Тесты по основам педагогической психологии с ответами
Тесты по педагогической психологии
+ — обозначен правильный ответ
1. Ведущий принцип отечественной педагогической психологии:
а. нахождение связи между реакциями и вызвавшими их стимулами
+б. принцип личностно-деятельного подхода
в. принцип адаптации знаний
2. Педагогическая психология изучает:
+а. закономерности становления личности индивида и его развития в рамках системы социальных институтов воспитания и образования
б. особенности психического развития детей и подростков в процессе учебы
в. закономерности и особенности процесса научения
3. Ключевая характеристика, определяющая готовность ребенка к учебе в школе:
а. степень развитости мелкой моторики
б. наличие базовых знаний (счет, письмо)
+в. соответствующее психическое развитие и навыки саморегуляции
4. Начальная стадия деятельности педагога:
а. подбор формата подачи информации
+б. определение способностей и перспектив учеников (студентов)
в. составление учебного плана
5. Назначение эксперимента в психолого-педагогическом исследовании — проверка гипотезы о:
а. существовании самого явления
б. существовании явления, а также связей между рядом явлений
+в. существовании причинной связи между определенными явлениями
6. Степень актуального развития определяется уровнями:
+а. развитости, воспитанности, обученности
б. воспитанности, обучаемости, способности к саморазвитию
в. обучаемости и обученности
7. Максимальную точность результатов дает исследование методом:
а. анализа продуктов деятельности
+б. эксперимента
в. наблюдения
8. Оценку и переработку имеющейся информации без привлечения внешних средств, проводящуюся на внутреннем плане сознания, называют:
а. анализом
б. мышлением
+в. умственной деятельностью
9. Цель тестирования дошкольника перед приемом в учебное заведение — определение его … готовности.
а. эмоциональной, когнитивной
+б. эмоционально-волевой, мотивационной, когнитивной
в. когнитивной, волевой, мотивационной
10. Главный минус опросников:
+а. выдача исследуемыми заведомо недостоверных сведений
б. ограниченность списком предварительно составленных вопросов
в. невозможность сбора дополнительной уточняющей информации
11. Подростковый возраст лежит в пределах:
а. 12-19 лет
б. 10-17 лет
+в. 10-15 лет
12. Рекомендовано (целесообразно) приступать к разговору с учеником с:
а. прямого обсуждения вопроса (проблемы)
+б. налаживания контакта
в. похвалы
13. Интерес учащегося к процессу обучения свидетельствует о наличии:
а. таланта у педагога
б. способностей у ученика к предмету
+в. мотивации у ученика
14. Ключевое требование к качественно сформулированной гипотезе:
+а. проверяемость
б. достоверность
в. поддержка гипотезы научными авторитетами
15. Если поведение ребенка меняется под влиянием социально значимых и (или) более сильных индивидов — это свидетельствует о:
а. застенчивости
+б. конформности
в. конфликтности
16. Положительное отличие метода анкетирования:
+а. возможность проведения массового исследования
б. простота обработки данных
в. стандартизированность ответов
17. В психодиакностике используются следующие малоформализированные методы:
а. беседа, наблюдение, тестирование, эксперимент
б. эксперимент, анкетирование, анализ продуктов деятельности
+в. анализ продуктов деятельности, беседа, наблюдение, эксперимент
18. Эффективность исследования методом анкетирования зависит от:
+а. качественного подбора вопросов для теста
б. искренности опрашиваемых
в. массовости анкетирования
19. Повышенная склонность к беспокойству даже при отсутствии для него объективных предпосылок:
а. нервозность
б. мнительность
+в. тревожность
20. Данные исследования могут быть зафиксированы:
а. в письменном виде
б. с применением технических средств
+в. оба варианта верны
21. Рекомендованная длительность анкетирования:
а. 15 минут
+б. 30 минут
в. 60 минут
22. Отличительная черта подросткового кризиса:
+а. кардинальное изменение психологических особенностей
б. резкое падение успеваемости
в. повышенная конфликтность школьника
23. Учеников первого класса с низкой обучаемостью математике причисляют к группе:
+а. с первым типом отставания
б. со вторым типом отставания
в. с третьим типом отставания
24. Основные направления общего развития ребенка:
а. биологическое, культурное, интеллектуальное, личностное
+б. социальное, биологическое, личностное, культурное
в. биологическое, интеллектуальное, личностное, социальное
25. Валидность — показатель качества теста, отображающий:
а. точность измерения свойства
б. действенность, адекватность тематике исследования
+в. оба ответа верны
26. Разделы педагогической психологии:
а. психология ученика, психология учителя, психология процесса обучения
+б. психология учителя, психология воспитания, психология обучения
в. психология воспитания, психология обучения
27. Первый этап формирования умственных действий по П. Я.Гальперину:
+а. мотивационный
б. формирования действия во внутренней речи
в. составление схемы ООД (ориентировочной основы действия)
28. Проблемная ситуация — это:
а. психологическое состояние педагога, возникающее в процессе изложения материала
+б. психологическое состояние учащегося, появляющееся в ходе выполнения задачи, предполагающей усвоение новой информации
в. межличностный конфликт учащегося и преподавателя
29. К средствам решения задач учащимися не относятся:
а. материальные
б. идеальные
+в. прикладные
30. Воспитание от обучения отличают:
а. механизмы приобретения социального опыта
+б. достигаемые результаты
в. оба ответа верны
31. Объектом изучения педагогической психологии является:
а. процесс обучения
б. явление обучаемости
+в. человек
32. Как отдельная научная отрасль педагогическая психология сформировалась:
+а. в конце 19 века
б. в середине 20 века
в. в середине 17 века
33. К особенностям метода наблюдения не относят:
а. трудность или невозможность повторного исследования
б. пристрастность при оценке результатов
+в. простоту проведения и объективность оценки полученных данных
testua.ru
Тест по теме «Тест с ответами по предмету педагогика и психология»
238 вопросов
Показать Скрыть правильные ответыВопрос:
Факты, закономерности и механизмы психики являются предметом изучения в:
Варианты ответа:
- когнитивной психологии
- гештальтпсихологии
бихевиоризме- отечественной психологии
Вопрос:
Основной задачей психологии является:
Варианты ответа:
- коррекция социальных норм поведения
- разработка проблем истории психологии
- совершенствование методов исследования
Вопрос:
К психическим процессам относится:
Варианты ответа:
- темперамент
- характер
- ощущение
- способности
Вопрос:
Одним из принципов отечественной психологии является принцип:
Варианты ответа:
- учёта возрастных особенностей человека
- единства мышления и интуиции
- единства сознания и деятельности
- научения
zaochnik.com
Тест по педагогической психологии, 57 вопросов с ответами
1. Педагогическая психология — это наука:
а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;
б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;
в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;
г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.
2. Основной задачей образования является:
а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;
б) формирование умений и навыков;
в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;
г) овладение социокультурным опытом.
3. Под обучением понимают:
а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;
б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику;
в) предпринимаемые учеником учебные действия;
г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.
4. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является:
а) научение;
б) учение;
в) обучение;
г) обученность.
5. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является:
а) принцип социального моделирования;
б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;
в) принцип личностно — деятельностного подхода;
г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;
д) принцип упражняемости.
6. Самым глубинным и полным уровнем обученности является:
а) воспроизведение;
б) понимание;
в) узнавание;
г) усвоение.
7. В качестве методов исследования педагогическая психология использует:
а) методы педагогики;
б) методы общей психологии;
в) обучающий эксперимент;
г) обучающий и формирующий эксперименты в совокупности с методами общей психологии.
8. В отличие от обучающего эксперимента формирующий эксперимент:
а) не подразумевает обучение;
б) требует специальных лабораторных условий;
в) предполагает — планомерный поэтапный процесс формирования умственных действий и понятий;
г) ориентирован на развитие познавательных процессов.
9. Л. С. Выготский рассматривает проблему соотношения обучения и развития:
а) отождествляя процессы обучения и развития;
б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;
в) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.
10. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является:
а) низкий уровень знаний;
б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;
в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения.
11. Целью развивающего обучения является:
а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности;
б) достижение высокого уровня обученности учащихся;
в) формирование умственных действий и понятий;
г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.
12. Учебная деятельность состоит из:
а) учебной задачи и учебных действий;
б) мотивационного, операционного и регулирующего компонентов;
в) работы познавательных процессов;
г) действий внутреннего контроля и оценки.
13. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является:
а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении;
б) потребность получать одобрение и признание;
в) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания;
г) стремление приобрести новые знания и умения.
14. В качестве основного принципа организации процесса обучения в системе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова выступает:
а) организация обучения от частного к общему;
б) логика восхождения от абстрактного к конкретному;
в) овладение большой суммой знаний;
г) принцип усвоения логических форм.
15. Недостатком программированного обучения является:
а) отсутствие четких критериев контроля знаний;
б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;
в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;
г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.
16. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе:
а) программированного обучения;
б) проблемного обучения;
в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;
г) традиционного обучения.
17. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на:
а) материальное действие;
б) создание ориентировочной основы действия;
в) речевую форму выполнения действия;
г) внутреннюю речь.
18. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является:
а) овладение основными навыками чтения и счета;
б) развитие у ребенка мелкой моторики;
в) желание ребенка ходить в школу;
г) зрелость психических функций и саморегуляция;
д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.
19. Понятие «обучаемость» определяется:
а) существующим уровнем знаний и умений учащегося;
б) способностью учителя научить ребенка;
в) психическими особенностями и возможностями учащегося в процессе обучения;
г) зоной актуального развития учащегося.
20. Какие психические новообразования появляются у младшего школьника в процессе учебной деятельности (выберите несколько вариантов ответа):
а) восприятие;
б) мотивация;
в) внутренний план действия;
г) сравнение;
д) рефлексия;
е) внимание;
ж) теоретический анализ.
21. Учебное сотрудничество (с точки зрения Г. Цукерман) — это:
а) взаимодействие учащихся в процессе обучения;
б) процесс взаимодействия педагога с учеником;
в) процесс, в котором учащийся занимает активную позицию обучающего самого себя с помощью учителя и сверстников.
22. Основной функцией педагогической оценки является:
а) определение уровня фактического исполнения учебного действия;
б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения;
в) развитие мотивационной сферы учащегося.
23. Воспитанность характеризуется:
а) предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям;
б) усвоением нравственных знаний и форм поведения;
в) умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности.
24. Педагогическая направленность — это:
а) любовь к детям;
б) система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя;
в) желание освоить профессию педагога.
25. Знание педагогом своего предмета относится к классу:
а) академических способностей;
6) перцептивных способностей;
в) дидактических способностей.
26. Профессиональная активность учителя с целью решения задач обучения и воспитания называется:
а) педагогической направленностью;
б) педагогической деятельностью;
в) педагогическим общением;
г) педагогической компетентностью.
27. Педагогическая деятельность начинается с:
а) отбора учебного содержания;
б) выбора методов и форм обучения;
в) анализа возможностей и перспектив развития учащихся.
28. Основоположником русской педагогической психологии является:
а) К.Д. Ушинский;
б) А.П. Нечаев;
в) П.Ф. Каптерев;
г) А.Ф. Лазурский.
29. Первый этап становления педагогической психологии:
а) разработка теоретических основ психологии теории обучения;
б) обще дидактические этапы;
в) оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль.
30. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже ХIХ-ХХ вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:
а) педагогика;
б) педология;
в) дидактика;
г) психопедагогика.
31. Лонгитюдный метод исследования (по Б.Г. Ананьеву) относиться к:
а) организационным методам;
б) эмпирическим методам;
в) способам обработки данных;
г) интерпретационным методам.
32. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:
а) о наличии явления;
б) о наличии связи между явлениями;
в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями;
г) о наличии причинной связи между явлениями.
33. Объединение в единое целое тех компонентов, факторов, которые способствуют развитию учащихся, педагогов в их непосредственном взаимодействии – это… :
а) обучение;
б) педагогическое управление;
в) педагогический процесс.
34. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания, рассматривается в:
а) физиологии;
б) социологии;
в) биологии;
г) психологии.
35. Обнаружение у предметов новых свойств, имеющих значение для его деятельности или жизнедеятельности, и их усвоение – это:
а) научение навыкам;
б) научение действиям;
в) сенсомоторное научение;
г) научение знаниям.
36. Учение как приобретение знаний и умений по решению различных задач среди зарубежных ученных изучал:
а) Я.А. Коменский;
б) И. Гербарт;
в) Б. Скиннер;
г) К. Коффка.
37. Учение в отечественной науке П.Я Гальперин трактовал как:
а) приобретение знаний, умений и навыков;
б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий;
в) специфический вид учебной деятельности;
г) вид деятельности.
38. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:
а) Л.С. Выготский;
б) С.Л. Рубинштейн;
в) Б.Г. Ананьев;
г) Дж. Брунер.
39. Уровень актуального развития характеризует:
а) обученность, воспитанность, развитость;
б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость;
в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость;
г) обученность, обучаемость.
40. Первый по порядку структурный этап педагогического процесса:
а) принципы;
б) формы;
в) средства;
г) цель;
д) содержание;
е) методы
41. Дальнейшая детализация, создание проекта, приближающегося для использования в конкретных условиях участниками воспитательного процесса – это..:
а) педагогическая ситуация;
б) педагогический процесс;
в) педагогическое конструирование.
42. Второй по порядку следования этапы психолого-педагогического исследования:
а) этап качественного и количественного анализа;
б) подготовительный этап;
в) этап интерпретации;
г) исследовательский этап.
43. Учебная деятельность по отношению к усвоению выступает как:
а) одна из форм проявления усвоения;
б) разновидность усвоения;
в) уровень усвоения;
г) этап усвоения.
44. Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать правильность выполнения действия, определяется как:
а) разумность;
б) осознанность;
в) прочность;
г) освоенность.
45. Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:
а) меру развернутости;
б) меру освоения;
в) меру самостоятельности;
г) меру обобщенности.
46. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями, называется:
а) широкими познавательными мотивами;
б) широкими социальными мотивами;
в) учебно-познавательными мотивами;
г) узкими социальными мотивами.
47. Одним из первых принцип «природосообразности» выдвинул:
а) Я.А. Коменский;
б) А. Дистервег;
в) К.Д. Ушинский;
г) Ж.Ж. Руссо.
48. В воспитательном плане наиболее эффективен …тип обучения.
а) традиционный;
б) проблемный;
в) программированный;
г) догматический.
49. Педагогическое взаимодействие обучающегося и обучаемого при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету составляет суть…функций взаимодействия субъектов педагогического процесса:
а) организационной;
б) конструктивной;
в) коммуникативно-стимулирующей;
г) информационно-обучающей.
50. Добровольное задание самому себе осознанных целей и заданий самосовершенствования – это…:
а) самообязательство;
б) самоотчет;
в) осмысление собственных действий;
г) самоконтроль.
51. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относиться к умениям:
а) межличностной коммуникации;
б) восприятия и понимания друг друга;
в) межличностного взаимодействия;
г) передачи информации.
52. …как понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним является одним из основных механизмов межличностного восприятия в учебном процессе:
а) социально-психологическая рефлексия;
б) стереотипизация;
в) эмпатия;
г) идентификация.
53. Последний по порядку следования этап профессионального самоопределения:
а) этап профессионального самоопределения;
б) первичный выбор профессии;
в) профессиональная адаптация;
г) профессиональное обучение;
д) самореализация в труде.
54. Интересы и склонности учителя выступают показателями… плана общения.
а) коммуникативного;
б) индивидуально-личностного;
в) общего социально-психологического;
г) морально-политического.
55. Первый по порядку следования этап и компонент педагогической деятельности:
а) подготовительный этап;
б) организаторская деятельность;
в) этап осуществления педагогического процесса;
г) этап анализа результатов;
д) гностическая деятельность;
е) конструктивная деятельность;
ж) коммуникативная деятельность.
56. Деятельность человека направлена на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями – это…:
а) воспитание;
б) педагогические закономерности воспитания;
в) самовоспитание;
г) самообразование.
57. Способность сплочения ученического коллектива и воодушевления на решение важной задачи по В.А. Крутецкому – это…:
а) дидактические способности;
б) академические способности;
в) перцептивные способности;
г) организаторские способности.
all4learning.ru
Тест по педагогической психологии с ответами
Тест по педагогической психологии с ответами — Gee Test наверх Страница 1 из 2Страница 2 из 2- 1. о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности
- 2. о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания
- 3. о структуре и закономерностях протекания процесса учения
- 4. изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.
- 1. содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения
- 2. формирование умений и навыков
- 3. содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения
- 4. овладение социокультурным опытом.
- 1. процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков
- 2. процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику
- 3. предпринимаемые учеником учебные действия
- 4. процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.
- 1. научение
- 2. учение
- 3. обучение
- 4. обученность.
- 1. принцип социального моделирования
- 2. принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач
- 3. принцип личностно — деятельностного подхода
- 4. принцип установления связи между стимулами и реакциями
- 5. принцип упражняемости.
- 1. воспроизведение
- 2. понимание
- 3. узнавание
- 4. усвоение.
- 1. методы педагогики
- 2. методы общей психологии
- 3. обучающий эксперимент
- 4. обучающий и формирующий эксперименты в совокупности с методами общей психологии.
- 1. не подразумевает обучение
- 2. требует специальных лабораторных условий
- 3. предполагает — планомерный поэтапный процесс формирования умственных действий и понятий
- 4. ориентирован на развитие познавательных процессов.
- 1. отождествляя процессы обучения и развития
- 2. полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка
- 3. полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.
- 1. низкий уровень знаний
- 2. недостаточно развитые познавательные процессы учащихся
- 3. недостаточная активность учащихся в процессе обучения.
- 1. развитие ученика как субъекта учебной деятельности
- 2. достижение высокого уровня обученности учащихся
- 3. формирование умственных действий и понятий
- 4. развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.
- 1. учебной задачи и учебных действий
- 2. мотивационного, операционного и регулирующего компонентов
- 3. работы познавательных процессов
- 4. действий внутреннего контроля и оценки.
- 1. потребность изменить социально-статусную позицию в общении
- 2. потребность получать одобрение и признание
- 3. стремление соответствовать требованиям преподавателей избежать наказания
- 4. стремление приобрести новые знания и умения.
- 1. организация обучения от частного к общему
- 2. логика восхождения от абстрактного к конкретному
- 3. овладение большой суммой знаний
- 4. принцип усвоения логических форм.
- 1. отсутствие четких критериев контроля знаний
- 2. недостаточное развитие самостоятельности учащихся
- 3. отсутствие индивидуального подхода к обучению
- 4. недостаточное развитие творческого мышления учащихся.
- 1. программированного обучения
- 2. проблемного обучения
- 3. теории поэтапного формирования умственных действий и понятий
- 4. традиционного обучения.
- 1. материальное действие
- 2. создание ориентировочной основы действия
- 3. речевую форму выполнения действия
- 4. внутреннюю речь.
- 1. овладение основными навыками чтения и счета
- 2. развитие у ребенка мелкой моторики
- 3. желание ребенка ходить в школу
- 4. зрелость психических функций и саморегуляция
- 5. наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.
- 1. существующим уровнем знаний и умений учащегося
- 2. способностью учителя научить ребенка
- 3. психическими особенностями и возможностями учащегося в процессе обучения
- 4. зоной актуального развития учащегося.
- 1. :
- 2. восприятие
- 3. мотивация
- 4. внутренний план действия
- 5. сравнение
- 6. рефлексия
- 7. внимание
- 8. теоретический анализ.
- 1. взаимодействие учащихся в процессе обучения
- 2. процесс взаимодействия педагога с учеником
- 3. процесс, в котором учащийся занимает активную позицию обучающего самого себя с помощью учителя и сверстников.
- 1. определение уровня фактического исполнения учебного действия
- 2. осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения
- 3. развитие мотивационной сферы учащегося.
- 1. предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям
- 2. усвоением нравственных знаний и форм поведения
- 3. умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности.
- 1. любовь к детям
- 2. система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя
- 3. желание освоить профессию педагога.
- 1. академических способностей 6) перцептивных способностей
- 2. дидактических способностей.
- 1. педагогической направленностью
- 2. педагогической деятельностью
- 3. педагогическим общением
- 4. педагогической компетентностью.
- 1. отбора учебного содержания
- 2. выбора методов и форм обучения
- 3. анализа возможностей и перспектив развития учащихся.
- 1. К.Д. Ушинский
- 2. А.П. Нечаев
- 3. П.Ф. Каптерев
- 4. А.Ф. Лазурский.
- 1. разработка теоретических основ психологии теории обучения
- 2. обще дидактические этапы
- 3. оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль.
- 1. педагогика
- 2. педология
- 3. дидактика
- 4. психопедагогика.
- 1. организационным методам
- 2. эмпирическим методам
- 3. способам обработки данных
- 4. интерпретационным методам.
- 1. о наличии явления
- 2. о наличии связи между явлениями
- 3. как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями
- 4. о наличии причинной связи между явлениями.
