Как развить вестибулярный аппарат у подростка – Как укрепить вестибулярный аппарат 🚩 улучшение вестибюлярного аппарата 🚩 Здоровье и медицина 🚩 Другое

Содержание

Как укрепить вестибулярный аппарат 🚩 улучшение вестибюлярного аппарата 🚩 Здоровье и медицина 🚩 Другое

Вестибулярный аппарат — это орган, который помогает ориентироваться в пространстве и удерживать равновесие, является частью внутреннего уха. При изменении положения тела и головы в пространстве, а также направления положения в вестибулярный аппарат поступают сигналы двух видов: динамические и статические соответственно. 

При возникновении необходимости тренировки вестибулярного аппарата нужно ежедневно выполнять комплекс специально разработанных упражнений.

Первый тип упражнений улучшает зрительную координацию:

1. Упражнение выполняется сидя или стоя. Следить только глазами за перемещениями указательного пальца вытянутой перед собой руки;
2. Поворачивать голову и взгляд справа налево и обратно;
3. При чтении книги или журнала время от времени необходимо отводить взгляд и медленно мотать головой, как бы говоря «нет».

Каждое упражнение выполнять по 10 раз.

Второй тип упражнений направлен на тренировку динамического равновесия:

1. При ходьбе поворачивать голову и взгляд то направо, то налево;
2. Ходить то с открытыми, то с закрытыми глазами попеременно;

3. Ходить от одной стены до другой в ограниченном пространстве.

Последний тип упражнений на развитие статического равновесия. Они выполняются на ступеньках:

1. Ходить по ступенькам, наступая на каждую поочередно обеими ногами;
2. Когда одна нога на ступеньке, закрывать глаза и пытаться удерживать равновесие секунд 15;
3. Становиться на носки и поворачивать голову справа налево и наоборот.

Любые упражнения, направленные на тренировку равновесия, должны выполняться не менее двадцати минут. Человек должен чувствовать при их выполнении посильную нагрузку, они не должны казаться легкими, и если это так, то они выполняются неверно.

Работникам офиса вполне подойдут упражнения на стульях, которые вращаются. Их можно выполнять в любое свободное от работы время и, не покидая любимого места.

1. Прокрутившись 3 раза, сразу зафиксировать взгляд на небольшом не движущемся предмете;

2. Совершив 3 оборота в одну сторону, повторить в другую.

В тренировке вестибулярного аппарата хорошо помогают занятия йогой, в частности, стойка на голове, различные специфичные махи головой, которые сопровождаются глубоким дыханием.

При целенаправленном и длительном повторении данных упражнений можно добиться хороших результатов, т.е натренировать свой вестибулярный аппарат и с гордостью двигаться вперед.

www.kakprosto.ru

Как тренировать вестибулярный аппарат у детей в домашних условиях

Здоровье и бодрость ребенка – постоянный предмет заботы родителей. К сожалению, многие сталкиваются с неожиданными проблемами. Внезапно выясняется, что малыша укачивает в транспорте. Недолгая поездка в автомобиле оборачивается приступом тошноты и головокружения, вплоть до рвоты. Качели и карусели, любимое детское развлечение, становятся недоступными, вызывая ухудшение самочувствия. Причина кроется в слабом развитии вестибулярного аппарата. Именно вестибулярный аппарат в ответе за реакции организма на изменение положения тела. Чтобы найти выход, нужно подробнее разобраться со строением и функциями этого органа.

Вестибулярный аппарат – какой он?

Вестибулярный аппарат относится к анализирующим органам. Являясь частью внутреннего уха, он находится внутри височной кости. Вестибулярная система регулирует:

  • чувство равновесия;
  • способность ориентироваться, определяя положение организма;
  • распределение веса при ходьбе, других движениях;
  • ощущения при вращении, переворотах;
  • зрительные реакции.

Координация и удержание равновесия включают постоянный контроль положения головы и тела. Анализирующие рецепторы взаимодействуют со зрительной и двигательной системами организма. Учитываются сведения о движении, ускорении, остановке. При нахождении тела в состоянии покоя рецепторы не раздражаются, сигналы не передаются. Все полученные данные преобразуются в нервные импульсы. Дальнейшая работа происходит в вестибулярном центре мозга. Импульсы идут в различные отделы нервной системы. Сигналы, описывающие изменения состояния тела, вызывают рефлекторное сокращение (расслабление) мышц. В результате тело сохраняет мышечный тонус, поддерживая равновесие.

Различные живые организмы имеют органы аналогичного действия, отличающиеся строением и степенью совершенства.

Проявления слабости аппарата

Перегрузка системы координации движений вызывается длительным вращением тела, многочисленными качками и переворотами. Результатом становятся реакции: снижение давления крови, замедление пульса. Присутствуют бледность, тошнота, холодный пот, нарушения зрения. Перечисленные явления – следствие повышенной нагрузки. Слабый вестибулярный аппарат провоцирует неприятные ощущения даже при незначительных изменениях положения тела.

Проявления плохой работы органа координации:

  • Пользование наземным (водным) транспортом вызывает тошноту, рвоту, головокружение.
  • Наблюдение за быстро движущимися объектами приводит к ощущению слабости, потере ориентации.
  • Резкие движения тела вызывают неприятные физические ощущения.
  • Слабость системы равновесия можно принять за проявление серьезного заболевания. Причина состояния – отсутствие регулярной адекватной нагрузки. Организм можно сделать более устойчивым.

Тренировки «будущих космонавтов»

Цель тренировок

Уменьшить негативное влияние факторов движения возможно. Достаточно регулярно применять комплекс несложных упражнений. Оптимальное начало тренировок – ранний возраст. Развитый вестибулярный аппарат помогает малышам раньше начать ходить. Маленькие спортсмены проявляют ловкость, высокую координацию движений. Эти качества продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Взрослого человека тренированный вестибулярный аппарат делает подвижным, активным. Развитие системы равновесия является залогом хорошего самочувствия. Специалисты дают советы, как улучшить вестибулярный аппарат у детей поэтапно:

Развитие до 1 года: подготовка к первым шагам

Основы движений закладываются до рождения, во время беременности. Амниотическая жидкость смягчает колебания тела мамы, помогая малышу делать первые повороты. Создается эффект плавного покачивания, включая передачу сигналов движения. Этот процесс можно считать начальными тренировками, которые покажут, как развить вестибулярный аппарат. Правила их проведения следующие:

  • Первые месяцы жизни малыши проводят, тесно контактируя с родителями. Занятия проходят на маминых руках.
  • Самочувствие маленького спортсмена нужно контролировать.
  • Продолжительность первых занятий – не более 15 секунд, постепенно время увеличивается до 45 секунд.
  • Плач – признак недовольства, сигнал прекратить упражнение.
Мягкое покачивание

Ребенок находится в горизонтальном или вертикальном положении. Производятся плавные качающие движения слева направо, сверху вниз.

Движение по кругу

Один из родителей ходит по часовой стрелке и в обратном направлении, держа младенца на руках.

Имитация полета

Малыш лежит животиком вниз на маминой руке. На весу производятся движения вперед – назад.

Занятия с фитболом

Ребенка, уложив на мяч, мягко качают в разных направлениях. Положение тела можно менять.

Уверенно сидящему и стоящему при поддержке малышу подойдут дополнительные упражнения: покачивания на фитболе сидя, прыжки с поддержкой. Можно качать малыша на коленях сидя.

Плавание

Занятия в воде можно начинать до года. Ориентироваться следует на самочувствие малыша. Детям нравится вода. Благодаря ощущению легкости своего тела, можно производить самые разные движения, получая необычные ощущения. «Заплывы» крошек проходят в ванне. Удобно использовать надувные подушки, безопасно охватывающие тело. Существует мнение, что младенцы, свободно двигаясь в воде, вспоминают внутриутробный период. Дети постарше могут посещать специальные группы бассейна.

Развитие от 1 до 2 лет: ходим и бегаем

Промежуток от 1 до 2 лет – время активного движения. Дети начинают уверенно ходить, бегать, прыгать. Появляется возможность включить новые упражнения для тренировки.

Аттракционы

Качели, карусели – любимое развлечение, которое влияет на развитие вестибулярного аппарата у детей. Родителям стоит поощрять игру, контролируя интенсивность раскачивания и безопасность ребенка. Не следует оставлять малыша одного, помня о возможности травмы.

Игры с мячом

Пригодится маленький тряпичный мячик. Простые движения хорошо развивают координацию и скорость реакций. Можно не только подбрасывать мяч, но и катать ножкой; наклонившись низко, поднимать с земли.

Управление движущимися предметами

Недавно научившиеся ходить, крохи любят управляемые и заводные игрушки. Бабочки, машинки, жуки на длинной ручке – помощники в развитии координации и вестибулярного аппарата. Ведя игрушку на колесах или отслеживая движущийся предмет, приходится прослеживать глазами разнообразные действия. Наличие препятствий требует неотложных маневров, изменения траектории движения.

Висы

В качестве упражнения для тренировки можно использовать турники, гимнастические кольца, руки родителей. Детям нравится висеть. Безопасность требует страховки взрослыми. На гимнастических снарядах выполняются простые упражнения: раскачивание, подъем ног, подтягивание с поддержкой взрослого. Занятия не должны быть излишне длительными.

Велосипед

Натренировать вестибулярный аппарат поможет катание на велосипеде. Первые велопрогулки полностью зависят от родителей. Велосипеды для малышей напоминают коляску, отличаясь большей возможностью обзора. По мере развития навыка конструкция велосипеда меняется.

От 2 до 3 лет: прыжки и кувырки

Небольшая регулярная зарядка

На развитие вестибулярного аппарата у детей положительное влияние оказывает утренняя зарядка. Привычка начинать день физической активностью закладывается в детстве. Ребенок делает простые упражнения вместе с родителями. Пусть это станет семейной традицией.

Часть упражнений полезно выполнять попеременно с закрытыми и открытыми глазами. Поскольку вестибулярная система связана со зрительной, происходит дополнительная тренировка.

Движение под музыку

Танцы – отличный способ развития вестибулярного аппарата в домашних условиях. Мама показывает, малыш повторяет простые движения:

  • повороты головы;
  • туловища;
  • наклоны;
  • прыжки.

Существуют программы музыкального сопровождения детской гимнастики. Забавные песенки подсказывают упражнения. Музыка дополнительно развивает чувство ритма.

Жмурки

Ребенок ориентируется в пространстве, закрыв глаза. Взрослый подает сигналы, показывая направление движения. Упражнение-игра увлекает детей.

Обход препятствий

На расстоянии раскладываются небольшие предметы. Малышу предстоит обойти их сначала прямо, затем боком, приставными шагами. Вокруг предметов можно бегать.

Ходьба по линии

Дети обожают ходить по бордюру. Балансировать, соблюдая равновесие, непросто. Понадобится помощь родителей. Есть более простой вариант этого упражнения – пройти по ровной поверхности, соблюдая прямую линию. Можно начертить рисунок на асфальте мелом или положить веревочку.

Кувырки

Любые наклоны туловища развивают вестибулярный аппарат. Кувырок – полный переворот тела. Ребенка нужно научить правильно выполнять упражнение. Наверняка, оно станет любимым. Кувырки можно выполнять вперед и назад.

Ходьба на руках

Необычное вдвойне интересно. Родители могут предложить ребенку пройтись … вниз головой. Удерживая малыша за ноги, ему помогают сделать несколько шагов на руках. Постепенно задания усложняются. Увеличивается заданное расстояние. Можно предложить ребенку приподнимать одной рукой разложенные предметы, проходить между ними. Упражнение не должно быть затянутым.

3-4 года: путь к спорту

Подрастая, дети нуждаются в увеличении физической нагрузки. Тренировки вестибулярного аппарата продолжаются. Упражнения должны быть разными, обязательно – интересными.

Домашние занятия спортом

Хорошим выходом станет оборудование дома спортивного уголка. В него могут входить:

  • кольца;
  • турник;
  • лесенки;
  • канат.

Обязательным является мягкое покрытие пола.

Занятия следует начинать с разминки, разогревающей мышцы. Рекомендованы такие упражнения:

  • наклоны головы, повороты в сторону;
  • махи руками;
  • повороты корпуса;
  • приседания;
  • наклоны вперед и в сторону;
  • бег на месте.

После подготовки начинаются занятия на спортивных снарядах. Первые упражнения для тренировки будут совсем простыми, напоминая игру. По мере взросления малыша комплекс усложняется, давая необходимую нагрузку. Кольца и турник позволяют выполнять висы, подъемы ног. Лесенки и канат дают возможность лазать, карабкаться. Ребенок меняет положение тела, выбирая наиболее удобные варианты.

Бассейн

Специалисты считают, что занятия плаванием — ответ на вопрос, как улучшить вестибулярный аппарат. Тренер помогает детям держаться на поверхности, выполняя новые движения. Самостоятельное плавание, ныряние приносит удовольствие и пользу. Иное действие силы тяжести дает возможность учиться управлять телом и координацией движений.

4-5 лет: время состязаний

Средний и старший дошкольный возраст — период, когда ребятишки всецело отдаются игре. Вестибулярный аппарат хорошо развивается в классических подвижных играх.

Классики

Асфальт размечается нумерованными клетками, указывающими, куда наступать, прыгая. Меловые линии – запрет. Можно толкать носком камешек-битку. Прыжки чередуются – на одной ноге и на обеих. Усложненный вариант – прыжки, закрыв глаза.

Море волнуется…

Ведущий произносит: «Море волнуется, раз!». Эти слова повторяются со счетом «два» и «три». Следует продолжение: «Морская фигура, на месте замри!». Дети, раньше свободно игравшие, замирают. Неподвижность разрушается прикосновением главного игрока. Теперь нужно воспроизвести задуманное движение. Как вариант, можно предложить старшим дошколятам повторить фигуру, изображенную ведущим. Ведущий — взрослый выполняет замысловатые фигуры, позволяющие тренировать координацию движений: стоять на одной ножке, вытянув руки в стороны; наклонившись вниз, достать руками до земли; повернувшись вправо-влево, одну руку поднять вверх, другую — опустить вниз.

Петушиный бой

Два игрока — «петухи»- стоят внутри нарисованного мелом круга. Они складывают руки на груди. Прыгая на одной ноге, нужно вытолкнуть противника за линию без помощи рук.

Повторяй за мной

Дети повторяют движения ведущего. Внезапно он замирает в неожиданной позе. Другие игроки – тоже. Двигаться можно после команды (обычно считают до 10). Проигрывает изменивший положение раньше.

«Заморозка»

Игра проводится, как вариант салочек. Ведущий ловит остальных игроков. Дотронувшись до убегающего, он его «замораживает» – заставляет замереть. Нужно сохранять неподвижность, пока не «заморозят» следующего.

Упражнения с обручем

Обруч используется в командных состязаниях. Детям предлагается пролезть через удерживаемое взрослым кольцо. Усложненный вариант – кувырок через обруч.

Хорошее упражнение – вращение обруча на запястье или талии.

Работа со скакалкой

Начало обучения – предложение перепрыгнуть лежащую на земле ленту. Ребенку объясняется принцип вращения скакалки, важно правильное движение рук. Прыжки выполняются вперед и назад. Более сложный вариант — перепрыгнуть через раскачивающуюся скакалку.

Снова мяч

Хорошо развивают координацию движений командные игры. Пример – игра «выбивала»: ребятам приходится ловить мяч, уклоняться от чужих бросков.

Хорошая тренировка – броски мяча в кольцо.

Бадминтон, теннис

Поскольку работа зрительных рецепторов влияет на чувство равновесия, полезны игры, требующие слежения за предметом.
Бадминтон, теннис, пинг-понг, мяч, скакалка требуют зрительного контроля, совмещенного с четкими движениями. Игры развивают ловкость, внимание.

Велосипед, самокат

К 5 годам дети уверенно пользуются своим маленьким транспортом. Езда на велосипеде, самокате требует четкого контроля двигательных функций. Катание на роликовых и обычных коньках развивает чувство равновесия, помогает правильно распределять вес тела.

Как правильно заниматься дома

Развивать вестибулярный аппарат – делать ребенка сильным, ловким, здоровым. Упражнения не отличаются сложностью, больше напоминая игры. Вот как, например, в любимом всеми малышами мультике

Правила домашних занятий

  1. Следует руководствоваться состоянием ребенка при тренировке вестибулярного аппарата. При наличии неприятных ощущений выполнение упражнения нужно отложить.
  2. Задания на равновесие и координацию не выполняют после еды. Кувырки, перевороты, прыжки способны нарушить процесс пищеварения. После приема пищи должен пройти час.
  3. Первые задачи будут несложными, постепенно меняясь. Длительность упражнений сначала мала, затем увеличивается.
  4. Неправильно выполняемые упражнения могут стать причиной детской травмы. Необходим контроль со стороны родителей.
  5. Развитый вестибулярный аппарат полезен в повседневной жизни. В экстренной ситуации владение собственным телом и координация оказываются незаменимыми.

myintelligentkids.com

Как развить вестибулярный аппарат 🚩 как развить равновесие 🚩 Здоровье и медицина 🚩 Другое

Автор КакПросто!

Вестибулярный аппарат человека отвечает за способность удерживать равновесие. Согласно утверждениям ученых, он развивается до 4-х летнего возраста. Но на самом деле развить вестибулярный аппарат может и вполне взрослый человек, который регулярно тренирует свой мозг.

Статьи по теме:

Инструкция

Научитесь держать равновесие при ходьбе. Ежедневно ходите по неровным дорожкам не менее 40 минут. На время прогулки носите на спине рюкзак с небольшим грузом. Если нет другой возможности, ходите с рюкзаком по дому.

Встаньте, расставив ноги на ширину плеч и закрыв глаза, выполняйте наклоны и круговые движения головой.

Нарисуйте на дорожке прямую линию или натяните небольшой трос, вытяните руки в стороны и ходите точно по линии. Сначала выполняйте это упражнение с открытыми глазами, а со временем попытайтесь закрывать глаза и точно идти по полосе. Такое упражнение удобно делать на песке, который предварительно разровняли. Открыв глаза, после прохождения дистанции, будет хорошо видно, сколько раз вы сбились с пути. Возьмите в руку небольшой предмет (ручку, палочку). Вытяните руку, сосредоточьте свое внимание на предмете и начинайте не очень быстро крутиться вокруг предмета.

Для того чтобы развить вестибулярный аппарат, вытяните обе руки в стороны и крутитесь вокруг своей оси. Для этого упражнения надо выбрать подходящее место, так как велика вероятность падения от того, что закружится голова.

Вытянув руки в стороны, встаньте на одну ногу и закройте глаза. Затем поменяйте опорную ногу и повторите упражнение. Чем дольше вы удержитесь в таком положении, тем лучше. Через время усложните упражнение круговыми движениями поднятой ноги.

Возьмите предмет, который меньше размера стопы. Станьте на него одной ногой и балансируйте, удерживая равновесие сначала с открытыми глазами, а потом с закрытыми. Усложняется упражнение заменой опоры на более маленькую, на которой тяжелее держать равновесие.

Используйте любую возможность покувыркаться или попрыгать на батуте, просто катайтесь на качелях.

Найдите спортивную площадку с горизонтальным бревном или узкой трубой для хождения по ним с удержанием равновесия.

Кроме всего вышеперечисленного,полезно заниматься плаванием и прыжками в воду, спортивной гимнастикой.

Совет полезен?

Статьи по теме:

Не получили ответ на свой вопрос?
Спросите нашего эксперта:

Статьи медицинского характера на Сайте предоставляются исключительно в качестве справочных материалов и не считаются достаточной консультацией, диагностикой или назначенным врачом методом лечения. Контент Сайта не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение. Информация на Сайте не предназначена для самостоятельной постановки диагноза, назначения медикаментозного или иного лечения. При любых обстоятельствах Администрация или авторы указанных материалов не несут ответственности за любые убытки, возникшие у Пользователей в результате использования таких материалов.

www.kakprosto.ru

Как тренировать вестибулярный аппарат у детей

Приветствую всех родителей, которые интересуются улучшением физического развития своих детей. Конечно каждый из нас задумывается над этой темой. Особенно когда ребенок болен, слаб. Но тема постоянного закаливания кажется такой сложной, что многие забывают о своих мотивах как только ребенок выздоравливает. Есть и другие аспекты физического развития, которые кажутся не такими важными. Обычно это происходит из-за неимения родителями достаточной информации. Сегодня дорогие читатели, я открою новую серию статей в которой постараюсь мотивировать вас на занятия физкультурой дома. И начнем мы с того как тренировать вестибулярный аппарат и зачем это нужно.


СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  1. Моя предыстория
  2. Где находится этот орган
  3. Как его развить у детей
  4. Видео с практической тренировкой

Как тренировать вестибулярный аппарат

Объясню немного почему я, как мама, задалась этим вопросом. Дело в том, что лет до 15 у меня был слабый вестибулярный аппарат. В чем это выражалось:

  • Я не могла ездить на заднем сиденье автомобиля, легче переносила поездки сидя рядом с шофером и видя пространство впереди себя. Об автобусах не было и речи.
  • При всем моем желании прокатиться на качелях-каруселях, дело заканчивалось тошнотой. Особенно меня укачивали “лодочки”.
  • Двухчасовой полет в самолете, в возрасте 5-и лет, чуть не закончился для меня больницей. Так как на протяжении всего полета помимо рвоты меня сопровождало сильно понизившееся артериальное давление.

Именно после этого перелета на сомолете моя бабушка решила серьезно отнестись к данной проблеме. Но по рекомендациям докторов того времени, она пошла немного однобоким путем – укреплением моего организма. Конечно это, как и в любой другой проблеме со здоровьем, является одним из главных факторов. А конкретно в случае тренировки вестибулярного аппарата нужно выполнять определенные упражнения. Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Где находится вестибулярный аппарат

Начнем с теории. И хотя я не имею медицинского образования, рискну объяснить вам, дорогие родители, основную суть расположения этого органа.

фото увеличивается при клике

Вестибулярный аппарат – это небольшой орган, который находится во внутреннем ухе. Эллиптический мешочек тесно связан с ушной улиткой, которая отвечает за слуховую часть. Этот самый мешочек разветвляется на полукружные потоки. Всего три протока и они расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях. Сам мешочек и полукружные потоки заполнены эндолимфой (жидкостью). В которой, на картинке мы видим, вестибулярный нерв и раздражающие волоски. Во время наших движений, жидкость переливается раздражая тем самым волоски. После чего вестибулярный нерв передает сигналы в мозг.

Думаю, что для нас родителей, информации о том где находится вестибулярный аппарат достаточно. Что более важно знать нам, так это то, что развитие данного органа заканчивается в возрасте 7-10-12 лет. И вот здесь начинается самое интересное, оказывается медицина не смогла изучить его досконально, поэтому данные варьируются. Я как мама предпочитаю взять наименьшую цифру за точку отсчета. Таким образом стараясь усиленно тренировать вестибулярный аппарат моего ребенка до 7 лет.

