Психическое развитие детей с нарушением зрения: Особенности психического развития детей с нарушением зрения — КиберПедия

Содержание

Особенности психического развития детей с нарушением зрения — КиберПедия

 

 

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недо-статочностью, провоцируют возникновение у него ряда специфичес-ких установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребенка со зрительной депривацией Неудачи и трудности, с которы-ми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двига-тельными навыками, пространственной ориентировке, вызывают слож-ные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения прису-ще астеническое состояние, характеризующееся значительным сни-жением желания играть, нервным напряжением, повышенной утом-ляемостью Нужно иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видя-щие сверстники Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоцио-нальные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга А Г. Литвак (1998) отмечает, что среди детей с нарушением зрения можно встретить обладаю-щих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим наблю-даются такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушае-мость, упрямство, негативизм. Автор считает, что при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении в различ-ные виды деятельности происходит формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок И ребенок ста-новится практически независимым от состояния зрительного анали-затора

 

Особенности внимания. Из-за недостатка зрения нарушенонепроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмо-ционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможен-ности детей, инертности, низкому уровню переключаемости внима-ния Внимание часто переключается на второстепенные объекты Рас-сеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей Поэтому у де-тей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нор-мально видящих сверстников Однако А Г. Литвак утверждает, что

 

Частные методики адаптивной физической культуры  
     

 

 

внимание слепых и слабовидящих подчиняется тем же законам, что и у нормально видящих, и может достигать того же уровня разви-тия. Воспитание внимания и формирование внимательности осуще-ствляется на той же основе и теми же способами, что и в массовой школе.

 

 

Особенности памяти. Рассматривая специфические особен-ности памяти слабовидящих, А.Г. Литвак (1998) отмечает, что дефек-ты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных про-цессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их по-нятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и дру-гие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вто-ричный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.

 

У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-ло-гической памяти. Выявлена слабая сохранность зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объем кратковремен-ной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушением зрения высокий. Образы памяти незрячих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к быстрому угасанию. Значимость вербальной информации для детей с нарушением зрения играет особую роль в его сохранении. С возрастом происходит переход от непроизвольного вида памяти к произвольному. Ухудшение двигательной памяти наблюда-ется у мальчиков в 10—11 и 14—15 лет, у девочек 12—15 лет.

 

Процесс узнавания у слабовидящих зависит от того, насколько полно был сформирован ранее образ воспринимаемого объекта. Т. П. Головина (1989) отмечает у слабовидящих отставание от нор-мально видящих правильности узнавания, специфичности восприятия, для них свойственно большое количество ошибок, отсутствие умения выделять и характеризовать свойства целого образа. Однако включе-ние сохранных анализаторов в процесс узнавания способствует его результативности. Процессы памяти (сохранение и забывание) зави-сят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности. Образование и запоминание у незрячих точных и простых движений требует 8—10 повторений, в то время как у нормально видящих 6—8 повторе-ний. Поэтому для усвоения двигательного действия слепым и слабо-видящим детям требуется большее количество повторений, чем для нормально видящих, так как при отсутствии подкреплений обнаружи-

 

 

 

вается тенденция к угасанию двигательного образа. Даже небольшие промежутки времени (каникулярный период) между подкреплениями отрицательно сказываются на их представлениях.

 

В процессе специального обучения дети овладевают навыками осязательно-зрительного и зрительного узнавания, а иногда исполь-зуются навыки неспецифичного узнавания по второстепенным, несу-щественным признакам (например, по звуку, характерному для дан-ного предмета, запаху, теплопроводимости и т. д.). Отмечается достаточно высокий объем слуховой и осязательной памяти. Тип и вид памяти зависит от доминирующего характера деятельности и содержания материала. Л.П. Григорьева (1980) отмечает, что у час-тично видящих наблюдается снижение объема оперативной, кратко-временной памяти, который изменяется в зависимости от фона, цвета зрительных стимулов, а также от степени сформированности свойств зрительного восприятия. Приобщение учащихся с нарушением зре-ния к различным видам деятельности и использование всех сохран-ных анализаторов является стимулом и условием для развития раз-личных видов и типов памяти (А.Г. Литвак, 1998).

 

Особенности восприятия. У детей с депривацией зрения ос-лаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира огра-ничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостно-сти образов отображаемых предметов и действий, но они могут только изменить тип восприятия, но не влияют на физиологический механизм восприятия. В зависимости от степени поражения зри-тельных функций нарушена целостность восприятия. У слабовидя-щих доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Объем внимания у младших школьников мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или отдельные элементы движе-ний. У незрячих и детей с остаточным зрением основные формы восприятия — осязательно-двигательная и зрительно-двигательно-слу-ховая. Следует отметить, что поздно ослепшие имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться двигательные умения и на-выки. Благодаря им они быстрее и адекватнее воспринимают учеб-ный материал. Их движения выглядят более уверенными, точными, но если навыки были слабо закреплены, дети их теряют. Нарушение зрительного анализатора приводит к образованию новых межанали-заторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем. Однако какая бы сенсорная система не доминировала в познании окружающего мира у лиц с нарушенным зрением, она отражает вза-имодействие различных анализаторов, их взаимное влияние в про-цессе формирования образов и представляет собой знание об окру-жающем мире в форме ощущений, мыслей.

 

50 Частные методики адаптивной физической культуры

 

Исследования Ю А Кулагина (1969) показали идентичность нерв-ных механизмов восприятия в норме

и при патологии зрения, а также возможность усвоения слабовидящими определенной суммы знаний, умений и навыков

 

Особенности мышления. Дети с нарушением зрения не имеютвозможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию Тифлопсихологи утверждают, что дети с нарушением зрения проходят те же стадии в развитии мышления и примерно в том же возрасте и могут решать задачи, не опираясь на зрительные восприятия При сохранном интеллекте мыслитель-ные процессы развиваются, как у нормально видящих сверстников Однако наблюдаются некоторые отличия У детей с нарушением зрения сужены понятия об окружающем мире (особенно у детей младших классов), суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены У слабовидящих отмечается словесно-логическое и наглядно-образное мышление

 

На уроках физкультуры учащиеся чаще пользуются наглядно-образным и словесно-логическим мышлением, когда задача решается в словесной (вербальной) форме Используется также практически-действенный тип мышления, когда мыслительные операции осуще-ствляются в процессе манипулирования с предметами (спортивный инвентарь) и выполнения физических упражнений Этот вид оказы-вается незаменимым в тех случаях, когда решение мыслительной задачи должно протекать одновременно с практической деятельно-стью (Солнцева Л И , 2000) У отдельных учащихся может преобла-дать тот или иной тип мышления Специфическое развитие ребенка с проблемами развития, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных свойств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся на-ступлению патологических процессов Здесь и проявляются потен-циальные возможности компенсации Они являются способом при-способления личности ребенка к определенному вторичному нарушению развития

 

 

Психологические особенности детей с нарушениями зрения

1. Психологические особенности детей с нарушениями зрения

Темникова Е.Ю.,
к.п.н., доцент кафедры
ПиПДиНО

2. Тифлопсихология-

Тифлопсихологияизучает закономерности и особенности развития
лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных
процессов, обеспечивающих возмещение недостатков инфор
мации,связанных с нарушением деятельности зрительного а
нализатора,влиянием этого дефекта на психическое развити
е, а также возрастной аспект развития детей с нарушением
зрения.(ЛубовскийВ.И.)
Тифлопсихология- отрасль психологии, изучающая психику
человека с полностью или частично нарушенным зрением.
(Мещеряков, Зинченко)

3. История

Становление и развитие тифлопсихологии как науки связано
с организацией обучения слепых в специальных школах.
Первая школа была открыта в Париже В. Гаюи в 1784 г.
Первая попытка анализа психологии слепых была
осуществлена основоположником французского
материализма Д.Дидро (1749).
Первые исследования особенностей психического развития
при слепоте относятся к 70-м гг. XIX в.
Формирование научной психологии связано с трудами Т.
Геллера, М. Кунца, К. Бюрклена, П. Виллея, А.А. Крогиуса,
М.И. Земцовой, Ю.А.Кулагина, А. Г.Литвака, Л.И.Солнцевой и
др.

5. Внимание

Практически все качества внимания, такие, как его
активность, направленность, широта (объем,
распределение), возможность переключения, интенсивность,
или сосредоточенность, устойчивость оказываются под
влиянием нарушения зрения, но способны к высокому
развитию, достигая, а порой и превышая уровень развития
этих качеств у зрячих.
Ограниченность внешних впечатлений оказывает
отрицательное влияние на формирование качеств внимания.
Замедленность процесса восприятия, осуществляемого с
помощью осязания или нарушенного зрительного
анализатора, сказывается на темпе переключения внимания
и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в
снижении объема и устойчивости внимания.

6. Ощущение и восприятие

Процесс формирования образов внешнего мира при
нарушениях зрения находится в прямой зависимости от
состояния сенсорной системы, глубины и характера
поражения зрения.
Нарушение деятельности зрительного анализатора
приводит к образованию новых внутри межанализаторных
связей, к изменению взаимоотношений внутри сенсорной
системы и образованию свойственной только слепым или
слабовидящим специфической психологической системы.
Создание образов предметов внешнего мира на основе
остаточного зрения осуществляется слепыми быстрее, легче,
точнее и дольше сохраняется в памяти, что сказывается на
улучшении их осязательного узнавания.
У детей с нарушением зрения формируются обедненные, часто
деформированные и неустойчивые зрительные образы. Нарушение зрения
накладывает отпечаток на протекание всего процесса формирования
образов.
Ограниченность информации, получаемой частично видящими и
слабовидящими, обусловливает появление такой особенности их
восприятия, как схематизм зрительного образа, его объектность.
Нарушается целостность восприятия объекта, в образе объекта часто
отсутствуют не только второстепенные, но и определенные детали, что
ведет к фрагментарности и неточности отражения окружающего.
Присутствуют трудности выделения существенных качеств, отсутствие
целостности образа, его фрагментарность и неполнота, а также низкий
уровень обобщенности образов при глубоких рушениях зрения.
В структуре образа объекта внешнего мира слепого и слабовидящего
значительное и важное место отводится слуху и слуховым
характеристикам, позволяющим дистантно воспринимать объект.

8. Осязание

Осязание у слепых вовлекается в более
активную деятельность, чем у зрячих.
Осязание является мощным средством
компенсации не только слепоты, но и
слабовидения.
Наибольшее повышение
чувствительности обнаружено на пальцах
рук, что связано с обучением чтению
рельефно- точечного шрифта Брайля.
Мышечно-двигательная чувствительность является важным компонентом
не только процесса осязания, но и процесса пространственного
ориентирования. Двигательный анализатор даст возможность измерить
предмет, используя в качестве мерок части своего тела, он служит также
механизмом связи между всеми анализаторами внешней и внутренней
среды при ориентировке в пространстве.
У слепых работа двигательного анализатора в процессе трудовой
деятельности достигает большой точности и дифференцированности;
происходит автоматизация двигательных актов, что позволяет им достигать
значительных успехов в ряде деятельностей (машинистка, музыкант и т.д.).
Способность к пространственной ориентации позволяет определить
местоположение человека в трехмерном пространстве на основе
выбранной им системы отсчета. Точкой отсчета может быть собственное
тело или любой предмет окружения человека. Огромное значение в
ориентировке имеют пространственные представления. Именно они
позволяют выбрать нужное направление и сохранять его при движении к
цели.

10. Память

Нарушения зрения тормозят полноценное развитие познавательной
деятельности слепых и слабовидящих детей, что находит свое отражение и
в развитии, и в функционировании мнемических процессов.
При нарушениях зрения происходит изменение темпа образования
временных связей, что отражается на увеличении времени, требующегося
для закрепления связей, и количества подкреплений.
Для слепых и слабовидящих характерно также недостаточное осмысление
запоминаемого наглядного материала.
При исследовании запоминания рядов брайлевских фигур выявилось
менее ярко выраженное, чем в норме, проявление закона края и меньшая
подвижность и свобода воспроизведения.
Слепые дети более строго придерживались в воспроизведении порядка
предъявления, что связано с большей утомляемостью и инертностью ЦНС
при глубоких нарушениях зрения. При исследовании запоминания рядов
брайлевских фигур выявилось менее ярко выраженное, чем в норме,
проявление закона края и меньшая подвижность и свобода
воспроизведения.

11. Память

Для слепых и слабовидящих свойствен достаточно большой диапазон
индивидуальных различий в объеме памяти и скорости запечатления по сравнению с
нормой.
Исследование соотношения зрительной, слуховой и осязательной памяти у слепых,
частично видящих и слабовидящих выявило слабую сохранность зрительных
мнемических образов у слабовидящих. Зрительные предметные представления
скорее, чем у нормально видящих, теряют дифференцированность, становятся
схематичными и фрагментарными. Это свидетельствует об особенностях
соотношения кратковременной и долговременной памяти при зрительной
недостаточности, более быстром распаде зрительных образов и значительном
снижении объема долговременной памяти.
Для воспроизведения также характерны: неполнота, фрагментарность восприятия
образов и замедленность их формирования. У слепых наблюдается явление
реминисценции когда последующее повторное воспроизведение оказывается более
точным, чем первое, следовавшее непосредственно за восприятием, что связано, повидимому, с большей инертностью протекания процессов возбуждения и
преобладанием тормозных процессов.
Систематизация, классификация, группировка материала, так же как и создание
условий его четкого восприятия, являются предпосылкой развития памяти при
нарушенном зрении.

12. Мышление

В отечественной тифлопсихологии существует мнение о том,
что мышление является одним из важнейших факторов
психологической компенсации зрительного дефекта и
процесса формирования способов познания окружающего
мира.
Имеются три концепции развития мышления лиц с дефектами
зрения:
теория ускоренного развития мышления слепых и
слабовидящих;
теория отрицательного влияния нарушения зрения на
развитие мышления;
концепция независимости уровня развития мышления от
дефектов зрения.

13. Речь и общение

Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе специфически
человеческой деятельности общения, но имеет свои особенности
формирования изменяется темп развития, нарушается словарносемантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление
значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.
Опора на активное речевое общение и есть тот обходной путь,
обусловливающий продвижение слепого ребенка в психическом развитии,
который обеспечивает преодоление трудностей в формировании
предметных действий и обусловливает продвижение в психическом
развитии слепого ребенка.
Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в
чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессы
становления личности.
Специфика развития речи выражается также в слабом использовании
неязыковых средств общения мимики, пантомимики, поскольку нарушения
зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают
невозможным подражание действиям и выразительным средствам,
используемым зрячими.

14. Особенности развития личности и эмоционально- волевой сферы

Слепые и слабовидящие имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что
и зрячие, и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их
развития могут быть отличны от таковых у зрячих.
Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний
занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников,
возникающее в возрасте 4 5 лет, понимавшие и переживание своего
дефекта в подростковом возрасте, осознание ограничений в выборе
профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте. Наконец,
глубокое стрессовое состояние возникает при приобретенной слепоте у
взрослых. Для лиц, недавно утративших зрение, характерны также
сниженная, самооценка, низкий уровень притязаний и выраженные
депрессивные компоненты поведения.
Слабовидящие дети показывают большую эмоциональность и
тревожность по сравнению с тотально слепыми детьми.
Для слепых свойственны также страх перед неизвестным, неизведанным
пространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка
свойствами
Распространено мнение о том, что слепые менее
эмоциональны, более спокойны и уравновешенны, чем
люди, не имеющие дефектов зрения. Это впечатление
объясняется отсутствием отражения их переживаний в
мимике, жестах, позах. Однако речь их достаточно
интонационно выразительна. Исследования понимания
слепыми эмоциональных состояний человека по голосу,
интонации, темпу, громкости и другим экспрессивным
признакам речи свидетельствуют о том, что слепые
обнаруживают большую точность в распознавании
эмоциональных состояний говорящего.
Сочетание высокой самооценки и низкого уровня притязаний
свидетельствует о том, что незрячих в большинстве случаев удовлетворяет
средний уровень развития.
Для незрячих подростков личностно значимым является сфера отношения
к сверстникам, своим соученикам, отношение к близким взрослым,
отношение к своему дефекту.
Имеется тенденция к завышению самооценки, когда подросток помещает
себя на условной шкале значительно выше середины, а из беседы с ним
следует, что, по его мнению, нарушение зрения не связано со здоровьем.
Часть подростков резко занижают самооценку, помещая себя на шкале
ниже середины и мотивируя это тем, что нарушение зрения является
серьезнейшей помехой для улучшения здоровья.
Наибольшую ценность, по мнению незрячих старшеклассников,
представляют такие качества, как целеустремленность, умение добиваться
поставленной цели. Привлекательными чертами характера они считают
терпимость, умение сдерживать себя в конфликтных ситуациях.
Можно наблюдать тенденцию к сравнению себя со зрячими, желание
доказать, что они лучше их. В этом также проявляются глубокие
внутренние конфликты и неадекватность поведения.

17. Особенности деятельности

Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное
формирование различных форм деятельности.
В возрасте до трех лет наблюдается значительное отставание в
психическом развитии детей с нарушениями зрения из-за возникающих
вторичных нарушений, проявляющихся в неточных представлениях об
окружающем мире, в недоразвитии предметной деятельности, в
замедленно развивающемся практическом общении, в дефектах
ориентирования и мобильности в пространстве, в общем развитии
моторики. В
В дошкольном возрасте у слепых взаимозаменяемыми формами ведущей
деятельности являются предметная и игровая, а в младшем школьном игра
и учение.
А. М. Витковская отмечает также замедленный темп формирования
предметных действий, трудности переноса их в самостоятельную
деятельность.
Формирование учебной деятельности у слепых и слабовидящих младших
школьников является длительным и сложным процессом. Основа этого
процесса формирование готовности сознательно и преднамеренно
овладевать знаниями.

«Психическое развитие детей с нарушением зрения», Психология

Клинико-психологические причины нарушения зрения

История развития тифлопсихологии

Одной из отраслей специальной психологии является тифлопсихология, изучающая особенности психической деятельности человека в условиях нарушенного зрения. Не развитие было обусловлено становлением системы специального (коррекционного) образования для слепых в конце XVIII — в начале XIX в. Практика систематического обучения и воспитания слепых детей так или иначе требовала определенных знаний о характере их психического развития.

Вместе с тем процесс обучения слепого ребенка сам по себе способствовал накоплению эмпирических данных о своеобразии психической жизни незрячих. Задолго до появления первых школ для слепых сведения об особенностях их психической деятельности накапливались в клинической практике офтальмологов и интроспективных описаниях самих незрячих. Поэтому к моменту возникновения тифлопсихологии, который относится к первым десятилетиям XX в., был накоплен весьма богатый, но крайне противоречивый по своему содержанию и несистематизированный описательный материал, характеризующий особенности психической деятельности слепых.

По мере развития системы образования лиц с нарушенным зрением изменялось и предметное содержание тифлопсихологии. Так, первоначально она в основном исследовала слепых детей младшего школьного возраста. Постепенно расширялся возрастной диапазон от раннего до зрелого возраста и, что особенно важно, учет степени нарушения зрения. Количество исследований, посвященных исключительно слепым, стало меньше. Интерес исследователей сместился в сторону слабовидящих детей.

Современная тифлопсихология включает в объект своего исследования не только слепых и частично зрячих, но и слабовидящих. Она изучает компенсаторные возможности человека в условиях патологии зрения, а также исследование того, как в процессе обучения осуществляется коррекция отклонений в психическом развитии незрячего и слабовидящего ребенка (12, https://gugn.ru).

Исторически существовало несколько теорий относительно характера психического развития ребенка с патологией зрения. Одна из них состоит в том, что слепота оказывает негативное влияние на характер психического развития ребенка. Но при этом указывалось, что это влияние мало компенсируемо и преодолимо, 13 результате слепой ребенок хронически отстает в развитии. Согласно другой теории, о которой уже говорилось выше, слепота создает условия для активизации психического развития. В рамках этого подхода предполагалось, что слепые дети обгоняют нормально видящих сверстников в развитии памяти, мышления, речи и внимания.

Современная тифлопсихология

Современная тифлопсихология признает негативное влияние слепоты на ход психического развития. Вместе с тем с возрастом, по мере развития компенсаторных возможностей, за счет деятельности сохранных анализаторов и речемыслительных функций в процессе коррекционного обучения различия между слепыми и зрячими детьми постепенно сглаживаются. Неслучайно среди незрячих немало видных музыкантов, композиторов, певцов, поэтов, скульпторов, ученых.

Развитие незрячего и слабовидящего ребенка в большей степени, чем нормально видящего, зависит от характера воспитания и обучения. Современную тифлопсихологию в большей степени интересуют не столько негативные последствия слепоты для психофизического развития ребенка с патологией зрения, сколько его потенциальные возможности становления познавательных функций и свойств личности.

Следует отметить, что исторически характер психического развития незрячего ребенка, как и нормально видящего, не оставался неизменным. По мере развития коррекционных технологий в процессе обучения и воспитания незрячего ребенка, характер его психического развития менялся, все более приближаясь к нормальному.

Важнейшей характеристикой, позволяющей отнести человека к категории слепых и слабовидящих, является острота центрального зрения. К слепым относят людей с визусом от 0 до 0,05 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции. К категории слабовидящих относят лиц с остротой зрения от 0.05 до 0,4. Показатели снижения остроты зрения служат основанием для обучения ребенка в школах для слепых или слабовидящих детей.

Характеристика и специфические особенности психофизического развития детей с нарушением зрения


Характеристика и специфические особенности
психофизического развития детей с нарушением зрения


СОДЕРЖАНИЕ
1. Исторический аспект изучения психики слепых 2. Дети с нарушением зрения (классификация 3. Причины нарушения зрения 4. Особенности развития познавательной сферы 5. Особенности формирования личности слепого ребенка
7
Глоссарий
7
Список рекомендуемой литературы
9
1. Исторический аспект изучения психики слепых
В конце XIX в. экспериментальные исследования психики слепых в России приобретают системный характер, в связи с организацией их обучения в специальных школах. Попытку анализа психологии слепых в 1749 году сделал основоположник французского материализма Дени Дидро в своей работе Письмо о слепых в назидание зрячим».
Первые исследования особенностей психического развития при слепоте начали проводиться в х гг. XIX в. самими слепыми путем интроспекции (самонаблюдения. К одной из известнейших работ того времени относится монография Мориса
Сизерана Слепец о слепых. В отличие от общей психологии становление тифлопсихологии носило стихийный характер без сколько-нибудь четкого определения, обоснования и построения науки
(А.Г. Литвак). Длительный период при изучении проявлений психики в условиях слепоты основным методом исследования оставалась интроспекция (вглядывание внутрь. Слепые путем самонаблюдения описывали собственные ощущения и переживания процесса познания мира и социального взаимодействия. Однако данные самонаблюдений незрячих исследователей требовали тщательной проверки их описаний, поскольку объективный мир субъективно преломляется в сознании индивида. Безусловно, результаты самонаблюдения являются ценным материалом, нов тоже время для определения общих закономерностей развития психики в условиях глубокой зрительной депривации необходимы дополнительные исследования при помощи объективных методов. Появление в психологии на рубеже XX в. объективного экспериментального метода

определило характер психологической науки в целом. С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений создались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.
Формирование научной психологии в области исследования психики слепых связано с трудами Т. Геллера, М. Кунца, К. Бюрклена, П. Виллея, А.А. Крогиуса, МИ.
1

Земцовой, Ю.А. Кулагина, А. Г. Литвака, ЛИ. Солнцевой и др.
Интерес к изучению психики слепых был вызван, с одной стороны, необходимостью разработки теоретических основ их обучения и воспитания, с другой стороны, осознанием значения исследований психики при нарушении сенсорной сферы для общей психологии. До сих пор в мировой тифлопсихологии существуют две позиции относительно того, насколько психология слепого близка к развитию нормально видящего или насколько она своеобразна. Группа ученых (Т. Касфорс, Б. Гомулицкий, К. Максфилд, А.Г.Литвак, МИ.
Земцова, ЛИ. Солнцева и др, прослеживая динамику психического развития детей, пришла к убеждению, что заметные различия между общим психическим статусом слепых и зрячих в раннем возрасте постепенно сглаживаются вследствие улучшения динамики психического развития детей данной категории. Более того, имеются данные относительно возможного опережающего развития детей со зрительной патологией М. Тобин, В послевоенное время в изучение психики слепых значительный вклад внесла МИ.
Земцова. В работе Пути компенсации слепоты она обобщила весь накопленный к этому времени материал, сделала ряд принципиально важных выводов о влиянии слепоты на психическое развитие и закономерности компенсации возникающих отклонений, показала диалектику взаимоотношений двухосновных факторов компенсации биологического и социального.
Проводимые исследования особенностей психического развития слепых и слабовидящих детей в е и е гг. XX в. опираются на работы основоположников отечественной дефектологии Л.С. Выготского и АР. Лурии. Они направлены на дальнейшую разработку теории и практики компенсации и коррекции зрительного дефекта в процессе коррекционного обучения и воспитания.

Слепота и нарушение зрения | First 5 California

У детей могут наблюдаться нарушения зрения и слепота. Несмотря на то, что нарушения зрения могут препятствовать развитию ребенка, существуют и другие способы поддержать ребенка с такими потребностями.

Потеря зрения считается нарушением зрения, когда зрение ребенка не может быть скорректировано с помощью очков. Ребенок считается слепым, если у него нет функционального зрения и ему требуется поддержка для безопасного доступа к окружающему миру. Нарушения зрения и слепота вызываются самыми разными причинами, в том числе врожденными дефектами, генетическими факторами и факторами окружающей среды.

Детские оптометристы и офтальмологи — это врачи, специально обученные для работы с детьми и их потребностями в зрении. Попросите своего педиатра получить дополнительную информацию о детском окулисте или офтальмологе, который может помочь в лечении и поддержке вашего ребенка.

Дети с нарушениями зрения или слепые могут иметь типичное развитие во всех областях. Услуги и поддержка, предназначенные для лиц с нарушениями зрения и слепотой, сосредоточены на безопасности и равном доступе к сообществу и обучению.Эти услуги поддержки включают услуги по ориентации и мобильности, а также услуги специализированной поддержки зрения. Специалист по ориентации и мобильности учит ребенка безопасно ходить и иметь доступ к своему сообществу, включая его школу и тротуары. Специалист по зрению специально обучен для поддержки детей с нарушениями зрения или слепотой. Специалист помогает ребенку учиться и получать приспособления, необходимые для участия в повседневной жизни, в том числе в школе. Специалисты по зрению учат детей читать шрифт Брайля и/или использовать другие модифицированные средства визуальной поддержки.

Разговор. Читать. Петь. ®

Дети с нарушением зрения или слепые имеют типичное развитие во всех остальных областях – речь, двигательное, социально-эмоциональное и мозговое развитие. Для родителей важно разговаривать, читать и петь со своими слабовидящими или слепыми детьми, поскольку эти действия могут открыть их ребенку окружающий мир через язык.

Совет для родителей. Как родитель, вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Если вы заметили что-то в поведении или развитии вашего ребенка, что кажется вам неправильным, поговорите с педиатром вашего ребенка о своих проблемах.

Нажмите здесь, чтобы узнать больше о потере зрения.

Распространенность нарушений зрения среди детей дошкольного возраста, по прогнозам, возрастет — ScienceDaily

По прогнозам, число детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в США увеличится более чем на 25 процентов в ближайшие десятилетия, при этом большая часть нарушений зрения является результатом простая нескорректированная аномалия рефракции, согласно исследованию, опубликованному JAMA Ophthalmology .

Нарушение зрения (VI) в раннем детстве может значительно ухудшить развитие зрительных, моторных и когнитивных функций.Отсутствуют точные данные, характеризующие распространенность ВИ среди дошкольников США. Рохит Варма, доктор медицинских наук, магистр здравоохранения Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе и его коллеги изучили данные о распространенности, полученные в ходе двух крупных популяционных исследований, чтобы определить демографические и географические вариации ВИ у детей в возрасте от 3 до 5 лет в США в 2015 г. и оценочная прогнозируемая распространенность до 2060 года. Нарушение зрения определялось как снижение остроты зрения (ОЗ) (<20/50 у детей в возрасте от 36 до 47 месяцев или <20/40 у детей в возрасте 48 месяцев и старше) у лучше видящих глаза при наличии идентифицируемой офтальмологической причины.

Исследователи обнаружили, что в 2015 году в Соединенных Штатах, по оценкам, 174 000 детей в возрасте от 3 до 5 лет имели нарушения зрения, большинство (n = 120 600; 69 процентов) из-за простой нескорректированной аномалии рефракции, и что латиноамериканские белые дети были наиболее пострадавшими (n = 65 942; 38 процентов). Прогнозы на 45 лет указывают на 26-процентное увеличение ВИ в 2060 году. В течение этого периода испаноязычные белые дети останутся крупнейшей демографической группой с точки зрения абсолютного числа случаев ВИ (44 процента от общего числа).У многорасовых американских детей будет наибольший пропорциональный прирост (137 процентов), а у неиспаноязычных белых детей будет самое большое пропорциональное уменьшение (21 процент) числа случаев VI. По прогнозам, с 2015 по 2060 год наибольшее количество детей с ВИ будет в Калифорнии, Техасе и Флориде.

В статье отмечены некоторые ограничения исследования.

«Учитывая, что большинство дошкольных VI можно предотвратить или вылечить с помощью недорогой рефракционной коррекции и что раннее вмешательство имеет решающее значение для улучшения зрения, скрининг зрения в дошкольном возрасте и последующее наблюдение окажут значительное, длительное влияние на зрительную функцию и академических и социальных достижений и поэтому должны быть рекомендованы для всех детей», — пишут авторы.«Необходима скоординированная система надзора, чтобы постоянно отслеживать влияние дошкольного ВИ на национальном, государственном и местном уровнях с течением времени».

Источник истории:

Материалы предоставлены The JAMA Network Journals . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.

Инструмент для детей с нарушением зрения улучшает развитие и уменьшает проблемы с психическим здоровьем | UCL Great Ormond Street Institute of Child Health

Исследование, проведенное больницей Great Ormond Street Hospital (GOSH) и UCL Great Ormond Street Institute of Child Health (ICH), выявило важные улучшения для младенцев и детей младшего возраста, чье медицинское обслуживание по месту жительства и сенсорные нарушения образовательные группы использовали Журнал развития для младенцев и детей младшего возраста с нарушением зрения (DJVI) – веб-сайт UCL Business.

Результаты этого исследования, опубликованные в журнале Developmental Medicine and Child Neurology, демонстрируют преимущества DJVI; набор руководств по мониторингу развития и вмешательству, разработанный консультантами GOSH в 2005 году специально для младенцев и детей младшего возраста с нарушениями зрения. Материалы предназначены для использования местными практикующими врачами в сотрудничестве с родителями, чтобы помочь своему ребенку в повседневном общении и решении домашних задач. Это потенциально может поддерживать до 450-500 детей, рождающихся в год с тяжелыми нарушениями зрения; из них не менее 200 имеют редкие заболевания глаз (как и в этом исследовании).

Исследование было заказано Королевским национальным институтом слепых (RNIB), который совместно финансировал исследование вместе с ведущими медицинскими благотворительными организациями Fight for Sight и Детской благотворительной организацией больницы Грейт-Ормонд-стрит (GOSH Charity).

В исследовании приняли участие 100 детей с редкими наследственными заболеваниями глаз и тяжелыми нарушениями зрения. Дети, получавшие DJVI, добились многообещающих клинически значимых улучшений невербального познания и экспрессивной речи по сравнению с теми, кто получал другие виды поддержки.Кроме того, как пациенты, так и родители, использующие DJVI, продемонстрировали значительное улучшение поведения и психического здоровья, в том числе снижение стресса у родителей.

Первоначально проект RNIB был разработан в рамках его стремления поддерживать эффективные услуги в раннем возрасте для младенцев и детей младшего возраста с нарушениями зрения и создавать доказательную базу для передовой практики. Финансирование GOSH Charity является частью его постоянного обязательства по улучшению качества жизни детей с редкими и сложными заболеваниями в GOSH и по всей Великобритании, что недавно включало обязательство по финансированию нового центра GOSH Sight and Sound Center при поддержке Premier Inn. , открытие в 2020 году.Новый центр будет адаптирован к конкретным потребностям этой группы пациентов, а его клинический персонал будет тесно сотрудничать с местными службами для поддержки пациентов с потерей зрения и слуха, в том числе с использованием новых рекомендаций в интересах пациентов. Fight for Sight внесла значительный финансовый вклад в это исследование в качестве благотворительной организации, посвященной финансированию важных исследований с явной пользой для пациентов.

Доктор Наоми Дейл, консультант-клинический психолог и ведущий исследователь в GOSH и ICH, сказала: «Обнаружение у ребенка нарушения зрения может оказать глубокое влияние на всю семью и создать проблемы для обучения, развития и психическое здоровье ребенка.До сих пор нам не хватало исследований, чтобы показать, какое вмешательство и поддержка детей и родителей наиболее полезны. Это исследование важно, потому что оно показало, что журнал развития является многообещающим методом оказания помощи младенцу и ребенку младшего возраста в первые годы жизни, а также поддержки их родителей. Эти результаты помогут нам понять, как мы работаем с семьями в GOSH и их местными врачами, чтобы обеспечить наилучший уход и поддержку в нашей больнице и в местном сообществе пациента.

Сара Ламберт, руководитель отдела социальных изменений в RNIB, сказала: «Мы рады, что это исследование подтверждает то, что мы давно знали; структурированное, высококачественное вмешательство, проводимое при поддержке обученных специалистов, дает младенцам и детям младшего возраста с нарушениями зрения самые высокие шансы реализовать свой потенциал. RNIB считает, что все дети должны иметь доступ к наилучшей возможной поддержке при первой же возможности, и что государственные службы должны иметь достаточные ресурсы для ее предоставления.

Доктор Нил Эбенезер, директор по исследованиям, политике и инновациям в Fight for Sight, сказал: «Мы сосредоточены на финансировании исследований, которые окажут положительное влияние на пациентов, поэтому мы рады, что этот проект может поддержать развитие детей и дети раннего возраста с врожденными нарушениями зрения. Мы надеемся, что это раннее вмешательство на дому получит широкое распространение в будущем и принесет непосредственную пользу детям и их родителям».

Исследовательский документ:

Нарушение зрения — Терапия для детей

Что такое нарушение зрения?

Нарушение зрения — это термин, который охватывает многие проблемы со зрением, а также различные виды потери зрения.Дети с потерей зрения воспринимают мир иначе, чем другие дети. Ухудшение зрения означает много разных вещей. Оно может варьироваться от полного отсутствия зрения (слепоты) или очень слабого зрения до неспособности различать определенные цвета. Ухудшение зрения может произойти в любом возрасте.

Что такое плохое зрение?

Плохое зрение — это когда ваш ребенок не может видеть все то, что он должен видеть в своем возрасте.

Что такое слепота?

Ребенок считается слепым, если он не может видеть на расстоянии 6 м то, что может видеть ребенок с нормальным зрением на расстоянии 60 м, или если его поле зрения составляет менее 20° в диаметре (человек с нормальным зрением можно видеть на 180°).Серьезная потеря зрения (слепота) может означать, что некоторые аспекты развития и обучения вашего ребенка будут медленнее, чем у других детей. Например, ваш ребенок медленнее учится переворачиваться, ползать, ходить, говорить и общаться с другими, ваш ребенок медленнее учится играть, достигать когнитивных вех и эффективно использовать свои руки. Способность вашего ребенка делать все эти вещи должна прийти со временем и с помощью.

Причины нарушения зрения

Существует несколько причин нарушения зрения у детей.К ним относятся генетические состояния, повреждение или травма глаза или проводящих путей, соединяющих глаз с мозгом или со зрительным центром мозга. У вашего ребенка может быть нарушение зрения при рождении. Это также может произойти позже в результате болезни, травмы или состояния здоровья.
Наиболее распространенными причинами нарушения зрения являются:

  • неврологические состояния, поражающие части мозга, контролирующие зрение (нарушение коркового зрения ХВН)
  • катаракта
  • генетические состояния, такие как альбинизм и пигментный ретинит.

Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы со зрением, очень важно как можно скорее обратиться к врачу для постановки диагноза. Врач общей практики, вероятно, направит вас к детскому офтальмологу. Офтальмолог сможет осмотреть вашего ребенка и провести тесты, чтобы выяснить, в чем проблема.

Как влияет на физическое развитие ребенка нарушение зрения?

У ребенка с нарушением зрения может быть:

Что могут дать детские терапии

Наши детские физиотерапевты и эрготерапевты:

  • помогут вам разработать альтернативные стимулы для развития крупной моторики
  • помогут вам разработать альтернативные стимулы для развития мелкой моторики
  • для развития телесного и пространственного восприятия
  • для развития чувства равновесия
  • для развития проприоцепции и сенсорных проблем
  • для развития движения и языка посредством совместной демонстрации и игры
  • работа с инструктором по мобильности для развития самостоятельности в ходьбе
  • помочь вашему ребенку найти способы участвовать в играх и спорте со сверстниками
  • внедрить некоторые силовые упражнения в повседневную жизнь
  • проконсультировать по игрушкам и оборудованию, необходимым для дома, школы и других важных условий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.