Основные характеристики периодов роста и развития детей: Ребенок в развитие

Содержание

Физиологические основы роста и развития детей и подростков

Рост и развитие организма определяется генетическими и средовыми факторами на основе их сосуществования и динамического системного взаимодействия [5,10,51,56,75,81]. Современные исследователи выделяют два основных класса индивидных свойств: возрастно-половые, развертывающиеся последовательно в процессе совершенствования индивида (стадии онтогенеза и особенности полового диморфизма) и индивидуально-типические, характеризующие конституциональные особенности и уровень биологического возраста [9,22,32,85].

Развитие организма, суть которого, по мнению Безруких М.М., Сонькина В.Д. и Фарбер Д.А. (2008), составляют рост и созревание, представляет собой качественные возрастные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей, систем и органов, их дифференцировке и функциональном совершенствовании созревания, появлении новых функций. Оно складывается из трех компонентов. Рост организма — количественные конфигурации, связанные с возрастанием числа клеток и размеров растущего организма, количественным изменением массы тела и органов, изменением размеров всего тела или его частей. Созревание — качественное преобразование, дифференцировка морфологических структур и функций организма, приближение их к таковым у взрослого человека. По мере созревания генетические влияния усиливаются, исключая некоторое их ослабление в пубертатный период [10]. Формообразование — изменение строения тела и его пропорций. Развитию свойственен феномен трекинга (предопределения), которыйподразумевает, что функциональное состояние органа в предшествующем периоде предопределяет его развитие и функциональную состоятельность в последующем [20,33,35,60].

Возраст, как категория имеет специфические черты, к которым относятся: особенности морфофункционального развития с характеристикой показателей в критические периоды возрастного развития; особенности адаптации ребенка к обучающей среде образовательного учреждения; изменение характера воспитания в семье; формирование новых видов и способов деятельности, обеспечивающих усвоение ребенком социального опыта, системы сложившихся правил и норм общественной деятельности [7,43,65].

Характеризуя индивидуальное развитие человека, кроме паспортного возраста, рекомендуется использовать также критерии биологического, психического, социального возраста, определяя, таким образом, многозначность понятия «возраст человека», как важнейшего биологического показателя онтогенеза. Значимость понятия «биологический возраст» Громбах С.М, Ужви В.Г. и Ямпольская Ю.А. (1974) объясняют тем, что паспортный возраст не является полноценным критерием качества здоровья и работоспособности ребенка [23]. Биологический возраст характеризует достигнутый морфофункциональный статус индивида, определенный относительно сверстников и обусловленный скоростью развертывания программы индивидуального развития [20,71,131]. По уровню биологического развития выделяют 3 группы: соответствует паспортному, отстает от паспортного и опережает паспортный возраст. У рано созревающих мальчиков пик скорости ростовых процессов отмечается в 11-12 лет, а у девочек — в 9-10 лет. При замедленном типе созревания пубертатный скачок у мальчиков смещается на 15-16 лет, у девочек — на 13-14 лет и позже [9,31,44,66].

Гармоничность и пропорциональность телосложения является одним из критериев оценки физического развития и состояния здоровья. Диспропорции в строении тела предполагают нарушение ростовых процессов, обусловленных эндокринными, хромосомными и другими причинами. В качестве ведущих показателей для определения типа телосложения используют: форму спины, грудной клетки, живота, ног, степень развития мышечной и жировой тканей. Сочетание полученных показателей определяет тип телосложения. На предрасположенность ребенка к определенному соматотипу влияет наследственность, но с учетом влияния факторов внешней среды. В процессе взросления организма происходит закрепление особенностей телосложения. В нашей стране для соматотипирования детей и подростков в основном используется схема Штефко В.Г. и Островского А.Д. (1929) в модификации Дарской С.С. (1975), в соответствии с которой выделяются 4 основных типа телосложения: астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный. Особенные признаки соматотипа можно выделить уже у старших дошкольников, наиболее отчетливо они проявляются в подростковом возрасте [37,47,48].

Возрастная периодизациявключает в себя сумму признаков, оценивающих биологический возраст: размер и масса тела, окостенение скелета, развитие эндокринных желез, сроки прорезывание зубов, уровень полового созревания, силовые возможности [5,10,24]. Каждый возрастной период имеет свои специфические характеристики и особенности. Переходный период от одного возраста к последующему определяют как переломный этап онтогенеза, или этап критического периода. Продолжительность каждого возрастного периода подвержена в значительной степени изменениям. Существует различный подход к выделению периодов онтогенеза. Большинство схем в общих чертах похожи, часто в них используются одинаковые названия периодов, возрастные пределы которых также нередко совпадают. Отличия же связаны с тем, какому аспекту развития человека уделяется большее внимание и насколько удачно удается отразить в схеме комплексность подхода к развитию человека.

Наиболее полная периодизация возрастных периодов, учитывающая морфологические и антропологические признаки, была предложена Бунаком В.В. (1941). Изменяющиеся размеры тела и связанные с ними структурно-функциональные признаки, по его мнению, показывают качественные преобразования процессов метаболизма в организме с возрастом [10,15]. В возрастной периодизации, разработанной и принятой на специальном симпозиуме в 1965 г., в онтогенезе человека до достижения зрелого возраста выделяют 6 периодов. Отличительной особенностью этой периодизации от предложенной Бунаком В.В. является выделение периода раннего детства, а также некоторое смещение границ второго детства и пубертатного периода [68,70]. Аршавский И.А. в основу возрастной периодизации предлагал положить критерии, отражающие специфику целостности функционирующего организма с выделением для каждого этапа развития ведущей функции [5]. Выготский Л.С. рекомендовал считать критериями возрастной периодизации психические новообразования, свойственные конкретным этапам развития. Леонтьев А.Н. и Эльконин Д.Б. главное значение для периодизации возрастных этапов определяли «ведущей деятельности», обуславливающей развитие психологических особенностей личности [20,76].

В отечественной педиатрии и гигиене широкое применение нашла несколько видоизмененная схема, предложенная в 1906 г. Гундобиным Н.П. В ее основу положены некоторые биологические особенности растущего организма [24].

Для организации ухода за детьми и их воспитания в практической организации образования и здравоохранения наибольшее распространение получило выделение периодов, которое на основании возрастных особенностей развития позволяет подразделить потребности детей [21,52].

По мнению Бунака В.В. (1941) развитие приводит к морфофункциональным прогрессивным изменениям, а рост — только к увеличению массы клеток, органов и всего тела. Если развитие ребенка протекает нормально, то оба эти процесса уравновешены и тесно взаимосвязаны. В каждом возрастном периоде детства проявляются характерные биологические особенности, достижение которых способствует адекватному морфофункциональному развитию на следующем этапе, если искусственно не нарушать его естественный ход [15]. Изучение особенностей морфофункциональной адаптации детей к меняющимся социально-экономическим условиям является наиважнейшей задачей педиатрии, возрастной физиологии, гигиены и педагогики на современном этапе развития науки [2,27,42,86].

Младший школьный возраст (учащиеся 1-й ступени) сопровождается различной интенсивностью роста отдельных размерных параметров опорно-двигательного аппарата. Изменение длины и массы приводит к «вытягиванию» тела ребенка, которое сопровождается снижением относительного содержания подкожного жира. Отмечено отчетливое проявление индивидуально-типологических конституциональных особенностей телосложения. Происходит замена молочных зубов на постоянные [4,10]. Для этого возраста характерно завершение морфологического развития нервной системы, роста и структурной дифференциации нервных клеток. Однако нервная система функционирует с преобладанием процессов возбуждения [59].

Средний школьный возраст (учащиеся 2-й ступени) отмечается интенсивными ростовыми процессами и увеличением размеров тела. Прирост длины тела достигает 4-9 см в год, в основном за счет удлинения нижних конечностей. Прибавка массы тела составляет около 3-6 кг. Среди мальчиков наиболее интенсивно темп роста проявляется в 13-14 лет, среди девочек — в 11-12 лет [10,16,57,68].

Половое созревание сопровождается формированием вторичных половых признаков, развитием репродуктивных органов, формированием способности к деторождению. Препубертатный этап (от 9-10 до 12-13 лет), предшествующий половому созреванию, является критическим периодом развития [10,44,50]. Асинхронность активных дифференцировочных процессов в организме приводит к дисгармонии большей части функций, что приводит к снижению эффективности, достигнутой на предыдущих этапах развития. Активизация гипофизарно-гонадного функционирования обусловливает существенные изменения гормонального фона, отражающиеся на деятельности всего организма. Ткани и органы обладают различной чувствительностью к действию гормонов, но всем им приходится на этом этапе функционировать в условиях повышенного содержания целого спектра гормонов, оказывающих порой противоположное действие. Морфологически изменения в этот период выражены еще слабо. Появляются лишь отдельные вторичные половые признаки, свидетельствующие о начале пубертатных процессов [14,29,53,76].

Пубертат — завершающая стадия развития организма в начальном онтогенезе, в течение которой, наряду с соматическим ростом и формированием всех органов и систем, достигается репродуктивная зрелость [46,58].

По определению ВОЗ, репродуктивное здоровье определяется состоянием с полным физическим, психическим и социальным благополучием, обеспечивающим возможность вести безопасную и эффективную половую жизнь в сочетании со способностью воспроизводить здоровое потомство в сроки, определенные самим индивидуумом, и в желаемом количестве [54,62]. Связанные с этим изменения в организме подростка являются определяющими среди показателей биологической зрелости, а темповые характеристики роста, показатели морфологической зрелости костной ткани и т.д. приобретают второстепенное значение. Пубертатный период является транзиторным между детством и половым созреванием организма. Он контролируется комплексом нейроэндокринных факторов, обеспечивающих ряд физиологических и психических изменений и приводящих к физической, половой и репродуктивной зрелости организма [43,76,78].

Наиболее надежным показателей биологического возраста является степень полового созревания. В практической работе она оценивается по выраженности вторичных половых признаков. У девочек это степень лобкового оволосения (Р) и подмышечных впадин (Ах), развитие молочных желез (Ma) и возраст менархе (Me). У мальчиков, кроме Р и Ах, оцениваются формирование кадыка (L), мутация голоса (V) и оволосение лица (F) [13,46,67].

Начало и продолжительность пубертатного периода широко варьируют в зависимости от пола, конституциональных особенностей, климато-географических, социально-экономических условий и степени урбанизации общества [17,25,54,80]. В период пубертата отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным факторам окружающей среды, нарушению режима, что создает предпосылки для реализации патологических проявлений наследственности при наличии соответствующих факторов риска. Основными признаками полового созревания у девушек является возникновение менархе, у юношей — спермархе. Резкое ускорение роста обычно принимается за начало пубертатного скачка, который является составной частью процесса полового созревания подростка с его сложной картиной гормональной регуляции [70,79].

Дедов И.И. с соавтр. (2002) к неблагоприятным вариантам течения пубертатного скачка относят так называемую «интенсификацию развития», проявляющуюся ускорением темпов физического и полового созревания, когда, независимо от сроков начала, половое развитие происходит за 2-3 года. Среди них наблюдают более высокую, чем в популяции, распространенность артериальных гипертензий, нарушений опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие, остеохондропатии и др.), функциональных расстройств внутренних органов и неврозов [25].

На исследуемый период начала пубертатного процесса приходятся 1, 2 и отчасти даже 3 стадии полового созревания, когда очень высока роль гонадотропных гормонов гипофиза [11,69]. В разгар пубертатных перестроек (от 12-13 до 15-16 лет) регистрируется ростовой скачок, вследствие чего у подростков отмечается достижение дефинитивной длины тела. Скачок происходит, главным образом, за счет удлинения конечностей, что в очередной раз радикально меняет биомеханику движений [45]. Формируется взрослый тип нервной и эндокринной регуляции функций [11,70]. Строение тела приобретает четко выраженные гендерные черты — широкая грудная клетка и узкий таз у юношей, а у девушек — четко выраженная талия и развитый таз. Выраженность вторичных половых признаков достигает дефинитивного уровня. Отмечается отчетливое проявление половых различий в количестве и особенностях распределения подкожного жира [1,13,64]. В этом же возрасте морфологически отчетливо проявляются особенности, характеризующие тип морфофункциональной конституции [18,43,84].

Половое созревание у девочек начинается раньше, чем у мальчиков в среднем на 1-2 года, что приводит к присутствию в одном классе обучающихся школьников с разным уровнем полового развития, и, следовательно, и с различными адаптационными возможностями [12,69].

В связи с морфологической и функциональной незавершенностью созревания сердечно-сосудистой системы подростков и продолжающегося развития ЦНС, отмечается отставание формирования механизмов регуляции и координации различных функций сердца и сосудов, что ведет при мышечной деятельности к снижению адаптационных возможностей системы кровообращения у подростков 12-15 лет в более выраженных показателях, чем в юношеском периоде. Это отражается в неэкономичной реакции системы кровообращения на нагрузочные тесты и мышечную работу. Морфофункциональное становление сердца и сосудов достигается только к 20 годам [3,73].

Старший школьный возраст (учащиеся 3-й ступени) включает учащихся с 15 до 18 лет. На этом этапе еще продолжаются процессы роста и развития, но протекают они в отдельных органах и системах относительно спокойно и равномерно: замедление роста тела в длину, снижение прироста в массе. У девушек до 21 года, а у юношей — до 25 лет, возможно продолжение не столь заметных, но важных морфологических и функциональных изменений в организме, позволяющих ему достичь расцвета и сохранять активный статус еще 15-20 лет, т.е. в течение всего репродуктивного периода [4,41,63,68].

Завершение полового созревания приходится на возраст 15-17 лет, когда наступает отчетливое проявление половых и индивидуальных различий морфофункциональных показателей организма. Но половое созревание не тождественно полному завершению биологического развития организма. Появление возможности осуществления детородной функции происходит прежде, чем все системы растущего организма достигают полной физиологической гармонии на новом уровне онтогенеза [10,25,39,54].

Обычно юноши выше девушек на 10-12 см, а по массе тела перегоняют их на 5-8 кг. Туловище у юношей более короткое, чем у девушек, а руки и ноги, наоборот, имеют большую длину. Соотношение массы мышц в мужском организме по отношению к массе тела на 13% больше, а вес подкожного жирового слоя меньше на 10%, чем у девушек [4,41,43,68].

На возрастных этапах развития прослеживаются генетически детерминированные различия. Гетерохронность проявляется в виде ретардации и акселерации [13,19]. Суть акселерационных процессов состоит в преждевременном достижении уровня биологического развития и в завершении созревания всего организма. Выделяют два типа акселерации — эпохальную (secular trend, характерную для нынешнего поколения) и индивидуальную, проявляющуюся ускоренным развитием отдельных детей и подростков относительно своих сверстников [8,57,71].

Проявления акселерации отмечались исследователями в разных странах, она коснулась всех слоев населения, в первую очередь городских, а затем и сельских жителей [34,49,55,74,82,83].

К.П.Дорожнова (1983) предлагает рассматривать акселерацию как одну из начальных стадий адаптации растущего организма на низкие дозы вредных факторов. Так называемая ретардация организма — ответная реакция его на более высокие дозы и чаще на сочетание большего числа вредных факторов. Эта стадия с чрезмерным напряжением адаптационных механизмов, можно полагать, скорее соответствует стадии компенсации процесса. Акселерация неразрывно связана с новыми условиями жизни и объясняется особенностями течения процессов адаптации к вредным факторам среды [26]. Ретардация сопровождается замедлением процессов биологического созревания организма, т.е. это процесс по сути обратный акселерации [38,44,72,77]. Баранов А.А., Кучма В.Р. и Скоблина Н.А. (2008) предполагают, что акселерация и отмечающаяся в настоящее время ретардацияявляются следствием воздействия комплекса факторов природного и социального характера на адаптационные возможности современного человека [61,71].

Агаджанян Н.А. и Смирнов В.М. (2012) процесс адаптации на основе механизмов развития подразделяют на срочную и долговременную формы. Срочная адаптация представляет процесс, в ходе которого происходит срочное функциональное приспособление организма к осуществляемой им работе. При долговременной адаптации совершается структурная перестройка в организме, которая происходит в результате активации накопленного в нем эффекта после многократного повторения срочной адаптации [1]. В своих исследованиях Казначеев В.И. (1980) показал, что чем выше уровень ФР и функциональных резервов, тем ниже «цена» адаптации [30]. Для адаптированной системы характерной чертой является экономичность функционирования для минимального расходования физиологических возможностей, которыми обладает организм [6,30,40].

По мнению Безруких М.М. и Фарбер Д.А. (2010), адаптивность — есть результат успешной адаптации, проявляющаяся в согласованности морфофункционального развития организма и условий среды обитания и направленная на поддержание оптимального уровня баланса организма с окружающей средой. Например, ростовые процессы, сопровождающиеся изменением тотальных параметров тела, приводят к изменению функционального состояния всех органов и систем [23,69]. Вследствие неравномерного роста отдельных тканей и звеньев тела выделяются этапы развития, когда четкое согласование временно нарушается (пубертатный период), что приводит к нарушению функций и патологическим сдвигам в отдельных системах [28,36].

Таким образом, очевидна актуальность изучения и выявления особенностей и закономерностей морфофункционального развития организма ребенка на разных возрастных этапах онтогенеза. Поиск оптимальных путей изучения физиологии ребенка и механизмов, обеспечивающих адаптивный приспособительный характер ростовых процессов на каждом этапе индивидуального развития является необходимым условием охраны здоровья детей и разработки адекватных возрасту педагогических технологий в современных условиях.

Физическое состояния ребенка [Эссе №107]

Здоровье и физическое развитие находятся в тесной взаимосвязи. У детей с имеющимися нарушениями здоровья – замедлено или значительно ухудшено физическое развитие. Физическое развитие детей представляется в совокупности морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи в детском возрасте. Оно неразрывно связано с воспитанием тяги к здоровому образу жизни.

Проблема здоровья и физического развития детей широко изучена в медицине. Еще в XIX веке русские ученые Ф. Ф. Эрисман и Н. В. Зак установили, что физическое развитие детей и подростков из привилегированных кругов значительно выше по сравнению со сверстниками из семей малообеспеченных.

В период советской власти о здоровье и физическом развитии детей писали такие ученые как: А. Н. Антонова, М. Д. Большакова, М. А. Минкевич, Е. П. Стромская, Л. А. Сысин, Л. Л. Рохлин, В. О. Мочан и др. В настоящее время проблемам детского развития и здоровья большое внимание уделено в трудах таких специалистов как: В. В. Голубев, А.А. Баранов, Н.В. ЕжоваН.П., Шабалови др.

Показатели физического развития детей

Здоровье и физическое развитие детей зависит от того, в какой физической форме и как часто занимается спортом ребенок. Важную роль в оценке здоровья детей выполняют показатели физического развития детей.

Под физическим развитием детей понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма таких как: рост, вес, окружность грудной клетки, емкость легких, мышечная сила рук и т. д.

Физическое развитие и ребенка и взрослого напрямую связано с деятельностью систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и др.

Состояние вышеперечисленных систем является показателем физического развития ребенка. Установлено, что, от того, как развит ребенок физически зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Многие ученые-валеологи отмечают, что физическое развитие как категория здоровья, напрямую связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. Это неоспоримо.

Однако, нельзя забывать, что от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням и соответственно состояние внутренних органов.

Физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга. Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма и является одним из важнейших показателей здоровья детей. mvideo.ru В настоящее время все больше и больше говорят об акселерации детского организма. Она оказывает непредсказуемое воздействие на здоровье и физическое развитие детей.

Акселерация – это ускоренные темпы развития называются организма. В науке уживаются не одна теория акселерации. Считается, что это – результат общей тенденции в биологии современного человека, возникшей под влиянием научно-технического прогресса.

Это изменение питания, увеличение активности Солнца, изменение климатических условий, урбанизация, нарушения генетической изоляции (межнациональные браки), излучение бытовой техники и т.п.

Показателями физического развития ребенка чаще всего считаются рост и вес. Они оцениваются путем сравнения величины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах.

Такие таблицы периодически составляют на основании массовых обследований детей в определенных регионах, имеющих свои географические, социальные и экономические особенности

. Для детского организма характерен быстрый рост и непрерывное развитие. По мнению Н.В. Ежовойв медицинской науке различают ряд периодов детского развития, которые отражены на рисунке ниже. Периоды жизни ребенка

На физическое развитие ребёнка оказывают влияние множество факторов: Наследственность, в которой большую роль играют не только гены родителей, но и расовая принадлежность и гены многих поколений предков.

Питание ребёнка, которое обеспечивает физиологические потребности организма. Несбалансированное питание часто приводит к дефициту или избытку определённых веществ, развитию различных заболеваний. Условия окружающей среды и уход за ребёнком.

Наследственные болезни, наличие некоторых хронических заболеваний, перенесённые тяжелые травмы или инфекционные болезни. Правильно распределённая физическая нагрузка, двигательная активность ребёнка, его психологическое и эмоциональное состояние . Чаще всего рост организма заканчивается к 16 – 18 годам

. Физическое развитие – процесс, строго подчинённый определённым биологическим законам. Один из важнейших законов физического развития детей – чем меньше возраст, тем активнее происходят процессы роста.

Исходя из этого, можно утверждать, что самым активным образом организм растетт внутриутробно. За 9 месяцев организм малыша растёт от нескольких клеток до размеров в среднем 49 – 54 см роста и 2,7 – 4 кг веса. За первый месяц жизни ребёнок вырастает примерно на 3 см и прибавляет массу 700 – 1000 г. В среднем к концу первого года ребёнок весит около 10 кг и имеет рост 73 – 76 см. С увеличением возраста уменьшаются прибавки в физическом развитии ребёнка Другой немаловажный закон роста детского организма – это смена периодов вытяжения и округления. Периоды так называемого вытяжения сменяются периодами округления – каждый период длится около 1,5 – 3 лет. Наиболее ярко выражены периоды округления в возрасте 3 – 5 лет, а периоды вытяжения – в подростковом возрасте [7]. Контроль за показателями физического развития ребенка необходим на каждом этапе развития. Необходимо помнить, что любое заболевание отражается на физическом развитии ребенка, нарушая его. Оценка физического развития ребенка Для выявления показателей здоровья и физического развитие детей проводят анализ показателей и расчеты, на выявление различных индексов. Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными.

Первым (базовым), а во многих случаях единственным методом оценки физического развития ребенка является проведение антропометрических исследований и оценка полученных данных. При этом используют два основных метода представленных на рисунке.

Методы оценки физического развития детей Рассмотрим каждый метод оценки здоровья и физического развития детей по отдельности. Метод ориентировочных расчетов основывается на знании основных закономерностей увеличения массы и длины тела, обводов грудной клетки и головы. Соответствующие нормативные показатели можно рассчитать для ребенка любого возраста. Допустимый интервал отклонений фактических данных от расчетных составляет ± 7% для средних показателей физического развития.

Метод дает лишь приблизительную картину о физическом развитии детей и используется педиатрами, как правило, в случае оказания медицинской помощи детям на дому.

Метод антропометрических стандартов является более точным, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравнивают с нормативными по возрасту и полу ребенка.

Регионарные таблицы стандартов могут быть двух типов: Сигмальный тип. Центильный тип. При использовании таблиц, составленных по методу сигмальных стандартов, сравнение фактических показателей проводится со средней арифметической величиной (М) для данного признака того же возрастно-половой группы, что и у ребенка, которую мы наблюдаем. Полученную разницу выражают в сигма (δ – среднее квадратическое отклонение), определяя степень отклонения индивидуальных данных от их средней величины. Результаты оцениваются следующим образом: при среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.

В зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития. Они представлены на рисунке ниже . Группы физического развития в соответствии с размерами сигмальных отклонений. Рассмотрим пример: Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение – 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142 см, получит оценку роста в долях сигмы, равную 142 – 137 / 5,2 = 0,96, т. е. рост школьника находится в пределах М + 1σ и оценивается как средний, нормальный рост.

Итоговые данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть наглядно представлены в виде так называемого антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц.

Этот способ широко применяется при динамическом медицинском наблюдении за физическим развитием детей, спортсменов, военнослужащих и других групп населения. При использовании таблиц, составленных по методу центильних стандартов, необходимо определить центильний интервал, которому соответствует фактическая величина признака, учитывая возраст и пол пациента, и дать оценку. Метод не математизированных и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и поэтому широко используется в мире . В настоящее время, зная пол, возраст ребенка и определив антропометрические характеристики, можно выяснить степень отклонения его физического развития.

Центиль – определенная доля или процент соответствующего признака у детей в зависимости от возраста и пола. Это – количественный показатель физиологических границ данного признака .

За средние, или условно нормальные, величины принимаются значения в интервале 25-75 центилей (50% всех детей). Интервал от 10 до 25 центилей характеризует область величин ниже среднего, от 3 до 10 центилей – низких, ниже 3 центилей – очень низких и наоборот, интервал от 75 до 90 центилей – область величин выше среднего, от 90 до 97 центилей – высоких, выше 97 центилей – очень высоких. Выше 75 и ниже 25 центилей лежат пограничные зоны количественных характеристик длины и массы тела, требующие осторожности при оценке риска серьезных отклонений.

Показатели, лежащие за пределами 97-го и 3-го центилей, отражают явную патологию или заболевание. Каждый результат, полученный при измерении длины или массы тела, может быть помещен в соответствующую область, или «коридор», центильной шкалы, что позволяет оценить физическое развитие ребенка: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, ниже среднего, низкое и очень низкое. Если разность «коридоров» между любыми 2 из 3 показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии. Если эта разность составляет 2 «коридора», развитие следует считать негармоничным, а при 3 и более – дисгармоничным, т.е. свидетельством явного неблагополучия.

При наблюдении и измерении ребёнка педиатр даёт заключение по физическому развитию и рекомендации в случае отклонения от нормы. Но для адекватной оценки и своевременного корректирования именно вашего ребёнка врач должен быть ознакомлен: с предыдущим развитием ребёнка, с перенесёнными заболеваниями, с наличиями особенностей ребёнка.

Родители должны четко отслеживать физическое развитие ребенка совместно с педиатром. Это необходимо для того, чтобы вовремя предотвратить развитие заболеваний, таких как эндокринные, болезни обмена веществ, болезни сердечно-сосудистой системы и т.д. Оценка физического развития ребенка происходит в строго регламентированные периоды указанные ниже.

Итак, контроль за физическим развитием ребенка и его оценка крайне важны в современных крайне сложных экологических условиях. Так же нужно подчеркнуть тот факт, что физическое развитие и здоровье ребенка – взаимосвязанные показатели. У здоровых детей адекватные показатели физического развития.

Если же у ребенка имеются какие либо заболевания, то они ухудшают показатели физического развития. Постоянное наблюдение за физическим развитием детей необходимо, оно позволяет выявить на ранних стадиях многие заболевания, ещё до начала жалоб на здоровье ребёнком или его родителями.
 

Особенности развития детей (Курсовая работа)

Введение. Здоровый ребенок

«…и вот когда попросили принести самое прекрасное из того, что есть на всем белом свете, ворона принесла свое дитя…»

Притча

Первые отрывочные сведения о здоровом и больном ребенке появились в глубокой древности. Гиппократ, Гален, Соран, Авиценна подчеркивали в своих трактатах наличие особенностей детского организма, отличающего его от взрослого и определяющее нетипичное течение заболеваний, особенно в раннем детском возрасте. Большое внимание уже тогда ученые обращали на значение грудного вскармливания, физического воспитания и правильного ухода для гармоничного роста и развития ребенка.

Русские ученые внесли огромный вклад в развитие отечественной педиатрии. Н.Ф. Филатов – основоположник отечественной педиатрии, Н.П. Гундобин- автор классификации периодов детского возраста и другие ученые в своих работах выделяли разделы о здоровом ребенке, вскармливании и воспитании.

В современном мире время необходимо уделять огромное внимание развитию и воспитанию детей, т.к. дети это будущее нашей планеты.

1. Периоды детского возраста

Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые происходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. От момента рождения до взрослого человека ребенок проходит через определенные возрастные периоды.

Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства и сопротивляемость организма. Этим объясняется и своеобразие патологии, и своеобразное течение тех или иных заболеваний у детей различных возрастных групп.

Но не следует думать, что возрастные особенности ребенка сами собой обрекают его на болезни. Если условия окружающей среды, температурный режим, питание, уход, пользование свежим воздухом и др. соответствуют требованиям, предъявляемым организмом новорожденного или грудного ребенка, то этим создаются предпосылки для правильного его роста, развития и предохранения от заболеваний. И, наоборот, неблагоприятные условия среды отрицательно сказываются на здоровье ребенка. Даже небольшие погрешности в уходе, питании, температурном режиме могут неблагоприятно повлиять на здоровье ребенка, в особенности новорожденного и грудного.

Наиболее приемлемой для практических целей является схема Н. П. Гундобина, согласно которой весь детский возраст подразделяется на следующие периоды.

Гундобин Николай Петрович [15(27). 11. 1860, Шуя, — 15(28).9. 1908, Петербург], русский врач-педиатр. Окончил в 1885 медицинский факультет Московского университета. С 1897 профессор кафедры детских болезней Военно-медицинской академии в Петербурге. Основные труды посвящены изучению возрастных особенностей анатомии, физиологии и патологии детского организма. Гундобин Н.П. был председателем школьного отдела Общества охранения народного здравия и одним из организаторов (1904, совместно с Н. А. Русских) Союза борьбы с детской смертностью.

Соч.: Воспитание и лечение ребёнка до семилетнего возраста, 3 изд., М., 1913; Особенности детского возраста, СПБ, 1906.

I. Период внутриутробного развития: 1) фаза эмбрионального развития (эмбрион), 2) фаза плацентарного развития (плод).

II. Период новорожденности.

III. Период грудного возраста (младший ясельный возраст),

IV. Период молочных зубов: а – преддошкольный возраст (старший ясельный возраст), б – дошкольный возраст (период посещения детского сада).

V. Период отрочества (младший школьный возраст).

VI. Период полового созревания (старший школьный возраст).

В скобках помечены все изменения, которые внесены советскими педиатрами.

Это деление является условным, и провести четкие грани между периодами довольно трудно. Но им удобно пользоваться при изучении физиологических и патологических состояний ребенка, а также для практических лечебно-профилактических целей.

2. Этапы внутриутробного развития

Во внутриутробном развитии человека условно выделяют три периода:

Период имплантации длится от момента оплодотворения до 2 недель. Для этого периода характерно быстрое планомерное дробление оплодотворенной яйцеклетки, продвижение ее по маточной трубе к полости матки; имплантация (прикрепление зародыша и внедрение в слизистую оболочку матки) на 6–7-й день после оплодотворения и дальнейшее формирование плодных оболочек, создающих необходимые условия для развития зародыша. Они обеспечивают питание (трофобласт), создают жидкую среду обитания и механическую защиту (жидкость плодного пузыря).

Эмбриональный период длится с 3-й по 10–12-ю недели беременности. В этот период образуются зачатки всех важнейших органов и систем будущего малыша, происходит формирование туловища, головы, конечностей. Идет развитие плаценты — важнейший орган беременности, разделяющий два кровотока (матери и плода) и обеспечивающий обмен веществ между матерью и плодом, защиту его от инфекционных и других вредных факторов, от иммунной системы матери. В конце этого периода эмбрион становится плодом, имеющим похожую на ребенка конфигурацию.

Плодный период начинается с 3-го месяца беременности и заканчивается рождением ребенка. Питание и обмен веществ плода осуществляется через плаценту. Происходит быстрый рост плода, формирование тканей, развитие органов и систем из их зачатков, формирование и становление новых функциональных систем, обеспечивающих жизнь плода в утробе матери и ребенка после рождения.

После 28-й недели беременности у плода начинает формироваться запас ценных веществ, необходимых в первое время после рождения — соли кальция, железа, меди, витамин В12 и др. Происходит созревание сурфактанта, обеспечивающего нормальную функцию легких. На внутриутробное развитие воздействуют различные факторы окружающей среды. Наиболее значимое влияние они оказывают на органы, которые в момент воздействия наиболее интенсивно развиваются.

3. Грудной период

Грудной период— от 4 недель до 1 года жизни —характеризуется интенсивным нарастанием массы тела и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. К 4 мес масса тела удваивается, а к 1 году — утраивается.

За первую четверть года ребенок ежемесячно вырастает на 3 см, за вторую четверть — на 2,5 см, за третью четверть — на 1,5 см и за четвертую четверть года ребенок каждый месяц прибавляет в росте 1 см. В грудной период наблюдаются большие сдвиги в психомоторном развитии ребенка, в этот период закладывается фундамент здоровья, физического и умственного развития. Оно оценивается каждую четверть года.

В развитии зрительного анализатора происходит следующее: к концу 1-го месяца наблюдается зрительное сосредоточение; ко 2 — 3-му месяцу — фиксация взора с одновременными реакциями мышц шеи и головы; к 3,5 мес — различение окружающих предметов, длительное сосредоточение, слежение за предметами; к 5 мес проявляется способность рассматривать предмет на близком расстоянии; к 6 мес ребенок хорошо различает цвета, выражая к ним определенное отношение.

Реакции слухового восприятия проявляются, помимо слухового сосредоточения (конец 2-й недели), четкой ориентировкой на звуки (1-й месяц) и отыскиванием его источника с конца 2-го месяца. В 2–3 мес ребенок прислушивается к звукам, а в 3–3,5 мес безошибочно отыскивает источник звука. В 3–7 мес проявляется постоянная активность на разнообразные звуковые раздражители, а с 10–11 мес — реакция на звук в связи с содержанием и значением этого звука.

Развитие моторики ребенка — удерживает голову, если держать его в вертикальном положении (на 5–6-й неделе), приподнимает голову или поворачивает ее в сторону в положении на животе (на 5-й неделе), переворачивается на бок из положения лежа на спине (4–4,5 мес), сидит самостоятельно (6–7 мес), ходит на четвереньках (на 8-м месяце), встает и стоит, придерживаясь опоры (7–8 мес), ходит самостоятельно (на 11–12-м месяце).

Развитие хватательной способности — протягивает руку к предмету (на 3-м месяце), схватывает предмет (4,5 мес), держит по предмету в каждой руке (6 мес), приводит все тело в активное состояние при хватании (на 7-м месяце), зачатки специфических манипуляций (на 11-м месяце).

Прорезывание зубов с 5–7 мес.

Рост и развитие в возрасте 18 лет и старше: что нужно знать родителям

Скачать эту информацию (pdf)

Заказать публикацию онлайн.

Также доступен в формате PDF на
Амхарский
Китайский
Французский
Испанский
Вьетнамский

Развитие человека — это продолжающийся на протяжении всей жизни процесс физического, поведенческого, когнитивного и эмоционального роста и изменения.На ранних стадиях жизни — от младенчества к детству, от детства к юности и от юности к зрелости — происходят огромные изменения. На протяжении всего процесса каждый человек развивает отношения и ценности, которые определяют выбор, отношения и понимание.

Сексуальность также является процессом на протяжении всей жизни. Младенцы, дети, подростки и взрослые — сексуальные существа. Точно так же, как важно способствовать физическому, эмоциональному и когнитивному развитию молодого человека, важно заложить основы для его/ее сексуального роста.Взрослые обязаны помочь молодым людям понять и принять их развивающуюся сексуальность.

Каждый этап развития включает в себя определенные маркеры. Следующие рекомендации по развитию применимы к большинству детей этой возрастной группы. Однако каждый молодой человек индивидуален и может достичь этих стадий развития раньше или позже, чем сверстники. Когда возникают опасения по поводу развития конкретного молодого человека, родители или другие опекуны должны проконсультироваться с врачом или другим специалистом по развитию.

Физическое развитие

Большинство молодых людей в возрасте 18 лет и старше:

  • Завершить процесс физического созревания, обычно достигнув полного взрослого роста [Вторичные половые признаки, такие как размер полового члена и груди, завершены.]
Когнитивное развитие

Большинство молодых людей в возрасте 18 лет и старше:

  • Переход к взрослым ролям и обязанностям и возможность обучения профессии, работы и/или получения высшего образования
  • Полностью понимать абстрактные концепции и осознавать последствия и личные ограничения
  • Определите карьерные цели и подготовьтесь к их достижению
  • Обеспечьте их автономию, создайте и проверьте их навыки принятия решений
  • Развивайте новые навыки, хобби и интересы взрослых
Эмоциональное развитие

Большинство молодых людей в возрасте 18 лет и старше:

  • Переход к взрослым отношениям со своими родителями
  • Считать группу сверстников менее важной детерминантой поведения
  • Почувствуйте сопереживание
  • Иметь лучшие навыки интимной близости
  • Завершить свою систему ценностей
  • Несите немного чувства непобедимости
  • Установить образ своего тела
Половое развитие

Большинство молодых людей в возрасте 18 лет и старше:

  • Вступать в интимные сексуальные и эмоциональные отношения
  • Понять свою сексуальную ориентацию, хотя они все еще могут экспериментировать
  • Понимание сексуальности как связанной с обязательствами и планированием на будущее
  • Переключить внимание с себя на других
  • Испытайте более интенсивную сексуальность
Что должны делать семьи для воспитания сексуально здоровых молодых людей

Чтобы помочь молодым людям в возрасте 18 лет и старше развить здоровую сексуальность, семьям следует:

  • Держите линии связи открытыми и признайте, что человек взрослый, а не ребенок.
  • Предлагайте выбор, признавайте ответственность и избегайте диктата.
  • Продолжайте предлагать физическую и эмоциональную близость, но уважайте их потребность в уединении и независимости.
  • Цените их за их сильные стороны и качества.
  • Облегчить их доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья.
  • Продолжайте предлагать рекомендации и делиться ценностями.

Сенситивные периоды в развитии ребенка — Шаг за шагом Монтессори-школы и детские сады

Елена Раскин

Сенситивные периоды — это периоды психологического развития ребенка.Этот период является временем ограниченной продолжительности. В сензитивные периоды ребенок обладает очень мощными способностями. Ребенок способен делать великие вещи и делать очень важные приобретения, такие как язык и движение. Но через какое-то время эти силы исчезают. «Дети проходят через определенные периоды, в которые у них обнаруживаются психические способности и возможности, которые впоследствии исчезают. Вот почему в определенные периоды своей жизни они обнаруживают сильный и необычайный интерес к определенным предметам и упражнениям, которые можно было бы напрасно искать в более позднем возрасте» (Стандинг, «Мария Монтессори, ее жизнь и работа», с.120).

В период языковой сензитивности дети могут выучить любой язык. Каждая основная сущностная характеристика человека устанавливается посредством сензитивного периода, который представляет собой внутреннее побуждение, побуждающее ребенка к этим приобретениям. Одним из самых важных открытий, сделанных Марией Монтессори, было открытие сензитивных периодов. Она основывала большую часть своего метода на этих чувствительных периодах.

При рождении есть три бессознательных, всенаправленных силы, которые действуют глобально: Горм, Мнема и Поглощающий Разум.По мере того, как дети развиваются, они, кажется, больше ориентируются на определенные аспекты своего окружения. Дети обычно сосредоточены на порядке, сенсорном восприятии, языке и движении.

Сенситивные периоды дают направление бессознательным силам. Когда мы называем эти периоды чувствительными, мы имеем в виду две вещи. Первое — это состояние открытости или восприимчивости к определенным аспектам окружающей среды. Во-вторых, обращение к определенным аспектам окружающей среды. Теперь, когда мы знаем об их существовании, распознать чувствительные периоды стало намного проще.

В ребенке формируются основные общечеловеческие качества. Для разговорной речи существует чувствительный период, но не для письменной, так как это не основная человеческая характеристика. Чувствительные периоды проявляются двояко: либо положительно, либо отрицательно. Некоторыми примерами положительных проявлений являются язык и концентрация. Негативные проявления возникают, когда сензитивному периоду не дали пройти своим ходом из-за того, что окружающая среда не соответствует потребностям сензитивности.

Орден

— один из самых важных сенситивных периодов. Когда ребенку от двух до трех лет, ему нужен порядок в своем окружении, иначе он будет закатывать истерики. Следующим сенситивным периодом является язык, в котором ребенок очарован человеческим голосом.

Движение — еще одно замечательное приобретение ребенка. При рождении ребенок не может даже самостоятельно держать голову, но координация движений со временем начинает постепенно выстраиваться. Доктор Монтессори поняла, что ребенок утончает свои чувства с помощью определенных действий.Сенсорная деятельность помогает ребенку развивать свои чувства и закладывает основу его интеллекта (лекция Фернандо, 2002 г.).

Сенситивные периоды встречаются только у развивающихся существ, будь то человек или животное. Они наиболее очевидны на первом этапе развития, который обычно приходится на возраст от рождения до шести лет. На втором плане развития их часто называют психологическими характеристиками, такими как рассуждение, воображение, нравственность и поклонение героям.

Наша роль как взрослых состоит в том, чтобы узнать о сенситивных периодах, законах развития, потребностях ребенка и о том, что мы можем сделать, чтобы удовлетворить эти потребности.Когда учебная среда не подготовлена ​​должным образом к чувствительным периодам, взрослый становится препятствием, которое вызывает разочарование и непослушание у ребенка. Ребенок проходит через внутреннюю борьбу, разрываясь между удовлетворением потребности в развитии и выполнением того, что ему говорит взрослый (Монтессори, «Тайна детства», с.40). Мы должны подготовить и обеспечить надлежащую среду в соответствии с потребностями каждого этапа развития. Наша обязанность состоит в том, чтобы помочь ребенку воспользоваться этими периодами и максимально использовать их, пока они длятся.

Как дети растут и меняются

Применительно к человеческому развитию слово «область» относится к конкретным аспектам роста и изменений. Основными областями развития являются физическое, когнитивное, языковое и социально-эмоциональное.

Дети часто испытывают значительные и очевидные изменения в одной области за раз. Например, если ребенок сосредотачивается на обучении ходьбе, что находится в физической сфере, вы можете не заметить такого значительного развития речи или новых слов, пока он не освоит ходьбу.

Может показаться, что какая-то конкретная область — единственная, в которой происходят изменения в развитии в разные периоды жизни ребенка, но обычно изменения происходят и в других областях — просто более постепенно и менее заметно.

Физическое развитие

Физическая область охватывает развитие физических изменений, в том числе увеличение размеров и силы, а также развитие как крупной, так и мелкой моторики. Физическая сфера также включает в себя развитие чувств и их использование.

В раннем возрасте дети учатся выполнять различные действия пальцами в координации с глазами, например хватать, отпускать, тянуться, щипать и поворачивать запястье. Поскольку для развития этих мелких мышечных движений требуется время, поначалу они могут быть непростыми.

Эти навыки мелкой моторики помогают детям выполнять повседневные задачи, например застегивать пуговицы, брать пищу, которую едят руками, пользоваться вилкой, наливать молоко, ходить в туалет и мыть руки.

В дополнение к этим мелким моторным навыкам дети также учатся использовать свои более крупные мышцы, например, на руках, ногах, спине и животе. Ходьба, бег, броски, подъем, подтягивание, толкание и удары ногами — все это важные навыки, связанные с осознанием тела, балансом и силой. Эти навыки позволяют вашему ребенку контролировать и двигать своим телом по-разному.

Родители могут помочь физическому развитию своего ребенка, предоставляя ему возможности для занятий, соответствующих возрасту.Например, младенцам необходимо регулярно проводить время на животе, чтобы укрепить шею и верхнюю часть тела, в то время как дошкольникам и детям школьного возраста нужно много возможностей, чтобы побегать и поиграть. Даже подростки нуждаются в регулярных возможностях для физической активности.

Между тем, вы не должны упускать из виду потребность вашего ребенка в развитии мелкой моторики. С раннего возраста давайте им возможность пользоваться руками и пальцами. Дайте малышу погремушки, плюшевые мячики и другие игрушки, чтобы он их держал.

Позже игрушки, которые позволяют им брать предметы и помещать их в слоты, хороши для развития начальных навыков. Когда они станут старше, научите их застегивать пуговицы, пользоваться ножницами, держать карандаш и выполнять другие действия пальцами и руками.

На физическое развитие также могут влиять питание и болезни. Поэтому убедитесь, что ваши дети правильно питаются и регулярно проходят профилактические осмотры, чтобы способствовать правильному развитию ребенка.

Когнитивное развитие

Когнитивная область включает интеллектуальное развитие и творчество.По мере когнитивного развития дети приобретают способность обрабатывать мысли, обращать внимание, развивать память, понимать свое окружение, выражать творческие способности, а также строить, реализовывать и выполнять планы.

Детский психолог Жан Пиаже выделил четыре стадии когнитивного развития:

Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)

Этот этап включает в себя изучение окружающей среды через движения и ощущения. Младенцы и дети младшего возраста используют основные действия, такие как сосание, хватание, взгляд и слушание, чтобы узнать об окружающем мире.

Предоперационная стадия (от 2 до 7 лет)

На этом этапе дети учатся мыслить символически, а также использовать слова или изображения для представления вещей. Детям на этом этапе нравится притворяться, что они играют, но им все еще трудно понять логику и точку зрения другого человека.

Бетонная рабочая площадка (от 7 до 11 лет)

Как только они входят в эту стадию, дети начинают мыслить более логично, но все еще могут бороться с гипотетическими ситуациями и абстрактным мышлением.Поскольку они начинают смотреть на вещи с точки зрения другого человека, сейчас самое подходящее время для обучения эмпатии.

Формальная операционная стадия (от 12 лет и старше)

На этом этапе у ребенка развивается логическое мышление. Они также развивают способность использовать дедуктивные рассуждения и понимать абстрактные идеи. По мере того, как они становятся более искусными в решении проблем, они также могут более научно мыслить об окружающем мире.

Вы можете помочь своему ребенку развить и отточить его когнитивные навыки, предоставив ему возможность играть с кубиками, головоломками и настольными играми.Вы также должны создать среду, в которой ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно, задавая вопросы об окружающем мире, и у него будет много возможностей для свободной игры.

Развивайте желание вашего ребенка учиться, помогая ему изучать темы, которыми он увлечен. Поощряйте навыки мышления и рассуждения, задавая им открытые вопросы и обучая их расширять свои мыслительные процессы. Когда они станут старше, научите их быть критически настроенными потребителями медиа и где найти ответы на вопросы, которых они не знают.

Социальное и эмоциональное развитие 

Социально-эмоциональная сфера включает растущее понимание ребенком своих эмоций и контроль над ними. Они также начинают определять, что чувствуют другие, развивают способность к сотрудничеству, проявляют сочувствие и используют моральные рассуждения.

Этот домен включает в себя развитие привязанности к другим и обучение тому, как взаимодействовать с ними. Например, дети учатся делиться, чередоваться и принимать различия в других. Они также развивают множество различных типов отношений, от родителей и братьев и сестер до сверстников, учителей, тренеров и других членов сообщества.

Дети развивают самопознание на социально-эмоциональной стадии. Они узнают, как они идентифицируют себя с различными группами, и их врожденный темперамент проявится в их отношениях.

Подростки, в частности, демонстрируют значительные изменения в социально-эмоциональной сфере, поскольку их сверстники становятся более важными в их жизни, и они учатся поддерживать долгосрочные дружеские отношения. Как правило, в это время родители замечают значительное улучшение социальных навыков.

Чтобы помочь вашему ребенку развиваться как в социальном, так и в эмоциональном плане, ищите для него возможности общаться с детьми его возраста и помогайте ему формировать отношения как с детьми, так и со взрослыми.Вы можете устраивать игровые встречи, исследовать игровые группы и изучать внеклассные мероприятия. Также поощряйте их разговаривать со своими бабушками и дедушками, учителями и тренерами.

Чтобы поощрить чувство собственного достоинства, спросите ребенка об его интересах и увлечениях и предложите ему определить свои сильные и слабые стороны. Научите их распознавать чувства и управлять ими. Когда они станут старше, поговорите с ними о здоровой дружбе и о том, как справляться с давлением сверстников.

Вы также не должны уклоняться от сложных разговоров, например, о сексе и согласии.Все эти различные социальные и эмоциональные аспекты играют роль в общем развитии вашего ребенка.

Развитие языка 

Развитие языка зависит от других областей развития. Способность общаться с другими людьми растет с младенчества, но у детей эти способности развиваются с разной скоростью. Аспекты языка включают:

  • Phonology : Создание звуков речи
  • PragMatics : общение с устной и неребально в социальных ситуациях
  • семантика : понимание правил того, что слова означают
  • Syntax : , используя грамматика и составление предложений

Одна из самых важных вещей, которую вы можете делать со своим ребенком на протяжении всей его жизни, — это читать ему, и не только перед сном.Сделайте чтение и наслаждение книгами центральной частью вашего дня. Чтение вслух вашим детям с рождения и позже оказывает большое влияние на их новые языковые навыки и навыки грамотности.

Помимо чтения книг, ищите возможности читать и другие вещи, например инструкции к настольной игре, письма от членов семьи, праздничные открытки, онлайн-статьи и школьные информационные бюллетени. Услышав новые произносимые слова, вы расширите словарный запас ребенка и поможете ему подготовиться к распознаванию незнакомых слов при использовании в контексте.

В дополнение к чтению убедитесь, что вы разговариваете со своими детьми еще до того, как они успеют сказать свое первое слово. Расскажите им о том, чем вы занимаетесь или что покупаете в магазине. Указывайте на разные вещи и вовлекайте их в окружающий мир. Пение для вашего ребенка — еще один отличный способ развить языковые навыки вашего ребенка.

По мере взросления старайтесь поддерживать регулярные беседы, отвечать на вопросы и интересоваться идеями или мнениями вашего ребенка. Все эти действия являются важной частью их языкового развития.

Задержка развития

По мере того, как дети растут и учатся, они проходят определенные этапы развития. Хотя все дети разные и прогрессируют с разной скоростью, эти вехи содержат общие рекомендации, которые помогают родителям и опекунам оценить, находится ли ребенок на правильном пути.

Точное время достижения ребенком определенной вехи будет значительно различаться. Однако отсутствие одной или двух вех может стать поводом для беспокойства.

Поговорите с педиатром вашего ребенка, если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок не достигает вех в определенной области.Они могут оценить вашего ребенка и порекомендовать различные услуги, если будет выявлена ​​задержка.

Каждый штат в США предлагает программу раннего вмешательства для поддержки детей в возрасте до 3 лет с задержкой развития. Когда им исполнится 3 года, местный школьный округ должен обеспечить программу. Поэтому не медлите с определением, нуждается ли ваш ребенок в помощи. Там есть ресурсы, чтобы поддержать их, если они в этом нуждаются.

Слово из Веривелла

Развитие ребенка представляет собой многогранный процесс, состоящий из роста, регресса и изменений в различных областях.Развитие в определенных областях может проявляться более заметно на определенных этапах жизни, но дети практически всегда испытывают некоторую степень изменений во всех областях.

Вы можете поддержать рост и развитие вашего ребенка в каждой из этих четырех областей, понимая эти области и поддерживая работу, которую выполняет ваш ребенок. Наблюдайте за изменениями, происходящими в вашем ребенке, и дополняйте его обучение занятиями, поддерживающими его усилия.

Аффективный рост и развитие: этапы и характеристики

Эмоциональное развитие в младенчестве

Любой, кто имел опыт работы с младенцами, знает, что поначалу любая реакция основана на инстинкте.Когда дети несчастны, они плачут. Однако постепенно они начинают находить более подходящие способы выражения своих чувств. Некоторые из этих знаний являются естественными, а некоторые из них приобретаются в процессе взаимодействия с опекунами.

В младенчестве мы можем выделить три основных этапа эмоционального роста: плач, воркование (тихое бормотание) и улыбка. Родители могут стимулировать аффективный рост, реагируя на сигналы, которые дает их ребенок, и давая названия каждой эмоции на раннем этапе. Со временем младенцы начнут развивать навыки самоуспокоения, а также реагировать на внешние сигналы.

Что касается пяти стадий аффективного роста, младенцы в основном испытывают и развивают способность получать эмоциональные стимулы и реагировать на них.

Улыбка — это эмоциональная веха, достигнутая в младенчестве.

Аффективный рост в детстве

Это критические годы для эмоционального роста и развития, и в это время происходит многое. На протяжении всего детства вы можете наблюдать, как ребенок лучше осознает свои собственные чувства, а также чувства других людей.Они покажут первые признаки самосознания и постепенно станут более эмоционально независимыми от своих опекунов.

По мере того, как дети растут, они начинают сопоставлять свои эмоции с эмоциями окружающих их людей и начинают приспосабливать свое поведение и эмоции к тому, что «социально приемлемо». Они также начинают развивать и совершенствовать свои навыки решения проблем и способность справляться со стрессом.

Дети продолжают совершенствовать свою способность воспринимать эмоциональные стимулы и реагировать на них, а также начинают устанавливать ценности и организовывать эти ценности в персонализированную систему.

Эмоциональное развитие в подростковом возрасте

Любой, кто пережил свои подростковые годы, знает, что это трудные годы в эмоциональном плане. Подростки берут то, чему они научились в детстве, и начинают собирать воедино свои эмоции и ценности, чтобы понять, кем они являются как личность. Именно в эти годы важность подачи себя определенным образом становится доминирующей, и подростки болезненно осознают, как на них реагируют сверстники.

Подростки опираются на ценности и систему организации, которые они начали развивать в детстве, и они также начинают выражать эту систему ценностей через характеристики.Однако в этот период часто происходят изменения в отношении оценки, организации и характеристик, особенно потому, что они все еще выясняют, кто они и кем они хотят быть.

Эмоциональное развитие во взрослом возрасте

Быть взрослым не означает, что вы перестали расти эмоционально и социально. Хотя основа вашей системы оценки уже заложена, личностный рост может точно настроить и реструктурировать то, как кто-то оценивает и организует вещи, в конечном итоге изменяя то, как они характеризуют эти ценности.

Вы можете найти гораздо больше информации об исследованиях эмоционального роста и развития; этот урок предназначен только для введения. Существует множество различных теорий о том, как наши взгляды и эмоции развиваются и меняются с течением времени, поэтому не останавливайтесь на достигнутом — продолжайте исследовать, если эта тема вас увлекает!

Резюме урока

Эмоциональный рост относится к нашим эмоциональным и социальным возможностям и тому, как они развиваются с течением времени. В настоящее время стадии аффективного роста включают получение , реагирование , оценку , организацию и характеристику .Мы начинаем развивать эти этапы в разные моменты жизни и продолжаем корректировать их с течением времени, даже во взрослой жизни.

Архитектура мозга

Развитие архитектуры мозга ребенка обеспечивает основу для всего будущего обучения, поведения и здоровья.

Мозг формируется постепенно, снизу вверх. Базовая архитектура мозга строится в ходе непрерывного процесса, который начинается еще до рождения и продолжается во взрослой жизни. Сначала формируются более простые нейронные связи и навыки, за которыми следуют более сложные схемы и навыки.В первые несколько лет жизни каждую секунду образуется более 1 миллиона новых нейронных связей.* После этого периода быстрого распространения связи сокращаются в результате процесса, называемого обрезкой, который позволяет мозговым цепям работать более эффективно.

Архитектура мозга состоит из миллиардов связей между отдельными нейронами в разных областях мозга. Эти соединения обеспечивают молниеносную связь между нейронами, которые специализируются на различных функциях мозга.Ранние годы являются наиболее активным периодом для установления нейронных связей, но новые связи могут формироваться на протяжении всей жизни, а неиспользуемые связи продолжают сокращаться. Поскольку этот динамический процесс никогда не останавливается, невозможно определить, какой процент развития мозга приходится на определенный возраст. Что еще более важно, связи, которые формируются рано, обеспечивают либо сильную, либо слабую основу для связей, которые формируются позже.

Взаимодействие генов и опыта формируют развивающийся мозг. Хотя гены обеспечивают схему формирования мозговых цепей, эти цепи усиливаются при многократном использовании. Основным компонентом этого процесса развития является взаимодействие между детьми и их родителями, а также другими лицами, осуществляющими уход, в семье или сообществе. В отсутствие чуткой заботы — или если ответы ненадежны или неадекватны — архитектура мозга формируется не так, как ожидалось, что может привести к диспропорциям в обучении и поведении. В конечном счете, гены и опыт работают вместе, чтобы создать архитектуру мозга.

Легче и дешевле сформировать прочные мозговые цепи в первые годы, чем вмешиваться или «исправлять» их позже.

Когнитивные, эмоциональные и социальные способности неразрывно переплетаются на протяжении всей жизни. Мозг является высокоинтегрированным органом, и его многочисленные функции работают в координации друг с другом. Эмоциональное благополучие и социальная компетентность обеспечивают прочную основу для новых когнитивных способностей, а вместе они являются кирпичиками архитектуры мозга.Эмоциональное и физическое здоровье, социальные навыки и когнитивно-лингвистические способности, возникающие в первые годы, важны для успеха в школе, на работе и в обществе в целом.

Игра «Архитектура мозга» была разработана, чтобы помочь объяснить науку о раннем развитии мозга — что способствует ему, что подрывает и каковы последствия для общества.

Токсический стресс ослабляет архитектуру развивающегося мозга, что может привести к пожизненным проблемам в обучении, поведении, физическому и психическому здоровью. Переживание стресса является важной частью здорового развития. Активация реакции на стресс вызывает широкий спектр физиологических реакций, подготавливающих организм к встрече с угрозой. Однако, когда эти реакции остаются активированными на высоком уровне в течение значительных периодов времени, без поддерживающих отношений, которые помогли бы их успокоить, возникает токсический стресс. Это может ухудшить развитие нейронных связей, особенно в областях мозга, отвечающих за навыки более высокого порядка.


* Число «более 1 миллиона новых нейронных соединений в секунду» обновляет более раннюю оценку в 700-1000 новых соединений (которая все еще фигурирует в некоторых печатных публикациях Центра, но по состоянию на апрель 2017 г. была обновлена ​​в Интернете и во всех PDF-файлы).Все эти цифры являются приблизительными, рассчитанными различными способами, но мы вносим это изменение в наши материалы после тщательного изучения дополнительных данных, которые были доведены до нашего сведения. Центр глубоко привержен строгому процессу постоянного уточнения того, что мы знаем, и постоянному обязательству обновлять эти знания по мере поступления дополнительных данных.

Как распознать и поддержать чувствительные периоды в развитии вашего ребенка

Как распознать и поддержать чувствительные периоды в развитии вашего ребенка

Фраза «сенситивные периоды» часто вызывает мысли о капризных подростках, но на самом деле она относится к периоду времени, когда интересы ребенка сосредоточены на развитии определенного навыка или области знаний.

Согласно теории Монтессори, самые важные периоды чувствительности приходится на период между рождением и шестью годами. В других педагогических методах чувствительные периоды обычно называют окнами возможностей или вехами развития. В течение первых шести лет жизни дети проходят через пять основных категорий сензитивных периодов, в том числе: порядок, язык, сенсорные навыки, движение и социальные навыки. Каждый сенситивный период длится столько, сколько необходимо ребенку для завершения определенного этапа в своем развитии.Эти периоды особой чувствительности носят временный характер и исчезают, когда цель достигнута.

Распознать чувствительные периоды в развитии вашего ребенка может быть проще, чем вы думаете. Вы когда-нибудь задумывались, почему ваш ребенок хочет повторять одну и ту же песню или историю миллион раз? Это может свести вас с ума, но это классические симптомы повышенной чувствительности.

Другие характеристики сензитивных периодов могут включать подражание, интенсивную концентрацию и компульсивное или навязчивое поведение.Прерывание ребенка, когда он находится в середине интенсивного сензитивного периода, может привести к сильной эмоциональной реакции, такой как истерика. Нарушьте рутину, которую ребенок пытается понять и освоить, например одевание, купание или отход ко сну, и некоторые дети эмоционально сломаются. Например, «ужасные двойки» часто являются преувеличенной реакцией на небольшие нарушения порядка, которые взрослые могут не заметить. Это связано с тем, что они, вероятно, находятся в сензитивном периоде для обучения, и их «работа» прерывается.

Заказ

Период чувствительности к порядку начинается с рождения, достигает пика на втором году развития и продолжается примерно до пяти лет. Этот период развития учит, как развивать свои мыслительные способности, систематизировать информацию и понимать окружающую среду. Чувствительность к порядку может характеризоваться стремлением к последовательности и повторению, когда дети жаждут рутины и структуры. В этот период чувствительности дети могут больше интересоваться наведением порядка и упаковкой вещей, чем игрой со своими игрушками.Чтобы поддержать чувствительный период порядка, важно установить основные правила, твердый распорядок и создать организованную среду, в которой у всего есть место.

Язык

От рождения до шести лет дети находятся в сенситивном периоде для речи. Восприимчивость к языку включает в себя три ключевых этапа: разговорный язык, письменный язык и чтение. Сенситивным периодом для разговорной речи является возраст от 7 месяцев до 3 лет. Он начинается, когда ребенок впервые издает звуки, имитируя движения рта, и со временем прогрессирует, когда он учится составлять слова и простые предложения.

Сенситивным периодом для обучения письму является возраст от 3,5 до 4,5 лет. Это начинается, когда ребенок изучает алфавит, а затем видит слова, которые формируют основу для навыков чтения и письма.

К чтению ребенок проявляет активный интерес с 4,5 до 5,5 лет. Навыки чтения часто развиваются после того, как ребенок научится писать, поскольку это включает в себя навыки визуального отслеживания.

Чтобы поддержать развитие речи дома, важно погрузить ребенка в среду, богатую языковой стимуляцией.Это включает в себя разговор с ребенком на понятном языке, пение и чтение вместе с ним, а также предоставление ему возможности говорить о своих потребностях, а не предвосхищать их.

Сенсорные навыки

Дети начинают понимать и оттачивать свои чувства с рождения до пяти лет. Этот период чувствительности можно охарактеризовать увлечением ребенка сенсорными переживаниями, такими как осязание, вкус, зрение и обоняние.

Первая фаза сенсорного восприятия, чувствительность к мелким объектам, возникает в возрасте от одного до трех лет.Для этого периода характерна зацикленность ребенка на мелких предметах и ​​мелких деталях. Завершение этой фазы указывает на то, что понимание порядка и деталей объединяется в сознании ребенка.

Вторая фаза чувствительности, сенсорное исследование и классификация, происходит в возрасте от 2,5 до 6 лет. Эту фазу можно классифицировать по сильному желанию принять участие в обучении, которое интегрирует чувства. Этот опыт дает детям систему для классификации объектов в их среде.

Чтобы поддерживать сенсорную чувствительность, важно предоставить вашему ребенку широкие возможности для исследования и наблюдения за окружающей средой с помощью органов чувств. Дома вы можете дать ребенку возможность группировать предметы с похожими характеристиками, описывать материалы с различной текстурой и практиковать сенсорные игры, такие как «Я шпион».

Механизм

Чувствительный период движения можно разделить на две фазы. От рождения до 2,5 лет дети чувствительны к развитию крупной и мелкой моторики.Это начинается, когда младенец учится ползать, подтягиваться и в конечном итоге ходить без посторонней помощи. Со временем дети также развивают мелкую моторику, повторяя действия, которые укрепляют мышцы рук и улучшают зрительно-моторную координацию.

В возрасте от 2,5 до 4,5 лет у детей начинается сензитивный период уточнения и координации движений. В этот период ребенок начинает удерживать предметы обеими руками, развивать клешневой захват, контролировать и координировать движения.

Для поддержки развития мелкой и крупной моторики важно обеспечить ребенку регулярные посещения парка или на свежем воздухе.Дома вы можете поощрять чувствительные периоды движения, предоставляя вашему ребенку возможность практиковать такие задачи, как рисование или письмо, мытье рук, плетение и прыжки.

Социальные навыки

В возрасте от 2,5 до 5 лет дети узнают, что они являются частью группы, и проявляют большой интерес к социальным отношениям. За это время дети учатся направлять свои действия, внимание и поведение на группу людей. На этом этапе развития дети учатся дружить и участвовать в совместных играх.Сенситивный период для социальных навыков является подходящим этапом для ознакомления с важностью манер и основных принципов человеческого взаимодействия.

Чтобы поддержать развитие социальных навыков у вашего ребенка, важно предоставить ему возможность общаться с детьми его возраста, например, в игровой группе или в детском саду. Дома вы можете моделировать позитивное социальное поведение и практиковать ритуалы благодати и вежливости, такие как слова «пожалуйста» и «спасибо».

Распознавание и поддержка чувствительных периодов в развитии вашего ребенка начинается со знания того, что типично для разных возрастов.Другой аспект заключается в том, чтобы просто наблюдать за своим ребенком и позволять ему развиваться в своем собственном темпе. Чтобы поддержать вашего ребенка в этот особый период обучения, важно предоставить ему благоприятную учебную среду, обеспечивающую стимулы, соответствующие его стадии развития. Это включает обеспечение достаточного времени и материалов, а также уважение индивидуальных интересов и увлечений вашего ребенка. Именно через наблюдение выявляются потребности ребенка. Как всегда, следуйте за ребенком и запаситесь терпением на те дни, когда он захочет петь песенку ABC снова и снова!

Рост, развитие и старение – обзор

Введение

Рост и развитие нормальной здоровой груди зависит от половых стероидных гормонов, в частности эстрогена и прогестерона.Эта взаимосвязь изначально наиболее очевидна в жизни женщины в период полового созревания, когда неразвитая и неподвижная ткань молочной железы подвергается воздействию увеличивающихся количеств эстрогена и прогестерона, что в конечном итоге приводит к развитию взрослой груди. Проще говоря, воздействие этих гормонов вызывает рост и развитие ткани молочной железы. На протяжении пременопаузального периода при нормальном менструальном цикле в тканях молочной железы происходят физиологические изменения в ответ на различные уровни стероидных гормонов.Возможно, наиболее яркое свидетельство этого изменения наблюдается во время беременности, когда молочные железы замечательно реагируют на изменение гормональной среды увеличением груди, нагрубанием, лактацией и инволюцией после прекращения грудного вскармливания. Наконец, отмена эстрогена в менопаузе естественным или хирургическим путем приводит к клинически измеримым изменениям груди.

По мере развития медицины за последние несколько десятилетий развивались и гормональные препараты. Огромные успехи были достигнуты с использованием этих препаратов в области предотвращения беременности и облегчения вазомоторных симптомов, связанных с отменой эстрогенов.Гормональная контрацепция и заместительная гормональная терапия являются двумя наиболее распространенными лекарствами, назначаемыми сегодня в Соединенных Штатах.

К сожалению, наиболее распространенным видом рака у женщин в США, которым страдает каждая восьмая женщина, является рак молочной железы. За последние два десятилетия заболеваемость раком молочной железы возросла, и растет озабоченность по поводу связи между воздействием экзогенных гормонов и развитием рака молочной железы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.