Стихотворение наизусть – Стихи, которые интересно учить наизусть • Arzamas

Содержание

Стихотворения для заучивания наизусть

Стихотворения для заучивания наизусть


 

Стихотворения для заучивания наизусть (педагогам)

Александр Сергеевич  Пушкин

«И. И. Пущину»

 Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

 Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

 Лучом лицейских ясных дней!

«Я вас любил»

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

 

«На холмах Грузии лежит ночная мгла»

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

«Отцы пустынники и жены непорочны»

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

 Во дни печальные Великого поста;

Все чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

 И целомудрия мне в сердце оживи.

 

 

 

Михаил Юрьевич Лермонтов

 

«Выхожу один я на дорогу»

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

«И скучно и грустно»

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —

Такая пустая и глупая шутка…

«Когда волнуется желтеющая нива»

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

«Тучи»

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

«Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Александр Александрович Блок

 

«Ночь, улица, фонарь, аптека»

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

«О доблестях, о подвигах, о славе»

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…

Вино и страсть терзали жизнь мою…

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла…

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

«Россия»

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,-

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле —

Одной слезой река шумней

А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

 

«Летний вечер»

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошенной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей — красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

 

Владимир Владимирович Маяковский

 

«Послушайте!»

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит —

чтоб обязательно была звезда! —

клянется —

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

 

«Лиличка!» (Вместо письма)

Дым табачный воздух выел.

Комната —

глава в крученыховском аде.

Вспомни —

за этим окном

впервые

руки твои, исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

День еще —

выгонишь,

можешь быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу,

тело в улицу брошу я.

Дикий,

обезумлюсь,

отчаяньем иссечась.

Не надо этого,

дорогая,

хорошая,

дай простимся сейчас.

Все равно

любовь моя —

тяжкая гиря ведь —

висит на тебе,

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят —

он уйдет,

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

мне

нету моря,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон —

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

мне

нету солнца,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

он

любимую на деньги б и славу выменял,

а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь,

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметенный карнавал

растреплет страницы моих книжек…

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

«Еще Петербург»

В ушах обрывки тёплого бала,

а с севера — снега седей —

туман, с кровожадным лицом каннибала,

жевал невкусных людей.

Часы нависали, как грубая брань,

за пятым навис шестой.

А с неба смотрела какая-то дрянь

величественно, как Лев Толстой.

Сергей Александрович Есенин

 

«Гой ты, Русь, моя родная»

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

«Мы теперь уходим понемногу»

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому что я с севера, что ли?

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

«Белая береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Марина Ивановна Цветаева

 

«Моим стихам, написанным так рано»

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

— Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

«Кто создан из камня, кто создан из глины»

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —

Тем гроб и нагробные плиты…

— В купели морской крещена — и в полете

Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня — видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной — воскресаю!

Да здравствует пена — веселая пена —

Высокая пена морская!

«Две руки, легко опущенные»

Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были — по одной на каждую —

Две головки мне дарованы.

Но обеими — зажатыми —

Яростными — как могла! —

Старшую у тьмы выхватывая —

Младшей не уберегла.

Две руки — ласкать — разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки — и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

Светлая — на шейке тоненькой —

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем непонято,

Что дитя мое в земле.

«Мне нравится, что Вы больны не мной»

Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной

Распущенной-и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что Вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не Вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем ни ночью — всуе…

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо Вам и сердцем и рукой

За то, что Вы меня — не зная сами! —

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце не у нас на головами,

За то, что Вы больны — увы! — не мной,

За то, что я больна — увы! — не Вами.

Осип Эмильевич Мандельштам

 

«Ленинград»

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,

До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! я еще не хочу умирать!

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

 

«Silentium»

Она еще не родилась,

Она и музыка и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди,

Но, как безумный, светел день.

И пены бледная сирень

В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста

Первоначальную немоту,

Как кристалическую ноту,

Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,

И, слово, в музыку вернись,

И, сердце, сердца устыдись,

С первоосновой жизни слито.

«Бесшумное веретено»

Бесшумное веретено

Отпущено моей рукою.

И — мною ли оживлено —

Переливается оно

Безостановочной волною —

Веретено.

Все одинаково темно;

Все в мире переплетено

Моею собственной рукою;

И, непрерывно и одно,

Обуреваемое мною

Остановить мне не дано —

Веретено.

Анна Андреевна Ахматова

 

«Сжала руки под темной вуалью»

Сжала руки под тёмной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

— Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру.»

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру»

«Мне голос был. Он звал утешно»

Когда в тоске самоубийства

Народ гостей немецких ждал,

И дух суровый византийства

От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,

Забыв величие своё,

Как опьяневшая блудница,

Не знала, кто берёт ее,-

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

«Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

«Лотова жена»

Жена же Лотова оглянулась позади

его и стала соляным столпом.

