Компоненты воспитания: 7.Структура воспитательного процесса

7.Структура воспитательного процесса

Основными компонентами воспитательного процесса являются: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания.

Содержательный компонент включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно.

Содержание воспитание отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений.

Операционно — деятельностный компонент определяет комплекс педагогических средств реализуемых педагогом и, по сути, представляет воспитательную работу по реализации задач воспитания учащихся на основе поставленных целей.

Аналитико-результативный компонент предполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса, которое характеризуется изменениями в уровне воспитанности учащихся.

Воспитанность учащихся — это степень (мера) соответствия его развития требованиям, предъявляемым обществом.

8.Средства воспитания

Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств. Метод может быть также определен и как способ управления деятельностью, в процессе которой осуществляется самореализация личности, её социальное и физическое развитие.Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие. Средство воспитания – это уже не прием, но еще и не метод. Например, труд — средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе — это приемы, с помощью которых организуется использование данного средства в целях воспитания.

К средствам воспитания относятся речь педагога, а также различная деятельность: трудовая, игровая, учебная. Особым средством воспитания является коммуникативная деятельность (общение), поскольку при общении происходит не только обмен информацией, на и взаимное влияние участников общения друг на друга. К средствам относятся также различные объекты, используемые как предметная поддержка воспитательного процесса (плакаты, иллюстрации, репродукции, музыкальные и художественные композиции, элементы эстетического оформления окружающей среды и т.д.).

9.Принципы воспитательной работы.Содержание коррекции личности

Принципы воспитания- общие требования , определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил , рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.(1. Принцип связи воспитания учащихся в специальных школах с социально-культурной средой. 2. Принцип комплексности, целостности , единства всех компонентов воспитательного процесса.3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной , активной деятельности школьников.4.Принцип гуманизма. 5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. 6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив.7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

8. Принцип единства требований специальной школы , семьи , педагога и общественности.)

Цель коррекции развития личности заключается в формирование социального опыта, навыков культурного поведения и социального взаимодействия, т. е. успешной социализации: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»Социализация — это процесс и результат усвоения человеком общественно-исторического опыта, становление человека как общественного существа.Социальная адаптация включает базовое образование, различные аспекты воспитания. Она охватывает все необходимые жизненные роли, установки и события в их взаимосвязи.

§ 2. Основные компоненты системы воспитания. Воспитательные системы и их развитие

Воспитательные системы и их развитие

курсовая работа

Воспитательная система состоит из совокупности компонентов. К числу основных компонентов системы воспитания школьников можно отнести следующие компоненты:

· Индивидно-групповой;

· Ценностно-ориентационный;

· Функционально-деятельностный;

· Диагностико-результативный;

· Отношенческо-коммуникативный.

Индивидно-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения. Он состоит из нескольких элементов, таких как:

1. администрация, учителя и сотрудники учреждения образования;

2. учащиеся;

3. родители учащихся;

4. другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения [16, 19, 20].

Ценностно-ориентационный компонент состоит из следующих элементов:

· ценности сообщества детей и взрослых;

· цели воспитания;

· принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы и жизнедеятельности образовательного учреждения.

Этот компонент часто называют ценностно-смысловым ядром воспитательной системы или главным детерминирующим и интегрирующим фактором ее функционирования и развития. Базисные ценности воспитательной системы определяют ее цели, которые, в свою очередь, служат не просто элементами, а важнейшими факторами образования, функционирования и развития этой системы. На пути к достижению целевых ориентиров происходят изменения в жизнедеятельности школьного сообщества, содержания и организации воспитательного процесса. Из совокупности идей, отражающих представления сообщества детей и взрослых о ценностях, целях, перспективах и принципах организации воспитательного процесса и жизни в учебном заведении, как правило, выделяют одну наиболее важную, определяющую «лицо» и стратегическую линию развития данного учреждения. Эту идею называют ключевой [16, 19].

Функционально-деятельностный компонент складывается из следующих элементов:

· системообразующего вида деятельности, форм и методов организации совместной деятельности и общения;

· основных функций воспитательной системы;

· управления и самоуправления воспитательной системой.

Этот компонент обеспечивает упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Его основу составляют совместная деятельность и общение учащихся, педагогов и родителей. В образовательных учреждениях выбираются в качестве приоритетного различные виды деятельности: трудовая, клубная, краеведческая, познавательная и др. Его выбор зависит от следующих факторов: интересы и потребности учащихся, особенности педагогического коллектива, тип учебного заведения, традиции учреждения образования и окружающего социума, финансово-материальные возможности учебного заведения.

Управление (в том числе самоуправление, соуправление) воспитательной системой понимается как процесс реализации управленческих функций для достижения целей наиболее эффективным способом. Процесс управления можно считать системным, если в него включены все субъекты деятельности (учащиеся, родители, педагоги, социальные партнеры) и ни одна из управленческих функций не «выпадает».

Напомним эти управленческие функции: информационно-аналитическая; планово-прогностическая; мотивационно-целевая; организационно-исполнительская; контрольно-диагностическая; регулятивно-коррекционная.

Главной целью управления воспитательной системой является оптимизация функционирования и развития. Как полагают Л.И. Новикова с коллегами, существуют четыре ее основных направления:

1. моделирование строящейся системы;

2. организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых;

3. ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов, родителей на общечеловеческие ценности, корректировка возникающих отношений;

4. рациональное использование воспитательного потенциала окружающей социальной и природной среды [9, 16, 19].

Диагностико-результативный компонент включает в себя следующие элементы:

критерии эффективности воспитательной системы

методы и приемы изучения ее результативности

формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов

Под результатами воспитательного процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними. Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого [4, 9,12].

Технология мониторинга качества воспитательного процесса:

1. Определение методологических оснований, в том числе целей, критериев и показателей.

2. Определение объектов мониторинга.

3. Подбор комплекса методов и конкретных методик.

4. Планирование мониторинга.

5. Предварительная подготовка.

6. Реализация диагностических методик.

7. Обработка результатов.

8. Фиксация результатов и оформление результатов в форме, удобной для анализа и демонстрации [1, 16, 19].

Отношенческо-коммуникативный компонент состоит из двух элементов:

· отношений в обществе детей и взрослых;

· внутренних и внешних связей воспитательной системы

Отношения проявляются и формируются в общении и деятельности. Являясь внутренней, субъективной основой общения, они отражают внутренние, личностные связи совместной деятельности, взаимодействия.

В педагогике отношения рассматриваются как многоплановый феномен: как субъективный план воспитания, как сущность, как цель, как средство воспитания.

Воспитательный аспект отношений проявляется в развитии социально-ценных отношений (к труду, культуре, политике, образованию, человеку и т.д.). Межсубъектные отношения, как известно, влияют на отношение человека к себе.

В этом плане системная деятельность должна быть направлена на воспитание «культуры отношений» (К.Д. Радина).

Культура отношений отражает умение выстраивать доброжелательные, гуманные отношения, умение понять, принять, сочувствовать, сопереживать, содействовать. В пространстве отношений всегда зарождаются взаимоотношения. Отношения и взаимоотношения в системе класса — существенный компонент, значимый аспект общей проблемы коллектива, воспитания.

Становление ученического коллектива в системной деятельности — и есть становление отношений, взаимоотношений субъектов.

Гуманные взаимоотношения предполагают положительное отношение сторон друг к другу, при этом субъекты существенно влияют друг на друга, что способствует единству ценностных ориентаций, пониманию индивидуальных особенностей друг друга, познанию себя через Другого, развитию себя как некоторого единого целого.

Уровень таких взаимоотношений обусловлен как внутренними (личностными) особенностями взаимодействующих, так и объективными (внешними) условиями. В этом плане реализуется взаимосвязь, взаимообусловленность компонентов системы: «Взаимоотношения — субъекты», «взаимоотношения — деятельность». Тут очень важна педагогически верно организованная деятельность, способствующая становлению эмоционально-нравственного опыта детей, развитию «эмоционального богатства личности» (К.Д. Радина).

Особую роль приобретают взаимоотношения «воспитатель — воспитанник», ведь воспитатель воспринимается и как «источник» деятельности, и как ее участник [9].

частей системы образования – SoundOut

~ Адам Ф.К. Флетчер

«Одна из вещей, с которой нужно столкнуться, — это процесс ожидания изменения системы, сколько мы должны сделать, чтобы узнать, кто мы, откуда мы пришли и куда мы идем».

— Элла Бейкер

Расширение понимания учащимися процессов обучения, преподавания и лидерства в системе образования имеет важное значение для авторизации партнерских отношений между учащимися и взрослыми. Кук-Сазер подробно изучила этот вопрос, начиная с ее важной статьи под названием «Авторизация взглядов учащихся: к доверию, диалогу и изменениям в образовании» (2002). В нем она написала,

«В основе терминов, лежащих в основе следующего обсуждения — санкционировать, авторитет, автор и авторитетный — лежит сила: способность занимать свое место в любом дискурсе, необходимое для действия, и право иметь значение своей части».

— Allison Cook-Sather

Работа со студентами требует использования этих терминов в действии. Как показано в третьей части, цикл взаимодействия зависит от авторизации. Жизненно важным компонентом является понимание того, что сила исходит от возрастающих способностей, а возрастающие способности исходят из расширенного понимания.

Система образования Соединенных Штатов в целом выглядит так…

Существует множество тем, которые могут расширить знания учащихся о целях, функциях, процессе и результатах образования. Обучение учащихся системе образования требует базовых знаний о различных компонентах обучения, преподавания и лидерства в школах. Ниже приведены некоторые области, в которых учащиеся могут расширить понимание.

Система образования K-12 в Канаде в целом выглядит так…

Части системы образования

  • Начальные школы
  • Средние школы
  • Средние школы
  • Школьные округа / отделы образования округов
  • Окружной школьный совет по образованию
  • Региональные учебные округа
  • Управление государственного контроля государственных образовательных учреждений / отделов образования
  • Государственный школьный совет по образованию
  • Федеральный департамент образования
  • Федеральный секретарь по вопросам образования

Мероприятия в системе образования

  • Учебные программы и инструкции
  • Образование лидерство
  • Дизайн здания
  • Оценка и тестирование
  • Школа культура
  • Служба поддержки студентов
  • Управление образования
  • Общины/Школьные партнерские партнерские отношения
  • .
  • Сертификация учителей и ее продление
  • Стандарты обучения
  • Распределение и финансовые услуги
  • Special Education
  • Graduation Requirements
  • Student Transportation
  • Media & Communications
  • School Breaks
  • Professional Learning
  • Common Core Standards
  • School District Revenues
  • Elementary and Secondary Education Act (ESEA)
  • Federal Programs
  • Программа помощи в обучении (LAP)

Люди в системе образования

  • Каждый учащийся каждого класса и каждой школы
  • Учащиеся младшего и старшего возраста
  • Представители родителей
  • Учителя
  • Окружные управления/округи/сотрудники LEA
  • Окружные суперинтенданты
  • Окружной школьный совет
  • Государственное агентство образования/Департамент образования 3 Государственное управление образования/SEA 900 Образование Офицер, суперинтендант общественного просвещения и т.  д.).
  • Государственный школьный совет
  • Федеральный министр образования
  • Федеральный департамент образования

Ваша роль

Привлечение студентов в качестве партнеров означает, что каждый учащийся имеет базовое понимание своей личной и коллективной идентичности. Учителя могут внедрить это обучение во все учебные области и усилить его с помощью обучения на месте, глобального образования и т. д. Учащиеся, которые являются партнерами взрослых, отчетливо осознают свои навыки, способности и знания и все больше способны применять это понимание в своей повседневной жизни в школе. Использование студенческого голоса таким образом принимает множество различных форм, которые рассматриваются в других статьях здесь.

Вам может понравиться…

  • Понимание школ
  • Роли учащихся в системе образования
  • Инструментарий значимого вовлечения учащихся
Революция голоса учащихся: Руководство по значимому вовлечению учащихся, написанное Адамом Ф. К. Флетчер для SoundOut. Опубликовано в Инструменты Преподавание Ищи:

Шесть ключевых элементов качества

1) Учитель и методы обучения

Учитель, пожалуй, самый важный фактор качества образования. Является ли он/она обученным учителем? Лично подходит? Использует ли он/она методы обучения, позволяющие ученикам активно участвовать? Учитывают ли методы обучения различные исходные точки учащихся, включая пол?

Имеет ли учитель доступ к учебным материалам, необходимым для выполнения требований учебной программы? Присутствует ли учитель в классе, когда он должен быть?

Учителя, которые не могут выжить на свою зарплату, теряют мотивацию и часто пропускают занятия. Если им потребуется два-три часа, чтобы добраться до школы, у них будет меньше времени на подготовку.

2) Содержание образования

Актуальны ли учебная программа и учебные материалы? Достаточно ли внимания уделяется базовым навыкам письма и счета?

Подчеркиваются ли в учебной программе базовые навыки, такие как гигиена, правильное питание, знания о ВИЧ/СПИДе, работа в конфликтных ситуациях, гендерное равенство или другие важные национальные и международные вопросы?

3) Учебная среда

Является ли учебная среда здоровой, безопасной, защищающей, вдохновляющей и адаптированной как для девочек, так и для мальчиков? Существует ли инклюзивная учебная среда также для представителей меньшинств или учащихся с ограниченными возможностями? Учатся ли ученики уважать друг друга и окружающую природную среду?

Сотрудничают ли учителя для обеспечения здоровой учебной среды? Наказывают ли учеников? Включены ли родители и окружающее сообщество, чтобы гарантировать, что школа является гостеприимным местом?

4) Руководство школы

Хорошо ли работает школа? Соответствует ли он национальным рекомендациям? Хорошо ли организован учебный день? Является ли администрация школы прозрачной, чтобы каждый мог видеть, как распределяются финансовые и другие ресурсы?

Есть ли у учителей четкие параметры того, как они должны учить учеников и (женщин) коллег и обращаться с ними? Уважительно ли относятся к учителям директора школ и школьный совет?

5) Условия для учеников

Какой опыт ученики приносят с собой в школу? Сталкивался ли учащийся с особыми проблемами, такими как стихийные бедствия, жестокое обращение, детский труд или СПИД? Выросла ли ученица в среде, где девочки и мальчики имеют равные возможности?

Насколько язык, на котором говорят в школе, отличается от того, на котором говорят дома? Являются ли ученики голодными, когда приходят в школу? Кто-нибудь страдает хроническими заболеваниями? Далеко ли им до школы и на что это похоже?

6) Финансирование и организация

Финансирование и организация являются двумя важными условиями для всех шести ключевых элементов, и они в основном являются обязанностью государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *