Мальчик, девочка в 17 лет: комплексы, кризис, советы психолога
Возраст, когда мальчик или девочка достигли 17 лет, считается переходным перед наступлением взрослой жизни. Поздравления с днем рождения должно стать вехой в начале новых отношений. Родителям необходимо осознать, что их чадо меняется и должны измениться принципы взаимоотношений. Подросток в 17 лет, который вот-вот станет самостоятельным, должен иметь как права, так и обязанности перед семьей. Доверительные и теплые отношения с сыном или дочерью в этом возрасте останутся такими на всю жизнь.
Психология возраста 17 лет
Ребенку в 17 лет предстоит сложнейшая задача найти свое место в жизни, определиться с профессиональными предпочтениями и направлением развития своей личности. Психология подчеркивает, что в 17 лет часто возникает переоценка или недооценивание своих возможностей. Роль родителей заключается в оказании помощи и поддержки, так как становление личности может быть болезненным и трудным.
Особенность подросткового возраста заключается в том, что многие ищут себе кумира и образца для подражания. Это может быть причиной формирования негативных привычек и деструктивного поведения. Психология подростка подчеркивает, что если у молодого человека не сформированы навыки самодисциплины, которые позволят работать над самосовершенствованием, может возникнуть соблазн отличиться с помощью нелепого внешнего вида или саморазрушительных тенденций. Эта возрастная проблема особенно часто присутствует у ребенка из семьи с неразрешенными внутренними конфликтами.
Сведения о том, как правильно воспитать подростка, можно получить из работ отечественных психологов, например, можно строить основы воспитания по Выготскому.
Особенности воспитания мальчиков
Мальчишки семнадцати лет пытаются самоутвердиться и доказать свою независимость. Правильно сформированная ранее мотивация позволяет активно накапливать информацию и тренироваться применять ее на практике. Проявления психического кризиса в 17 лет тесно связано с неумением самоопределиться с местом в жизни. Вялость и инертность только усиливает негативный процесс и вызывает растерянность и депрессию. Присоединение вредных привычек ухудшает физическое состояние и внешний вид, непосредственная задача родителей состоит в том, чтобы объяснить подросткам, что разрушающие привычки не приведут к успеху. Психология многих парней в 17 лет показывает неудержимое стремление к самоутверждению, важно чтобы оно не проявлялось саморазрушением.
Взрослого этот подросток может раздражать, но сказать «повзрослей» и сразу избавиться от проблем не получится. Правильное воспитание подростка мальчика позволит юношам проявить свои природные задатки и таланты в полной мере.
Стремление мальчика стать независимым уменьшается, если вы даете сыну деньги в неограниченном количестве. Мама, которая как общалась с ребенком, так и продолжает общаться с семнадцатилетним парнем, имеет все шансы воспитать инфантильного и неуверенного в себе молодого человека.
Особенности воспитания девочки
Симптомы кризиса 17 лет у девушки не будут появляться слишком болезненно, если у нее раньше сложились доверительные отношения с матерью. Привитое чувство ответственности, умение ухаживать за собой и дисциплинированность способствуют повышению осознанию ценности своей личности.
Сформированное чувство собственного достоинства не позволит девушке стать игрушкой в чьих либо руках. Родителям следует помнить, что ошибки, совершенные 17 летней дочерью могут иметь более фатальные последствия, чем при воспитании мальчика. Рождение ребенка или аборт в этом возрасте негативно повлияют на всю последующую жизнь. Воспитывая девочку, следует предоставлять ей определенный уровень свободы поведения, но обязательно должен присутствовать контроль круга общения.
Комплексы
Комплекс собственной неполноценности – частый спутник подросткового возраста, нередко он становится основной характеристикой психологических особенностей семнадцатилетних детей. Девушки и парни в 17 лет нередко формируют идеальный образ и страдают от несоответствия ему.
Если для подростков более младшего возраста имеет большое значение оценка окружающих и их мнение, то семнадцатилетние больше полагаются на свою точку зрения. Стремление быть похожим на ровесников соперничает с собственной индивидуальностью.
Для того, чтобы избежать разочарований в собственной внешности родителям необходимо позаботиться о посещение спортивных секций, танцев. Приобретенная гибкость и грация будет способствовать повышению самооценки.
Стадный эффект
Проявлением психического кризиса в 17 лет является копирование стиля жизни и привычек сверстников. Такое явление может приобрести негативный оттенок, если друзья склонны к экспериментам в области курения и употребления алкоголя, психоактивных веществ. Родителям важно позаботиться о правильном окружении, так как от него во многом зависит поведение подростка.
Прямые запреты могут дать обратный эффект, поэтому следует проявить родительскую мудрость и такт. Необходимо с детства внушать важность собственного мнения и ценность индивидуальных качеств своей личности.
Любовь и секс
Любовь и отношения с противоположным полом часто играет первостепенную роль для семнадцатилетних юношей и девушек. Первая любовь в 17 лет распространенное явление, но часто в этом возрасте за это чувство ошибочно принимают влюбленность или симпатию. Родители должны объяснить, что любые чувства нуждаются в проверке, спешка в сближении может привести к негативным последствиям.
Физиологически молодые люди в этом возрасте уже сформированы, поэтому может показаться, что есть готовность к сексуальным контактам. Но только единицы в таком возрасте полностью созревают нравственно и духовно и готовы взять ответственность за себя и партнера. Инфантильность влечет за собой душевные травмы, чтобы избежать разочарований, необходима сдержанность. Адекватные физические и интеллектуальные нагрузки способствуют уравновешиванию гормонального фона и эмоциональности.
Немало мук доставляет и неразделенная любовь, молодым людям следует объяснить, что чувство прекрасно само по себе и способствует духовному обогащению.
Выбор профессии
Семнадцатилетие является переходным этапом перед взрослой жизнью и профессиональное самоопределение является острой необходимостью, молодые люди начинают всерьез задумываться о своем будущем. Родителям следует помнить, что этот ответственный шаг требует внутренней чуткости. Нельзя принуждать ребенка выбрать престижную профессию, руководствуясь только меркантильными соображениями. Полное раскрытие способностей и талантов принесет как моральное удовлетворение, так и способность обеспечить материальное положение.
Мамам и папам не нужно стремиться, чтобы ребенок повторил их профессиональный путь. У каждого человека – свое предназначение, ребенку нужно помочь реализовать его в полной мере.
Мнение сверстников
Общение со своими ровесниками очень важно, так как способствует социализации и развитию коммуникативных качеств. Важно, чтобы оно внутренне обогащало сына или дочь, с этой целью необходим контроль. Повышение родительского авторитета будет способствовать способности противостоять негативному влиянию некоторых сверстников.
Конфликт с одноклассниками может приводить к тому, что агрессивное настроение ребенок демонстрирует только в школе. Отношение подростков к друг другу порой ужасает, такое явление часто отражает проявление агрессии конфликтность в семье.
Что советуют психологи
Советы психологов для успешного преодоления кризиса семнадцатилетних заключаются в следующем:
- стремиться установить доверительные контакты со своим ребенком (неприятные слова друг другу мы иногда говорим, потому что обижены).
- повышать свой авторитет, что неизбежно приведет к положительному влиянию на подростка;
- принять факт взросления и быть готовым отпустить свое чадо во взрослую жизнь;
- определиться с профессиональным выбором, что внушает чувство уверенности.
Задачей воспитания является внушение веры в свои силы и возможности, а также создание атмосферы эмоционального комфорта.
nello.ru
Психология подросткового возраста — Психологос
Подростковый период – трудный возраст, где родителям легко потерять контакт с детьми, войти в непродуктивные конфликты. С другой стороны, недостаток родительской требовательности – попустительство – чревато будущими проблемами.
С подростками нужно разговаривать, даже когда их стиль общения неприемлем для родителей. Нужно иметь силу и смелость сказать «нет» тем вещам, которые мы, родители, считаем недопустимыми. Подростки склонны к импульсивным решениям – родители должны поставить этому твердый заслон, одновременно с этим демонстрируя взвешенность в решениях собственных и готовность неторопливо обсуждать с подростками их собственные намерения.
Воспитание, как и политика — искусство возможного. В хороших семьях с детьми-подростками разговаривают тепло, спокойно и по-деловому, как со взрослыми. Твердость — необходима, поскольку подростка в это время может «заносить». Нет, на ночь в гости не отпущу. Нет, сейчас не гулять, а помочь по дому. При этом важно — стремиться разговаривать, разговаривать, быть рядом с тем, что их волнует, помогать им ориентироваться в их проблемах и их поддерживать.
Подростки — непростой возраст, они возражают против навязывания чего-то извне и готовы бороться за свою свободу. Подростки отчаянно добиваются, чтобы их считали взрослыми, и глубоко негодуют, когда с ними обращаются, как с детьми. Чрезмерная родительская тревожность за взрослеющего ребенка мешает развиваться его самостоятельности. Разумной альтернативой должен стать систематический контроль с постепенной передачей функций контроля самому ребенку, — для того, чтобы он научился сам контролировать себя.
Как бы ни было трудно, подростков нужно учить. Это время, когда родители обязаны готовить их к взрослой жизни, где необходима ответственность и самоконтроль. Если вы перестанете это делать и махнете рукой — не надейтесь, это приведет только к тому, что через какое-то время вам придется решать с вашими детьми-подростками уже более серьезные проблемы. Подростков нужно учить. Чему?
В отношении к делам — нужно учить организованности, умению ставить собственные цели и делать то, что сам же себе наметил. В отношении к сверстникам и взрослым — учить мягкости, внимательности и выдержке. Им действительно не хватает мягкости и выдержки, и учить этому лучше всего на своем примере. В отношении к самим себе — подростков нужно учить позитиву и конструктиву. Подростки склонны к негативизму: самообвинения, самоедство, большие переживания по поводу собственных маленьких ошибок и по поводу своей внешности («Я просто уродка, да?») – это не просто возрастные особенности подростков, а дурные привычки. Чем быстрее подростки научатся не ругаться на себя, а делать выводы и спокойно двигаться вперед по жизни, тем легче будет и им самим, и взрослым.
Если же родители, столкнувшись с проблемным поведением ранее послушного ребенка, реагируют либо неконтролируемой агрессией, либо сдаются и сами впадают в переживания, — тут не только кончается воспитание, тут начинается негативная петля во взаимоотношениях: проблемное поведение подростка вызывает проблемное поведение родителей, которое в свою очередь провоцирует подростков на еще более вызывающие реакции.
Если подростковый возраст сопровождается частыми конфликтами со взрослыми, это называет кризисом подросткового возраста. В это время подростку хочется доказать, что он может все сам, без родителей, ему важно чтобы никто не вмешивался в его жизнь, подростку хочется независимости от родительского контроля. Важно понимать, что биологической основы у кризиса подросткового возраста — нет. М. Мид, которая изучала подростков острова Самоа, доказала несостоятельность представления о неизбежности кризиса и конфликтов в подростковом возрасте. Подростковый возраст у девочек Мид в целом оценила как наиболее приятный и свободный период по сравнению с детством и взрослостью.
Однако мы живем не на Самоа, и в нашей современной культуре кризис подросткового возраста — явление распространенное. Это период, когда подростки настаивают на своей самостоятельности и начинают «качать права». Как к этому относиться? Как к тому, что в этом возрасте это хочется. А заслужит ли парень или девушка-подросток эти права, решают родители. В хороших семьях родители работают на опережение кризиса: они заботятся, чтобы дети к подросткому возрасту уже достаточно повзрослели, объективно стали достаточно разумными и ответственными людьми. Они сами, заранее, не дожидаясь требований и конфликтов, дают детям-подросткам их права. С другой стороны, они могут проявить и необходимую жесткость, могут попросту не разрешить кризис, оставляя все естественные в хорошей семье требования к достойному поведению. Весь вопрос — в авторитете родителей…
www.psychologos.ru
особенности и проблемы подростковой психологии девочек и мальчиков
Подростки
Подростковый возраст — это пора кризисов и открытий, которые сопровождают становление личности. Не зря именно подростковый период стал самым обсуждаемым в психологической литературе. Ребенок попадает в новое и совершенно неопределенное положение: детство закончилось, но и возможности взрослой жизни пока недоступны. Кризис подросткового возраста — это яркое, но ответственное время, один из первых переломных моментов жизни. И хотя подростки стремятся к независимости, им необходимо внимание и поддержка родителей.
Психология подростка имеет довольно типичную, но при этом разнообразную картину. Дети в пубертатном периоде думают не так, как взрослые: они испытывают трудности с самоконтролем, склонны к необоснованному риску и часто неверно истолковывают отношение окружающих. Казалось бы, еще совсем недавно это был милый ребенок, а сейчас он вдруг перестал идти на контакт, постоянно пререкается, ведет себя замкнуто или даже агрессивно! Конечно, такие изменения вызывают у родителей беспокойство и раздражение.
Чтобы помочь ребенку благополучно пройти путь становления собственного «Я», тактика поведения с ним должна быть очень деликатна. Благодаря современным достижениям в области психологии и медицины мы смогли «заглянуть» внутрь подросткового мозга и более четко увидеть, в чем заключаются особенности подростковой психики. Итак, что мы обнаружили?
Подростковый период имеет довольно размытые границы, но обычно это возрастной промежуток от 12 до 17 лет. Условно выделяется младший подростковый возраст — 12–14 лет — и старший — 15–17 лет. Нейробиологические процессы, которые происходят в период взросления, становятся ключевым поведенческим фактором.
Одной из самых интересных особенностей подросткового мозга является возможность изменять связи между разными отделами в ответ на события, которые происходят в жизни. С одной стороны, это способствует огромному скачку в развитии мышления и восприимчивости. В то же время, постоянное изменение структуры приводит к эмоциональной неустойчивости и рискованному поведению.
Современные исследования говорят нам, что проблемное поведение подростков возникает из-за несбалансированной работы разных систем головного мозга. Речь идет в основном о двух структурах:
- Лимбическая система отвечает за сферу эмоций, сна и памяти. Она обретает высокую активность в период полового созревания.
- Префронтальная кора — это отдел коры больших полушарий, который управляет мыслительной деятельностью, вниманием и контролем поведения. В подростковом возрасте эта структура несовершенна, функционирует не в полную силу и достигает окончательного созревания только к двадцати годам.
Получается, у молодых людей происходит «разрыв» между эмоциями и здравым смыслом. Недоразвитие префронтальной области в подростковом возрасте объясняет появление основных поведенческих проблем трудного возраста. Это не признак умственных проблем. Молодые люди не всегда способны верно анализировать ситуацию только из-за того, что важные области их нервной системы еще не работают как надо.
Подростковая психология девочек
Нелегко быть девочкой-подростком, и нелегко быть ее мамой или папой. Современное поколение девочек-подростков подвержено огромному количеству травмирующих факторов, которые могут приводить к таким проблемам, как расстройство пищевого поведения, депрессия, злоупотребление алкоголем, проблемы в становлении идентичности — развитии цельной личности.
Пубертатный период сопровождается изменениями во всем организме. Начинается усиленная работа гипофиза и щитовидной железы, что приводит к значительным изменениям гормонального фона. В итоге возникают перестройки в физиологической и эмоциональной сферах.
Подростковый период у девочек психология рассматривает как сложный, но важный этап становления, на котором остро ощущается потребность в признании со стороны сверстников и понимании близких. Ребенок сталкивается с новыми для себя проблемами, но редко спрашивает совета у взрослых. Этому мешает максимализм и чувство собственного достоинства: девочка считает, что родители не понимают ее трудностей и любое неосторожное слово рискует вызвать сильную обиду.
Психология девочек-подростков устроена так, что гормональный дисбаланс приводит к частой смене настроения и желанию выделиться любой ценой. Может наблюдаться депрессивное настроение и эмоциональные терзания, из-за чего девочка отдаляется от родных и испытывает потребность примкнуть к какой-либо субкультуре или другому обществу единомышленников.
При общении с девочкой-подростком нужно запастись терпением. Ни в коем случае нельзя срываться на крик или вестись на провокационное поведение.
Подростковая психология мальчиков
Одна из самых частых жалоб, которую высказывают родители мальчиков- подростков, — это то, что их сын стал злым и агрессивным.
Девочки-подростки тоже злятся, но они обычно более восприимчивы к конструктивным разговорам, что дает родителям немного больше рычагов воздействия. Как отличительную особенность подросткового возраста у мальчиков психология и медицина выделяют всплеск тестостерона. Из-за этого притупляется чувство страха и растормаживается поведение. Все это приводит к частым вспышкам гнева и обилию конфликтов.
Психология мальчиков-подростков устроена так, что для комфортных взаимоотношений с окружающим миром им необходимо четко осознавать ответственность за свое поведение. Юноша должен понять, что если будет вести себя ответственно, то будет получать привилегии, и наоборот. Подростки очень восприимчивы к наградам и поощрениям.
Когда лучше сходить с подростком к психологу
Иногда бывает трудно понять, является ли поведение вашего ребенка следствием типичных переживаний пубертата или пора обращаться к специалистам. Вот список «красных флагов», которые говорят о том, что подростку, а возможно и всей семье, нужна помощь специалиста:
- подавленное настроение, которое длится две недели и больше: такое состояние может говорить о наличии клинической депрессии. Сюда входят такие признаки, как тоска, апатия, отсутствие интереса к прежним увлечениям и любым другим вещам
- признаки нарушения пищевого поведения: потеря или набор веса, регулярный отказ от еды или переедание с последующим вызыванием рвоты. В этом случае необходимо исключить наличие анорексии, булимии и других опасных синдромов
- расстройства сна и снижение жизненной энергии: бессонница, патологическая сонливость и постоянная вялость могут быть признаками заболеваний нервной системы
- трудности в управлении эмоциями: замкнутость и уход в себя или, наоборот, чрезмерная раздражительность и конфликтность, что часто сопровождается стремлением и угрозами уйти из дома. Чтобы вовремя сгладить проблему и предотвратить опасные последствия в виде несчастных случаев из-за рискованного поведения подростка, необходимо обратиться к психологу
- регулярное употребление алкоголя, наркотиков и сигарет — эксперименты с химическими веществами распространены в подростковом возрасте, но если ваш ребенок регулярно возвращается домой под воздействием алкоголя или других психоактивных веществ, нужно действовать немедленно
- мысли о смерти, самоповреждение или попытки самоубийства — в этом случае нельзя считать, что вы справитесь с ситуацией самостоятельно. В связи с повышением уровня самоубийств среди подростков, отнеситесь к проблеме серьезно и покажите ребенка психотерапевту
Это основные признаки, при наличии которых следует обращаться к специалистам. В остальных случаях вы сами можете сделать так, чтобы период взросления прошел как можно более гладко и безболезненно. Вот некоторые советы:
- Спланированный режим труда и отдыха: способствует лучшей концентрации и продуктивной учебе. Кроме того, усталый вид может негативно сказываться на внешности, что особенно важно для девочек-подростков
- Интересный досуг и хобби: если подростку нечем заняться после учебы, то он будет все больше углубляться в свои внутренние проблемы. Занятия спортом помогают выплеснуть накопившуюся энергию и агрессию
- Помощь специалистов: не бойтесь посещать педиатра, терапевта, психолога или эндокринолога, особенно если видите, что настроение и самочувствие ребенка ухудшается
При воспитании подростка следует помнить, что этот непростой период не зря назван переходным. Скоро вы вместе преодолеете трудности взросления, и взаимоотношения наладятся. Не забывайте, что ребенок любит вас и нуждается в вашей поддержке, а его не всегда приятное поведение на 90–100% обусловлено недостаточно совершенными структурами нервной системы и гормональным дисбалансом.
medalvian.ru
Психология подростка в возрасте 13-16 лет
Психология подростка в возрасте 13-16лет.
В литературе этот возрастной период описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен. Это достаточно сложный и противоречивый период, по — этому статью разделим на несколько блоков для удобства восприятия материала.
КРИЗИС 13-ти ЛЕТ.
Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет («Я сам», только теперь это «Я сам» в социальном смысле).
Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.
Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.
Симптомы кризиса
Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Снижение проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.
Происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.
Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.
Следующий симптом кризиса – негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек (прим. 12 лет), и начинается позже – в 14-16 лет.
Чувство взрослости
Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости, которая проявляется в:
1. Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В этом возрасте дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. «Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов.
2. Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения). Внешний облик и манера одеваться.
Эмоциональное развитие подростка
Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.
Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.
Половое созревание
Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных половых признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков. С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.
Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л.Толстому назвать период «пустыней отрочества».
Воображение и творчество подростка
Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии.
Есть еще второе русло – объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.
Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.
Типы воспитания
Описаны несколько типов отношений родителей и подростков:
Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.
Эмоциональное потворство. Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира семьи». Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от «обидчиков». Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
Авторитарный контроль. Воспитание – главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.
Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.
Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.
Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.
Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.
nsportal.ru
Психология подростка 17 лет. Перевоплощение из девочки в девушку
Психология подростка 17 лет. Перевоплощение из девочки в девушку
Женщины существа непредсказуемые. Особенно если это девушки в переходном или подростковом возрасте. Юношеский максимализм, беспочвенные комплексы и безудержные фантазии – это то чем заполнена юная голова. Психология подростка 17 лет, особенно девушки, настолько непредсказуемая, бурная и безудержная, что родителям сложно представить. Все папы и мамы считают, что хорошо знают своих дочерей, о их переживаниях, мыслях и происходящих событиях. Но процесс перевоплощения девочки в девушку настолько наполнен психологическими и физическими метаморфозами, что даже мама, которая когда-то давно сама пережила такие же изменения, но позднее позабыла о них, теперь не имеет ни малейшего представления о происходящем.
Психология подростка 17 лет. Перевоплощение из девочки в девушку
Психология подростка 17 лет
- Комплексы
- Мнение сверстников
- Стадный эффект
- Любовь и секс
Комплексы.
Слово «комплексы» неотъемлемо от сложного подросткового возраста. Абсолютно необоснованные, придуманные или навеянные другими источниками недостатки, представляются девушкам чем-то страшным, непоправимым и пугающим. И не стоит недооценивать девичьи переживания на счет слишком худых ног, угрей на лице и маленькой груди. Все эти недостатки в юном возрасте, могут превратиться в самые серьезные комплексы, которые на всю жизнь застрянут в женской голове. Главной целью родителей являются проведения бесед и попытки донести до ребенка реальные и истинные проблемы, которые действительно могут иметь проблемный, но никак не вымышленный, характер.
Мнение сверстников.
В столь юном возрасте мало кто из подростков не поддается общему влиянию. Обычно мысли и высказывания друзей и одноклассников имеют серьезные отпечатки. Это взрослый человек имеет возможность мыслить и действовать по собственному усмотрению. А юные девушки 17-ти лет прислушиваются к словам и советам не мам, а подруг. Оставаться лучшей подругой удается далеко не каждой маме.
Психология подростка 17 лет видео
Стадный эффект.
Все мы помним свои первые мини юбки, нарядные платья, сексуальные декольте и высокие шпильки. И, конечно же, понятие мода, в школьной и студенческой жизни имеет особое место. Ох уж эти тенденции моды и новинки. Сколько юных сердец мечтало о рваных джинсах, как у Юльки из 11-го «Б», и у Алены из 5-ой квартиры. Стадный эффект в одежде не выглядит в этом возрасте как что то нелепое. Одеваться одинаково «модно» не есть отсутствие индивидуальности, а наоборот – это показатель осведомленности в самых последних тенденциях моды. Нет никакого смысла объяснять своей дочери, что быть одной из стада это глупо, ведь осознание придет позже, когда появится свой собственный стиль и вкус в одежде. А пока, подростки уделяют этому вопросу именно такое особое внимание. Обязанность родителей, и это не мелочи – дать ребенку почувствовать собственную красоту и интерес со стороны окружающих, с помощью своего гардероба.
Любовь и секс.
В юности нам кажется что любовь и секс это только для молодых. Что после 40-ка наступает старость. И когда же любить и наслаждаться жизнью как не в 17-ть? Яркие чувства, первый сексуальный опыт и познания противоположного пола, это настолько серьезные переживания, что недооценивать их просто нельзя. Во время первого опыта дел сердечных, формируется восприятие себя как партнерши, понятие того как вести себя и какое должно быть отношения к себе,что такое любовь, верность и взаимоотношения. Секс имеет особое место в жизни каждой юной девушки. Но в наши дни это событие имеет не такой характер как во времена наших родителей. По мнению юных нимфеток, отсутствие девственности в этом возрасте считается нормальным, хуже если наоборот.
Девушка, не имеющая первый сексуальный опыт ближе к совершеннолетию, считает себя ущербной, появляется стыд за собственную отсталость, комплексы и желание поскорее исправить ситуацию. Родители должны проявлять мудрость и терпение в это период, уважать мнение своего ребенка, но и не позволять делать глупости. Давление и навязывание собственного мнения не самая лучшая методика, более разумным будет подход в роли слушателя и друга.
Наталия Огурцова
xvatit.com
Тема 23. Подростковый возраст (12 – 15/16 лет)
Ведущая деятельность: младший подростковый возраст – общение со сверстниками
Основные новообразования – самосознание, потребность в самопознание и самоопределении, чувство взрослости, эмансипация от родителей, формирование «Мы» — концепции, чувство одиночества
младший подростковый возраст (12 – 14 лет).
«Второе рождение личности». Критический период в психическом развитии человека. «Бескризисное» развитие в этот период является крайне редким явлением. Зачастую оно либо кажется таковым (сглаженная форма), либо наступление кризиса несколько замедлено во времени. Завершается детство, начинается переход к взрослости.
Наступает «кризис переходного возраста». В основе кризиса могут лежать различные причины. Происходят быстрые изменения, связанные с ростом организма. Часто подросток попадает в зависимость от своего нестабильного физического состояния. Он испытывает постоянное психическое напряжение, тревогу, раздражительность, у него наблюдается повышенная возбудимость, частая смена настроений;
Активно формируется характер, идет развитие волевых качеств вместе с тем, одни качества явно преобладают над другими, что приводит к возникновению акцентуаций характера и дезадаптационных форм поведения. Отмечается неустойчивость эмоциональной сферы, «всплески» эмоций и настроений.
Появляется «чувство взрослости» (подросток уже не ребенок, но еще не взрослый). Наблюдается стремление к самостоятельности, самоутверждению, самовыражению, познанию собственных возможностей. Подросток стремится познать себя (самопознание) и других людей. Результаты часто оказываются неудовлетворительными. Подростка не устраивают ни собственная внешность, ни способности, ни волевые качества, ни успехи в учебе. Он недоволен отношениями со сверстниками, положением среди них, обвиняет себя в неспособности контролировать собственное поведение и пр. Все это вызывает у подростка глубокое недовольство собой.
Развивается самосознание, склонность к рефлексии. Происходит переход от некритического усвоения оценок себя взрослыми к самооценке. влияние успеваемости на самооценку незначительно. Для подростка важно признание и уважение сверстников, особенно тех, кто представляет его референтную группу (социальную группу, которая формирует ценностные ориентаций и нормы поведения). Это может быть класс, спортивная команда, уличная компания и т.п. Мнение референтной группы – закон для подростка. возможно поклонение общему для группы идолу в музыке, спорте и т.п.
Подросток характеризуется повышенной внушаемостью и конформизмом, нуждается в психологической поддержке окружающих (слабому «я» нужно сильное «мы»). появляется «Мы» — концепция («мы – свои, они – чужие»). Наблюдается подчеркнутое стремление к «норме», болезненные переживания собственного несоответствия «возрастным стандартам» (интеллект, физическая сила, рост, половое развитие и пр.). Желание быть «таким как все» и одновременно отличаться от других («экзистенциальная дихотомия»).
Формируются собственные взгляды, осваиваются новые нормы поведения и отношений с людьми. Подросток весьма критично оценивает окружающих, в особенности взрослых, «соперничает» с ними, стремится действовать наперекор их желаниям и требованиям. Он противопоставляет себя родителям, отделяется от их мира, требует независимости, уважения к своим тайнам (эмансипация от родителей), что часто приводит к конфликтам. В поведении подростка проявляются негативизм, грубость, агрессивность, жестокость. Симптомами кризиса могут быть также замкнутость, «уход в себя» в попытке избежать приятных контактов с окружающими и, прежде всего, со значимыми взрослыми (учителя, родители).
В то же время подросток стремится, как можно скорее стать взрослым, он подражает взрослым во внешнем облике и манере одеваться, курении, употреблении алкоголя и т.п. (феномен «внешней взрослости»), стремится к самоутверждению любой ценой и, прежде всего, через склонность к риску. При этом учеба, оценки, творческие достижения часто отступают на второй план, посещение школы становится неприятной обязанностью. В подростковом возрасте достаточно часто фиксируются случаи ПШД.
Универсальным проявлением «внешней взрослости» являются эксперименты с употреблением алкоголя и наркотиков. В результате могут сформироваться алкогольная и наркотическая зависимости, сначала психологического, а затем и физического характера. В последнем случае нормальная жизнедеятельность уже невозможна без соответствующих «стимуляторов». Однако подросток не понимает, что он болен и нуждается в лечении, («я сильный и в любой момент могу бросить!»).
Происходит интенсивное половое созревание, развитие половой идентификации (осознание принадлежности к определенному полу). Появляются сексуальные влечения, интерес к противоположному полу. Подростки проявляют повышенный интерес к сексу. В то же время они еще не вполне готовы к нему как психологически, так и физиологически. Поэтому ранний сексуальный опыт часто бывает неудачным, что крайне негативно сказываются на самооценке, наносит существенный вред формированию сексуальной сферы личности. Самоутверждение посредством секса также приводит к беспорядочным сексуальным контактам. Нередко они происходят без необходимых средств контрацепции (предохранения). Поэтому среди подростков нередки случаи беременности, венерических заболеваний, СПИДа. Примеры.
С точки зрения развитие личности подростковый кризис, как предыдущие и последующие, является абсолютно нормальным явлением, однако, отличается от них большей остротой и продолжительностью. Для его преодоления желательна помощь психолога.
Старший подростковый возраст (15-16 лет).
Ведущая деятельность: профессионально ориентированная учебная деятельность
Новообразование: способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации
Значительная часть подростков задумываются о будущей профессии, выбирают направление профессионального становления (техническое, гуманитарное и т.п.), начинают готовиться к профессиональной деятельности. Стремление приобрести профессию — основной мотив познавательной деятельности, которая активно развивается.
Возрастает концентрация внимания, объем памяти; происходит логизация учебного материала. уже сформировано абстрактно-логическое мышление, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями, способности к формальным операциям, абстрагированию, построению гипотез. Проявляется возрастная сензитивность к развитию общих и специальных способностей. Формируются способности к опредленному виду творчества (музыка, хореография и пр.).
на фоне развития познавательной сферы повышается интерес к учебе. Определенная часть подростков стремится к самообразованию, наблюдается избирательность в учении (предпочтение одних предметов другим). Повышается волевая регуляция учебной деятельности.
Проявляется стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности. Наблюдаются неоправданная критичность, недоверие, рационализм, практицизм пренебрежение советами взрослых. Вместе с тем подросток стремится к откровенному, неформальному общению с теми взрослыми, которые, по его мнению, являются носителями полезного опыта.
Активно формируется собственное мировоззрение подростка как целостная система взглядов, знаний, убеждений, жизненной философии. Наблюдается увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных «моделей» жизни, любви, политики; максимализм суждений. Он рассуждает о «мировых» проблемах (смысл жизни, бессмертие, будущее человечества и пр.). Осознание собственной уникальности может порождать чувство одиночества.
Наблюдается перестройка эмоциональной сферы. Возникает первое чувство любви, дружбы. Происходит дифференциация чувства взрослости (женская // мужская взрослость). Завершается половое созревание, формируется сексуальная ориентация. Примеры.
studfiles.net
Любовь в 17 лет — первая, подросток, влюбленность
Любовь в 17 лет – это нечто одновременно детские и взрослое, ведь парни и девушки в этом возрасте только готовятся стать мужчинами и женщинами, и вместе с тем обладают минимальным жизненным опытом.
Нету в жизни человека более загадочного и манящего чувства, чем любовь. Она может постучать к нам в дверь внезапно или вырастать и развиваться долгое время.
Что нужно знать
Предупрежден – значит вооружен. Любовь в 17 лет в подростковом возрасте нередко сопряжена с негативными факторами, которые приводят в дальнейшем к проблемам с учебой, родителями, друзьями.
Нет, это совсем не значит, что в 17 лет «нельзя». Как раз такой возраст является удачным для первых отношений.
Формирование личности
Личность человека развивается на протяжении всей жизни. Каждый период сопряжен с действием своих социальных и биологических факторов, которые влияют на формирование характера человека, его мировоззрения.
По Э. Эриксон 11-20 лет – это время полового созревания, подростничества и юности. В этот период происходит самоопределение подростка, формирование планов на будущее.
Парни и девушки решают главный вопрос: кем быть и что делать в жизни? Они экспериментируют, играют разные роли в обществе.
«Первая любовь — это не первая и не последняя. Это та любовь, в которую мы больше всего вложили самих себя, душу, когда душа у нас ещё была», — А. В. Вампилов
Однако нас интересует следующее: в этот период идет четкая половая поляризация, т.е. развитие полового самоопределения и сопряженных форм социального поведения.
Также Э. Эриксон выделяет аномальную сторону развития личности в 11-20 лет, когда человек не может сосредоточиться на своем будущем и часто заглядывает в прошлое.
Его мировоззрение и убеждения перемешиваются, становятся неубедительными для самого индивидуума. Появляется проблема «самокопания». Происходит смешение форм полового поведения в обществе.
Что же может влиять на формирование личности:
Генетическая предрасположенность | Причем это не значит, что, если оба родителя холерики, их дети станут обладателями такого же темперамента. Просто у них больше шанс развития характера по такому принципу |
Культура населения | А также социальный опыт предыдущих поколений |
Воспитание и социализация | — |
Путь к совершеннолетию
17 лет – это переходный возраст, когда парень или девушка готовятся к взрослой жизни. В этот период подростки начинают задаваться такими вопросами, о которых они даже не задумывались раньше (Что такое жизнь?
Как правильно жить? Как стать счастливым? Что сделать, чтобы добиться успеха в обществе? Что меня ожидает в будущем? Что скажут обо мне родители в 20-25 лет?).
