Сенсорное воспитание – . , — .

Содержание

Статья на тему: Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста!

«СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Егорова Анна Евгеньевна,

воспитатель

ГБДОУ д /с №21 Выборгского района Санкт-Петербурга

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.

Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача — помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве, ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период младшего дошкольного детства.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности. Развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направлено на обеспечение всего вышеуказанного.

Сенсорное воспитание — целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире. Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.

Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Целью сенсорного воспитания является обогащение чувственного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей у детей. Сенсорные способности дошкольника проявляются и развиваются в процессе разнообразных видов детской деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой) и в свою очередь влияют на развитие этих видов детской деятельности.

На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания:

  •  формировать у детей разнообразные обследовательские действия;
  •  формировать у детей знание систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
  •  побуждать детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов;
  •  развивать у детей умение применять обследовательские действия и эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой определенный объем представлений о свойствах и качествах, отношениях предметов и явлений, который осваивается ребенком на протяжении дошкольного возраста. Этот объем определяется, с одной стороны, многообразием особенностей окружающего ребенка мира, а с другой — разнообразием деятельностей, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и имеют различные сенсорные основы.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на этапе дошкольного детства — главное условие познавательного развития растущего человека, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, формирования эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, величины, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв.

Сенсорное воспитание в процессе образовательной деятельности является основой организации чувственного опыта детей. Именно при взаимодействии взрослого и ребёнка создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:

  • восприятие целостного облика предмета.
  • выделение основных частей этого предмета, определение свойств.
  • определение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
  • повторное целостное восприятие предмета.

Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным. Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во — первых, от обследуемых свойств, во — вторых, от целей обследования.

Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего интеллектуального развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка. Неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на уроках физической культуры.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься воспитанием сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.

Сенсорное развитие является условием для успешного овладения любой практической деятельностью. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Список используемой литературы:

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997г. – 237с.

2. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1988.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика — Пресс, 2009.

4. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. (ред.) Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2013. — 464 с.: ил.

5. Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания. // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 10 — с.4-9.

6. Плеханов А.В., Морозова О. В., Манасеина М.М.: Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2010. — №7. — С. 31-35

7. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / А. П. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. -М.: Просвещение, 2005. – С.121-135.

8. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2009. — 160 с.

9. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-Синтез, 2009.

10. Интернет ресурсы.

nsportal.ru

18. Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Сенсорное воспитание – целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире.

Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.

задачи сенсорного воспитания:

  • формировать у детей разнообразные обследовательские действия;

  • формировать у детей знание систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

  • побуждать детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов;

  • развивать у детей умение применять обследовательские действия и эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов.

Так, в области формы – это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.), в области цвета — семь цветов спектра, белый и черный цвета.

Методы сенсорного воспитания ребенка. Основными методами воспитания сенсорной культуры детей являются совместная деятельность воспитателя с детьми, организация развивающих практических и игровых ситуаций, обеспечивающих накопление и обобщение чувственного опыта познания, собственная практическая деятельность детей с разнообразными предметами и материалами, продуктивные виды деятельности, особенно рисование красками, карандашами, мелками, лепка, конструирование, двигательная деятельность, чтение художественной литературы и рассматривание картин, а также экспериментирование и все виды игры. В процессе труда формируется система знаний о свойствах материалов, орудиях труда и инструментах (используемых детьми дошкольного возраста), способах выполнения тех или иных трудовых операций. Разнообразный труд детей в природе дает возможность сформировать у ребенка точные представления о качествах, свойствах, особенностях природных явлений, обогатить способы сенсорного обследования. Проектный метод знакомит детей со свойствами и качествами разных предметов, в процессе экспериментирования дошкольники также познают с помощью органов чувств окружающий мир во всем многообразии его свойств.

История становления методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков, уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса.

Уже в первой дошкольной дидактической системе, созданной Ф. Фрёбелем, значительное место отводится задачам воспитания восприятия. Фрёбель полагал, что свою внутреннюю сущность человек раскрывает не только через труд и игру, но и посредством звуков, красок и форм.

Развернутая система сенсорного воспитания являлась основной частью и дошкольной дидактики М. Монтессори. Наблюдение среды, окружающих предметов, рисование, лепка, специальные игры — все было подчинено одной цели: развитию органов чувств. По мнению М. Монтессори, воспитание чувств состоит именно в повторении упражнений; цель их не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и разнообразные качества предметов, а в том, чтобы он утончал свои чувства, упражняя их вниманием, сравнением и суждением.

М. Монтессори подробно описала методику развития тактильного чувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства зрения, звука и др.

Попытка реализовать задачи сенсорного воспитания была сделана и в педагогической работе Ж.О. Декроли, который создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей. В отличие от Фрёбеля, он использовал в играх детей не геометрические тела, а предметы окружающего мира. Декроли разработал обстоятельную методику проведения сенсорных игр. Например, детям предлагались предметы разной формы (ключ, волчок, ложка, чашечка, отвертка, мячик, наперсток, монетка и др.), сложенные в ящик, с тем чтобы они осмотрели и ощупали предметы (получая множество впечатлений, которые бы послужили основой для составления понятия о форме). Затем следовало перебрать те же предметы с завязанными глазами и назвать их. Было установлено, что ребенку легче запомнить название натурального предмета, нежели назвать его изображение на картинке. Декроли делает вывод, что игры являются средством сенсорного и духовного развития ребенка. Эта идея раскрыта в его сочинении «Возбуждение умственной и двигательной энергии посредством воспитательных игр».

В отечественной дошкольной педагогике наиболее полно вопросы сенсорного воспитания получили разработку в трудах Е.И. Тихеевой. Верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, Е.И. Тихеева много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом. Развитие восприятия, мышления и речи детей она рассматривала в неразрывном единстве. Крупный шаг вперед, сделанный ею, заключался в объединении работы с «абстрактным» и «конкретным» жизненным материалом. Значение такого объединения состоит в том, что дети получают возможность использовать нормативные представления, формирующиеся в играх с «абстрактным» материалом, для обследования реальных предметов и выявления их свойств.

Над созданием современной системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста работали педагоги А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, А.М. Леушина, В.И. Логинова, психологи Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.

А.В. Запорожец рассматривал систему сенсорных эталонов как продукт культуры, которым овладевают дети и тем самым получают инструмент познания мира. В исследованиях А.В. Запорожца и А.П. Усовой была разработана определенная организация познавательной деятельности детей на занятиях при ознакомлении с формой, величиной, цветом.

В работах Л.А. Венгера представлен содержательный анализ последовательных этапов освоения этой системы эталонов. Л.А. Венгер вычленил и исследовал два пути усвоения систем сенсорных эталонов — перцептивный и интеллектуальный. Выделение перцептивного пути имело значение для разработки способов сенсорного воспитания младших дошкольников, которым еще недоступен интеллектуальный путь овладения такого рода системами.

studfile.net

Статья по теме: Понятие сенсорного воспитания ребёнка

Понятие сенсорного воспитания ребёнка

Сенсорное воспитание ребенка — это воспитание его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание — это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины — метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов — это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап — предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. Т.е, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.

2 этап — средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т. д

Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко — маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап — на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, — «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой — маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

nsportal.ru

Доклад «Сенсорное воспитание детей»

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и все стороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.

Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Понятие сенсорное развитие и воспитание

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умст-венных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) .

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Основные задачи сенсорного воспитания от рождения до 4 лет.

1-й год жизни: обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

2-3 год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

4 год жизни: У детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающих между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие.

Консультация для воспитателей

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено на обеспечение этих моментов.

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. В области цвета это 7 цветов спектра, белый и черный цвета. Любой цвет можно определить либо как оттенок 1го из 7 цветов, либо как результат их сочетания, либо как промежуточный между черным и белым.

Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов — это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета.

Таким образом, основное содержание сенсорного восприятия в детском саду — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Восприятие детей раннего возраста очень не устойчиво. Чаще всего в предмете они выделяют какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств.

С 3 лет начинается новый этап сенсорного развития ребенка. Этот этап характеризуется переходом к усвоению и использованию сенсорных эталонов. Важнейшее место начинает занимать ознакомление детей с разными видами эталонов и способами их применения. В области цвета эталонами являются цвета спектра, которые называются хроматическими, и белый, серый и черный цвета, носящие название ахроматических. Кроме различий по цветовому тону, цвета различаются между собой по светлоте и насыщенности. Полное овладение системой цветовых эталонов включает как знакомство со всеми цветовыми тонами(хроматическими и ахроматическими), так и овладение их связями и отношениями. Однако не все эти представления целесообразно формировать в дошкольном детстве в их полном объеме, тем более что не все они одинаково важны для развития у детей цветового восприятия.

Знакомство с цветовыми эталонами начинается с формирования у детей представлений о хроматических цветах, белом и черном цветах и с усвоения их названий.

Следующим этапом является усвоение порядка расположения цветовых тонов в спектре. Затем следует ознакомление с оттенками цвета. Важно, чтобы ознакомление с эталонами происходило не просто путем их показа и называния, а включало действия детей, направленные на сопоставления разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от детей требуется запоминание и использование их названий. Ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов, а позднее и их оттенки. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов.

Обучение применению представлений о цветах предполагает выработку умений группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее необходимо научить детей группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков.

На 2-3 году жизни необходимо обеспечить первоначальное знакомство детей с цветом, накопление представлений о цветах. Для этого дети производят действия с предметами, окрашенными в разные цвета, в процессе которых они начинают обращать внимание на цвет, учитывать его при выполнении заданий, понимать, что цвет является признаком определенных предметов, по которому данные предметы можно узнать. Эти действия состоят в сравнении по цвету предметов однородных(карандаши) и разнородных(грибочки и столики), в подборе предметов одинакового цвета, в изображении отдельных предметов при помощи окрашенных элементов мозаики или цветовых пятен. Дети выполняют действия с предметами 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, белого и черного. Голубой цвет не используется, так как дети в этом возрасте с трудом отличают этот цвет от синего.

Важно, чтобы дети научились понимать слова: «цвет», «такой же», «разные». Названия отдельных цветов употребляется педагогом, но от детей не требуется их обязательное запоминание и самостоятельное употребление

infourok.ru

Консультация (младшая группа) на тему: «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей.»

Консультация для родителей:

«Сенсорное воспитание –          как основа умственного развития детей.»

        

Воспитатель:

Петанова Наталья Владимировна

Для вас, родители!.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

• На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

• На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

• Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

• Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

• Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

nsportal.ru

Сенсорное воспитание — это необходимый элемент гармоничного развития детей

В настоящее время сенсорная культура детей находится на низком уровне, поэтому её необходимо всячески развивать и поддерживать. Наиболее оптимальным периодом для этого является ранний возраст. Сенсорное воспитание необходимо начинать уже с первого месяца жизни. Всем известно, что малыши намного быстрее усваивают предоставляемую им информацию, чем, например, ребята постарше. Поэтому специалисты рекомендуют начинать заниматься с детьми как можно раньше, чтобы в будущем им легче было адаптироваться в обществе. Сегодня в рамках нашей статьи мы рассмотрим, что такое сенсорное воспитание, для чего оно необходимо, а также выясним, как правильно его применять.

Для чего нужно заниматься с маленькими детьми

Сенсорное воспитание — это залог умственного развития малыша. Этот фундамент будет необходим ему в будущем для благополучной адаптации в общеобразовательной школе. Если ребенок недостаточно воспринимает предметы, у него могут возникнуть трудности с письмом и выполнением разнообразных изделий на уроках труда.

сенсорное воспитание это

Основными задачами сенсорного развития детей в дошкольном возрасте считаются:

  • формирование хороших условий для общего развития ребёнка;
  • содействие развитию сенсорной и психомоторной среды у деток путём познания мира, цветов и оттенков, а также величин различных предметов;
  • подбор эффективных игр, упражнений, занятий по общему развитию;
  • привлечение пап и мам к процессу развития;
  • задействование иллюстрированных учебников;
  • создание сенсомоторного уголка в учебной дошкольной группе;
  • составление картотеки игр по общему воспитанию.

Подготовительные мероприятия

Развитие малыша имеет прямую зависимость от того, каким образом обустроена игровая комната, в которой живёт ребёнок. Задачей мамы и папы является обеспечение удобного, комфортного и безопасного места в доме, где маленький человек будет чувствовать себя спокойно и защищенно. У малыша должен быть свой собственный уголок в помещении, полностью оборудованный для подвижных игр и полноценного отдыха. При помощи родителей в детских дошкольных учреждениях проводятся такие мероприятия, как:

  • пополнение группы игровыми и сенсорными материалами;
  • приобретение дополнительных наборов для проведения экспериментов в воде и песке, емкостей разнообразных форм, предметов-орудий для осуществления переливаний жидкостей;
  • приобретение досок-вкладышей с формами, наборов объёмных тел, развивающих игр;
  • обновление музыкального уголка с игрушками, издающими различные звуки;
  • приобретение безопасного пластмассового конструктора;
  • изготовление настольных и дидактических игр.

С чего начинается сенсорное развитие

Во время ознакомления деток с разнообразными предметами были использованы занятия как в группе, так и индивидуально, проведены игры для познания окружающих предметов, которые дают толчок к изучению окружающего мира. Для развития сенсорной моторики необходимо знакомить малышей с такими свойствами предметов и явлений, как:

  • цветовая гамма;
  • конфигурация;
  • размер;
  • количество;
  • расположение в окружающей среде.
сенсорное воспитание детей раннего возрастаНеобходимо проводить работу, направленную на обучение ребятишек восприятию предметов в целом, усвоение ими сенсорных эталонов, таких как система геометрической формы, шкала величины, цветовой спектр, пространственные и временные ориентировки, фонетическая система языка, что является довольно-таки сложным и длительным процессом. С целью ознакомления с каким-либо объектом ребёнку необходимо тронуть его рукой, сжать, погладить, прокатить.

Ознакомление детей с предметами

В момент ознакомления детей с величинами и закреплением знаний о них применяются такие способы и приёмы:

  • сопоставление нескольких объектов во время игры методом их приложения друг к другу;
  • применение специально предназначенных игрушек в форме пирамидок, матрешек, вкладышей и так далее.

В ходе таких игр, которые направлены на вырабатывание осязательной функции, малыши учатся хватать, щипать и чувствовать. Применение мячиков для массажа даёт довольно-таки неплохой результат.

Занятия на развитие тактильных функций

Органами осязания выступают пальцы на руках, и самые главные силы брошены на совершенствование восприимчивости их рецепторов. Для этого применяют самые разнообразные типы деятельности, которые способствуют усовершенствованию тактильных и двигательных функций. Такими видами деятельности являются:

  • лепка;
  • аппликация;
  • аппликационная лепка;
  • формирование из бумажек и конструктора;
  • рисование;
  • сортирование небольших предметов;
  • формирование фигурок из объектов разного рода.
сенсорное воспитание детейРаз в неделю можно проводить занятия, направленные на усвоение упражнений по развитию тактильной чувствительности и сложных координированных движений рук. Усовершенствованное сенсорное восприятие в настоящее время является основой для улучшения всех сфер деятельности современного человека.

Задачи для усовершенствования сенсорной моторики ребёнка

Для того чтобы добиться максимального результата специалистами была проведена огромная работа. Для усовершенствования сенсорного восприятия были поставлены такие задачи:

Сенсорное воспитание — это умение на практике ориентироваться в различных параметрах, таких как конфигурация и размер, абсорбировать оттенок предмета, формировать целостный объект. Все это осваивается постепенно. Большим препятствием на пути к достижению поставленной цели является ранний возраст. Сенсорное воспитание нужно запланировать и согласовать с основным обучением, чтобы данный вид работ не превратился в дополнительное занятие. То есть удачное объединение деятельности по познанию величины, формы и цвета того или иного предмета возможна только в том случае, если будет присутствовать определенный физический уровень развития ребёнка.

В развитии сенсорики важную роль играет подвижность рук во время осуществления действий по укладыванию предметов. Педагоги должны обращать внимание на то, как ребенок играет с мозаикой, рисует красками, лепит из пластилина. Сопоставление сенсорики и моторики считается самым главным условием умственного развития ребёнка. Обособленного внимания требует тщательный анализ пройденного обучения.

ранний возраст сенсорное воспитание
Сенсорное воспитание — это проведение игр и упражнений с учетом специфических особенностей каждого малыша. Занятия нужно начинать выполнять с заданий, которые подразумевают совместные действия родителей и ребенка. В будущем взрослый может менять своё месторасположение: находиться недалеко от малыша, сидеть напротив него. Любое движение ребенка при этом нужно комментировать и озвучивать.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста — это важный этап в жизни маленького человека, который влияет на:

  • нормальное функционирование зрения, осязания, слуха, обоняния;
  • функциональность моторных функций и стимуляцию подвижности активности;
  • ликвидацию тонуса в мышцах и психического эмоционального напряжения, которое достигается в расслабленном состоянии и комфортном самочувствии;
  • формирование позитивного психоэмоционального фона и повышение у ребёнка способности к работе;
  • активизацию таких процессов, как мышление, внимание, восприятие и память;
  • побуждение к автономной и экспериментальной деятельности.

Сенсорика у самых маленьких

Сенсорное воспитание детей раннего возраста – это методика, призванная вызвать заинтересованность к игрушке, какому-либо познавательному пособию, которое изготовлено из деревянного материала. Это могут быть матрёшки больших и маленьких размеров, пирамидки, кубики-вкладыши, доски, имеющие отверстия разнообразных величин или форм, с комплектом вкладок, столики с мозаикой и так далее. Конкретно игрушки из дерева имеют очень важное значение для развития сенсорики у ребёнка, потому что они отличаются хорошей фактурой, устойчивы во время манипулирования и выполнения самых простых движений с ними.

Как правильно осуществлять сенсорное воспитание? Развитие маленьких детей зависит от их окружения. Всё, что находится вокруг малыша, оказывает воздействие на:

  • нормальное функционирование зрения, осязания, слуха;
  • функциональность моторных функций и стимуляцию подвижности активности;
  • ликвидацию тонуса в мышцах и психического эмоционального напряжения, которое достигается при расслабленном состоянии и комфортном самочувствии ребят;
  • формирование позитивного психоэмоционального фона и повышение у ребёнка способности к работе;
  • активизацию таких процессов, как мышление, внимание, восприятие и память;
  • увеличение побуждения к автономной и экспериментальной деятельности ребят.

Правильное развитие грудничков

Почему так важно сенсорное воспитание? Дошкольного возраста дети еще с самых первых месяцев жизни воспринимают окружающую среду при помощи обоняния и осязания. По причине этого с рождения и до четвёртого месяца необходимо проделывать упор конкретно на эти сенсорные системы.

дидактические игры детей по сенсорному воспитанию

Началом формирования зрительной системы грудничка является ранний возраст. Сенсорное воспитание к шести месяцам включает в себя упражнения, которые тренируют моторную деятельность ребёнка. Для этой цели имеются самые простые, однако довольно-таки важные методы:

  • Осязание — постоянный физический контакт с мамой, совместный сон с ней, выкладывание крохи на различные поверхности, не вызывающие аллергии, упражнения пальчиков, которые можно начинать уже с трёх месяцев, ношение малыша на руках, совместные купания мамы и ребёнка.
  • Обоняние — ребёнок должен воспринимать запах тела своей мамы, по причине этого женщине не нужно использовать духи во время тесного физического контакта с ребёнком. По окончании шести месяцев необходимо давать деткам нюхать нерезкие и приятные запахи.
  • Зрение — не стоит слишком сильно приближать собственное лицо к малышу, чтобы у него не развилось косоглазие. Необходимо показывать белые, черные и однотонные предметы уже с двух месяцев жизни, демонстрировать многоцветные и яркие игрушки, помогать изучать собственное отражение в зеркале, наблюдать пейзаж за окном, беседовать, слушать приятную музыку и многое другое.
  • Вкусовые качества — после введения первого прикорма необходимо разнообразить меню.

На этом этапе пока нет сенсорного развития деток через игровую деятельность. Это больше похоже на демонстрацию, изучение и наблюдение. Восприятие мира через игры начинается уже с одного года жизни.

Развитие от года и до трех лет

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является целенаправленным совершенствованием всех каналов восприятия. При этом все происходит в очень быстром и насыщенном темпе. Главной деятельностью на этом этапе развития считается предметная. Она направлена на привлечение различных красочных объектов. В таком возрасте очень важным моментом является именно сенсорное воспитание. Развитие детей через игру считается всего лишь дополнительным действием, хоть без него не обойтись. Отличительной особенностью этого периода считается то, что сенсорная система ребёнка развивается быстро. Необходимо давать деткам такие предметы: пирамидка, сортировщик, рамка-вкладыш, волшебные мешочки для запоминания текста.

сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Ребёнок должен на протяжении этого времени:

  • научиться снимать и надевать кольца разных размеров на стержень;
  • доставать из карманов и складывать обратно предметы, имеющие разнообразную величину;
  • уметь определять мохнатую, мягкую, гладкую и шероховатую поверхность;
  • знать такие геометрические формы, как квадрат, круг, куб и шар;
  • к трём годам отличать вкус основных продуктов и отдавать отдельным своё предпочтение;
  • танцевать под музыку.

Ориентация на предметы на этом этапе жизни считается главной, потому что она оказывает большое влияние на усовершенствование личности и психического состояния ребёнка.

Дети от 4 до 6 лет

Важнейшую роль даёт сенсорное развитие детей дошкольного возраста, потому что в этот период необходима помощь в подготовке к новейшему этапу жизни — учёбе. Теперь на первый план выходят игры, которые считаются самыми занимательными и очень эффективными. При этом ребенок не просто овладевает простейшими игрушками, а принимает участие в ролевых играх. Следует отметить, что малышам очень интересны такие занятия. Игры дидактические по сенсорному воспитанию направлены непосредственно на то, чтобы дети могли легко адаптироваться в предлагаемых условиях.

Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте

Итак, мы продолжаем рассматривать сенсорное воспитание по возрастам. Дошкольники должны уметь формировать представление о внешнем свойстве предмета, различать его форму, цвет, величину, положение в пространстве, запах, вкус и многое другое. Смысл развития сенсорики в этот период недооценить сложно. Такие навыки составляют фундамент общего умственного развития ребенка. С момента восприятия предметов и явлений вокруг начинается познание. Все иные его формы, такие как память, мышление и воображение, формируются на основании восприятия. По этой причине нормальное развитие интеллекта невозможно без полноценного восприятия.

игры по сенсорному воспитаниюВ детских садах детей обучают рисованию, лепке, конструированию, ознакамливают с природными явлениями, проводят игры по сенсорному воспитанию. Будущие школьники начинают изучать основы математики и грамматики. Получение знаний и умений в данных сферах потребует пристального внимания к самым различным свойствам объектов. Сенсорное воспитание — это долгий и непростой процесс. Он не ограничивается определенным возрастом и имеет свою историю. Сенсорное воспитание детей с раннего возраста — это методика, помогающая правильно воспринимать те или иные предметы в пространстве.

Подведем краткие итоги

  • В первый год жизни ребёнок обогащается впечатлениями, а именно следит за двигающимися красивыми игрушками, которые подбираются именно под такой ранний возраст. Сенсорное воспитание заключается в том, что малыш, хватая объекты разнообразной конфигурации и размеров, учится воспринимать их правильно.
  • В 2-3 года детки уже пытаются самостоятельно выделять цвет, форму и размер предметов, копят представления о главных видах оттенков и конфигураций. Также в этом возрасте проводятся дидактические игры детей по сенсорному воспитанию.
  • С 4 и до 6 лет у ребят вырабатываются конкретные эталоны сенсорики. Они уже имеют определенное представление о цветах, геометрических фигурах и соотношении предметов между собой по величине.

Занимайтесь со своими детьми, и они обязательно будут радовать вас своими успехами в будущем!

fb.ru

Консультация ( группа) на тему: Сенсорное воспитание детей раннего возраста.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

                                                                 Значение

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.

Таким образом, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

                   Понятие сенсорного воспитания и характеристика сенсорных процессов

Познание окружающего мира происходит с помощью таких процессов, как ощущение и восприятие.

При помощи ощущений мы познаём величину, форму, цвет, плотность, запах, вкус, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство. Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления (раздражителя) на наши органы чувств.

Существует следующие виды сенсорных ощущений:

  • зрительные,
  • слуховые,
  • осязательные,
  • обонятельные,
  • вкусовые.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям зависит от следующих факторов:

  1. наследственности;
  2. состояния органов чувств.

Ощущения развиваются в процессе предоставления для восприятия разнообразных сенсорных раздражителей.

Знания об окружающем мире человек получает также через восприятие предметов и явлений.

Восприятие — это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляет собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей.

Обследование — это специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.

Обследование — это основной метод сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Сенсорное развитие определяется тремя параметрами:

  1. перцептивными действиями,
  2. сенсорными эталонами,
  3. действиями соотнесения.

Перцептивными называются действия обследования предмета.

Для развития перцептивных действий, детям раннего возраста можно предложить игрушки, развивающие ощущения и восприятие это:

  • сборно-разборные игрушки,
  • вкладыши,
  • игрушки, изготовленные из разных материалов,
  • отличающиеся друг от друга размером, звучанием.

Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов, обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

  • В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
  • В качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер.
  • В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты.
  • Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания.
  • В обонятельном восприятии имеет место деление запахов на сладкие и горькие, свежие, лёгкие и тяжёлые.

Действия соотнесения — это соотнесение сенсорных эталонов с предметами окружающего мира.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что сенсорное воспитание является целенаправленным совершенствованием, развитием у детей сенсорных процессов (ощущения и восприятия). Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Главное направление сенсорного воспитания состоит в вооружении ребёнка сенсорной культурой. Основные задачи сенсорного развития — усвоение ребенком системных сенсорных знаний (эталонов), включение сенсорного опыта в деятельность ребенка, соединение чувственного опыта со словом.

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

На первом году жизни сенсорное воспитание является основным видом воспитания вообще.

Именно в раннем возрасте формируются три эталона:

  • форма;
  • цвет;
  • размер.

Своевременный приток новых ярких впечатлений является необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для общего нормального развития, как физического, так и психического. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов.

                              Особенности развития детей раннего возраста

Ребенок рождается с врожденной сенсомоторной потребностью, т.е. с потребностью получать различные (зрительные, слуховые, тактильные и др.) раздражения, и с потребностью в разнообразной двигательной активности. С момента рождения ребенок проявляет активный поиск этих раздражений, ярко выраженный ориентировочный рефлекс «что такое?» (И.П. Павлов) или рефлекс «новизны». На основе этого ориентировочного рефлекса при правильном отношении взрослых позже появляется интерес ко всему окружающему, особенно новому. Это затем превращается в специальную ориентировочно-познавательную деятельность, желание узнать «а что?», «а почему?», «а как?», «куда?» и т.д.

Характерными особенностями детей раннего возраста являются:

  • Ранее (с первых месяцев) формирование потребности в общении со взрослым, которая быстро становится такой же сильной, как и органические потребности.
  • Неустойчивость и незавершенность формирующихся умений, навыков.
  • Легко нарушается и состояние возбудимости их нервной системы.
  • Более длительный латентный период реакции, т.е. время от начала действия раздражителя до ответной реакции ребенка.

Итак, развитие ребёнка в раннем детстве зависит от того, насколько ребенок включен в общение с взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности.

                 Задачи и содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста

Цель сенсорного воспитания — формирование сенсорных способностей у детей.

Итак, основные задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста:

  • формирование у детей систем перцептивных действий;
  • формирование у детей систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
  • формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи:

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна — необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» — это то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и тому подобное).

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Умение рассматривать, воспринимать явления и предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл особенно становится понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются или уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов.

                      Методика работы по сенсорному развитию детей раннего возраста

Для развития сенсорных способностей необходимо:

  • Создать развивающую среду
  • Организующий и направляющий сенсорную активность ребёнка взрослый человек.
  • Воспитательные приёмы сенсорного развития.
  1. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям:

Уже с момента рождения ребенок различает некоторые внешние воздействия. Он отличает свет от темноты, звук от тишины, чувствует прикосновение, запах и многое другое.

С конца 1-го — начала 2-го месяца активное бодрствование ребёнка поддерживается главным образом раздражениями, которые он воспринимает извне через органы зрения и слуха. Причём очень рано у ребёнка развивается «речевой слух». На этом этапе большое значение имеет постоянное участие взрослого (эмоциональное общение во время бодрствования, кормления, купания и др.).

В возрасте от 2,5-3 до 5-6 месяцев ведущим является дальнейшее развитие деятельности органов зрения и слуха. Устанавливаются зрительно-слуховые и зрительно-двигательные связи, усложняется восприятие окружающего. Экспериментально доказано, что в возрасте около 4 месяцев дети начинают различать цвет и форму предметов.

Развивается так же вкусовой анализатор.

Дети 7-8 мес. Наибольший интерес у ребёнка вызывают окружающие люди их действия.

Развиваются органы чувств: зрительные, слуховые, тактильные, усложняется деятельность кинестетического анализатора. Этому во многом способствуют элементарные действия ребёнка с предметами.

Сенсорное развитие ребёнка от 5-6 до 9-10 месяцев характеризуется повышенным вниманием к предметам, находящимся на разном расстоянии от него.

В возрасте от 9-10 мес. до 1 года ребёнок проявляет всё больше самостоятельности. У ребёнка развивается дальнейшее понимания речи взрослого; формирование первичного обобщения отдельных слов в речи взрослого, дальнейшее развитие подражания, образование первых простых слов, а так же развитие элементарных действий с предметами и самостоятельной ходьбы, возрастает потребность в общении с людьми.

К концу 1-го года зрительные и слуховые дифференцировки становятся более тонкими. Так, например, дети различают резко контрастные по внешнему виду игрушки, куклу от собаки, часы от кошки и др. которыми часто пользуются; по-разному реагируют на различный темп музыки. У детей этого возраста все больше проявляется интерес ко всему окружающему. Особенно их интересует все движущееся и звучащее, дети проявляют повышенный интерес к окружающим взрослым. Они начинают выделять не только тех, кто их кормит и ухаживает за ними, но и кто проявляет к ним больше ласки.

В возрасте от года до 1,6 месяцев могут различать контрастные формы предметов. Развивается слуховое внимание. Для развития слухового восприятия нужны различные озвученные игрушки, народные прибаутки, короткие стихи.

В возрасте от 1 года 6 мес. до 2 лет дети могут различать не только резко контрастные по форме и по величине предметы, но и сходные по форме предметы.

Что же касается цвета, то его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с ним.

К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным. Характерной чертой сенсорного развития в период от полутора до двух лет является опредмеченность восприятия, выделение свойств знакомых конкретных предметов. Развитие предметных действий осуществляется путём примеривания и многократного сравнения.

На втором году жизни интенсивно развивается как зрительное, так и слуховое восприятие. Число проб и предварительных примерок быстро сокращается. Происходит переход к зрительному восприятию.

Развиваются такие психические функции, как внимание, память, мышление.

Могут усваивать форму как признак предмета: они легко выбирают необходимые детали из строительного набора для «крыши» и т.д. Использование слов-названий помогает углублению восприятия формы.

На третьем году жизни окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает продуктивная деятельность — аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью.

          2.    В раннем детстве усвоение знаний должно происходить систематически. 

          3.    При планировании занятий учитывают возраст детей, уровень их развития.

Занятия по сенсорному воспитанию с детьми первого года жизни проводится ежедневно или через день. С детьми от 1 года до 3 лет — 1-2 раза в неделю. Большой интервал между занятиями нежелателен. Необходимо закрепить полученные знания в самостоятельной деятельности. Занятия с детьми второго года жизни проводятся как индивидуально, так и по подгруппам. Продолжительность таких занятий 5-8 минут. Ведущая форма обучения — игровая. У детей третьего года жизни игры — занятия увеличиваются до 10 — 15 минут.

                 4.   Дидактические игры и занятия по сенсорному обучению дают положительные результаты                     при условии планомерности их проведения. 

                 5.   Педагогу при распределении материала необходимо соблюдать принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий:

от элементарных заданий на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету до учёта этих признаков и свойств в изобразительной или иной доступной для детей раннего возраста деятельности. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия. Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой — квадратной формой, красным — синим цветом), затем с более близкими признаками (круглой — овальной формой, желтым — оранжевым цветом).

                  6.   Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. 

                  7.    При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. 

Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

                  8.   Успешность усвоения сенсорного материала зависит от повторности занятий. 

При повторном проведении занятие не должно быть полностью идентично первоначальному варианту: это может привести механическому, ситуативному заучиванию, а не к поступательному развитию умственных способностей. Учитывая специфику работы с детьми до 1 г.6 мес. — 1 г.8 мес., рекомендуется двух — трехразовое повторение одних и тех же занятий. С детьми третьего года жизни каждое занятие проводится 1 раз. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на занятиях.

                  9.    Продуктивность занятий во многом зависит от эмоциональности их проведения. 

Дети этого возраста не способны заставить себя сделать то, что не вызывает интереса, поэтому их успехи зависят не только от доступности материала, но и от заинтересованности. Всё, что используется для занятий должно иметь привлекательный вид: яркие, цветные кубики, шарики, пирамидки.

                  10.  Один из основных принципов, на основе которого строится занятия с детьми раннего возраста — применение наглядности в сочетании со словом.

Когда взрослый называет предмет, его качество или действие с ним, ребёнок получает не только зрительные впечатления, но улавливает на слух его словесное обозначение.

                   11. Важно соблюдать принцип активности детей на занятии.

Дети должны осваивать окружающие предметы действенным путём — потрогать, погладить, попробовать на вкус. Хорошо известно, что знания, получаемые только словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны.

                  12.  Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.

                  13. Особый такт необходимо проявить при планировании индивидуальной работы с детьми. Она не должна превращаться в дополнительные занятия. Взрослый должен заинтересовать малыша и вызвать у него желание поиграть с дидактическим материалом. По совету Э.Г. Пилюгиной, ради дополнительных занятий нельзя отрывать ребёнка от интересных дел.

                   14. Требует внимание и анализ проведенных занятий. 

Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Надо знать причину их отставания.

Рассмотрим методику работы по сенсорному развитию детей первых трёх лет в соответствии с возрастными периодами.                                                                                                                                            В течение первого года сенсорное развитие малыша имеет четыре этапа и должна проходить с участием взрослых.

На первом этапе до 2.5-3 месяцев сенсорное воспитание направлено преимущественно на развитие зрения, слуха. Младенца в возрасте до 14 дней учат следить за перемещающимися на расстоянии 70 см предметом, игрушкой. В две-три недели он рассматривает всё, что попадает в поле его зрения необходимо использовать это первое умение для более сложных действий. В 70-80 см над ребёнком размещают три ярких зелёных игрушки (шарики), увидев их малыш, перестаёт двигать руками и ногами, широко открывает глаза, затем направляет руки вверх к игрушкам. Таким образом, ребёнок может рассматривать шарики в первый день от 5 до 15 минут. На второй день он рассматривает эти шарики 1-2 минуты, а на третий проскальзывает взглядом мимо. В этот момент зелёные шарики заменяют на красные, ребёнок снова зачарованно смотрит на них. Так запускается цветовое зрение.

Также следует развивать слух — включая негромкую, спокойную музыку.

Задача взрослых организовать окружающую среду так, чтобы ребёнок накапливал звуковые, цветовые, объёмные впечатления. Совершенствование сенсорных систем происходит в результате взаимодействия их с окружающим.

В период от 2,5 — 3 до 5 — 6 месяцев доминирующим в сенсорном развитии становится формирование движение рук. Малыш знакомится с предметами на ощупь, захватывает, тянет в рот — обследует. Важно предоставлять различные игрушки: мягкие, твёрдые, состоящие из деталей разного размера с углублениями, шероховатой поверхностью. Случайные захватывания игрушек быстро переходит в целенаправленные. Взрослые должны предоставить возможность манипулировать различными игрушками. К пяти месяцем необходимо обеспечить ребёнку возможность действовать с тоненькими ленточками, верёвочками.

В возрасте от 5-6 до 9-10 месяцев для формирования умения определить на глаз расстояние до предмета, подползти к нему надо предлагать детям мячи, колобки, неваляшки — те предметы, которые изменяют своё положение при малейшем соприкосновении к ним. Располагать такие игрушки следует на реально доступные расстояния для малыша. Активизировав зрительное восприятие на близком расстоянии, взрослый стимулирует ползание ребёнка.

Для того чтобы формировать глубину восприятия необходимо размещать игрушки перед ребёнком, лежащим на животе. Разместить их друг за другом с интервалом 8-10 см. Малыш схватывает игрушку, взрослый забирает её, привлекая внимание к очередной. Ребёнок направляет руки к следующей, пытается подползти, осваивая глубину пространства.

С 9-10 до 12 месяцев необходимо формировать более тонкие умения. Взрослые учат толкать мяч, аккуратно поставить кубик на кубик.

При обучении усложнённым действиям с предметами необходимо использовать различные приёмы: показ с кратким и простым объяснением, подсказку действия, совместное действие. Постепенно взрослый подводит к выполнению действий по словесному указанию: «закрой матрёшку», «прокати мяч». К концу года следует учить выполнять новые для ребёнка действия сначала по подражанию, а в дальнейшем по словесному указанию: например, «построй домик». Следует играть вместе с ребёнком, показывая назначение и использование предмета. На прогулке привлекать внимание малыша к траве, листьям, дать потрогать, понюхать.

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребенок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

Детей второго года жизни продолжают знакомить с величиной, формой и цветом предметов, выполняя разнообразные практические действия. Поначалу в форме простейшего манипулирования, а затем при целенаправленном обучении и воспитании, действия ребёнка приобретают осмысленный характер.

Основной наглядно-действенный метод объяснения. На более раннем этапе это многочисленные показы объектов, сравнения. Большое место отводится методу непосредственного обучения выполнению действий, руководства рукой ребенка, также можно прибегать к поэтапно-расчлененному методу (словесный диктант). Э.Г. Пилюгина предлагает следующие игры-занятия для развития сенсорных способностей детей второго года жизни: нанизывание колец различной величины, складывание матрёшки с одним вкладышем, раскладывание предметов на две группы, размещение круглых и овальных вкладышей разной величины и формы в отверстия.

Как для детей второго года жизни, так и третьего сенсорное воспитание занимает особое место в режиме дня. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только при естественном освещении. При искусственном освещении малыши не могут воспринимать цвет предметов, который искажается из-за примеси желтоватого или сиреневатого оттенка.

Задача педагогов заключается в организации игрового места малыша, насыщение его такими игрушками и предметами, играя с которыми он может познавать их свойства. Руководство взрослого деятельностью позволяет ребёнку перейти от примитивного манипулирования к выполнению разнообразных практических действий с учётом величины и формы предметов. Работа по сенсорному воспитанию должна строиться по системе. Сначала ребёнок добивается результата случайно, затем путём проб и ошибок дети учатся размещать вкладыши различной величины или формы в соответствующие гнёзда. Далее сравнивает величину или форму, отыскивает идентичное гнездо. Затем учат малыша соотносить разнородные предметы по цвету, пользуясь зрительным сравнением.

Первоначально малышам дают задания на группировку предметов. Этому посвящается ряд занятий на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и, наконец, по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. На одном занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предметов, то есть заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым.

С детьми третьего года жизни содержание работы по сенсорному развитию усложняется. Для детей этого возраста организуются игры-занятия со следующим содержанием: соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырёх, раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы, соотнесение двух заданных цветов при выборе из четырёх, выкладывание мозаики, группирование предметов по цвету.

Помимо специально организованных игр-занятий, сенсорное развитие детей совершенствуют в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности; при выборе одежды, обуви; при складывании игрушек, при размещении их на полках. При умывании дети узнают температурные свойства воды. Во время прогулки — свойства снега, учитывают тяжесть предметов. Можно взять с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, бросая малышу мяч, спросить его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затруднения с ответом, нужно помочь ему.

Особое место в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста отводится индивидуальной работе. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом (взрослый предлагает малышу сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл. Показать машинку, а затем погрузить в нее палочки одного цвета. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета и складывает их в кузов машины).

Для обобщения сенсорного опыта детей используют дидактические игры, которые проводятся в утренние часы, во вторую половину дня.

Сенсорное воспитание планируется и проводится в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путём, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, в парке малыши учатся различать окраску листвы. Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления.

Таким образом, методика работы с детьми раннего возраста — это поэтапный процесс, который включает в себя планирование, систематичность и повторяемость пройденного материала. Основным методом сенсорного воспитания детей является обследование. Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования. Прочность и глубину знаний и умений детей обеспечивает вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания. При планировании и проведении занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.

Литература:

  1. Н.Н. Подъяков, В.А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» — М., «Просвещение», 1981.
  2. Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» — М., «Просвещение», 1983
  3. Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
  4. Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). — М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999
  5. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат. – М., 1975.
  6. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о