Если у вас все еще остался вопрос: за что отвечает данный орган и зачем его развивать? Объясняю:

  • Вестибулярный аппарат отвечает за равновесие. И хотя у человека есть для этого помощники – глаза, тактильная чувствительность кожи, тем не менее исключать один из этих органов нерационально.
  • Если данный орган не развит, человек испытывает при нагрузках на него головокружение, тошноту и рвоту, похолодание ног и рук, бледность лица, появление холодного пота, понижение давления. Ну скажите, неужели этого мы желаем нашим деткам?

Как развить вестибулярный аппарат у детей

Тренировать вестибулярный аппарат у детей необходимо с раннего возраста, ведь именно он позволяет координировать движения, не падать на спину, не заваливаться на бок и вообще двигаться прямо, в нужном направлении.

Лично я стала целенаправленно заниматься с Александром, когда ему было две недели отроду:

  1. Легкие покачивания из стороны в стону на руках у мамы, как если бы мы укачивали малыша, только чуть интенсивней.
  2. Кружения в вальсе, сначала медленные, со временем быстрее.
  3. Как только мой мальчик научился держать голову, мы начали “летать” по комнатам. Одной рукой я держала ножки ребенка, другая рука под грудью, Александр выгибал свою шейку как парусник и отправлялся в полет.
  4. С 4-ех месяцев занимались на спортивном надувном мяче, начиная с 1 минуты и постепенно увеличивая время. Чтобы малыш не прилипал к мячу, можно постелить под его тельце пеленку. Итак, кладем ребенка на хорошо надутый мяч, слегка разводим его коленки в стороны и начинаем качать мячик вправо-влево, вперед-назад, можно покрутить вокруг оси. Александр категорически отказывался лежать на спине, поэтому мы делали упражнения лежа на животе и конечно я держала спинку ребенка рукой направляя мяч (см. фото выше).
  5. С 6-и месяцев мы стали практиковать вис вниз головой. Я брала ребенка за щиколотки над диваном или кроватью и поднимала несколько раз. У нашего папы сердце уходило в пятки, когда он наблюдал за этим.

Конечно же я не экспериментировала с моим любимым сыночком, все упражнения и массаж, о котором я напишу в следующих статьях, были взяты мною из прекрасной книги Беби-йога и массаж для самых маленьких Евгении Шиловой. В ней даются подробные рекомендации с картинками по массажу, йоге и аква йоге для детей до года. Выполнить их просто каждому родителю, следуя инструкциям. Приобретайте в Лабиринте.

Тренировка вестибулярного аппарата: видео

Теперь мы немного углубимся, и я покажу и расскажу о нашей тренировке вестибулярного аппарата в возрасте 2 года 3 месяца. Мы живем в квартире с террасой и я предпочитаю делать упражнения на свежем воздухе. Если у вас нет такой возможности, не расстраивайтесь, на видео вы увидите, что места нужно немного. Для подобных упражнений подойдет любая комната, главное хорошо проветрить ее. Съемка видео пришлась на январь – зимний месяц. В Доминиканской республике в 17 часов зимой уже темнеет, поэтому извиняюсь за небольшое затемнение на видео.

Упражнения с малышами нужно делать вместе, для того, чтобы подать пример, поддержать, где это нужно, и показать как правильно выполняется то или иное упражнение. Конечно каждая мама найдет в этом свои плюсы: совместное времяпровождение с малышом и поддержание своей физической формы. Начнем?

  • Как все занятия физкультурой, начинаем с разминки. Лучше поставить посередине стул, вокруг которого будет проходить пробежка. В случае тренировки вестибулярного аппарата, нам нужно бегать по кругу. Смените направление через несколько кругов, чтобы у ребенка не закружилась голова.
  • Подготовьте заранее прочную доску, которую вы положите на два стула. Ребенок учится держать равновесие, это упражнение сходно с гулянием по бордюрам. Мой малыш очень любил делать “тук-тук-тук”, поэтому поддерживая его интерес я просила постучать по стульчику. Проход по доске прямо и затем приставным шагом.
  • Положите на пол два предмета на расстоянии, которые заинтересуют вашего малыша. Берем ребенка за ноги и мотивируем его дойти на руках до одного из этих предметов. В нашем случае это были мячики. Затем разворачиваемся и доходим тем же способом до другого предмета.
  • Кружение в одну сторону, затем в другую сторону – это самое лучшее упражнение для развития данного органа.
  • Полеты в космос. Люди с плохо развитым вестибулярным аппаратом, имеют проблемы поднимаясь на скоростных лифтах, эскалаторах или при других перемещениях отличающихся от горизонтальной поверхности. Наш маленький космонавт вел отсчет от 5 до 0 и отправлялся в полет! Подбрасываем ребенка от 10 до 30 раз.
  • Продолжае

www.millionairekids.ru

Как развить вестибулярный аппарат у подростка. Эффект от гимнастики. Можно ли восстановить или «натренировать» координацию

Положение нашего тела и поддержание равновесия контролируются крошечным органом, расположенном во внутреннем ухе — вестибулярным аппаратом.

Функции

Являясь частью системы вестибулярного анализатора, этот чуткий орган обеспечивает возбуждение рецепторных клеток, анализируя воздействие на тело силы тяжести и прямолинейного ускорения. Раздражение рецепторов происходит при поворотах и наклонах головы.

Мышцы тела при этом рефлекторно сокращаются, позволяя человеку поддерживать равновесие и ориентироваться в пространстве.

Причины нарушений

  • внутреннего уха.
  • Интоксикация организма.
  • Закупорка внутренней слуховой артерии.
  • Приём ряда химических препаратов.
  • Синдром вертебрально-базилярной недостаточности.
  • Повышенная вязкость крови.

Функции вестибулярного аппарата и признаки нарушений:

Признаки

  • Хаотичные движения глаз.
  • Мушки перед глазами.
  • Повышенное потоотделение.
  • Проблемы с координацией движений.
  • Повышенное слюноотделение.
  • Изменение частоты .
  • Раздвоение зрения.
  • Потемнения в глазах.

Тренировка вестибулярного аппарата

Состояние и развитие органов равновесия от рождения у людей разное. Слабость и патологические нарушения вестибулярного аппарата причиняют человеку достаточно много неудобств. Это постоянные укачивания в транспорте, частые головокружения, вынужденная ограниченность физической активности, падения на ровном месте.

Если эти нарушения не сопровождаются остро протекающими болезнями, то тренировать орган равновесия необходимо. Особенно актуально это в детском возрасте, когда организм ещё развивается. После некоторых перенесённых болезней, снизивших функциональность вестибулярного аппарата, медики рекомендуют специальную восстановительную гимнастику.

Для пожилых людей это хорошая профилактика от головокружений и онемения конечностей.

Отзывы о пользе тренировки вестибулярного аппарата:

Гимнастика

Упражнения для головы
  • Повороты при фиксированном взгляде. Сосредоточьте взгляд на неподвижном предмете, находящемся от вас в пределах одного метра на уровне глаз. Голову поворачивайте вправо — влево с такой скоростью, чтобы очертания предмета оставались чёткими. Постепенно убыстряйте процесс, избегая резких движений.
  • Повороты головы вверх — вниз выполняются таким же образом 3 раза в день по 30 секунд.
  • Слежение за мячом. Мячик перебрасывается из одной руки в другую. Взгляд концентрируется на мяче 30 секунд. Начинать следует сидя, со временем упражнение можно усложнить, выполняя его стоя.
  • Круговые движения головы с приподнятыми плечевыми суставами. Попеременно делается по 10 оборотов в разные стороны.
  • При долгом чтении книг время от времени рекомендуется отводить взгляд и медленно мотать головой.
В сидячем положении
  • Сидя на стуле, нужно поочерёдно пытаться дотянуться до пальцев левой и правой ноги.
  • Повороты туловища влево и вправо.
  • Наклоны туловища назад. Нужно сесть лицом к спинке стула и, держась за неё, аккуратно выполнять наклоны.
  • Работникам офисов подойдут упражнения на вращающемся стуле. Прокрутившись несколько раз, полезно фиксировать взгляд на маленьком неподвижном предмете.

Простые упражнения для тренировки вестибулярного аппарата после болезни

Стоя
  • Самое простое упражнение. Надо поставить ноги вместе, руки развести на высоту плеч, закрыть глаза и стоять так около 20 секунд. Потом, не открывая глаз, нужно опустить руки вдоль туловища и постоять так ещё несколько секунд. При больших проблемах с вестибулярным аппаратом даже это несложное упражнение может вызвать определённые трудности.
  • Руки расставить в стороны, приподняться на носках и постараться удержать равновесие с закрытыми глазами.
  • Приподняться на носках, запрокинуть голову и стараться удерживать равновесие в таком положении.
  • Серии быстрых наклонов вперёд. Руки при этом надо держать на поясе.
  • Одно колено поднимается до уровня груди, руки разводятся в стороны. Колено опорной ноги желательно не сгибать. С закрытыми глазами удержать равновесие в эт

corsa-club.ru

Как тренировать вестибулярный аппарат — Советский спорт

Если вы не летчик, и даже не космонавт, то может показаться, что вам не нужен вестибулярный аппарат. То, что вы не планируете головокружительные перегрузки или полеты в космос, не отменяет простой необходимости каждый день вставать, садиться, ложиться и ходить. И для всего этого требуется хорошо прокаченный вестибулярный аппарат. Именно он обеспечивает нам исключительную эволюционную особенность — прямохождение.

Что такое вестибулярный аппарат

Так называется небольшой орган во внутреннем ухе, который поддерживает равновесие нашего тела.

Этот механизм отслеживает изменения положения головы и тела относительно земли, постоянно подавая сигналы в мозг – «верх», «низ» и «мы падаем» Он ,как датчик, координирует такие сложные процессы, как ходьба или бег, наклоны и подпрыгивания. Вестибулярный аппарат есть у многих животных. Есть более совершенный, чем у нас. Вспомним, хотя бы кошек. Есть и менее развитые, как например у черепах. Но человеческий вестибулярный аппарат тоньше и деликатней всех прочих, ведь ему приходится синхронизировать одновременную работу сотни мышц и связок, чтобы обеспечить сбалансированное перемещение крайне неустойчивой конструкции на двух точках опоры, какой является человеческое тело.

Зачем его тренировать

Тренированный вестибулярный аппарат избавляет от многих проблем взрослого человека. Тошнота, головокружение и укачивание могут серьезно ухудшить качество жизни, лишив для начала вас возможности получать удовольствие от поездок, не говоря уже об отсутствии самой перспективы где-то побывать, кроме своего дома. Самолеты, корабли, автобусы и задние места в машине навсегда противопоказаны людям с расстроенной вестибулярной системой.

Самый простой совет, как натренировать вестибулярный аппарат, это конечно вести активный и здоровый образ жизни. Но если вам только предстоит начать ЗОЖ, то неплохо потренировать вестибулярный аппарат в домашних условиях.

Прекрасной домашней тренировкой вестибулярной системы будет ношение разнообразных вещей на голове. Еще одним невинным упражнением будет хождение по бордюру или ходьба задом наперед. Попробуйте сделать несколько шагов назад, не оборачиваясь. Если у вас это получается , то можно уже приступать к систематическим занятиям по тренировке выносливости вестибулярного аппарата.

Какими способами можно тренировать выносливость вестибулярного аппарата можно посмотреть в ролике

Как еще можно его тренировать дома

Способы тренировки вестибулярного аппарата разнообразны. От занятий с тренажерами, качелями, креслом-качалкой или вращающимся стулом. До гимнастических упражнений, требующих непродолжительного, но регулярного исполнения. В домашних условиях рекомендовано в течении 10-15 минут ежедневно проделывать следующие движения:

  • Наклон головы вниз — выдох, поднять голову вверх — вдох.
  • Повороты головы влево, вправо 10-15 раз.
  • Наклоны головы к левому плечу, исходное положение, наклоны к правому плечу 10-15 раз.
  • Круговое движение головой слева направо и справа налево. Опуская голову — выдох, поднимая — вдох.

Упражнения делаются в спокойном равномерном темпе, без рывков. Дыхание должно быть спокойным, через нос. Ключевым фактором успеха является постоянство, контроль за дыханием и по возможности свежий воздух. Если погода не позволяет делать упражнения на улице, то хотя бы в проветренном помещении. Через какое-то время упражнения надо выполнять с закрытыми или завязанными глазами.

Координация для бойцов

Во всех видах единоборств хорошо развитый вестибулярный аппарат- это обязательное условие успеха. Тренировкам координации, чувства равновесия и преодоления головокружения посвящены специальные упражнения.

  • Сделайте несколько кувырков, встаньте и попробуйте справиться с головокружением, выберите точку в пространстве и сконцентрируйтесь на ней. Не злоупотребляйте упражнением до тошноты. Постепенно увеличивайте количество кувырков в подходе.
  • Поднимите голову вверх и вытяните руку с указательным пальцем, на котором при кружении будет сфокусирован ваш взгляд. Начните кружение вокруг своей оси. Упражнение делается на время. Через 30 секунд остановитесь и постарайтесь активными движениями справится с головокружением .Избегайте травм.

Динамичная устойчивость, быстрые смещения ,активные движения, способность быстро восстанавливаться после пропущенных ударов – все это результат целенаправленной тренировки вестибулярного аппарата.

Вестибулярный аппарат и йога

Занятия йогой являются важным этапом в тренировках вестибулярного аппарата. Комплекс упражнений на растяжку, координацию и статичное равновесие неплохо развивает вестибулярный аппарат. Помимо этого, йога способна дать почувствовать полноту жизни, приведя вас в согласие с телом. А не этого ли, в конечном счете мы добиваемся, начиная занятия спортом.

Конечно, можно ничего этого не делать, в конце концов от морской болезни изобрели таблетки, а если ездить на машине на водительском сиденье, то головокружения можно избежать. Однако, можно ли считать такую жизнь полноценной, каждый решает сам для себя.

www.sovsport.ru

Развитие координации и вестибулярного аппарата у ребенка. Обобщение

Добрый день, дорогие родители!

«Компания «Пилсан» приветствует Вас в своем блоге. Мы, как производитель развивающих игрушек и товаров для детей, считаем своей главной целью помочь детям по всему миру расти здоровыми и счастливыми. Наши игрушки, товары для детей и игровые комплексы абсолютно безопасны для здоровья детей, способствуют правильному физическому развитию и приносят настоящее детское счастье.»

Это первая статья из цикла материалов по развитию таких функций детского организма, как координация и вестибулярный аппарат. От поздних сроков беременности и до поступления в 1 класс школы. В ней мы рассмотрим ключевые аспекты развития чувства координации, развитие мозжечка, расскажем об упражнениях, помогающих развивать координацию и вестибулярный аппарат, а также порекомендуем игрушки, которые помогут Вашему малышу правильно развиваться.

Физиологический процесс развития мозжечка

Становление физиологического механизма координации ребёнка начинается еще в утробе матери и продолжается вплоть до того возраста, пока скелет человека не перестаёт расти, а это примерно до 18-20 лет. В этом процессе важнейшую роль играет развитие мозжечка, который начинает активно расти примерно с 6 месяцев от рождения. В возрасте 1 год и 3 месяца активное развитие мозжечка начинает постепенно ослабевать. Полное развитие мозжечка ребенка заканчивается примерно к 5-ти годам.

Мозжечок – это сегмент человеческого мозга, располагающийся в затылочной области черепа. Мозжечок состоит из двух отделов — древнего отдела или «червя», и эволюционно более позднего, более нового отдела. Древний отдел отвечает за обработку сигналов вестибулярной системы, поддерживающей равновесие и координацию движений. Новый отдел отвечает за связь с большими полушариями головного мозга. Интенсивный рост древнего отдела мозжечка происходит на поздних сроках беременности. Поэтому важно избегать преждевременных родов.

Процесс развития мозжечка после рождения прямо отражается в физических умениях малыша. Период активного развития можно условно разделить по внешним признакам на пять стадий:

  • возраст 5-6 месяцев — ребенок начинает садиться;
  • возраст 8-9 месяцев — ребёнок ползает;
  • возраст 9-10 месяцев – ребёнок уже встает на ножки;
  • возраст 11-12 месяцев – ребёнок делает свои первые шаги;
  • к возрасту полутора лет ребёнок уже уверенно ходит, а иногда даже бегает.

Важно помнить, что бывают случаи индивидуального графика развития мозжечка – в таких случаях ребёнок может немного задерживаться или наоборот опережать обычные сроки. Кроме того, бывают случаи, когда ребенок пропускает стадию ползания. В целом, к полутора-двум годам мозжечок ребенка успешно справляется со всеми базовыми функциями.

Развитие мозжечка в возрасте от 3 до 6 лет переходит на качественно новый этап, ребенок уже владеет всеми основными моторными функциями и начинает их качественно совершенствовать. Именно с этого возраста ребёнку становятся доступными выполнение принципиально новых задач и ускоряется процесс обучения.

Параллельно с развитием мозжечка у ребенка в возрасте от 6 месяцев развивается и вестибулярный аппарат — основа человеческого прямохождения. Вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе, состоит из двух перепончатых мешочков (круглого и овального), трех полукружных каналов. Развитие именно данного органа позволяет ребенку делать свои первые в жизни шаги. Нарушения же в развитии вестибулярного аппарата приводят к задержкам в развитии, «пьяной походке», а недоразвитие мозжечка – к гиперактивности и другим нежелательным для ребенка последствиям и синдромам.

Игры и упражнения для развития детской координации

Все виды упражнений и игр на развитие координации у ребенка являются активными физическими. Игры можно условно разделить на два вида – статичные и динамичные. Статичные игры направлены на развитие умения сохранять четко зафиксированное положение тела, а динамичные наоборот – на умение быстро, плавно или наоборот резко менять свое положение в пространстве.

В первую очередь рассмотрим самые простые упражнения на развитие координации. Это очень простые, но в то же время очень результативные упражнения:

  • Простое удержание баланса. Предложите ребенку пройтись по длинной палке или веточке, лежащей на земле, не касаясь подошвой земли. Также в качестве «спортивного снаряда» отлично подойдёт бордюр или поребрик вдоль тротуара у подъезда Вашего дома. Ежедневное использования этого простого приёма на прогулке с ребёнком отлично разовьет ровную походку, способность держать равновесие и управлять центром тяжести тела в более сложных упражнениях.
  • Удержание баланса на движущейся поверхности. Смысл и механика упражнения такие же, как и в упражнении на простое удержание баланса с одним существенным отличием – вместо дощечки или бордюра необходимо использовать качающуюся или движущуюся поверхность. Отлично подойдет лежащее бревно или толстая труба, которая немного поперечно покачивается из стороны в сторону. В усложненном варианте бревно или труба могут быть подвешены на небольшую высоту и покачиваются не только поперечно, но и продольно. Возможно на ближайшей детской площадке есть нечто похожее или небольшой подвесной мостик, который тоже отлично подойдет для тренировки координации.
  • Упражнение с большим мячом «Фитболом». Упражнения с большим мячом очень хорошо развивают координацию. На нем можно лежать на спине или животе, отпускать руки и ноги, стараясь не скатиться с мяча. Можно попытаться на нем усидеть, не касаясь ножками пола. Такие упражнения существенно влияют на улучшение координации и физической ловкости.
  • Прыжки на батуте – великолепное упражнение для продвинутой тренировки координации и вестибулярного аппарата как для детей, так и для подростков. Ритмичные прыжки с плавным ускорением и приземлением способствуют развитию органов внутреннего уха и мозжечка. Кроме того, прыжки на батуте тренируют центральную нервную систему, укрепляют опорно-двигательный аппарат.
  • Качели и горки – ключевой и важнейший и древнейший способ тренировки детской координации. Первые качели для ребенка начинаются сразу после рождения – это его покачивающаяся кроватка. Затем качающаяся коляска. Когда Ваш ребёнок еще не начал ходить, вы уже можете усадить его в специальные детские качели или прокатить его с детской горки. Эти упражнения, привитые с детства, уберегут ребенка от боязни высоты, приучат к частой смене положения тела, заложат важные основы развития координации и вестибулярного аппарата.

Вы можете приобрести качели, горки, а также полноценные игровые комплексы в интернет-магазине Пилсан, установить у себя на лужайке, на даче или даже в игровой комнате в городской квартире и будьте уверены в правильном развитии координации и вестибулярного аппарата Ваших детей.

После базовых упражнений мы бы хотели вкратце рассказать о развивающих координацию и вестибулярный аппарат физических играх. Такие игры можно разделить на два типа – статичные и динамичные.

Статичные игры предназначены в первую очередь для тренировки замираний, балансирования и удержания тела в равновесии в самых различных позах. К таким играм относятся: «Музыка стоп», «Море волнуется», «Статуи», «Штанлер-стоп», «Выбивной» и другие.

Динамичные игры напротив предназначены для тренировки вестибулярного аппарата в условиях постоянной смены положения тела. Эти игры как правило коллективные, для большого количества детей. В таких играх происходит нормальное правильное развитие координации ребенка. К динамичным играм можно отнести: «Мыши водят хоровод», «Солнышко и дождик», «Ручеёк», «Найди себе пару» и многие другие.

Большое количество игр для физического развития мы подробно рассмотрим в отдельной статье.

Игрушки для развития координации ребёнка

Для полноценного развития координации необходимо обеспечить ребенка игрушками, способствующими его развитию. Минимальный набор игрушек для развития координации включает в себя качалку и толокар или любую другую каталку. Рекомендованный набор состоит целого набора игрушек и принадлежностей для разного возраста:

  • Ходунки и прыгунки – подходят для малышей возрастом от 6 месяцев до года. Ходунки помогают быстрее ставить ножки на пол, ускоряют переход от ползания к стоянию и хождению. Прыгунки ускоряют развитие вестибулярного аппарата. Ритмичные плавные вертикальные движения способствуют правильному развитию мозжечка.
  • Качалки и качалки-каталки – необходимы для детей от 1-го года. Как только Ваш малыш научился держать спинку ровно и сидеть, смело сажайте его на качалку-лошадку. Ежедневные ритмичные покачивания ускорят развитие древней части мозжечка и вестибулярного аппарата.
  • Спортивный инвентарь – для детей от 2-х лет. Как только малыш начал бегать – смело закупайтесь разнообразным спортивным инвентарём. Принадлежности для футбола, баскетбола, боулинга, игра в кольца и любые другие спортивные принадлежности.
  • Сухой бассейн – для детей от 2-х лет. Игры в сухом бассейне значительно ускоряют развитие ориентации в пространстве.
  • Толокары (каталки) – необходимы для детей от 2-х лет. Первый собственный транспорт для Вашего малыша. Помогает развивать координацию и опорно-двигательный аппарат.
  • Веломобили – для детей от 3-х лет. Универсальный педальный детский транспорт, способствующий комплексному физическому развитию ребенка.
  • Качели и игровые комплексы – для детей от 3-х лет. Способствуют не только физическому, но и психологическому развитию, так как идеально подходят для сюжетно-ролевых игр.

Широкий ассортимент игрушек и товаров для детей от компании «Пилсан» способен полностью снять вопрос полноценного развития координации и вестибулярного аппарата ребенка с момента рождения и до поступления в школу.


pilsanstore.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *