Психология подростка 14 лет – Психология мальчиков-подростков в 14 лет

Содержание

Психология мальчиков-подростков в 14 лет

У мальчика в 14 лет начинается этап превращения во взрослого мужчину. В это время период биологического созревания совпадает с появлением новых интересов и разочарованием в прежних привычках и увлечениях. Подросток старше 13 лет расстается с детством, не понимает, что с ним будет дальше и ощущает пока лишь дискомфорт.

 

Что творится в душе подростка

В период подросткового кризиса у мальчишек происходит переосмысление личности. Все эмоции и ощущения 14- летнего мальчика усиливаются во много раз. Он становится раздражительным, рассеянным, сердится без видимой причины.

В это время из-за изменения во внешности и физиологии у него появляется множество комплексов. Всем своим поведением стремиться доказать, что он уже не маленький, а «реальный пацан». Но за всем этим чаще всего прячется неуверенность в себе, страх и депрессия, потому что желание быть взрослым есть, а как показать свою взрослость подросток еще не знает. У него возникают тревожные ощущения. Часто, кажется, что взрослые его совсем не понимают. Стремление доказать свою значимость часто толкает мальчиков на необдуманные поступки, чреватые серьезными последствиями.

Влияние окружения и школы

К сожалению, для родителей в это время начинаются проблемы во взаимопонимании с мальчишками. Подростки больше прислушиваются к советам сверстников. Именно их одобрение хочется заслужить. Они же друзья, значит, свое мнение в отличие от родителей навязывать не станут. У них схожие проблемы, подростка там понимают.

В дворовой или школьной компании каждый чувствует себя защищенным, уверенным в себе. Нормы и правила здесь понятны и непоколебимы. Попробовать спиртное, сигареты и наркотики он может начать, потому что это принято в его компании, а не потому, что хочется.

Ему обязательно нужно завоевать авторитет в своей компании, он старается понравиться девочкам. Самый простой способ для этого – нагрубить учителю или высмеять одноклассника, чтобы хоть чем-то выделиться. Конфликты в школе приводят к тому, что полностью пропадает стимул к учебе. Школа становится местом, куда подросток ходит только для общения с друзьями. Как правило, такие подростки образуют группы, которые противопоставляют себя остальной части учеников и становятся мучителями учителей.

Очень часто мальчики, глядя на мир взрослых не видят стимула к своему развитию в будущем. Они испытывают разочарование в действительности, которая их окружает. Поэтому его не оторвать от компьютера. Там он в своем мире, там можно показать, на что ты способен, выплеснуть подростковую жажду славы и геройства.

Проблемы подростков чаще всего связаны с проблемами в семье и школе. Если в младших классах он все принимал на веру, то теперь к рассказам учителя предъявляются более высокие требования по содержательности, доказательности и убедительности.

Школьные психологи, работающие с подростками обязательно должны знать, какого рода ситуации в семье влияют на обучение и отношения с учителями и сверстниками. Главная установка воспитания в школе — донести до подростка, что он несет ответственность за свои поступки и выбор.

Поиск авторитета

Во все времена четырнадцатилетние парни старались найти пример для подражания. В это время ему очень важно разобраться, правы или нет родители, можно ли доверять их утверждениям и истинам, которые внушались ему с детства. Подросток сам выбирает авторитет. Чтобы быть похожим на своего кумира подростки меняют не только стиль одежды, но и все свое поведение. В это время родителям очень важно ненавязчиво подтолкнуть его к правильному выбору. Сделать это надо так, чтобы подросток не догадывался, кто способствовал нужному ему знакомству. Мальчик должен сам почувствовать необходимость такого общения. Он не может брать пример с тех, кто не нравиться, к кому он не чувствует дружеского расположения и доверия.

 

Важность мужского воспитания

 

Чтобы мальчик рос настоящим мужчиной, отец должен проявлять искренний интерес к переживаниям, увлечениям и мнению сына. Мальчик должен быть уверен, что отец сможет оценить проблему и разобраться в ней именно с мужской точки зрения. С раннего детства между ними должно быть взаимное доверие. Только при этом условии мальчик будет обсуждать с отцом сугубо мужские темы.

Отсутствие доверия со стороны родителей приводит к привычке во взрослой жизни перекладывать ответственность на других, несамостоятельности и мужскому инфантилизму. Отец, как бы ни было ему трудно, должен позволить своему сыну самостоятельно принимать решения и даже право на ошибки. При общении с сыном отец должен сознавать, что тот стал взрослым и нуждается не в опеке и контроле, а в дружеских отношениях.

Отдельно надо сказать о воспитании детей до 14 лет в семьях военнослужащих. Большинство подростков в таких семьях гораздо дисциплинированнее, выдержаннее и выносливее своих сверстников. Однако здесь иногда возникает большая проблема. Жесткое, суровое обращение с детьми в результате переноса армейских отношений обязательно приведет к психологическим срывам у подростка.

Что делать, если нет отца

В подростковом периоде обостряются проблемы детей, которые растут без отца. Особенно это касается воспитания мальчиков.

В неполной семье часто две крайности. Мама или полностью зацикливается на своем ребенке или, наоборот срывает на нем свою злость за неудавшуюся личную жизнь. Чрезмерная опека матери делают его инфантильным и несамостоятельным. Часто он становится объектом насмешек, а иногда травли одноклассниками. Такие ребята являются беспомощными, не умеют за себя постоять.

Раздражительная, вечно уставшая мама вызывает у сына чувство вины за то, что он является обузой. Если родители в разводе, отношения между ними не должны влиять на сына. Даже если мама обижена на отца, никогда нельзя говорить о нем плохо, потому что, если мальчик любит отца, такое поведение только оттолкнет его.

Общаться с подростком нужно как с равным. Но нельзя совмещать в себе материнскую нежность и суровость отца. В этом случае ему будет трудно понять, каким должен быть мужчина и настоящая женщина.

Нельзя забывать, что при отсутствии отца пример мужского поведения у мальчика все же должен быть. Выбирать таких людей из своего окружения нужно так, как если бы это была возможность выбрать отца своему сыну из всех известных вам мужчин.

 

В погоне за физической формой

В период взросления юноши относятся очень внимательно к физическому развитию. В 14 лет мальчики-подростки активно начинают заниматься теми видами спорта, которые накачивают мускулатуру, формируют фигуру, занимаются силовыми видами спорта. При этом не учитывают величину нагрузки. Чтобы достигнуть максимального эффекта от занятий спортом принимают анаболики и стероиды. Все это негативно сказывается на физиологических процессах еще не сформированного организма подростка.

В это время происходит слишком интенсивный рост костей и мышц, а рост внутренних органов отстает. Вследствие такого дисбаланса в организме при повышенных нагрузках могут возникнуть большие проблемы со здоровьем. Хорошим родителям обязательно нужно со вниманием отнестись к спортивным занятиям ребенка.

 

Советы по воспитанию подростков

Основные советы психологов как воспитывать мальчиков в 14 лет правильно сводятся к следующему:

  • стараться помочь разобраться с проблемами;
  • дать больше самостоятельности;
  • стараться контролировать ребенка незаметно для него;
  • никогда не обманывать;
  • советоваться по поводу семейного бюджета;
  • следить за здоровьем;
  • хвалить даже за небольшие достижения;
  • никогда не критиковать в присутствии друзей;
  • внимательно выслушивать его мнение;
  • интересоваться успехами;
  • доверять;
  • любить всей душой.

 

Мальчики 14  лет, выделяющиеся своей красотой

У мальчиков с четырнадцати лет начинает просыпаться интерес к своей внешности. Наблюдая за взрослыми, они начинают понимать, что красивые люди больше преуспевают в жизни. Им постоянно достается приз зрительских симпатий.

Некоторые парни не сразу могут понять, достоинства и недостатки своей внешности. Поэтому они помещают свои фотографии на страницах в интернете. Чаше всего именно там они становятся популярными. У них появляется множество поклонниц. Знакомство по переписке в сети может перерасти в первую любовь. Иногда их приглашают на съемки в модельные агентства. Родителям надо обязательно помочь своему ребенку советами, как стать привлекательным и как поступать со своей красивой внешностью.

 

nello.ru

старший подростковый возраст 14–16 лет

Родителям подростков необходимо понять и принять, что в этот период личность подростка претерпевает изменения, идет борьба межу детством и взрослением, осознанием себя как личности. Именно в это время подросткам очень нужна помощь заботливых и любящих родителей, которые помогут им войти во взрослую жизнь.

Ключевой вопрос, который задает себе ребенок в этом возрасте – «Кто я?». Психологи называют этот период формированием «Я – концепции», которая будет сопровождать ребенка на протяжении всей жизни.

Физическое развитие ребенка

В подростковом возрасте продолжается формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем.

В этот период необходимо обратить особое внимание на предупреждение разного рода искривлений в связи с развитием костной системы организма: она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Особенно вредна неправильная поза при сидении подростка за столом: затрудняется легочная вентиляция, уменьшается снабжение мозга кислородом, фиксируется искривление позвоночника.

Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь.

Нервная система подростка еще находится в стадии формирования, и является относительно несовершенной. Поэтому в этот период так важно охранять подростка от резких переутомлений, регулировать нагрузку на его неокрепшую нервную систему.

Кроме того, во время полового созревания начинается выработка в организме подростков половых гормонов, которая ведет к значительным перепадам настроения.

Интеллектуальное развитие

Подросток в 14–16 лет – это уже практически сформировавшаяся интеллектуально личность, имеющая собственное мнение по разным вопросам. Подростки вполне способны вести рассуждения, высказывать свои мысли, аргументировать их. Всё больше времени в их жизни начинают занимать серьёзные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Активно начинает развиваться логическая память. Из-за появления в школе новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить подросток.

Психологическое развитие

Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, которые происходят неравномерно: в подростке одновременно присутствуют как детские черты и стереотипы поведения, так и взрослые. Подросток отвергает детские стереотипы поведения, но еще не имеет взрослых клише. Так как потребность в признании собственной взрослости в подростковом возрасте максимальна, а социальная ситуация, по большому счету, не изменяется, то это может вызвать многочисленные конфликты с родителями и учителями.

В этот период психологи рекомендуют больше разговаривать со своим ребенком, помня о том, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. В разговоре с ним не используйте категоричные формы, не показывайте его интеллектуальную незрелость, не будьте излишне навязчивы.

8 правил поведения с подростком 14–16 лет

1. Не навязывайте свою точку зрения

В старшем подростковом возрасте у ребенка формируется свой вкус в одежде, в музыке, в кинематографе и других проявлениях искусства. Естественно, предпочтения ребенка могут не совпадать с предпочтениями родителей.

Это не повод пытаться разубедить подростка и отрицать его выбор. Лучше всего прислушаться и попробовать разобраться в интересах взрослеющего человека. Это только добавит доверия в ваши с ним отношения.

2. Будьте готовы принять отказ от некоторых семейных мероприятий

Подростковый дух – это дух отрицания. Гормоны подстегивают подростка идти наперекор всему. И если еще три года назад ребенок любил семейные выезды с младшей сестрой, то теперь он может от них отказаться.

Его больше не пугает перспектива остаться одному дома. При этом, отказавшись в начале от участия в празднике или еще каком-либо семейном мероприятии, подросток может быстро передумать. Это чаще случается, если родители воспринимают отказ спокойно и не пытаются уговорить ребенка.

Прислушивайтесь и пробуйте разобраться в интересах взрослеющего человека

3. Дайте подростку личное пространство

Подростку очень важно знать, что у него есть свое пространство. Место, где он может положить личные вещи, книги, которые никто не передвинет и не переставит.

Научитесь стучаться, заходя в комнату к подростку. Даже если раньше вы никогда этого не делали. Сохранение личных границ взрослеющего ребенка поможет избежать конфликтных ситуаций.

4. Подавайте хороший пример

Вредные привычки родителей моментально находят отражение в детях. Если мама или папа позволяют себе употреблять спиртное или курить при подростке, он считает что может себе позволить то же. Авторитет родителя, который подвержен зависимости, подрывается.

Это же можно сказать и о нравственных качествах. Если родители врут родственникам и коллегам, совершают неблаговидные поступки, то подросток станет либо вести себя так же, либо окончательно отстранится от родителей.

5. Помогите сформировать собственное мировоззрение

Родителям стоит поощрять индивидуальное мышление подростка. Если ребенок встает на чью-то сторону в конфликте сверстников, попробуйте построить с ним диалог. «А ты правда думаешь, что твой друг прав?», «А как бы ты поступил?».

В любых вопросах просите его выразить свое мнение, чтобы он почувствовал себя полноправным членом семьи, от которого зависит выбор места для отпуска или празднования юбилея.

6. Не критикуйте его друзей и подруг

Открытое порицание людей, в кругу которых вращается подросток, повлечет за собой либо протест с его стороны, либо факт общения с «неугодными» друзьями будет скрыт от родителей. Единственно верное решение – позволить ребенку самому убедиться в отрицательных качествах тех или иных сверстников. И, если это случится, поддержите подростка, возможно, рассказать о похожем примере из своей жизни.

7. Позвольте подростку отвечать за свои ошибки

Даже те родители, которые предоставляют ребенку достаточно свободы, склонны брать на себя ответственность за его неблаговидные или неправильные поступки. Вместо этого стоит позволить подростку самому разобраться с проблемами. Если он случайно сломал телефон друга – он должен заработать на ремонт. Если получил плохую оценку в четверти – должен сам договориться с преподавателем о том, чтобы ее исправить.

8. Спокойно воспринимайте внезапные смены настроения

Если ребенок случайно сломал телефон друга – он должен сам заработать на ремонт

Подросток не управляет своим настроением. Вместо него это делают гормоны. Обижаться или ругаться с ним бесполезно и не педагогично. Кроме того, это может в будущем повлиять на его межличностные отношения.

Поэтому лучше всего объяснять ребенку, чем вызваны его эмоции и научить его выражать гнев спокойно, с помощью техники «Я – сообщений». И сдерживаться самому. В конце концов, переходный возраст имеет свойство заканчиваться.

Елена Кононова

Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете.

Пройти тест

www.ya-roditel.ru

Психология подростков 14 лет

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов формирования личности. Все дети разные, и их рост зависит от многих аспектов, так что ваш ребенок не обязательно четко попадет в какую-то группу. Кто-то начинает расти раньше, а кто-то позже, и это может стать комплексом для подростка, если не поговорить об этом заранее. Однако, взросление можно разделить на несколько этапов, в которых указаны среднестатистические числа:

 

  • Детство — до 10 лет

До десяти лет организм ребенка формируется, они быстро растут и учатся. Маленькие дети впитывают всё, что происходит вокруг, поэтому этот период является очень важным и дети такого возраста требуют много внимания. Необходимо обеспечить ребенку комфортную, спокойную и дружелюбную обстановку. Если вы хотите быть другом своему ребенку в подростковом возрасте, то необходимо быть его другом всю жизнь, с самого начала.

 

  • Начало взросления – 11-12 лет

В 11 лет начинается самый сложный период взросления. За короткое время происходит много изменений, как физических, так и психологических изменений. Тело резко начинает расти и меняется. И разговоры об этом ни в коем случает нельзя утаивать. Покажите хороший пример, и поговорите с ребенком о половом созревании сразу. Ему или ей ваша поддержка на таком этапе просто необходима.

 

  • Пик взросления – 13-16

В 13-16 лет ребенок перестает бурно расти, но организм всё так же продолжает формироваться. Просыпаются новые интересы. Юному человеку предстоит идентифицировать себя, разобраться в своих интересах, научиться понимать других людей и еще множество важных вещей. В этом возрасте подростку нужна ваша помощь как никогда раньше. Вам необходимо привить ему или ей любовь к себе и самоуважение. Так же, как мы все знаем, сексуальность – часть каждого из нас, которая растет и развивается с самого рождения и до смерти. Поэтому это тоже тема, которую стоит поднять.

 

  • Переход во взрослую жизнь – 16-18

В 16-18 лет дети уже перестают быть детьми. Они выглядят как взрослые, мыслят по-взрослому и готовы двигаться дальше. Главное на этом этапе – перестать недооценивать своего ребенка. Вам нужно показывать, что вы верите в него, и всегда на их стороне. Конечно, им всё еще нужна ваша помощь, но множество вещей они уже способны осилить сами.

Проявление фантомного чувства взрослости

Организм подростка в 14 лет обладает практически всеми функциями взрослого человека. И подросток, замечая эти внешние соотношения, делает первые попытки ассоциировать себя как взрослого. Но психика и внутренний мир подростка остаются детскими, и потому эти проявления скорее фантомные.

Очень скоро подросток начинает понимать, что одних внешних признаков недостаточно, он впервые задумывается о возможности самостоятельного существования в обществе, о своей будущей профессии.  Как общаться с подростком 14-ти лет, чтобы не подорвать их самооценку?

 

Отношения в семье

В общении с ребенком, который находится на 3-ем этапе взросления главное – не злоупотреблять властью. Несмотря на то, что вы родитель, вы должны давать ребенку право выбора, и слушать его мнение. Для правильного понимания как общаться с подростком 14 лет нужно помнить, что это живой человек, а не ваша игрушка. Старайтесь в общении вести себя как друг, и быть “наровне” с вашим ребенком. Он равноправный член семьи, и может также участвовать в дискуссиях и выражать свое мнение. Так он будет более открыт по отношению к вам, и это также укрепит его уверенность в себе.

 

Поиск авторитета

В юном возрасте часто возникают сложности в поиске себя, и подростки часто находят себе идеал. Авторитетом для ребенка может стать популярный певец, талантливая актриса или даже добрая бабушка. Важно дать понять ребенку, что он – уникальная личность, и он или она не должны следовать какому-то готовому шаблону. Важно анализировать информацию, и впитывать в себя самое лучшее.

Если вы задумываетесь как общаться с подростком 14 лет помните:  главное – комфорт подростка.

 

 

7 правил, которые помогут забыть о сложностях подросткового возраста:

  • Не критикуйте мышление подростка

Когда ребенок делится с вами мыслями, целями или рассказывает произошедшее с ним, не стоит сразу хвататься за голову и высказывать свои недовольства. Выслушайте его или её, и постарайтесь понять. Главное не принижать их, и смотреть на ситуацию серьезно, хоть вам она может казаться ерундой. Говорите дружелюбно и старайтесь выразить интерес, а не подрывайте самооценку высказываниями типа: «Ничего не получится», «Что ты натворил, чем думал вообще?» или «Ты слишком много о себе возомнил». Такие фразы ужасно отражаются на ментальном состоянии подростка, и усугубляют ситуацию.

 

  • Компромисс – лучшее решение

Насколько бы вы небыли уверены, позвольте ребенку тоже принимать участие. Дайте ему права голоса, и возможность выражать себя, особенно, когда речь идет непосредственно о ребенке. НЕ стоит ограничивать подростка шаблонами. Позволяйте выражать себя, и поддерживайте, просто наблюдая, а не строго контролируйте жизнь подростка. Так вы поможете сформироваться его чувству значимости в обществе.

 

  • Личное пространство подростка

В период взросления ребенку часто хочется уединиться и побыть наедине с самим собой. Или просто пускать в свой мир только желанных людей и в подходящее время. Личное пространство необходимо подростку, ибо жить в одной комнате с кем-то еще может стать поводом для нервных срывов. Людям тяжело уживаться в маленьком пространстве, это касается даже близких родственников.

 

  • Воспитывайте себя

Вместо постоянных поучений подростка лучше займитесь собой. Не стоит считать себя самым умным в семье. Даже если это так, то не нужно выливать свои знания на подростка в недружелюбной форме. Вы можете помочь с уроками, или дать дружеский совет, но поучать ребенка и говорить что-то типа «Что за ерунда, я бы сделал гораздо лучше» или «Ты всё делаешь не так, смотри как надо» не стоит. Вы, конечно понимаете, что ваш жизненный опыт богаче, но зачем доказывать это через ребенка? Лучше больше слушайте, и интересуйтесь мышлением ребенка, может, вам все-таки есть чему еще научиться.

 

  • Помогайте формировать мировоззрение

Самый главный ориентир для ребенка – это родитель. Многие ваши взгляды может присвоить себе ребенок, и это не плохо, когда он делает это сам. Если ребенку интересны ваши взгляды, и он сам расспрашивает ваш – это повод поделиться. Но ярое навязывание каких-то принципов — не лучший вариант. Да, вы можете быть уверенным в своем мировоззрении, но следовать этому тоже или нет ребенок решит сам.

 

  • Оценка друзей

Друзья подростка могут кардинально изменить его как в хорошую, так и в плохую сторону. Вам стоит знать с кем подросток общается, но радикально контролировать никак не стоит. Если вы замечаете что-то неладное, то поговорите с ребенком наедине и обсудите это, обосновывая свою точку зрения.

 

  • Не цепляйтесь за ошибки

Подростку сложно ориентироваться в обществе, и иногда при выборе он может совершить ошибку.Перед тем как общаться с подростком 14 лет, стоит вспомнить свои подобные ошибки. В такие моменты лучше не акцентировать на этом внимание и не винить ребенка. Если он хочет обсудить это, то просто дайте хороший совет, и не заостряйте внимание на ошибке. Объясните, что все люди совершают ошибки. Так вы поможете ребенку не мучить себя чувством вины и плохой самооценкой.

 

Осознание себя, как личность в 14 лет

В этом возрасте мышление ребенка уже относительно сформировано. В 14 лет ребенок сам может принимать решения, оценивать ситуацию и нести ответственность за свои поступки. В этом возрасте формируются вкусы, стиль, увлечения и сама личность. Ребенок может переоценивать свою самостоятельность, но важно не сломить его энтузиазм. Подростки очень чувствительны к критике и одно ваше грубое высказывание может убить его интерес к какому-то делу.

 

Что нужно развивать в ребенке:

  • Интерес к новым вещам. Важно, чтобы ребенок был увлечен чем-то, и не вешал нос, когда что-то не получается. Нужно научить ребенка с интересом браться за новые вещи, впитывать знания и выносить из всего пользу.

 

  • Чувство важности в обществе. Подростку необходимо знать о его значимости для вас, для друзей, для общества в целом. Ребенок не должен бояться выражать свое мнение и отстаивать позицию.

 

  • Самооценка. Самооценка – основа всего. Если ребенок уверен в себе, и не принижает свои способности – он станет успешным человеком. Всегда важно смотреть на свои способности объективно.

 

  • Разносторонний взгляд. Человек не может знать всего на свете, но разбираться во всем по чуть-чуть – хорошее качество, которое поможет в будущем определиться с будущей профессией и хобби.

 

  • Любовь к себе. Очень важно, чтобы подросток любил себя и чувствовал, что он достоин любви. Нельзя позволить, что бы причиной комплексов стал он сам.

  • Принятие своего тела и внешности. Внешность не выбирают, однако подростки часто ненавидят себя за их «несовершенные тела». Эта тема очень глубокая, и много вещей влияют на восприятие подростка. Обязательно объясните ребенку, что его внешность уникальна и он не должен изменять себя, чтобы вписываться в рамки.

 

  • Уникальность. Важно развивать у ребенка альтернативное мышление и нестандартный подход к вещам. Нужно объяснить, что копировать – не лучший вариант, комбинировать – всегда актуально.

  • Выражение своих чувств. С детства важно учить ребенка выражать свои чувства. Нужно учить их описывать свои ощущения, и рассказывать о своем эмоциональном состоянии. Тогда коммуникация с внешним миром станет гораздо легче.

 

  • Уверенность в себе. Многие люди, даже в зрелом возрасте, не уверены в себе, и из-за этого ставят себе рамки и ограничиваются. В страхе совершить ошибку многие даже не пробуют, теряя возможности. Это не должно коснуться вашего ребенка. Прививайте ему чувство уверенности с самого детства.

 

  • Толерантность. Мы все – часть огромного общества. Люди бывают разные как по внешности, так и по мировоззрению, и это нужно уважать. Нельзя воспитывать ребенка, который будет травить тех, кто от него отличается, ибо в таком обществе можно и самому стать объектом травли.

 

 

  • Принятие своей сексуальности. Когда речь заходит о человеческой сексуальности имеется ввиду не только сам половой акт. Сексуальность — это обычная часть жизни, и ребенок формируется так же и в сексуальном плане. Не стоит делать из этого закрытую тему. Лучше ребенок будет узнавать важные вещи от вас, а не от неизвестных источников.

 

 

 

Главное – не препятствовать развитию и самовыражению подростка. Будьте ему другом и главным источником поддержки. Тогда ваши отношения будут гармоничными, а семью можно будет назвать счастливой.

 

nello.ru

Воспитание девочек 14 лет

Подростковые проблемы девочек 14 лет и трудности полового созревания – разные проблемы. Особенности полового созревания связаны с физиологической стороной – первой менструацией, изменениями гормонального фона. Юношеские проблемы затрагивают эмоциональный аспект. Они связаны с психикой. Задача родителя не только принять перемены, происходящие в переходный возраст у девочек в 13-14 лет, как этап адаптации ко взрослой жизни, но и поддержать своего ребенка.

Трудности: как пережить вместе

Хорошее образование и воспитание девочек-подростков 14 лет не дает гарантий, что переходный возраст пройдет без кризисов.

Учеба, общение с родителями уходят на второй план. Девочки-подростки 14 лет желают общаться со сверстниками обоего пола. Желание принадлежать группе «значимых» людей – главное, что движет подростком. Подросток хочет быть принятым сверстниками. Одновременно с этим начинает появляться ярко выраженный индивидуализм. Девочки-подростки хотят иметь личное пространство, где можно побыть одному. В этот период активно формируются навыки социального взаимодействия. Появляются разнополые компании.

Изменения происходят не только в эмоциональной, но и познавательной сфере. Начинают проявляться интересы и творческие способности, не связанные с учебной деятельностью. Жажда самостоятельности сопровождает девочек на протяжении нескольких лет. Девушки легче, чем мальчики переживают личностный кризис. В этот период подросток может вести себя грубо, демонстративно, подчеркивая свою «взрослость» и независимость. В этот период родителям рекомендуется вести себя сдержанно, не ругать, не критиковать своего ребенка. Важно уважительно относится к поведению подростка. Девочки-подростки в это время очень нуждаются в поддержке. Они должны чувствовать, что родители рядом, но не вмешиваются.

В психологии девочки-подростка 14 лет происходят изменения. Буря эмоций, вызванная изменениями гормонального фона, может пугать подростка. Важно объяснить, что изменения в поведении, желание эпатажа либо наоборот, угрюмость и уход в себя, естественны для данного этапа взросления.

Как растить и воспитывать девочку-подростка 14 лет, чтобы уберечь ее от необдуманных поступков? В возрасте 14 лет у девочек могут возникать конфликты с одноклассниками, педагогами. В тяжелой ситуации возникает риск социальной дезориентации.

Мы с дочкой друзья

Как правильно общаться с 14-летней девочкой-подростком, чтобы вовремя увидеть проблему? Существуют определенные признаки, говорящие о присутствии социальной дезориентации:

  • подросток не ходит в школу, отказывается посещать определенные     занятия;

 

  • домашние задания игнорируются;

 

  • отказ от помощи родителей, нежелание     общаться на тему школы.

Взрослые должны попытаться поговорить с девочкой, узнать, каким обстоятельством вызвано такое поведение. Важно сохранять спокойствие, вести себя открыто, дружественно по отношению к подростку. Если есть проблемы, следует отвести чадо к психологу. У большинства девушек-подростков есть секреты, которыми они не хотят делиться. Не нужно давить на ребенка.

Навязчивые советы для девочек-подростков 14-16 лет не будут услышаны. В разговоре следует говорить о своих чувствах и переживаниях: « Я беспокоюсь», «Меня тревожат изменения в твоем поведении. Давай сходим к специалисту, чтобы мои тревоги рассеялись», При такой формулировке разговор не будет носить характер воспитательной беседы. Дружба с девочкой-подростком подразумевает наличие у родителей позиции наблюдателей, советчиков, но без навязывания своей точки зрения.

Грань между дружбой и панибратством очень тонка. Родители не должны посвящать подростка в свои взаимоотношения, рассказывать подробности личной жизни, обсуждать одного из родителей и т.д. Такое поведение может нанести травму, родительский авторитет будет утрачен. Когда взрослый делится планами, советуется, привлекает к обсуждению подростка, он чувствует себя нужным. Кроме того, у девушки развивается эмпатия, умение слышать, сопереживать. Важно не давить не стремиться узнать, о чем думает 14-летняя девочка.

Поможем выстроить отношения со сверстниками

Общение в коллективе сверстников приобретает первостепенное значение. Подросток реализует способы взаимодействия, проходят этапы социальных взаимоотношений. Цель общения – реализация потребности в принятии, признании, завоевании авторитета. Особую ценность приобретает совместное постижение мира.

Как воспитывать 14-летнюю дочь, чтобы сохранить хорошие отношения? Взрослые должны терпимо относиться к его друзьям. Любая попытка плохо отозваться о товарище превратится в бунт. Желательно давать нейтральную оценку другу подростка. Свобода выбирать людей по духу воспринимается как право на взрослость. Отношения со сверстниками носят товарищеский характер. К концу переходного возраста появляются дружеские связи.

В подростковом коллективе существует иерархия, присутствует лидер. Группы живут по созданному ими «кодексу чести». Родители должны внимательно отнестись к тому, какое окружение предпочитает подросток. Плохая компания – сигнал к тому, что между взрослыми и ребенком наступил разлад. Ругань и запреты не принесут результат. Оптимальный выход – изменить отношение к подростку, разрешить ему быть взрослым.

Первая любовь без осуждения

Сфера любви и эмоций очень интимная. Если девушка настолько доверяет, что делится своими переживаниями, рассказывает о молодом человеке, хочет привести его для знакомства, следует быть максимально дипломатичными. Если друг, по мнению родителей, не лучший выбор, не стоит сразу же об этом говорить. Единственный повод, чтобы запретить общение, — это наличие у возлюбленного зависимостей (алкоголь, наркотики, асоциальное поведение).

Нужно научиться устанавливать границы. Девушка-подросток должна приходить домой не позже назначенного времени. Это может послужить поводом для ссор, однако взрослый должен сохранять твердость и самообладание. Девушка должна чувствовать, что имеет право на личную жизнь, но и уважать просьбу родителей. Количество свободы, которую дают взрослые, зависит от того, заслужил ли подросток доверие. Это проявляется в обязательности и ответственности: вовремя позвонить, предупредить об опоздании.

Самый большой страх родителей, когда влюбляется их ребенок, — это потеря контроля над его мыслями и поведением. У девушек появляются свои секреты, они не готовы выкладывать всю правду родителям. У взрослых возрастает тревога.

У девочки-подростка присутствует влюбленность, если:

 

  • молодые люди все время вместе,     созваниваются каждые 15 минут,     переписываются в соцсетях;

 

  • парень включен во все планы;

 

  • присутствует общность целей;

 

  • приятные иллюзии по поводу восприятия     партнера.

Не стоит бояться раньше времени. У девочки до 14 лет нет четкого определения, чем отличается дружба и любовь. Совместное времяпрепровождение может не закончиться постелью в 14 лет, а оказаться кратковременным платоническим приключением.

Внешние изменения

У девочки-подростка в возрасте 14 лет происходит стремительный рост внутренних органов: стенки влагалища становятся толще, матка увеличивается в размерах, изменяется внутренняя среда влагалища. Месячные в этом возрасте становятся регулярными. Растет грудь. Родители в период внешних преобразований должны поддерживать своего ребенка. Девочке важно слышать от взрослых, что она красивая. На этом формируется самооценка и позитивное восприятие своего тела.

Как воспитывать девочку-подростка 14 лет, чтобы помочь ей стать уверенной в себе? В связи с обилием журналов, социальных сетей, девочки-подростки выбирают себе недостижимый идеал красоты. Хотят в юном возрасте похудеть или отправиться к пластическому хирургу. Следует объяснять, что люди в жизни и в интернете выглядят по-разному, что это всего лишь красивая картинка. Самооценка подростка неустойчива в этом возрасте. Известны печальные примеры, иллюстрирующие, как происходит надлом и что случается с девочками 14 лет, которые гонятся за модой. Засилье «эталонов красоты» может привести к дисморфофобии. Особенно это касается полненьких девочек 14-16 лет. Нужно рассказывать, что уникальным быть здорово.

Мама научит быть красивой

Пример родителей очень важен для становления личности подростка. Мама может помогать в выборе гардероба, но не навязывать свое видение. У подростка может быть свое понятие красоты и это нормально. Нельзя критиковать внешний вид, даже если наряд не подходит. Следует похвалить за выбор и предложить альтернативу. Маме стоит рассказать, что девушка в этом возрасте должна выглядеть элегантно, что нужно найти свой стиль, а не гнаться за «иконами стиля», предложенными в журналах и интернете. Одежда и макияж должны быть уместны. Выбор гардероба во многом определяет образ жизни.

 

nello.ru

Психология подростка 14-15 лет. Буря и натиск продолжаются

Если в 11-13 лет на поведение подростка в значительной степени влияет половое созревание, которое во многом держит его в заложниках, то психология подростка 14-15 лет уже меньше зависит от гормональных взрывов, т.к. процесс полового созревания замедляется, приближаясь к завершающей фазе.

Именно поэтому его внимание устремляется во вне, т.е. в 11-13 лет он будет замыкаться, считая, что его никто не понимает и объяснять окружающим что-либо просто бесполезно. Кстати, если процесс протекает сложно, то могут иметь месть внутриличностные конфликты и неадекватная реакция на вполне обычные ситуации (отсюда и нежелание впускать в этот непростой встревоженный внутренний мир посторонних). А в 14-15 лет внимание подростка уже концентрируется на внешнем мире.

В этот период молодёжь, как правило, энергична, общительна, экспансивна, проявляет уверенность в себе. Появляется желание сравнивать себя с другими людьми (в 11-13 лет они к этому равнодушны), к которым они проявляют живой интерес, особенно к их внутреннему миру. Подробнее об этом сказано здесь “Проблема взаимоотношений подростков со сверстниками“

В 14-15 лет начинается переход от подросткового возраста к юношескому, от негативного возраста к позитивному. Может быть, поэтому, взрослеющие дети очень часто размышляют о смысле и значении жизни. Однако из-за потери душевного равновесия и нервного перенапряжения, связанного с отсутствием чёткого понимания того, что их ждёт в жизни, возможны нервные срывы. Самым важным для подростка 14-15 лет становится его внешний вид и то, что окружающие думают о нём. Если взрослые допускают обидные замечания по поводу речи или каких-то особенностей во внешности, то это будет чревато бурным конфликтом.

Максимализм и самостоятельность суждений и поступков в этом возрасте проявляется особенно ярко, особенно, когда речь заходит о принятии или непринятии определённой точки зрения (чужой). Подростки 14-15 лет начинают активно бороться со всем миром за собственные убеждения, привязанности, могут отстаивать свою позицию только для того, чтобы сообщить всем, что у них есть другая точка зрения.

В этом возрасте отношения с ровесниками становятся особенно значимыми, авторитет родителей сводится к нулю, хотя это зависит от уже сложившейся степени доверительности в отношениях. Но всё-равно друзья выходят на первый план. Всё между ними становится тайной и секретом, и высшей степенью доверия будут награждены только лучший друг или подруга.

Риск максимализма у подростка 14-15 лет

В своём максималистском отношении и к друзьям подросток рискует потерять их, но в этот период времени риск воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Самое интересное, что психология подростка 14-15 лет характеризуется с одной стороны стремлением к независимости и бесконтрольности, а с другой стороны, самоограничением и самоконтролем. Именно в этот период он выстраивает перспективы и готов строить планы на будущее, но они всегда соответствуют именно его системе ценностей.

В это время подростки активно ищут свой идеал, стиль поведения, внутренний мир и образ жизни которого ими приветствуется. Однако сами они не будут стремиться ему подражать, а вот требовать от других соответствия этому идеалу будут. Если же окружающие не стремятся к подобному подражательству, то это вырабатывает в подростке мнение, что они негативно относятся к его идеалу и к нему самому тоже.

Обычно психология подростка 14-15 лет и его поведение напрямую зависят от его желания утвердиться в группе, к которой он принадлежит, причём, ему важно завоевать в ней уважение и авторитет. Желаемый статус в этой группе он определит сам, причём, это будет соответствовать его завышенной самооценке. Кстати, адекватная самооценка практически не встречается в этом возрасте ни у кого из них. Если она завышена, то как правило, помогает подростку справляться с теми трудностями, которые типичны для этого возраста. Если занижена, то негатив будет усугубляться, кстати, вызвана она или неблагополучной обстановкой в семье, или психотравмой. Психология подростка 16-17 лет будет обсуждаться в следующей статье, и там можно будет заметить разницу между этим возрастом и том, о котором мы говорим сейчас.

Подростки 14-15 лет видят только ближайшие результаты принимаемых ими решений и совершаемых поступков. Самой распространённой причиной конфликтов с родителями в этом возрасте (вздохните, уважаемые взрослые, это неизбежно) является то, что подростки готовы рассматривать только ближайшие перспективы их будущего или их деятельности, а мамы и папы стараются сконцентрировать внимание отпрысков на отдалённых, что в принципе делать нужно, но бесполезно.

Если у вас возникли вопросы по теме этой статьи, не стесняйтесь задавать их в комментариях.

detkambest.ru

Психология подростка-девочки и мальчика

Переходный этап между детством и взрослостью порой нелегко дается как ребенку, так и родителям. Начинается он с 12-14 лет и заканчивается в 15-17 лет. Некогда спокойные мальчики и девочки могут полностью измениться в поведении, стать неуправляемыми, делать все назло. Что движет ими? Психология подростка детально объясняет, какие проблемы возникают в таком возрасте, и как сделать так, чтобы у ребенка этот период прошел максимально спокойно.

Что такое психология подростка

Термин можно трактовать с двух точек зрения. В первой формулировке речь идет о науке, которая изучает особенности поведения мальчиков и девочек 12-17 лет. Вторая формулировка подразумевает непосредственно суть этого учения – возрастную особенность поведения, психических процессов. Это явление, которое может возникнуть у каждого растущего человечка, но оно необязательно. Родителям следует запастись терпением, создать для себя и ребенка ряд железных правил и не думать, что чадо останется таким неуправляемым на всю жизнь.

Возрастные особенности подростков 13-14 лет

Со стартом этого периода (у кого-то раньше, у кого-то позже) в организме происходят существенные физические изменения: начинается половое созревание. Перестройка в теле многих пугает, доставляет неудобства, иногда может стать причиной насмешек со стороны ровесников (например, при недостатках в фигуре, появлении прыщей, непроизвольной эрекции). Это откладывает свой отпечаток на незрелой психике. Современные подростки ощущают взрослую любовь, начинают проявлять сексуальную активность.

Физическое созревание влияет на нервную деятельность. У мальчиков и девочек 13-14 лет особая психология: процессы возбуждения преобладают над торможением. Это влечет за собой ухудшение реакции, временные трудности в формировании условных рефлексов. У подростков наблюдается очень эмоциональное общение, психическая неуравновешенность из-за переживаний. Сильно развито воображение: ребенок переживает одни и те же чувства, пока не изживет свои внутренние терзания.

Подростковые проблемы

Когда ребенок входит в возраст 12-15 лет, психология меняется. Основные проблемы, которые доставляют неудобства окружающим (но не самому подростку):

  1. Одержимость гаджетами. Электронные устройства заменяют реальный мир, влияют на саморазвитие, не оставляют времени на помощь по дому, учебу.
  2. Враждебность к родителям. Мальчики и девочки начинают хамить, вести себя неуважительно, игнорировать правила.
  3. Ложь. За ней стоит боязнь быть осужденным, отруганным или наказанным, ведь подросток нередко нарушает установленные правила.
  4. Поздние приходы домой. Ребенок испытывает пределы, намеренно нарушает временные границы.
  5. Дружба с плохой компанией. Ребенок думает, что те ребята крутые, поэтому он жаждет стать таким же.
  6. Употребление алкоголя, наркотиков, курение. Трудный подросток стремится возвыситься над другими, испытать новые ощущения.

Психологические проблемы подростков

Основные трудности связаны с противоречиями в потребностях мальчика или девочки. Психология подросткового возраста говорит о том, что возникает внутренний конфликт: стремление к обособлению и социализации. Ребенок ищет свою автономию, проходит процесс личностного самоопределения. Он рьяно отстаивает свое пространство, убеждения, но не понимает ценности чужой автономии. Вместе с этим у подростка формируется необходимость примкнуть к какой-то социальной группе, кроме семьи. Это сверстники, интересы которых он разделяет.

Почти все проблемы современных подростков вытекают из конфликта, описанного выше. Тинейджер хочет самоутверждения. Если что-то идет не так, как он желал, возникают депрессии, замкнутости, ребенок становится скрытным или всячески протестует против общественности. Вопросы пола подогревают это состояние. Подростковая гиперсексуальность приводит к активной мастурбации, которая сопровождается чувством вины, ранним половыми связями и всеми последствиями, связанными с ними. Девственность тоже может стать причиной волнения.

Подростковая психология мальчиков

Процесс превращения мальчика в парня, а затем и в мужчину сложный. В младшем подростковом возрасте (12-14 лет) проблема не так чувствуется, но затем становится ощутимей. Насколько она будет глобальной, зависит от семейных взаимоотношений: участия матери и отца (особенно отца!) в воспитании ребенка. Мальчик все больше внимания обращает на девочек, случается первая любовь. Если она неразделенная, у подростка может возникнуть подмена в ориентации – стремление к партнеру своего пола.

Психология выделяет несколько тревожных и волнующих состояний подростка:

  • беспокойство по поводу мнения окружающих, своей внешности;
  • неуверенность в своих силах;
  • юношеский максимализм: самонадеянность, категоричность в суждениях;
  • полярность психики: сочетание замкнутости и общительности, цинизма и мечтательности, наглости и стеснительности;
  • стремление получить максимум информации по интересующему вопросу.

Подростковая психология девочек

Поведенческие особенности практически одинаковые у обоих полов, но переходный возраст у девочек наступает раньше. Подростка легко рассмешить или заставить плакать, похвала или критика воспринимается очень близко к сердцу. У девочек происходит формирование самосознания. Потребность в психологической близости, взаимопонимании у них сильнее, чем у мальчиков. Нередко подростки влюбляются в красавцев из телевизора, взрослых мужчин. У девочек формируются идеалы и авторитеты, они стремятся подражать им.

Кризис идентичности

Эрик Эриксон ввел термин «кризис идентичности», который тесно связан с кризисом смысла жизни. В подростковом периоде происходит личностное самоопределение. Перед юным человеком стоит непростая задача, являющаяся этапом взросления: ему необходимо понять свою роль как члена общества и собственные уникальные особенности, интересы. Подросток обретает социальный статус, проходит адаптацию во взрослом окружении, приобретает новый способ мышления.

Парень или девушка находятся в процессе становления своего «Я» с точки зрения реализации взглядов на жизнь. У идентичности есть две характеристики:

  • положительная: кем подросток должен стать;
  • отрицательная: кем не должен стать.

Социальные взаимоотношения

При описании этого аспекта психология выделяет две разных модели взаимоотношений: со взрослыми и ровесниками. Последние формируют устойчивые социальные группы, в которые новичку попасть сложно. Такие объединения являются для подростков эталонными и субъективно значимыми, их требования и нормы парень или девушка принимает и разделяет. Общение выходит на новый уровень, и это не только развлекательные совместные игры, но и общий труд, разговоры на жизненно важные темы.

Если подросток становится изгоем, или сверстники объявляют ему бойкот, это приводит к формированию низкой самооценки, комплексов, ощущению одиночества, неполноценности и даже суицидальным мыслям (в особо тяжелых случаях). Каждое детское переживание, связанное с ровесниками, очень глубокое и значимое. Все подростки имеют повышенную чувствительность к групповому мнению, и если ему не соответствуют, то возникают страхи.

Общаться со взрослыми подросшему ребенку уже сложнее. К нему выдвигаются большие требования, что сопровождается сопротивлением. Особая роль в этот период отводится влиянию семьи. Благополучные отношения родителей и умеренное давление на подростка становятся решающими при выборе модели поведения. Однако неустойчивость психики создает определенные сложности в общении со взрослыми, приводит к периодическим протестам.

Поведение подростка в 14 лет

В этот период меняется когнитивная сфера, что откладывает отпечаток на поведение. Психология подростков говорит о возникновении фантомного чувства взрослости, самостоятельности. Молодой человек хочет всячески показать, что он уже взрослый, но, по сути, он остается ребенком. Старшие подростки делают контакты с семьей более слабыми, обособляют свое «Я». Впервые появляются серьезные мысли о будущей профессии. Фантомная взрослость как бы наделяет юных ребят полномочиями к запрещенным и нежелательным действиям: курению, употреблению алкоголя, половым связям.

Как разговаривать с подростком

Родителям в переходный возраст ребенка не менее сложно. Неосторожные слова, необдуманные действия могут причинить вред неокрепшей психике. Несколько правил общения с подростком:

  • Не допускайте критики внешности. Даже если не все идеально, совместными силами вы исправите изъяны.
  • Будьте внимательны к ребенку. Спрашивайте, как дела. Если вам не нравится поведение, не осуждайте это откровенно. Окольными путями или на своем примере можно предложить тот вариант развития событий, который вам приемлем.
  • Будьте искренне заинтересованы успехами чада, «глобальными» проблемами со сверстниками.
  • Делитесь своими планами, выслушивайте советы, даже если они кажутся нелепыми. Цените выбор ребенка.
  • Займитесь половым воспитанием. Не бойтесь неадекватного восприятия информации – дети уже готовы к новым открытиям.
  • Хвалите ребенка, будьте на равных, не обижайтесь на перепады настроения и говорите с ним, а если он этого не желает, находите нужный момент для беседы.

Чем увлечь подростка

Тинейджеры – самые увлекающиеся люди. Они занимаются всем и понемногу. Родителям важно обнаружить потенциал ребенка и дать ему раскрыться. Желательно это делать в более раннем возрасте – 5-6 лет. Самые интересные занятия для подростков:

  • Физическая культура: баскетбол, волейбол, футбол. Юноши с удовольствием играют в эти игры и выплескивают свою энергию.
  • Собирательные увлечения, коллекционирование. Складывайте марки, фото кумиров, календари, яркие игрушки.
  • Конструирование, создание предметов своими руками. Юные ребята любят делать модели, собирать из конструктора сложные фигуры, экспериментировать с папье-маше.
  • Походы в молодежные организации. Есть специальные объединения, где подростки собираются и общаются по интересам под присмотром психологов, проходят тренинги. В Москве это школа практической психологии «Эмпатия», центр образовательной помощи «ПсиЛайнер».
  • Преображения во внешности. Подберите мальчику классный гардероб, сводите девочку на маникюр, мастер-классы по макияжу, уходу за кожей. Сделайте модную стрижку.

Видео

mosmama.ru

Трудности подростка 14-16 лет: стратегия преодоления…(для родителей и педагогов)

В массовом сознании слово «подросток» довольно часто вызывает ассоциацию «трудный». Почему же подросток «труден»? Он труден, неудобен для других – для родителей, педагогов, вообще взрослых. Общество критично, можно даже сказать с предубеждением встречает подрастающих детей. Оно не очень-то спешит раскрыть им объятия. Нередко детям предъявляют жесткие требования, накладывают на них ограничения при пересечении ими черты мира взрослых.

При такой установке взаимоотношения между подростками и взрослыми нельзя назвать мирными, и это, конечно, значительно усложняет взросление подростков, добавляет негативные переживания в мироощущение молодых. Многие забывают, что молодым быть трудно, гораздо сложнее, чем взрослым. Ведь взгляды взрослых в большей степени уже сформировались, им есть на что опираться в своих поступках, им уже не свойственно бросаться в крайности в поисках себя и своих идеалов. Подросток же труден для других потому, что ему трудно с самим собой. Он неуверенно и с опасениями ищет свои цели и ориентиры в жизни. Взрослые, конечно, тут как тут, но они предпочитают толкать «несмышленыша» по накатанной дороге, к так называемому светлому (в понимании родителей) будущему, зачастую не интересуясь возможностями, интересами, потребностями, способностями своего ребенка. Это еще больше разводит родителей и детей, создает напряженную эмоциональную обстановку в семье и усиливает желание детей непременно отстоять собственные ценности в схватке со взрослыми.

Тысячи проблем наваливаются на подростка – это психофизиологические изменения, которые он наблюдает в себе, это новые потребности, которые его раньше не волновали, это новые возможности, в том числе интеллектуальные, которые теперь позволяют поиному представить окружающую жизнь, себя, других людей, дают основания для более глубокого осознания своего предыдущего детского опыта. Появляется критичность по отношению к своим способностям, планам и мечтам; более остро переживается необходимость кем-то стать, что-то уметь, быть компетентным в чем-то, и это не дает возможности на какое-то время остановиться, оглядеться, разобраться в своих целях – ведь заданный жизненный ритм заставляет безостановочно двигаться вперед, то есть, в первую очередь, обязательно хорошо учиться. Всего этого требуют и требуют от подростка. То есть взрослые как бы заманивают молодых: будьте хорошими, послушными мальчиками и девочкам; мы вас без особых проблем впустим в свой мир, но вы должны следовать нашим правилам.

Но если не научиться доверять собственным глазам, то невозможно быть уверенным, что идешь по правильной дороге. А взрослые стараются сразу вывести детей на свою дорогу, проложенную в иное время и с учетом иных ценностей и возможностей. Двигаться вперед – да, но как, куда и зачем? Когда же можно во всем этом разобраться? И что-то освоить, кроме учебы. Конечно, подростковые трудности, столкновения, непонимания – необходимый этап в жизни любого человека, даже обязательное условие его развития. Но они не должны перекрыть кислород для самостоятельного поиска, широкого общения, проб и ошибок, откатов назад и познания себя. Этот главный кризис жизни, к сожалению, не все успешно преодолевают. Иногда черный след сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Некоторые заболевают, погибают или теряют веру в свои силы и жизнь. И нередко именно окружающие подростка люди усложняют и запутывают реальные задачи молодого человека. Задавая им исключительно академические цели. Не давая возможности молодым приобрести практический опыт, осуществить их проекты и мечты.

Подростку горько осознавать, что ему становится страшно перед требованиями взрослого мира, что это совсем не тот мир, куда они так рвутся. Что, оказывается, они почти ничего не умеют и не очень-то хотят научиться, потому что не знают, как, а столкновение с одиночеством, непониманием словно окатывает их тяжелой холодной волной. Взрослые скорее оппоненты и не стремятся к разумному сотрудничеству с ними.

Подростку вдруг все становится трудно, энергия переполняет его, но это неуправляемая энергия, которая ищет выхода и применения. И если подросток не использует ее разумно (а это ему совсем не просто), то она обратится против него самого и приведет к драматичным блужданиям.

Чтобы справиться с задачами собственного развития, подросткам необходимо иметь для этого некий багаж, достаточный ресурс, который частично основан на опыте и способностях, приобретенных еще в детстве, а частично – на появляющихся уже в период взросления.

В результате интеллектуального созревания у подростков возникает особая форма самосознания – рефлексия. У некоторых потребность самоанализа так велика, что они заводят дневники, где подробно описывают свои эмоциональные состояния, размышления, события, личные промахи и достижения, подробно анализируют свои поступки, мысли, переживания.

Повышенный интерес к самому себе – необходимое условие развития личности. Детей волнуют вопросы становления: какой у них характер, как научиться пониманию людей, хорошие или плохие они друзья, смогут ли они преодолеть свои недостатки, такие, например, как лень, раздражительность, неаккуратность, необязательность.

Подростки вдруг начинают обостренно видеть свои и чужие недостатки: критичность помогает им лучше оценить свои собственные способности и личностные качества других людей и в результате получить более полное представление о человеческой природе. Опыт, который получают подростки благодаря самопознанию, закладывает основы самовоспитания и определяет вектор личностного становления.

В этом же возрасте по-новому звучит и потребность в самоутверждении. И не только в среде сверстников (что чаще проявляется с внешней стороны, например через одежду, манеры поведения, принадлежность к какой-то конкретной группе), но и в мире взрослых: подросток хочет быть таким, чтобы с ним считались взрослые, иметь свои собственные идеалы

psylist.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о