- 1. обучение
- 2. педагогическое управление
- 3. педагогический процесс.
- 1. физиологии
- 2. социологии
- 3. биологии
- 4. психологии.
- 1. научение навыкам
- 2. научение действиям
- 3. сенсомоторное научение
- 4. научение знаниям.
- 1. Я.А. Коменский
- 2. И. Гербарт
- 3. Б. Скиннер
- 4. К. Коффка.
- 1. приобретение знаний, умений и навыков
- 2. усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий
- 3. специфический вид учебной деятельности
- 4. вид деятельности.
- 1. Л.С. Выготский
- 2. С.Л. Рубинштейн
- 3. Б.Г. Ананьев
- 4. Дж. Брунер.
- 1. обученность, воспитанность, развитость
- 2. обучаемость, воспитуемость, развиваемость
- 3. самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость
- 4. обученность, обучаемость.
- 1. принципы
- 2. формы
- 3. средства
- 4. цель
- 5. содержание
- 6. методы
- 1. педагогическая ситуация
- 2. педагогический процесс
- 3. педагогическое конструирование.
- 1. этап качественного и количественного анализа
- 2. подготовительный этап
- 3. этап интерпретации
- 4. исследовательский этап.
- 1. одна из форм проявления усвоения
- 2. разновидность усвоения
- 3. уровень усвоения
- 4. этап усвоения.
- 1. разумность
- 2. осознанность
- 3. прочность
- 4. освоенность.
- 1. меру развернутости
- 2. меру освоения
- 3. меру самостоятельности
- 4. меру обобщенности.
- 1. широкими познавательными мотивами
- 2. широкими социальными мотивами
- 3. учебно-познавательными мотивами
- 4. узкими социальными мотивами.
- 1. Я.А. Коменский
- 2. А. Дистервег
- 3. К.Д. Ушинский
- 4. Ж.Ж. Руссо.
- 1. традиционный
- 2. проблемный
- 3. программированный
- 4. догматический.
- 1. организационной
- 2. конструктивной
- 3. коммуникативно-стимулирующей
- 4. информационно-обучающей.
- 1. самообязательство
- 2. самоотчет
- 3. осмысление собственных действий
- 4. самоконтроль.
geetest.ru
Тест по педагогической психологии с ответами
Тест по педагогической психологии с ответами — Gee Test наверхNotice: Undefined offset: 3 in /home/o/oldkyx/geetest/public_html/pages/tests/list/list_pages.php on line 35
Страница 1 из 2
Notice: Undefined offset: 3 in /home/o/oldkyx/geetest/public_html/pages/tests/list/list_pages.php on line 35
Страница 2 из 2
- 1. о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности
- 2. о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания
- 3. о структуре и закономерностях протекания процесса учения
- 4. изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.
- 1. содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения
- 2. формирование умений и навыков
- 3. содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения
- 4. овладение социокультурным опытом.
- 1. процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков
- 2. процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику
- 3. предпринимаемые учеником учебные действия
- 4. процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.
- 1. научение
- 2. учение
- 3. обучение
- 4. обученность.
- 1. принцип социального моделирования
- 2. принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач
- 3. принцип личностно — деятельностного подхода
- 4. принцип установления связи между стимулами и реакциями
- 5. принцип упражняемости.
- 1. воспроизведение
- 2. понимание
- 3. узнавание
- 4. усвоение.
- 1. методы педагогики
- 2. методы общей психологии
- 3. обучающий эксперимент
- 4. обучающий и формирующий эксперименты в совокупности с методами общей психологии.
- 1. не подразумевает обучение
- 2. требует специальных лабораторных условий
- 3. предполагает — планомерный поэтапный процесс формирования умственных действий и понятий
- 4. ориентирован на развитие познавательных процессов.
- 1. отождествляя процессы обучения и развития
- 2. полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка
- 3. полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.
- 1. низкий уровень знаний
- 2. недостаточно развитые познавательные процессы учащихся
- 3. недостаточная активность учащихся в процессе обучения.
- 1. развитие ученика как субъекта учебной деятельности
- 2. достижение высокого уровня обученности учащихся
- 3. формирование умственных действий и понятий
- 4. развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.
- 1. учебной задачи и учебных действий
- 2. мотивационного, операционного и регулирующего компонентов
- 3. работы познавательных процессов
- 4. действий внутреннего контроля и оценки.
- 1. потребность изменить социально-статусную позицию в общении
- 2. потребность получать одобрение и признание
- 3. стремление соответствовать требованиям преподавателей избежать наказания
- 4. стремление приобрести новые знания и умения.
- 1. организация обучения от частного к общему
- 2. логика восхождения от абстрактного к конкретному
- 3. овладение большой суммой знаний
- 4. принцип усвоения логических форм.
- 1. отсутствие четких критериев контроля знаний
- 2. недостаточное развитие самостоятельности учащихся
- 3. отсутствие индивидуального подхода к обучению
- 4. недостаточное развитие творческого мышления учащихся.
- 1. программированного обучения
- 2. проблемного обучения
- 3. теории поэтапного формирования умственных действий и понятий
- 4. традиционного обучения.
- 1. материальное действие
- 2. создание ориентировочной основы действия
- 3. речевую форму выполнения действия
- 4. внутреннюю речь.
- 1. овладение основными навыками чтения и счета
- 2. развитие у ребенка мелкой моторики
- 3. желание ребенка ходить в школу
- 4. зрелость психических функций и саморегуляция
- 5. наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.
- 1. существующим уровнем знаний и умений учащегося
- 2. способностью учителя научить ребенка
- 3. психическими особенностями и возможностями учащегося в процессе обучения
- 4. зоной актуального развития учащегося.
- 1. :
- 2. восприятие
- 3. мотивация
- 4. внутренний план действия
- 5. сравнение
- 6. рефлексия
- 7. внимание
- 8. теоретический анализ.
- 1. взаимодействие учащихся в процессе обучения
- 2. процесс взаимодействия педагога с учеником
- 3. процесс, в котором учащийся занимает активную позицию обучающего самого себя с помощью учителя и сверстников.
- 1. определение уровня фактического исполнения учебного действия
- 2. осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения
- 3. развитие мотивационной сферы учащегося.
- 1. предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям
- 2. усвоением нравственных знаний и форм поведения
- 3. умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности.
- 1. любовь к детям
- 2. система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя
- 3. желание освоить профессию педагога.
- 1. академических способностей 6) перцептивных способностей
- 2. дидактических способностей.
- 1. педагогической направленностью
- 2. педагогической деятельностью
- 3. педагогическим общением
- 4. педагогической компетентностью.
- 1. отбора учебного содержания
- 2. выбора методов и форм обучения
- 3. анализа возможностей и перспектив развития учащихся.
- 1. К.Д. Ушинский
- 2. А.П. Нечаев
- 3. П.Ф. Каптерев
- 4. А.Ф. Лазурский.
- 1. разработка теоретических основ психологии теории обучения
- 2. обще дидактические этапы
- 3. оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль.
- 1. педагогика
- 2. педология
- 3. дидактика
- 4. психопедагогика.
- 1. организационным методам
- 2. эмпирическим методам
- 3. способам обработки данных
- 4. интерпретационным методам.
- 1. о наличии явления
- 2. о наличии связи между явлениями
- 3. как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями
- 4. о наличии причинной связи между явлениями.
- 1. обучение
- 2. педагогическое управление
- 3. педагогический процесс.
- 1. физиологии
- 2. социологии
- 3. биологии
- 4. психологии.
- 1. научение навыкам
- 2. научение действиям
- 3. сенсомоторное научение
- 4. научение знаниям.
- 1. Я.А. Коменский
- 2. И. Гербарт
- 3. Б. Скиннер
- 4. К. Коффка.
- 1. приобретение знаний, умений и навыков
- 2. усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий
- 3. специфический вид учебной деятельности
- 4. вид деятельности.
- 1. Л.С. Выготский
- 2. С.Л. Рубинштейн
- 3. Б.Г. Ананьев
- 4. Дж. Брунер.
- 1. обученность, воспитанность, развитость
- 2. обучаемость, воспитуемость, развиваемость
- 3. самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость
- 4. обученность, обучаемость.
- 1. принципы
- 2. формы
- 3. средства
- 4. цель
- 5. содержание
- 6. методы
- 1. педагогическая ситуация
- 2. педагогический процесс
- 3. педагогическое конструирование.
- 1. этап качественного и количественного анализа
- 2. подготовительный этап
- 3. этап интерпретации
- 4. исследовательский этап.
- 1. одна из форм проявления усвоения
- 2. разновидность усвоения
- 3. уровень усвоения
- 4. этап усвоения.
- 1. разумность
- 2. осознанность
- 3. прочность
- 4. освоенность.
- 1. меру развернутости
- 2. меру освоения
- 3. меру самостоятельности
- 4. меру обобщенности.
- 1. широкими познавательными мотивами
- 2. широкими социальными мотивами
- 3. учебно-познавательными мотивами
- 4. узкими социальными мотивами.
- 1. Я.А. Коменский
- 2. А. Дистервег
- 3. К.Д. Ушинский
- 4. Ж.Ж. Руссо.
- 1. традиционный
- 2. проблемный
- 3. программированный
- 4. догматический.
- 1. организационной
- 2. конструктивной
- 3. коммуникативно-стимулирующей
- 4. информационно-обучающей.
- 1. самообязательство
- 2. самоотчет
- 3. осмысление собственных действий
- 4. самоконтроль.
Notice: Undefined offset: 3 in /home/o/oldkyx/geetest/public_html/pages/tests/list/list_pages.php on line 35
Страница 1 из 2
Notice: Undefined offset: 3 in /home/o/oldkyx/geetest/public_html/pages/tests/list/list_pages.php on line 35
Страница 2 из 2
geetest.ru
Урок 3. Психология и педагогика. Принципы эффективного обучения
Психология на протяжении столетий являлась спутником педагогики, ведь в образовательном процессе просто необходимо учитывать психологические характеристики учащихся. Существует и специальный раздел психологии, изучающий особенности образовательного процесса. Называется он психологией образования или педагогической психологией. И сегодня мы рассмотрим вопросы взаимодействия этих двух дисциплин.
Точно так же, как психология взаимосвязана с воспитанием и обучением человека, так и педагогика не может существовать вне зависимости от наук, изучающих его личность. Знания педагога в области психологии способны многократно повысить эффективность его деятельности. В том же случае, если педагогика не будет опираться на психологические знания, она станет просто набором педагогических рекомендаций, неспособным оказать педагогу существенную помощь в работе.
Любая область педагогики (дидактика, теории восприятия, частные методики и т.д.) предполагает психологическое исследование. Знание о законах, по которым протекают психические процессы, формируются умения и навыки, а также о том, чем характеризуется их динамика и в чём заключается природа мотивов и способностей, имеет огромнейшее значение в процессе решения главных педагогических проблем, к примеру, повышения эффективности образовательных и воспитательных методов или содержания образования на каждой ступени обучения.
Доподлинно известно, что цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать личность, которая будет соответствовать требования социума. Достижение же данной цели невозможно без изучения тех закономерностей, согласно которым формируется личность: мотивов, потребностей, способностей, направленности и т.п. Благодаря связи педагогики и психологии началось изучение возрастных особенностей учащихся, выявление факторов и условий, которые влияют на развитие детей.
Стремление специалистов интегрировать в педагогический процесс психологию стало основой, на которой впоследствии была построена вся система педагогической психологии, появившейся в первой половине XX столетия, а также обусловило тот факт, что в разработке педагогических проблем стали принимать участие учёные из других областей науки. Собственно, взаимосвязь педагогики и психологии отражается в одном общем связующем их звене – педагогической психологии.
Педагогическая психология
Педагогическая психология является наукой , изучающей факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта, закономерности личностного и интеллектуального развития ребёнка, выступающего субъектом педагогической деятельности, которая организуется и управляется педагогом в различных условиях образовательного процесса. Если обобщить, то педагогическая психология занимается изучением психологических аспектов управления процессом образования.
Педагогическая психология отличается наличием ряда проблем: как соотносится обучение и развитие, как соотносится обучения и воспитание, какие существуют сенситивные периоды развития в процессе обучения, как производится работа с одарёнными детьми, в чём заключается проблема готовности детей к обучению в школе и т.д. Исходя из этого, основная задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей, управляющих интеллектуальным и личностным развитием человека в условиях учебной и воспитательной деятельности. Это и обуславливает и саму структуру данного научного направления, состоящую их психологии обучения, психологии воспитания и психологии педагога.
Психология и педагогика не могут существовать, не опираясь на знание о психике и особенностях психического развития человека. Связь педагогики и психологии сама по себе естественна, о чём можно судить по тому, какое значение имеет применение психологических знаний в целях педагогики. На практике их объединение приводит к появлению новой – производной от них науки – педагогики индивидуальности. Она представляет собой перевод теоретических основ психологии к практической деятельности человека, а её задачей является раскрытие способов применения психологических знаний человеком к своей профессиональной деятельности и психическому здоровью. Именно этот подход, в котором при помощи психологических методов воздействия на человека решаются базовые педагогические задачи, разделяют в настоящее время множество отечественных и зарубежных учёных.
И сегодня имеется множество проблем, вызывающих жаркие споры на тему того, чему необходимо обучать современных школьников, какая именно научная информация должна быть отобрана для доведения её до учащихся, как более эффективно выстраивать педагогическую деятельность и т.п. Ответы на эти и другие подобные вопросы должны даваться с учётом именно психологических знаний, точно так же, как должен определяться потенциал и резервы психического развития учащихся на разных возрастных стадиях.
Из всего сказанного выше следует, что педагогика, как одно из научных направлений, изучающих человека, находится не только на стыке с психологией, но и прочно взаимодействует с другими науками, как с социальными, так и с естественными и философскими. Но, естественно, основы обучения, если рассматривать этот вопрос с позиции отношений педагогики с другими направлениями, диктуются психологией.
Психологические основы обучения
Как известно, обучение представляет собой педагогический процесс, где учащиеся под контролем педагога осваивают опыт и навыки по применению систематизированных знаний различных дисциплин. Представленный процесс является двусторонним, и соединяет в себе работу педагога (обучение) и работу учащегося (изучение). Результат обучения заключается в получении учащимся общего образования, формировании у него научного мировоззрения и его подготовке к жизни.
Педагог же обязан знать не только особенности правильного построения педагогического процесса, но и обладать пониманием его общих психологических закономерностей, а также уметь формировать умения и навыки, развивать и направлять мыслительный процесс. Успешное решение задач воспитания и образования может быть достигнуто только при знании психологических особенностей процесса становления личности, возрастных особенностей, индивидуальных, волевых и эмоциональных критериев психического развития, нюансов умственной и познавательной деятельности. Особое значение отводится тому, как хорошо педагог знает актуальную на современном этапе концепцию личностного развития.
Согласно психологии, психологические особенности личности человека являются продуктом среды, воспитания и обучения. Другими словами, они формируются посредством стороннего влияния. И если эти особенности оказывают на формирование личности управляющее воздействие, то основополагающую функцию берут на себя всё же социальное воспитание и условия, в которых живёт, воспитывается и обучается человек. Особая роль в психологическом становлении личности отводится обучению и воспитанию как процессам воздействия, которые отвечают требованиям социума, процессам влияния на младшее поколение старшего поколения на пути к сознательным целям.
Психологами уже давно признан факт того, что человек как существо активное способен производить сознательные изменения в собственной личности, а значит, может заниматься самовоспитанием. Однако самовоспитание не может быть реализовано вне окружающей среды, т.к. происходит благодаря активному взаимодействию человека с окружающим миром. Таким же образом и естественные данные являются важнейшим фактором психического развития человека. Например, анатомо-физические особенности представляют собой естественные условия развития способностей вообще. На формирование способностей оказывают воздействие условия жизни и деятельности, условия воспитания и обучения. Однако это вовсе не означает, что наличие одинаковых условий влечёт за собой одинаковое развитие интеллектуальных способностей. К примеру, нельзя не брать во внимание тот факт, что психическое развитие находится во взаимосвязи с биологическим возрастом, в особенности, если говорить о развитии мозга. И данный факт обязательно должен учитываться в образовательно-воспитательной деятельности.
Отечественным психологом Л. С. Выготским впервые была выдвинута идея о том, что образование и воспитание играет управляющую роль в психическом развитии. Согласно этой идее, образование опережает развитие и направляет его. Если человек не обучается, он не может быть полноценно развит. Но образование не исключает из внимания и внутренние закономерности процесса развития. Необходимо всегда помнить о том, что обучение хоть и обладает огромными возможностями, но эти возможности далеко не бесконечны.
С развитием психики развивается устойчивость, единство и целостность личности, в результате чего она начинает обладать теми или иными качествами. Если педагог в своей учебно-воспитательной деятельности учитывает личностные особенности учащегося, это даёт ему возможность применять в работе педагогические средства и методы, соответствующие возрастным критериям и возможностям ученика. И здесь просто необходимо брать во внимание индивидуальные особенности, степень умственного развития учащихся, а также особенности психологической работы.
О степени умственного развития говорит происходящее в сознании человека. Психологами была дана характеристика умственного развития и указаны его критерии:
- Скорость, с которой учащийся усваивает материал
- Темп, в котором учащийся воспринимает материал
- Количество обдумываний как показатель сжатости мышления
- Степень аналитико-синтетической деятельности
- Приёмы, при помощи которых переносится умственная деятельность
- Способность к самостоятельной систематизации и обобщению полученных знаний
Процесс обучения необходимо выстраивать таким образом, чтобы для умственного развития учащегося была максимальная польза. Изыскания в психологической области позволяют сделать вывод о том, что вместе с системой знаний необходимо давать и комплекс приёмов умственной деятельности. Педагог, организуя подачу учебного материала, должен также формировать у учеников и мыслительные операции, такие как синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, анализ и т.д. Наибольшим значением обладает формирование у учащихся навыка систематизации и обобщения знаний, самостоятельной работы с источниками информации, сравнения фактов по каждой конкретной теме.
Если говорить о детях младшей школьной возрастной группы, то их развитие имеет свои особенности. Например, именно в этот период приоритет нужно ставить на развитии научно-творческих способностей, ведь обучение должно быть не только источником знаний, но и гарантом умственного роста. А если говорить о студентах, то основная направленность их научно-творческих способностей требует, чтобы педагог обладал достаточным опытом преподавания и научно-творческим потенциалом. Это обусловлено тем, что для повышения мыслительной активности студентов нужно выстраивать занятия с установкой на подготовку высококлассных специалистов, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом, а также являющихся опорой социума и его продолжателями.
Одним из факторов, способных повысить качество педагогического процесса, является соответствие образовательных методов и конкретных педагогических условий – только так можно добиться надлежащего усвоения новых знаний и сотрудничества в образовательном процессе педагога и учащегося.
Развивая творческий потенциал учеников, важно особое внимание уделять организации занятий. И здесь талант и мастерство педагога состоят в использовании инновационных образовательных технологий и творческого подхода к изучаемому материалу в ходе уроков. Это будет способствовать повышению мыслительной активности и расширению границ мышления.
Перед образовательными учреждениями стоит важнейшая из задач – реализовать образование молодого поколения, которое будет соответствовать требованиям современности и научно-технического прогресса, а также вооружить учащихся самостоятельными базовыми знаниями и основами актуальных дисциплин, пробудить стремление в постоянному совершенствованию умений, навыков и знаний и подготовить к осознанному выбору профессии и активной социальной и трудовой деятельности. Чтобы эта цель была достигнута, нужно добиться сознательного усвоения мотивов образования и сформировать у учащихся позитивное отношение и интерес к изучаемому предмету.
С психологической точки зрения мотивы здесь являются причинами, по которым учащиеся совершают те или иные действия. Мотивы формируются требованиями, инстинктами, интересами, идеями, решениями, эмоциями и предрасположенностью. Мотивы к обучению могут быть различны, например: соответствовать требованиям родителей и оправдать их надежды, желание развиваться вместе со сверстниками, получить аттестат или золотую медаль, поступить в университет и т.п. Однако самыми высокими мотивами являются стремление к получению знаний, чтобы быть полезным обществу, и желание много знать.
Задачей педагога является формирование у учащихся именно высоких, можно сказать, духовных мотивов – воспитание веры в необходимость получать знания, чтобы принести социальную пользу, и культивирование отношения к знаниям, как ценности. Если удаётся сформировать у учащихся такой мотив и привить им интерес к получению знаний, то всё обучение будет намного результативнее. На тему интереса к знаниям говорили и писали такие выдающиеся педагоги, как Я. Коменский, Б. Дистервег, К. Ушинский, Г. Щукина, А. Ковалёв, В. Иванов, С. Рубинштейн, Л. Бажович, В. Ананьев и другие. Интерес к знаниям способствует интеллектуальной активности, совершенствованию памяти, усилению восприятия, концентрации внимания, живости мысли и т.д. Кроме того, он воспитывает волевую и духовную составляющую личности.
Если педагогу удаётся пробудить интерес к своей дисциплине, то ученик получает дополнительную мотивацию, желает получать знания и преодолевать преграды в процессе их получения. Он будет с удовольствием работать и самостоятельно, уделяя предмету свободное время. Если же интереса к предмету нет, то материал не оставляет в сознании учащегося никакого следа, не вызывает положительных эмоций и быстро забывается. Сам ученик в таком случае остается безучастным и безразличным к процессу.
Как несложно заметить, основной уклон в педагогическо-воспитательной деятельности делается именно на том, чтобы сформировать у учащегося мотивацию к обучению, которая включает в себя и интерес, и тягу к знаниям, и желание развиваться и учиться новому, овладевать новыми навыками и т.д. Мотивация должна всячески поощряться и поддерживаться педагогом, и во многом именно это обуславливает успешность и эффективность как педагогической работы (обучения), так и работы учеников (изучения).
И при развитии мотивации имеют значение условия образовательного процесса, которые должны включать в себя не только подходящую форму преподнесения информации, но и различные формы деятельности: выдвижение гипотез, мыслительное моделирование, эксперименты, наблюдения и т.п. Помимо прочего, большое значение имеет и личность педагога: педагог, который уважает и любит преподаваемую им дисциплину, всегда вызывает уважение и привлекает внимание учащихся, а его личностные качества и поведение во время занятий будут прямым образом влиять на то, как ученики будут относиться к занятиям.
В дополнение к этому можно использовать не только традиционные методы обучения привычные для всех нас, но и более современные, которые ещё не успели «набить оскомины» и либо введены в образовательную деятельность не очень давно, либо только начинают вводиться. Но о методах обучения мы ещё поговорим в нашем курсе, а пока заключим, что любой педагог, который ставит перед собой цель повысить качество своей деятельности и сделать её более результативной, всенепременно должен руководствоваться основными психологическими знаниями.
В действительности на эту тему можно рассуждать ещё очень и очень долго, но мы постарались лишь сделать так, чтобы у вас сложилось ясное представление о том, как педагогика связана с психологией, и почему об этом следует знать. Огромное количество информации на тему педагогической психологии вы можете найти самостоятельно на страницах Интернета, а на тему психологии вообще мы предлагаем вам пройти наш специализированный тренинг (он находится здесь). Сейчас же будет более логичным продолжить беседу на тему достижения эффективности обучения, а именно: мы поговорим о том, какими принципами следует руководствоваться, чтобы обучение и развитие человека – вашего ребёнка, ученика или студента дало максимальные результаты. Информация будет полезна и тем, кто занимается самообразованием.
10 принципов эффективного обучения и развития
Любые принципы обучения находятся в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой педагог. Он может, например, развивать творческое мышление своего ученика, расширять его запас общих знаний, способствовать познанию явлений окружающего мира, создавать наиболее подходящие для его развития условия и т.д. Но очень важно помнить, что какого-то универсального «рецепта», согласно которому любой человек может стать развитым и умным, не существует, однако есть несколько принципов, которые помогут педагогу стать действительно хорошим учителем и максимизировать эффективность своей деятельности.
1
Принцип первый – убедиться в том, что обучение и развитие необходимы
В первую очередь нужно провести точный анализ навыков и умений учащихся и определиться с тем, что потребность в обучении действительно есть (касается, главным образом, выпускников ВУЗов, людей, желающих повысить квалификацию, пройти переподготовку и т.п.). Также нужно удостовериться в том, что данная потребность или проблема является вопросом именно обучения. К примеру, если учащийся не выполняет требования образовательного процесса, нужно выяснить, обеспечен ли он условиями для этого, осознаёт ли сам, что от него требуется. В дополнение к этому следует провести анализ способностей, навыков, знаний, темперамента и других особенностей личности. Это поможет лучше понять, в какое русло следует направлять образовательный процесс. В условиях школы это способно помочь определить склонности и предрасположенность ученика к тем или иным предметам.
2
Принцип второй – создать условия, способствующие обучению и развитию
Требуется снабдить учащихся информацией о том, что получать новые знания, приобретать новые навыки и развиваться – необходимо, и почему это необходимо. После нужно убедиться в том, что учащиеся понимают связь между получением образования и его последующим практическим применением в жизни. Эффективность обучения многократно повышается, если учащиеся осознают взаимосвязь между своим обучением и возможностью быть полезными для общества в целом и для себя лично. Успешное выполнение учебных заданий можно стимулировать посредством признания прогресса, хороших отметок и положительных отзывов. Таким образом, учащиеся будут ещё более мотивированы.
3
Принцип третий – обеспечить именно такое обучение и развитие, которое будет полезно на практике
Необходимо внедрять в педагогический процесс такие предметы и дисциплины (знания, умения и навыки), которые будут представлять не эфемерную полезность в сознании учеников, а иметь конкретное практическое значение. То, что узнают учащиеся, они в обязательном порядке должны будут применять в своей жизни. Без взаимосвязи теории и практики обучение теряет не только свою эффективность, но и перестаёт мотивировать, а значит, необходимые для выполнения учащимися функции будут выполняться лишь формально, а результаты будут посредственными, что полностью противоречит целям образования.
4
Принцип четвёртый – включать в обучение и развитие измеримые задачи и конкретные результаты
Результаты обучения и развития должны отражаться на деятельности учащихся, по причине чего педагогический процесс необходимо планировать. Важно убедиться в том, что содержательная часть обучения приведёт учеников к постижению тех знаний и обретению тех навыков, которые соответствую целям обучения. Об этом учащиеся должны быть оповещены, а значит, будут знать, чего вообще от обучения ожидать. Кроме того, они будут знать, как применяется то, что они узнают. Образовательный процесс должен быть разбит на этапы, каждый этап должен преследовать свою самостоятельную цель. Проверка усвоения знаний и навыков должна осуществляться на каждом этапе – это могут быть тесты, контрольные работы, экзамены и т.п.
5
Принцип пятый – объяснить учащимся, из чего будет состоять процесс обучения
Учащиеся должны ещё до начала обучения знать, что будет включено в образовательный процесс, а также что ожидается и от них самих, как во время, так и после обучения. Таким образом, они смогут сконцентрироваться на обучении, изучении материала и выполнении заданий, не испытывая при этом никакого дискомфорта или страха перед неизвестным.
6
Принцип шестой – донести до учащихся, что они несут ответственность за своё обучение
Любой педагог должен уметь доносить до сознания учеников информацию о том, что, в первую очередь, за своё образование ответственны именно они. Если они будут это понимать и принимать, то и их отношение к обучению будет серьёзным и ответственным. Приветствуются предварительные беседы и подготовка заданий, активное участие учащихся в обсуждениях и практических занятиях, использование в педагогическом процессе новых и нестандартных решений, причём учащиеся здесь тоже имеют право голоса – они могут сами предлагать и выбирать наиболее удобный для них способ обучения, план занятия и т.д.
7
Принцип седьмой – использовать весь педагогический инструментарий
Каждый педагог должен уметь оперировать основными педагогическими инструментами. Среди них есть те, что связаны с действиями педагога, и те, которые связаны с взаимодействием между педагогом и учащимися. Речь идёт об использовании педагогом разнообразия – как способа постоянного поддержания внимания и интереса, ясности – как способа грамотной подачи запутанной и непонятной информации, вовлечённости – как способа привлечь учеников к активной деятельности, поддержке – как способа придать ученикам веру в свои силы и возможности познавать новое, и уважительного отношения – как способа сформировать в учащихся доверие к себе.
8
Принцип восьмой – использовать больше визуального материала
Доподлинно известно, что 80% информации поступает в мозг от зрительных объектов, и педагог должен учитывать это в своей работе. По этой причине необходимо использовать как можно больше того, что учащиеся могут увидеть своими глазами, причём не только прочесть. Источниками визуальной информации могут быть плакаты, схемы, карты, таблицы, фотографии, видеоматериалы. По этой же причине во всех классах и аудиториях всегда есть доски для писания мелом или маркером – даже самые простые данные всегда записываются. А наиболее эффективным методом визуального обучения являются опыты и практические лабораторные работы.
9
Принцип девятый – сначала доносить суть, а после – детали
Об этом принципе мы уже несколько раз упоминали, когда говорили о дидактической работе Яна Коменского, но упомянуть о нём ещё раз будет только на пользу. Обучение связано с изучением огромных массивов данных, поэтому нельзя доносить до учащихся всё и сразу. Большие темы должны быть разбиты на подтемы, а подтемы, при необходимости, на более мелкие подтемы. Сначала следует объяснять суть какого-либо предмета или проблемы, и только потом переходить к обсуждению деталей и особенностей. К тому же и мозг человека изначально улавливает смысл того, что воспринимает, а уже затем начинает различать детали. Педагогический процесс должен соответствовать этой природной особенности.
10
Принцип десятый – не перегружать информацией и давать время на отдых
Отчасти этот принцип связан с предыдущим, но в большей степени он основывается на том, что организм человека всегда должен иметь время на «подзарядку». Даже самые трудолюбивые люди осознают ценность отдыха и полноценного сна. Обучение – процесс сложный, и связан с высоким нервным и психическим напряжением, повышенным вниманием и концентрацией, максимальным использованием потенциала головного мозга. Переутомление недопустимо в обучении, в противном случае учеником может овладеть стресс, он станет раздражительным, а его внимание рассеянным – толку от такого ученичества не будет. Согласно этому принципу, учащиеся должны получать столько информации, сколько допускают их возрастные особенности, и всегда иметь время на отдых. Что касается сна, то спать рекомендуется 8 часов в стуки, поэтому и ночных бдений за учебниками лучше не допускать.
На этом и мы подведём итог третьему уроку, и скажем только о том, что учащиеся должны учиться учиться, а педагоги должны учиться учить, а понимание психологических особенностей образовательного процесса способно значительно увеличить шансы на успех как самих педагогов, так и их учеников.
Наверняка вам хочется поскорее узнать, какие же существуют образовательные методы, ведь теории уже предостаточно, а практики несравнимо меньше. Но не отчаивайтесь, следующий урок посвящён традиционным методам обучения – именно тем практическим методам, которые уже проверены множеством педагогов и закалены годами, тем методам, применить на практике которые сможете и вы.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Кирилл НогалесЕвгений Буянов4brain.ru
Тест с ответами по педагогической психологии
1. Как рассматривает Л. С. Выготский проблему соотношения обучения и развития:
а) отождествляя процессы обучения и развития;
б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;
в) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой. +
2. Что такое педагогическая психология?
а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;
б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;+
в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;
г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.
3. Что является основной задачей образования:
а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения
б) формирование умений и навыков
в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения+
г) овладение социокультурным опытом.
4. Что является основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению?
а) низкий уровень знаний
б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся
в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения+
5. Что является ведущим принципом отечественной педагогической психологии?
а) принцип социального моделирования
б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач
в) принцип личностно — деятельностного подхода+
г) принцип установления связи между стимулами и реакциями
6. Что педагогическая психология использует в качестве методов исследования?
а) методы педагогики
б) методы общей психологии
в) обучающий эксперимент
г) обучающий и формирующий эксперименты в совокупности с методами общей психологии+
7. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению
а) низкий уровень знаний
б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся
в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения+
8. Что является целью развивающего обучения?
а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности; +
б) достижение высокого уровня обученности учащихся;
в) формирование умственных действий и понятий;
г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.
9.Что лежит в основе специальной работы педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения?
а) программированного обучения
б) проблемного обучения+
в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий
г) традиционного обучения
8. Кто является основоположником русской педагогической психологии?
а) К.Д. Ушинский+
б) А.П. Нечаев
в) П.Ф. Каптерев
г) А.Ф. Лазурский
10.Из чего состоит учебная деятельность?
а) учебной задачи и учебных действий
б) мотивационного, операционного и регулирующего компонентов+
в) работы познавательных процессов
г) действий внутреннего контроля и оценки
11.Что является первым этапом становления педагогической психологии?
а) разработка теоретических основ психологии теории обучения
б) обще дидактические этапы+
в) оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль
12.Что является объектом исследования социальной педагогики ?
а) социальная адаптация личности в обществе
б) социализация
в) человек, ребенок
в) социально-педагогическая деятельность
13. Предмет социальной педагогики сформулировал
а) А. С. Макаренко+
б) Р. Мертон
в) П. Наторп
г) С. Т. Щацкий
14.Что является ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения?
а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении
б) потребность получать одобрение и признание
в) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания
г) стремление приобрести новые знания и умения +
15.Что такое социально-педагогическая деятельность?
а) профессиональная деятельность, направленная на передачу культурного опыта от одного поколения к другому посредством обучения и воспитания
б) разновидность педагогической деятельности, направленная на оказание психологической и образовательной помощи семье
в) разновидность педагогической деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации+
г) профессиональная деятельность, направленная на исследование процессов социализации
16.Что такое социализация?
а) приспособление человека к новым социальным условиям
б) превращение внешних социальных условий в ценности, значимые для личности
в) процесс и результат вхождения личности в общество, формирования социальных ценностей, установок, норм и правил поведения, освоения социальных ролей+
г) целенаправленный процесс социального обучения и воспитания ребенка
17.Нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным и половым характеристикам и т.д.)
а) трансакция
б) ролевые ожидания
в) социальная роль+
г) психологический контакт
18.Какой принцип выступает в качестве основного принципа организации процесса обучения в системе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова?
а) организация обучения от частного к общему
б) логика восхождения от абстрактного к конкретному +
в) овладение большой суммой знаний
г) принцип усвоения логических форм
19.Как называется общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты)?
а) деловое
б) манипулятивное+
в) светское
г) формально-ролевое
20. Как называется приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности?
а) самоактуализация
б) стереотипизация+
в) идентификация
г) обобщение
21.Что является основным механизмом познания другого человека?
а) Эмпатия
б) Рефлексия
в) Идентификация
г) все ответы верны+
22. Что является недостатком программированного обучения?
а) отсутствие четких критериев контроля знаний
б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся
в) отсутствие индивидуального подхода к обучению
г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся +
answerstest.ru