Цель задачи и средства трудового воспитания дошкольников – Цели и задачи трудового воспитания ? дошкольников и школьников

Содержание

Цели и задачи трудового воспитания ? дошкольников и школьников

Цели и задачи трудового воспитания имеют огромное значение для общества. Вы когда-нибудь спрашивали себя, смогло бы выжить человечество без труда? Ответ будет однозначный, а обосновать его сможет даже чуть подросший малыш детского сада. Без труда невозможен прогресс, нет движения вперед. Нет развития. Поэтому задавая себе вопрос: «нужно ли детям трудовое воспитание», ответ придет сам собой – нужно ли вашим детям прогрессивное и успешное будущее? Нужны ли нашему обществу эволюция и технологические прорывы?

Цели, которые ставит перед собой трудовое воспитание – глобальные. Нет, если мы говорим об определенном ребенке, то там все по науке: развитие личности, нравственных качеств, уверенности в себе, а также трудовые навыки. Но если под объектом воспитания принимать подрастающее поколение в целом, то задачами станет здоровая нация, сильная экономика, технический прогресс и научные открытия. Задачи глобальные, а решения их лежат, как на ладони – надо научить детей трудиться.

Несколько слов о трудовом воспитании

«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» учат еще в стенах детского сада. Не потому, что эта пословица – часть народного фольклора, а потому, что это действительно так. Трудовая деятельность лежит в основе всей жизни человека, от момента рождения до последнего вздоха. Дать ребенку знания и не научить трудиться, все равно, что подарить машину и не научить ее водить. Но мы же хотим нашим детям добра, правда же? Мы хотим, чтобы наши дети уверено управляли своей жизнью, справлялись с трудностями и решали сложные задачи? Тогда помещаем трудовое воспитание в «красны угол».

Как мы понимаем воспитание трудом? Что это? Педагогика определяет сей процесс, как вовлечение детей в различную трудовую деятельность, организованную и системную. Занимаясь полезным для общества трудом, дети перенимают опыт производственного труда, трудовые умения и навыки. Кроме этого, у них развивается творческое мышление, трудолюбие и терпение

Основные задачи трудового воспитания

В процессе труда не только создаются материальные предметы, но и совершенствуется сам человек. Поэтому целью трудового воспитания, в первую очередь, является воспитание гармоничной личности, а потом формируется психологическая и физическая готовность его к труду.

На фоне общественного и экономического развития, реальность предъявляет высокие требования, когда речь идет о личности производителя. Подчеркивается важность его отношения к труду, как к осознанной необходимости, а также жизненной потребности, позитивное отношение к работе, уважение к труду (в целом), к его результату. Коммуникабельность, инициативность, креативность — те качества, которые ждет от зрелой личности трудовой мир. И эти качества формируются в процессе трудового воспитания.

Готовность к труду – результат трудовой воспитательной деятельности, которая, в свою очередь, решает задачи:

  1. Формирование навыков и умений в трудовой деятельности;
  2. Осознание целей и задач труда;
  3. Формирование автомотивации на труд.

Учитывая, что экономическая, экологическая и социальная ситуации в стране кардинально меняются, меняется направление и смысл трудового воспитания. Требуются новые методики, мотивации и подходы.

Цели трудового воспитания

?

Воспитание трудом — непременное условие комплексного полноценного развития личности. С одной стороны, физический труд стимулирует умственную деятельность, а с другой — нравственные качества личности.

В педагогике основной целью трудового воспитания указывается нравственно-психологическая (практическая) подготовка детей к труду. Цель достигается постепенно, учитывая возраст, возможности, а также заинтересованность детей. Глобальная цель – трудолюбивое общество, готовое к переменам, способное трудится на благо своих семей и общего дела.

Трудовое воспитание в школе – основные задачи их решение

Трудовое воспитание начинается в семье – об этом мы говорили уже ни раз. Но школа также имеет весомое влияние на воспитание юной личности. Для школьников труд — необходимое и важное средства развитие нравственных представлений и качеств личности. Цель трудового воспитания школьников – формирование естественной физиологической и интеллектуальной потребности в труде. В школе оно, тесно связано с политехнической подготовкой учащихся, что обеспечивает уровень знания основ техники и организации производства.

В стенах общеобразовательной школы трудовое воспитание решает несколько основных и важных задач:

  • Мотивация к труду, стимуляция интереса к знаниям, потребность в труде как в творческом процессе, стремление к практической деятельности;
  • Формирование позитивного отношения к труду у школьников;
  • Воспитание моральных качеств: чувство долга, трудолюбие, ответственность, взаимопомощь, целеустремленность, усидчивость, честность;
  • Развитие творческих способностей учащихся средствами ручного труда;
  • Освоение школьниками разнообразных видов техник, трудовых навыков формирование внутренней культуры физического и умственного труда.

Задачи трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста начинается семье и имеет огромное значение для развития маленького человека. Дошкольный возраст – период имитации. Дети копируют все, что видят. Им нравится трудиться. Этот уникальный момент нельзя упустить. Необходимо поощрять инициативу, стимулировать интерес, развивать трудовые навыки малышей.

По ФГОС термин «трудовое воспитание» это система формирования у детей трудолюбия, трудовых навыков и стремление обучаться труду.

Целью трудового воспитания в детском саду педагоги видят формирование все того же положительного отношения к труду, нравственных качеств. Воспитания уважения к труду взрослых – одна из основных его целей.

В трудовой деятельности дошкольников важная роль отведена воспитателю. Задача педагога в том, чтобы помочь ребенку приобрести свой собственный опыт и навыки в посильном для его возраста, труде. Вовлечение в трудовую деятельность позволяет им проявить свои способности, почувствовать себя частью взрослого мира, радость от созерцания итога своего труда. Воспитатель организовывает трудовую деятельность, объединяет коллектив, учит малышей работать вместе, помогать взрослым, друг другу.

Цели и задачи трудовой деятельности детей дошкольного возраста по ФГОС

Виды трудаЗадачи и содержание работ
СамообслуживаниеУчить детей заботиться о своем внешнем виде, устранять непорядок, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать ему (застегнуть пуговицу, завязать шнурки и т.д.). Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
Учить детей самостоятельно готовить свое рабочее место перед занятиями (образовательной деятельности).
Хозяйственно-бытовойУчить (или продолжать обучение) детей систематично и своевременно поддерживать порядок как в группе, так на участке: протирать игрушки (пособия), мыть игрушки, строительный материал. Вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.
Учить (продолжать обучение) детей самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать, очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.
Формировать привычку застилать свою постель после дневного сна.
Приучать детей выполнять свои обязанности во время дежурства по столовой в зависимости от их возрастных возможностей.
Учить детей организовывать свое рабочее место до и после занятий.
Труд в природеВоспитывать в детях любовь к природе.
Продолжать учить выполнять обязанности дежурного в уголке природы, поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм.
Привлекать детей к уходу за растениями, огородом на участке.
Научить детей заботиться о питомцах, обитающих в живом уголке.
Зимой привлекать детей к уборке снега, учить сгребать снег к деревьям (объясняя зачем), посыпать дорожки песком, мастерить самодельные скворечники, подкармливать птиц.
РучнойСтимулировать желание заниматься ручным трудом.
Формировать навыки работы с природными материалами, бумагой, картоном в ходе образовательной деятельности в ДОУ.
Учить детей самостоятельно изготавливать атрибутику для сюжетно-ролевых игр, карнавалов, а также декорации к спектаклям (украшения для праздников).
Привлекать детей к изготовлению дидактических игр (пособий), к ремонту книг, игрушек.
Учить детей старшего дошкольного возраста пользоваться ниткой, иглой и ножницами. Прошивать стежки через край, пришивать пуговицу

Следует помнить, что дети младшего дошкольного возраста — имитаторы. Они выполняют то, что видят, но не могут самостоятельно организовать свою деятельность. Каждый момент трудовой деятельности малышей должен быть организован и проведен под руководством воспитателя. В старшей и подготовительной группе дети уже способны самостоятельно организовывать свой труд, опираясь на приобретенные навыки и умения. Здесь педагог выступает как руководитель, поставивший задачу и контролирующий результат.

Воспитываясь в труде, ребенок быстрее развивается, получает дополнительные знания, умения и навыки. Благодаря правильному отношению к труду, ребенок продолжит благополучное развитие, уважение сверстников и старших. Разве не об этом мечтает каждый родитель маленького россиянина?


Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

vospitanie.guru

Задачи и средства трудового воспитания дошкольников.


ТОП 10:

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,

готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда — умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

 

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств:

• собственной трудовой деятельности;

• ознакомления с трудом взрослых;

• художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым сред­ством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным тру­довым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлет­воряют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Такое средство, как ознакомление с трудом взрослых, позволяет расши­рить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравствен­ных задач трудового воспитания.

В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к про­блеме ознакомления детей с трудом взрослых:

· одни авторы считают, что ребенка нужно знакомить с процессом Труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части тру­довой деятельности взрослых, начнет воспитываться уважение к труду;

· другие авторы полагают, что нужно знакомить дошкольников с челове­ком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представле­ние о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержа­нием, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и вто­рой подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конк­ретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход.

В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных ка­честв личности, более адекватен второй подход. Рассматриваемое сред­ство воспитатель может использовать как пример для подражания, об­разец, на который ребенок будет ориентироваться.

Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.

К художественным средствам трудового воспитания дошкольников отно­сятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рас­сказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

 

Самостоятельный труд детей.

Самостоятельный труд детей — наиболее действенное средство трудового воспитания, введение которого подготавливается трудовым обучением. Значение самостоятельного труда детей в том, что ребенок осваивает трудовую деятельность; самостоятельный труд детей — школа участия ребенка в общественно полезной деятельности, школа овладения общественными мотивами труда, школа действенной заботы о людях, школа овладения общественно ценными формами поведения.
В дошкольных учреждениях используются две формы организации повседневного самостоятельного труда детейиндивидуальный труд детей и коллективный. При организации труда в указанных формах создаются объективные условия для реализации всех задач трудового воспитания: формирования трудовой деятельности, воспитания личности ребенка и воспитания отношения к труду, его результату и трудящемуся человеку.
Индивидуальный труд как форма организации повседневного труда детей широко применяется во всех возрастных группах детского сада и во всех видах трудовой деятельности. Эта форма организации характеризуется тем, что весь процесс труда выполняется ребенком индивидуально; он ни в одном элементе трудовой деятельности не связан ни с кем из детей.
Данное обстоятельство создает благоприятные условия, во-первых, для осознания ребенком общественной направленности и общественной значимости достигнутого им результата труда (расставил правильно хлебницы — помог няне и позаботился обо всех детях), а во-вторых, для успешного освоения результативных действий, а затем и трудовых процессов под руководством взрослого. Наиболее эффективна форма индивидуального труда в младших группах, где особенно важен близкий контакт ребенка с воспитателем при освоении им трудовой деятельности. Воспитатель имеет возможность оказать необходимое внимание каждому ребенку, помочь в наиболее сложных моментах, определить индивидуальный темп, необходимое количество упражнений для освоения сложного содержания. Обеспечивая освоение трудовых действий, воспитатель расчленяет их на операции, отрабатывая составляющие их движения: сначала двумя руками снизу взять тарелку с хлебом, а затем, когда это движение выполнено, поставить ее в центр стола. Таким образом, показ, объяснения, собственные действия ребенка чередуются, и каждый раз ребенок все более точно повторяет трудовое действие, добиваясь получения нужного результата.
В средней и старшей группах индивидуальный труд используется для освоения детьми трудовых процессов. При руководстве им также используется разъяснение цели труда, требований к результату, проводится тщательный показ организации трудового процесса, трудовых действий, последовательности их. Но в этих группах все больший вес приобретают указания и советы, опирающиеся на ранее сформированные знания и умения, хотя в особо трудных случаях возможно возвращение к отработке трудового процесса по частям. В старшей и подготовительной группах показ используется тогда, когда включаются новые приемы работы или если ребенок не овладел в силу ряда обстоятельств необходимыми умениями в предыдущих группах.
По мере овладения детьми трудовыми процессами создается возможность организовать труд рядом нескольких детей. Он возникает в младшей группе и характеризуется тем, что дети трудятся параллельно: каждый выполняет свое задание, работает в своем темпе, со своим оборудованием, отчитывается за свой результат. Труд рядом дает возможность руководить одновременно деятельностью нескольких детей, осуществляя общий показ какого-то приема или давая советы, указания всем детям. Труд рядом является переходной ступенькой к коллективному труду.
Уже в дошкольном возрасте возможен коллективный труд детей с его особенностями: общая цель, разделение труда между работающими, коллективный результат труда, общая ответственность за него, зависимость участников труда друг от друга. В коллективном труде возникают объективные условия для появления взаимопомощи, взаимной требовательности, взаимной ответственности и т. п. Наиболее простой формой организации коллективного труда является общий труд, который характеризуется объединением детей в двух элементах деятельности: общая цель и обобщение результатов труда всех участников в один общий результат.

 




infopedia.su

Средства трудового воспитания в ДОУ и школе?

Трудовое воспитание — формирование позитивного осознанного отношения к труду человека, развитие умений, навыков.

Труд сразу можно включить в перечень воспитательных средств. Труд как средство воспитания прививает человеку качества необходимые для жизни в обществе: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность.

Становление правильного отношения к любой деятельности у ребенка не обходится без других специфических средств трудового воспитания, применяемых воспитателями при формировании качеств личности ребенка.

Средства трудового воспитания. Виды

Воспитательные средства — все, что используется воспитателем для достижения поставленной педагогической цели и задач. Они направлены на воспитание трудолюбия, формирование представлений о составе, содержании труда, его важности, оказывают помощь при обучении доступным детям трудовым навыкам.

К средствам воспитания трудолюбия относятся:

  • самостоятельная деятельность;
  • ознакомление с трудом людей;
  • обучение навыкам;
  • художественные средства.

?

Каждому средству характерны особенности, используемые при формировании специфических качеств человека-труженика.

Собственная деятельность

Самостоятельную трудовую деятельность считают главным средством воспитания. Так дети обучаются элементарным трудовым навыкам, приобретают возможность добиваться ожидаемого результата, удовлетворяют потребность в приобщении к взрослому миру.

Деятельность ребенка — эффективное средство воспитания. Ему предшествует обучение элементарным навыкам. Ребенок самостоятельно осваивает значимую деятельность. Она включает участие в общественно-полезной работе, самообслуживание. Такое средство помогает развитию значимых мотивов, форм поведения, формированию заботы о людях, живой природе, окружающих предметах.

Деятельность ребенка оказывает воспитательное влияние при условии, что она имеет организованную форму, иначе значение ее становится нейтральным.

Для реализации задач воспитания создаются условия, способствующие развития основных качеств с раннего возраста, формирующие культуру воспитания личности, отношение к труду, его результату, трудящемуся человеку.

Самостоятельная деятельность ребенка используется на всех этапах воспитания. В длительный школьный период формы самостоятельной деятельности разнообразны. Среди них выделяются:

  • трудовые акции, помощь ветеранам, иные волонтерские формы;
  • мероприятия, направленные на благоустройство, ремонт;
  • производственную практику.

Самостоятельный труд дошкольников имеет определенные требования. Используется два его вида: индивидуальный, коллективный.

Индивидуальные формы характеризуются тем, что большая часть работы выполняется ребенком индивидуально, но обязательно под контролем воспитателя. Это создает оптимальные условия для понимания, осознания общественной направленности, значимости достигнутого результата, для качественного освоения результативных действий, а затем сложных процессов под руководством воспитателя-взрослого.

Материал дополнит статья о проблемах трудового воспитания детей.

В индивидуальной работе внимание уделяется постоянному контролю за правильностью, точностью выполнения, качеством результата, аккуратностью, дисциплинированности при работе, контролю за порядком, темпом, деловитостью.

В дошкольном возрасте появляется первая возможность коллективного труда с характерными особенностями: значимая цель, разделение обязанностей, коллективный результат, ответственность участников трудового процесса, зависимость детей друг от друга. В коллективной работе возникают условия для проявления взаимопомощи, требовательности друг к другу, взаимной ответственности.

С приобретением начальных навыков, умений работать совместно организация коллективной формы значительно усложняется.

Художественные средства

Художественными средствами считаются: живопись, литература, музыка и практически все другие направления художественного искусства. Эти произведения вызывают эмоциональный интерес, желание становиться похожим на того, чьи произведения дошли к нам через года, века; на того, кто работает, трудится, помогают понять важность, показывают всю значимость трудолюбия как важнейшего качества личности. Особенно важным использование художественных произведений становится в ДОУ.

В педагогическом процессе эффективны все художественные средства. Их роль своеобразна. Слушая музыку просто так, рассматривая картины, трудиться не научить. Только с соблюдением отдельных принципов средства начинают действительно работать и оказывать помощь при формировании важнейших трудовых качеств.

Литература предоставляет начальные знания о возникновении профессий, процессе изготовления повседневных вещей, знаменитых людях, внесших огромный вклад в историческое развитие человечества. Художественные произведения дают обобщение роли, пользы труда, взаимопомощи профессий. У детей складываются позитивные образы, к которым они начинают стремиться, создавая себя.

Произведения изобразительного искусства показывают процесс труда и обладают определенным эмоциональным настроением. Иногда это радость, подъем эмоций, в другом случае — спокойная передышка, наслаждение результатом работы.

Труд нелегок и непрост. Дети должны это понимать, чтобы научиться сформировать отношение к людям, трудящимся на благо общества с уважением, сочувствием, гордостью. Для этого воспитатель может порекомендовать родителям посетить с ребятами картинную галерею, выставку или посмотреть репродукции картин дома, побеседовать о содержательном смысле произведений.

Помогает появлению желания трудиться и музыка. Музыкальные записи можно положительно использовать в группе, на участке. Они способны поднять настроение, придать текущей рутинной работе последовательный ритм. Под музыку работа становится приятнее и намного легче. Ее рекомендуется применять при проведении коллективной уборки групп, классных кабинетов, во время элементарного ручного труда, при работе на участке.

?

Все средства художественного профиля приносят максимальный эффект в педагогическом процессе при их использовании систематически, во взаимодействии друг с другом, и при наличии их организации.

Ознакомление с трудом взрослых

Ознакомление с разнообразным трудом других способно существенно расширить представления маленького человека о деятельности других людей, дать первоначальные знания о ее значимости, важности, а также формирует положительное отношение к ней.

Знакомство с взрослым трудом включает рассказы о создании продуктов труда, знакомство с человеком-тружеником, разными профессиями. Оно формирует начальное понимание содержательной части будущей деятельности ребенка, воспитывает общее уважение к труду.

Знакомство с человеком-тружеником — основное направление применения этого средства воспитания, на фоне которого ознакомление с процессом труда приобретает второстепенное значение, оно становится содержанием, раскрывающим особенности деятельностной сферы человека.

Ознакомление с трудом дает знания о составе, порядке действий, дети выясняют, что разделение, выполнение действий ускоряет получение результата, сильно улучшает его качество. Дети быстро начинают понимать, что, если каждый умеет хорошо делать свое дело, результат становится намного лучше.

Народные традиции

Произведения народного фольклора (пословицы, поговорки, сказки) — «жемчужины мудрости народа», способные оказать неоценимую помощь при любом направлении воспитания, особенно для детей дошкольного возраста. Они помогают лаконично похвалить, неброско подбодрить ребенка, высказать отношение к его лени, озорству, подчеркнуть важность любой работы. Пословица не воспринимается как укор или нотация, поэтому она так эффективна как средство народного воспитания.

Ценность труда, его моральная составляющая утверждается сказками. В народных, современных сказках положительный персонаж трудолюбив, готов помочь другому, поэтому вознаграждается любовью, богатством, мудростью. Отрицательный герой ленив и недисциплинирован.

Читая сказки, воспитатель способен решить несколько важнейших задач. Со сказками дети узнают о профессиях, появляется интерес к работе взрослого человека, формируется осознанное отношение к ней, складывается комплексный образ, к которому ребёнок начинает вскоре стремиться, создавая себя сам.

Воспитание в школе и дошкольном учреждении

В дошкольном учреждении трудовое воспитание — это приобретение начальных элементарных качеств, связанных с трудовой сферой жизни, формирование начальных знаний о простых процессах, простейших умениях, навыках. Оно осуществляется через разнообразное воздействие на дошкольников средств трудового воспитания, в том числе путем приобщения, вовлечения детей в разные виды деятельности: самообслуживание, бытовую работу, труд в природе.

?

Формированию трудолюбия у дошкольников способствует общение с природой посредством ухода за комнатными, уличными декоративными растениями или животными в живом уголке при его наличии.

Основное направление воспитания школьников — начальная профессиональная ориентация, ознакомление с особенностями деятельности в обществе, его трудовой культурой, распространенными профессиями.

Конечный итог воспитания в школе — профессиональный выбор. Трудовое обучение в школе проводится на уроках, с помощью мастерских, при работе на учебных участках, пришкольной территории. Программа обучения обеспечивает трудовую подготовку, включение учащихся в посильный производственный труд, имеющий общественную направленность.

Средства трудового воспитания разнообразны по форме воздействия, однако, цель их применения едина — формирование важнейших качеств человека как труженика: трудолюбия, усидчивости, ответственности, дисциплинированности. Эти качества делают человека необходимой, значимой частью окружающего общества.


Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

vospitanie.guru

цель, задачи, планирование трудового воспитания в соответствии с ФГОС, проблема трудового воспитания дошкольников

Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников. В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.

Главная цель трудового воспитания дошкольников — формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых.

В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи:

  1. Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни.
  2. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков.
  3. Воспитание уважительного отношения к любому труду.

Виды труда и задачи

ФГОС ДО предполагает следующие виды труда:

  • самообслуживание;
  • хозяйственный труд;
  • труд природный;
  • ручной труд.

По каждому виду можно выделить определенные задачи трудового воспитания дошкольников.

Вид труда

Задачи

самообслуживание

  • учить самостоятельно ухаживать за собой: одеваться, раздеваться по четкому верному алгоритму, правильно складывать вещи, уметь ухаживать за своими вещами, обувью и игрушками;
  • учить самостоятельно выявлять загрязнения и повреждения одежды и грамотно их устранять, а также находить подобное у друга и помогать ему исправлять;
  • учить самостоятельно готовиться к занятиям, приему пищи, прогулке и ко сну.

хозяйственный

  • продолжать учить сохранять порядок в помещении, а в случае выявления неполадок совместно с воспитателем устранять их;
  • приучать детей к уличному труду: убирать мусор, очищать дорожки от грязи, снега и песка;
  • учить самостоятельно трудиться в столовой учреждения: готовить и накрывать столы (только те блюда, которые ребенку по силам донести, чаще это тарелки с хлебом и сыром или фрукты), убирать за собой грязную посуду и оставлять после себя чистые столы и помещение;
  • учить самостоятельно готовить рабочее место, наводить порядок и убирать предметы работы после занятий.

природный

  • воспитывать уважительное отношение к окружающему миру;
  • учить заботиться о животных, которые имеются в ДОУ, а именно: убирать за животными, своевременно чистить клетки и менять воду, следить за наличием пищи у питомцев;
  • воспитывать в детях стремление помогать взрослым в огороде или саду: садить, поливать, убирать сорняки.

ручной

  • учить самостоятельно пользоваться предметами ручного труда на занятиях;
  • учить малышей самостоятельно делать простые аппликации, картины, открытки, сувениры и украшения;
  • формировать у детей желание починить и восстановить игрушки, книги и прочие предметы;
  • учить детей грамотно и экономно расходовать используемый материал.

Важно учесть, что первые два вида трудовой деятельности должны формироваться на протяжении всех лет пребывания в садике, а обучение ручному труду начинается только за 1-2 года до выпуска из дошкольного учреждения.

Как влияет на ребенка каждый из видов труда?

Благодаря формированию навыков самообслуживания у воспитанников возникают такие качества, как уверенность в себе, способность самостоятельно решать свои проблемы и быть независимым от родителей или других важных взрослых.

Реализация задач хозяйственного труда позволяет детям понять, что они самостоятельно и без какой-либо помощи могут улучшать окружающую среду. Все те знания, которые даст детям ДОУ, сыграют значительную роль в будущем.

Трудовая деятельность в отношении природы помогает детям повысить свое настроение, самооценку; позволяет научить детей самостоятельно выращивать какой-либо продукт, цветок и выполнять за ним должный уход; развивает мыслительные процессы у ребенка.

Обучение ручному труду помогает детям поверить в свои силы и понять, что они самостоятельно могут сделать красивую вещь и порадовать ею не только себя, но и своих близких.

Исходя из вышеперечисленного стоит сделать вывод, что очень важно включать в план по воспитанию все виды деятельности, ведь только благодаря этому воспитатель сможет выпустить из детского сада полностью подготовленного к школе и взрослой жизни человека.

Формы организации трудовой деятельности

Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников следует использовать следующие формы:

  • поручения;
  • дежурства;
  • совместный труд.

Рассмотрим подробно все аспекты каждой из форм.

Поручения – самое приятное и эффективное средство воспитания и развития трудовых качеств. Детям очень нравится, когда им дают поручения авторитетные для них взрослые, а для того, чтобы получить похвалу от этого человека, они будут стараться выполнить поручение хорошо, быстро и правильно.

Поручения бывают трех видов: индивидуальные, групповые, общие.

Начинать стоит с поручений конкретно одному ребенку, и только потом, в более старшем возрасте, переходить к групповым. Кроме того, в младшем возрасте поручения должны быть мелкими и легкими. По мере роста ребенка следует усложнять поручения.

Очень важно всегда хвалить ребенка не только за успешное выполнение, но и за стремление и желание помочь. Не стоит считать, что помощь ребенку в поручении окажет негативный результат, наоборот, помогая малышам, вы реализуете у них чувство защищенности и уверенности в других.

Дежурства – определенная задача, предоставленная нескольким воспитанником детского сада, требующая особой ответственности. Благодаря дежурству дети чувствуют свою значимость для дошкольного учреждения, ответственность за выполнение задания и понимают, что их роль и активное участие в группе имеют важное значение. Кроме того, дежурства объединяют детский коллектив, а общее дело помогает детям лучше узнать друг друга.

Совместный труд позволяет малышам правильно распределить обязанности, выбрать роли для каждого участника и нести ответственность за выполнение своей работы перед группой. Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС реализуется через перечисленные формы деятельности, которые были выбраны опытными педагогами благодаря проведенным исследованиям.

Как правильно распределять занятия?

Для того чтобы реализовать цель трудового воспитания дошкольников, необходимо грамотно составлять план деятельности. Очень важно в подборе видов деятельности учитывать возрастные особенности.

Стоит отметить, что нужно использовать все формы деятельности и распределять их с уместной для детей нагрузкой.

Неверное планирование трудового воспитания в соответствии с ФГОС ДО и его итог

Действие

Итог

Воспитатель использует в один день все три формы трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания дошкольников реализуются в слабой мере, за счет сильной нагрузки на детей. Воспитанники считают себя не личностями, а подчиненными, от которых требуют много работы.

Воспитатель использует одну форму деятельности в неделю.

Поскольку во всех видах форм задействовать всех детей абсолютно невозможно, то трудовое воспитание в соответствии с ФГОС будет проявляться только у части воспитанников, которая была больше задействована в деятельности.

Воспитатель неправильно рассчитывает степень сложности заданий.

Для маленьких детей он дает сложные задания, а ребятам из старшей группы – простые и легкие. Такой подход вызовет у детей негативное отношение к трудовой деятельности, поскольку им будет либо очень легко, либо слишком сложно. Более того, данный метод может полностью отбить желание трудиться и уважать людской труд.

Для того чтобы избежать подобных ошибок, необходимо грамотно распределять обязанности детей в процессе трудового воспитания.

Возможные варианты заданий для разных возрастов

С целью максимально точно реализовать задачи трудового воспитания дошкольников была составлена примерная таблица видов деятельности для каждой группы. Ознакомиться с ней можно ниже.

Группа

Варианты заданий

Ясельная\Младшая

Две группы объединены в один тип, так как возраст малышей и их возможности примерно одинаковы. В этом возрасте можно дать такие поручения, как полить цветок из детской лейки (только один горшок, если же улица, то одна небольшая клумба), отнести небольшой предмет из одного места в другое, повесить свою одежду сушиться. Дежурства и коллективные задачи в таком возрасте не применяются.

Средняя

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС в средней группе требует немного усложнить поручения. Например, самостоятельно полить все цветы в группе, аккуратно развесить свои вещи, красиво расставить игрушки и т.д.

Начинается знакомство с новой формой трудовой деятельности – дежурством. Самое первое дежурство – по столовой. Детям необходимо следить, чтобы на столах у каждого были приборы, хлеб, сыр и внимательно наблюдать, чтобы все воспитанники помыли руки перед едой. Возможно также поручить дежурным подать на стол фрукты или овощи, но не полностью на стол, а по 2 штуки.

Старшая

В старшей группе дети уже более взрослые, и их возможности значительно расширились. Теперь стоит вводить такой вид трудового воспитания, как коллективная работа. Рекомендуется начать с интересной и увлекательной деятельности. Хорошей коллективной работой в таком возрасте будет выращивание цветка группой. Каждый из детей распределит свои обязанности: кто-то следит за поливкой, кто-то за рыхлением земли, а кто-то — за достаточным солнечным освещением. Таким образом воспитатель формирует у дошкольников чувство любви и заботы к окружающей среде и способность выполнять работу в коллективе.

Подготовительная

Трудовое воспитание в соответствии с ФГОС ДО в данной группе предназначено для серьезной подготовки будущих выпускников детского сада к большим переменам. Это будет новый этап жизни – школа. Поэтому очень важно подготовить самостоятельного, воспитанного и трудолюбивого первоклассника. Для этого необходимо чередовать все формы трудовой деятельности. Обязательно один раз в неделю проводить коллективную работу, но непродолжительную. То есть работа должна быть начата и закончена в один и тот же день. Это может быть изготовление коллажей, уборка в уголке животных или на улице и т.д.

Воспитатель обязан максимально развить стремление к труду и желание трудиться.

Труд и родители

Также важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС для родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду.

Те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют. Последствия таких разногласий разные: минимальное – ребенок будет постоянно не уверен в том, правильно ли он выполняет задание, максимальное – если в одном месте нужно делать так, а в другом так не нужно и нужно по-другому, то ребенок решит, что взрослые сами не знают, что ожидают от малыша и придумывают правила самостоятельно. А если такие требования – лишь выдумка, то их можно не выполнять.

Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Для этого необходимо как можно чаще устраивать родительские собрания, где договариваться о правилах, заданиях и методах воспитания детей. Родители, в свою очередь, должны посещать все собрания и принимать в них активное участие.

Помните, только объединившись можно добиться положительных результатов! Не стоит сваливать всю работу на воспитателей, а затем учителей. Их цель лишь направить детей в нужную сторону, а ваша – приложить все усилия, чтобы ребенок научился.

Гигиенические условия

Для того чтобы трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО имело положительный результат, обязательно нужно следить за гигиеной детей и чистотой предметов, с которыми они работают.

Эффективность трудового воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС повышается, когда работа проходит на свежем воздухе. Если же дети трудятся в учреждении, то необходимо регулярно проветривать помещение и следить за чистотой предметов.

Когда дети трудятся над какой-либо поделкой или рисуют, помещение должно быть хорошо освещено, дабы не навредить детскому зрению.

Большое значение имеет поза для труда. Нельзя чтобы воспитанники больше часа находились в одной позе, так как это очень вредно для формирующегося позвоночника.

Важность трудового воспитания дошкольников

Человек должен обучаться труду, так как это единственный источник благополучного существования. Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и достаток в будущем. Обученные труду с младенчества дети более самостоятельны, легко приспосабливаются к любым условиям и быстрее решают различного рода проблемы. Трудолюбие позволяет человеку обрести уверенность в себе и завтрашнем дне.

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС направлено на максимальное развитие знаний, умений и навыков ребенка, благодаря чему воспитанник детского сада сможет благополучно развиваться дальше и получать уважение близких, друзей и даже незнакомых людей.

Заключение

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС в таблицах, приведенных в статье, подробно раскрывает суть и проблемы формирования трудолюбия.

Самое главное – начать вовлекать детей в трудовой процесс с малых лет. Делать это нужно в игровой форме, но с определенными требованиями. Обязательно нужно хвалить ребенка, даже если у него что-то не получается.

Важно отметить, что работать по трудовому воспитанию нужно в соответствии с возрастными особенностями и важно обязательно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка.

И помните, только вместе с родителями можно полностью реализовать трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС!

fb.ru

41. Условия и средства трудового воспитания дошкольников

Условия трудового воспитания:

— создание эмоционально-положительной атмосферы в процессе труда;

— организация материальной среды и трудового оборудования;

— учёт объёма нагрузки при выполнении трудового задания, работы;

— учёт индивидуальных интересов, склонностей ребенка к определённому виду труда; состояния здоровья;

— включение воспитателя в труд детей на правах партнёра;

— обеспечение нравственно-ценной мотивации;

— формирование экономического образа мышления через ознакомление с экономическими категориями: деньги, вещи, труд, стоимость;

— создание предпосылок экономического воспитания дошкольников в труде;

— разнообразие трудовой деятельности детей, гигиенические требования к организации трудовой деятельности детей и трудовому оборудованию;

— методически правильное руководство, направленное на одновременное решение задач обучения и воспитания.

Средства трудового воспитания:

— Собственная трудовая деятельность детей;

— обучение трудовым навыкам и организации труда;

— Ознакомление с трудом взрослых;

— организация трудовой деятельности;

— Художественные средства: худ. литература, музыка, изодеятельность.

40. Формы организации элементарной трудовой деятельности дошкольников.

Выбор формы организации тр-ой деят-ти детей зависит прежде всего от:

1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;

2) уровня трудового опыта детей;

3) конкретных восп-ых задач.4) содержания труда.

Тр. Поручение – возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников.

Особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; это наиболее простая форма организации тр. деят-ти дошк-ов. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивид-ые или совместные), времени исполнения (кратковр-ые, эпизод-ие, длительные).

Содержание: поручения детям мл-их гр. носят преимущественно инд хар-р: по просьбе восп-ля помочь вынести на участок игрушки и т. д.; В ср. гр. детям дают поручения полить комнатные растения, и др.; в ст. гр. восп-ль привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения – задания, рез-тат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, и др.), даются поручения общественного характера (помочь детям мл-их гр)

Дежурства — такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Особенности: это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, требующая большей самостоятельности. В практике работы ДУ используется несколько видов дежурств, которые вводятся постепенно: по столовой (2-ая мл. гр.), подг. к зан. (ср. гр.), по уг. прир. (ст. гр.).

Коллект-ый тр. – общая тр-ая деят-ть, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника).

Условия:

I. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необх-ый опыт работы в небольшом коллективе.

2. целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое-либо общее задание.

3 содержание общей работы включаются виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, 4. Трудом должны быть охвачены все дети.

Способы объединения детей в труде:

Тр. рядом – используется, начиная с мл. гр.; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в ‘инд-ом темпе, а восп-лю – учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;

Общий тр. – один из видов собственно коллект-ого тр., в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников; Впервые может быть организован в средней группе имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, Совместный тр., его особенностями являются:

А) наличие ряда послед-ных этапов (каждый ребенок вып-ет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает рез-тат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;

Б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;

в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

studfiles.net

Средства и формы трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников имеет большое значение для развития личности. Родители часто задумываются над тем, в каком возрасте прививать любовь к труду, как сформировать положительное отношение к трудовой деятельности. Воспитание трудолюбия у дошкольников следует начинать как можно раньше, и осуществляться оно должно как в рамках детских учреждений, так и дома. Это способствует созданию нравственных ориентиров, формирует трудолюбие, осознание полезности труда.

Задачи и цели трудового воспитания дошкольников

Выделяют следующие задачи трудового воспитания дошкольников:

  1. Создание положительного отношения к трудовой деятельности.
  2. Совершенствование необходимых умений и навыков.
  3. Становление самоорганизации и самодисциплины.
  4. Формирование основ коллективного труда, взаимовыручки и доброжелательного общения между детьми при совместной работе (согласование деятельности, оказание помощи друг другу).

Значение трудового воспитания детей дошкольного возраста сложно переоценить. Главной целью трудового воспитания дошкольника является становление самостоятельной, нравственно развитой личности. Организация трудовой деятельности дошкольников основывается на систематичности занятий. Принципы трудового воспитания заключаются в соответствии нагрузки возрасту и личным особенностям.
Методика трудового воспитания состоит в объяснении и демонстрации трудовых операций, обучении отдельным действиям.

Определяющие формы организации трудовой деятельности дошкольников: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд (поделки, рисунки и т.д.).

Средства трудового воспитания дошкольников

Существуют следующие средства трудового воспитания дошкольников:

  1. Знакомство с трудом взрослых, которое способствует расширению представлений дошкольников о значимости труда и уважительном отношении к нему.
  2. Собственная трудовая деятельность дошкольника. Собственный труд — это необходимый элемент воспитания трудолюбия у дошкольников. В процессе труда у детей развиваются навыки и умения, желание достигать результата, удовлетворяется потребность приобщения к кругу взрослых.
  3. Художественные средства.

Для формирования позитивного отношения к труду целесообразно использование различных художественных средств в трудовом воспитании дошкольников. Герои сказок учат помогать друзьям и родителям. Лентяи высмеиваются и попадают в сложные ситуации, но в результате понимают, что труд — это полезное дело. Например, можно вместе с детьми почитать «Мойдодыр» Чуковского, понаблюдать за хозяйственностью домовёнка Кузи из одноименного мультфильма, посмеяться над Вовкой из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве», задуматься о мудрости народных пословиц и поговорок. Отдельно стоит упомянуть о музыке. Музыка в процессе трудовой деятельности детей способна повысить настроение, придать работе ритм, сделать физический труд приятнее.

Рассмотрим, как происходит развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте, что ее определяет и направляет. Для каждого возраста выделяют свои особенности трудовой деятельности.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Проблемы трудового воспитания дошкольников 3-4 лет связаны с их возрастными особенностями развития.

Самообслуживание еще вызывает определенные сложности (недостаточное развитие мелкой моторики, трудность запоминания последовательности действий, быстрая отвлекаемость). Однако детей уже можно привлекать к посильному труду. От взрослого потребуется доброжелательность и терпение. Тем не менее таким малышам уже под силу выполнить простую хозяйственно-бытовую работу: убирать свои игрушки на место, аккуратно сложить книги, подмести снег во дворе. Лучше всего приучать к таким действиям в виде игры.

В этом же возрасте дети учатся самостоятельно одеваться. Формируя этот навык, нужно называть предметы одежды и проговаривать выполняемые действия, что будет способствовать расширению словарного запаса у детей. Дети в таком возрасте также с удовольствием наблюдают за работой взрослого, поэтому важно комментировать, чем сейчас занят родитель или воспитатель. Нужно проговаривать действия, когда ребенок пытается подражать взрослому.

В младшем дошкольном возрасте дети помогают взрослым собирать урожай, поливать растения, подкармливать птиц. Обязательно нужно хвалить ребенка за любые попытки помочь, отмечать и поощрять малейшие успехи. Однако следует помнить, что в таком возрасте дети еще легко утомляются, быстро отвлекаются, поэтому нужно давать ребенку только посильные поручения, рассчитанные на непродолжительное время и в игровой форме.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

В этом возрасте дети уже довольно самостоятельны, могут обслуживать себя сами, и это является постоянной составляющей их режима дня. Развитие таких навыков заключается в совершенствовании действий, организации поведения. Именно в среднем дошкольном возрасте формируются начальные навыки самоорганизации. Какие-то вещи дети пытаются делать без напоминаний, например, убирать на место свою одежду, заправлять постель после сна. Такие ежедневные действия постепенно входят в привычку.

Особую значимость приобретают сюжетно-ролевые игры, на которых основывается трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Важно начать знакомить дошкольников с миром профессий, их важностью и актуальностью. Это создает заинтересованность в трудовой деятельности, учит стремлению помогать взрослым, пониманию важности любой работы. В среднем дошкольном возрасте привлекает возможность не только быть как взрослый, но и осуществлять какие-то простые действия на «взрослом» уровне. Поэтому дети, как правило, с радостью играют в повара и с желанием готовят.

В этом возрасте значительно расширяется содержание хозяйственно-бытового труда дошкольников. Детям уже вполне по силам навести элементарный порядок, подмести пол, протереть полки от пыли, помыть свои игрушки. В детских учреждениях можно организовывать дежурства. Дежурства могут быть в столовой, на занятиях (помогать раскладывать взрослому материалы), в живом уголке (самостоятельно поливать цветы, определять потребность во влаге, протирать от пыли листья растений, собирать урожай, ухаживать за животными). Взрослый проверяет деятельность дежурных, т.к. дети еще не замечают своих промахов и недочетов и не в состоянии справиться с ними без помощи.

Диагностика трудовых навыков и умений заключается не только в оценке овладения какой-то деятельностью. Важно показать, как исправить ошибку, и похвалить детей. Это способствует закреплению полученных трудовых навыков и аккуратности при дежурстве, развивает самостоятельность, активизирует инициативу в выполнении поручений.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Дети старшего дошкольного возраста могут работать коллективно, распределять полученные обязанности. Своеобразие трудовой деятельности заключается в том, что игра продолжает оставаться основным видом деятельности, но дети уже с удовольствием помогают взрослому (убираться дома, работать в саду и огороде). Важный момент — подготовить все необходимое и правильно организовать пространство. Пусть инвентарь будет ярких цветов, одежда — нарядной, а места — достаточно для удобной работы. Это будет способствовать получению эстетического удовольствия от процесса трудовой деятельности.

В старшем дошкольном возрасте развиваются новые, более сложные навыки самообслуживания (гигиенические процедуры, уход за обувью и т.д.). Вырабатываются основы поведения в обществе, любовь к чистоте и опрятности. Хозяйственно-бытовой труд становится содержательнее и регулярнее. Старшие дошкольники поддерживают чистоту, помогают младшим, ремонтируют игрушки и книги. Они могут осваивать сложные способы работы в живом уголке (подкармливать растения, высаживать рассаду, ухаживать за аквариумом и т.д.). В результате труда приобретаются новые знания о жизни живых организмов, формируется ответственность за них, приходит понимание фенологических изменений в природе, расширяется словарный запас. Труд становится осознанным, систематическим, а сбор урожая приносит радость. Тем не менее нужно следить, чтобы дети не переутомлялись и работа была в радость.

Отдельно стоит отметить ручной труд — создание поделок из различных материалов (пластилин, цветная бумага, гербарий), а также вышивание, макраме, рисование и т.п. Творчество развивает фантазию, вызывает огромный эмоциональный отклик, способствует самовыражению детей, удовлетворению трудовой деятельностью. Такое трудовое воспитание дошкольников учит проявлять добросовестность, терпеливость, чтобы изделие имело красивый и аккуратный вид. Такие поделки будут отличным подарком друзьям и родственникам, научат трудиться, чтобы доставить радость близким людям.

Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности — это важная составляющая часть развития и формирования цельной гармоничной личности. Необходимо помнить, что дети очень любят подражать взрослым. Покажите им наглядный пример. Поощряйте, а не отталкивайте, под предлогом, что самому сделать быстрее. И совсем скоро вы приобретете помощника, который не только будет ценить ваш труд, но и с удовольствием помогать наводить порядок.

Полезные материалы

doshkolnik.net

Теоретические основы трудового воспитания дошкольников. Задачи трудового воспитания дошкольников

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников — целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.Значение труд.воспитания:Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения егостановятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я.А.Коменский, Дж.Локк, И.Г.Пестолоц-ци, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) и современных исследованиях(Р.С.Буре, Г.Н.Година, В.И.Логинова, В.Г.Нечаева, Д.В.Сергеева, А.Д.Шатова и др.).Цель всей системы трудового воспитания — нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности. Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста: I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь. 2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности. 3.Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,готовности принять участие в труде. 4.Формирование навыков организации своей и общей работы. 5.Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда — умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы. Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ТРУД.ВОСП-Я В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.: в младшей гр.:воспитание к трудовым действиям взрослых;приобщение к труду;воспитание преодолевать трудности. В средней гр.: формирование самостоятельности к самообслуживанию,формирование навыков коллективного труда. В старшей гр. : воспитание желания выполнять трудовые действия систематически;воспитание трудолюбия.



34. Труд по самообслуживанию: задачи, содержание, методика руководства в разных возрастных группах

САМООБСЛУЖИВАНИЕ— это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигие­нические правила. Специфика: перед ребенком всегда ставится кон­кретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необ­ходимо для него; результат, которого он достигает, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности. Значение: -трудовое воспитание дошкольников начинается с этого вида труда; -приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками; -очевидна его жизненная необхо­димость, направленная на удовлетворение повседневных личных по­требностей ребенка; -приучает к систематическому труду; дети на­чинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями; -воспитывается отри­цательное отношение к безделью и лени; -дети впервые устанавлива­ют известные отношения с окружающими людьми, осознают свои обя­занности по отношению к ним; узнают цену заботам о себе и приоб­ретают умение действенно заботиться о своих близких; -дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не об­ременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды. Содержание:в младших группах учат де­тей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не проливать еду, наклоняться над тарелкой, самостоятельно оде­ваться и раздеваться, умываться, правильно пользоваться полотен­цем, садиться за столтолько с чистыми руками; дети средней груп­пы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одева­нии, еде, перед ними ставится задача оказания взаимопомощи при одевании, оказания помощи малышам в одевании, уборке игрушек, воспитатель все больше обращается к сознанию детей; в старшем дошкольном возрасте большое значение придается длительным обязан­ностям по самообслуживанию, продолжают приучать бережно относить­ся к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги, включа­ют в обучение детей более младших групп элементарным умениям. Методы: показ каждого трудового действия и его последовательности подробное объяснение, общее напоминание, проверка и оценка, само­оценка, поощрение, наблюдение за поведением окружающих взрослых, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произ­ведений, просмотры кукольных спектаклей и др.

35. Хозяйствено-бытовой труд: задачи, содержание, методика руководства в разных возрастных группах.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД —поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, раздевальной, умывальной и спальной комна­тах) и на участке, помощь взрослым при организация режимных про­цессов.Значение:имеет такое свойство,какцикличность.В процессе его не только повторяются трудовые операции,но и возникают типично жизненные ситуации.При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий,умение устанавливать правильные деловые отношения,организованность,желание работать для всех.Постоянное выполнение подобных дел,особый эмоциональный настрой способствуют формированию трудолюбия, настойчивости,упорства,доброжелательного отношения к окружающим.Такой труд создаёт большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда:рациональной организации индивидуальной и коллективной работы,предварительного её планирования,умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания,бережного отношения к ним,стремления сделать работу хорошо и своевременно.В процессе х-б. труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам,умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его. ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА:у ребёнка на 3-ем году жизни формируются предпосылки,обеспечивающие возникновение трудовой деятельности:представления о бытовом труде взрослых,умение выполнить элементарное трудовое задание,совершать результативные действия и т.д. Дети должны уметь называть наблюдаемые трудовые действия взрослых в семье,детскомсаду,наулице.Наряду с формированием представлений о бытовом труде взрослых детей привлекают в качестве помощников.Всё это способствует овладению детьми трудовыми навыками,готовит их к более сложной трудовой деятельности в дальнейшем. Воспитатель,формируя элементарные трудовые навыки,опирается на большое стремление малышей к активности,самостоятельнойдеятельности,на их желание подражать взрослым.Задача воспитателя-поддерживать и поощрять настойчивое «я сам!», а также научить детей цеденаправленномудействию.Наиболее приемлемой здесь оказывается индивидуальная форма организации труда.Особое внимание воспитатель уделяет показу и объяснению,как надо выполнять то или иное действие.Приобщая малыша к труду,важно,чтобы он видел и цель действия,и результат работы.В формировании действий,необходимых для элементарного участия в х.-б.труде,воспитатель использует игры-занятия(«Как игрушки убежали от Коли»),игры-упражнения. ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА:Систематическое приобщение детей начинается с этого возраста. У детей от 3 до 4 лет предусматривается дальнейшее расширение и углубление знаний о хозяйственно-бытовом труде взрослых в детском саду и семье.Воспитатель обращает внимание на трудовые операции,надействия,необходимые в работе.Вместе с тем дети должны наглядно видеть результат труда.Воспитатель учит детей называть трудовые действия взрослых. Основное внимание педагог направляет на более широкое вовлечение детей в х.-б.труд.Малыши убирают с пола бумагу и мусор,вешаютполотенца,подметают на веранде пол,собирают листья на участке,сметают со скамеек снег.Так воспитывают желание участвовать в поддержании порядка в помещении и на участке.Важной задачей в работе с детьми является обучение их трудовым действиям,совершенствование навыков. Воспитатель,используя индивидуальную форму работы-поручение, показывает и объясняет ребёнку,что,в какой последовательности и как нужно делать,чтобы добиться нужного результата.Детальныйпоказ,точное объяснение каждого приёма,действия-всё это в совокупности обеспечивает освоение навыка работы.СРЕДНЯЯ ГРУППА: содержание х.-б. труда усложняется в основном за счёт увеличения количества процессов этого труда(стирают кукольную одежду,моютигрушки,накрывают на стол,подготавливают материалы к занятиям). Это требует от ребят знания конкретных приёмов и операций,умения пользоваться ими в нужной последовательности.Систематическое включение детей в х.-б.труд позволяет воспитывать привычку в трудовому усилию и такие качества личности,как самостоятельность, проявление заботы друг о друге,оказание услуги взрослым,стремление сделать для них что-то приятное.Важно учить понимать,что главным в достижении результата являются не столько личные интересы,личныепотребности,сколько потребности детского коллектива ,а также окружающих взрослых.Поэтому при организации х.-б. труда в средней группе воспитатель, поддерживая личную инициативу,личный мотив в процессе работы,стремится по возможности его изменить,придать ему общественно значимый смысл. Участие детей в выполнении трудовых задач общественного характера часто зависит от их желаний.Это обязывает педагога позаботиться в первую очередь о выполнении тех поручений,которые для ребят наиболее желанны.Наиболее доступной формой организации такого труда для детей 5-ого года жизни являются дежурства. Воспитатель внимательно наблюдает,как ребята относятся к выполнению своих первых общественных обязанностей,как у них складываются взаимоотношения со сверстниками. Включение детей в общую работу,создание разнообразных жизненных ситуаций при её выполнении позволяет воспитателю постепенно переключать ребят с деятельности,вызванной личными мотивами,надеятельность,мотивом которой оказывается помощь товарищу,взрослому. При организации х.-б. труда в ср.группе также нужно использовать игру. Для осмысления детьми значимости х.-б. труда в воспитат.работе используют соответствующую литературу. СТАРШАЯ ГРУППА: во время обедадети раздают третье блюдо,няне помогают после еды со стола убирать посуду; по окончании занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки,стаканы, стирают тряпки, используемые при наклеивании и рисовании, вытирают столы после работы; принимают участие в еженедельной уборке групповой комнаты; убирают постель. Дети должны делать это аккуратно, старательно. Повышаются требования к правильному пользованию предметами домашнего обихода,оборудованием труда: мыть и сушить его после пользования, хранить в порядке и в определённом месте. На 6-ом году жизни дети осваивают последовательность трудовых операций. Это помогает им овладеть навыками элементарного планирования и организации бытового труда. У детей 6-ти лет формируют умение дежурить: накрывать на стол, раскладывать материалы и пособия для занятий и убирать по окончании; всех детей привлекают к еженедельной уборке групповой комнаты. Они выполняют некоторые постоянные обязанности( убирать свою постель, игрушки, накрывать на стол). Одновременно с поддержанием у детей интереса и уважения к бытовому труду взрослых воспитатель решает задачу формирования обобщённых представлений о том,что каждый должен трудиться для других. В работе большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. В привлечении к х.-б. труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям выполнить какую-то работу. Основная форма организации х.-б. труда- включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания. ПОДГОТОВИТ.ГРУППА. Повышаются требования к самостоятельности и качеству выполняемых действий. Детей учат навыкам планирования своей и общей работы, умению сговариваться, изучать последовательность работы, распределять обязанности, подбирать и рационально использовать оборудование. Активное участие детей 7-ого года жизни в х.-б. труде осуществляется одновременно в 2-ух направлениях: через коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания и через выполнение поручений, обязанностей дежурных, дел, связанных с реализацией цели деятельности, полезной окружающим. Задача педагога- воспитывать и поддерживать у детей положительно-эмоц.отношение к х.-б. труду.Эта задача успешно решается,если, включая детей в х.-б. труд, им дают почувствовать,что их труд нужен всем,т.к. они создают чистоту и красоту окружающей обстановки.В работе с детьми следует практиковать включение их в такую работу, результаты которой важны для сотрудников детского сада. Чтобы дети научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует в процессе обучения х.-б. труду на первых порах давать им конкретные трудовые задания,поручения.Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научатся выполнять их самостоятельно. Важным фактором воспитания у детей интереса к х.-б. труду явл. общение их в процессе совместной деятельности. Приучая к систематическому х.-б. труду, надо чаще использовать игровые формы его организации.

 

36. Труд в природе: задачи, содержание, методика руководства в разных возрастных группах.

Труд детей в природе создаёт благоприятные условия для физич.развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет и для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде,как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. На основе собственного опыта ребёнок наглядно убеждается в потребностях живых организмов. Системетическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им радость . Труд в природе способствует и развития наблюдательности детей, воспитывает у них интерес к сельско-хозяйственному труду и уважение к людям,которые им занимаются.Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.Существуют различные формы организации трудовой деятельности. В практике детских садов широкое распространение получила организация фронтальных трудовых процессов, проводимых в виде занятий ( в уголке природы, на огороде и в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд и клумб,посеву, уходу за огородом,сбору урожая). Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые навыки и умения, а воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, за отношением ребёнка к получению результата. ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА. Возможности детей этого возраста крайне ограничены, трудовое воспитание осуществляется главным образом в процессе ознакомления малышей с доступными явлениями,происходящими в природе. Воспитатель планомерно сообщает детям знания и формирует у них необходимые умения, ставит перед детьми умственные и практические задачи. Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрывает пути решения поставленных задач, направляет деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий; объяснение сочетает с восприятием, действиями и речью самих ребят. Педагог должен предлагаемое содержание делать для детей наглядным, а требования предъявляемые им, доступными и понятными. Существенную роль в приобщении детей к труду играет ознакомление со свойствами природных материалов.Во время наблюдений за живостными детям дают простейшие поручения по уходу за ними. Малыши должны знать и уметь называть наблюдаемые трудовые действия взрослых.Этому способствуют серии последовательных разнообразных наблюдений, проводимых с подгруппами детей. Для ребёнка постепенно приобретает значение содержательная сторона деятельности.Можно предложить некоторым детям помочь воспитателю.Постепенно воспитатель приобщает малышей к выполнению простейших поручений. ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.У детей воспитывают интерес к работе по выращиванию растений, уходу за живостными и обучают элементарным правилам её выполнения.С обитателями уголка природы дети знакомятся в течение года. Поэтому знания об их жизни могут быть более полными и больше связанными с посильным участием детей в уходе за ними.Выполнение несложных поручений становится повседневным.Уход за животными сводится главным образом к их кормлению, т.к. эта работа доступна маленьким детям по содержанию и физическим усилиям. Обучение детей уходу за растениями начинают с процесса полива, с усвоения детьми приёмов этой работы: правильно держать небольшую леечку,носиком лейки упираться в край горшка. Совместная деятельность детей и взрослых носит здесь уже систематический характер. СРЕДНЯЯ ГРУППА.У детей воспитывают устойчивый интерес к педметам и явлениям природы, сознательное отношение к труду по выращиванию растений и уходу за животными. Воспитатель организует наблюдения детей в природе, руководит ими,учит детей сравнивать и группировать знакомые предметы по характерным признакам. Уже с начала года воспитатель систематически привлекает ребят к поливу растений, рыхлению земли, кормлению животных.В процессе такого труда педагог формирует умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия.Вначале к работе он привлекает по желанию 2-3 детей, а затем они работают поочерёдно. Давая поручения, надо учитывать особенности детей: тем, у кого внимание неустойчивое, дать несложные задания ( заготовить воду для поливки,посмотреть,съеден ли корм животными). Умеющим доводить начатое дело до конца дают более сложные поручения ( ложечкой насыпать корм рыбкам,полить растения).Иногда детям предлагаются индивидуальные задания: выделяют кому-то из них растение для ухода, несколько бороздок на огороде.Выполнение индивидуальных заданий и поручений повышает самостоятельность, воспитывает инициативу детей в использовании полученных знаний и умений.Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того ,что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия. Необходимо заботиться о том,чтобы малыши испытывали радость о труда. СТАРШАЯ ГРУППА.Необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своём участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать листья для сжигания, свозить ботву в ямы, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников;принимать посильное участие в заготовке кормов для животных и птиц, овощей и фруктов на зиму дома.Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями уголка природы,выращивать для них корм .Весной перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы , сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду, в цветнике.Рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду,вцветнике.Рыхлитьземлю,поливать,прореживать,пропалывать, подвязывать растения, собирать урожай-летом. Уметь правильно пользоваться лопатой,совком,граблями,лейкой. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ: детей приучают к более сложным формам трудовой деятельности, воспитывают чувство ответственности за порученное дело ,развивают интерес и любовь к труду, стремление настойчиво добиваться результатов в труде,имеющих значение для окружающих, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, умение сговариваться, распределять обязанности.Развивается желание браться за работу по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, не избегая неприятной работы. Дети 6-7 лет должны без напоминания взрослого определять необходимость поливки растений. Продолжают обучать приёмам содержания растений в чистоте: пыль смывать тряпочкой только с плотных, гладких листьев, растения с нежными и ворсистыми листьями обрызгивать. Не вызывает у ребят затруднений и рыхление.Прежде чем рыхлить, они внимательно осматривают поверхность земли в горшке, ищут на ней трещины, заплывчатость, отставание земляного кома от стенок горшка.Дети 7 лет овладевают правильными приёмами рыхления: стараются держать палочку не в кулаке и не как карандаш,а брать её сверху. В старшем дошк.возрасте для повышения самост-ти и ответственности за качество работы можно применять разделение труда.В первых работах по подготовке почвы разделение труда строится по процессам-это простая форма организации труда,когда подгруппы детей выполняют определённый объём однотипной работы.По мере овладения детьми всем процессом следует применять разделение труда внутри процесса- это более сложная форма и результативная форма.При этом каждый участник должен хорошо знать весь процесс, значение и место каждого приёма. Тогда он будет понимать,что успех всей работы зависит от коллективных усилий, от правильного и ответственного выполнения её каждым.

megaobuchalka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о