Роль спорта в патриотическом воспитании школьников – — . , — .

Спортивно-патриотическое воспитание ?в ДОУ, школе и молодежи в целом

Сущность патриотизма заключается в совокупности многих нравственных чувств, наборе определенных черт поведения. К воспитательному воздействию на молодежь сегодня подключено большое количество социальных, политических институтов. К таковым относятся семья и государство, различные образовательные учреждения, а также религиозные, политические организации.

Задачей спортивно-патриотического воспитания является формирование у молодых людей таких физических, духовных качеств, которые позволят им быть морально стойкими, готовыми к защите Отечества, выполнению конституционного долга. Для этого необходимы:
  1. Координация, совершенствование педагогической деятельности на всех уровнях, разработка планов, рекомендаций на основе передового опыта известных педагогов.
  2. Развитие у школьников и студентов патриотических чувств, что происходит в процессе ознакомления с историческими традициями, военными, спортивными победами страны.
  3. Формирование во время занятий физической культурой волевого здорового поколения с развитыми интеллектуальными качествами, позволяющими служить обществу как в мирное, так и сложное военное время.

Актуальность спортивно-патриотического воспитания

Судьба школьников, студенческой молодежи давно тревожит российское общество из-за следующих негативных явлений:

  • заметного снижения образованности, отсутствия стремления у молодого поколения повышать свой культурный уровень;
  • общей нравственной деградации, молодежи в том числе, криминализации сознания, снижения порога допустимого в поведении;
  • «прогресс» наркомании, алкоголизма, потеря обществом контроля и управления над этим процессом, логичное следствие – необратимое разрушение генофонда;
  • все более проявляющийся разрыв поколений по идеологическим, нравственным вопросам.

Итогом становится маргинализация большой части молодежи, она перестает соответствовать тенденциям развития общества, роль ее как лидирующей группы, стратегического резерва теряется.

История народов России говорит о том, что за будущее нужно бороться. Нынешние вложения в воспитательный процесс, борьбу за здоровье молодого поколения – залог стабильности общества будущего. Невежды, тунеядцы, наркоманы погубят все то, что отстраивалось на протяжении жизней многих поколений.

Стратегия педагогической деятельности. Задачи социальных, политических институтов

В свете проблем, которые сформировались к сегодняшнему дню, становится понятно, что восстановление системы воспитания, касающейся физической культуры и спорта, для государства, общества – одна из самых главных проблем. Система воспитания – определяющая сила, которая способна противостоять наседающим деструктивным тенденциям. Для решения наиболее острых проблем России нужно здоровое и правильно воспитанное поколение.

Ту систему воспитания, о которой мы все сейчас с ностальгией вспоминаем, восстановить не представляется возможным. Для этого недостаточно простого волевого усилия. Старый проект создавался под иные требования, имел отличающиеся от современных явные и скрытые цели, был производным той идеологической системы, которая разрушена.

Современная государственная программа патриотического воспитания юных граждан не имеет концептуальной базы. У семьи, СМИ, государственных, политических органов нет четких разработок, «поют» каждый о своем. У тех коллективов, которые занимаются методическими исследованиями, организацией мероприятий на патриотическую тематику, концепция не выработана, следовательно, системы нет.

Деятельность по спортивно-патриотическому воспитанию многогранна, она координируется государственными, общественными структурами. В любом государстве патриоты должны составлять социально активное большинство населения, имеющее четкие ценностные ориентации, позитивные жизненные планы.

Перед Координационным советом, занимающимся вопросами спортивно-патриотического воспитания стоит задача выработки концепции воспитания детей и молодежи. Для регулирования отношений между воспитателями и воспитуемыми необходим закон, который будет регламентировать ведение воспитательной деятельности, лицензировать негосударственные организации, предпринимателей, оказывающих населению услуги в области физкультуры, спорта.

Роль исторической памяти в воспитании патриотических чувств

Сегодняшние школьники и даже студенты, учащиеся на гуманитарных факультетах, зачастую не соотносят сухие факты с отмеченными в учебниках историческими датами. Спортивно-патриотическое воспитание малоэффективно в одних регионах, в других вовсе отсутствует. В этом направлении действуют редкие центры патриотического воспитания, штат которых сформирован немногочисленными энтузиастами из числа любителей истории, бывших военных.

Основными векторами работы педагогических коллективов должно стать приобщение ребят к боевым и трудовым традициям, их ознакомление с Российской, Советской армией, толкование сути понятий героизма и самоотверженности. У школьников, студентов нужно воспитывать гордость за предыдущие поколения защитников и героев, желание им подражать.

Выработка у детей норм поведения напрямую связана с трудовой, физической подготовкой, которая должна подвести молодежь к выполнению государственной, военной службы.

“Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество — все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости”, — заметил А.С. Макаренко. Истинный патриотизм рождается на базе знаний и чувств личности, у которой есть собственная воля, твердая психика. Правильное физическое развитие поможет формированию высокой нравственности.

Физические упражнения как средство спортивно-патриотического воспитания

Функции детского организма, правильное психическое и умственное развитие подростков формируются с помощью любой из групп физических упражнений:

  • игры;
  • гимнастика;
  • занятия туризмом;
  • любой из видов спорта.

Каждый из видов деятельности связан с различными физическими упражнениями, которые, наряду с оздоровительными силами природы, многими гигиеническими факторами, помогают достигать основных целей физического воспитания.

Увлеченность подрастающего поколения спортом в противовес пиву и курению – главная забота родителей, учителей. Достижения на больших аренах вырастают из школьного спорта, где на уроке физкультуры учитель даст основы техники движений, на практике объяснит понятия скорости, ускорения, расскажет о позах, положениях тела, подвергнет каждого из ребят адекватной его возрасту, полу физической нагрузке.

Для пока непрофессиональных спортсменов, их желания заниматься важны внешние комфортные условия: определенная температура, влажность воздуха, санитарные условия помещения. Учитель обязательно должен учитывать состояние пришедших на занятия: насколько они устали, не пугает ли их обстановка проведения тренировок, какие-то из снарядов. Нагрузки дозируются, они не должны приносить вред здоровью.

Заголовок блока

Важно, особенно для младших, чтобы занятия проходили в игровой форме, на них присутствовал соревновательный дух, чтобы учитель, кроме указаний и команд, использовал пояснения, беседы, сам демонстрировал правильное выполнение упражнений.

В общей системе образования спортивно-патриотическое направление становится одним из наиболее важных. Поэтому так значимы информационная политика, методическое обеспечение. Структурам, ответственным за сферу воспитания молодежи, стоит уделить внимание кадровой политике, развитию нормативно-правовой базы, относящейся к орбите физической культуры и спорта.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

vospitanie.guru

Статья по физкультуре на тему: Патриотическое воспитание школьников средствами физической культуры и спорта во внеурочной деятельности.

Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №133»

 

Автор:

 Анциферова Татьяна Геннадьевна,

 учитель физической культуры

БОУ г.Омска  «Средняя общеобразовательная школа №133»

Омск — 2017

       Патриотизм — одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно — деятельностной самореализации на благо Отечества.
        Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма,   ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

         Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине,   готовность к её защите.

         Программа по патриотическому воспитанию школьников, действующая в школе,   направлена на неустанную работу по созданию чувства гордости за свою школу, малую Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.  Она разработана в соответствии с государственной программой  «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.»

         В основу программы положены проблемы, связанные с разрешением противоречий возникшими между пропагандой «западных ценностей» и необходимостью возрождения авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества. Необходимо обеспечивать пронизанность патриотизмом все основные школьные мероприятия, чтобы он становился для нас важнейшей духовной и социальной ценностью,  укрепляющей основы российской государственности.

         В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно — патриотическое воспитание. Оно направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.    Высокое чувство любви к Родине может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, организацию поведения и деятельности учащихся.  

   В нашей школе спортивная часть программы патриотического воспитания представлена системой внеклассных мероприятий, которые реализуют следующие направления деятельности:
    1. Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, организация досуга школьников достигается различного рода  спортивно-массовыми внеурочными мероприятиями: «Дни здоровья», матчевые встречи по разным видам спорта, мероприятия в рамках месячника ЗОЖ и   месячника  военно-спортивной и массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества, а также декады, посвященной Победе советского народа в ВОВ 1941-1945 гг, где основным спортивным мероприятием является военно-спортивная игра на местности, с приглашением военнослужащих из в/ч 7543,традиционного Дня защиты детей, проводимого в форме общешкольного спортивного праздника в последний день учебы в мае.

        Военно-спортивная игра на местности — это одна из разновидностей детских игр. Она является исторически сложившимся средством военно-патриотического воспитания детей.

       Военно-спортивной игре присущи основные черты любой игры ребят: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность. Но вместе с тем военно-спортивная игра имеет свои характерные признаки и особенности. К ним следует, прежде всего, отнести: наличие элементов героики и боевой романтики. Рисуя в своем воображении картину боевых действий, ребята непременно примысливают и себя в качестве участников, стремятся быть достойными героев.

         Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том, что эти игры способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных качеств. Чувства имеют большое значение для развития всех сторон личности школьника. Исключительна их роль в развитии познавательной деятельности.

        Воспитывать у подрастающего поколения чувство коллективизма, подлинной дружбы, товарищества и взаимной выручки — одна из важных воспитательных задач школы, призванной готовить активное достойное поколение для современной Армии. Эффективным, действенным средством воспитания у подростков чувства коллективизма, товарищества и взаимной выручки являются военно-спортивные игры.

     2. Содействие социально — ориентированному воспитанию молодежи (спортивные секции по баскетболу, волейболу, таеквондо, каратэ).

          Сборные команды школы по отдельным видам спорта являются участниками как окружных, так и городских соревнований. Ребята успешно защищают честь школы и являются победителями в своих возрастных группах в  соревнованиях по баскетболу: III место в округе в двух возрастных группах, II место в округе  по футболу среди мальчиков, II  место в городе по футболу среди команд девочек 2000-2001 г.р., II место в городе по гандболу, II место в городских соревнованиях «Орлята России» и III место в окружных соревнованиях «Орлята России» в старшей возрастной группе.    

  1. Осуществление начальной военной, спортивной, правовой, стрелковой подготовки путем проведения военизированных сборов 10 классов.
  2. Проведение мероприятий, связанных с памятными (победными) днями России, событиями военной истории, воинской славы России, боевыми традициями армии и флота («А ну-ка, парни!», « Кубок мужества», «Молодецкие забавы», матчевые встречи по различным видам спорта к памятным датам, городская эстафета, посвященная дню Победы и т.д.).
  3. Обеспечение прав и возможностей школьников на удовлетворение своих потребностей в физической культуре и участии в массовом спортивном движении (участие во Всероссийских спортивных акциях «Кросс Нации», «Лыжня России», в «Сибирском международном марафоне).
  4. Развитие детского и юношеского спорта (взаимодействие с ДЮСШ города, на базе школы тренеры проводят занятия по гандболу, таеквондо и карате).

        Успех работы в спортивно-патриотическом воспитании во многом зависит от наличия систематических мероприятий, где, школьники в свою очередь начинают понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики. Они должны научиться чувствовать  гордость не только за свои результаты, но и  за достижения в мировом и отечественном спорте.

        Спорт — не во имя достижений, а во имя развития личности — может стать целью и смыслом жизни для подростков и реальной альтернативой наркомании, алкоголизму, правонарушениям. Нравственно-развитая личность – достойный гражданин своей страны.

 

nsportal.ru

Патриотическое воспитание на уроках физической культуры.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №44

 

 

 

 

Учебно-методическая работа МО учителей физической культуры

ДОКЛАД 

Тема: Патриотическое воспитание на уроках физической культуры

 

 

 

Выполнил преподаватель:
Самозванов Эдуард Николаевич

10.11.2014


Иркутск 2014

Введение

3

1. Патриотическое воспитание

5

2. Физкультура и спорт

8

3. Физкультуру в массы (ГТО)

11

Заключение

14

Приложение

15

Список использованной литературы

16

Содержание

Введение

Физическая культура и спорт являются одними из эффективнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека. Регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, и развить физические качества, но и способствуют воспитанию патриотизма граждан, помогают закалить характер, подготовить себя к защите Родины. Особую важность и актуальность должны получить физкультура и спорт в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Кроме того, в 2005 году утверждена государственная программа «Патриотическая программа граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», которая, по моему мнению, в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта чем другие. Ведь одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание молодежи. Служба в армии, как в военное, так и в мирное время сопряжена с постоянными высокими физическими нагрузками. Сегодняшним защитникам Родины — 18-20-и летним парням — доверено управлять сложной современной боевой техникой, различным по мощности разрушительной силы оружием. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, и развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя к тяготам и лишениям воинской службы, которые способен стойко перенести каждый уважающий себя мужчина.

«…Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Поэтому, конечно, этим нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период.

Д.А.Медведев (Из видеоконференции в приемной Президента России, 9 апреля 2009 г.)

Патриотическое воспитание

В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах реформируемой российской государственности. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога деструктивности и конфликтогенности с фашистским и расистским уклоном, до призывов первых лиц государства к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма, принятия Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», а также «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», в которой патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».

В условиях реформирования Российского государства патриотизм как нравственная высшая ценность, не утратил своей значимости и актуальности. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, преумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

В рамках реализации патриотического воспитания молодёжи в 2014 году были проведены десятки различных мероприятий Всероссийского уровня, сотни межрегиональных и региональных событий, участниками которых стали представители всех субъектов Российской Федерации. Среди основных мероприятий, можно выделить следующее:

«Дороги Победы» – проект, проходящий под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, позволяет десяткам тысячам школьников посетить музеи боевой славы;

VII Фестиваль «Юные таланты Отчизны» – в мероприятии приняли участие 15 тысяч учащихся суворовских училищ, кадетских корпусов и школ, казачьих корпусов и классов из 50 регионов Российской Федерации;

Всероссийский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» – серия конкурсных мероприятий в субъектах Российской Федерации с большим финалом в Москве;

Поэтический конкурс «Городские рифмы» – свои произведения на конкурс прислали более 300 молодых поэтов из всех уголков России;

Молодёжный конвент «Герои нашего времени» – на одной из ведущих площадок Москвы, патриотические организации, в современном востребованном формате, продемонстрировали молодёжи России десятки возможностей для самореализации во благо Родины;

В 2014 году, совместно с Государственным центральным музеем современной истории России и РИА «Новости», создана общественно-дискуссионная площадка. На площадке, с участием экспертного сообщества, при участии экспертного сообщества, молодёжь обсуждала темы касающиеся сферы патриотического воспитания;

В течение года, в Краснодарском крае на базе ФДЦ «Смена» были проведены 3 профильных смены для молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет. Одной из задач проведения тематических смен («Смена Чемпионов», «70 лет Победы», «Технология добра») стало развитие у подрастающего поколения навыков и компетенций патриотического волонтёрства в год 70-летия Победы в Великой отечественной войне 1941 – 1945 годов;

В рамках федерального проекта «Великая забытая война», региональные штабы которого действуют в 37 субъектах Российской Федерации, было проведено почти 400 мероприятий, в которых приняли участие 74 тысячи человек;

В федеральном проекте «Моя гордость – Россия», призванном раскрыть творческий потенциал молодёжи, приняло участие более 600 человек из различных регионов страны;

Итогом федерального проекта «Наша Общая Победа», в рамках которого молодежь записывала видеоролики-интервью с ветеранами, формируя тем самым архив-видеотеку Великой Отечественной войны, стали 20000 видеозаписей;

В рамках проведения Всероссийского форума «Селигер – 2014» проведена тематическая смена «Русская правда». По результатам работы смены, сформирована команда единомышленников, нацеленная на реализацию проектов по созданию позитивного образа России;

При поддержке ФГБУ «Роспатриотцентр» был организован и проведен пятый заезд Всероссийского форума «Селигер – 2014» «Территория смыслов». В работе площадок заезда приняло участие около 1000 человек из всех субъектов Российской Федерации;

Летом 2014 года, на территории Республики Крым был организован историко-патриотический международный слёт «Таврида», собравший 1500 молодых человек более чем из 100 стран мира;

В 2014 году, Федеральное агентство по делам молодёжи совместно с ФГБУ «Роспатриотцентр» приступили к формированию Всероссийского волонтёрского корпуса 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих.


В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.

Физкультура и спорт

Физическая культура — часть общечеловеческой культуры.

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие Свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их культурным отношением к своим физическим возможностям.

Спорт — явление культурной жизни.

Спорт — часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовнойнеобходимостью.

Спорт в России — один из наиболее востребованных видов деятельности. Спортом занимаются профессионально и любительски. Любительский спорт тесно связан с понятием физкультуры. Многие российские спортивные школы являются ведущими в мире. Доказательством тому — высокие достижения на самых престижных спортивных соревнованиях, таких как Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы по различным видам спорта. Многие российские спортсмены являются мировыми спортивными «звёздами».

Регулированием спортивной сферы в РФ занимается Федеральное агентство по физической культуре и спорту России (Росспорт).

По данным на 2008 год, в России имелось 2687 стадионов с трибунами на 1500 мест и более, 3762 плавательных бассейна, 123,2 тыс. плоскостных спортивных сооружения. В 2008 году численность занимавшихся в спортивных секциях и группах составляла 22,6 млн человек, в том числе 8,1 млн женщин.

В 1980 году в Москве были проведены первые в истории Советского Союза летние Олимпийские игры.

В 2014 году были проведены первые в истории России зимние Олимпийские игры, а также зимние Паралимпийские игры в Сочи.

В 2019 году пройдет первая в России зимняя Универсиада в городе Красноярске.

Физкультуру в массы (ГТО)

«Гото́в к труду́ и оборо́не СССР» (ГТО) — программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодёжи. Существовала с 1931 по 1991 год. Охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. В 2014 году Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о возвращении системы «Готов к труду и обороне». По словам министра образования Дмитрия Ливанова, начиная с 2015 года результаты сдачи комплекса ГТО будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения.

В поручении № Пр-756 от 4 апреля 2013 президент России поручил правительству РФ разработать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс. В качестве научно-практической и методической основ комплекса принято исследование, проведённое ВНИИФК в 2006—2009 годах на базах 11 федеральных экспериментальных площадок. Государственный музей спорта с 10 сентября по 15 ноября 2013 года провёл всероссийский конкурс на разработку названия, эскизов знака и талисмана для комплекса. В результате конкурса было определено название «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс „Горжусь тобой, Отечество“» и около 20 эскизов знаков представлены для голосования среди населения. В 2013 году велись разработки проекта комплекса «Горжусь тобой, Отечество». Для принявших участие в тестировании, но не выполнивших нормативы, предполагался знак «Участник».

24 марта 2014 года президент России подписал указ, которым постановил до 15 июня 2014 утвердить «Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне“ (ГТО)», до 1 августа разработать сопутствующие нормативно-правовые акты и ввести комплекс в действие с 1 сентября. Соответственно достигнутым уровням планируются надбавки к стипендиям и заработным платам. Предусматриваются возможность учета необязательных испытаний и национальных видов спорта. Проект положения находился в стадии публичного обсуждения с 3 по 18 апреля. В течение 2014 года во многих городах России проводились спортивные конкурсы и акции, на которых населению предлагали сдать различные варианты норм.

Испытания:

  • Челночный бег 3×10 м

  • Бег 30, 60, 100 м

  • Бег 1000; 1500; 2000; 2500; 3000 м

  • Прыжок в длину с места, тройной прыжок в длину с места и прыжок в длину с разбега

  • Подтягивания нанизкой (из виса лежа) и высокой (из виса) перекладинах

  • Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

  • Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту

  • Наклон вперёд из положения стоя на полу или гимнастической скамье

  • Метание спортивного снаряда в цель и на дальность

  • Рывок гири 16 кг

  • Плавание 10, 15, 25, 50 м

  • Бег на лыжах или кросс по пересеченной местности 1, 2, 3, 5, 10 км

  • Стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия из положения сидя и положения стоя

  • Туристический поход с проверкой туристических навыков.

См. приложение 1.

Уже в новом учебном году 2014-2015 нормы ГТО (готов к труду и обороне) могут учитываться вузами как часть портфолио.

Заключение

Главной целью работы в процессе физического совершенствования является развитие качеств личности гражданина, спортсмена, отвечающих национально-государственным интересам России, формированию моральной и психической готовности трудиться на благо страны, активно и увлеченно соревноваться в любых экстремальных условиях спортивного поединка во имя Родины, верности спортивному долгу, дисциплинированности и ответственности за принадлежность к сборной команде Российской Федерации, края, области, города, учебного заведения.

Исходя из этого, основной задачей всей деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта должно быть обеспечение уровня значимости государственного патриотизма у подрастающего поколения, формирование в сознании каждого подростка, юноши, девушки понимания зависимости судеб страны, народа от того в какой

мере все они будут руководствоваться в своих действиях патриотическим началом. Эта деятельность связана с умением преподавателей физического воспитания, тренеров использовать различные формы и методы воспитательной работы.

Итогом такой работы должно быть стремление каждого занимающегося в спортивной секции, группе здоровья внести свой вклад в экономический, научный и культурный подъем России, в укрепление оборонного ее потенциала.

В сложившейся ситуации важнейшим направлением государственной политики в социальной сфере, в том числе в области физической культуры и спорта, является восстановление системы патриотического воспитания как полноценно действующего государственно-общественного института.

Значительная роль в воспитании патриотизма легла на учебные образовательные учреждения, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Приложение 1.

Список использованной литературы

  1. Физическая культура и патриотическое воспитание // Интернет ресурс: http://rusbiathlon.ru/health/id25771/

  2. Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи // Интернет ресурс: http://www.nirsi.ru/100

  3. Физкультура и спорт в нашей жизни //Интернет ресурс: http://www.fisio.ru/fisioinlife.html

  4. //Интернет ресурс: http://reffi.ru/

  5. Готов к труду и обороне (ГТО) //Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Готов_к_труду_и_обороне

  6. «Гото́в к труду́ и оборо́не СССР» (ГТО) //Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Готов_к_труду_и_обороне_СССР

  7. //Интернет ресурс: http://www.gto-normy.ru/

  8. //Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Спорт

  9. //Интернет ресурс: http://4ege.ru/materials_podgotovka/5566-normy-gto.html

  10. Спортивно-патриотическое воспитание в сфере физической культуры и спорта//Интернет ресурс: http://online.rae.ru/594

infourok.ru

Доклад на ШМО «Спортивно-патриотическое воспитание школьников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

__________________________________________________________

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02

Доклад на ШМО

на тему:

«Спортивно-патриотическое

воспитание школьников»

Подготовила учитель

Алфимова Татьяна Валерьевна

28.12.2018 год

Сущность патриотизма заключается в совокупности многих нравственных чувств, наборе определенных черт поведения. К воспитательному воздействию на молодежь сегодня подключено большое количество социальных, политических институтов. К таковым относятся семья и государство, различные образовательные учреждения, а также политические организации.

Задачей спортивно-патриотического воспитания является формирование у школьников таких физических, духовных качеств, которые позволят им быть морально стойкими, готовыми к защите Отечества. Для этого необходимы:

  • Координация, совершенствование педагогической деятельности на всех уровнях, разработка планов, рекомендаций на основе передового опыта известных педагогов.

  • Развитие у школьников патриотических чувств, что происходит в процессе ознакомления с историческими традициями, военными, спортивными победами страны.

  • Формирование во время занятий физической культурой волевого здорового поколения с развитыми интеллектуальными качествами, позволяющими служить обществу как в мирное, так и сложное военное время.

Актуальность спортивно-патриотического воспитания

Судьба школьников, студенческой молодежи давно тревожит российское общество из-за следующих негативных явлений:

  • заметного снижения образованности, отсутствия стремления у молодого поколения повышать свой культурный уровень;

  • общей нравственной деградации, молодежи в том числе, криминализации сознания, снижения порога допустимого в поведении;

  • «прогресс» наркомании, алкоголизма, потеря обществом контроля и управления над этим процессом, логичное следствие – необратимое разрушение генофонда;

  • все более проявляющийся разрыв поколений по идеологическим, нравственным вопросам.

Итогом становится маргинализация большой части молодежи (Маргинализация — процесс увеличения численности маргиналов в обществе. В узком смысле маргиналы — это часть населения, не участвующая в трудовом процессе, не выполняющая общественных функций. В расширительной трактовке основными проявлениями маргинальности являются: потеря объективной принадлежности индивидуума к конкретной общности без последующего вхождения в иную общность; потеря индивидом субъективной идентификации с определенной группой. Социологи констатируют рост маргинализации в российском обществе. Это крайне опасный процесс. Он препятствует выводу страны из кризиса), она перестает соответствовать тенденциям развития общества, роль ее как лидирующей группы, стратегического резерва теряется.

История народов России говорит о том, что за будущее нужно бороться. Нынешние вложения в воспитательный процесс, борьбу за здоровье молодого поколения – залог стабильности общества будущего. Невежды, тунеядцы, наркоманы погубят все то, что отстраивалось на протяжении жизней многих поколений.

Стратегия педагогической деятельности.

В свете проблем, которые сформировались к сегодняшнему дню, становится понятно, что восстановление системы воспитания, касающейся физической культуры и спорта, для государства, общества – одна из самых главных проблем. Система воспитания – определяющая сила, которая способна противостоять наседающим деструктивным тенденциям. Для решения наиболее острых проблем России нужно здоровое и правильно воспитанное поколение.

Современная государственная программа патриотического воспитания юных граждан не имеет концептуальной базы. У семьи, СМИ, государственных, политических органов нет четких разработок. У тех коллективов, которые занимаются методическими исследованиями, организацией мероприятий на патриотическую тематику, концепция не выработана, следовательно, системы нет.

Деятельность по спортивно-патриотическому воспитанию многогранна, она координируется государственными, общественными структурами. В любом государстве патриоты должны составлять социально активное большинство населения, имеющее четкие ценностные ориентации, позитивные жизненные планы.

Основными векторами работы педагогических коллективов должно стать приобщение ребят к боевым и трудовым традициям, их ознакомление с Российской, Советской армией, толкование сути понятий героизма и самоотверженности. У школьников, нужно воспитывать гордость за предыдущие поколения защитников и героев, желание им подражать.

Выработка у детей норм поведения напрямую связана с трудовой, физической подготовкой, которая должна подвести молодежь к выполнению государственной, военной службы.

Физические упражнения как средство спортивно-патриотического воспитания

Функции детского организма, правильное психическое и умственное развитие подростков формируются с помощью любой из групп физических упражнений:

Каждый из видов деятельности связан с различными физическими упражнениями, которые, наряду с оздоровительными силами природы, многими гигиеническими факторами, помогают достигать основных целей физического воспитания.

Увлеченность подрастающего поколения спортом в противовес пиву и курению – главная забота родителей, учителей. Достижения на больших аренах вырастают из школьного спорта, где на уроке физкультуры учитель даст основы техники движений, на практике объяснит понятия скорости, ускорения, расскажет о позах, положениях тела, подвергнет каждого из ребят адекватной его возрасту, полу физической нагрузке.

Для пока непрофессиональных спортсменов, их желания заниматься важны внешние комфортные условия: определенная температура, влажность воздуха, санитарные условия помещения. Учитель обязательно должен учитывать состояние пришедших на занятия: насколько они устали, не пугает ли их обстановка проведения тренировок, какие-то из снарядов. Нагрузки дозируются, они не должны приносить вред здоровью.

Важно, особенно для младших, чтобы занятия проходили в игровой форме, на них присутствовал соревновательный дух, чтобы учитель, кроме указаний и команд, использовал пояснения, беседы, сам демонстрировал правильное выполнение упражнений.

В общей системе образования спортивно-патриотическое направление становится одним из наиболее важных. Поэтому так значимы информационная политика, методическое обеспечение. Структурам, ответственным за сферу воспитания молодежи, стоит уделить внимание кадровой политике, развитию нормативно-правовой базы, относящейся к орбите физической культуры и спорта.

multiurok.ru

Статья по физкультуре по теме: Патриотическое воспитание в ДЮСШ

Патриотическое воспитание в ДЮСШ

Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.

Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных тысячелетиями, важнейшее духовное достояние личности, характеризующее высший уровень ее развития и проявляющееся в ее активно деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм — это не природное генетически обусловленное качество, а социальное, и потому не наследуется, а формируется.

Спортивно-патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию физически и духовно развитой личности, готовой к выполнению конституционного долга, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности и патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.

Одним из важных направлений в спорте является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что и нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли — роль гражданина и роль патриота.

Задачи патриотического воспитания: 

1. Формирование у воспитанников взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и межнациональных отношений на основе сохранения и развития чувства гордости за свою страну.

2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

3. Организация практической деятельности воспитанников ДЮСШ по формированию патриотического поведения и культуры межнациональных отношений.

Формирование у воспитанников патриотизма и культуры межнациональных отношений выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к Родине, другим нациям и народам. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, проявляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности в ДЮСШ осуществляется с учетом возрастных особенностей спортсменов в образовательном, соревновательном и внеучебном процессе.
Особенно важна эта проблема в детском спорте, так как именно в этом возрасте, на раннем этапе спортивной подготовки происходит интенсивное формирование личности спортсмена — идет процесс накопления опыта поведения человека.  
Сегодня спорт молодеет. Юные воспитанники познают науку побеждать. Побеждать собственное «не могу и не хочу», физические нагрузки, уважать свой труд и труд партнера, тренера-преподавателя. Каждодневные тренировки формируют у занимающихся волю, характер, настойчивость в достижении цели, умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решение, разумно рисковать или воздержаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с партнером, соревнуется с соперником и обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Таким образом, через спорт, личный контакт тренера и воспитанника происходит воспитание в широком смысле слова.

В группах начальной подготовки тренер-преподаватель, используя беседы, формирует у занимающихся самые общие представления о семье как важнейшей жизненной ценности, бережное, заботливое отношение к старшему поколению россиян, трудолюбие на тренировочных занятиях, смелость и настойчивость в достижении цели, устойчивость к негативным факторам, любовь к России — стране, где они родились и растут. По мере взросления представления о патриотизме и гражданственности у воспитанников в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования становятся гораздо шире и глубже.

Педагогическое сопровождение тренировочного процесса заключается в сообщении знаний о социально значимых ценностях с помощью индивидуальных и коллективных бесед, диспутов, встреч с известными спортсменами, на которых обсуждаются вопросы проявления мужества и чести, проявляемых во время спортивных соревнований, освещении славных событий истории страны, о правильной организации жизни и деятельности в системе воспитательных физкультурных мероприятий, которые должны создавать условия, чтобы практическая деятельность соответствовала принципам поведения, установленным в обществе.

Развивая чувство патриотизма и любви к Родине педагогический коллектив использует все возможности тренировочного процесса и мероприятий вне занятий, формируя у занимающихся мотивацию к занятиям спортом, нравственные и гражданские позиции по отношению к окружающим людям. Можно отметить, что всем, занимающимся в спортивной школе, есть с кого брать пример.

 Поощрение родителей за воспитание особо отличившихся детей, выступления перед большой аудиторией своих сверстников дает положительный настрой всем собравшимся и желание быть лучше, повышать свое спортивное мастерство.

Выступления на традиционных ежегодных соревнованиях, посвященных «Дню защитника Отечества» и «9 мая – День Победы» дают возможность показать профессионализм и результат работы своего тренера, своей школы, продемонстрировать собственный талант, спортивные наработки и достижения. Кроме того, выступая, спортсмены дают возможность зрителям приобщиться к миру спорта, ощутить положительные эмоции, а для родителей и тренеров это дополнительный повод гордиться своими воспитанниками.

Достижение высоких спортивных результатов на основе разносторонней подготовки и выступления на соревнованиях высокого ранга: чемпионатах Европы и Мира, первенстве и чемпионате России дает новый импульс формированию глубоких эмоциональных переживаний, морально-волевых качеств, позволяющих положительно влиять на рост спортивного мастерства, опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечивает формирование патриотических чувств у занимающихся в ДЮСШ.


 

nsportal.ru

Сущность спортивно патриотического воспитания.

Для рассмотрения спортивно-патриотического воспитания в качестве социально педагогического феномена и оценки его влияния в общекультурном развитие детей, целесообразно остановится на терминологических (понятийных) определениях, введенных в данное исследование.

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств и т.д. [126, 128]

Спортивная культура. До недавнего времени феномен спорт был тесно связан с физической культурой и рассматривался как ее важная составляющая. В месте с тем специфичность этого социокультурного явления все больше заявило о себе как о самодостаточной сфере человеческой деятельности имеющей собственное предназначение, не замещенное никакой другой составляющей общечеловеческой культуры. Масштабность значимости спорта определяется не только, а скорее всего, и не столько действительно глобальным интересом всего мирового сообщества к этой сфере культурной жизни людей. Главная общечеловеческая ценность спортивного вектора культуры населения нашей планеты состоит в том, что благодаря спорту была создана система теоретического и эмпирического знания о путях, средствах и методах целенаправленного преобразования телесности и духовности. Были найдены решения проблемы преумножения его физических, физиологических и психологических ресурсов, совершенствования и коррекции его морфологических характеристик, создания новых здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий обеспечивающих новые возможности продления периода активной жизни человека, обогащения содержания процессов воспитания подрастающего поколения [22].

Л.И. Лубышева следующим образом характеризует этот элемент культуры: «Спортивная культура составная часть общей культуры, объединяющая категории, закономерности. Учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физического упражнения в рамках соревновательной деятельности, которая преследует цель первенства и рекорда  вследствие физического и духовного совершенствование человека».

Правильно организованные занятия спортивной культуры служат средством нравственного воспитания.

Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства [5].

Роль и значение патриотизма на разных этапах общественного развития не одинакова и определяется духовным и нравственным состоянием общества.

Под патриотическим воспитанием – понимается систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Таким образом, патриотическое воспитание можно представить как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений устойчивых норм патриотического поведения воспитанников [4, 27].

Можно выделить несколько направлений патриотического воспитания подрастающего поколения: героико-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, национально-патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание, историко-краеведческое, спортивно-патриотическое.

Героико-патриотическое воспитание – это воспитание уважения к великим совершениям своего народа и его достойным страницам прошлого; пропаганда героических профессий и знаменательных героических и исторических дат истории Родины [200].

Гражданско-патриотическое воспитание – это воспитание гражданской позиции, постоянная готовность к сознательному, бескорыстному служению своему народу, осознание прав и обязанностей по отношение к своему государству и обществу [27].

Национально-патриотическое воспитание – это воспитание любви к своему отечеству, уважения к традициям своего народа, стремление к сохранению духовного наследия и развития национальной культуры [28].

Военно-патриотическое воспитание – организация, содержание, формы и методы морально-политической, психологической, военно-технической и физической подготовленности к службе в армии [97, 201].

Историко-краеведческое воспитание – система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества , его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе. [138]

Спортивно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга [32, 81].

Спортивно-патриотическое воспитание направленно на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы. Ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. [138]

Физическое воспитание способствует не только физическому развитию организма человека, но и формированию положительных черт морального облика. В процессе сложной тренировочной и соревновательной деятельности проверяются и формируются моральные качества, крепнет и закаливается воля, приобретается опыт патриотического поведения [124, 139, 148].

С другой стороны от уровня патриотического воспитания занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию [137, 147, 159].

На нравственной основе, в том числе и на патриотизме, осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способностей к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств [17, 24, 25].

Исходя из этого, можно говорить о единстве физического и патриотического воспитания подрастающего поколения. В самом деле, спортивно-патриотическое воспитание детей как общественное явление показывает, что в него органично вплетается единство воспитательных действий и жизни, представляющих, в свою очередь, единство форм, методов.

Спортивно-патриотического воспитания осуществляется в процессе спортивно-патриотической деятельности.

Под термином спортивно-патриотическая деятельность мы понимаем,  деятельность, которая направленную на формирование патриотизма в процессе занятий физической и спортивной культурой.

Именно в процессе спортивно-патриотической деятельности происходит удачное сочетание развития физических качеств и физических функций человека с формированием нравственного, в том числе и патриотического сознания (понятий, суждений, оценок, согласующихся с нормами высокой морали), а также воспитание волевых черт и качеств личности (смелость, решительность, мужество и т.д.) [134, 146, 149, 168].

 

Выявление сущности спортивно-патриотического воспитания позволило нам  представить  его  как качественный, системный и динамический процесс,    опирающийся  на  общекультурное    развитие   личности   ребенка.

infourok.ru

Лекция №15. Патриотическое воспитание в сфере физической культуры

В широком смысле патриотизм понимается как воплощение чувств любви, уважения и долга к родительскому началу. Он неотделим также от государственности, связан с государством как олицетворение Родины, Отечества. Установлено, что на отрезке жизненного пути от 15 до 29 лет у молодых людей активно формируется социальная зрелость, о которой судят по их практическим действиям, по степени согласованности в сфере их общественных и личных интересов. Социальная зрелость является важнейшей интегративной характеристикой спортсменов. Она отражает качественное состояние их развития и степень овладения им богатств общественных отношений, которые формируется у них в процессе активной деятельности. Усвоенный личностью опыт преобразуется в индивиде только ему присущем сочетании знаний, свойств, интеллекта и характера. Это определяет личность спортсмена как индивидуальность и составляет его неповторимое «лицо». Чем шире и глубже воплощаются в нем общественные отношения, чем богаче, сложнее его внутренний мир, тем выше уровень его социальной зрелости. Основная цель члена сборной команды страны – активно готовиться и успешно выступать на крупных международных турнирах, преумножать славу отечественного спорта, способствовать международному авторитету России. Это требует формирования в сознании спортсменов и тех, кто с ними работает, единства политических и нравственных целей при подготовке к главным стартам спортивного сезона. Если идейно-политическое единство атлетов и спортивных коллективов формируется в процессе воспитания, то деятельностное только в повседневном, кропотливом учебно-тренировочном процессе.

Под деятельностным единством понимается высшая степень профессиональной подготовленности спортсменов и сборных команд, характеризующейся четкой организацией всех составляющих учебно-тренировочной и спортивной деятельности. Политическая, нравственная и правовая зрелость совершенствуется в ходе идейно-политического воспитания и тем самым совершенствуется патриотический настрой спортсменов и всего коллектива, который окончательно формируется только в постоянной и активной спортивной борьбе при наличии высочайшего и всестороннего обеспечения всего тренировочного процесса.

Особую значимость это имеет в командах, состав которых многонационален. Установленно, что личность и нация имеют диалектические связи, которые взаимообусловлены и не исключают друг друга. Нация со всеми элементами своей психологии выступает специфической средой, в которой осуществляется процесс формирования и развития личности. Личность становится носителем определенных черт психологии своей нации. Каждый народ, нация обладают своей ментальностью, своим складом мышления, формой проявления чувств, чувством национального достоинства, специфическими чертами национального характера, что четко проявляется в каждом спортсмене сборной команды. Следовательно, знание этнопсихологических и этнокультурных особенностей и их учет в работе с ведущими спортсменами страны необходимы тренерскому составу сборных команд для обеспечения взаимопонимания, и формирования патриотического настроя внутри коллектива.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *