Закономерности воспитания детей дошкольного возраста – Закономерности воспитания детей дошкольного возраста

Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 

Тема: «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ»

План

1. Понятие о цели воспитания

2. Идеальная цель воспитания

3. Реальные цели воспитания

4. Объективный и субъективный характер цели воспитания

5. Концепции воспитания дошкольников

6. Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста

1. Понятие о цели воспитания

Процесс воспитания подрастающего поколения всегда связан с желанием получить результат. Собственно, ради него — конечного результата — и разрабатываются теории, системы, технологии педагогической науки, которые затем проверяются и утверждаются практикой.

Таким образом, цель воспитания — это ожидаемый ре­зультат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой дея­тельности.

2. Идеальнаяцель воспитания

С давних пор человек, становясь человеком, испытывал потребность в достижении наивысших результатов в той деятельности, которой занимался. И действительно, оказывалось, что человек способен к таким высшим достижениям, только одному удаётся одно, а другому — другое.

Стоит только внимательно вчитаться в произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, песен­ки — с целью определить, каков же был идеал у народа, и перед нами возникнет образ человека разностороннего — умелого, трудолюбивого, доброго, веселого, красивого, сильного.

Философы древности представляли себе человека сре­доточием фундаментальных добродетелей. Сложилось даже понятие «калокагатии» (от греч. kalos – прекрасный, agathos — добрый, т. е. гармоничное сочетание внешних фи­зических и внутренних духовных достоинств человека как идеал воспитания). Таким образом, здесь мы видим образ человека с развитым умом, добрым сердцем и восторжен­ной душой, т. е. личность всесторонне развитую.

В дальнейшем идея всесторонне развитой личности была сформулирована К. Марксом в «Коммунистическом мани­фесте» как цель, которая может стать реальностью в ком­мунистическом обществе по отношению к каждомуего чле­ну, если только это общество сможет создать необходимые условия для развития.

Таким образом, всесторонне развитая гармоничная лич­ность — вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитани­ем подрастающего поколения, над своим будущим, высту­пал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.

Но история развития человеческого общества, изучение закономерностей развития индивида показали, что, во-пер­вых, в одном человеке реально не могут быть развиты с должной полнотой всестороны его личности (у каждого своя наследственность, своя предрасположенность к вос­приятию окружающего мира и т. д.), а во-вторых, социаль­но-политические условия каждого общества, хотя и влия­ют на создание благоприятных или неблагоприятных ус­ловий для развития, но даже в идеальном обществе, если такое возможно, личность, развитая в одинаковой степе­ни, всесторонне воспитаться не может.

История знает личности, феноменально развитые в ка­кой-то одной области: П. Чайковский — в музыке, И. Репин — в живописи, А. Эйнштейн — в математике, И. Курчатов — в физике и т.д. Можно привести примеры, когда в одной личности сочетаются почти равные достижения в несколь­ких направлениях — Леонардо да Винчи — художник, мате­матик, механик, М.Ломоносов — физик, литератор, химик, А. Грибоедов — писатель, композитор, дипломат. И тем не менее даже такие яркие личности не были развиты всесто­ронне в одинаковой степени.

Значит, цель — «воспитание всесторонне развитой лич­ности» — является по сути своей идеальной, нереальной це­лью воспитания. Так какую же тогда она выполняет функ­цию, нужна ли она?

Нужна. Она является ориентиром на возможности че­ловека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности.В ней за­ложено сильное гуманное начало — вера в возможности человека.

В воспитании детей дошкольного возраста ориентиро­ваться на идеальную цель особенно необходимо. Наука се­годня ещё не даёт ответа на вопрос, с каким «даром» при­шел человек на Землю, в какой области он будет наиболее выразителен и удачлив. И чтобы не допустить ошибки, сдер­живая одно и развивая другое (выбранное взрослым), не­обходимо создавать условия, в которых бы ребёнок мог пробовать себя в разных направлениях. Задача взрослого — внимательно наблюдая за развитием ребёнка, не пропус­тить ростки того, что характерно и ценно именно для это­го малыша, что может стать стержнем, вокруг которого будет выстраиваться гармония его личности.

3. Реальные цели воспитания

Если существует идеальная цель воспитания, то, вероят­но, должна существовать и реальная цель, т. е. такая цель, которая может быть осуществлена, реализована в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям. Иначе воп­рос о воспитании подрастающего поколения не мог бы быть поставлен.

Реальные цели воспитания в отличие от идеальных не являются раз и навсегда заданными. Они изменяются в за­висимости от целого ряда условий.

Реальные цели воспитания имеют исторический харак­тер.Это значит, что в разные исторические периоды, на разных этапах развития человеческого общества ставились разные цели в зависимости от политики государства, от господствующей идеологии. Так, цель воспитания в фео­дальном обществе отличалась от цели воспитания в рабов­ладельческом обществе, цель воспитания в Афинах отли­чалась от цели воспитания в Спарте и т. д.

Цели воспитания направлены на удовлетворение потреб­ности общества в тех или иных качествах человека, в каче­ствах, которые могут служить укреплению ценностных ори­ентации общества.

 

4. Объективный и субъективный характер цели воспитания

Сформулированная обществом реальная цель воспита­ния носит объективный характер.Это значит, что она отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых обществу людей. Кроме того, при разработке реальной цели воспитания учитываются объективные закономерности раз­вития человека, особенности культуры, быта, традиций, даже географическое расположение и климатические усло­вия страны.

Цели воспитания могут носить и

субъективный харак­тер.Как правило, это происходит в том случае, когда конк­ретная семья формулирует для себя, каким они хотят выра­стить своего ребенка. Такая цель может совпадать с реаль­ной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие. Если противоречия острые, трудно разреши­мые, это может оказаться пагубным для развивающейся личности. Но субъективные цели позитивны тем, что при их формулировании и реализации родители учитывают осо­бенности индивидуального развития своего ребенка, созда­ют условия для осуществления цели. Конечно, бывает и так, что родители не столько учитывают возможности своего малыша, сколько руководствуются своими желаниями (ре­бенок не проявляет особой склонности к музыке, а родите­ли решили сделать из него музыканта).

Государственные образовательные учреждения не обла­дают правом формулировать такую цель воспитания детей, которая бы не совпадала с реальной объективной целью, заданной государством, даже если они с ней не согласны. Частные же образовательные учреждения могут принимать субъективные цели, но и они не должны вступать в проти­воречие с государственными целями, иначе дети, воспиты­вающиеся и обучающиеся в таких учреждениях, в дальней­шем попадут в «тупиковую» ситуацию.

И все же, несмотря на видимость жесткой детерминиро­ванности цели воспитания социальными, политическими и экономическими условиями, прогресс в развитии личнос­ти был бы невозможен, если бы на цель воспитания не ока­зывали влияние и сама личность, и общечеловеческие, вне-исторические идеалы. Во все века, при всех общественных формациях ценились такие человеческие качества, как доб­рота, гуманность, милосердие, бескорыстие, способность жертвовать собой ради других людей, умение сочувствовать, содействовать. Возникает противоречие: обществу в определенный период его развития, например нашему об­ществу, требуются люди деловые, уверенные в себе, с яр­кой индивидуальностью, независимые. А все перечислен­ные ранее качества для развития и прогресса общества, для благополучия людей сегодня как бы и не очень нужны. Со­гласно логике социальной детерминированности цели вос­питания, все силы сегодня должны быть направлены на вос­питание деловых людей. И действительно, появилось мно­го таких людей, возникли учебные заведения, формирующие подобную модель современного человека. Но в обществе назревает своего рода социальный взрыв из-за «дефицита нравственности» у отдельных личностей и во взаимоотно­шениях между людьми… И общество как государственная структура вынуждено вносить коррективы в идеалы и цели воспитания. Таким образом, личность, личности не только следуют за обществом и предлагаемыми им целями, но и сами ведут его и корректируют цели воспитания. При этом субъективная цель выходит на уровень объективной ее фор­мулировки и характеристики.

Таким образом, цель воспитания является основополага­ющей категорией педагогики. От нее зависят задачи, содер­жание, методы воспитания. Конечно, реальная цель воспи­тания конкретизируется применительно к объекту воспита­ния: она едина для всех, но применительно к людям разных возрастных категорий наполняется тем содержанием, кото­рое реально выполнимо (может ли быть единой цель воспи­тания дошкольников, школьников, взрослых людей?).

Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разно­сторонне развитого счастливого ребенка.

 

5. Концепции воспитания дошкольников

Каждая цель подкрепляется и аргументируется опре­деленной концепцией. Причем у одной цели может быть несколько концепций, объясняющих ведущий путь ее достижения, а у каждой

  концепции — множество конкретных про­грамм.

Рассмотрим на примере одного исторического периода, как менялись концепции воспитания детей при единой цели. Очень показателен в этом отношении период 1917-1998 гг. в нашей стране. Мы взяли данный отрезок време­ни потому, что именно в это время наблюдалось активное развитие системы общественного дошкольного воспита­ния и происходили социальные, общественно-политичес­кие изменения. Все это не могло не привести к коррекции реальной цели и концепций воспитания подрастающего поколения.

После революции 1917 г., изменившей общественный строй страны, была сформулирована цель воспитания — обществу нужен человек с твердыми идейными убеждения­ми, готовый отстаивать и развивать коммунистические иде­алы. Подчеркивалось, что строящееся общество способно создать все условия для всестороннего гармоничного раз­вития личности. Для реализации сформулированной цели воспитания разрабатывались разные концепции.

В 20-е — начале 30-х гг. ведущей была концепция Н.К.Крупской. Концепция определила основные направ­ления реализации поставленной цели: воспитание в детях (дошкольниках в том числе) идейной направленности, кол­лективизма. Признавалась необходимость учета индивиду­альных и возрастных особенностей ребенка. Концепция конкретизировалась не в программе (ее еще не было в то время), а в «Методических письмах».

В 30-е гг. в этой концепции происходят изменения, кор­ректировка на цель: остаются «три кита», на которых пред­лагается выстраивать воспитание детей, — идейность, кол­лективизм, трудолюбие. Требование учета и ориентира на индивидуальное развитие постепенно уходит из концепции. Появляются первые программные документы — «Програм­ма работ дошкольных учреждений» (проект, 1932) и «Про­грамма и внутренний распорядок детского сада» (1934).

Признание педологии лженаукой (1936) резко сместило акценты с индивидуального воспитания на коллективное. В конце 30-х гг. к указанным выше положениям в концеп­цию вводится требование патриотического и интернацио­нального воспитания (правда, содержание интернациональ­ного воспитания было связано больше с национальностями бывшего СССР). Выходят новые программные документы (1938, 1945).

50-е гг. характеризуются вниманием к умственному раз­витию подрастающего поколения. В концепцию воспитания вносятся соответствующие коррективы. В эти годы в до­школьных учреждениях было введено обязательное обуче­ние детей (Программа 1953-1954 г.) (А.П.Усова, Е.И.Радина, Р.И.Жуковская, В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова и др.).

Постановление 1959 г. об объединении яслей и детского сада в единое дошкольное учреждение вызвало к жизни «Программу воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях нового типа» (1962). В дальнейшем эта Про­грамма переиздавалась с некоторыми дополнениями и уточ­нениями вплоть до 1979 г.

Все названные выше концепции и программы так или иначе были подчинены одной идеальной цели — воспита­нию всесторонне развитой, гармоничной личности, а дей­ствовавшая в тот или иной отрезок времени Программа всегда была единственной и обязательной для всей систе­мы дошкольного воспитания.

Общественно-политические события конца 80-х гг. по­требовали разработки новой концепции воспитания подрастающего поколения начиная с дошкольного возраста. Появляется концепция личностно-ориентированной моде­ли воспитания (1989). Ведущей идеей становится идея вос­питания, направленного на развитие индивидуальности, са­мобытности личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания идейности, патриотизма, коллекти­визма, трудолюбия. На первый план выдвигается развитие творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости.

Важным событием явился факт принятия народами мира (и наконец, и нашей страной) Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. Попытки составить документ, защищающий и определяющий права ребенка, предпринима­лись в разные периоды развития человечества (укажем лишь некоторые: теория Я.А.Коменского- XVII в.; Женевская декларация прав ребенка- 1924г.; Декларация прав ребен­ка Н.К.Вентцеля — 1914 г.). Генеральная Ассамблея ООН в 1959 г. приняла этот важнейший документ. В нем говорится, что ребенок обладает важными правами: правом на защиту, на социальное обеспечение, на получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и др.

Конечно, принятие документа еще не означает, что все его положения активно реализуются в нашей стране. Нуж­ны не только новые концепции и программные документы — требуется изменить педагогическое мировоззрение всего на­селения, и педагогов прежде всего. А для этого необходимо время. Но тем не менее уже в Концепции воспитания 1989 г. прослеживаются новые подходы, большая ориентация на развитие личности и уважение к ней. За последние годы в стране появились новые вариативные программы, предла­гающие свое решение концепции личностно-ориентированного воспитания детей. Это программы «Радуга» (сост.        Т.Н.Доронова. — М., 1996 и другие издания), «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурвич. — СПб., 1996), «Развитие» (подготовлена к публикации О. М. Дьячен­ко, Н. С. Баренцевой. — М., 1994), «Истоки» (М.,1997) и др.

Цель и концепции дают возможность сформулировать задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Если ориентироваться на идеальную цель, то задачи от­ражают стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое. Конкретные задачи мы рассмотрим ниже, когда приступим к изучению содержа­ния и методики педагогической работы с детьми по каждо­му аспекту воспитания. Здесь же важно уяснить, что, не­смотря на то что каждый аспект имеет свою специфику, в процессе формирования целостной личности они тесно вза­имосвязаны и оказывают существенное влияние друг на дру­га. Нравственное воспитание нельзя осуществить без реше­ния задач эстетического, умственного и даже физического воспитания. Задачи умственного воспитания теряют свою значимость для личности, если они искусственно отделены (если это возможно) от задач нравственного воспитания.

Одной из качественных характеристик любой науки яв­ляется нахождение закономерностей развития объекта иссле­дования. В частности, педагогика выясняет закономерности в области воспитания и обучения детей раннего и дошколь­ного возраста. Что же такое закономерности воспитания?

Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Закономерности воспитания — это связи между компонен­тами системы, которые обеспечивают определенный резуль­тат воспитания.Закономерности отражают сущностную характеристику процесса развития. Закономерности конкретизируются в принципах воспитания; принципы – в технологии; технология — в средствах, методах; методы — в приемах. Если такая цепочка имеет единый смысловой стержень — результат в воспитании в значительной мере обеща­ет быть положительным.

Рассмотрим данную цепочку на конкретных примерах.

Воспитание индивида становится возможным, если сам ребенок активен в данном процессе. Это объек­тивная, проверенная наукой и практикой закономерность.На основе данной закономерности педагогика формулиру­ет принцип воспитания— поддерживать и направ­лять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой ак­тивности малыша и его возможностями. Для реализации этого принципа технологиявыстраивается так, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою актив­ность в деятельности. Это значит, что педагогический про­цесс представляет собой логическое сочетание разных ви­дов деятельности, включаясь в которые ребенок не может оставаться пассивным. Для усиления активизирующей роли педагогического процесса подбираются методы и приемы,направленные на повышение познавательной, эмоциональ­ной, двигательной и другой активности. Если же педагог понимает закономерность воспитания, соглашается с ней, но в педагогическом процессе опирается только на репро­дуктивные методы, которые не требуют от ребенка «обратной связи», педагогическая работа не может считаться со­ответствующей данной закономерности.

Потребность ребенка в любви — зако­номерность.Малыш благополучно развивается и воспиты­вается в атмосфере любви и доброжелательности. Такая атмосфера создает благоприятные условия, для того что­бы ребенок реализовывал свои возможности как развива­ющаяся личность.

Принципом воспитания,который выстраивается на ос­нове данной закономерности, с учетом ее, являются терпи­мость, умение прощать, поддерживать ребенка, проявлять к нему свою любовь.

Технологиявключает обращенность педагога к ребен­ку, ситуации, которые дают малышу возможность почув­ствовать, что его любят, верят в его силы. Педагогический процесс обогащается совместной деятельностью детей и взрослых, «мажорными» ситуациями, обучением способам выражения любви.

Методы и приемыдля конкретизации такой технологии должны быть личностно-ориентированы, т.е. показывать ребенку, что его уважают и любят. В этой связи особое зна­чение придается педагогической оценке и личностному об­щению.

Личность эффективно развивается лишь в ситуации успеха — закономерность.Маленькому че­ловеку на пути вхождения в мир людей важно постоянно ощу­щать, что он на правильном пути. Такое ощущение закреп­ляет нужные формы взаимодействия с социальным миром.

Конкретизирующий эту закономерность принцип— ува­жение ребенка и соблюдение его прав, отказ в воспитании от «обученной беспомощности».

Этот принцип ложится в основу технологии, методов, приемов воспитания.Мы часто «обучаем детей беспомощ­ности»: «Ты этого еще не умеешь», «Не берись не за свое дело», «Я так и знала, что ты разольешь воду» и т. п. По­добными оценками и характеристиками мы приучаем ре­бенка к тому, что он начинает бояться ошибиться, пред­восхищает ошибку, еще не начав что-то делать, и поэтому ограждает себя от отрицательной оценки взрослого, отка­зываясь от попытки действовать. В результате у него выра­батывается осторожно-пассивный тип поведения. Если же взрослые (воспитатель, родители) выстраивают воспитание в соответствии с обсуждаемыми закономерностью и прин­ципом, то в основе педагогической технологии будет формирование у детей умения не бояться ошибок, а исправлять их. Поломал игрушку — нужно вместе подумать, как ее по­чинить. И в соответствии с первой закономерностью про­цесс будет организован так, чтобы ребенок сам искал спо­соб ремонта и применял его. Не стоит говорить малышу с укором: «Вот, сам поломал — сам и ремонтируй». Это по­хоже на наказание трудом, что недопустимо. Лучше выра­зить сожаление и сказать: «Жаль, конечно, что поломалась. Но давай попробуем исправить. Подумай, как ты ее отре­монтируешь, а я немножко помогу, если тебе будет очень трудно». Постоянно ругая малыша за погрешности, мы вос­питаем человека неуверенного и, что особенно плохо, склон­ного ко лжи и апатии, а иногда и к агрессии. Страх никогда не был хорошим воспитателем свободной личности.

Множество ошибок совершается воспитателями и роди­телями именно из-за незнания и непонимания закономерно­стей воспитания и логики организации его процесса. Из-за этого к детям предъявляются неадекватные их возрасту тре­бования, не используются оптимальные формы организации деятельности и т.д. При анализе недостатков воспитания прежде всего следует установить, в какой системе взаимо­связей происходило формирование личности ребенка, какие законы его развития были нарушены.

 

Задания

1. Объясните и докажите на конкретных примерах положение о не­обходимости целостного подхода к формированию личности ребенка.

2. Определите противоречия, которые могут возникать между иде­альной и реальной, субъективной и объективной целями воспитания. Предложите выход из противоречия.

3. Найдите в программах воспитания и обучения детей в детском саду подтверждения их принадлежности к определенной концепции.

4. Подберите русские народные пословицы, поговорки, которые отражают идеал человека, сложившийся в народной педагогике.

5. На примере одной из закономерностей воспитания разработай­те соответствующую стратегию воспитания ребенка.

studopedia.net

Закономерности, подходы и принципы воспитания детей

Концепция — это, в первую очередь, обоснованная система взглядов, которые определяют понимание общих процессов и многих явлений. В условии постоянного преобразования, к сожалению, концепция образовательной и воспитательной системы до конца не проработана, поэтому основные подходы отсутствуют. К основным можно причислить альтернативные системы, православное воспитание и оригинальный подход. Спустя время, можно с уверенностью сказать, что под видом концепции производилась массовая обработка существующего населения, благодаря которой пытались навязать определенные взгляды и суждения. Ранее была использована единая коммунистическая концепция, на которой основывалось воспитание тогдашней молодежи. И лишь некоторое время назад начались поиски новой концепции. В последствие появились новые учения, и научные школы в чьи обязанности входила разработка новой теории воспитания.

Современная концепция воспитания в семье и школе во главу ставит интересы ребенка

Закономерности современных концепций

В общей педагогике, характеристики большинства учений строится на таких закономерностях:

  • Определяющую роль всегда будет иметь именно воспитание, а уже на втором месте его взаимосвязь с обучением.
  • Эффективность будет зависеть исключительно от заинтересованности ребенка. Для того чтобы добиться каких-либо успехов, родителям нужно найти подход и заинтересовать чадо.
  • От очень многих элементов будет зависеть результат воспитания. Стоит надеяться не только на общепринятые методы, но и на личный опыт и смекалку, которых у молодых родителей очень много.
Суть современной концепции воспитания

Школьное образование направленно:

  • На получение у молодежи новых жизненных установок. Детей годами подталкивают к осознанию самого себя и развитию своих лучших качеств.
  • Улучшение качества преподносимой информации и улучшенный воспитательный процесс. Развитие ребенка ставится на первое место в современной педагогике.
  • Установление важности государства и его устоя.
  • Обучение субъективному мнению касательно общественности, учебного заведения и социального института. При этом принято использовать разные методы.

Современные концепции направлены в первую очередь на формирование личности и восприятие культурных ценностей.

Устаревшие институты воспитания пытаются переосмыслить и усовершенствовать исходя из потребностей современного общества и технологий.

Современные закономерности воспитания

В основе воспитания лежат потребности человека

Если с самого детства, родители будут прививать к ребенку понимание того, что он – личность, можно избежать множества подростковых проблем, связанных с тем, что малыш будет ориентировать не на собственные принципы, а на мнение других людей. В основе этого воспитания заложена глубокая мысль того, что восприятие человека должно происходить не от общественного мнения, а от самопознания отдельного индивидуума. Не на потребности общества, а от личных нужд. Каждый человек стремится познать себя, найти свое собственное место в этом неспокойном и непокорном мире. Найти возможность выразить себя как личность, минуя общепринятые стандарты.

Главный акцент делается на внутренних механизмах маленького человека, которые подталкивают его к саморазвитию и самопознанию.

Ученный, давший свет этой теории уверен, что в подростковом возрасте именно педагог (учитель), должен помогать реализовывать базовые потребности ребенка и устанавливать их взаимосвязь. Главным критерием эффективности здесь будут выступать базовые потребности. Для развития человека как личности понадобиться соответствующие условия, дабы удовлетворить его потребности. Методы их реализации родители практикуют каждый день, но многие их даже не замечают.

Современные подходы в воспитании

К ним можно причислить:

  • Наслаждение или удовлетворение чем-либо.
  • Возможность самореализоваться.
  • Найти собственный смысл в жизни.
  • Иметь некий социальный статус, всеобщее признание или уважение.
  • Находиться в безопасности.
  • Иметь хорошее здоровье.
  • Участвовать в творческой деятельности.

Основные методы и принципы реализации этой концепции:

  1. Гуманизм. Выражается в единстве целей, как у ребенка, так и у воспитателя.
  2. Возраст. Увлечения и занятия ребенка должны соответствовать на каждый возраст в отдельности. В семь лет это могут быть танцы, а в десять походы или рисование.
  3. Эгоцентрированость. Как принцип, подразумевает обучение ответственности в первую очередь перед самим собой. Действия ребенка не должны противоречить его личным убеждениям. Методы реализации этого принципа могут быть самыми разнообразными. Ребенок должен осознать чувство собственного достоинства, что приведет его к внутренней гармонии.
  4. Деятельность. Воспитанием ребенка должны заниматься в первую очередь родители, а не педагог. Каждый должен выполнять свои функции. Нужен постоянный и живой круг общения. В семье должны присутствовать теплые и доверительные отношения, чтобы ребенок не побоялся задать волнующий его вопрос.
Воспитательное воздействие на ребенка

Обратите внимание!

Опыт многих родителей доказывает, что пытаться переделать ребенка – пустая трата сил и времени. Ваше чадо это в первую очередь личность. Выработайте доверительные отношения, помогайте ему в развитии и укреплении собственных сил. На этом этапе стоит объяснить ребенку, что такое хорошо, и чего делать не стоит.

Как образ жизни родителей влияет на ребенка

Семья является основой психологического здоровья ребенка. Если в семье имеет место насилие, их реакция даже на самые несущественные раздражители будет колоссальной. Малейший упрек может привести к длительным обидам и скандалу. Человек лучше развивается в спокойном и благополучном коллективе. На его физическом здоровье и развитии это также отражается. От опыта семьи зависит ее целостность. Фундамент здоровья закладывается у ребенка еще в постнатальный период. Больше времени с малышом проводит именно мать, поэтому она должна отличаться особой терпимостью, упорством и обладать необходимыми навыками, дабы дать ребенку именно то, в чем он так нуждается, используя свои собственные методы воздействия.

Саморазвитие у человека начинается с самого раннего возраста, когда он только начинает познавать окружающий его мир.

Основа воспитательного процесса — семья

Молодым родителям стоит обратить внимание на различные дошкольные учреждения, в основу которых входит принцип развития ребенка как личности, помощь в самопознании и организация здорового образа жизни. Двигательная активность является залогом их индивидуального здоровья. Подвижные игры в сочетании с развивающими занятиями могут дать значительные результаты. На выбор будет предложено несколько видов внеклассных занятий и кружков, которые могут посетить все желающие. Ребенок с детства привыкнет планировать свое свободное время, начнет интересоваться чем-либо (благодаря внеклассным занятиям). Поймет, что ему нравится, а что нет. Это и станет первыми жизненными уроками самостоятельности и реализации себя.

Внимание!

Только с возрастом человек способен развить в себе такие качества как саморегулирование, самоконтроль и самопостроение. А дети учатся этому самостоятельно, ориентируясь на ближайший круг общения. Используемые методы при работе над этим вопросом могут быть разными,  но именно семья станет первым в его жизни учителем.

Основополагающие знания

Их ребенок получает с самого раннего возраста. К таким правилам можно отнести необходимость в умывании, принятия ванны и чистке зубов. Необходимость мыть руки, придя с улицы должны прививать родители. Если ребенок отказывается это делать, можно объяснить ему необходимость этих манипуляций и рассказать о количестве вредных бактерий, которых он может съесть, не помыв руки. Если родители регулярно проделывают какие-либо действия и ребенок замечает закономерность, он сам станет повторять за взрослыми. Это же касается и мытья рук. По истечению какого-то времени, малыш возьмет это за правило и отпадет необходимость в дополнительном контроле.

Составляющие воспитательного процесса

При работе с семьей включаются такие аспекты и функции:

  • Работу направленную на обучения базовым санитарным нормам, включающие в себя общегигиенические правила и психологические особенности. Правила полноценного и сбалансированного питания, температурного режима и закаливания.
  • Ознакомление с физическими нагрузками и оздоровительными работами, которые проводятся в дошкольных учреждениях. Они направлены на их социальное, психическое и физические здоровье.
  • Психомоторное развитие ребенка и диагностика его состояния. Повторно проводится в начальных классах.
  • Составление оздоровительных планов для детей с учетом всех требований родителей.
  • Уроки для родителей, направленные на изучение основных методов оздоровления. К ним можно причислить закаливание, самомассажи и дыхательные гимнастики.
  • Утверждение всех необходимых мероприятий, которые проводятся в учреждении, в том числе и методы нетрадиционного оздоровления детей и их организма.
План оздоровления — образец

Ключевым моментов является составление индивидуальной программы оздоровления. Для этого проводится полная диагностика, которая включает в себя:

  • Анкетирование, направленное на используемый родителями воспитательный процесс, связанный со здоровьем ребенка.
  • Анализ имеющихся двигательных навыков.
  • Диагностика на сколеометре и тепловизоре.
  • Проведение общего обследования.
  • Составление анамнеза.

Дошкольный возраст

Именно в этот период психология преподавателей и родителей должна быть направлена на то, чтобы мотивировать у ребенка тягу к здоровому образу жизни, становления у него жизненных принципов и интересов. Если родителям кажется недостаточным посещение только дошкольного учреждения, стоит задуматься о другой форме дополнительного образования. Этот подход более оправдан, ведь речь идет о самостоятельном построении обучающего процесса детей возрастом от 3 до 7 лет. Можно также решить эту проблему наняв репетитора или увеличить число дополнительных кружков и занятий.

Валеологическая концепция — основы

В основе валеологической концепции лежит необходимость регулярных занятий спортом или другими видами физической активности, ориентируясь на психологические особенности ребенка и методы его воспитания. Спорт является основным и наиболее важным условием для реализации базовых доминирующих потребностей человека. Физическое самосовершенствование играет немаловажную роль в процессе познания ребенком себя. Их активность приводит к получению удовольствия от участия в активных играх и обучает взаимодействию с коллективом, состоящим из других детей и другие важные функции. Выигрывая соревнования или участвуя в эстафетах, ребенок самоутверждается, и его оценка начинает расти.

Индивидуальный подход

При решении большинства важных проблем, незаменимым является именно индивидуальный подход. Многие педагоги сталкиваются с проблемой в играх и трудовом воспитании детского коллектива. В этом и заключается главная сложность индивидуального подхода. Каждый педагог при воспитании ребенка должен вносить в программу свои коррективы, основываясь на индивидуальном характере каждого ребенка.

Воспитание вне уроков в школе

В первую очередь необходимо ориентироваться на хорошие качества, которые есть у ребенка, так как они и будут той опорой, которая придаст им веру в себя и собственные силы в будущем.

Этот подход не является разовым мероприятием, его следует придерживаться на протяжении всей жизни. Он должен проявляться в каждом жесте и каждой фразе, которая направлена родителями на ребенка. Эти методы и есть основа правильного воспитания ребенка, которая проявляется на каждом этапе жизни по-разному. Он направлен на устранение всех недостатков и укрепление всего хорошего и доброго, что есть в ребенке. При соблюдении некоторых правил, можно избежать процесса перевоспитания. Это требует огромного терпения как от педагога и родителей, так и от их маленьких воспитанников. Подобная методика способствует реализации всех потребностей ребенка.

Трудовое воспитание требует индивидуального подхода

Главные принципы индивидуального подхода

Этот принцип должен участвовать как в жизни ребенка, так и на протяжении всего его обучения. Его сущность выражается в том, чтобы использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, а не ко всему коллективу. При этом стоит опираться на их условия жизни и психические особенности. Этот принцип в педагогике является основополагающим. Подход носит скорее творческий характер с учетом дифференцированного использования по отношению к детям:

  • Умение не только размышлять на эту тему, но и анализировать.
  • Богатый теоретический опыт.
  • Любовь к своей работе и детям.
  • Понимание детей любого возраста и характера.
Индивидуальный подход в воспитании

Ребенок должен восприниматься как субъект собственного развития, при этом они всегда должны чувствовать поддержку со стороны взрослых. Индивидуальный подход должен использоваться как при индивидуальных, так и при коллективных формах работы.

Необходимо опираться на такие показатели:

  • Волевое развитие;
  • Уровень умений и знаний, в том числе и осознание действительности;
  • Имеющиеся интересы и их характер;
  • Гибкость ума, имеющиеся стереотипы, проявление вялости в установлении взаимосвязи, наличие интереса к отдельным темам и их отношение к ним;
  • Само отношение к обучению;
  • Уровень работоспособности;
  • Активность и самостоятельность.

Это позволяет свести к минимуму возможные противоречия, которые будут возникать в процессе обучения или познания чего-либо, делая тем самым личностный подход более действенным и реальным.

Школьный урок — важный метод воспитания

Необходимые условия при обучении

  • Присутствие особого педагогического такта;
  • Наличие вариативного содержания при ведении образовательной работы;
  • Необходимость в точном анализе учебного материала и своевременное выявление трудностей, с которыми могут столкнуться отдельные группы детей;
  • Наличие быстрой обратной связи или своевременная реакция, учитывая психологические особенности учеников;
  • Восприятие материала разного уровня сложности;
  • Составление уникального плана занятий, которые позволяют донести необходимую информацию, как всей группе, так и отдельным ее участникам;
  • Учет типологических особенностей и уровня знаний каждого ребенка.

detki.guru

Закономерности воспитания детей дошкольного возраста

Благодаря почти ежедневным легко наблюдаемым изменениям в выражении чувств и навыках движения и речи у подрастающего ребенка родительские обязанности в первые два-три года его жизни доставляют много радости. Однако не у всех детей те или иные навыки развиваются с одинаковой скоростью, и дети различаются по эмоциональному и социальному поведению. Проведенные психиатрами, психологами и педиатрами исследования обнаружили у младенцев поразительные различия в темпераменте, которые сохраняются в течение первых семи лет жизни, а затем могут постепенно сглаживаться под воздействием жизненного опыта. Пугливость небольшого числа детей, по-видимому обусловленная генетически, наблюдается сразу же после рождения и сохраняется много лет. Родители должны понимать, что «покладистость» детей, которых легко покормить и уложить спать, или «трудность» детей, склонных нервничать и плакать, – это стили поведения, а не проявление упрямства или злой воли и даже не свидетельство плохого воспитания. Для воспитания младенца важно уметь почувствовать его индивидуальные особенности и, если нужно, приложить дополнительные усилия, чтобы улыбнуться ребенку, развлечь его или предвидеть нежелательную реакцию пугливого или плаксивого малыша.

В эти первые полтора года для ухода за ребенком необходимо:

1. Соблюдать режим, обеспечивающий потребности ребенка в еде, уходе, чистоте и физической безопасности.

2. Постоянно находиться в эмоциональном контакте с ребенком, избегая появления у него избытка отрицательных эмоций; улыбаться, смеяться, ворковать и обнимать ребенка; предупреждать возможные осложнения, например тревогу ребенка, когда ему приходится спать в незнакомой колыбельке; справляться с неизбежными периодами детского плача, сдерживая свое раздражение, отвлекать ребенка, качая его колыбельку, укачивая ребенка на руках или с помощью других ритмичных движений, и, наконец, мириться с тем, что ребенок может долго плакать, даже когда он накормлен, перепеленут и его не раздражают посторонние предметы в колыбельке.

3. Способствовать формированию у ребенка звуков и речи, постоянно разговаривая с ним, а когда он становится постарше, читать ему; указывать и называть людей и предметы; повторять фразы, детские стишки и прибаутки, петь простые песенки.

4. Прививать двигательные навыки, давая ребенку достаточно места для безопасного ползания и толкания игрушек; поддерживать малыша при первых попытках ходьбы; играть с ним в такие игры, где предмет постоянно передается из рук в руки; хлопать в ладоши.

5. Развивать любопытство и исследовательское поведение с помощью красочных игрушек с подвижными частями, погремушек и разборных игрушек; выводить ребенка на прогулку, сначала в коляске, затем держа за руку; ползать с малышом по полу, позволяя ему залезать на взрослого, трогать его лицо и волосы и т.п.

Нет различия между взрослым мужского и женского пола (разумеется, за исключением кормления грудью), потому что, как показали исследования, в этот период ребенку все равно, кто из родителей за ним ухаживает. Мужчины могут быть такими же любящими, заботливыми и нежными родителями, как и женщины. На втором году жизни ребенок может чаще стремиться к матери, когда голоден или испуган, а к отцу, чтобы поиграть, но эти различия возникают скорее всего из-за позиции родителей, отражающей традиционные ролевые ожидания, связанные с полом.

Уход за детьми в возрасте от двух до шести лет включает много новых элементов. К двум-трем годам дети научаются говорить и понимать речь других. Для развития этих навыков крайне важна помощь родителей. Они должны говорить с детьми медленно, много раз повторяя слова и фразы, поощрять кивком и улыбкой овладение ребенком новыми словами и фразами. Не следует дразнить ребенка или резко поправлять, если он иногда ошибается в произношении или грамматике. Родители должны также проследить за тем, чтобы старшие братья и сестры не дразнили и не унижали младших и разговаривали с ними помедленнее.

Очень важно, о чем говорят родители с ребенком. Некоторые склонны ограничивать общение с детьми в возрасте от года до начала школьного обучения преимущественно короткими командами вроде «Пора есть», «Оставь мальчика в покое» или сентенциями типа «Это плохо», «Ты такая грязнуля». Другие родители тратят больше времени на то, чтобы стать посредниками между детьми и огромным миром, сложным и порой сбивающим с толку. Они указывают на людей, животных и предметы, называют их, рассказывают о них. Такое посредничество взрослого способствует развитию речи и понимания у ребенка.

Период от двух до шести лет можно также назвать возрастом игры. Швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896–1980) обратил внимание на то, что первые детские игры включают чувственно-двигательное удовольствие и исследовательскую деятельность. Удовольствие нетрудно заметить, когда ребенок играет с мягкими предметами, бегает и прыгает, повторяет одну и ту же игру типа «ладушек» или вместе с родителями произносит смешные звуки и стишки. Затем наступает важный период игры воображения, или «символической игры», как ее называет Пиаже. Немного позже приходят «игры по правилам», начиная с пряток и кончая азартными играми в «фантики» на улице или настольными играми вроде шахмат или «монополии» дома.

Для развития способности воображать себя в разных ролях и сопереживать другому, для расширения словаря ребенка и умения рассказывать крайне важен также период ролевой игры. По-видимому, благодаря ролевой игре ребенок скорее начинает понимать, что другие могут думать иначе, чем он. Там, где родители поощряют ролевые игры, раньше формируются способности к игре, требующей воображения.

В последние полвека к задачам охраны детства прибавился и контроль за тем, что дети смотрят по телевизору. Всепроникающее телевидение, образы которого непонятны дошкольнику, но привлекают его цветом, звуками и музыкой, может оказывать значительное воздействие на ребенка. Как показали исследования, у детей, часами сидящих перед телевизором, медленнее формируются способность думать и воображение. Постоянный просмотр передач, содержащих сцены насилия, а также быстро разворачивающееся действие и перерывы на рекламу делают детей пугливее, беспокойнее или агрессивнее. Родителям следует ограничивать время, которое дошкольник проводит перед экраном, и выбирать соответствующие его возрасту программы.

Воспитание детей – особая функция взрослых, которые берут на себя ответственность за физическую безопасность и развитие детей, а также их социализацию от младенчества до юности.

По мнению большинства ученых, термин родитель относится к любому взрослому, ухаживающему за ребенком, независимо от степени родства. Мы привыкли думать о воспитании детей как о процессе внутри «ядерной» семьи, состоящей из биологических родителей и их потомства, иногда с добавлением дедушек и бабушек, дядей и тетей. Однако такая структура семьи не является универсальной (она редка и у животных). Разумеется, забота о ребенке – дело прежде всего биологических родителей, но многие воспитательные функции выполняют также люди, не связанные с ребенком биологическим родством, в том числе и педагоги в садике, школе и пр.

Тем не менее, кто бы ни занимался воспитанием ребенка, данный процесс имеет свои закономерности, которые и были рассмотрены в данной работе.

1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольного возраста). — М.: Просвещение, 1969. – 365 с.

2. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. — М. ИЦ, 1999.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. — М.: ПРИОР, 1995.

4. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. — Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.

5. Зимняя И.А. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.

6. Психология и педагогика. Учебное пособие. /под ред. Радугина А.А.- М.: Изд-во Центр, 1997.

7. Психология и педагогика. Учебное пособие. / Под ред. К.А. Абульхановой и др. — М.: Знание, 1998.

8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред С.А. Смирного. — М.: «Академия», 1998.

9. Психология и педагогика. /Под ред. А.А. Радугина. — М.: Центр, 1997.

10.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: ТДК «Москва», 1995.

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о