Цели и задачи нравственного воспитания дошкольников: Цели и задачи нравственного воспитания? дошкольников и школьников

Цели, задачи и категории нравственного воспитания

Содержание

  1. Что такое нравственность
  2. Каковы цели и задачи нравственного воспитания детей
  3. Что нужно знать об этапах нравственного развития
  4. Дошкольный период
  5. Школьный период
  6. Как сформировать основы нравственного мышления
  7. О чем нужно помнить родителям
  8. Как добиться результата

Любая сфера человеческой деятельности нуждается в терминах, которые отражали бы присущие ей наиболее существенные свойства, связи и отношения. Такие понятия принято называть категориями. В педагогике они необходимы для обозначения элементов и явлений воспитательного процесса. В этой статье будут рассмотрены категории, которые используются в теории и практике нравственного воспитания. Основное внимание будет уделено понятиям нравственность, нравственное мышление и поведение. Также будут представлены особенности этапов нравственного развития детей, предложены рекомендации, которыми следует руководствоваться родителям.

Нравственное воспитание начинается в семье

Что такое нравственность

Духовное наследие человечества содержит колоссальный багаж знаний, умений, способов мышления и общения, систем моральных и правовых норм.

Понятие нравственности подразумевает систему внутренних духовных качеств, норм и правил, которые определяют поведение человека, его отношение к себе и окружающим.

Человек, обладающий высокой нравственностью, демонстрирует самостоятельность и волю, самоконтроль и готовность нести ответственность, способность сопереживать и оказывать помощь окружающим. В своих наивысших проявлениях нравственность реализуется в актах бескорыстного служения, самоотверженности и даже  самопожертвования.

При низком уровне нравственности человек отдает приоритет удовлетворению сиюминутных личных интересов. Он склонен к моральной неопределенности, подвержен влиянию популистских и релятивистских этических систем. Предпочитает идти путем наименьшего сопротивления, выбирать решения, не требующие чрезмерных духовных и физических затрат. Он демонстрирует безразличие и равнодушие по отношению к окружающим.

Что такое нравственное воспитание – определение

Каковы цели и задачи нравственного воспитания детей

Если рассматривать понятие воспитания как целенаправленного и организованного процесса формирования личности, то в самом широком смысле его главной задачей является передача накопленного опыта от старших поколений младшим, становление в человеке определенных взглядов, убеждений и нравственных ценностей.

Цель нравственного воспитания состоит в сотворении и развитии качеств личности, которые гармонировали бы с существующими нормами общественной морали, принятыми правилами поведения и отношений, а также способствовали бы активному социальному самоутверждению.

Задачи духовно-нравственного воспитания

При воспитании детей на первый план выдвигаются цели закладки базиса нравственного человека, а также формирования готовности и способности к дальнейшему самовоспитанию и самосовершенствованию. Для этого необходимо:

  • привитие первичных шаблонов (моделей) нравственного поведения;
  • создание начальной системы нравственных ценностей;
  • становление навыков самоконтроля, критического осмысления себя и окружающего мира, нравственного мышления;
  • обучение готовности отстаивать свою точку зрения и отвечать за свои поступки;
  • формирование осознания себя частью семьи, школьного коллектива, своей страны, всего человечества.

Что нужно знать об этапах нравственного развития

Дети растут не только физически, но и духовно. И если на определенном этапе физического развития ребенок уже может обходиться без постоянной помощи, то его духовное становление нуждается в беспрерывном участии родителей. Человек проявляет себя в поступках. Понятие нравственного поведения рассматривается как совокупность поступков, которые имеют нравственное содержание, предполагают возможность нравственного выбора и могут быть подвергнуты моральной оценке.

Теория нравственного воспитания -цели и результаты

Понимание особенностей этапов нравственного развития необходимо для правильной оценки поведения ребенка с целью адекватного реагирования. Очевидно, что требования, которые предъявляются к поведению детей разного возраста, должны различаться. Каждый период нравственного роста требует использования соответствующих методов и средств воспитания. При этом на каждой стадии необходимо заложить твердую основу для последующего нравственного становления. Условно этапы нравственного роста можно разделить на дошкольный и школьный периоды.

Дошкольный период

Этап младенчества характеризуется формированием у ребенка ощущения себя центром мира, в котором все служит немедленному удовлетворению его потребностей. Окружающие служат источником необходимого и желаемого.

На следующей стадии, как правило, к полутора годам, у ребенка начинают формироваться первые внутренние ограничители. Он знакомится с миром, сталкивается с первыми запретами, обучается первым правилам. Возникают первые конфликты. Закладываются стандарты поведения, основанные на повиновении взрослым.

Нравственное воспитание дошкольников происходит в семье и в детских учреждениях

В возрасте от трех до семи лет происходит решающий поворот в нравственном росте, связанный с усвоением ребенком ценностей малой группы, в которой он пребывает.

Семейные нормы становятся определяющими, поскольку малыш находит важным то, что важно для родителей. Эти ценности закрепляются в процессе непрерывного напоминания. Ребенок обретает способность оценивать то, как его действия влияют на других. Он учится проявлять к ним внимание. Именно в этом возрасте закладывается основа его понимания “что такое хорошо, и что такое плохо”, создается фундамент собственной системы нравственных ценностей. Помимо осознания необходимости повиновения взрослым начинается формирование понимания того, что родители несут за него ответственность.

Школьный период

Следующий этап связан с началом школьного обучения. Школьник знакомится с новыми системами правил, соотносит их с правилами семьи. Его посещают первые сомнения, чувство справедливости становится острее. Он получает первый опыт в защите права на собственное мнение, свою шкалу ценностей. В это время ребенок нуждается в поддержке. Родители должны укрепить его в своих убеждениях, не допустить погружения в состояние моральной неопределенности. В свою очередь, ребенок готов обращаться к родителям за помощью, они остаются главными авторитетами.

Уроки в школе обязательно содержат нравственный аспект

После десяти – двенадцати лет, подростки начинают осознавать себя частью не только семьи и школьного коллектива, но и нового поколения.

Усиливается авторитет сверстников. Их модели поведения вызывают все больший интерес. Происходит процесс перенимания новых систем ценностей и оценки их приемлемости. Наступает этап колебаний и поиска. У подростка возникает потребность в абстрактных суждениях о справедливости и нравственных ценностях. Теперь задача родителей перейти от авторитарного руководства к позиции сопереживающего советчика, вовлеченного в проблемы ребенка. Контроль поведения по-прежнему необходим, но его формы не должны создавать дефицита взаимного доверия и возникновения барьеров в общении.

Направления нравственного развития школьников

Совет: На всех этапах очень важной задачей родителей является создание в доме атмосферы взаимной заботы и доверия. Постарайтесь избегать выяснения отношений при ребенке. Старайтесь объединять усилия.

Как сформировать основы нравственного мышления

Понятие нравственного мышления подразумевает процесс усвоения и осмысления нравственных правил и фактов, их анализ и оценку с последующей выработкой нравственных решений.

Нравственное мышление предполагает наличие навыка сопоставления своих поступков с их последствиями для других. Основой его становления является способность ребенка быть чувствительным по отношению к окружающим, умение сочувствовать. На первых этапах эти качества закладываются примером внимательного и чуткого отношения родителей к потребностям малыша. Он находит понимание, которое потом вырастает во взаимопонимание. Дружественная атмосфера формирует в нем положительные шаблоны взаимодействия с окружающими. Ребенок демонстрирует положительные поступки по отношению к другим, так как он сам обладает опытом положительного восприятия их применения по отношению к нему. Такой ребенок не сторонится людей, не проявляет безучастия.

Методологические основы нравственного воспитания

Умение помнить о других – необходимое условие формирования способности думать о последствиях своих шагов и готовности нести ответственность. С развитием ребенка, эти качества формируются и закрепляются путем постоянного и терпеливого объяснения допустимости или, наоборот, неприемлемости тех или иных действий.

Совет: Вместе обсуждайте героев мультфильмов и кино. Задавайте вопросы – пусть ребенок учиться выражать свое мнение и формировать нравственные оценочные суждения.

Активно комментируйте жизненные ситуации, свидетелем которых стал ваш ребенок. Объясняйте свои поступки и решения, особенно, когда речь идет о выборе между собственным благополучием и необходимостью поступить “правильно”. Не избегайте дискуссий, если ребенок высказывает мнение, отличное от вашего. Рассуждайте, приводите примеры из книг, из фильмов, из жизни. Не стесняйтесь принимать точку зрения ребенка, если его аргументы справедливы.

Внеклассная работа – посещение библиотеки как метод воспитания

О чем нужно помнить родителям

Нравственное воспитание ни в коем случае не должно сводиться к насаждению ограничений и запретов. Можно, конечно, путем  наказаний и угроз заставить ребенка поступать так, как принято. Такой подход на какой-то период действительно даст результат. Его нельзя абсолютно исключать из процесса воспитания, особенно на ранних этапах и в случаях, когда невыполнение требований родителей может нести потенциальную угрозу здоровью и жизни ребенка. Но с точки зрения длительной перспективы и по мере взросления малыша эта тактика окажется малоэффективной и даже вредной. Ведь важно не просто заставить ребенка следовать некоему набору правил, а заложить в нем понимание необходимости этих правил. Сформировать в нем отношение к власти (в широком смысле этого слова) на основе принятия ее объективного авторитета, а не из-за страха перед наказанием. Ребенок в процессе нравственного роста должен обрести понимание, почему именно так, а не иначе следует поступать и относиться к окружающим. Родители, которые выбирают такой путь, должны призвать в помощники внимательность, терпение, тактичность, объективность и справедливость.

Цели воспитания нравственности

Как добиться результата

Прежде всего, необходима непрерывная демонстрация ребенку приемлемых шаблонов поведения. Слова не должны расходиться с делом. Если поведение родителей будет отличным от их нотаций, вряд ли последующие нравоучения будут эффективными. Ребенок более склонен к воспроизведению ежедневно наблюдаемых моделей поведения взрослых, а не тех, которые описываются в ходе длительных бесед.

Необходимо постоянно, насколько возможно, вести наблюдение за ребенком и, в случае необходимости, не только пресекать нежелательное поведение, но и терпеливо объяснять, почему те или иные действия являются плохими. При этом плохими должны называться именно поступки, а не ребенок.

В случае наказания, ребенок должен получать исчерпывающие объяснения, что именно в его поведении было неприемлемым. При конфликтах между детьми, родители должны демонстрировать объективное отношение ко всем участникам, проявляя внимание и справедливость. Важно уметь открыто признавать перед ребенком свою неправоту и свои ошибки. Не бояться просить прощения у ребенка за несправедливые оценки его поступков и наказания.

Непрерывность воспитания нравственности

Бывают ситуации, когда ребенок не готов к прямому разговору. В таких случаях не стоит напирать. Лучше постараться проявить известную деликатность и выдержку.

Совет: Всегда помните, что находитесь под пристальным вниманием вашего малыша.

Именно вы являетесь для него источниками формирования представлений о правилах поведения и отношения к другим людям. Поэтому будьте бдительны и терпеливы, старайтесь проявлять себя с лучшей стороны.

В процессе воспитания все его участники подвержены взаимному влиянию. Часто, благодаря детям, родители лучше узнают самих себя, с удивлением знакомятся с собственными слабостями и недостатками. В таких случаях не стоит прятать голову в песок. Лучше всего использовать эти открытия в качестве стимулов для самосовершенствования и личностного роста. Ведь процесс воспитания, в том числе и нравственного, сопровождает нас всю жизнь.

Нравственное воспитание дошкольников. Цели. Задачи. | Консультация:

        Нравственное воспитание. Цели. Задачи.

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека.

Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами. Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни. В советский период задачи нравственного воспитания дошкольников (по второй группе) были сгруппированы в четыре смысловых блока. Надлежало воспитывать: гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; трудолюбие, умение и желание трудиться; коллективизм. На современном этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировке смысловых блоков, пожалуй, не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н.С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А.М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В.А. Елисеева, Г.Н. Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен, В.Г. Фокина, В.Д. Сыч). Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство деятельность как таковая — необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лисина, А.Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств. Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем). Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

Нравственное воспитание | Значение в воспитании ребенка

Существует не так много соглашений о том, почему необходимо нравственное воспитание, и нет «дисциплин» о нравственном воспитании. Нравственное воспитание — это зонтичная фраза двух довольно разных подходов и задач. Самый ранний этап правильнее было бы назвать нравственным «обучением» или «социализацией» — это работа по развитию детей, ценности и добродетели которых делают их прекрасными людьми. Несомненно, хорошие люди тоже выносят ужасные суждения; это обычно не легко признать, что является этически правильным. Еще одной задачей нравственного воспитания является предоставление учащимся интеллектуальных ресурсов, которые позволяют им строить ответственные и обоснованные суждения относительно сложных вопросов нравственной важности. Они являются важными обязанностями школ.

Образование
Мы всегда слышали, что давать людям образование — лучший способ оздоровления общества, устранения всех больных элементов, доступных на протяжении многих десятилетий.

Дать образование — главная цель правительства, поэтому оно усердно работает над этим, тратя на это миллионы. Многочисленные неправительственные организации усердно трудятся для этого, организации, работающие в школах и колледжах, прилагают большие усилия, чтобы помочь детям учиться, однако все же уровень преступности в стране вырос, даже несмотря на то, что уровень грамотности увеличился на 10-15% с момента обретения независимости. время.

Однако цель образования состоит в том, чтобы сделать людей социальными; статистика показывает, что около 30% людей, занимающихся преступной деятельностью, хорошо образованы, а остальные имеют базовое образование.

Некоторые из нечестных министров и чиновников являются экономистами, законодателями и непревзойденными академиками. Получив качественное образование и высшие оценки, эти люди все же совершают преступление! Система образования не смогла выполнить основную задачу — сделать людей социально цивилизованными.

С самого начала мы ожидаем от наших детей роста и успехов в различных областях, однако никогда не думаем о том, станет ли он или она хорошим гражданином для нашего общества или нет, потому что мы думаем, что у него или нее уже есть хорошие ценности! Наша система образования не смогла предложить этические ценности нашему народу. Это стало действительно утомительно.

Было много случаев, когда подростки были вовлечены в преступную деятельность, такую ​​как убийства, кражи, изнасилования и т. д. Почему учащиеся, имеющие образование, оказались вовлечены в преступную деятельность? Причиной всего этого является устранение нравственного воспитания. Хотя нравственное воспитание ведется в нескольких школах, система не обращает на это внимания.

Даже родители не очень заинтересованы в том, чтобы дети учились и изучали моральные ценности, потому что они думают, что в жизни важнее другие вещи, такие как приобщение детей к компьютерам, спорту и технологиям. Проблемы достигли уровня, когда мы думаем о нравственном воспитании так же, как о каком-то другом курсе, кроме образования. Школьные власти, родители и система должны понимать важность моральных принципов в нашем образовании. Сделать ваших детей социальными важнее, чем заставить их учиться профессионализму. Образование, связанное с этикой, может помочь снизить уровень преступности.

Мы считаем, что это бесспорное высказывание о том, что образование неизбежно является нравственным предприятием. Конечно, школы учат этике разными способами, как явными, так и неявными.

Школы имеют моральную культуру, воплощенную в наградах, правилах, дресс-кодах, наказаниях, кодексах чести, отношениях, студенческом самоуправлении, стилях преподавания, искусстве, внеклассных занятиях и видах восхищения, оказываемых учителями и учениками. Школы сообщают детям о том, что их ожидает, что неправильно, правильно или нормально. Часто утверждается, что ценности закрепляются, а не формируются; через свою философию школы развлекают детей образцами нравственного поведения.

Курсы и учебники обычно посвящены вопросам морали и содержат моральные положения. Литература неизбежно исследует моральные проблемы, когда писатели занимают позиции по этим проблемам, а издатели принимают решение о том, какая литература войдет в собрание сочинений. При обучении истории мы знакомим учащихся с культурной самобытностью и традициями. Несмотря на то, что тексты и курсы по экономике обычно избегают очевидных моральных высказываний и заявляют, что они «свободны от ценностей», описания процесса принятия решений, человеческой природы и экономического мира имеют, как мы заметили, моральные последствия.

В течение последних десятилетий программы разъяснения ценностей широко использовались в государственных школах. При таком подходе учителя помогают учащимся «упростить» свои ценности, заставляя их размышлять о моральных проблемах и думать о последствиях доступных им вариантов, выбирая те действия, которые максимизируют их истинные ценности. Непростительно, чтобы учитель «навязывал» ученикам свою мораль; это был бы акт доминирования, отрицающий автономию и индивидуальность учеников. Ценности в конечном счете личные; конечно, неотъемлемым моментом является то, что не существует неправильных или правильных значений. Очевидно, что это очень спорная методология, и сейчас она широко отвергается.

Нравственное воспитание и обучение

Воспитание характера лучше было бы назвать его социализацией или обучением. Структурирование моральной философии школьного обучения для воспитания прогресса моральных добродетелей и привычек становится частью нашего этического консенсуса. Это не критика воспитания характера. Дети должны быть обучены этике. Однако существуют ограничения на воспитание характера, такие как универсальная теория нравственного воспитания; это не рассматривалось как решение важных размышлений об «идеологически заряженных» спорах, которые нас разделяют. Воспитание характера обращается к наследию литературы, рассказов, биографий и искусства, чтобы уведомить и расширить понимание учащимися моральных ценностей и восхищение ими. Обычно такая литература может выявить нравственную неопределенность жизни, спор о ней может побудить к серьезным размышлениям о том, что неправильно, а что правильно. Однако, если литература выбрана для развития правильных ценностей и добродетелей, это может быть несовместимо с утверждением моральной неуверенности или критического и информированного мышления о конкурирующих ценностях и различных образах жизни и мышления. (Безусловно, программы воспитания характера обычно учитывают добродетели уважения и терпимости, которые играют важную роль в обеспечении возможности образовательного обсуждения спорных вопросов. )

Однако воспитание характера является важным аспектом нравственного воспитания; Адекватная теория нравственного воспитания также должна обращаться к проблемам, вызывающим моральные разногласия, которые достаточно значимы, чтобы учащимся нужно было учить их. Безусловно, одним из вопросов является характер самой этики; тем не менее, мы спорим о том, как утвердить и обосновать добродетели и ценности, о которых позаботилось движение воспитания характера.

Если ученики нравственно образованы, а также осведомлены о морали, они должны иметь представление о моральных принципах, которые дает цивилизация, чтобы понять моральный аспект жизни. Тем не менее, мораль не является рационально свободно плавающей, это вопрос случайного выбора и только личных ценностей. Этика меняется вместе с местом в традиции или сообществе, нашим восприятием человеческой природы, убеждениями относительно загробной жизни, опытом благословенных, нашими предположениями о том, что может знать ваш разум, и пониманием того, что делает жизнь значимой. Мы складываем о том, что мы должны делать, каким типом личности мы должны быть в свете этих характеристик жизни.

Значение нравственного воспитания в образовании ребенка

Нравственное воспитание стало очень популярным вопросом в образовании и психологии. Сообщения СМИ о росте жестокой преступности несовершеннолетних, самоубийствах и подростковой беременности побудили многих объявить моральное бедствие в стране.

Самым важным достоянием любой нации являются ее граждане. Если граждане страны честны, здоровы, искренни и патриотичны, эта нация будет развиваться гораздо быстрее. По этой причине становится важным охватить нравственное воспитание в школах и колледжах. Чтобы дать учащимся нравственное воспитание, может быть несколько способов, таких как проповедь, рассказывание историй, йога, медитация и групповые обсуждения. Чтобы стать успешным учителем, нужно использовать смесь всех методов. Многие родители пытаются научить детей морализаторству, вести моральные дискуссии — должным образом «разбавленные», или, следовательно, как они предполагают, — встречаться с детьми, где бы они ни находились. Тем не менее, если исследования когнитивного развития верны, сомнительно, что дети «превращаются» в религиозные или моральные установки. Они могут согласиться и выглядеть правыми; однако сомнительно, что они будут делать.

Гораздо лучший подход — работа над действиями, предполагающими легкую взаимность, такими вещами, как распределение игрушек или друзей. Маленькие дети по своей природе эгоцентричны. С их участием в легком понимании дети видят легкую мораль как практическую, прокладывая путь для более поздних стадий, когда правильное рассуждение делает детей открытыми для более концептуальных призывов. Дети искренни, чисты и стремятся учиться у природы. Если школы или колледжи эффективно передают ценности нравственного характера, честность учащихся может укрепляться и поддерживаться. Увлечение этическими ценностями в раннем возрасте станет очень полезным для ранней жизни и последовательно обеспечит великое будущее нации.

Роль родителей в нравственном воспитании

Общий принцип заключается в том, что школы играют важную роль в нравственном воспитании с академическим образованием молодежи; работе родителей обычно не уделяется много внимания. Многие психологи пришли к выводу, что ребенок приобретает некоторые социально-эмоциональные навыки, такие как базовое чувство неправильного и правильного, в возрасте от 3 до 5 лет.

Другие исследования показывают, что ранний опыт детей с опекунами может формировать отношение и личность в более позднем возрасте. Этот юный опыт помогает заложить фундамент, на котором строится система ценностей взрослых. Тогда возникает вопрос, насколько реалистично и разумно возлагать такую ​​тяжелую ответственность за развитие характера на плечи наших учителей?

При условии, что дети проводят в школе определенное время, а школы считаются учреждениями целостного образования, есть небольшие сомнения в том, что учителя имеют влияние и платформу для развития юношеских характеров и умственных способностей. Тем не менее, становится важным подчеркнуть равную, если не большую, ответственность родителей за обеспечение хороших ценностей со своими детьми в раннем возрасте, а также за поддержку их, как будто они стали зрелыми.

Юноша пройдет через многочисленные классы и узнает от разных учителей в свои важные годы. Но опекуны и родители остаются постоянными на протяжении всей жизни ребенка, а более важные уроки преподаются дома, потому что они находятся в школах.

На самом деле, лучше понимая подростка, родители имеют более сильную позицию в обучении и привитии ценностей. Это может быть контрпродуктивно, потому что то, что вы изучаете в вашем классе, игнорируется или, что еще хуже, в отличие от того, что дети изучают дома.

Нынешние изменения в персонажах и учебной программе Гражданского Образования получили высокую оценку за введение дополнительных и эффективных процедур практического обучения.

Для лучшего формирования положительного характера и передачи позитивных ценностей молодежи уроки должны быть подкреплены и дополнены усилиями их родителей. Возможно, это далеко не соответствует нашей модели нравственного воспитания.

Заключение
Одна из целей нравственного воспитания – помочь детям стать честными, добрыми и ответственными. Другая цель — сделать зрелых студентов образованными и проницательными в отношении спорных и важных моральных проблем. Обе эти цели заложены в более крупном проекте — придать жизни смысл. В большинстве случаев этика не является рационально свободно плавающей, а зависит от субъективных ценностей и личного выбора. Мораль укоренена в традициях, в представлении о том, что значит стать человеком, в мировоззрении.

Чрезвычайно важно то, как мы рассматриваем и подтверждаем этические заявления. Это имеет огромное значение, например, для анализа затрат и выгод и неоклассической денежной теории, самоактуализации и гуманистической психологии или этической теологии. Несмотря на религиозное разнообразие и большие различия между консерваторами и либералами с религиозным прошлым, большинство духовных людей согласны с тем, что аутентичность имеет данную Богом этическую структуру, и она отличает большинство светских людей.

Нравственное воспитание – Краткая история нравственного воспитания, Возвращение к воспитанию характера, Современные подходы к нравственному воспитанию

Лишь горстка педагогов-теоретиков придерживается мнения, что если только взрослый мир уйдет с дороги, дети созреют в полностью реализованных людей. Большинство мыслителей, педагогов и родителей признают, что дети рождаются беспомощными и нуждаются в заботе и руководстве взрослых в подростковом возрасте, а часто и позже. В частности, дети должны научиться гармонично жить в обществе. Исторически миссия школ заключалась в том, чтобы развивать у молодежи как интеллектуальные, так и моральные качества. Забота о моральных добродетелях, таких как честность, ответственность и уважение к другим, является областью нравственного воспитания.

Нравственное воспитание, таким образом, означает помощь детям в приобретении тех добродетелей или нравственных привычек, которые помогут им индивидуально вести достойную жизнь и в то же время стать продуктивными и полезными членами своих сообществ. С этой точки зрения нравственное воспитание должно способствовать не только учащимся как личностям, но и социальной сплоченности общества. Слово мораль происходит от латинского корня ( mos, moris ) и означает кодекс или обычаи народа, социальный клей, который определяет, как люди должны жить вместе.

Краткая история нравственного воспитания

В каждом устойчивом сообществе есть моральный кодекс, и взрослое население обязано и заботится о том, чтобы внедрить этот кодекс в сердца и умы своей молодежи. С момента появления школьного образования взрослые ожидали, что школа внесет положительный вклад в нравственное воспитание детей. Когда в Новом Свете были основаны первые общеобразовательные школы, главной задачей было нравственное воспитание. Пуритане Новой Англии считали, что моральный кодекс содержится в Библии. Поэтому было крайне важно, чтобы дети учились читать, чтобы иметь доступ к его основополагающей мудрости. Еще в 1642 году в колонии Массачусетс был принят закон, обязывающий родителей давать образование своим детям. В 1647 году знаменитый закон о старом обманщике сатаны усилил закон. Не умея читать Священное Писание, дети попадут в сети сатаны.

Колониальный период. По мере того, как в колониях распространялась общая школа, нравственное воспитание детей воспринималось как должное. Формальное образование имело отчетливо моральный и религиозный акцент. Гарвардский колледж был основан для подготовки священнослужителей к их работе. Те люди, которые отделили Соединенные Штаты от британской короны, рисковали своим состоянием, своими семьями и самой своей жизнью в своем мятежном мятеже. Большинство из них имели классическое образование в области философии, теологии и политологии, поэтому они узнали, что великие мыслители истории относились к демократии с пренебрежением. Они знали, что демократия содержит в себе семена собственного разрушения и может выродиться в мобократию, когда многие охотятся на меньшинство, а политические лидеры потворствуют голоду граждан на хлеб и зрелища. Работы основателей, особенно Томаса Джефферсона, Джеймса Мэдисона, Джона и Эбигейл Адамс и Бенджамина Франклина, наполнены увещеваниями о том, что в их новой стране образование является первоочередной задачей. В то время как первые лидеры видели экономические причины для большего и более продолжительного обучения, они были убеждены, что форма правления, которую они приняли, была, по сути, моральным соглашением между людьми.

Девятнадцатый век. По мере формирования молодой республики школьное образование поощрялось как по светским, так и по моральным причинам. В 1832 году, когда некоторые из отцов-основателей были еще живы, Авраам Линкольн написал в своем первом политическом заявлении (9 марта 1832 года): «Я желаю увидеть время, когда образование и с его помощью нравственность, трезвость, предприятие и промышленность, станут гораздо более распространенными, чем в настоящее время». Гораций Манн, поборник общеобразовательных школ девятнадцатого века, решительно выступал за нравственное воспитание. Он и его последователи были обеспокоены широко распространенным пьянством, преступностью и бедностью в джексоновский период, в котором они жили. Обеспокоенность также вызывали волны иммигрантов, наводнивших города, неподготовленных к городской жизни и особенно не готовых к участию в демократической гражданской жизни. Манн и его сторонники считали бесплатные государственные школы этической закваской общества. В 1849 г.В своем двенадцатом и последнем отчете Совету по образованию штата Массачусетс он писал, что если дети в возрасте от четырех до шестнадцати лет смогут испытать на себе «возвышающее влияние хороших школ, темного сонма личных пороков и общественных преступлений, которые теперь ожесточают домашний покой и пятнают цивилизация века может быть в 99 случаях из каждых 100 изгнана из мира» (стр. 96).

В девятнадцатом веке учителей нанимали и обучали с явным расчетом на то, что они будут продвигать моральную миссию школы и заниматься формированием характера. Литература, биография и история преподавались с явным намерением привить детям высокие моральные стандарты и хорошие примеры для руководства их жизнью. Заголовки студенческих тетрадей предлагали возвышающие мораль мысли: «Сварливые люди всегда опасные товарищи» и «Похвала следует за усилием». Самыми успешными учебниками в девятнадцатом и начале двадцатого веков были знаменитые книги для чтения Макгаффи, которые были полны моральных историй, побуждений и уроков. В этот период нашей эволюции как нации нравственное воспитание было глубоко укоренено в самой ткани наших школ.

Однако в структуре нравственного воспитания было еще кое-что, из-за чего оно стало проблематичным: религия. В Соединенных Штатах, как группе колоний, а затем как новой нации, преобладающей религией был протестантизм. Библия короля Иакова, хотя и не так популярна, как в пуританскую эпоху, тем не менее, была основным продуктом государственных школ США. Считалось, что там находится корень морального кодекса. Однако по мере того, как с середины девятнадцатого века в страну прибывали волны иммигрантов из Ирландии, Германии и Италии, панпротестантский тон и ортодоксальность школ стали объектом пристального внимания, и началась реакция. Обеспокоенные тем, что их дети будут отлученные от своей веры, католики разработали собственную школьную систему. Позже в двадцатом веке другие религиозные группы, такие как евреи, мусульмане и даже различные протестантские конфессии, создали свои собственные школы. Каждая группа желала и продолжает желать, чтобы ее нравственное воспитание основывалось на ее соответствующей вере или кодексе.

Двадцатый век. В этот же период конца девятнадцатого и двадцатого веков также росла реакция против организованной религии и веры в духовное измерение человеческого существования. На интеллектуальных лидеров и писателей оказали глубокое влияние идеи английского натуралиста Чарльза Дарвина, немецкого политического философа Карла Маркса, австрийского невролога и основателя психоанализа Зигмунда Фрейда и немецкого философа и поэта Фридриха Ницше, а также все более строгое толкование разделение церковного и государственного учения. Эта тенденция усилилась после Второй мировой войны и еще больше усилилась из-за того, что в конце XIX века в моральном консенсусе нации появились серьезные трещины.60-е годы. Поскольку для очень многих американцев самые прочные корни моральных истин находятся в их религиозных убеждениях, педагоги и другие лица стали опасаться использования школ для морального воспитания. Все больше и больше считалось, что это прерогатива семьи и церкви. Некоторые педагоги стали сторонниками «бесценностного» обучения, игнорируя тот факт, что невозможно создать школу, лишенную этических вопросов, уроков и противоречий.

В течение последней четверти двадцатого века, когда многие школы пытались игнорировать моральный аспект обучения, произошли три вещи: показатели успеваемости начали снижаться, проблемы с дисциплиной и поведением усилились, и раздались голоса, обвиняющие школы в обучении светскому гуманизму. . В то же время педагогам было предложено решать моральные проблемы учащихся, используя два подхода: разъяснение ценностей и когнитивно-развивающее нравственное воспитание.

Первый, разъяснение ценностей, основан на небольшой теории, кроме предположения, что учащиеся должны практиковаться в выборе между моральными альтернативами и что учителя должны быть помощниками в процессе разъяснения, а не проповедниками определенных моральных идей или выбора ценностей. Этот подход, хотя и широко применялся, подвергся резкой критике, среди прочего, за пропаганду морального релятивизма среди студентов. Хотя в настоящее время немногие преподаватели уверенно выступают за разъяснение ценностей, сохраняется остаточный нейтралитет учителей и нерешительность в отношении активного решения этических вопросов и моральной сферы.

Второй подход, когнитивное развитие, нравственное воспитание, , возник из работы швейцарского психолога Жана Пиаже и получил дальнейшее развитие у Лоуренса Кольберга. В отличие от разъяснения ценностей, когнитивное нравственное развитие сильно зависит от теории и мало требует применения в классе. В своей наиболее популярной форме Кольберг постулировал шесть последовательных стадий морального развития, которых потенциально могут достичь люди. Каждый этап представляет собой особый способ мышления человека о моральной ситуации или проблеме. Учителям рекомендуется вовлекать учащихся с раннего возраста и на протяжении всего обучения в обсуждение моральных вопросов и дилемм. В последние годы своей жизни Кольберг призывал педагогов превратить свои школы в «справедливые сообщества», среду, в которой ускорится нравственное развитие учащихся.

Возвращение характера Образование

В начале 1980-х годов, на фоне всеобщего беспокойства по поводу плохой академической успеваемости и поведения учащихся, педагоги заново открыли для себя слово характер. Нравственное воспитание имело религиозный оттенок, что многих беспокоило. Характер с его упором на формирование хороших привычек и устранение вредных привычек вызвал популярный и традиционный отклик. Слово символ имеет греческий корень, происходящий от глагола «гравировать». Таким образом, характер говорит об активном процессе создания отметин или знаков (т. е. хороших привычек) на человеке. Широко признано, что раннее формирование хороших привычек отвечает интересам как отдельного человека, так и общества.

Кроме того, формирование характера считается тем, что родители начинают рано, но едва завершают работу, когда ребенок идет в школу. В концепции характера имплицитно признается, что взрослые начинают процесс формирования привычки к уважению к другим, самоконтролю и ответственности, затем в работу вносят свой вклад учителя и другие люди, но в конце концов молодой человек берет на себя формирование или формирование характера. его собственный характер. Тем не менее, очевидно, что детские школьные годы с их требованиями к обучению и тяжелыми событиями являются главной возможностью для формирования положительного и отрицательного (т. е. добродетели и пороки) характера.

Импульс и энергия, стоявшие за возвращением воспитания в американские школы, исходили не из образовательного сообщества. Этому способствовало, во-первых, родительское стремление к упорядоченным школам, где особое внимание уделяется стандартам поведения и хорошим привычкам, и, во-вторых, государственные и национальные политики, которые отреагировали на эти тревожные опасения родителей. Во время своего президентства Уильям Клинтон провел пять конференций по воспитанию характера. Президент Джордж Буш расширил программы предыдущей администрации и сделал воспитание характера одним из основных направлений своей программы реформы образования. Один из политически привлекательных аспектов воспитания характера, в отличие от нравственного воспитания с его религиозным подтекстом, заключается в том, что воспитание характера больше говорит о формировании хорошего гражданина. Широко повторяющееся определение (например, воспитание характера помогает ребенку познавать добро, желать добра и делать добро) затрагивает этот вопрос. Для одних людей внутренняя направленность воспитания характера может быть одновременно религиозной и гражданской, а для других направленность может быть строго гражданской, направленной исключительно на формирование хорошего гражданина.

Текущие подходы к нравственному воспитанию

Подавляющий процент усилий в рамках государственного образования по решению проблемы нравственности в настоящее время проводится под флагом воспитания характера. Кроме того, поскольку эти сознательные усилия по решению проблем формирования характера были предприняты относительно недавно, их часто называют программами воспитания характера. Однако термин программа предполагает отдельные инициативы, которые заменяют деятельность или добавляются в школьную программу (например, новая программа чтения или программа математики). И, хотя существуют программы воспитания характера, коммерческие и другие, большинство защитников призывают государственные школы применять комплексный подход к воспитанию характера.

Инфузионный подход. В целом, подход вливания к воспитанию характера направлен на то, чтобы вернуть формирование характера учащихся на центральное место в школьном обучении. Вместо того, чтобы просто добавить формирование характера к другим обязанностям школы, таким как умение считать, грамотность, профессиональное образование, санитарное просвещение и другие цели, акцент на хорошем характере пронизывает весь школьный опыт. По сути, воспитание характера объединяет интеллектуальное развитие в качестве всеобъемлющей цели школы. Кроме того, воспитание характера рассматривается не как конкурирующее или вспомогательное по отношению к целям приобретения знаний и навыков, а как важный фактор, способствующий достижению этих целей. Чтобы создать здоровую учебную среду, учащиеся должны развивать такие качества, как ответственность и уважение к другим. Они должны избавиться от привычек лени и неряшливости и приобрести привычки к самоконтролю и усердию. Инфузионный подход основан на представлении о том, что хорошие привычки, которые способствуют формированию характера, в свою очередь напрямую способствуют академическим целям школьного обучения.

Основой метода вливания является восстановление, переделка или создание заявления о миссии школы, которое отражает приоритет, отданный развитию хорошего характера. Такое утверждение узаконивает внимание как взрослых, так и учащихся к этой образовательной цели. Он говорит администраторам, что учителей и сотрудников следует нанимать с хорошим характером в качестве критерия; он говорит учителям, что ученикам следует не только подчеркивать характер, но и демонстрировать их собственные характеры; он говорит тренерам, что на легкую атлетику следует смотреть через призму спортивного мастерства, а не через призму побед и поражений; и он говорит учащимся, что их усилия и трудности, их успехи и разочарования — все это часть более крупного процесса, формирования их характера.

Критически важным для метода вливания является использование учебной программы в качестве источника воспитания характера. Это особенно верно в отношении учебных программ по языкознанию, общественным наукам и истории. Основное внимание в этих предметах уделяется изучению людей, реальных и вымышленных. Наши великие повествовательные истории несут моральные уроки. Они передают молодым яркие образы людей, которыми наша культура восхищается и хочет, чтобы они подражали. Эти предметы также показывают им, как можно тратить жизни или, что еще хуже, как люди могут предать себя и свое сообщество. Узнать о героизме бывшего раба Соджорнера Трута, ставшего евангелистом и реформатором, и о предательстве Бенедикта Арнольда, офицера американской армии, предавшего свою страну британцам, — это больше, чем собрать историческую информацию. Встреча с этими жизнями разжигает моральное воображение учащегося и углубляет его понимание того, что представляет собой жизнь характера. Другие предметы, такие как математика и естествознание, могут научить учащихся необходимости интеллектуальной честности. Учебные программы наших школ содержат не только основные знания о нашей культуре, но и о нашем моральном наследии.

В дополнение к формальной или явной учебной программе в школах и классах также есть скрытая или тайная учебная программа. Школьные ритуалы, традиции, правила и процедуры влияют на понимание учащимися того, что правильно и неправильно, а также желаемого и нежелательного поведения. То же самое можно сказать и о студенческой культуре школы. То, что происходит в столовой, туалетах, раздевалках и в автобусе, передает студентам мощный сигнал. Этот дух или моральный климат школы трудно наблюдать и четко классифицировать. Тем не менее, он находится в центре серьезного внимания педагогов, приверженных методу вливания.

Важным элементом метода вливания является язык, с помощью которого школьное сообщество обращается к вопросам характера и моральной сфере. Учителя и администраторы, приверженные методу вливания, используют язык добродетели и говорят о хорошем и плохом поведении, о правильном и неправильном. Такие слова, как ответственность, уважение, честность и настойчивость, входят в рабочий лексикон как взрослых, так и учащихся.

Другие подходы. Одним из самых популярных подходов к воспитанию характера является сервисное обучение. Этот подход, который иногда называют общественными работами, представляет собой сознательную попытку дать учащимся возможности, руководство и практику в том, чтобы быть моральными деятелями. Основываясь на концепции формирования характера греческого философа Аристотеля (например, человек становится добродетельным, совершая добродетельные поступки; храбрым, совершая смелые поступки), во многих школах и школьных округах есть комплексные программы обучения служению. Начиная с детского сада, детям даются мелкие обязанности, такие как кормление песчанки в классе или распрямление парт и стульев. Позже они переходят к обучению младших школьников и, в конечном итоге, переходят к более требовательной деятельности в последние годы старшей школы. Как правило, эти мероприятия по обучению служению на уровне средней школы проводятся за пределами кампуса в доме для слепых, больнице или детском саду. Помимо размещения, школа обеспечивает обучение, руководство и поддержку в решении проблем учащихся, когда они сталкиваются с проблемами и трудностями.

В последние годы школы по всей стране приняли добродетель (или ценность) месячного подхода, когда все школьное сообщество уделяет особое внимание такому качеству, как сотрудничество или доброта. Рассмотрение добродетели в этот конкретный месяц отражено в учебной программе, на специальных собраниях, в холлах и классных комнатах, а также в школьных бюллетенях. С этим связаны общешкольные программы, такие как проекты без унижений, в которых внимание сосредоточено на разрушительных и вредных последствиях сарказма и оскорбительного языка, а учащихся учат заменять унижения цивилизованными формами общения.

Существует несколько стратегий развития навыков и обучения в классе, которые часто связаны с формированием характера. Среди наиболее распространенных — обучение навыкам посредничества и разрешения конфликтов, когда студентов напрямую учат тому, как справляться с разногласиями и потенциальными драками между однокурсниками. Многие сторонники совместного обучения утверждают, что обучение студентов с использованием этого учебного процесса имеет дополнительное преимущество, заключающееся в обучении студентов привычкам помогать другим и налаживанию дружеских отношений между студентами, с которыми они иначе не стали бы общаться.

Проблемы и разногласия

Нравственное воспитание детей вызывает глубокую озабоченность у всех, от родителей до общественных и религиозных лидеров. Не случайно этот предмет вызывал опасения и споры на протяжении всей истории американских школ. Вопросы морали затрагивают самые фундаментальные убеждения человека. Поскольку американцы, по международным стандартам, достаточно религиозно соблюдают и весьма религиозно разнообразны, неудивительно, что споры о моральном воспитании и воспитании характера часто имеют религиозный источник. Особенно после периода, когда нравственное воспитание не было в повестке дня большинства государственных школ, его возвращение вызывает тревогу у некоторых граждан. Многие враждебно настроенные по отношению к религии люди видят в возрождении интереса к нравственному воспитанию возвращение религиозных взглядов в школу «через черный ход». С другой стороны, многие религиозные люди с подозрением относятся к его возвращению, поскольку считают его попыткой подорвать религиозное воспитание их семьи с помощью спонсируемого государством светского гуманизма. Однако в начале двадцать первого века возобновившееся внимание к этой области было относительно бесспорным.

Положительному климату способствует использование термина символ , а не мораль. В то время как мораль для многих несет религиозный подтекст, слово символ говорит о хороших привычках и гражданских добродетелях, которые скрепляют сообщество и позволяют нам жить вместе в гармонии.

Второй вопрос касается уровня школ и возраста учащихся. Возрождение воспитания характера в наших школах было в большей степени заметно в начальных школах. Здесь школы могут сосредоточиться на моральных основах, в отношении которых существует широкий общественный консенсус. То же самое верно, но в несколько меньшей степени, для средних и неполных средних школ. И хотя есть много положительных примеров средних школ, которые внедрили широкие и эффективные программы воспитания характера, преподаватели средних школ не решаются принять воспитание характера. Частью этого являются ведомственные структуры и временные требования учебной программы; частью этого является возраст и искушенность их учеников; и отчасти это связано с тем, что немногие учителя средних школ считают, что у них есть четкие полномочия заниматься вопросами морали и характера.

Третий вопрос касается обучения учителей. В то время как когда-то обучающиеся преподаватели проходили курсы по философии и истории образования, знакомившие их с традиционным для американской школы отношением к нравственному воспитанию и воспитанию характера, теперь эти курсы требуются лишь в немногих штатах. В начале двадцать первого века в американских школах наблюдается массовый уход профессиональных учителей на пенсию и замена их большим количеством новых учителей. Эти молодые учителя, как правило, являются выходцами из начальных и средних школ, где учителя уделяли мало или совсем не уделяли прямого внимания нравственному воспитанию и воспитанию характера. Кроме того, 19Исследование, проведенное Партнерством по воспитанию характера в половине национальных педагогических учебных заведений, показало, что, хотя более 90 процентов руководителей этих программ считали, что воспитание характера должно быть приоритетом в подготовке учителей, только 13 процентов были удовлетворены усилиями своего учреждения. .

Оценка морального воспитания и воспитания характера

Существует несколько программ воспитания характера с обнадеживающими результатами оценки. Проект развития характера (CDP) уже более 18 лет участвует в нескольких школах K–6, и в тех школах, где учителя получали повышение квалификации и поддержку на местах, более 52 процентов переменных результатов учащихся показали значительные различия. Бойскауты Америки разработали учебную программу «Обучение для жизни» в начале 19 века.

90-е годы для начальной школы. Этот коммерчески доступный автономный учебный план обучает основным моральным ценностям, таким как честность и ответственность. В крупномасштабном контролируемом эксперименте с участием 59 школ учащиеся, ознакомившиеся с материалами «Обучения ради жизни», продемонстрировали значительный прогресс в понимании основных ценностей учебной программы, но, по мнению учителей, они также стали более самодисциплинированными и способными. оставаться на задании.

Тем не менее, оценку и оценку характера и нравственного воспитания лучше всего описывать как незавершенную работу. Эта область сдерживается отсутствием общепринятого набора надежных инструментов, отсутствием широкого согласия в отношении индивидуальных или общешкольных результатов, а также краткосрочным характером большинства существующих исследований. Эти ограничения усложняет еще одно: отсутствие теоретического согласия в отношении того, что такое характер. Человеческий характер — это одна из тех всеобъемлющих сущностей, которыми занимаются ученики от философии до теологии, от психологии до социологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *