Презентация психологические особенности детей 5 6 лет: Презентация на тему «Возрастные особенности детей 5-6 лет» по психологии

Содержание

Презентация «Возрастные особенности детей 5-6 лет» | Презентация к уроку (старшая группа) на тему:

Слайд 1

Возрастные особенности детей 5- 6 лет Воспитатель: Сивухина Е.В. МАДОУ ДС №23 «Гуси-лебеди»

Слайд 2

Возраст 5-6 лет — возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. И тем не менее игра остается основным способом познания окружающего мира.

Слайд 3

Это период благоприятный для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Слайд 4

Ведущая деятельность — игра со сверстниками. Условия успешности — собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь. Отношения со сверстниками — партнер по играм, предпочтения в общении. Отношения со взрослыми — источник информации, собеседник. Способ познания — общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование. Эмоции — настроение ровное, оптимистическое.

Слайд 5

Двигательные навыки С пяти до шести лет у вашего ребенка еще значительнее сдвиги в усовершенствование моторики и силы. Скорость движений продолжает возрастать, заметно улучшается их координация. Теперь он уже может выполнять 2-3 вида двигательных навыков одновременно: бежать, ловить мяч, пританцовывать. Ребенок любит бегать, соревноваться. Может больше часа не отрываясь играть на улице в спортивные игры, бегать на расстояние до 200 м. Он учится кататься на коньках, лыжах, роликах, если еще не умел, то с легкостью может освоить плавание.

Слайд 6

Эмоциональное развитие У ребенка уже имеются собственные представления о красоте. Некоторые с удовольствием начинают слушать классическую музыку. Малыш учится выплескивать часть эмоций в своих любимых занятиях и стремиться управлять ими, пытается сдерживать и скрывать свои чувства (но не всегда у него это может получаться.) Труднее всего детям удается справлять со своим страхом. Малышам могут сниться страшные сны. Он познает новые понятия: рождение, смерть, болезни, бедствия.

Слайд 7

Социальное развитие. С пяти ребенок уже четко знает свою половую принадлежность и даже в играх не хочет ее менять. В этом возраста в воспитание мальчика очень важное место отводиться отцу, а у девочек — маме. Папы учат сына быть мужественными, мамы дочек — женственными. У малыша закладывается представления о роли противоположного пола в жизни. Дочь постигает роль мужчины через поведение отца, а мальчики — роль женщины, через общение с мамой. После пяти лет отношения со сверстниками переходят в дружеские. Появляются первые друзья, обычно такого же пола. Большую часть времени он проводит с ними. Происходит некоторое отдаление от родителей. Ребенок уже безболезненно может перенести недолгую разлуку с близкими.

Слайд 8

Интеллектуальное развитие К шести годам ребенок уже может не просто различать животных, но разделить их на диких и домашних. Может объединять предметы по различным признакам, находить между ними сходства и различия. После пяти лет малыш интересуется не только названиями предметов, но и тем из чего они сделаны. Он имеет собственное представление об окружающих его физических явлениях, может объяснить, что такое электричество, магнит. Ребенок очень хорошо ориентируется в пространстве: на улице, в знакомых помещениям, дома. Знает, где покупают игрушки, продукты, лекарства. Он пытается освоить алфавит и научиться чтению по слогам, а также продолжает совершенствовать письмо печатными буквами. Может считать (иногда до сотни), складывать и вычитать в пределах десяти.

Слайд 9

Особенности поведения Ребенок обо всем уже имеет собственное мнение. Может объяснить, кто и почему ему нравится или не нравится. Он наблюдателен. Его очень интересует все, что происходит вокруг. Он стремится отыскать причины и связи между различными явлениями. Малыш становится очень самостоятельным. Но переключать его на разные виды деятельности целенаправленно еще очень сложно. Ребенок применяет в играх свои новые знания, сам выдумывает сюжеты игр, с легкостью осваивает сложные игрушки -конструктор, компьютер. К шести годам он осваивает большинство необходимых навыков и совершенствует их прямо на глазах — становится более аккуратным, следит за своим внешним видом — прической, одеждой, помогает вам по хозяйству.

Слайд 10

Творческое развитие Пик творческого развития ребенка. Он творит, не уставая, едва проснувшись, превращая простой тюльпан в необыкновенный аленький цветочек, строит дома для инопланетян. Его очень привлекает живопись, может подолгу рассматривать картины и краски. С удовольствием рисует сам, пытается что- то срисовывать с картины и придумывать свой сюжет. В пять лет ребенок различными цветами выражает свои чувства по отношению к тому, что рисует. Считается, что детские рисунки — ключ к внутреннему миру малыша. Теперь уже он рисует человека уже таким, какой он есть на самом деле, детализируя лицо с глазами, чтобы он видел, с ушами, чтобы слышал, ртом, чтобы говорил и носом, чтобы нюхать.

Слайд 11

УДАЧИ ВАМ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ!

Слайд 12

http:// родничок. edusite.ru/ DswMedia /sobranie_starshaya_gruppa.pdf http ://anen24.ru/page/kartinki_deti_s_makulaturoi / http ://myalmalyk.ru/page/deti_kartinka_risovannaya / http://gk170.ru/54/rebata-risunok-3250.html http://ru.gofreedownload.net/free-vector/vector-people/boys-and-girls-222031/#.WeX-_KslJTY https:// infourok.ru/prezentaciya-vozrastnie-osobennosti-detey-let-1195447.html http:// pedsovet.su/template/48853 ИСТОЧНИКИ:

Презентация психологические особенности детей 5 6 лет

Психологические особенности детей дошкольного возраста Дошкольный возраст 5 – 6 лет. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТимофей Покровский

Похожие презентации

Презентация по предмету «Экономика» на тему: «Психологические особенности детей дошкольного возраста Дошкольный возраст 5 – 6 лет.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Психологические особенности детей дошкольного возраста Дошкольный возраст 5 – 6 лет.

2 Ведущая деятельность сюжетно-ролевая игра.

3 Ведущая потребность потребность в общении; творческая активность.

4 Ведущая функция воображение

5 Особенности возраста: — общение со взрослым ситуативно-личностное; — проявление произвольности всех психических процессов; — в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно- деловой;

6 -проявление творческой активности во всех видах деятельности; -развитие фантазии; — половая идентификация.

7 -Капните капельку краски на бумагу и «выдуйте» рисунок с помощью трубочки. Проговорите– на что похоже, свои ощущения в ходе выполнения задания.

8 Рассказ «Почему? «. стремление малыша рассуждать и думать «приборматывание» познавательные беседы сформулировать мысль как можно более лаконично Внимательно выслушивайте все рассуждения и не торопитесь вносить в них свои коррективы помогает малышу спланировать свою деятельность.

9 Игра в бытовую ситуацию игра в волшебный сюжет задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение работа продуктивного, созидающего воображения

10 активный интерес к буквам и цифрам Не тормозите искусственно процесс развития ребенка

11 Рекомендации для взрослых: — обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использоватьвоображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи; — организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества; — способствовать развитию эмпатийных представлений; — побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности; — поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка; — формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

12 Качества характера Знания и умения Любовь, забота, семейное благополучие социум

13 нехватка любви, заботы, попустительский стиль воспитания или наоборот чрезмерная любовь к ребёнку, который не знает запретов и ограничений со стороны родителей, должным образом не направляется его воспитание. Родители не умеют, не способны или не желают руководить ребёнком.

14 хитрость, изворотливость, не честность, требовательность к другим, а не к себе самому, безразличие к просьбам других, жадность, хамство, эгоизм.

15 — Запишите в столбик 4 буквы: ЛДРП. — К каждой букве напишите цифры от 1 до 4. — К каждой группе (буква и цифра) прибавьте название какого-то животного, птицы, насекомого. — Теперь по 3 качества, которые на ваш взгляд их характеризуют.

16 РАСШИФРОВКА: — Л – это любовь — Д – это дети — Р – это работа -П – это постель -Цифры говорят, на каком месте в вашей жизни они находятся, -а животные, птицы, насекомые с написанными вами качествами – это то, как вы представляете себя в соответствующих жизненных процессах.

Психологические особенности детей 5 — 6 лет


презентация к уроку (старшая группа) на тему

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
psihologicheskie_osobennosti_starshego_vozrasta.pptx2.9 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Родительское собрание « Психологические особенности детей старшего возраста»

Возраст 5 – 6лет можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире.

Ведущая потребность этого возраста – потребность в общении , как со взрослым, так и со сверстником. Взрослый – источник информации , собеседник. Со сверстниками происходит углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. Преобладание ровного оптимистичного настроения.

Начинает формироваться произвольное внимание . Объем-8-10предметов, удерживает внимание 15 – 20 минут. Происходит развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7предметов из 10,3-4действия, формируется логическое мышление, развивается творческое воображение. Способ познания — самостоятельная деятельность, экспериментирование, объект познания — предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. Развиваем память: ребенку предлагают лист с изображениями восьми предметов. Он рассматривает их, называет предметы. Через некоторое время лист убирается и ребенку предлагают вспомнить то, что было нарисовано на картинке

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление . Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Развиваем мышление: Логические таблицы, хорошо развивает логическое мышление – конструктор. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Упражнение «Четвертый лишний» «Разложи по порядку» Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Развиваем воображение «На что похоже»

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций , у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: моральные, интеллектуальные, эстетические. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость.

Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой разложить по полочкам ее они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

Новообразования возраста 1.Планирующая функция речи 2. Предвосхищение результата деятельности 3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные)

Психологические особенности детей 5-6 классов (Презентация к родительскому собранию)

Материал для выступления перед родителями обучающихся 5-6 классов.

Психологические особенности детей 5-6 классов (Презентация к родительскому собранию)

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности детей 5-6 классов (Презентация к родительскому собранию)»

Психологические возрастные особенности детей 11-12 лет

высшей квалификационной категории

Для хорошего самочувствия детям нужны шахматы, кошка, лыжи и собака.

— Есть ли у вашего ребёнка шахматы,

кошка, лыжи и собака?

Или хотя бы хомяк.

— Есть ли у вашего ребёнка

хоть что-нибудь из этого списка?

Подростковый период – это период завершения детства и начальный период перехода к взрослости:

  • Предподростковый возраст – 11–12 лет
  • Младший подростковый возраст – 13–14
  • Средний подростковый возраст – 14-15

Основная особенность этого периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

  • Ведущая деятельность общение со сверстниками. В свою очередь, благополучное отношение со взрослыми, основывающиеся на понимании подростка, и принятие его является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем будущем.
  • Центральное личностное новообразование – становление нового уровня самосознания («Я» — концепции), выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.

Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации, сходный с тем, который был

характерен для начала обучения в первом классе :

  • Резкое изменение условий обучения;
  • Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями;
  • Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.
  • Занятия теперь проходят в новой школе, кабинете. А часто — и в разных кабинетах.
  • В расписании появились названия незнакомых предметов (ботаника, физика, история).
  • И самое главное — каждый предмет ведёт новый учитель.

Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе:

  • они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет,
  • готовиться к урокам.

И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:

  • опоздания на урок,
  • забывания какой-нибудь учебной принадлежности,
  • не сделанное задание.

Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе .

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни:

  • они испытывают растерянность,
  • всё время всё путают и забывают,
  • не могут сосредоточиться на учёбе.
  • Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь.

Всё это, естественно,

Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала :

Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником

Основные задачи развития в 5 классе:

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями
  • формирование умения учиться в средней школе
  • развитие учебной мотивации, формирование интересов
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других
  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе
  • формирование представлений о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Основные задачи развития в 6 классе:

  • формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания
  • формирование широкого аспекта способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов
  • формирование интереса к другому человеку как к личности
  • развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа

Основные задачи развития в 6 классе:

  • развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии
  • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания
  • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания к другим людям
  • формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ …

  • Разгадывание кроссвордов требует наличия определённых знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребёнка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ …

  • Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ …

  • Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать.

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ …

  • Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые).

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ …

  • А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей

  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
  • Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
  • Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.
  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать про уроки, делать часть домашних заданий.

Необходимо знать о том, что…

Подростковый возраст является кризисным, остропротекающим переходом от детства к взрослости.

Интересно, что возрастные кризисы, этапы переходного возраста существуют в жизни объективно, по природе человека, но протекают так ,

как это принято в культуре данного общества, воплощённой в каждой отдельной семье.

  • В современном мире отношения в семье изменились, изменилась степень поддержки, которую имеет как взрослый человек, так и ребёнок. А это служит условием возникновения разного рода пограничных расстройств, которые приводят:
  • к депрессиям;
  • к агрессии;
  • к суицидам.

Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребёнка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищённости, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки.

Тёплые тесные связи ребёнка с родителями (особенно с родителем того же пола, что и ребёнок) способствуют развитию у него гуманного отношения к другим.

Чем проповедь выслушать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут всё без труда.

Слова порой запутаны

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если всё мне показать –

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям и словам

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живёшь,

По правде или нет.

  • Элинор Портер Поллианна. (в преводе М.Ю. Батищевой!).
  • Уильям Ф. Нолан И веки нам смежит усталость // ШП. 1999. № 18.
  • Рэй Бредбери. Всё лето в один день // ШП. 1999. № 8.
  • Анхель де Куатье. Серия книг «В поисках скрижалей завета» и дальше…

Презентация на тему: «Психологические особенности детей 5-6 лет»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ковырзина Анжелика Владимировна Педагог-психолог «Психологические особенности детей 5-6 лет»

Возраст 5-6 лет- возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. И тем не менее игра остается основным способом познания окружающего мира. Это период благоприятный для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти.

Ведущая деятельность — игра со сверстниками. Условия успешности — собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь. Отношения со сверстниками -партнер по играм, предпочтения в общении. Отношения со взрослыми — источник информации, собеседник. Способ познания — общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование. Эмоции — настроение ровное, оптимистическое.

Фамилия, имя и отчество родителя. Фамилия, имя ребенка. Положительные качества моего ребенка. Отрицательные качества моего ребенка. Если мой ребенок провинился (я ….) Мой ребенок любит (рисовать……) 7. Мы с ребенком вместе любим (читать книги……) 8. Мой ребенок самый (добрый ……) Я и Мой ребенок!

Признаки познавательной активности Ребенок сам занимается умственной деятельностью. Предпочитает сам найти ответ на вопрос. Просит почитать книги, дослушивает до конца. Положительно относится к занятиям, связанным с умственным напряжением. Часто задает вопросы. Дожидается ответа на заданный вопрос. Склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности.

Если до 5 лет ребенка интересовал окружающий мир, то после присоединяется интерес к взаимоотношениям людей. Дети чувствуют любую неискренность и перестают доверять человеку, который обманул. Старшие дошкольники способны различать весь спектр человеческих эмоций, у них появляются устойчивые чувства и отношения

Формируются высшие чувства Моральные: — чувство гордости — чувство стыда — чувство дружбы. Интеллектуальные: — любознательность — интерес — удивление Эстетические: — чувство прекрасного — чувство героического.

Часто в этом возрасте появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Формируются основные черты характера ребенка. Уже можно понять, каким будет ребенок в будущем.

Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

Причины серьезных нарушений поведения детей Борьба за внимание: ребенку не хватает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Дети часто обижены на родителей. Причины могут быть разными. Борьба за самоутверждение: борьба против чрезмерной родительской опеки и власти. Потеря веры в собственный успех: ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не выйдет». Результат неправильного воспитания ребенка в семье

Терпением Объяснением Отвлечением Неторопливостью Наградами

Молчанием Говорить «Я тебя больше не люблю» Упрекать и вспоминать былые грехи Физически Кричать на ребенка

Рекомендации родителям 1. Принимать ребенка таким. 2. Активно слушать его переживания, и потребности. 3. Читать, играть, заниматься вместе. 4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми ребенок справляется. 5. Помогать , когда ребенок просит. 6. Поддерживать его успехи. 7. Делиться своими чувствами. 8. Конструктивно разрешать конфликты. 9. Хвалить ребенка. 10. Обнимать не менее 4-х, а лучше 8 раз в день.

УДАЧИ ВАМ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ!

•Возраст 5-6 лет- возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.

  • Ковырзина Анжелика ВладимировнаНаписать 517 02.02.2018

Номер материала: ДБ-1114014

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    02.02.2018 157
    02.02.2018 143
    02.02.2018 317
    02.02.2018 197
    02.02.2018 1814
    02.02.2018 4629
    02.02.2018 213
    02.02.2018 359

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

голоса

Рейтинг статьи

Детство: физическое и когнитивное развитие

Цели обучения

  • Объяснить физическое развитие, происходящее с младенчества до детства
  • Объясните когнитивное развитие, происходящее от младенчества до детства

Физическое развитие

В младенчестве, дошкольном и раннем детстве физическое развитие тела происходит быстро (рис. 1). В среднем новорожденные весят от 5 до 10 фунтов, вес новорожденного обычно удваивается за шесть месяцев и утраивается за год. К 2 годам вес увеличится в четыре раза, поэтому мы можем ожидать, что 2-летний ребенок должен весить от 20 до 40 фунтов. Средняя длина новорожденного 190,5 дюйма, увеличиваясь до 29,5 дюймов к 12 месяцам и 34,4 дюймов к 2 годам (Многоцентровая исследовательская группа ВОЗ по эталонным показателям роста, 2006 г. ).

Рисунок 1 . Дети испытывают быстрые физические изменения в младенчестве и раннем детстве. (кредит «слева»: модификация работы Керри Чешик; кредит «средний слева»: модификация работы Кристи Фаузель; кредит «средний справа»: модификация работы «devinf»/Flickr; кредит «справа»: модификация работы Роуз Спилман)

В младенчестве и детстве рост не происходит с постоянной скоростью (Carel, Lahlou, Roger, & Chaussain, 2004). Рост замедляется в возрасте от 4 до 6 лет: за это время дети набирают 5–7 фунтов и растут примерно на 2–3 дюйма в год. Когда девочки достигают 8–9 летлет их темпы роста опережают темпы роста мальчиков из-за пубертатного скачка роста. Этот всплеск роста продолжается примерно до 12 лет, совпадая с началом менструального цикла. К 10 годам средняя девочка весит 88 фунтов, а средний мальчик весит 85 фунтов.

Мы рождаемся со всеми клетками мозга, которые у нас когда-либо будут — примерно 100–200 миллиардов нейронов (нервных клеток), функция которых заключается в хранении и передаче информации (Huttenlocher & Dabholkar, 1997). Однако нервная система продолжает расти и развиваться. Каждый нейронный путь формирует тысячи новых связей в младенчестве и дошкольном возрасте. Этот период быстрого роста нервной системы называется расцветом. Нервные пути продолжают развиваться в период полового созревания. Затем за периодом цветения нейронного роста следует период обрезки, когда нейронные связи уменьшаются. Считается, что обрезка заставляет мозг функционировать более эффективно, позволяя овладеть более сложными навыками (Hutchinson, 2011). Цветение происходит в течение первых нескольких лет жизни, а обрезка продолжается в детстве и в подростковом возрасте в различных областях мозга.

Попробуйте

Размер нашего мозга быстро увеличивается. Например, мозг 2-летнего ребенка составляет 55 % от его размера взрослого человека, а к 6 годам мозг составляет около 90 % его взрослого размера (Tanner, 1978). В раннем детстве (3–6 лет) лобные доли быстро растут. Вспоминая наше обсуждение четырех долей мозга ранее в этой книге, лобные доли связаны с планированием, рассуждениями, памятью и контролем импульсов. Поэтому к моменту достижения детьми школьного возраста они в силу своего развития способны управлять своим вниманием и поведением. В начальной школе увеличиваются в размерах лобная, височная, затылочная и теменная доли. Всплески роста мозга, наблюдаемые в детстве, имеют тенденцию следовать последовательности когнитивного развития Пиаже, так что значительные изменения в функционировании нервной системы объясняют когнитивные достижения (Kolb & Whishaw, 2009).; Overman, Bachevalier, Turner, & Peuster, 1992).

Попробуйте

Моторное развитие происходит в упорядоченной последовательности, когда младенцы переходят от рефлекторных реакций (например, сосания и копания) к более развитым двигательным функциям. Например, младенцы сначала учатся держать голову, затем сидеть с посторонней помощью, затем сидеть без посторонней помощи, а затем ползать, а затем ходить.

Двигательные навыки относятся к нашей способности двигаться и манипулировать объектами.

Навыки мелкой моторики сосредоточены на мышцах пальцев рук и ног и глазах и позволяют координировать мелкие действия (например, хватать игрушку, писать карандашом и пользоваться ложкой). Навык крупной моторики s сосредоточен на больших группах мышц, которые контролируют наши руки и ноги и включают в себя более крупные движения (например, балансирование, бег и прыжки).

По мере развития двигательных навыков маленькие дети должны достичь определенных этапов развития (таблица 1). Для каждой вехи указан средний возраст, а также диапазон возрастов, в котором эта веха должна быть достигнута. Примером вехи развития является сидение. В среднем большинство младенцев сидят одни в возрасте 7 месяцев. Сидение требует как координации, так и мышечной силы, и 90% детей достигают этого рубежа в возрасте от 5 до 9 месяцев. В другом примере дети в среднем способны держать голову в возрасте 6 недель, а 90% детей достигают этого в возрасте от 3 недель до 4 месяцев. Если ребенок не держит голову к 4 месяцам, у него задержка. Если у ребенка наблюдаются задержки на нескольких этапах, это повод для беспокойства, и родитель или опекун должны обсудить это с педиатром ребенка.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Некоторые задержки развития можно выявить и устранить с помощью раннего вмешательства.

” The fourth row contains “5; hops and swings, uses fork and spoon; distinguishes real from pretend, likes to please friends; speaks clearly, uses full sentences; and counts to 10 or higher, prints some letters and copies basic shapes.”»>
Таблица 1. Вехи развития в возрасте 2–5 лет
Возраст (лет) Физический Личный/Общественный Язык Познавательный
2 Удар ногой по мячу; ходит вверх и вниз по лестнице Играет вместе с другими детьми; копии взрослые Указывает на объекты, если их назвать; соединяет 2–4 слова в предложение Сортирует формы и цвета; следует двухэтапным инструкциям
3 Лазает и бегает; педали трехколесные По очереди; выражает множество эмоций; платья самостоятельно Называет знакомые вещи; использует местоимения Игры притворяются; рабочие игрушки с деталями (рычаги, ручки)
4 Ловит мячи; использует ножницы Предпочитает социальную игру одиночной игре; знает симпатии и интересы Знает песни и стишки на память Называет цвета и числа; начинает писать буквы
5 Прыжки и качели; использует вилку и ложку Отличает настоящее от притворного; любит радовать друзей Говорит четко; использует полные предложения Считает до 10 или больше; печатает некоторые буквы и копирует основные фигуры

Попробуйте

Попробуйте

Рисунок 2. Мужчина с ребенком.

Когнитивное развитие

В дополнение к быстрому физическому росту маленькие дети также демонстрируют значительное развитие своих когнитивных способностей. Пиаже считал, что способность детей понимать объекты — например, узнавать, что погремушка издает звук при встряхивании, — это когнитивный навык, который медленно развивается по мере того, как ребенок взрослеет и взаимодействует с окружающей средой. Сегодня специалисты по психологии развития считают, что Пиаже был неправ. Исследователи обнаружили, что даже очень маленькие дети понимают объекты и то, как они работают, задолго до того, как у них появляется опыт работы с этими объектами (Байаржон, 19 лет).87; Байаржон, Ли, Гертнер и Ву, 2011 г.). Например, дети в возрасте 3 месяцев продемонстрировали знание свойств предметов, которые они только видели и не имели с ними предварительного опыта. В одном исследовании трехмесячным младенцам показывали грузовик, катящийся по рельсам за ширмой.

Коробка, которая казалась твердой, но на самом деле была полой, была помещена рядом с гусеницей. Грузовик проехал мимо коробки, как и следовало ожидать. Затем ящик поставили на гусеницу, чтобы преградить путь грузовику. Когда на этот раз грузовик покатился по трассе, он продолжил движение беспрепятственно. Младенцы проводили значительно больше времени, глядя на это невозможное событие (рис. 2). Байяржон (1987) пришли к выводу, что они знали, что твердые тела не могут проходить друг сквозь друга. Выводы Байяржона показывают, что очень маленькие дети имеют представление об объектах и ​​о том, как они работают, что, по словам Пиаже (1954), выходит за рамки их когнитивных способностей из-за их ограниченного опыта в мире.

Рисунок 2 . В исследовании Байяржон младенцы наблюдали, как грузовик (а) катится по свободному пути, (б) катится по свободному пути с препятствием (коробкой) рядом и (в) катится и проезжает через то, что казалось препятствием.

Точно так же, как есть физические вехи, которых мы ожидаем от детей, есть и когнитивные вехи. Полезно знать об этих вехах, поскольку дети приобретают новые способности думать, решать проблемы и общаться. Например, младенцы качают головой «нет» в возрасте 6–9 месяцев и отвечают на словесные просьбы сделать что-то вроде «помахать на прощание» или «послать воздушный поцелуй» в возрасте 9–12 месяцев. Помните идеи Пиаже о постоянстве объектов? Мы можем ожидать, что дети усвоят концепцию того, что объекты продолжают существовать, даже если их не видно, примерно к 8 месяцам. Поскольку малыши (то есть в возрасте 12–24 месяцев) освоили постоянство объектов, им нравятся такие игры, как прятки, и они понимают, что, когда кто-то выходит из комнаты, он возвращается (Loop, 2013). Малыши также указывают на картинки в книгах и смотрят в соответствующие места, когда вы просите их найти предметы.

Точно так же, как есть физических вех , которых мы ожидаем от детей, есть также когнитивных вех . Полезно знать об этих вехах, поскольку дети приобретают новые способности думать, решать проблемы и общаться. Например, младенцы качают головой «нет» в возрасте 6–9 месяцев и отвечают на словесные просьбы сделать что-то вроде «помахать на прощание» или «послать воздушный поцелуй» в возрасте 9–12 месяцев. Помните идеи Пиаже о постоянстве объектов? Мы можем ожидать, что дети усвоят концепцию того, что объекты продолжают существовать, даже если их не видно, примерно к 8 месяцам. Поскольку малыши (то есть в возрасте 12–24 месяцев) освоили постоянство объектов, им нравятся такие игры, как прятки, и они понимают, что, когда кто-то выходит из комнаты, он возвращается (Loop, 2013). Малыши также указывают на картинки в книгах и смотрят в соответствующие места, когда вы просите их найти предметы.

Дети дошкольного возраста (т. е. 3–5 лет) также стабильно прогрессируют в когнитивном развитии. Они не только умеют считать, называть цвета и называть вам свое имя и возраст, но также могут самостоятельно принимать некоторые решения, например, выбирать наряд для ношения. Дети дошкольного возраста понимают основные концепции времени и последовательность (например, до и после), и они могут предсказать, что произойдет дальше в истории. Они также начинают получать удовольствие от использования юмора в рассказах. Поскольку они могут мыслить символически, им нравится притворяться, что они играют и изобретают сложных персонажей и сценарии. Одним из наиболее распространенных примеров их когнитивного роста является их расцветающее любопытство. Дети дошкольного возраста любят спрашивать «Почему?»

В этом возрасте у детей происходят важные когнитивные изменения. Напомним, что Пиаже описывал детей 2-3 лет как эгоцентричных, что означает, что они не осознают точки зрения других. В возрасте от 3 до 5 лет дети начинают понимать, что у людей есть мысли, чувства и убеждения, отличные от их собственных. Это известно как теория разума (ТОМ). Дети могут использовать этот навык, чтобы подразнить других, убедить родителей купить шоколадный батончик или понять, почему брат или сестра могут злиться. Когда у детей развивается ТОМ, они могут распознавать ложные убеждения других (Деннетт, 19 лет).87; Каллаган и др., 2005).

В этом возрасте у детей происходят важные когнитивные изменения. Напомним, что Пиаже описывал детей 2-3 лет как эгоцентричных, что означает, что они не осознают точки зрения других. В возрасте от 3 до 5 лет дети начинают понимать, что у людей есть мысли, чувства и убеждения, отличные от их собственных. Это известно как теория разума (ТОМ) . Дети могут использовать этот навык, чтобы подразнить других, убедить родителей купить шоколадный батончик или понять, почему брат или сестра могут злиться. Когда у детей развивается ТОМ, они могут распознавать ложные убеждения других (Деннетт, 19 лет).87; Каллаган и др., 2005).

Watch It

Задания на ложные убеждения полезны для определения усвоения ребенком теории разума (ТОМ). Взгляните на этот видеоклип, показывающий задание на ложное убеждение с использованием коробки цветных карандашей.

Вы можете просмотреть расшифровку теста «Ложное убеждение: теория разума» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте

Когнитивные навыки продолжают развиваться в среднем и старшем детстве (6–11 лет). Мыслительные процессы становятся более логичными и организованными при работе с конкретной информацией (рис. 3). Дети в этом возрасте понимают такие понятия, как прошлое, настоящее и будущее, что дает им возможность планировать и работать для достижения целей. Кроме того, они могут обрабатывать сложные идеи, такие как сложение и вычитание и причинно-следственные связи. Тем не менее, продолжительность концентрации внимания детей, как правило, очень ограничена, пока им не исполнится около 11 лет. После этого момента он начинает улучшаться во взрослом возрасте.

Рисунок 3 . Поскольку они понимают удачу и справедливость, дети среднего и позднего детства (6–11 лет) могут следовать правилам игр. (кредит: Эдвин Мартинес)

Одним из хорошо изученных аспектов когнитивного развития является овладение языком. Как упоминалось ранее, порядок, в котором дети изучают языковые структуры, одинаков для детей и культур (Hatch, 1983). Вы также узнали, что некоторые исследователи-психологи предположили, что дети обладают биологической предрасположенностью к овладению языком.

Еще до рождения у младенцев начинают развиваться языковые и коммуникативные навыки. При рождении младенцы, по-видимому, узнают голос своей матери и могут различать язык(и), на котором говорит их мать, от иностранных языков, и они отдают предпочтение лицам, которые движутся синхронно со слышимой речью (Blossom & Morgan, 2006; Pickens, 1994). ; Spelke & Cortelyou, 1981).

Дети передают информацию с помощью жестов задолго до того, как они говорят, и есть некоторые доказательства того, что использование жестов предсказывает последующее развитие речи (Iverson & Goldin-Meadow, 2005). Что касается производства разговорной речи, дети почти сразу начинают ворковать. Cooing — это односложная комбинация согласного и гласного звука (например, coo или ba). Интересно, что младенцы воспроизводят звуки своего собственного языка. Ребенок, чьи родители говорят по-французски, будет ворковать другим тоном, чем ребенок, чьи родители говорят по-испански или на урду. После воркования ребенок начинает лепетать. Лепесток начинается с повторения слога, например, ма-ма, да-да или ба-ба. Когда ребенку около 12 месяцев, мы ожидаем, что он произнесет свое первое слово для обозначения и начнет комбинировать слова для обозначения значения примерно в 18 месяцев.

В возрасте около 2 лет малыш использует от 50 до 200 слов; к 3 годам их словарный запас достигает 1000 слов, и они могут говорить предложениями. В дошкольном возрасте словарный запас детей увеличивается быстрыми темпами. Это иногда называют «словарным всплеском» и, как утверждается, связано с расширением словарного запаса со скоростью 10–20 новых слов в неделю. Недавние исследования могут указывать на то, что, хотя некоторые дети испытывают такие всплески, они далеко не универсальны (как обсуждалось в Ganger & Brent, 2004). Было подсчитано, что 5-летние дети понимают около 6000 слов, говорят 2000 слов, могут определять слова и задавать вопросы об их значении. Они умеют рифмовать и называть дни недели. Семилетние дети бегло говорят, используют сленг и клише (Stork & Widdowson, 19 лет). 74).

Чем объясняется такое драматичное изучение языка детьми? Бихевиорист Б. Ф. Скиннер считал, что мы изучаем язык в ответ на подкрепление или обратную связь, например, благодаря одобрению родителей или тому, что нас понимают. Например, когда двухлетний ребенок просит сока, он может сказать «мой сок», на что его мать может ответить, дав ему чашку яблочного сока. Ноам Хомский (1957) подверг критике теорию Скиннера и предположил, что все мы рождаемся с врожденной способностью изучать язык. Хомский назвал этот механизм устройством овладения языком (LAD). Кто прав? И Хомский, и Скиннер правы. Помните, что мы являемся продуктом как природы, так и воспитания. В настоящее время исследователи считают, что овладение языком частично происходит врожденно, а частично приобретается в результате нашего взаимодействия с языковой средой (Gleitman & Newport, 19).95; Сторк и Уиддоусон, 1974).

Чем объясняется такое драматичное изучение языка детьми? Бихевиорист Б. Ф. Скиннер считал, что мы изучаем язык в ответ на подкрепление , например, благодаря родительскому одобрению или тому, что нас понимают. Например, когда двухлетний ребенок просит сока, он может сказать «мой сок», на что его мать может ответить, дав ему чашку яблочного сока.

Ноам Хомский (1957) подверг критике теорию Скиннера и предположил, что все мы рождаемся с врожденной способностью изучать язык. Хомский назвал этот механизм устройством овладения языком (LAD). Кто прав? И Хомский, и Скиннер правы. Помните, что мы являемся продуктом как природы, так и воспитания. В настоящее время исследователи считают, что овладение языком частично происходит врожденно, а частично приобретается в результате нашего взаимодействия с языковой средой (Gleitman & Newport, 19).95; Сторк и Уиддоусон, 1974).

Повседневная связь: важность игры и отдыха

По данным Американской академии педиатрии (2007 г.), неструктурированная игра является неотъемлемой частью развития ребенка. Это развивает творческие способности, навыки решения проблем и социальные отношения. Игра также позволяет детям развивать теорию мышления, поскольку они творчески воспринимают точку зрения других.

Игры на свежем воздухе дают детям возможность напрямую познавать и ощущать окружающий мир. При этом они могут собирать предметы, с которыми сталкиваются, и развивать интересы и хобби на всю жизнь. Они также получают пользу от увеличения количества упражнений, а участие в играх на свежем воздухе может фактически увеличить степень их удовольствия от физической активности. Это помогает поддерживать развитие здорового сердца и мозга. К сожалению, исследования показывают, что современные дети все меньше и меньше играют на свежем воздухе (Clements, 2004). Возможно, неудивительно, что снижение уровня физической активности в сочетании с легким доступом к высококалорийным продуктам с низкой питательной ценностью способствуют тревожным уровням детского ожирения (Karnik & Kanekar, 2012).

Несмотря на неблагоприятные последствия, связанные с сокращением количества игр, некоторые дети перевыполняют расписание и имеют мало свободного времени для участия в неструктурированных играх. Кроме того, в некоторых школах у детей отняли перемены, чтобы они лучше справлялись со стандартными тестами, и многие школы обычно используют потерю перемены как форму наказания. Согласны ли вы с этими практиками? Почему или почему нет?

Глоссарий

когнитивная эмпатия: способность принимать точку зрения других и чувствовать заботу о других

мелкая моторика: использование мышц пальцев рук, ног и глаз для координации мелких действий

крупная моторика: использование крупных групп мышц для управления руками и ногами при крупных движениях тела

моторика: способность двигать телом и манипулировать объектами

подкрепление:  обратная связь, укрепляющая будущее поведение

теория разума:  дети начинают понимать, что у людей есть мысли, чувства и убеждения, отличные от их собственных

Внесите свой вклад!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Этапы развития социально-эмоционального развития у детей — StatPearls

Непрерывное образование

Чтобы применять знания о росте и развитии человека, медицинские работники должны быть осведомлены о двух областях: (1) этапные компетенции, например, рост в двигательной, когнитивной, речеязыковой и социально-эмоциональной областях и (2) эколого-биологическая модель развития, в частности, взаимодействие среды и биологии и их влияние на развитие. В этом упражнении рассматриваются этапы социально-эмоционального развития и обсуждается роль межпрофессиональной команды в обучении родителей тому, когда они должны ожидать, что дети достигнут каждой вехи.

Цели:

  • Опишите ключевые компетенции у детей.

  • Кратко изложите эколого-биологическую модель развития детей.

  • Обзор социально-эмоционального развития детей.

  • Опишите этапы социально-эмоционального развития и расскажите о роли межпрофессиональной команды в обучении родителей тому, когда они должны ожидать, что дети достигнут каждой вехи.

Получите доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Чтобы понять рост и развитие человека, медицинские работники должны понимать и изучать две области: (1) знание ключевых компетенций, например, рост в двигательной, когнитивной, речеязыковой и социально-эмоциональной областях. и (2) эколого-биологическая модель развития, в частности, взаимодействие окружающей среды и биологии и их влияние на развитие.[1][2] В этой статье рассматриваются этапы социально-эмоционального развития, а также обсуждается роль межпрофессиональной команды в выявлении причин социально-эмоциональных проблем и, следовательно, в эффективном вмешательстве.

Социально-эмоциональное развитие охватывает 2 важные концепции развития, включая развитие личности или темперамента и отношения к другим или привязанности. Клиницисты смогут выявлять и вмешиваться для решения социально-эмоциональных проблем в раннем детстве, если они лучше понимают эти концепции

Темперамент

Темперамент – это врожденное свойство, определяющее подход ребенка к миру и его взаимодействие с окружающей средой в 9параметры, которые включают уровень активности, отвлекаемость, интенсивность эмоций, регулярность, сенсорный порог и тенденцию приближаться к отстранению, приспособляемость, настойчивость и качество настроения. Мы можем определить темперамент как «стиль» или «личность» ребенка, и он присущ ребенку. Это влияет на поведение ребенка и его взаимодействие с другими людьми. Основываясь на вышеперечисленных характеристиках, определяющих темперамент, исследователи разделили темперамент детей младшего возраста на 3 широкие категории темперамента:

  1. Легкие или гибкие: В эту категорию входят дети, которые дружелюбны и покладисты, соблюдают режим сна и приема пищи, адаптируются к изменениям и имеют спокойный нрав.

  2. Активные или дерзкие: Дети, которые суетливы, не следуют распорядку, имеют нерегулярный график кормления и сна, опасаются новой обстановки и новых людей, имеют бурные реакции и легко расстраиваются.

  3. Медленно разогреваются или осторожны: Дети, которые могут быть менее вовлеченными или активными, иметь застенчивое отношение к новой ситуации и новым людям, могут замыкаться в себе или иметь негативную реакцию. Они становятся более комфортными и согреваются при повторном контакте с новой средой или человеком.

Эта классификация предназначена для простоты обсуждения, и не все темпераменты точно попадают в ту или иную категорию. Обсуждение темперамента с родителями и опекунами может лучше выявить сильные стороны и потребности ребенка. Исходя из этого, лица, осуществляющие уход, могут адаптировать свои стили управления и ухода в соответствии с темпераментом ребенка. Это может формировать поведение ребенка и способствовать успешному взаимодействию ребенка с окружающей средой, что определяется как «хорошее соответствие»[3] 9.0013

Приложение

Социально-эмоциональное развитие начинается с родительской связи с ребенком. Эта привязанность позволяет матери своевременно реагировать на потребности ребенка и успокаивать новорожденного. Постоянная доступность лица, осуществляющего уход, приводит к развитию «базового доверия» и уверенности в отношении младенца к лицу, осуществляющему уход, в течение первого года жизни. Базовое доверие — первая психосоциальная стадия, описанная Эриксоном. Это позволяет младенцу искать родителей или опекуна во время стресса, известного как привязанность.[4]

Еще до того, как научиться говорить, дети учатся общаться с помощью эмоций. Кто-то может возразить, что обучение эмоциональной регуляции и контролю импульсов может определить будущий успех в жизни больше, чем IQ. В течение первых 18 месяцев жизни наблюдается быстрый рост социальных и эмоциональных областей мозга. Невербальные части правого полушария, в том числе миндалевидное тело и лимбическая система, получают, обрабатывают и интерпретируют стимулы из окружающей среды, которые вызывают эмоциональную реакцию и создают системы регуляции эмоций и стресса в организме. Нижняя лимбическая система, находящаяся за пределами коры головного мозга, диктует большинство наших спонтанных, инстинктивных эмоциональных реакций, таких как страх, вызывающий учащенное сердцебиение или слабость в коленях. Часть верхней лимбической системы коры головного мозга, известная как лимбическая кора, контролирует сознательное осознание эмоций и уточняет реакции в соответствии с культурой окружающей среды человека. Миндалевидное тело представляет собой миндалевидную структуру, которая находится на стыке коры и подкорковых областей мозга и играет ключевую роль в восприятии эмоций и соединяет их как с высшими, так и с нижними лимбическими структурами. Во второй половине младенчества эмоциональная информация от нижней лимбической системы поднимается вверх и становится частью сознания младенцев. Активность лобных долей увеличивается, и в это время также начинается миелинизация лимбических путей. Благодаря этому усилению лимбической системы успокаивающая и последовательная реакция опекуна на эмоции ребенка перерастает в привязанность ребенка к опекуну, обычно к матери. Привязанность рассматривается как ключевое событие в эмоциональном развитии человека. Он закладывает основу безопасности ребенка, питает чувство собственного достоинства и развивает навыки эмоциональной регуляции и самоконтроля.

Функция

У здоровых детей социально-эмоциональные этапы развиваются по ожидаемой траектории, и мониторинг этих этапов является обязательной частью профилактических посещений. Чувствительная и доступная поддерживающая роль лица, осуществляющего уход, необходима для установления привязанности и последующего набора навыков.

С рождения присутствуют три различные эмоции; гнев, радость и страх, выраженные универсальной мимикой. Когнитивный ввод не требуется для эмоциональной реакции на этом этапе. Во время коротких периодов бодрствования в период новорожденности новорожденный может возвращать взгляд матери. Вскоре младенец исследует ее лицо. Первая измеримая социальная веха наступает в возрасте от одного до двух месяцев, и это социальная улыбка младенца в ответ на пронзительные звуки или улыбки родителей. Она узнает запах и голос опекуна и реагирует на нежные прикосновения. Младенцы могут использовать четкое выражение лица для выражения эмоций в соответствующем контексте после 2-месячного возраста. В первые 2-3 месяца младенец учится регулировать физиологически и нуждается в спокойном распорядке дня. Она постепенно учится успокаивать себя, улыбается и реагирует на мягкое успокоение.

Чувствительное совместное взаимодействие с опекуном помогает младенцу научиться справляться с напряжением. Примерно в 4-месячном возрасте начинаются разговоры по очереди (вокализации). Младенец учится манипулировать своим окружением. Они сообщают своему опекуну, расстраивает ли их то, что они берут его игрушку, или они счастливы, когда их берут на руки. Чуткий, но твердый ответ опекуна помогает младенцам справиться с эмоциональным стрессом. Она может распознать основного воспитателя в лицо примерно в 5-месячном возрасте. Между 6 и 12 месяцами устанавливаются эффективные отношения привязанности с отзывчивым опекуном. Тревога незнакомца возникает, когда младенец различает знакомое и незнакомое. Младенец становится взаимно вовлеченным в свои взаимодействия с опекуном. Младенец ищет опекуна для утешения, помощи и игр. Он показывает страдание при разлуке.

В возрасте около 8 месяцев развиваются навыки совместного внимания. Младенец будет смотреть в том же направлении, что и опекун, и следовать за его взглядом. В конце концов, они оглянутся на опекуна, чтобы показать, что разделяют этот опыт.

В возрасте от 12 до 18 месяцев младенец учится исследовать окружающую среду при поддержке опекуна. К 12 месяцам появляется прото-императивное указание, другими словами, младенец просит, указывая на интересующий объект и интегрируя его с зрительным контактом между объектом и опекуном. Прото-декларативное указание следует в возрасте 16 месяцев, когда ребенок указывает с координацией взгляда, чтобы показать интерес. В возрасте около 18 месяцев ребенок приносит предмет, чтобы показать или передать его воспитателю.

Примерно в возрасте 12 месяцев ребенок принимает участие в интерактивных играх, таких как прятки и лепешки. Они используют жесты, чтобы помахать на прощание и сообщить о его интересах и потребностях. Примерно в 15-месячном возрасте появляются эмпатия и застенчивые эмоции. Ребенок расстроится, увидев, что кто-то плачет, или почувствует гордость, когда ему аплодируют за выполнение задания. Ребенок подражает своему окружению, помогает с выполнением простых домашних дел и более самостоятельно исследует окружающее.

Между 18 и 30 месяцами появляется индивидуализация (автономия). Уверенность в детско-родительских отношениях и постоянное твердое воспитание помогают ребенку более настойчиво и с энтузиазмом справляться с проблемами окружающей среды самостоятельно. Больше проявляется темперамент ребенка, и они бывают агрессивными и сдержанными или дружелюбными и сотрудничающими. Примерно в возрасте от 18 до 24 месяцев они учатся притворяться, что играют, например, разговаривают по игрушечному телефону или кормят куклу и играют рядом с другим ребенком или параллельно с ним. Он может подражать игре другого ребенка и смотреть на него, но он еще не может играть совместно, творчески с другим ребенком. В дошкольном возрасте он учится превращать свои субъективные эмоции в более социально приемлемый жест. Он использует «покерфейс» и преувеличивает или преуменьшает эмоции для социального этикета. Например, он скажет спасибо за подарок, который ему не понравился. Ребёнок обращается к себе как к «я» или «мне», и возникают собственничество «мое» и негативизм «нет».

В возрасте от 30 до 54 месяцев появляются проблемы с контролем импульсов, гендерными ролями и отношениями со сверстниками. Воспитатель играет важную роль, помогая дошкольникам определить ценности и научиться гибкому самоконтролю. Тестирование ограничений приемлемого поведения и степени автономии, которую они могут проявлять, является ожидаемым явлением. Вдумчивое воспитание с балансом между установлением ограничений и предоставлением выбора успешно воспитает в ребенке чувство инициативы и уменьшит чувство вины или потерю контроля. В 30 месяцев появляются навыки притворной игры, и ребенок демонстрирует признаки символической игры, используя объект как что-то другое, например, изображая кубик телефоном или бутылочку для кормления куклы. Сценарии игры усложняются темами и сюжетными линиями. К 3 годам ребенок больше вовлекается в интерактивную игру, овладевает своей агрессией и учится навыкам сотрудничества и обмена. Они могут играть с 1 или 2 сверстниками, с поочередной игрой и общими целями. Игра с воображением и фантазией начинается с того, что он притворяется кошкой, и развиваются навыки ролевой игры. Однако ребенок еще не может отличить реальность от воображения, и ему свойственно бояться воображаемых вещей. Они осваивают этот навык, чтобы различать реальное и воображаемое примерно в 4 года. Им нравится подшучивать над другими, и они беспокоятся о том, что их обманут сами. Воображаемые сценарии и игровые навыки развиваются и усложняются. Они могут играть с 3–4 сверстниками на более сложные темы и притворяться.

В возрасте 5-6 лет ребенок может следовать простым правилам и указаниям. Они учатся социальным навыкам взрослых, таким как похвала и извинения за непреднамеренные ошибки. Им нравится проводить больше времени в группах сверстников и общаться с группой друзей. Игра с воображением усложняется, и ему нравится играть с костюмами и воплощать свои фантазии.

В возрасте 7 и 8 лет ребенок полностью понимает правила и положения. Они демонстрируют более глубокое понимание отношений и обязанностей и могут взять на себя выполнение простых домашних дел. Происходит дальнейшее нравственное развитие, и он осваивает более сложные навыки преодоления трудностей. В этом возрасте ребенок исследует новые идеи и виды деятельности, и сверстники могут проверить его убеждения. Дети больше идентифицируют себя с другими детьми того же пола и находят общего лучшего друга.

В возрасте 9 и 10 лет группы сверстников и друзей имеют приоритет над семьей. Дети в этом возрасте будут демонстрировать возрастающую самостоятельность в принятии решений и растущую потребность в независимости от семьи. Родители могут использовать обязанности и работу по дому, чтобы заработать время с друзьями. Позитивные заботливые отношения с опекуном с похвалой и любовью, а также установление разумного баланса между независимостью и домашними правилами укрепляют уверенность в себе и уверенность в себе. Содействие поддерживающим отношениям со взрослыми и расширение возможностей для участия в позитивной общественной деятельности повышает устойчивость.

Большая независимость и приверженность группе сверстников способствуют переходу к подростковому возрасту. Это будет включать в себя рискованное поведение, чтобы исследовать неопределенные эмоции и произвести впечатление на группы сверстников. Социальные взаимодействия включают сложные отношения, разногласия, расставания, новые дружеские отношения и длительные отношения. Обычно подросток учится справляться с этими стрессами благодаря здоровым отношениям со взрослыми и руководству, позволяющему принимать независимые решения. По мере приближения юношеской взрослой жизни успехи в учебе и деятельность, связанная с работой, становятся важными. Для здорового перехода во взрослую жизнь ключевую роль играют позитивное и поддерживающее руководство взрослых и возможность конструктивно участвовать в жизни общества.

Проблемы, вызывающие озабоченность

Неспособность достичь возрастных вех может быть проявлением психосоциального расстройства и требует дальнейшего изучения. Примеры социально-эмоциональных нарушений в раннем детстве включают, среди прочего, аутизм, реактивное расстройство привязанности, социальное тревожное расстройство, генерализованное тревожное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности, издевательства, оппозиционно-вызывающее расстройство, расстройство поведения и посттравматическое стрессовое расстройство.

Клиническое значение

Неспособность следовать ожидаемой траектории социально-эмоционального развития может привести к незамеченным проблемам психического и эмоционального здоровья. Неблагоприятный детский опыт может существенно повлиять на развитие. Таким образом, наряду со скринингом развития ребенка жизненно важное значение имеет активный скрининг семейной дисфункции и поддержка семей в создании здоровой заботливой среды. Обладая глубокими знаниями о путях развития и неблагоприятном детском опыте, а также имея возможность тщательного наблюдения за семьями в медицинском доме, педиатры и медицинские работники находятся в лучшем положении для своевременного выявления факторов риска и задержки развития.

Медицинские работники, ухаживающие за детьми, должны начинать с выявления и решения проблем семьи, задавая открытые вопросы о социально-эмоциональных вехах и намеренно наблюдая за взаимодействием родителей и детей и взаимодействием ребенка с окружающей средой, включая самих себя. При обследовании пациента следует наблюдать соответствующее возрасту взаимодействие в развитии. Они должны давать подросткам возможность посещать медицинские учреждения в уединенной и безопасной обстановке без опекуна. Кроме того, должны быть в состоянии ответить на вопросы о совете для родителей. К ним относятся советы по поводу истерик и вызывающего поведения, уход за детьми и дошкольное руководство, обращение к управлению обучением родителей, когда это уместно, и консультирование по поводу различий темперамента и моделей «хорошей подгонки».

Американская академия педиатрии (AAP) и руководство Bright Futures по наблюдению за состоянием здоровья младенцев, детей и подростков уделяют особое внимание активному скринингу задержек развития и факторов риска окружающей среды в дополнение к клиническому наблюдению. Это включает в себя использование стандартизированных инструментов скрининга социально-эмоционального развития и экологических рисков, соответствующих уровню риска населения, которое вы обслуживаете. Факторы риска окружающей среды должны включать в себя работу опекуна/семьи, психическое здоровье опекуна, социально-экономический стресс, статус беженца/иммигранта, проблемы безопасности, наркоманию опекуна и т. д. -месячные визиты для наблюдения за состоянием здоровья и всякий раз, когда возникают опасения. При использовании скрининговых тестов следует помнить о некоторых потенциальных ограничениях, в том числе о невозможности правильно применять и оценивать инструмент скрининга, использовать его в качестве диагностического инструмента, не включать другие доступные клинические данные и использовать инструмент, неподходящий с лингвистической или культурной точки зрения.[ 5]

Если при скрининге выявляются какие-либо факторы риска или задержки, он всегда должен сопровождаться дальнейшей оценкой и вмешательством, основанным на фактических данных. Важное значение имеет скрининг материнской депрессии, особенно в течение первого года родов. Выявление материнской депрессии на раннем этапе и вмешательство в нее могут впоследствии избежать привязанности и социально-эмоциональных проблем у ребенка. При явных задержках в социальном и языковом развитии важно начинать оказание помощи еще до подтверждения диагноза, поскольку ключевым моментом является раннее вмешательство. Если ребенку меньше 3 лет, его следует направить в местную службу раннего вмешательства EI. Ребенка в возрасте 3 лет и старше следует направить в школьный округ. Упреждающие рекомендации должны включать основанные на фактических данных стратегии для соответствующих возрасту поведенческих вмешательств, таких как управление истериками у малышей. Внедрение инструментов скрининга развития в клиническую практику показало обнадеживающую тенденцию, хотя до сих пор остается большой пробел в практике.[6] Практики, которые успешно внедрили скрининг, испытывают трудности с координацией направлений и мониторингом прогресса. [7] Нам необходимы дальнейшие исследования для выявления барьеров на пути использования стандартизированных инструментов и координации услуг и вмешательств.

Стандартизированные инструменты для скрининга

Функционирование сиделки

  1. Оценка неблагоприятного детства

  2. Индекс родительского стресса Шорна

  3. Депрессия, тревога и шкала стресса

  4. СКРЕСНИКА ДЕРЕДЕНИЯ

  5. 9000

    EDINBU Шкала депрессии Центра эпидемиологических исследований                                       0013

Темперамент

Шкала темперамента Кэри

От младенчества до раннего детства

  1. Опросник по возрасту и стадию: Социально-эмоциональный

  2. Обследование благополучия маленьких детей

  3. Коммуникация и символическая шкала

  4. . Социально-эмоциональная оценка

От раннего детства до подросткового возраста

  1. Опросник детского поведения Eyberg

  2. Контрольный список симптомов у детей

  3. Иллюстрированный контрольный список симптомов у детей

Многомерный

  1. Социально-эмоциональная оценка младенцев и малышей

  2. NCAST Шкала взаимодействия родителей и детей по кормлению и обучению

  3. Система эмпирически обоснованной оценки Ахенбаха

  4. Шкала оценки поведения для детей Второе издание

  5. Connors Комплексные оценки поведения

  6. Инвентаризация симптомов детей-4

  7. Вандербильт. Одномерный синдром дефицита внимания/гиперактивности

    1. Conners, третье издание

    2. Шкала расстройств дефицита внимания

    3. Браун Шкала синдрома дефицита внимания

    Тревога/депрессия в одном измерении

    Beck Youth Inventories

    (Адаптировано из Duby JC, Социальное и эмоциональное развитие. В: Voigt RG, Macias MM, Myers SM, eds. Developmental and Behavioral Pediatrics. Elk Grove Village, IL: American Academy of Pediatrics; 2011:241 –248)

    Улучшение результатов работы команды здравоохранения

    Оптимальный рост и развитие ребенка нуждаются в организации расширенной коммуникации между педиатром/поставщиком первичной медико-санитарной помощи и различными медицинскими специалистами, включая, помимо прочего, акушера-гинеколога, бригады яслей/ОИТН, медперсонал, психологию, психиатрия, детская жизнь и социальная работа. От 20 до 25% детей, наблюдаемых в клиниках первичной медико-санитарной помощи, испытывают клинически значимые социально-эмоциональные проблемы. Доступ к услугам по охране психического здоровья, занятиям для родителей и обучению ограничен из-за стигматизации, стоимости и доступности. В 2004 году Американская академия педиатрии организовала Целевую группу по психическому здоровью для улучшения выявления и вмешательства при социально-эмоциональных проблемах в педиатрической практике первичной медико-санитарной помощи. Одним из ключевых выводов в его отчете было объединение моделей ухода с сотрудничеством с психологами, социальными работниками, психиатрами и другими представителями сообщества для разработки комплексного плана ухода. С помощью других специалистов работники первичной медико-санитарной помощи должны быть в состоянии составить список клинических и семейных проблем, обучить семью методам самопомощи и создать список ресурсов, включая специалистов, участвующих в уходе, партнеров по сообществу, доступных для семьи и ребенка, а также цели и стратегии лечения.[8] Создание всеобъемлющей системы ухода с упором на профилактику и раннее вмешательство может решить неудовлетворенные потребности социально-эмоционального развития и поведенческие проблемы у детей. Чтобы создать такую ​​систему, необходимо создать учебные модели с интегрированной системой ухода. Такая модель будет поощрять профессионалов и обучать их взаимному сотрудничеству для предотвращения, выявления, консультирования, обучения и планирования лечения пациентов.[9]

    Контрольные вопросы

    • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

    • Комментарий к этой статье.

    Каталожные номера

    1.

    Шонкофф Дж.П. Использование достижений науки для уменьшения последствий для здоровья несчастных случаев в раннем детстве. JAMA Педиатр. 2016 01 октября; 170 (10): 1003-1007. [PubMed: 27548291]

    2.

    Boyce WT. Пожизненные последствия невзгод раннего детства и токсического стресса. Педиатр Дент. 2014 март-апрель;36(2):102-8. [В паблике: 24717746]

    3.

    Чесс С., Томас А. Темперамент и взаимодействие родителей и детей. Педиатр Энн. 1977 г., сен; 6 (9): 574-82. [PubMed: 896313]

    4.

    Душинский Р. ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ, СТРАХ И ПРИВЯЗАННОСТЬ: РАБОТА К ПРОЯСНЕНИЮ. Infant Ment Health J. 2018 Jan; 39(1):17-29. [Бесплатная статья PMC: PMC5817243] [PubMed: 29314076]

    5.

    King TM, Glascoe FP. Наблюдение за развитием младенцев и детей раннего возраста в педиатрической первичной медико-санитарной помощи. Curr Opin Педиатр. 2003 Декабрь; 15 (6): 624-9. [PubMed: 14631210]

    6.

    Радеки Л., Сэнд-Лауд Н., О’Коннор К.Г., Шарп С., Олсон Л.М. Тенденции использования стандартизированных инструментов для скрининга развития в раннем детстве: 2002-2009 гг. Педиатрия. 2011 июль; 128 (1): 14-9. [PubMed: 21708798]

    7.

    King TM, Tandon SD, Macias MM, Healy JA, Duncan PM, Swigonski NL, Skipper SM, Lipkin PH. Внедрение скрининга развития и направлений: уроки, извлеченные из национального проекта. Педиатрия. 2010 февраль; 125(2):350-60.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *