Таблица «Особенности психического развития в различные возрастные периоды»(для психологов)
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ.
возраст
ведущая деятельность
причины кризиса
признаки кризиса
новообразования
Новорож
денность (от 0 до 2 месяцев.)
Ест, спит.
Процесс рождения: физиологические- отделение от матери, попадание в другие условия, психологические- ребенок перестает ощущать ежеминутное присутствие матери, появляется чувство тревоги, незащищенности.
Потеря в весе (в первые 10 дней)
Активизируются ориентировочные реакции, крик- как проявление негативных эмоций, улыбка- первая социальная потребность, комплекс оживления при появлении знакомых людей. Возникновение индивидуальной психической жизни.
Младенчество (от 2 месяцев до 1 года.)
Основную часть времени ребенок спит. Основная деятельность — эмоциональное общение со взрослыми. Деятельность носит манипулятивный характер.
Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый.
Данный кризис сопровождается внешними проявлениями: когда взрослый что-то запрещает ребенку или не понимает его, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность, могут даже возникнуть аффективные состояния. Ярко проявляются упрямство, агрессия, негативизм, обидчивость.
Развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими, а так же- хватание, ходьба и первое слово.
РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)
Ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми.
личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они.
Негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм.
Происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития : «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.
ДОШКОЛЬ
НОЕ ДЕТСТВО (ОТ 3 ДО 6–7 ЛЕТ)
Ведущим видом деятельности является игра. Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра в которой воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает.
В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую.
Напоминает кризис 1 года: начинает регулировать свое поведение правилами. В этот момент у ребенка распадается единство аффекта интеллекта, происходит зарождение личности.
Проявляется демонстративная наивность, которая воспринимается окружающими, якобы не искренняя, применяет к окружающим нормы, к себе требует уважения.
1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке, ему надо все привести в порядок, увидеть закономерности отношений.
2. Возникновение первичных этических инстанций. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо.
3. Появление соподчинения мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными.
4. Поведение становится произвольным. Произвольным называют поведение, опосредованное определенным представлением.
5. Возникновение личного сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Происходит половая идентификация.
6. Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 6–7 ДО 10–11 ЛЕТ)
Игровая, познавательная (в виде учебной).
Становление внутренней жизни, жизни переживаний. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на нее влияние.
1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;
2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;
3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку плохо, он старается этого не показывать.
Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.
Формирование произвольного поведения, планирования результатов действия и рефлексии. Система отношений разделилась на две части: «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель». Отношения «ребенок – учитель» превращаются в отношения «ребенок – общество». К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 10–11 ДО 14–15 ЛЕТ)
Общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.
В этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.
Многие становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.
Чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.
ЮНОШЕСТВО (ОТ 15–16 ДО 20 ЛЕТ)
Учебная, интимно-личностная, общественно полезная (просоциальная), самоопределение, ролевое экспериментирование.
Личностное развитие молодого человека характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с другой — потребностью в общении со стороны сверстников. Так как подростки не уверенны в своей идентичности, они чрезмерно реагируют на точку зрения других, пытаясь понять, кем они являются.
Склонны к эгоцентризму: им кажется, что они настолько особенные, что должны быть исключением из обычных законов природы.
Склонность к депрессиям.
Развитие теоретического рефлексивного мышления, становление основ мировоззрения, интеллектуальное развитие.
Приобретение взрослой логики мышления. Интеллектуализация таких психических функций, как память и восприятие. Развитие воображения.
РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (20–40 ЛЕТ)
Профессиональная сфера (труд), семья (межличностные отношения), область досуга. В период ранней взрослости поведение человека характеризуется освоением им важнейших сфер жизни и активным участием в них.
Кризис обусловлен рассогласованием между жизненными планами и реальными возможностями человека.
Происходит пересмотр жизненных ценностей и незначительные ценности отсеиваются.
Формирование личностной идентичности, устойчивое самосознание, наличие дифференцированной самооценки, потребность в самовоспитании, формирование мировоззрения. Происходит развитие комплекса эмоций, таких как эмоция родительских отношений.
СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (ОТ 40 ДО 60 ЛЕТ)
Профессиональная сфера, межличностные отношения. Люди среднего возраста чувствуют ответственность как за семью, так и за работу; они должны заботиться о стареющих родителях, общаться с детьми, ставшими подростками.
Людям по мере взросления становится все сложнее реализовывать навыки, требующие скорости. Начинают осознавать личные ограничения и возрастающую физическую уязвимость.
В этом возрасте люди более подвержены стрессу, чем в годы молодости, нередко страдают от депрессии, испытывают чувство одиночества. Кроме того, человек начинает задумываться о том, что смертен и его время уходит. Человек переоценивает свои достижения и критически оценивает себя. У многих возникает ощущение, что «жизнь прошла бессмысленно, и время уже потеряно».
Переосмысление жизненных ценностей, обретение нового смысла: в общечеловеческих ценностях, развитии интереса к будущему, к новым поколениям.
ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ (60 ЛЕТ И СТАРШЕ)
Социальные и межличностные отношения в обществе.
В эмоциональной сфере появляется неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти и слезливости. Человек становится эгоцентричным, менее чутким, погружается в себя; снижается способность справляться с трудными ситуациям. Отмечается, что мужчины становятся более пассивными, а женщины – агрессивными, практичными, властными. Происходит сужение физического мира и резко возрастает интерес к религии.
Ведущими факторами развития в старости становятся самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность.
infourok.ru
Возрастная психология таблица по возрастам. Проблемы возрастной периодизации
ashevro.ru- Зубной камень
- Налет
- Боль в деснах
- Стоматит
- Удаление зубов
- Прорезание зубов
- Другие болезни
- Уход
- Зубные протезы
- Запах изо рта
- Молочные зубы
- Зубная боль
- Зубной камень
- Налет
- Боль в деснах
- Стоматит
- Удаление зубов
- Прорезание зубов
- Другие болезни
- Уход
- Зубные протезы
- Запах изо рта
- Молочные зубы
- Зубная боль
Возрастная психология таблица по возрастам. Проблемы возрастной периодизации
ashevro.ru
Возрастной период | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Основные новообразования | Становление жизненного мира | |
Центральное новообразование | Другие важнейшие новообразования | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Новорожденность (1-2 мес.) | Полная биологи-ческая зависимость от матери | — | — | Комплекс оживления | Сохраняется первичный (простой и легкий) жизненный мир |
Младенчество (до1 года) | Общая жизнь ребенка с ма-терью (ситуация «Мы») | Непосредс-твенно эмоциональное общение с матерью. | Потребность в общении со взрослым | Дифференцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь. Начальные формы наг-лядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах (непроизвольное внимание) | Появляется трудность внешнего мира. Дифференцируются линии развития простого и «как бы легкого» (трудность незначима) и простого и трудного жизненного мира. Первая преобладает. |
Раннее детство (1-3 года) | Познание мира окружающих вещей, совместная деятельность со взрослыми | Предметно-ма-нипулятивная деятельность | Сознание «я сам» | «Аффективное» восприятие объектов и ситуаций. Развитая активная речь. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизве-дение. Непроизвольное внимание. | Продолжаются две ранее выделившиеся линии развития. Доля детей с линией онтогенеза простого и трудного жизненного мира (со значимой трудностью) воз-растает. |
Дошкольное детство (3-7 лет) | Познание мира человеческих отношений и их имитация | Сюжетно-ролевая игра | Соподчинение мотивов. Самосознание. | Сформированная правильная речь. Развитая непроизвольная память; начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анна-лизирующее восприятие. Наглядно-образное мыш-ление; в конце периода переход к словесному мышлению. Творческое воображение. Дифференциация пер-цептивных и эмоцио-нальных процессов. Рас-ширение круга эмоций. Эмоциональная регуляция поведения. | Появляется сложность внутреннего мира. Дифференцируются линии онтогенеза, ведущие к будущим различным типам жизненного мира взрослого человека. Преобладает линия развития сложного и трудного мира (со значимыми сложностью и трудностью). |
Младший школьный возраст (7-11 лет) | Социальный статус школьника (ситуация обучения) | Учебная деятельность | Произвольность. Чувство компетентности. | Словесно-логическое мышление (с опорой на наглядность) Анализирующее восп-риятие; появление синте-зирующего восприятия (в конце периода). Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Учебные мотивы. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни. | Закрепление выделившихся в дошкольном детстве линий онтогенеза в связи с развитием мотивов учения. |
Подростковый возраст (11-15 лет) | Эмансипация от взрослых и груп- пирование | Интимно-лич-ностное общение со сверстниками | Чувство взрослости (младший подростковый возраст). «Я-концепция» (старший подростковый возраст) | Теоретическое рефлек-сивное мышление. Интеллектуализация восприятия и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками. | Линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы |
Старший школьный возраст (16-17 лет) | Первоначаль-ный выбор жизненного пути | Учебно-профес-сиональная деятельность | Самоопределе-ние | Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Мировоззрение. Нравственная устойчивость поведения | Происходит окончательное становление типов жизненного мира |
studfiles.net
Возрастные особенности развитии личности — Мегаобучалка
Проблемы периодизации развития и характеристика возраста. Возраст оказывает на личность человека огромное влияние. Нельзя сравнивать 30- и 50-летнего пациентов ни по физическим, ни по психологическим, ни по социальным параметрам. Невозможно одинаково лечить и учить 15-летних подростков и 25-летних взрослых людей, хотя при небольшом возрастном различии возможно несовпадение физиологического и психологического возраста. Мальчик, который с 12 лет подрабатывает не «на пиво», а для того, чтобы кормить семью с мамой-инвалидом и младшими сестрами, психологически взрослее 25-летнего студента дневного отделения вуза, обеспечением которого занимаются родители. Строя свои взаимоотношения с пациентами, врач должен опираться на знание возрастных особенностей развития личности и учитывать их при установлении контакта, построении беседы, при обучении тому, как проводить лечебные и профилактические процедуры.
Возрастные особенности — это комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста (Смирнов С. Д. Общая педагогика в тезисах, дифинициях, иллюстрациях. — М., 1999.). Психолого-педагогические и медицинские исследования позволили выделить ряд возрастных периодов развития человека. Известно, что подобного рода периодизации основываются на обобщениях, пределы которых могут быть весьма широки. В каждом конкретном случае колебания в уровне реального развития человека обладают довольно большой амплитудой.
Представленные в таблицах варианты периодизации возрастного развития несколько различаются, так как основываются на специфических для каждого подхода критериях. JI.С. Выготский различал три типа периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития (табл. ).
Таблица 5.
Возрастная периодизация
Возрастная физиология | Медицина | Возрастная психология и педагогика |
Новорожденность. Первые 10 дней жизни | Новорожденность. Первые 3—4 недели | Младенчество — от рождения до 1 года |
Грудной возраст 10 дней — 1 год | Грудной возраст (младший ясельный) 4 недели — 1 год | |
Раннее детство 1 — 3 года | Преддошкольный возраст (старший ясельный) 1 — 3 года | Преддошкольное детство 1 — 3 года |
Первое детство 4 — 7 лет | Дошкольный возраст 3 — 7 лет | Дошкольное детство 3 — 6 лет |
Второе детство 8—12 лет | Младший школьный возраст 7—12 лет | Младший школьный возраст 6—10 лет |
Подростковый возраст: мальчики — 13 — 16 лет; девочки — 12 — 15 лет | Подростковый возраст | Подростковый возраст (среднешкольный) 10—15 лет |
Юношеский возраст: юноши — 17—21 год; девушки — 16 — 20 лет | Старший школьный 12—18 лет | Юность: первый период — 15 — 17 лет; второй период — 17 — 21 год |
К первому типу, основанному на внешнем, но связанным с процессом развития, критерии могут быть отнесены периодизация В. Штерна, созданная по биогенетическому принципу (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества), и Рене Заззо (этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей).
Во втором типе использован не внешний, а внутренний критерий — какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей, как у П.П. Блонского, и развитие детской сексуальности — у 3. Фрейда. Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны, ибо их авторы произвольно выбирают одну из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии на протяжении жизни, в то время как значение любого признака изменяется при переходе от возраста к возрасту.
В периодизации третьего типа предпринята попытка выделить периоды развития на основе его существенных особенностей. К ним относятся периодизации JI.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. В них использованы три критерия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Этот выбор определяется признанием существования стабильных и кризисных стадий развития.
Стабильный период характеризуется постепенным формированием личности путем накопления малозаметных изменений, которые в соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные проявляются в виде новообразований в организме и психике человека. Критические периоды в жизни человека (относительно короткие во временном отношении) отличаются значительными изменениями в его физическом и психическом развитии. Возрастные кризисы могут возникать при переходе от одной возрастной ступени к другой в результате качественных преобразований в сферах деятельности, сознания и в социальных отношениях.
Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений “человек-человек”, и тем, что он усвоил из системы отношений “человек—предмет”. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой» (Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. тр. — М., 1989. — С. 43.).
Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности, возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконина — наиболее распространенная в отечественной детской психологии.
Существует ряд иных версий периодизации развития, и число их продолжает увеличиваться, поскольку единые и бесспорные критерии пока не найдены. Наиболее полной на сегодняшний момент является периодизация Э.Ф. Зеера, которая отражает различные психологические аспекты развития человека (Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. — М., 2003. — С. 105. 128, 176. 181.) (см. табл. 6).
Таблица 6
Возрастная периодизация становления личности
Психологические характеристики | Дошкольное детство | ||
Младенчество (0— 1 год) | Раннее детство (1—3 года) | Дошкольный возраст (3 — 7 лет) | |
Основные потребности | Физиологические потребности. Потребность в эмоционально-телесном контакте с матерью — первая социальная потребность | Психофизиологические потребности. Потребность в овладении предметным миром и ориентировке в нем | Потребность в психическом развитии, ролевом общении, любви и одобрении |
Ведущая деятельность | Общение со взрослым и манипулирование предметами | Предметно-манипулятивная и изобразительная деятельность | Игра |
Кризисы становления | Кризис новорожденности | Кризис 1-го года жизни | Кризис 3-хлет |
Основные психические новообразования | Комплекс оживления. Начальная форма понимания речи. Ориентировка в окружающем пространстве. Эмоциональность | Подражательность. Речь. Способность пользоваться предметным миром. Открытие своего «Я» — появление чувства личности | Способность к идентификации с другими людьми, персонажами сказок. Половая идентификация. Страхи. Способность к символическому замещению предметов. Психологическая готовность к школе |
Психологические характеристики | Школьный возраст | ||
Младший школьный возраст (7—10 лет) | Подростничество (11 — 14 лет) | Ранняя юность (15 —18 лет) | |
Основные потребности | Познавательная потребность. Потребность в одобрении | Потребность в общении со сверстниками и нравственном самоопределении. Потребность стать взрослым | Потребность в самоутверждении, личностном и профессиональном самоопределении, в общении с лицами противоположного пола |
Ведущая деятельность | Учение | Вариативные организационные формы и типы образования | Учебно-профессиональная деятельность |
Кризисы становления | Кризис 7 лет | Кризис подросткового возраста | Кризис идентичности |
Основные психические новообразования | Произвольность психических процессов. Внутренний план действий. Рефлексия. Способность идентификации с другими. Развитие системы скоординированных движений | Чувство взрослости. Нравственная регуляция своего поведения. Сравнительная самооценка. Рефлексивное мышление. Дружба | Обобщенная самооценка. Самоуважение. Личностное и профессиональное самоопределение. Социально-профессиональная рефлексия. Чувство одиночества, «Ял-концепция |
Продолжение табл. 6
|
Психологические | Старость | ||
характеристики | Пожилой возраст (60-75 лет) | Старчество (75—90 лет) | Дол гожител ьство (более 90 лет) |
Основные потребности | Потребность в признании и трансляции своего опыта. Потребность в бессмертии. Психофизиологические потребности | Потребность в общении, внимании и заботе. Психофизиологические потребности | Психофизиологические потребности |
Ведущая деятельность | Социально одобряемая общественно полезная деятельность | Домоводство. Личная гигиена | Домоводство. Личная гигиена |
Кризисы становления | Кризис осознания смысла жизни | Кризис ухода из жизни | Кризис ухода из жизни |
Основные психические новообразования | Социальная, религиозная, бытовая активность. Мудрость. Рефлексия прошлого. Тревожность | Умиротворенность. Желание смерти. Социальная индифферентность | Умиротворенность. Желание смерти. Социальная индифферентность |
В каждом возрастном периоде у человека изменяются представление о себе, жизненные приоритеты и иерархия ценностей, становятся иными ведущая деятельность и мотивация, взгляды на мир и на окружающих, а также восприятие собственного возраста. Посмотрите на детей грудничкового возраста: если разница в один месяц, а тем более в полгода — это уже совсем разные дети, к ним трудно применить слово «ровесники». В дошкольном периоде становится значимой разница на полгода или год. Для младшего школьного возраста важнее, чем физический возраст, сказывается срок обучения (класс), для старшего — класс и пол (девочки- старшеклассницы встречаются с более взрослыми мальчиками и считают их равными себе). Ученики X класса относят одноклассников к ровесникам, а девятиклассников — к младшим, не обращая внимания на календарный возраст. Возраст в 30 — 40 лет представляется им невероятно далеким — это та самая мифическая зрелость, для них равная старости и отсутствию желаний и планов. То же восприятие характерно и для обратного направления: для 50 — 60-летнего педагога все школьники — «деточки», да и студенты тоже, вне зависимости от возраста. Трудно посмотреть сквозь призму поколений (и это в любую сторону) и разглядеть в них коллег. В 40 лет ровесниками считают все свое поколение, а это не менее 10 лет. Выпускники 60-х гг. отличаются от выпускников 80-х, как и их песни. Но дальше, с увеличением календарного возраста, происходит сужение понятия «ровесник».
При общении с пожилыми пациентами важно не путать возраст и не обобщать их в большие возрастные категории (пенсионеры) при подборе групп для занятий лечебной физкультурой или обучения специальным лечебным навыкам. В этом случае следует учитывать индивидуальные особенности, физическое состояние, стадию и тяжесть заболевания.
Справка. Интересные и полезные для вас материалы по этому вопросу можно найти в следующих изданиях: Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. — М., 2003; Крайг Г. Психология развития. — М., СПб., 2000; Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 2003.) и собственный жизненный опыт (наблюдение и самонаблюдение).
Рассмотрим кратко особенности каждого возрастного периода, а более подробную характеристику попробуйте изучить самостоятельно, используя дополнительную литературу.
Младенчество и раннее детство. Ребенок до трех лет оказывается наедине с врачом лишь в критических случаях, чаще перед врачом предстает диада — маленький пациент и сопровождающее его лицо. Проблема болезни ребенка — это общая проблема для родителей, для врача и для ребенка. Наиболее эффективно она может быть решена при объединении усилий. Взаимодействие (сбор анамнеза, рекомендации по лечению и уходу) строится с взрослом, учитывая его возраст; образование, эмоциональное состояние и то время, которое он готов уделять ребенку. Если на прием пришла мама, а ухаживать за малышом будет няня или бабушка, некоторые рекомендации правильнее разъяснять непосредственно человеку, который будет их выполнять, либо дать их подробную запись или пригласить его на специальную обучающую программу (обучение массажу, пользованию ингалятором и т.п.).
Самые большие сложности с маленькими пациентами — субъективное искажение жалоб, так как ни мама, ни врач не знают точно, где именно болит и насколько больно ребенку. В их арсенале только наблюдательность и объективные методы исследования. Дети, как правило, боятся неожиданных движений, резких звуков и незнакомых людей. Лечение, связанное с необычными звуками и запахами, ярким светом и инструментами, может усилить чувство страха. Так как словарный запас ребенка ограничен, страх выражается громким голосом и мимикой. И сами дети больше реагируют не на слова, а на невербальные характеристики обращения: громкость и тон голоса, улыбку врача или его нахмуренное лицо и т.д.
В особенности этого возраста входят боязнь незнакомых людей и тревоги отделения. Педиатры называют это «тревогой 7-месячных». Малыши, которые до этого улыбались, были приветливыми и открытыми, в присутствии незнакомых людей неожиданно становятся робкими и настороженными. С большим недоверием смотрят они на незнакомца, изучая его. Боязнь чужих, новых людей, отличаясь разной степенью выраженности, сопровождает ребенка фактически до двух лет. Дети часто плачут и цепляются за тех, кто о них заботится. Перспектива остаться одному в незнакомом месте, пусть даже на минуту, может вызвать у ребенка сильное беспокойство.
Дошкольный возраст. Возрастной период от 3 до 7 лет — это период дошкольного детства. Ведущий тип деятельности — игра, которая позволяет маленькому человеку осваивать взаимоотношения взрослых, научиться сложным действиям, привыкнуть подчиняться правилам. Поэтому предложите ему поиграть в пациента, особенно важно включать игровые моменты при длительном лечении ребенка в стационаре. Некоторые детские врачи успешно используют игру в сотрудничество: «Подержи ватку, инструмент», «Постучи (нажми, дотронься) здесь», «Давай вместе посмотрим в зеркало» и т.д.
Например, у вас на приеме ребенок 5 лет. Как лучше построить с ним взаимоотношения, чтобы не напугать его, установить контакт, вызвать доверие? Ведь именно он является вашим пациентом, только он точно знает, что и где его беспокоит. Или вы изначально построите взаимоотношения так, что мама, папа или бабушка будут посредниками, переводчиками и исполнителями, а сам ребенок окажется лишь носителем определенного симптома? Пли же, впадая в другую крайность, постараетесь не обращать на родителей внимания.
До недавнего времени, кстати, считалось, что присутствие родителей во время стоматологического лечения ребенка нежелательно. Действительно, существуют родители, которые боятся стоматолога больше, чем их дети, и заражают их своей тревожностью. Но один 5-летний ребенок может иметь опыт общения с врачом без родителей (например, из-за регулярных осмотров в детском саду), а для другого ситуация остаться одному с чужим взрослым является новой и сама по себе вызывает стресс.
Чтобы не потерять доверия маленького пациента, не следует говорить, что больно не будет, если предстоит заведомо болезненная процедура. Правильнее предупредить его, что будет немного больно, но что он с этим справится. А чтобы ребенок мог регулировать свое терпение, договоритесь, что болезненное воздействие будет длиться, пока он считает до 5. Если предстоит длительная процедура, то для некоторых детей лучше выполнять ее поэтапно.
Практический совет.
Если ребенок боится уколов, попробуйте переключить его внимание на другие телесные ощущения, например: «Пока я делаю тебе укол, постарайся сильно-сильно сжать левый кулачок, так, чтобы чувствовать, как пальчики давят друг на друга».
Старший дошкольник постепенно усваивает моральные оценки, носителем которых являются ближайшие взрослые (родители). Именно родители или заменяющие их члены семьи являются для ребенка этого возраста непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы они присутствовали при медицинском осмотре и были максимально включены в лечение: понимали, что происходит. Однако нельзя забывать, что испуганные болезнью ребенка и волнующиеся за его судьбу родители крайне болезненно реагируют на небрежный тон врача, для которого случай с их ребенком — один из многих. Внимательный терпеливый и подробный разговор с родителями не только успокоит их, но и настроит на конструктивное взаимодействие. Если вы проводите профилактические мероприятия в детском саду, обязательно расскажите об этом родителям на родительском собрании и постарайтесь заручиться их поддержкой. В таком случае ваша работа будет более эффективной.
Внимание и память в дошкольном возрасте носят в основном непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, что эмоционально окрашено. Постарайтесь иметь в кабинете яркие плакаты, но не отвлекающие, а помогающие ребенку запомнить ваши рекомендации. Кроме этого для опроса детей в медицине сейчас используют рисунки стилизованных (очеловеченных) частей тела или органов (сердца, зуба и т.п.), иллюстрирующие через разные эмоциональные состояния степень болезненности ощущений.
Накопление к старшему дошкольному возрасту опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок к 6 —7 годам уже в состоянии стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели. Поэтому он уже может быть вашим союзником в борьбе со своей болезнью.
Младший школьный возраст.Начало учебы является поворотным моментом в поведении ребенка, ибо он оказывается в совершенно новой для него среде, существующей по еще неизвестным ему правилам. Он становится менее зависимым от родителей, лучше знает окружающий мир, учится понимать его. Крепнут его связи со сверстниками; у него появляется чувство социальной ответственности и долга. Авторитетным становится мнение учителя. На самосознание ребенка существенно влияют успехи и неудачи.
Дети этого возраста начинают проявлять готовность к сотрудничеству с врачом: вступают в разговор, понимают необходимость лечебных мероприятий и выполняют его требования. Однако осмотр врача и подготовка к сложным и, особенно, незнакомым или болезненным процедурам должны осуществляться на понятном, доступном его возрасту уровне, иначе маленький пациент может оказаться перед серьезной, порой неразрешимой проблемой.
В сложных, стрессовых для ребенка ситуациях чувство неуверенности в себе, страха могут спровоцировать возвращение к подведению более раннего возраста, невроз, психосоматические заболевания. В таком состоянии ребенку трудно вступить в действенный контакт с врачом, понять, ради чего необходимо лечение. В случае если он уже имел негативный опыт болезненных процедур или испытывает немотивированный страх перед доктором или определенными медицинскими инструментами, приборами, необходим специальный подход, подготовка, в том числе и с помощью успокаивающих средств (фармакологических или психотерапевтических), подобранных специалистом.
Врачи и медицинские работники, осуществляющие лечение детей или просто выполняющие с ними необходимые процедуры, разрабатывают специальные методики, позволяющие точнее понимать жалобы маленьких пациентов. Одной из методик оценки испытываемой пациентом боли являются визуально-аналоговые шкалы, пользовать которые можно с 6 —7 лет. Шкала очень проста в применении, но надо объяснить ребенку, как ею правильно пользоваться. Одна медсестра рассказывала такую историю: она попросила ребенка показать ей, на каком уровне шкалы у него начинается боль (на шкале указан интервал от полного отсутствия боли до ее максимума). А ребенок ответил, что болит не линейка, а его живот.
Мероприятия, связанные с обучением гигиеническим и поведенческим навыкам, с проведением медико-профилактических образовательных программ (по уходу за полостью рта, пользованию ингалятором, по лечебной физкультуре и т.д.) для детей младшего школьного возраста лучше проводить в группах под руководством опытного педагога. Дети легко включаются во взаимодействия, объясняют врачу и друг другу, как правильно выполнять необходимые действия или упражнения, с удовольствием показывают их.
Подростковый, или средний школьный, возраст.По последней классификации ВОЗ подростковый возраст длится с 10 до 20 лет(Подростковая медицина: руководство для врачей / под ред. JI. И.Левиной. — СПб., 1999.- С. 5.). Но в отечественной медицине по-прежнему критическим считается 15-й год жизни, так как в этом возрасте происходит смена медицинского ведомства: медицинская карта передается во «взрослую»поликлинику.
В этом переходном возрасте подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Такое промежуточное положение в обществе порождает у него чувство неуверенности, нестабильности. Бурный рост и перестройка организма, неопределенное положение в системе «ребенок—взрослый», неадекватность ведущей деятельности (учебной) остро ощущаемым психологическим потребностям все это приводит к подростковому кризису, который порождает личную неудовлетворенность и психическую напряженность. Половое созревание усиливает трудности личностной идентификации.
Эти особенности среднего школьного возраста необходимо учитывать при проведении осмотра или других медицинских процедур. Придя на прием, подросток может вести себя довольно дерзко, угловатые движения могут показаться развязными. На самом деле они лишь отражают неустоявшееся взаимодействие гормональной, нервной и скелетно-мышечной систем. Возрастной «протест» может выражаться нарочито небрежной, вызывающей одеждой, украшениями, макияжем. Для мальчиков характерны неуправляемая мимика, ответы на вопросы резкими, деформированными фразами с использованием сленга. Пристальный взгляд собеседника подросток может воспринять как неодобрение и насмешку и «ощетинится иголками дерзости» или устранится от контакта.
Необходимо иметь в виду, что самооценка, мировоззрение и поведение подростка во многом зависят от внешних влияний, каким бы оригинальным и самостоятельным он ни старался выглядеть. Подростки в большинстве своем — люди группы. Поэтому, общаясь с ними, надо учитывать внешнюю социальную заданность их отношения к здоровью вообще и к заболеванию в частности (мнения, господствующие в референтной группе, молодежные нормы, ценности, предрассудки сегодняшнего дня). Например, члены спортивной команды или танцевального коллектива, готовящегося к гастролям, могут преуменьшать симптомы, а любитель компьютерных игр — симулировать. При этом защитные механизмы психики позволяют подростку вытеснять из сознания, забывать неприятные факты, помогают оправдать, и довольно аргументированно, собственные неблаговидные поступки.
Врачу также следует понимать, что в этом возрасте происходит перестройка взаимоотношений со взрослыми: формирующаяся личность начинает бунтовать против опеки, нравоучений, запретов. Подростковый кризис у всех протекает различно как по времени, так и по проявлениям. Поэтому, строя свои взаимоотношения с пациентами 10—14 лет и их родителями, необходимо быть внимательным к самооценке подростка и к его семейной ситуации. В общении с таким пациентом изберите спокойный, как бы несколько отстраненный тон, будьте доброжелательны, внимательны, но обязательно сохраняйте дистанцию. Не вступайте в длительные дискуссии, тем более в споры, и избегайте жаргона — в этом, отношении ваш пациент может оказаться неуправляемым. Принимайте и манеру поведения подростка, и его внешний вид как должное, как бы соответствующее его возрастному статусу даже если сами в его возрасте таким не были!), общайтесь с ним, как со взрослым, лаконичными емкими фразами. Не слишком демонстративно, но так, чтобы он почувствовал, отделяйте его от родителей: если для маленького ребенка доктор являлся продолжением родителей, то для подростка он — представитель взрослого социума, именно той сферы, куда тот стремится и которая ему пока недоступна.
Ранняя юность.Это — период, завершающий детство. Его сложность в том, что уже существует направленность на будущее, но также существует боязнь ответственности за это будущее. В этом возрасте закладываются основы собственного мировоззрения, происходит формирование ценностных ориентаций, нравственного сознания. Центральное место занимает вопрос о смысле жизни и построение будущих планов. Юноши и девушки отчетливо обнаруживают стремление критически осмыслить все окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. И во всем этом большинство из них проявляет максимализм и своеобразный эгоцентризм суждений. Как правило, юношеству свойственна неадекватная самооценка: либо завышенная, порождающая беспочвенную самоуверенность, сверхкритичное отношение к взрослым, нереалистические притязания, переоценку своих возможностей; либо заниженная, ведущая к трудностям в общении, напряженности, тревожности, замкнутости, болезненной реакции на любую критику. Необходимость поиска своего места во взрослой жизни приводит к очередному возрастному кризису — кризису идентичности, обусловленному противоречием между желаемыми личностными и профессиональными планами и реальными достижениями. Это обусловливает психическую напряженность, эмоциональную неуравновешенность, неврозы и неврозоподобные состояния, причем у юношей от 14 до 18 лет такие проявления обнаруживаются в 6 раз чаще, чем у девушек.
Некритичное отношение к себе, к собственным поступкам способствует ранней алкоголизации и формированию наркозависимости, а сверхкритичное отношение к взрослым мешает подростку своевременно обратиться за помощью как к родителям, так и к врачам.
Взрослость. Возрастные границы различных стадий взрослости весьма условны. Они определяются социально-экономическими фактора, национальными традициями, особенностями психофизиологического развития и т. п. Поэтому подход к взрослым пациентам эффективнее строить, учитывая не календарный возраст, а образование, пол, социальную ситуацию, личностные особенности.
В жизни человека этого возрастного этапа также условно выделяются три периода: юность (18 — 23 года), молодость (24 — 27 лет), зрелость (28 — 60 лет), и три возможных нормативных кризиса профессионального становления личности: в 30 — 33 года, в 37 — 42 года, в 50 — 55 лет.
Юность — возраст поиска места в жизни: работы, учебы, социального статуса, период освоения новых социально-профессиональных ролей — студента, молодого специалиста, военнослужащего, жены, мужа. В то же время для некоторых он оказывается этапом крушения жизненных планов: не поступил в вуз, не нашел работы по избранной специальности, не нашел партнера или брак быстро распался. В психологическом плане — это один из самых трудных возрастных этапов после подросткового. Но трудности подростка преодолеваются совместно со взрослыми, а в юности проблемы приходится решать самостоятельно.
Молодость — начало самостоятельной трудовой деятельности и вступления в брак. Ориентированность человека на профессиональное образование, карьеру и поиск партнера может быть использована врачом, если пациент недостаточно серьезно относится к своему здоровью. Наиболее действенны призывы, например, к здоровому образу жизни для тех, кто планирует рождение ребенка. Сейчас все больше центров, где работают с «беременной парой», готовя их к сознательному родительству.
Традиционно применяемый врачами метод запугивания, по наблюдениям психологов, на стадии взрослости срабатывает слабо и чаще вызывает негативное отношение и недоверие к врачам вообще. Забота о здоровье обычно бывает обусловлена наличием серьезного хронического заболевания или страхом потерять работу. Особенно эти опасения усиливаются после кризиса 40-летних. Своеобразие социальной ситуации развития в 42 — 60-летнем возрасте предопределено следующими моментами:
— осознанием постепенного физического старения, ослаблением психофизиологических и психических функций (внимания, памяти, мышления), снижением сексуальных потенций;
— изменением жизненного окружения за счет появления новых родственников и постепенного ухода из жизни родителей, друзей, коллег;
— сужением перспектив профессионального роста.
Такие изменения вносят в жизнь женщин и мужчин этого возраста чувство неуверенности в себе, которое может стать разрушительным. Появляется страх перед необходимостью «идти в ногу с этим сумасшедшим новым поколением». Возникает насущная потребность подстраиваться под меняющийся ритм жизни, который уже зависит от возможностей организма: иногда это снижение, иногда увеличение физической нагрузки, но почти всегда возросшая значимость упорядоченного образа жизни. Таким пациентам необходимо помочь овладеть эффективными способами рациональной организации жизнедеятельности, помочь преодолеть неизбежно наступающий жизненный кризис — кризис утраты профессиональной деятельности.
Старость.Старость период геронтогенеза. Он начинается примерно с 60 лет и имеет три градации: люди пожилого возраста — до 75 лет, старческого — до 90 лет и долгожители — после 90 лет. Деструктивные изменения в период геронтогенеза (старости) зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. И. П. Павлов создал знаменитые «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» в 77 лет, JI.Н.Толстой написал повесть «Хаджи-Мурат» в 76 лет, Г. С. Уланова в 80 лет была педагогом-репетитором Большого театра и показывала балеринам выполнение элементов танца, актер Малого театра Н. А. Анненков в возрасте 100 лет играл на сцене.
Однако несмотря на эти примеры, врачам следует помнить, что жить в старости трудно: нарушается привычный режим дня и ритм жизни, сужается социальное пространство, появляется зависимость от окружающих, растет непонимание изменяющейся жизни. Снижение физической активности приводит к утрате способности действовать. В старости сенсомоторные действия становятся способом поддержания, сохранения психических функций, и пожилые люди, занятые активным физическим трудом: садоводством, пробежками, хозяйственно-бытовой деятельностью, — имеют больше шансов сохранить свое психическое здоровье. Существуют специально разработанные программы упражнений, позволяющих справиться с негативными последствиями сенсорно-моторной амнезии, т.е. потери памяти на ощущения и движения (Хан Т. Искусство не стареть. — СПб., 1996).
У людей, не умеющих наполнить свою жизнь или не имеющих для этого сил по состоянию здоровья, под действием усталости и болезней непроизвольно возникают деструктивные переживания. Погружаясь в эти тягостные чувства, человек начинает испытывать различные отрицательные эмоции с некоторой долей иррационального удовлетворения. В результате отрицательный жизненный опыт закрепляется, негативные личностные черты усиливаются, а это приводит к внутреннему одиночеству; круг замыкается. Такие пациенты ранимы, обидчивы и требуют внимательного и осторожного обращения.
Помочь преодолению инволюционных процессов может саногенное мышление, ориентирующее сознание на преодоление травмирующих психику переживаний. Саногенное мышление предполагает интроспекцию, или размышление, направленное внутрь себя, в глубины собственной души, на прожитую жизнь и способствует обретению внутреннего покоя. В процессе осмысленной аналитической работы над своими обидами, допущенными ошибками, неудачами человек преодолевает и устраняет их травмирующее воздействие на психику.
megaobuchalka.ru
Параметры | Показатели развития детей в возрасте | ||||
2-3 года | 3-4 года | 4-5лет | 5-6лет | 6-7лет | |
Мышление | Обладают наглядно-действенным мышлением, т.е. при решении каких-либо задач и ситуаций малыши оперируют с помощью материальных предметов в наглядно воспринимаемой ситуации. | На основе наглядно-действенного формируется наглядно-образное мышление, т.е. происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». | Ведущую роль играет наглядно-образное мышление. Развитие способности выстраивать умозаключения. | Наглядно-образное, начинает формироваться образно-схематическое мышление. Развивается соподчинение мотивов. | На основе наглядно-образного мышления у дошкольников развиваются элементы логического мышления. |
Речь | Словосочетаниями, понимает глаголы | Формирование связной речи, начинает понимать прилагательные. | Более широкое использование речи как средства общения. Окончание формирования активной речи. Ребенок учится излагать мысли. Главный вопрос – «почему?» | Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. | Развитие внутренней речи. |
Произвольность познавательных процессов | Внимание и память непроизвольные | Внимание и память непроизвольные. Память характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. | Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения внимания, развиваться произвольное запоминание в игре. | Развитие целенаправленного запоминания, наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности. | Начало формирования произвольности, как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения |
Физиологическая чувствительность | Высокая чувствительность к физическому дискомфорту. | Сохраняется высокая чувствительность к дискомфорту | Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту. Ребенок становится более вынослив физически и психологически. Снижается утомляемость. | Уменьшение чувствительности к дискомфорту. | Индивидуально, у большинства низкая. |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство. | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение. | Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые. Детей начинают интересовать причины и следствия явлений. | Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые. Нравственные нормы. Сфера взаимоотношений между людьми. | Причинно-следственные связи между предметами и явлениями. |
Способ познания | Манипулирование предметами, их разбирание | Экспериментиро-вание, конструирование | Рассказы взрослого, экспериментиро-вание | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментиро-вание. | Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. |
Условия успешности ребенка | Разнообразие развивающей среды, в которой пребывает ребенок. | Развивающая среда и партнёрские отношения со взрослыми. | Кругозор взрослого, его стремление удовлетворять познавательный интерес ребенка, содержательно отвечать на все вопросы. Хорошо развитая речь ребенка. | Собственный широкий кругозор ребенка, хорошо развитая речь. | Собственный широкий кругозор, умение в чем-либо. |
Форма общения | Ситуативно-личностное, т.е. вступает в общение при возникновении потребности, как реакции на ситуацию. | Ситуативно-деловое. | Внеситуативно-деловое. | Внеситуативно-деловое и внеситуативно-личностное. | Внеситуативно-личностное. |
Отношения со сверстниками | Мало интересны | Мало интересны, но дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников. | Появляется интерес к сверстникам как к партнерам по игре. Начинают складываться предпочтения по половому признаку. | Появляется познавательная мотивация в общении, стремление поделиться со сверстниками своими знаниями и впечатлениями. Углубление интереса как к партнеру по играм. | Сверстник – это собеседник, партнер по деятельности. |
Отношения со взрослыми | Взрослый для ребенка этого возраста источник защиты, ласки и помощи. | Взрослый для ребенка этого возраста источник способов деятельности, партнёр по игре и творчеству. | Взрослый для ребенка как источник информации. | Взрослый для ребенка является источником информации, собеседником. | Взрослый для ребенка – источник эмоциональной поддержки. |
Наличие конфликтов | Со взрослыми («Я – сам») | Со взрослыми (как продолжение «Я – сам») | Отсутствуют | Представления ребенка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко. | К 7 годам – мотивационно-потребностный кризис. Стремление к смене социальной роли. Принятие роли школьника. |
Эмоции | Сильной модальности, ярко выражены проявления всех переживаний. Резкие переходы из одного состояния в другое. | Сильной модальности, резкие переключения. | Фон настроения выравнивается, становится более стабильным. | Преобладание ровного оптимистического настроения. Ребенок может различать весь спектр человеческих эмоций. Формируются «высшие чувства». | Эмоции регулирует. Развиваются «высшие чувства». |
Игровая деятельность | Предметно-манипулятивная. Игра «рядом» со сверстником, но не «вместе». | Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, появляется самостоятельное игровое действие. | Коллективная: дети стремятся к партнерству в играх со сверстниками. Используется ролевой диалог, создаётся игровая ситуация. Игровые объединения становятся устойчивыми. | Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения. | Длительные игровые объединения; умение согласовывать своё поведение в соответствии с ролью. |
nsportal.ru
Фрейд |
Эриксон |
Пиаже |
Колберг |
Эльконин |
|
Периоды/основание |
Согласно З.Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является врожденная энергия либидо (сексуальная энергия). |
Развитие личности опред. тем, что общество ожидает от человека. На каждой стадии развития он приобретает определенное кач-во (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в послед. периоды жизни. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности. |
Интеллектуальное развитие обеспечивает адаптацию ребенка со средой, достигая равновесие с ней. Он полагал, что развитие интеллекта имеет универсальный характер, и идет всегда одним и тем же путем: стадии следуют друг за другом в неумолимом порядке. Возрастные границы могут сдвигаться, но последовательность стадий остается постоянной. |
Уровень морального развития человека. |
Деятельность-условие формирования психики. Критерии периодизации-ведущий вид деятельности (ВВД). |
0-1 год |
Оральная стадия. |
Орально — сенсорная стадия. |
Сенсомоторный интеллект (0-2) |
|
|
1-3 года. |
Анальная стадия (от 1 до 2 лет). Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению удовлетворения либидо в анальную область тела. Суровость в процессе приучения к чистоплотности рождает у ребенка страх потерять контроль над своим сфинктером, не оправдать ожидания родителей. |
Мышечно – анальная стадия (2-3 год). |
|
|
Преддошкольный возраст. |
3-7 лет. |
Фаллическая стадия (с 2 до 5 лет). Интерес к своим половым органам и половым органам других детей. Половые отличия мальчиков и девочек. Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек — ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет “устранить”. Конфликт решается отождествлением себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства. |
Локомоторно – генитальная стадия (4-5 лет) |
Период дооперационального мышления (2-7 лет). |
Преднравственный период (4-10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается. Этому уровню соотвествуют стадия дооперационального мышления и стадия конкретных операций. |
Дошкольный возраст. |
7-10 лет. |
Латентный период (от 6 до 11 лет). Снижение сексуальной активности и интересов в сексуальным вопросам. Ребенок осваивает формы поведения , свойственные данному полу. Недостаточное освоение форм, установок полового поведения может привести к неадекватному пониманию своей половой роли и половой роли противоположного пола. |
Латентная стадия (6-11). |
Стадия конкретных операций (7 — 11 лет). |
|
Младшая школа(8-10). |
11-12-15 лет. |
Генитальная стадия (начинается при половом созревании). Подростки начинают ориентироваться на половое удовлетворения с партнерами противоположного пола Так человек приближается к зрелости, критериями которой Фрейд считал способность работать и любить. |
Кризис подросткового возраста (12-20) |
Стадия формальных операций (11-15 лет). |
Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет). Поступки оцениваются в соответствии с нормами принятыми в обществе. Ребенок ориентируется на оценки других людей. Этому уровню соответствует стадия конкретных операций. |
Подростковый(10-14-15). |
15-20 лет. |
|
|
Постконвенциональный уровень (с 13 лет) оценивается Колбергом как истинная нравственность, поскольку человек исходит из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень мыслительного развития. Этот уровень возможен на стадии формальных операций. |
Ранняя юность (15-17). |
|
20-50-60 лет. |
Ранняя зрелость (20-25 лет). |
|
|
|
www.vashpsixolog.ru