В общем, человек разбирается в себе и в своих желаниях, потребностях, обязанностях, увлечениях, убеждениях.
Уже с 16 лет большинство мальчиков и девочек испытывают влечение к противоположному полу. Они задаются вопросами о половых особенностях мужчин и женщин, их физиологии, сексе.
И да, секс в 16-18 лет – это нормально. Единственное, о чем нужно помнить, — это о возможных рисках. Первая любовь в 17 лет оставит множество воспоминаний на всю жизнь.
Хорошими они будут или негативными, зависит от самих подростков и их психологического состояния. К этому возрасту личность становится достаточно зрелой, чтобы впервые «попробовать» отношения на вкус.
Как понять, что это любовь в 17 лет
Даже в 17-летнем возрасте может возникнуть настоящая любовь. Однако это бывает редко, и подростки часто путают это чувство с влюбленностью или страстью.
Если страсть – это наркотик, то любовь – это лечение и созидание. Так и отличаются эти два чувства. Влюбленность также не является любовью.
Это мания, симпатия к представителю противоположного пола. Подростку хочется проводить время вместе и с комфортом, не чувствуя каких-либо обязанностей или проблем.
Может ли дружба перерасти в любовь смотрите в статье: любовь и дружба.
Возможна ли любовь с первого взгляда, читайте здесь.
Как выйти из депрессии самостоятельно женщине народными средствами, смотрите здесь.
Когда между подростками есть любовь, все становится иначе: людей не только тянет друг к другу из-за их положительных качеств.
Парень и девушка также не обращают внимание на недостатки друг друга, порой находя в них достоинства. Они не пытаются исправить что-то¸в себе, ин это не надо.
Вот конкретные признаки любви, которые актуальны не только для подростков, но и для других возрастных категорий:
- Волнение при виде своей симпатии.
- Неловкое покраснение лица.
- Разговоры с ближними часто уходят в русло обсуждения своей первой любви.
- Хочется очень много общаться со своей половинкой.
- Тебя тянет к нему/к ней, и непонятно, как и почему это происходит.
- Есть желание отдать все, что у тебя есть. И речь идет о духовных ценностях.
Признаки влюбленности подростка
Любые отношения начинаются с чувства влюбленности. Исключением не являются и 17-летние подростки.
Есть несколько признаков, по которым можно догадаться о существовании симпатии у парня или девушки:
Подросток возвращается домой позже, чем обычно | Он начинает тратить свободное время не на компьютер или книги, а на «прогулки с друзьями» |
Долгие телефонные разговоры становятся обыденным делом | Подросток может зависать у телефона по 30 минут или даже несколько часов подряд, болтая о всем, что угодно |
Парень или девушка начинают следить | а своей внешностью с большей усердностью |
Появляются контрацептивы | — |
Постоянные изменения в настроении подростка | Либо он счастлив (после удачного свидания) либо находится в депрессии, плачет, ходит с грустным лицом (безответная любовь) |
Также есть различия в поведении у мальчиков и у девочек.
У девочек
Какие же характерные черты поведения могут выдать влюбленную девочку-подростка:
Она постоянно думает «о нем» | Причем каждый раз девушка спешит поделиться своими тайнами воображения с подругами при любом удобном случае |
Ей кажется, что любимый парень идеален во всем | А на его недостатки либо не обращает внимания, либо превращает их в достоинства |
Девушка внезапно открывает в себе талант к рисованию, пению, танцам и т.д. | На почве влюбленности это весьма распространенное явление |
Она постоянно ждет от «любимого» смс-ки или звонка на телефон | Сообщение в соцсети. Режим «хатико» — одно из проявлений влюбленности любой девочки-подростка |
Ей хочется быть женственной | Девушка начинает красиво одеваться, учится делать качественные макияж, готовить. Часто появляются позывы сделать уборку в комнате |
У парней
Теперь поговорим о мальчиках. Какие особенности поведения можно заметить у представителей сильного пола:
- Он постоянно ищет свою симпатию в толпе. Ему хочется, чтобы она его заметила.
- Происходит смена поведения парня при любом появлении своей второй половинки. К примеру, если в компании друзей юноша – душа компании, то при появлении «ее» на горизонте, он превращается в стеснительного мальчишку.
- Парень становится джентльменом: открывает дверь своей девушке, носит ее сумки/рюкзак, говорит комплименты.
- Влюбленный юноша старается исполнить любое желание своей пассии. Очень часто в шутку сказанное желание девушки тут же исполняется.
Первая любовь в 17 лет
Подросткам всегда интересно что-то новое, и отношения не являются исключением. Они могут повлиять на парня или девушку по-разному, и это часто можно заметить.
Видео: моя первая любовь в 17 — опыт и выводы
Каждый подросток всегда должен помнить, что отношения – это не только удовольствие в компании своей второй половинки, но и ответственность.
Поэтому настоящая первая любовь в таком раннем возрасте встречается не часто и характерна только для лиц зрелых не только физически, но и духовно.
otveta.com