Мероприятия по духовно нравственному воспитанию – Комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся

План мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников для 4 класса

План мероприятий

по духовно – нравственному развитию и воспитанию для учащихся

4 класса «В» учителя МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска Шатиловой Т.М.

Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. ( Доктор педагогических наук В.М. Меньшиков).

Программа духовно-нравственного воспитания опирается на традиционные источники нравственности такие как:

патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Мероприятие

Дата

 

сентябрь

 

1

Беседа с учащимися о культуре поведения. Беседа о правилах дорожного движения «Правила пешеходов». Проведение мероприятия «ГТО».

 

2

Игра «Здоровый образ жизни»

Беседы с родителями о воспитании детей.

Участие в Дне садовода. Беседа «Режим дня».

 

3

Родительское собрание на тему «Цели и задачи на новый учебный год».

 

4

Выборы актива класса и старосты. Распределение по звёздочкам. Утверждение поручений.

Кл. час «Что такое доброта? Мои одноклассники».

 

5

Подготовка материалов для уголка безопасности (о соблюдении ПДД, действия в ЧС, о правилах поведения в общественных местах).

 

6

Участие в городском конкурсе «Правила дорожного движения – наши лучшие друзья». Кл. час «Берегите природу». Занятия по мичуринсковедению.

 
 

октябрь

 

1

Кл. час «Режим дня – основа здоровья школьников». Занятия по мичуринсковедению. Сбор природного материала. Экскурсия в парк. Беседа «Удивительный мир природы». Игры на свежем воздухе.

 

2

Организация спортивных мероприятий на свежем воздухе.

Участие в конкурсе букетов ко Дню пожилого человека.

 

3

Кл. час «Мичуринск – мой родной и любимый город»

Беседа «Мои друзья».

 

4

Запись в кружки «Юные дизайнеры», по информатике, в спортивную секцию. Подготовка материалов для классного уголка «Солнечный городок 4 класса «В». Игра «Солнечная республика». Распределение в группы по интересам.

 

5

Подготовка материалов для мероприятия, посвящённого Дню матери «Осенние сюрпризы».

Участие в конкурсе рисунков «Правила пожарной безопасности».

 

6

Беседа с учащимися по профилактике правонарушений. Беседы о правилах гигиены. Участие в конкурсе аппликаций «Закружилась листва золотая». Праздник «Рыжая осень».

 
 

ноябрь

 

1

Кл. час «Имя, которое дорого каждому из нас. «И.В.Мичурин – великий учёный».

 

2

Конкурс рисунков «Маршрут от дома до школы».

 

3

Подготовка материалов для уголка «Мичуринск – наукоград – мой любимый город» Участие в Дне самоуправления.

 

4

Организация детской дискотеки. Проведение мероприятия «Экологический калейдоскоп».

 

5

Родительское собрание №2 «Роль семьи в формировании у ребёнка интереса к учению. Ведем детей по ступенькам нравственности».

 
 

декабрь

 

1

Беседы: «Деловой этикет»;

«Условия успешной коммуникации»;

«Мир, в котором я живу».

 

2

Кл. час «Готовимся к мероприятию «Звёздный час по русскому языку».

 

3

Кл. час «Чему учат мультгерои?» Информационный час «Возможности интернета». Детские порталы. Занятия по мичуринсковедению.

 

4

Кл. час «Об обидах и причинах обид». Анкетирование учащихся.

 

5

Путешествие в страну английского языка. Работа в электронном дневнике. Выставка рисунков детей в группе «Юные дизайнеры».

 
 

январь

 

1

Игры: «Все мы родом из детства»;

«Нравственность как основа воспитания»; Кл. час «Поговорим о том, как мы выглядим».

 

2

Родительское собрание №3 «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника».

 

3

Внеклассное мероприятие «В гостях у доктора Здоровье».

 

4

Беседы: Давайте жить дружно»; «Воспитание самого себя»; Кл. час «Друзья птиц» (изготовление кормушек).

 

5

Поездка в театр. Беседа «Интересные знакомства в дни каникул».

 
 

февраль

 

1

Уроки мужества (Экскурсии по школьному залу боевой славы). Кл. час «Наши защитники Отечества».

Конкурс рисунков «Мой папа, дедушка, дядя».

 

2

Беседы: «Путь к успеху»; «Умение жить среди людей».

 

3

Участие в конкурсе чтецов. Информационный час «Что можно прочитать в детских журналах?»

 

4

Математический КВН. Викторина «Интеллектуальный лабиринт».

 

5

Разведка по охране природы «Помощь братьям меньшим».

 
 

март

 

1

Беседа «Быть уверенным — это здорово!»

Выставка рисунков («Папины увлечения»).

 

2

Брейн – ринг «Наши любимые сказки». Внеклассное мероприятие во время каникул «Там, на неведомых дорожках».

 

3

Участие во Всероссийских конкурсах «КИТ», «Инфознайка».

 

4

Тематический час «Страна, в которой я живу (традиции, обряды, обычаи).

 

5

Беседа «Что значит быть ответственным?» Кл. час «Наши мамы». Конкурс рисунков, посвящённый 8 марта.

 
 

апрель

 

1

Лекторий «Из жизни замечательных людей». Интеллектуальная игра «Космические просторы».

 

2

Родительское собрание № 4 «О родных и близких любовью. Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей. Как уберечь ребёнка от насилия».

 

3

Подготовка и участие в Международном конкурсе «Русский медвежонок».

 

4

Кл. час «Первая помощь при несчастных случаях».

 

5

Мероприятие «Город правовых знаний».

 
 

май

 

1

Проведение анкетирования.

Методика «Что такое хорошо, что такое плохо» Роль родителей и семейного воспитания для становления нравственно-полового поведения.

 

2

Акция «Творишь добро и милосердие». Заочные встречи с интересными людьми. Рассказ о людях, работающих на железной дороге и других предприятиях

(подарки малоимущим и пожилым людям).

 

3

Кл. час «Санитарно – гигиеническая культура» (совместно с медработником).

 

4

Беседа «Ядовитые растения и грибы».

Беседа о правилах поведения во время летних каникул.

 

5

Игра «Давайте дружить».

Участие в неделе талантов.

 

Источники информации:

Лихачев Б.Т. «Философия воспитания»

Меньшиков В.М. «Проблемы православной педагогики» (VII международные Рождественские чтения)

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Материал на тему: План мероприятий по духовно-нравственному воспитанию 2015-2016 МБОУ СОШ №4 г.Льгова

№ п/п

Мероприятия

дата

Форма

проведения

Ответственные

Праздник. День знаний.

01.09.15

Линейка

Зам. директора по ВР

Педагог-организатор

Урок Памяти «Беслан»

03.09.15

Кл.Часы

Кл. рук. 1 – 11 кл.

Обзорные экскурсии по г. Льгову, Курску «Святой Курск»

В течение года

Экскурсия

Классные руководители

4.

«Кодекс чести ученика»     (правила поведения обучающихся)  

 

Сентябрь

Кл.Часы

Классные руководители

5.

Цикл классных часов по правовой грамотности:

«Наши права и обязанности»

«Что такое хорошо и что такое плохо»

«Уроки милосердия и доброты»

«Я – гражданин и патриот»

«Флаг наш и герб»                    «Символы государства».

Цикл классных часов,

посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам

Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России

В течение года

Кл.Часы

Классные руководители.

6.

«Мой любимый город»

сентябрь

Участие в городских мероприятиях

зам. директора по ВР,

педагог-организатор

хореограф

7.

День учителя.

Поздравление педагогов школы. Вручение цветов.

Концертная программа для педагогов школы.

02.10.13

Комплекс мероприятий:

праздничная программа,

конкурс рисунков

праздничная газета

зам. директора по ВР,

Обучающиеся 1-11 класса,

педагог-организатор

8.

Поздравление с Днем пожилого человека.

Поздравление учителей-пенсионеров.

Вручение подарков

1-10.10.15

Комплекс мероприятий:

Праздник бабушек и дедушек

Письмо пожилому человеку

Посещение ветеранов педагогического труда и вручение цветов

Педагог-организатор

зам. директора по ВР,

Обучающиеся 1-11 класса,

9.

Открытый классный час, посвященный памяти В.Б.Бессонова

октябрь

Участие в городских мероприятиях

Классный руководитель

7-а класса

10.

Открытый классный час  ко Дню народного единства.

29.10.15

Внеклассное мероприятие

Кл. руководитель

 4-б класса

11.

Проект «Час души»

Духовно-нравственные беседы со священнослужителями

В течение года

1-11 кл.

Классные часы

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

12.

День матери

27.11.15

Комплекс мероприятий:

Концерт для мам

Проект фото-коллаж  «Наши мамы — самые красивые!»

Изготовление подарков для мам

Педагог-организатор

зам. директора по ВР

Кл. руководители

Обучающиеся 1-11 кл

Хореограф

Учитель музыки

13.

Месячник ЗОЖ

16.11-17.12.15

По отдельному плану

Педагог-организатор

14.

День Конституции и День права

10-11.12.15

Встречи с работниками МВД и прокуратуры

Конкурс плаката «Молодежь против коррупции»

Кл. руководители

Педагог-организатор

зам. директора по ВР

15.

Внеклассное мероприятие о героях России  

9.12.2015

Внеклассное мероприятие

Учителя истории

16.

«25 лет МЧС»

16.12.15

Внеклассное мероприятие

Кл. руководители

2-а и 2-б класса

17.

Всероссийский Урок Доброты

25.12.2015

Кл.Часы

Кл. руководители

18.

Акция милосердия:  «Необыкновенное чудо»

(подари ребенку праздник).

декабрь

Акция

Педагог-организатор

Совет старшеклассников

19.

Вечер встречи выпускников:

— оформление стенгазет юбилейных выпусков;

— приглашение кл. руководителей, первых учителей и гостей вечера;

— праздничный вечер

— чествование учителей — ветеранов

Первая суббота февраля

Внеклассное мероприятие

Педагог-организатор

Совет старшеклассников

Классные руководители.

зам. директора по ВР

20.

 День былинного богатыря Ильи Муромца ( 1 января)

январь

Праздники, Кл.Часы

Классные руководители.

21.

Тематические беседы

7 — 10 кл.

«Интересы человека и интересный человек» — 7 кл.

«Маленькие герои большой войны» — 9 кл.

« Какими людьми славен наш город» — 10-11 кл.

в течение года

Кл.Часы

Классные руководители.

22.

День Защитника Отечества

Встреча с ветеранами Афганской и Чеченской войн

 «Они сражались за Родину»,

«Моя Россия, моя страна!»

«Защитники Родины»

«Герои живут рядом»

«О чём рассказала награда?»

февраль

Комплекс

мероприятий:

выставка  рисунков

конкурс чтецов

встреча с военнослужащими

беседа

творческий проект

педагог-организатор

23.

«А ну-ка парни»»

«Парад ребячьих войск»

19.02.16

смотр строя и песни

Классные руководители,

Учителя физкультуры и ОБЖ,

24.

Праздник

 «Масленица – широкая»

Ярмарка.

Февраль-март

Концертно-развлекательная программа

       Педагог-организатор

Совет старшеклассников

Классные руководители.

зам. директора по ВР

25.

8 марта

4.03.16

Комплекс

мероприятий:

Концерт для девочек, мам  и женщин школы

Проект фото-коллаж  «Наши девчонки – самые-пресамые!»

Конкурсно -игровая программа «Весенняя капель»

Педагог-организатор

Совет старшеклассников

Классные руководители.

зам. директора по ВР

26.

Конкурс чтецов «Живая классика»

Март-апрель

Конкурс

Учителя литературы

27.

День космонавтики «Россия в освоении космоса»

«Первый  полет»

«Через тернии к звёздам»

12.04.16

Комплекс

мероприятий:

кл.час

выставка рисунков

Педагог-организатор

Совет старшеклассников

Классные руководители.

зам. директора по ВР

28.

Всемирный день культуры

 7 апреля.

1-6 апреля.

Комплекс

мероприятий:

Классные часы

Беседы

Выезды

экскурсии

Классные руководители.

29.

Встреча обучающихся с ветеранами труда, ветеранами Великой Отечественной войны.

апрель,     май

Классные часы

Кл. руководители

30.

День Победы

«Рисунок на асфальте»

«По праву памяти»

«Защитники Родины»

«Страницы великой Победы»

Проект «Знамя победы!»

Проект «Рукописная книга памяти»

Ежегодный праздник школы  «Салют, Победа!», посвященный памяти погибших в ВОВ,

проведение митинга на братском захоронении Льгов-3

Праздничное шествие

«Бессмертный полк»

Апрель-

май

9 мая

Комплекс

мероприятий:

конкурс детского рисунка на асфальте

конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.)

фотовыставка

книжная выставка

Создание полотна знамя победы

Создание рукописной книги памяти «Бессмертный полк»

Митинг

Участие в городских мероприятиях

Педагог-организатор

Совет старшеклассников

Классные руководители

зам. директора по ВР

31.

Акция милосердия:  проведение недели

«Добрых дел»

  • забота о ветеранах ВОВ и солдатских вдовах;

солдатская почта ветеранам

апрель

май

Акция

Педагог-организатор

Совет старшеклассников

Классные руководители

зам. директора по ВР

32.

Поездки классов в музеи и выставочные залы города

Льгова. Курска и др.

(15 мая Международный  день музеев)

1-15 мая

Экскурсии

классные руководители

33.

Международный День семьи  15 мая.

«Ценности трех поколений»

«Я и мои родственники»

«Фотографии из семейного альбома»

 «Забота о родителях – дело совести каждого»,

 «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи)

10-15 мая

Цикл мероприятий:

классный час с родителями

конкурс проектов

беседы

Совместные мероприятия в классах

(дети, родители, педагоги).

классные руководители

34.

Торжественная линейка «Последний звонок»

1-11

25 мая

Линейка

Педагог-организатор

зам. директора по ВР

35.

Праздник в 4 классе «Прощание с начальной школой»

4  кл.

   май

Внеклассное мероприятие

Педагог-организатор

зам. директора по ВР

36.

Выпускные вечера

9,11 кл.

июнь

Внеклассное мероприятие

Педагог-организатор

зам. директора по ВР

37.

Участие в митинге «День памяти и скорби».

22 июня

Митинг

Педагог-организатор

Совет старшеклассников

Классные руководители

зам. директора по ВР

nsportal.ru

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию

Это мероприятие поможет формировать качества, от которых зависит культура поведения; раскрыть понятия: «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Быть по-настоящему добрым — порой трудно. Человек должен учиться анализировать свои поступки.

Цель: Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями, формировать нравственные качества личности младшего школьника

Задачи:

— формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

— умение видеть красоту в простом и обыденном;

—  умение дарить тепло и доброту;

— способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;

— развивать у учащихся эстетические и духовно – нравственные способности;

— воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы,  умение дорожить близкими людьми.

 Форма проведения: педагогическая мастерская

 Технология проведения: Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе:

а) игровые (технологии имитационного моделирования). Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы;

б) коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.

Использование данных технологий требует реализации педагогической модели:

«Знаю, но не все – хотел бы узнать – узнал»

Методы проведения:

— поисковые;

— дискуссионные;

— игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).

Ход работы:

Учитель:

— Добрый день, ребята!

— Добрый день, наши дорогие родители, гости!

— Сегодня  мы с вами поговорим об очень важном и вечном…

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Теплота и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважней,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец доброта!

Доброта…. Что означает это слово? (высказывание детей)

— Это все хорошее, доброе, красивое.

— «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»

— Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей)

-Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных,  который  готов в трудную      минуту прийти на помощь.                                                                                                                      

— Добрый человек любит природу и бережёт её.      

— Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

— Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми

Конечно, доброта, милосердие, радость переживание за других людей создают основу человеческого счастья. 

  Учитель: Ребята, а пословицы о доброте вы знаете?

Пословицы о доброте

В пословицах и поговорках разных народов есть этому подтверждение.

  • Добрый человек несет мир.

  • Сделаешь добро, добро найдешь.

  • Лучше быть добрым уродом, чем злым красавцем.

  • Добро и собака не забывает.

  • Добрый конь не устает, добрый человек не отказывает в помощи

  • Доброта рождает доброту.

  •  Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.

  • Про доброе дело говори смело.

  • Жизнь дана на добрые дела

  • Худо жить без ласкового слова.

  • Доброе слово лечит, а злое калечит.

  • Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.

  • Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

  • Добрые слова дороже богатства.

  • В ком добра нет, в том и правды мало.

  • Не ищи красоты, ищи доброты.

  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

  • Сумел провиниться, сумей и повиниться.

  • Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

  • Плохо тому, кто добра не делает никому.

  • Доброе слово и кошке приятно.

  • Добрые дела красят человека.

При солнышке тепло, а при матери добро.

Молодцы!  Как вы много знаете пословиц о доброте.

Учитель:  Научиться по – настоящему  быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, на нём человека ожидают взлеты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Игра « Комплимент».

— Сейчас мы с вами сыграем в простую игру. У меня в руках игрушка. Я передаю ее стоящему рядом. При этом я называю того по имени и говорю ему что – то приятное  комплимент), следующий должен сделать тоже самое.

Учитель:    Вот видите, как приятно, когда к вам обращаются по имени и говорят что — то приятное. Нужно всегда так поступать в жизни.

По дорогам сказок…

А теперь давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.    

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из « Цветик- семицветик» Катаева)

5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.

6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.

Чем же отличаются эти сказочные хорошему делу, мешают злому.

-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?

Песня «Если добрый ты…»

Дети читают стихи.

  1. Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить

— Доброе утро! Солнце и птицы!

— Доброе утро! – Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!

  1. Не стой в стороне равнодушно.

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

  1. А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

                             М. Лисянский.

Ребята, а ведь и мы с вами были участниками многих полезных и интересных дел

Ведущий.  Добрый человек всегда улыбается и дарит свою улыбку окружающим людям.

Ты улыбкой, как солнышко брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот…

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья та сердитая речь

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.

  1. В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит доброта

Утро доброе у нас

Добрый день и добрый час

Добрый вечер,

Ночь добра

Было доброе вчера

И откуда спросишь ты

В доме столько доброты?

Приживаются цветы

Рыбки, ежики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это мама, мама, мама!

 Учитель:   Как хорошо, когда в доме, в школе на ваших лицах много доброты, но если существует на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела. Мне хочется предложить послушать

стихотворение  Федора Абрамова «Щенок»

Брошенный, он шел туда, где люди.

И уселся  возле гаража,

Мелкою прерывистою дрожью

На морозе утреннем дрожа.

Мокрый иней склеивал ресницы,

Взгляд с тоской участия просил,

Только каждый мимо проходящий

Часть надежд собачьих уносил.

Почему не кто не замечает,

Что давно не ел он ничего?

И сейчас,  за ломтик хлеба

Он  отдал пол жизни

Жизнь — за руку,  давшую его!

Вдруг вскочил….

И счастьем и морозом

Задохнулся, взвихривая с ног

То ему, ему призывно кто — то  свистнул

Незнакомый добрый человек!

Господина будущего чуя,

Пёс бежит по снегу прямиком

И … летит, отброшенный тяжёлым,

Кованным кирзовым сапогом.

Взвыл щенок от нестерпимой боли

(футболист, как видно, был мастак…)

Ты привыкни, маленький калека.

Первое знакомство с человеком

Часто совершается и так…

В разговоре этот самый парень

Как — то о знакомом он  сказал:

«Разве человек он?

Пёс, собака!  Я б его иначе не назвал…»

— Как можно назвать поступок этого человека? (высказывания детей)

— Какой это мальчик? (высказывание детей)

— А что есть зло? (высказывание детей)

— Конечно, нельзя причинять даже самого незначительного страдания, не одному животному существу на нашей земле, не людям, ни животным. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые издеваются над животными, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на голод и холод.  Тех  людей, которые унижают и оскорбляют других, не уважают старших, которые обижают младших.

.        Кто любит собак или прочих животных

                              Серьёзных котят

                              И щенков беззаботных.

                              Кто может любить козла и осла –

                              Тот людям вовеки

                              Не сделает зла

Учитель:  Ребята, вы мне сказали, что добрый человек должен быть ещё и вежливым.

— Какого человека, мы можем назвать вежливым? (высказывание детей)

— А вежливые слова вы знаете?    

Игра «Вежливые слова».

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить….(спасибо)

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома,

Не молчите, не стесняйтесь

И немым не притворяйтесь,

Поздороваться спешите,

Громко…(здравствуйте) скажите.

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь,

Разомкнуть свои уста

И сказать…(пожалуйста)

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно.

Только не молчите,

Долго не тяните, а скажите…(извините)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

— Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…(добрый день)

— Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(здравствуйте)

-Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, пожалуйста)

-И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …(до свидания)

Игра “Вежливо — невежливо”.

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, — отвечать — вежливо или невежливо.

• Поздороваться при встречи?

• Толкнуть и не извиниться?

• Помочь поднять упавшую вещь?

• Не снять шапку, когда заходишь в школу?

• Говорить “Спасибо” за подарок?

• Громко разговаривать?

• Поздороваться при встрече?

• Перебивать во время разговора?

• Обозвать обидным словом соседа?

• Извиниться за вынужденное опоздание?

• Уйти и не попрощаться?

• Помогать родителям?

• Не уступить место старшим в автобусе?

• Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

На сцене появляются два ученика, читают как диалог

стихотворение Б.Заходера «Мы — друзья».

С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой

Не похожи мы, но все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я —
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе… отстаем!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Дрались честно,
Как положено друзьям:
— Я как стукну!
— Я как тресну!
Он как даст!
— А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду —
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим — что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
— Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

Учитель:  Вот какие друзья бывают! Но как назвать такую дружбу, судите сами?

.Учитель:  Но не всегда только  слова должны быть добрыми.

Поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни мне, ни вашим родителям, ни друзьям. Неприятно смотреть, когда друзья ссорятся, когда человек хвалит себя, зазнается.

Стихотворение «Два друга» (читают заранее подготовленные дети)

Побил меня Гуляев Коля:

Зачем снежком я запустил?

Но   я реветь не стал нисколько,

Я молча слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери.

Ничком свалился на кровать.

А я когда-то в дружбу верил!

Но больше дружбы не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один проситься:

Матросом — ты, матросом — я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек…

Ах, Колька. Колька, что ж ты это?

Такую дружбу не сберег?

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька — так не смело

Вошел с поникшей головой:

-Прости уж! Сердишься? За дело!

Беда, горячий я такой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: — Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придешь!

— Ребята, а что такое дружба? (высказывание детей)

Что такое дружба?

Это совесть чистая

И душа открытая

Так считают исстари.

Что такое дружба?

Дружба – это равенство

А дружить без равенства

Никому не нравится.

Что такое дружба?

Если станет туго

То во всём, как на себя,

Положись на друга.

Что такое дружба?

Крепкая опора

Вместе верные друзья

Могут сдвинуть горы.

Что такое дружба?

Это счастье дети

Это небо чистое

Мир на всей планете!

   Учитель:   Ребята, посмотрите ведь добро и зло они всегда рядом. Но добро всегда побеждает зло, а сейчас мы послушаем

стихотворение «Давайте будем дружить»

Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как поле с плугом,

Как ветер с морем,

Трава с дождями

Как дружит солнце

Со всеми нами!

Давайте будем к тому стремиться

Чтоб нас любили

И зверь и птица

И доверяли, повсюду нам

Как самым верным

Своим друзьям!

Давайте будем, беречь планету,

Во всей вселенной

Похожей нету.

Во всей вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Если учишься на «5»

Дисциплина – тоже.

То могу тебе сказать:

Лучше быть не может!

Если ты трепач и лгун,

И большой пройдоха,

То сказать тебе могу:

Это очень плохо!

Если с другом разделил

Ты свои конфеты –

Хорошо ты поступил, —

Каждый скажет это!

Ты узнал чужой секрет

И разнес сейчас же,

Это плохо, хуже нет.

Это подло даже!

Если подал ты при всех

Девочке пальтишко,

Ты – культурный человек,

Мировой мальчишка!

Если ты как дикий зверь.

Сразу лезешь драться.

Не достоин ты, поверь,

Человеком зваться!

Если ты пригрел кота,

кормишь птичек в стужу,

Это — просто красота,

Только так и нужно!

Ты подбил собаке глаз,

Бросил кошку в лужу.

Будь уверен – в 40 раз

Ты собаки хуже!

Уважай людей вокруг:

Старших, младших тоже.

И тогда тебя, мой друг,

Назовут хорошим!

Если ты среди ребят,

Одинок, как в море,

Только ты и виноват

В этом горьком горе.

А мы сейчас с вами послушаем частушки и подумаем, нет ли среди вас таких ребят.

Частушки:

Про  дела свои ребячьи

Пропоём мы вам в стихах

Все расскажем без утайки,

Все воскликните вы: « Ах!»

За меня  ребята бьются,

Как драчливы петухи.

Написали бы мне лучше

Задушевные стихи.

Тётя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

— Извините тётя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

В поезд входят три юнната:

— Ух, народу сколько тут!

Занимай места ребята,

А то бабушки займут.

Я девчонка боевая

Завела себе дружка.

Мой портфель из школы носит

Его бабушка пока.

Петя ловко ловит рыбу,

Может лодки мастерить

Только «Здравствуй» и «Спасибо»

 Не умеет говорить.

Говорит лентяйке мать:

— Убери свою кровать!

— Я бы мама убрала,

Только я ещё мала.

Ох, частушки хороши,

 Их поём от всей души.

Но вы тоже не зевайте,

А смелее подпевайте.

От души мы вам пропели

Школьные частушки.

Мы нисколько не устали –

Жалко ваши ушки

— Ну, так что есть среди вас такие ребята?

«Спешите делать добро!»

   

           Доброта нужна всем людям,

           Пусть побольше добрых будет.

           Говорят не зря при встрече

           «Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта – она от века

Украшенье человека…

Учитель:  Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.

— Давайте закончим наше внеклассное занятие песней, которая так и называется:   

«ТВОРИ ДОБРО».

А я сегодня всех благодарю за теплый разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

infourok.ru

План мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

План

мероприятий по духовно-нравственному воспитанию

Направление «Ученик – патриот и гражданин»

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса (1-4 классы).

в течение

года

Встречи, беседы, выставки и т.д.

Встречи с почётными гражданами района (1-4 классы)

в течение

года

Встречи, беседы, выставки и т.д.

Экскурсии в областной краеведческий музей и музеи города (1-4 классы).

в течение

года

экскурсии

«Дни воинской славы России»

ежемесячно

Выпуск календарного листка

Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот» (1-4 классы):

  • «Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины», «Москва – столица великой страны» и т.д.;

  • Символы Тамбовской области

  • Школьная и классная символик

в течение

года

20-минутный кл.час

Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» (1-4 классы)

в течение

года

20-минутный кл.час

Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна» (1-4 классы)

в течение

года

20минутный кл.час

День учителя

  • «Золотое сердце учителя» (1-4 классы)

  • «Моя любимая учительница» (1-2 классы)

  • «Мой учитель лучше всех», «Самая классная классная» (3-4 классы)

октябрь

Комплекс мероприятий:

праздничная программа

конкурс рисунков

конкурс творческих проектов

«Город, в котором я живу. Мой любимый уголок» (3-4 классы)

октябрь

Фото-выставка

Тамбов в наших рисунках (1-2 классы)

апрель

Конкурс рисунков

День народного единства (1-4)

ноябрь

Комплекс мероприятий: игры, беседы, встречи

День защитника Отечества (1-4 классы):

  • «Они сражались за Родину», «Мой папа дома» (1-4 классы).

  • «Моя Россия, моя страна!» (1-4 классы)

  • «Чтоб Защитником стать»

  • «Герои живут рядом»

  • «О чём рассказала награда?» (3-4 классы)

февраль

комплекс

мероприятий:

выставка рисунков

конкурс чтецов

встреча с военнослужащими

беседа

творческий проект

«Аты–баты, шли солдаты» (2-4 классы)

февраль

смотр строя и песни

День космонавтики «Россия в освоении космоса» (1-4 классы):

12 апреля

Комплекс

мероприятий:

20-мин.кл.час

выставка рисунков

День Победы «День Победы – праздник всей страны» (1-4 классы):

май

Комплекс

мероприятий:

конкурс детского рисунка на асфальте

конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.)

фотовыставка

книжная выставка

Направление «Ученик и его нравственность»

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»:
  • «Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «Имею право»

в течение года

20-минутный кл.час

Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» (1-4 классы):

  • «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д.

в течение года

20-минутный кл.час

Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» (1-4 классы):

  • «Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться лучше помириться», «Почему чашка воды больше моря?», «Чужой беды не бывает» и т.д.

в течение года

20-минутный кл.час

Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или Как жить в ладу с собой и миром»

в течение года

20-минутный кл.час

«Мы теперь непросто дети, мы теперь ученики» (1-е классы)

сентябрь

Экскурсия по школе

День пожилого человека (1-4 классы)

  • «С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д.

  • Организация посещений на дому пенсионеров, тружеников тыла и ветеранов ВОВ, нуждающихся в помощи

Октябрь

В течение года

концертная программа

трудовые акции

День матери (1-4 классы)

  • «Мама – нет роднее слова!», «Человек, на котором держится дом»

  • «Милой мамочки портрет» (1-2 классы)

  • «Славим руки матери» (3-4 классы)

ноябрь

Комплекс мероприятий:

концертная

программа

выставка рисунков

конкурс стихов и сочинений

День Конституции и День права:

декабрь

Комплекс

мероприятий: игры, беседы, встречи

«Рождество Христово» (1-4 классы)

январь

конкур детского рисунка

Праздник «Масленица – широкая» (1-4 классы)

февраль-март

концертно-развлекательная программа

Святая Пасха (1-4 классы):

апрель

комплекс мероприятий

День семьи (1-4 классы)

  • «Я и мои родственники» (3-4 классы)

  • «Фотографии из семейного альбома», «Забота о родителях – дело совести каждого», «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи)

май

Цикл мероприятий:

классный час с родителями

конкурс проектов

беседы

«Последний звонок» (4-е классы)

май

театральное представление

Изучение уровня воспитанности учащихся, их нравственных приоритетов, развития классных коллективов (2-4классы)

в течение года

анкетирование, диагностика

Учитель Ильинова Ирина Борисовна

infourok.ru

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию «Дорогой доброты»

Внеклассное мероприятие

по духовно-нравственному воспитанию

«Дорогой доброты»

3 класс


Аннотация

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране , делает процесс воспитания еще более трудным. В формировании и развитии личности обучающихся ведущую роль отвожу духовно – нравственному воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения.

Но духовность не бывает спонтанной, а значит, нужна планомерная работа, предполагающая не только личностный, но и системно – деятельностный подход, ориентированный на развитие этой личности. В связи с этим в программе «Духовно – нравственного воспитание младшего школьника» определено место мероприятию «Дорогою добра!», направленное на развитие личности ребенка, духовно и нравственно развивающегося, обладающего культурой мышления, нравственными ориентирами, способностью к саморазвитию.

Содержание

1. Введение

2. Основная часть.

3. Заключение.

4. Список использованных источников.

Введение

Методическая разработка внеклассного мероприятия содержит как теоретические, так и практические материалы по организации воспитательного.

Совместная деятельность позволяет детям, стимулировать самую разнообразную их творческую деятельность, способствует развитию творческих способностей, воспитанию чувства уверенности в своих силах. А главное способствует формированию духовно-нравственных качеств ребенка.

Цель данной методической разработки – познакомить учащихся с понятиями «доброта», «добросердечность», «милосердие».

Главными задачами методической разработки являются:

  • воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом, повседневном и обыденном, умение дарить тепло, любовь, заботу и доброту;

  • учить вежливому общению в семье и в коллективе, различать добро и зло;

  • продолжить знакомство с вежливыми словами;

  • побуждать совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки, воспитывать у детей стремление к самовоспитанию.

Проведение данного мероприятия предусматривает создание условий, обеспечивающих взаимодействие педагога, учащихся, родителей, педагогических работников школы, организацию интересного совместного досуга.

Данная разработка актуальна, потому что в настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения важна для современного общества.

Новизна методической разработки внеклассного мероприятия заключается в том, что она предлагает современные технологии, позволяющие развивать в детях творческую активность, духовно-нравственные качества, включает детей и родителей в совместную деятельность, доставляющую радость и удовольствие.

Возможные сферы применения: данная методическая разработка может быть использована при подготовке и проведении воспитательного мероприятия в учреждении дополнительного образования детей (детском саду), в общеобразовательном учреждении для организации досуговой и внеурочной деятельности по художественно–эстетическому и нравственному воспитанию и образованию детей.

Основная часть

Ход мероприятия

На фоне лирической музыки появляется главная героиня Доброта.

Доброта:

Добрый день,

а что это значит?

Значит день по-доброму начат,

значит день по-доброму прожит

и он умножит счастливые дни!

-Настал новый час, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и нежны в обращении друг к другу.. А самое главное, что мы все – здоровы. Я пригласила вас сегодня в к себе в гости. А как вы, ребята, думаете, ЗАЧЕМ?

(ответы ребят)

— Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на занятии, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:

  • Жизнь дана на … дела.

  • Мир не без … людей.

  • … желаешь — … и делай.

  • Истинное … всегда просто.

  • … слово человеку — что дождь в засуху.

Правильно вы догадались.

-«Не ищи красоты, а ищи доброты» — это правило вывели наши предки. И при этом добавляли «Мир не без добрых людей». Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена всё живое, что окружает нас.

Работа над значением слова

-Ребята, а что такое ДОБРО? ДОБРОТА? ДОБРЫЙ?

Добро – то, что хорошо, полезно, приятно.

Доброта – отзывчивость, дружеское расположение к людям.

Добрый – готовый помочь людям, отзывчивый.

«Добро — это всё положительное, хорошее, полезное» — так раскрывается значение этого слова в толковом словаре Ожегова.

-А с чем можно сравнить доброту?

— Когда у нас в классе, в семье, в мире все по-доброму, какое у всех настроение? (всем становится теплее)

— Так на что же похожа доброта? (на солнышко)

— Посмотрите на нашу доску. Вы обратили внимание на лучи у нашего солнышка.

— Прочитайте пословицу: «Доброта, что солнце». Как вы ее понимаете? Что она означает?

(Когда солнышко светит — хорошо, а когда все кругом добрые — еще лучше)

-И в нашем путешествии нам тоже поможет солнышко, покажет дорогу. Но главное сегодня в нашем путешествии это построить домик Доброты.

(ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ ПРО ДОБРОТУ)

1.Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

2.В нем забота и ласка,

Теплота и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

3.Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

4.И оно поважней,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец доброта!

А что еще нужно обязательно взять в дорогу? Какое настроение? (улыбку)

— Что посоветовал Крошка Енот своему другу?

Дети поют псенку «От улыбки»

Сегодня будем строить Дом Доброты, будем учиться отличать доброту истинную от доброты ложной.

Закладываем фундамент Дома Доброты — первый кирпичик доброта. Учитель просит ребёнка положить первый кирпичик.

— В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро.

— Встречая гостей, мы говорим…; Провожая гостей…; Утром…; Вечером… и т.д.

— Доброе слово надо уметь сказать вовремя. Зачем нужны добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов?

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые слова.

— Доброта и вежливость неразделимы. Я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого … (спасибо)

Зеленеет старый пень,
Когда услышит …. (добрый день)

Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (простите, пожалуйста)

Встретил Витю я – соседа…
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте! – зря от Вити
Ждал я слово … (извините)

И во Франции и в Дании
На прощание говорят … (до свидания)
Игру заканчивать пора.
И мы надеемся, что с ней
Вы стали и добрее и умей.

— Посмотрим, насколько мы вежливы. А то, может так случиться, что нас мы не сможем попасть в страну Добра?

— Если вежливо — хлопайте 2 раза. Если невежливо — топните.

— Поздороваться при встрече?

— Толкнуть, не извиниться?

— Помочь подняться упавшему?

— Поднять упавшую вещь?

— Не встать, обращаясь к учителю?

— Взять билет в автобусе?

— Не уступить старшему место в транспорте?

— Не заметить недовольство мамы?

Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши помыслы и мысли.

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые мысли.

А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые поступки.

Работа в паре.

— Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию. Подчеркните единое решение. Выбери пять добрых дел

  • Думать о родителях

  • Утешить плачущего

  • Радоваться неудаче ближнего

  • Подать милостыню

  • Стремиться быть богатым человеком

  • Помогать ближним

  • Завидовать

  • Сделать кормушку для птиц

-Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Я предлагаю вам разыграть ситуации, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.

На столах конверты, в которых карточки для каждой команды (описание ситуации). Дети распределяют роли, разыгрывают ситуацию (звучит музыка, дети готовятся).

Разыгрывание ситуаций, обсуждение другими группами.

1 ситуация: “Задача не на сложение, а на уважение”.

По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому – 10 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.

— У Вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

— Разве? – удивился тот.

— Конечно, — объяснил мальчик. У Вас же было 3 книги, плюс один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.

— Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание, — сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. – Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.

(Обсуждение ситуации)

Доброта: Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить? (Ответы детей)

2 ситуация: “Горький апельсин”.

Маша сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.

– Что это у тебя? – спросил подбежавший Илья.

– Разве не видишь? – буркнула Маша.

– Мандарин! – обрадовался Илья. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал…

– А вот и не отгадал.

– А что же?

– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

– А мне дашь попробовать?

– Да он невкусный, горький и кислый.

– Да ничего, дай хоть долечку.

– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

– Что же ты плачешь? Он же поганый!

(Обсуждение ситуации)

Доброта: Права ли Маша? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? (Ответы детей)

3 ситуация: “День рождения”.

-Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.

– Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе…

– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

– Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав ее.

(Обсуждение ситуации)

-Плохие поступки всегда приводят к печальным последствиям. Сейчас в нашей стране Добра стоит засохшее дерево.

— Будьте добры, напишите на листочке от Дерева доброты, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня. Дети приклеивают листочки с записанными на них добрыми делами на Дерево доброты.

-Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

Вывод: Будем делать хорошо и не будем плохо.

Работа в группах.

— Какими качествами должен обладать добрый человек? Вам предлагаю карточки со словами, выберите те качества, которыми должен обладать друг.  

— (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту).

— Какие качества вы выбрали? Почему?

— Почему оставили карточки со словами: злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм?

— Почему распадаются добрые отношения?

Добавляем в Дом Доброты следующие кирпичики: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность.

-Вот мы и построили Дом Доброты. Хотели бы вы в нём жить?

— Давайте представим себя жителями Дома под названием «Доброта» и попробуем составить правила добрых отношений.

Правила добрых отношений:

  • Уступать.

  • Не бояться просить прощения, если обидел друга.

  • Не грубить. Не злиться.

  • Не жадничать.

  • Помогать своему друг другу.

  • Быть честным.

  • Соблюдая эти правила добрых отношений, вы никогда не потеряете добрых друзей.

Задание: — Возьмите в руки пароходики и напишите свои имена. Я знаю, что вы все очень добрые (приклеим пароходики на речку)

— Посмотрите, что у нас получилось в конце путешествия.

1 ученик:

Настанет друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить пристанут они.
Не будет детей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.

2 ученик:

Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей,
И станут все на свете
Любить таких детей.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи
Навеки пропадут.

3 ученик:
Пусть грубость исчезнет навеки
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли –
Он принял – и вежливым стал.

Доброта:

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта!

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот кто злится — стыдится!

— Улыбнитесь друг другу, будьте всегда внимательны и вежливы.

Звучит песня «Всех добрее и дороже в этом мире доброта»

— Я желаю вам всего самого доброго, чтобы к вам относились по- доброму, и чтобы вы всегда были открыты добру. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.

Заключение

Совместная деятельность школьников имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности. В этот период у детей формируются такие духовно-нравственные качества как: сотрудничество, взаимовыручка, отзывчивость.

Я убедилась на практике, что развитие духовно-нравственных качеств, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребёнка. Могу с уверенностью сказать, что ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

На основе полученных данных, я пришла к выводу о том, что совместная деятельность по воспитанию духовно-нравственных качеств развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, анализируя ситуации ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.

Список использованных источников

1. Гурьянова А. Воспитание толерантной личности. — Воспитание школьников, 2013,№2,с.25-29.

2. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт. состав. Е.М.Зуева-М.,2014 — 336 с./

3. Добру откроется сердце.- Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками начальных классов.- М.: Школа — Пресс.2012 — 96 с.

4. Лизинский В.М. Счастье, радость, добро. — Кл. руководитель, 2012, №2, с. 96-98.

5. Макарова Б. Уроки сострадания. — Воспитание школьников, 2013,№6,с.42-47.

6. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам. — Кл. руководитель, 2013,№3,с.78-91.

multiurok.ru

План-конспект занятия на тему: Воспитательное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию с элементами игровых упражнений « Вот что значит настоящий верный друг»

СП «ЦВР» ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово

Воспитательное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию

с элементами игровых упражнений « Вот что значит настоящий верный друг» или Дружба крепкая не сломается.

 Автор:

Веселова Наталья Викторовна,

педагог дополнительного образования

г. Сызрань 2017 г.

Цель: воспитание нравственных качеств и этического сознания;

Задачи:

  • показать значимость нравственности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми;
  • научить ставить коллективную цель и согласование принятых решений друг с другом;
  • ориентировать в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; развивать этические чувства как регуляторы поведения; учить основным моральным нормам; формировать моральную самооценку, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Формы деятельности: беседа, игровые упражнения, работа в группах.

Оборудование: карточки, компьютер, проектор, презентация.

Ход занятия

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы свами проведем  интереснейшее занятие .Сейчас вы послушайте стихотворение,которое поможет вам определить тему нашего занятия

    Кто в дружбу верит горячо ,

Кто рядом чувствует плечо ,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг ,Всегда в беде поможет друг

Ему протянет руку

Педагог Про кого ребята это стихотворение?

Дети:про друга.

Упражнение «Круг радости» слайд 1 

– Дети! Я  приглашаю вас встать в наш «круг радости». Это я делаю для того, чтобы у вас было хорошее настроение, чтобы вы улыбались, были радостными и задорными.

– Сегодня я предлагаю «круг радости» начать такими словами:

Когда живется дружно,

Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу

Возьми с собой друзей:

Они тебе помогут

И с ними веселей.

Актуализация. Цели:

— определение содержательных рамок занятия;

— формулирование основной цели занятия.

– Ребята, сегодня на занятии мы постараемся ответить на простые вопросы: умеем ли мы по-настоящему дружить, видеть свои недостатки, можем ли мы их признавать. Попытаемся выработать для себя нужные человеческие качества, чтобы стать настоящими людьми, гражданами своей страны.

–  Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы.

– Давайте подумаем, всегда ли люди могут жить в полной гармонии друг с другом? (Ответы детей)

– Хорошо ли вы себя чувствуете в этом огромном мире? (Да.)

слайд 3

– Ребята, это житель нашей планеты, то есть один из нас с вами. Посмотрите на него какой он грустный. Наверно ему чего-то не хватает. Давайте попытаемся сделать его счастливым, весёлым, радостным.

– Скажите, что необходимо человеку, чтобы жить и быть счастливым?

(Ответы детей)

(Появляется дом, солнце, игрушки)

– Посмотрите, у него есть всё, о чем можно мечтать, рядом есть окружающие его близкие люди, а он всё равно грустит. Подумайте и скажите, а когда человек бывает грустным, невесёлым, печальным и одиноким? (Когда обижают.)

  • К сожалению, окружающие нас люди не всегда делают нашу жизнь радостной и счастливой. Не всегда отношения между людьми бывают добрыми, нежными. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, поможем добрым словом и советом, поддержим человека. Зачастую мы своей грубостью, злостью, нетерпимостью делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.

Игра «Паутинка».

Ход игры:

– У меня в руках клубочек плохих поступков и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.

(педагог опутывает нитями из клубка выбранного ребенка. Потом спрашивает, как он себя чувствует, и какие чувства при этом возникали у сверстников.)

Обсуждение:

—  Ребята вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас.
– Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего сверстника появилась улыбка на лице, и поднялось настроение? (Сказать хорошее доброе слово – комплимент.)

Игра «Комплименты» 

Ход игры:

– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.

(Ребята делают друг другу комплименты, пожимая руку.)

Обсуждение:

– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?

(Ответы детей)

Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать,
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…

– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды? Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться.

Работа в группах.

С помощью таблицы ребята определяют качества, которыми должны обладать, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом зачеркивают.

В пустые клеточки вписывают положительные качества.

Умный

Глупый

Злой

Чуткий

Внимательный

Смелый

Честный

Отзывчивый

Грубый

Добрый

Ябеда

Насмешник

Справедливый

Терпеливый

Надежный

Верный

Жадный

Врун

Решительный

Итог: Ребята запомните эти качества. Я уверена, что вы сможете и приложите все усилия, чтобы быть именно такими, ведь мы доказали, эти качества нужны человеку.

Игра-практикум «Коврик мира»

– Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (Ответы детей)

– С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? (Ответы детей)

– Сегодня я принесла для нас вот такую вещь. Это наш с вами «коврик мира». Давайте договоримся, если возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится (в центре комнаты постелить ткань, а на нее – красивую игрушку). Представьте себе, что Маша и Лера хотят взять эту игрушку поиграть, но она – одна, а их – двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так (Дети занимают место на ковре). Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию? (Ответы детей)

Игра «Желания»

– На ваших партах лежат ладошки. Давайте постараемся этими ладонями развеселить нашего мальчика, написав ему пожелания. слайд 4

– Ребята сегодня мы доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса.

— Вспомните тему нашего занятия.

— Какова была цель занятия?

— Сформулировать вывод урока предлагаю в форме синквейна.

Игра «Синквейн» слайд 5

– Поиграем в игру. Педагог раздает карточки для игры. Она называется «Синквейн» от французского «Пятистрочие». Первая строчка – данное слово, вторая строчка – два прилагательных к этому слову, третья строчка – три глагола к данному слову, четвертая строчка – короткое предложение об этом слове, пятая – слово-ассоциация. (правила игры объясняются детям доступным языком. Например: ребенок; красивый, любимый; играет, радуется, поет; ребенок – это маленькое солнышко; радость).

— Предлагаю вам для игры словосочетание «нравственно-воспитанный человек». Опрос детей. слайд 6

— Ребята давайте с вами назовем законы дружбы   СЛАЙД7

ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.

  1. Не обзывай и не унижай своего друга.
  2. Помогай другу в беде.
  3. Не обманывай друга, будь с ним честен.
  4. Не предавай своего друга.
  5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
  6. Будь внимателен к своему другу.
  7. Умей уступать своему другу.

Подведение итогов (рефлексия)

— А теперь какое ваше настроение?

— Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наша группа – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

— Всем спасибо за внимание!

nsportal.ru

Методическая разработка (6 класс) по теме: Методические разработки внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.

Тема. «Здравствуй, человек!»

Цели: способствование становлению, развитию,  воспитанию нравственных качеств учащихся; формирование умения жить среди людей; способствование развитию у детей новых жизненных ценностей;      развитие критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем ; способствование повышению уровня творческой активности учащихся.

Оборудование: стихи, афоризмы, задания для групповой и индивидуальной работы.

Подготовка: класс делится на три группы . Каждая из них получает задание: 1) подобрать афоризмы о человеческих качествах (оформление класса) ;

 2) приготовить презентацию «Что делает человека счастливым?»; 3)выучить стихи к классному часу.

Ход занятия:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творит,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.

1.Мотивационный блок.

Воспитатель: Наш разговор сегодня называется «Здравствуй , человек!» Как вы думаете, трудно ли быть человеком? Подтвердите вашу мысль примером из жизни. Попробуйте произнести высказывание писателя М.Горького: «Человек- это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор. А теперь попробуйте произнести с вопросительной интонацией: «Человек- это звучит гордо?» Что изменилось? К какой мысли вы склоняетесь больше? Мамардашвили сказал: «Человек- это ежедневное усилие быть человеком». Вот и о каких-то мирах говорил Заболоцкий( зачитать эпиграф).

2.Работа с понятием.

Ученик: Заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. В первом значении  слова: «Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.»

Воспитатель: Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили?

А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК ( детям предлагаются карточки с названиями качеств характера. Их задача — наполнить поле «Человек»).

Ч- честность, чуткость, честолюбие.

Е- единовластный, единодушие, единоличник.

Л- Легкомысленный, лжец, любознательный.

О- обманчивый, образованный, ответственный.

В- вероломный, внимательный, воспитанный.

Е-

К- каверзный, капризный, коллективный, контактный.

Почему вы выбрали не все качества? О каких качествах могут рассказать афоризмы- крылатые выражения? ( выступление группы, оформлявшей кабинет)

3.Ученики предложили высказывания:

1.Уважен хочешь быть- умей других уважать.(пословица)

2.Человек богат только отношением других к себе, никаких других богатств в мире нет настоящих.(А.Ахматова)

3.Не закидывай головы: спотыкнёшься. (пословица)

4.На полатях лежать- ломтя не видать.(пословица)

5.Пустая бочка пуще гремит.(пословица)

Воспитатель: А кто нас делает человеком? Нарисуйте словесный портрет ( можно проиллюстрировать) человека привычки и человека воли. В чём будет заключаться их различие?

Ученик:  Привычки ( Татьяна Валяева)

 Не шутка, скажу вам, – плохая привычка,

 Ты крикнешь, к примеру, один раз, другой,

 И вот на двадцатый тебе: «Истеричка!

 Совсем невозможны беседы с тобой!»

 А ты негодуешь: «Я ж тихая, вроде…»

 Но только сказала – и снова на крик;

 Привычка – не то, что приходит, уходит

 Легко, словно ветер поднялся и стих.

 Движенье к привычке идёт вертикально,

 К хорошей – с огромным усилием вверх,

 А вниз – оступился, как будто случайно,

 И дальше сползаешь без всяких помех.

 И только тому, кто хоть как-то цеплялся,

 На уровень прежний вернуться дано,

 Но вряд ли кому удаётся подняться,

 Спустившись в привычке на самое дно.

 Лишь редкие лица со дна выползают,

 А чаще и взгляда на верх не ведут,

 От лени привычку свою оправдают

 И даже достойной её назовут.

 Жестокость – желаньем добиться порядка,

 А ревность – особенной формой любви,

 Красивая с виду, пустая накладка,

 Попытка прикрыть недостатки свои.

 Подмена понятий с названием новым,

 И вместо падения виден успех.

 Так проще, так легче – оправдывать словом,

 Чем делать попытки подняться наверх.

Ученик: А вот стихотворение Адама Мицкевича «Крыло»

А что такое- сила воли?-

Уменье не кричать от боли,

Когда поломано крыло?

Уменье ждать: пока срастётся,

Потом летать- не как придётся,

А чтобы только повезло?

Но, может быть, совсем иначе?

Крича от ярости и плача,

Заставить целое крыло

Решить нелёгкую задачу:

Подняться выше неудачи.

И победить- беде назло!

4. Тренинг «Волшебные  руки»(10 пальцев- 10 качеств.)

На листке выразить в баллах сформированность каждого. (индивидуально)

Нравственное качество        

Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности        

Степень сформированности

(от 1 до 5 баллов)

Человечность        

1.Благодарность

2.Великодушие

3.Вежливость

4.Доброжелательность

5.Сострадание

6.Любовь к людям

7.Забота о ближних

8.Послушание

9.Щедрость

10.Умение прощать

Сделай вывод:        

К чему ещё стремиться?        

Воспитатель: «Человек  познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха»,- говорил Спиноза. Настало время и нам проанализировать некоторые ситуации.

5.Работа в группах с задачами.

1.Стрелка-советчик.

Умный Стёпа всегда носил с собой особую стрелку. Если надо было выбрать, куда идти и что взять, он клал её перед собой и поворачивал туда-сюда. А потом вдруг говорил: «Вон туда!» или «Вот это!» Когда Стёпу спрашивали: «Почему?»- он отвечал: «Стрелка показала». «А, стрелка,»-кивали ему и соглашались все.

2.Цветок на клёне.

Вырос однажды на клёне прекрасный цветок, один- единственный. «Какое чудо!»- радовался клён. И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла. «Принесёшь семена- от них цветущие клёны пойдут,»-шептал клён цветку. «Вот ещё,- фыркнул однажды цветок,- я и так хорош.» И улетел с осенним ветром.

3.Уменяка.

Уменяка очень внимательно слушал других. Иногда почти целую фразу выслушивал. И тут же подхватывал: «А вот у меня…» Дальше он уже про себя рассказывал. Только остановиться не мог, пока водичкой не побрызгают. Уменяка со всеми любил беседовать. Правда, очень боялся других уменяк.

4.Забивон.

Главным удовольствием для Забивона было заколачивать двери. Всюду, где мог, он забивал их огромными гвоздями. А ещё лучше- досками крест-накрест. И с надписью: «Хода нет!» Но вот однажды он увлёкся и заколотил изнутри все двери в доме, а отколачивать их он не умел. Так и живёт он теперь безвылазно.( на решение- 3 минуты и потом обсуждение)

6Воспитатель: Так что же делает человека человеком? Умение работать над собой.

Давайте послушаем советы.

Ученик: Умейте управлять собою,

Во всём ищите доброе начало.

И, споря с трудною судьбо.,

Учитесь жизнь начать с начала.

Споткнувшись , самому вставать,

В себе самом искать опору,

А если двигаетесь в гору,

Себя в пути не потерять.

Не надо жаловаться всем

Ни на судьбу, ни на болезни-

Ничто не будет бесполезней

Избитых, жалких этих тем.

Не жгите сердце табаком,

И мозг вином не заливайте,

И жизнь свою не сокращайте

Воспоминаньем о плохом.

Друзей имейте- в трудный час

Они поддержат и помогут,

Не будет трудною дорога

Ни для друзей и ни для вас.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут,-

Ненастья тоже устают.

За днём несчастья- день счастливый.

7.Воспитатель: Одна из групп приготовила презентацию «Что делает человека счастливым?» ( просмотр и комментарии)

8.Учитель: Человек отличается умением размышлять. Выберите себе пищу для размышления и напишите мини-сочинение.

1.Самый лучший день- сегодня.

2.Самая большая ошибка- потеря надежды.

3.Самая большая слабость- ненависть.

4.Самый большой нарушитель спокойствия- болтун.

5.Самая нелепая черта характера- самомнение.

6.Самый опасный человек- лжец.

7.Самое большое богатства- здоровье.

8.Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- любовь.

Человек! Это высокое звание.

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной туманной млечности,

В бесконечности начинается.

И кончается в бесконечности…

Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала Вселенная.

Дм.Голубков.

«Сотвори мир в себе и отправь его людям,»- эти слова Ф.Абрама должны стать девизом  каждого человека.

8.Рефлексия:отметить на температурной шкале ваше отношение к теме нашего разговора:

а) синий цвет  холодно): не собираюсь об этом думать, по  крайней мере сейчас;

                                      б) белый цвет(норма): актуальная тема, есть над чем  поразмышлять;

                                      в)красный цвет( жарко):тема очень волнует меня, я стараюсь работать над  собой.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *