова на слоги.
Камыши, снежинка, жизнь, кувшин, шишки, вершина, машина, жители, живность, наживка, ширма, тишина, ковшик, чертежи, малыши.
Упражнение 20.
Напишите слова во множественном числе. Выделите опасное место ЖИ, ШИ.
Ёж- …, карандаш- …, крыша — …, лыжа — …, ковш — …, камыш — …, ландыш — …, лужа — …, чертёж — …, гараж — …, пляж -…, афиша — …, клавиша — … .
Упражнение 21.
Спишите пословицы и поговорки. Выделите опасное место ЖИ, ШИ.
Кто не спеш…т, от того не убеж…т. Конь беж…т, земля дрож…т. Ош…бка не обман. Он бьёт баклуш…, а ты развесил уш… .
Упражнение 22.
Спишите. Выделите опасные места.
Вот шиповник. Хороши душистые цветы! На стеблях цветы.
Упражнение 23.
Спишите. Выделите опасные места.
У реки камыши. Хороши камыши! Там пушистые малыши утята.
Упражнение 24.
Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения. Вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы.
Ёж…к, у, ж…веет, Маш…
Ёж..ку, девочка, в, каш…, полож…ла, ковш…к
Спеш…т, зверёк, на уж…н
Упражнение25.
Спишите. Выделите опасные места.
У шиповника красивые цветы. Дедушке сшили новый жилет. У нас живёт собака Рыжик. В воздухе кружились пушистые снежинки.
Упражнение 26.
Подберите подходящее по смыслу слово. Выделите опасные места.
Летучие … . Душистые … . Колючие … . Проворные … .Цветные … . Густые … .
Слова для справок: ёж, камыш, карандаш, мышь, ландыш, стриж.
Упражнение 27.
Подберите подходящее по смыслу слово. Выделите опасные места.
Коровы … . Сороки … . Мыши … . Медведи … . Петухи … . Дятлы … .
Слова для справок: пищит, трещит, мычит, кричит, стучит, рычит.
Упражнение 28.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите опасные места.
Дети ищ…т грибы. Я уч… уроки.
Упражнение 29.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.
Малыш… ходили в рощ… . там озеро у берега кач..лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж… ребята рвали щ…вель.
Упражнение 30.
Запишите слова в три столбика.
Кувш…н, ш…пит, овч…рка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, свеж…й, ч…жой, ж…раф, свеч… .
Упражнение 31.
Замените выделенные слова близкими по значению.
Была прекрасная погода. Под деревьями росла хилая трава.
Слова для справок: ч…хлая, ч…десная
Упражнение 32.
Замените выделенные слова близкими по значению.
Не грусти, Юра. Серёжка был задирой.
Слова для справок: драч..н, печ…лься
Упражнение 33.
Спишите текст, исправляя ошибки. Подчеркните главные члены предложения.
Луна освещяла лесную чящю. В траве трещяли кузнечики.
Упражнение 33.
Спишите текст, исправляя ошибки. Подчеркните главные члены предложения.
Для зелёного борщя нужен щявель. В чяще щебечют птицы.
Упражнение 34.
Напишите полные ответы на вопросы. В ответах используйте слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.
Какие цветы расцветают в мае?
Что растёт на соснах и елях?
Как называется дикая роза?
nsportal.ru
Учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс) на тему: Упражнения по русскому языку , 1 класс
Упражнение 1.
Запиши пять женских имён, пять мужских имён, пять названий городов и пять названий рек. Обозначь в словах ударение.
Упражнение 2.
Ты умеешь читать зашифрованные записки? Придумай и запиши предложения по схемам:
Марина _____ _____ _____ . Никита _____ _____ _____ . Лидия Викторовна _____ _____ _____ .
______ и _____ _______ ______ .
Упражнение 3.
Спиши текст о детях из АЗБУКИ на странице 119. Подчеркни слово, в котором все согласные звуки твёрдые.
Упражнение 4.
Буквы убежали. Подумай, какие буквы пропущены. Спиши слова, вставляя буквы. Подчеркни слова из двух слогов.
мак_ка, реб_та, плам_,д_д_,пен_л, мор_к, м_монт, диноз_вр, л_ска, _блоки, л_мка, Кат_, кас_тка, газ_та, пингв_н
Упражнение 5.
Предложения рассыпались. Составь из слов каждой строчки целое предложение. Запиши предложения, которые составил.Подчеркни слова, в которых все согласные звуки мягкие.
зоопарке, ребята, в, побывали
слона, там, медведя, видели, лося, они
клетке, сидели, в, леопард, пантера, и
было, интересно, детям
Упражнение 6.
Знаешь ли ты животных? Спиши предложения, допиши пропущенное слово. Обозначь в словах ударение.
Бурундук и ласка — ________(звери, птицы, рыбы, насекомые).
Треска и камбала -________(звери, птицы, рыбы, насекомые).
Комар и клоп — ________(звери, птицы, рыбы, насекомые).
Выдра и калан — ________(звери, птицы, рыбы, насекомые).
Упражнение 7.
Ах, ты! Ох, ты! Ух, ты!
Разбежались буквы!
Собери их, поспеши
И в тетрадку запиши!
Подчеркни слова, в которых букв столько же, сколько и звуков.
Пол_, пол_ка, дол_ка, Тол_, рол_ки, стул_чик, бол_но, Ол_, мал_чик, пал_чик, мен_ше, бол_ше.
Упражнение 8.
Посмотри, как на парад,
Слоги выстроились в ряд.
Собери из них слова.
(В каждом слове слога два.)
Подчеркни слово, в котором звуков больше, чем букв.
ба ка
тка ки
сто радь
мес ян
пе бом
тет нан
крас ни
аль лик
дос то
ба нал
Упражнение 9.
Волшебной палочкой взмахни,
Слова в другие преврати.
(В начале слова вставь одну букву и запиши новые слова.)
Подчеркни слова, в которых один слог.
_лень, _ клон, _ дар, _ тон, _кол, _ ход, _роза, _тук, _дача, _точка
Упражнение 10.
Заболели ЧА и ЧУ
И уехали к врачу.
Куда встали ЧУ и ЧА,
Когда вернулись от врача?
Вставь слоги ЧА и ЧУ. Запиши слова. Обозначь ударение.
Зада__, __ до, __йка, мол__н, __лан, __шка, све__, __гун, __дак, __йник, уда__, __ чело.
Упражнение 11.
Спиши предложения. Подчеркни слова из трёх слогов.
Эдик и Эльвира живут в городе Энгельс. Мама Эдика, Эмма Эдуардовна, работает экономистом. Брат Эли работает авиаконструктором. Он часто бывает на аэродроме.
Упражнение 12.
Спиши текст. Расставь точки в нужных местах.
Красив зимний наряд леса на лапах елей лежит снег на тонких ветках берёз снежный пух весь в снегу стоит дуб хорошо поработал в лесу мороз!
Упражнение 13.
Придумай и запиши рассказ из 5 предложений на тему «В метро».
Используй слова: эскалатор, вестибюль, тоннель, вагон, электропоезд, машинист, пассажиры
Упражнение 14.
Замени первую букву в каждом слове так, чтобы получилось новое слово. Запиши слова,которые у тебя получились. Подчеркни слова, которые нельзя перенести. Придумай и запиши предложение с любым из слов.
Майка, мука, корт, кепка, лапка, зверь, круг, кость, дочка, пить, шар, кора, волос, дом, ветка, тесто.
Упражнение 15.
Знаешь ли ты страны и города? Составь и запиши пары: страна – столица. Придумай и запиши свою пару в каждый столбик. Обозначь ударение в названиях городов.
Россия – Москва …..- Берлин
Франция — …. …. — Рим
Болгария — … …. — Осло
Испания — … … -Будапешт
Япония — ….. ….. – Прага
Упражнение 16.
Придумай и запиши слова:
___ЩА___, ______ЩА, ЩА____, ЧУ____, _______ЧУ, ____ЧУ___, ЩУ______, _____ЩУ, ____ЖИ, __ЖИ__, ЖИ___, ШИ____, ____ШИ____, _____ШИ, _____ЧН___, ____ЧК___, ___ЩН___
Подчеркни слова из двух слогов.
Упражнение 17.
Прочитай. Сколько здесь предложений? Озаглавь текст. Спиши текст, расставь точки. НЕ ЗАБУДЬ! Начало предложения пишется с заглавной буквы.
Зимой друзья пошли на речку стали они кататься по льду лёд проломился и один мальчик провалился в воду другой стал кричать и звать на помощь прибежали люди и спасли пострадавшего на льду будь осторожен
Упражнение 18.
Составь из слов каждой строчки предложение. Запиши. Подчеркни слово, в котором все согласные мягкие.
шли, лесной, по, мальчики, тропинке
на, они, заметили, гнездо, берёзе
ловко, на, Андрей, дерево, залез
иволги, птенцы, в, были, гнезде
ребята, не, птенцов, трогать, решили
nsportal.ru
1. Спиши предложения. Каждое слово раздели на слоги карандашом, не забывай ставить красные точки под гласными буквами. По рекам плывут суда. Над реками мосты. По мостам идут поезда. |
2. Спиши предложения. Каждое слово раздели на слоги карандашом, не забывай ставить красные точки под гласными буквами. Мы посадим у дома сад. Будут у нас сливы и яблоки. Красота! |
3. Подумай, где вместо точек нужно вставить Ь, а где нет. Спиши слова. Поставь под всеми звуками цветные точки. Кон…ки, бор…ба, ден…ки, стол…ик,пис…мо, бол…, руч…ка, реч…ка, лос…, кот… Вас…ка. |
4. Запиши эти слова в единственном числе. Поставь под всеми буквами цветные точки. Олени, рыси, гуси, медведи, снегири, окуни, караси, лебеди, пни, дни. |
5. Спиши, вставляя пропущенный слог ШИ или ЖИ. Раздели слова на слоги. Пу…….нка, сне……нка, лы……, чи…….., ма…….на, вы………на, малы……, каранда……., подру…….лись,сло…….ть, бе……..т. |
6. Спиши, раздели на слоги. Помни, буква Й всегда заканчивает слог. Майка, гайка, чайка, чайник, бескрайние, зарывайся, спокойная, зайка, пожалуйста, здравствуйте. |
7. Запиши слова, раздели на слоги. К последним двум придумай пару. Холодный – тёплый, хороший – плохой, низкий-высокий, грустный – весёлый, маленький-….., злой -….. |
8. Составь из слогов слова, запиши, под всеми буквами поставь цветные точки. Ка- жин-сне, ло-ток-мо, ло-хо-да, да-го-по, за-зок-ро-мо, шин-ма-ка, ба-со-ка, па-ло-та, че- у-ник, точ-лас-ка. |
9. Раздели текст на предложения, поставь точки, первое слово в предложении пиши с большой буквы. На дворе зима стоят сильные морозы гулять нельзя дети сидят дома они стали играть в школу старший брат учит сестру писать мама готовит чай папа пишет другу письмо. |
10. Раздели текст на предложения, поставь точки, первое слово в предложении пиши с большой буквы. Настала зима пушистый снег укрыл землю на окнах красивые узоры холодно и голодно птицам зимой в саду висит кормушка Катя сыпала корм птицы клюют зёрна. |
11. Раздели текст на предложения. Мы любим свой двор там есть качели и турник летом мальчики гоняют мячик девочки играют в куклы зимой старшие ребята делают горку хорошо едут санки с горки! |
12. Составь из слов предложения. В, журчат, лесу, ручейки, звонкие. Ёжик, вышел, на, маленький, тропку. В, зацвели, душистые, ландыши, лесу. У, набухли, ивы, почки. |
13. Составь из слов предложения. У, пушистый, лисы, хвост. Белка, на, орехи, зиму, припасла. Ежи, в, траве, шуршат, траве, сухой. К, лось, реке, идёт, могучий. |
14. Составь из слов предложения. У, есть, Ромы, Мурка, кошка. Застучали, капли, частые, дождя. Бабушка, чай, села, пить,душистый. За, рос, старым, домом, клён. |
15.Составь из слов предложения. Клёна, у, листочки, красивые. Лосёнок, ветки, жуёт, осины. Под, ждут, зайчата, кустом, зайчиху. Громко, птенцы, в, пищат, гнезде. |
16.Запиши в стихотворной форме. Ветер, ветер ты могуч Ты гоняешь стаи туч… Ветер по морю гуляет, И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах… |
17. Запиши в стихотворной форме. Шуршат на дереве листы. Шуршат осенние кусты. Шуршит камыш. И дождь шуршит. А ты садись и не шурши, И всё красиво напиши! |
18.Спиши , раздели на слоги, поставь ударение. ботаника бобрята голуби карандаш капуста тарелка компот стакан парусник капитан |
19. Спиши , раздели на слоги, поставь ударение. новые красные голубые красивые веселился домишко театр пришёл занавес оборот |
20. Вставь пропущенные имена. У … синие бантики. У … красивая игрушка. У … красная машина. У … большая кукла. |
21. Вставь пропущенные клички. На лугу корова … . У коровы телёнок … . На диване кот …. . В конуре спит собака … . |
22. Допиши по смыслу. Меня зовут …. . Мой город называется … . Я живу на улице …. . |
23. Допиши предложения. На столе лежит открытая … В тарелке горячий … В стакане вкусный … |
24. Вставь по смыслу слова. Папа … на работу. Ученик … в тетради. Девочка … в куклы. |
25. Допиши вместо точек подходящее слово. сладкий … красивый …. весёлый … трудный …. золотой … белый … |
26. Допиши вместо точек подходящее слово. сложная …. тяжёлая … грустная … яркая … лучшая … интересная …. |
27. Спиши , раздели на слоги, поставь ударение. ягода корзина рыбалка окуни ветерок золотинка серебро железная покатился колобок |
28. Вместо точек вставь предлог. … дома растёт тополь. … тополе гнездо. … гнезде пищат птенцы. |
29. Вместо точек вставь предлог. Дети гуляли … лесу. … дереве они видели белку. … белки … дереве дупло |
30. Допиши вместо точек подходящее слово. На лугу пасётся …. Бурёнка. Дом сторожит … Дружок. На печке спит … Пушок. |
31. Вместо точек вставь предлог. … лугу …реки много цветов. Утром … цветам летят пчё- лы. Они собирают мёд. |
32. Прочитай предложения, спиши вставляя в слова слог жи или ши. 1)Проснулись е__, выползают у__, строят __лища чи__ и стри__. 2)Миша, Миша: не спе__, повнимательней пи__! Да потише на__май, карандаш свой не сломай! |
33. Прочитай. Подумай, какие слова для справок подойдут по смыслу к данным предложениям. У коровы Пеструхи… . У собаки Белки… . У лошади Стрелки… . У кошки Мурки… . У курицы Хохлатки … . Слова для справок: цыплёнок Желтыш, жеребёнок Рыжик, щенок Дружок, котёнок Мурзик, телёнок Буян. |
multiurok.ru
Тренировочные упражнения по русскому языку для 1 класса
Тренировочные упражнения к проверочным работам по русскому языку, 1 класс.
Задание 1. Транскрипция слова, его звукобуквенный анализ.
Юла _____________________________-___слогов,___гласных,___согласных,___ букв,___ звуков.
Ягодка _____________________________-___слогов,___гласных,___согласных,___ букв,___ звуков.
Ёжик _____________________________-___слогов,___гласных,___согласных,___ букв,___ звуков.
Денёк _____________________________-___слогов,___гласных,___согласных,___ букв,___ звуков.
Мёд _____________________________-___слогов,___гласных,___согласных,___ букв,___ звуков.
Задание 2. Раздели слова на слоги и обозначь ударение.
Рисовать, дом, маленький, яблоко, светлячок, пёстренький, зайка, уборка, убегала, енот, уют.
Задание 3. В данных словах выдели синим карандашом буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки; зелёным — буквы, обозначающие мягкие согласные. Подчеркни слова, в которых все согласные мягкие.
Пеньки, речка, чучело, солнце, ежевика, пушистый, щавель, неваляшка, муравей, люстра.
Задание 4. Какими словами можно описать зиму, весну? Напиши их признаки.
Зима долгая, снежная, _________________________________________________________________.
Весна ранняя, ________________________________________________________________________.
Задание 5. Допиши действия предметов.
На уроке технологии дети вырезают, ____________________________________________________.
На уроке математики учащиеся решают, _________________________________________________.
Задание 6. Подчеркни слова, в которых второй по счёту звук – мягкий согласный.
Ушиб, клюква, сетка, уйдёт, сценка, деньки, очки, ищу, вредный, точка, ужи, участок, утята.
Задание 7. Отметь только те слова, которые соответствуют схеме (три слога, второй слог ударный):
/
Беретка, зонтики, повязка, тетрадь, уголок, слонёнок, огоньки, медуница, площадка, ящерица.
Задание 8. Обведи слова, которые нельзя переносить.
Гайка, удод, липа, мел, Иван, корабль, якорь, слон, Ольга, змея, юла, льдина, твои.
Задание 9. Подчеркни те слова, которые правильно разделены для переноса.
по-лька о-куньки
у-дочка мой-ка
варень-е озе-ро
умни-ца ла-йка
Задание 10. Сравни написания слов дружок – Дружок. Придумай и запиши по одному предложению с каждым из этих слов.
1.________________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________________
Задание 11. Выбери и подчеркни предложение:
Арина и Марк читают сказки
Арина и марк читают сказки.
арина и Марк читают сказки
Арина и Марк читают сказки.
Задание 12. Отметь правильно написанное предложение. Обведи номер правильно написанного предложения в круг.
Вчера мой шарик скакал воздушным шариком.
вчера мой Шарик скакал воздушным Шариком.
Вчера мой Шарик скакал воздушным шариком.
Вчера мой шарик скакал воздушным Шариком.
Задание 13. Раздели на предложения. Вспомни правила оформления предложений. Запиши текст.
пришла весна начал таять снег побежали звонкие ручьи на деревьях появились почки
*Задание 14. Составь слова:
ННИЖАСЕК — __________________________,
ЧУКЕРЁ — ______________________________,
КЫСЛОШНО — __________________________,
ЛЫШДАН — _____________________________,
САКИРОН — _____________________________.
multiurok.ru
Тренировочные упражнения по русскому языку за курс 1 класса 1 вариант
Тренировочные упражнения
по русскому языку
за курс 1 класса.
в соответствии с заданиями МЦКО
Определи звуки, которыми отличаются слова. Отметь эти звуки х на схемах.
коты кати
Отметьте слова, в которых третий по счету звук – это глухой согласный.
ракета
карета
кольцо
семья
мою
мойка
кошка
Отметьте слова, в которых первый по счету звук – это гласный.
яблоко
ёжик
окно
ракета
улитка
Отметьте те слова, в которых первый по счету звук согласный.
юла
сапоги
игра
окно
арка
Отметь те слова, которые соответствуют схеме.
аллея
шоссе
синица
ворона
сказочка
липка
Отметь те слова, которые правильно разделили на слоги.
па – льто
ба – йка
лейк – а
стай – ка
вар – ень – е
мо – ло – до – й
вор – о – на
пар – та
Раздели слова на слоги.
журавли — ___________________________
касса — _____________________________
кассир — _____________________________
стайка — _____________________________
сорока — _____________________________
бульдог — _____________________________
мартышка — _____________________________
Поставь в словах ударение.
медаль, луноход, платье, модель, стройка.
Запиши эти слова в алфавитном порядке.
Отметь те слова, в которых звуки стоят в следующем порядке.
- 4)твёрдый
согласный
5)ударный гласный
лукошко
стяги
стена
грибы
яйцо
Отметь правильные утверждения.
в слове перья
5 звуков, 5 букв
4 звука, 5 букв
два слога
первый слог ударный
второй слог ударный
Сравни написание слов стрелка–Стрелка. Составь по одному предложению с каждым из этих слов. Эти слова должны стоять в середине или в конце предложения.
1.______________________________________________________________________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________
________________________________________________________________
Отметь правильно написанное предложение.
Витя плавал по реке лена.
Витя плавал по реке Лена
Витя плавал по реке Лена.
витя плавал по реке Лена.
Раздели текст на предложения. Вспомните правила оформления предложений. Запишите текст правильно.
налетел сильный ветер на небо набежали темные тучи полил сильный дождь
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составь из слов предложения.
Ручейки бегут весёлые земле по.
_____________________________________________________________
infourok.ru