Книга Бытия

И праведник шёл за посланником Бога,

Огромный и светлый, по чёрной горе.

Но громко жене говорила тревога:

Не поздно, ты можешь ещё посмотреть

На красные башни родного Содома,

На площадь, где пела, на двор, где пряла,

На окна пустые высокого дома,

Где милому мужу детей родила.

Взглянула — и, скованы смертною болью,

Глаза её больше смотреть не могли;

И сделалось тело прозрачною солью,

И быстрые ноги к земле приросли.

Кто женщину эту оплакивать будет?

Не меньшей ли мнится она из утрат?

Лишь сердце моё никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

«Распятие»

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: «Почто Меня оставил?»

А Матери: «О, не рыдай Мене…»

                      * * *

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

«Разлука»

Вечерний и наклонный

Передо мною путь.

Вчера ещё, влюблённый,

Молил: «Не позабудь».

А нынче только ветры

Да крики пастухов,

Взволнованные кедры

У чистых родников.

Борис Леонидович Пастернак

 

«Февраль. Достать чернил и плакать!»

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

«Гамлет»

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Aвва Oтче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

 

«Любить иных – тяжелый крест»

Любить иных — тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Все это — не большая хитрость.

«Нежность»

Ослепляя блеском,

Вечерело в семь.

С улиц к занавескам

Подступала темь.

Люди — манекены,

Только страсть с тоской

Водит по Вселенной

Шарящей рукой.

Сердце под ладонью

Дрожью выдает

Бегство и погоню,

Трепет и полет.

Чувству на свободе

Вольно налегке,

Точно рвет поводья

Лошадь в мундштуке.

www.pkg.volga.ru

Сервис выучивания стихов наизусть — хватит зубрить стихотворения, учи стихи играя

Если Вам или Вашему ребенку необходимо выучить стих, но нет возможности или желания тратить огромное количество времени на многократное повторение стихотворного произведения, то интерактивный онлайн-сервис byheart.op-team.ru поможет Вам в этом.

Примечательно, что заучивать стихи с byheart.op-team.ru будет интересно как взрослым, так и детям. А самое главное, этот онлайн-сервис работает совершенно бесплатно, и позволяет быстро и легко в игровой форме выучить любое стихотворение, независимо от его размера и степени сложности.

Как это работает?

Все специалисты единодушны в своем мнении — человеческий мозг способен надолго запомнить ту или иную информацию только в результате длительного повторения. Создатели онлайн-сервиса byheart.op-team.ru не стали «изобретать велосипед», и взяли за основу работы ресурса все тоже повторение, но только изменили его форму.

Вам не нужно будет из раза в раз повторять одни и те же строки, пока Вы их не запомните. Повторение стихотворения будет напоминать увлекательную игру. Строки стиха превратятся в словесные пазлы, из которых нужно будет сложить целую картину — стихотворное произведение.

Для изучения стихотворения предусмотрено шесть уровней. Уровень считается пройденным, если Вы сумеете без ошибок «собрать» из разрозненных и перемешанных строк предложенный фрагмент стихотворения. Конечно же, перед этим Вам необходимо будет хотя бы раз прочитать этот фрагмент (куда же без этого!). Но ведь один или два раза прочитать намного легче, чем повторять его сотню раз.

Если Вы допустите хотя бы одну ошибку, Вам придется проходить уровень заново. Каждый уровень сложнее предыдущего, что добавляет всему процессу изучения стихотворения нотку увлеченности и азарта.

Почему стоит учить стихи вместе с byheart.op-team.ru?

Реалии нашей жизни таковы, что большинство школьников (да и взрослых тоже) практически все свое свободное время проводят за компьютером. Так почему бы не совместить приятное занятие с полезным — и за компьютером посидеть, общаясь с друзьями в чате, и стих выучить. Тем более, что игровая форма заучивания стихов, представленная онлайн-сервисом byheart.op-team.ru, позволяет выучить стих намного быстрее, чем путем многократного повторения.

Дополнительным преимуществом онлайн-сервиса byheart.op-team.ru может стать тот факт, что ребенка не нужно будет заставлять заучивать стих, поскольку он и так будет проводить время за своим любимым компьютером, но только с пользой для обучения.

Также рекомендуем ознакомиться:

byheart.op-team.ru

Как быстро выучить стих наизусть по литературе

Многие школьники сталкивались с ситуацией, когда им быстро выучить стих просто необходимо, но вот времени на это практически не остаётся. Существует эффективная методика, которая даёт ответ на вопрос, как быстро выучить стих на перемене, ещё до урока, обеспечивающая ускоренное запоминание. Скажем прямо: методика не слишком проста, но при желании её можно освоить.

Инструкция для заучивания

  1. Для того чтобы быстро выучить стих, его следует 2–3 раза прочитать вслух.
  2. В процессе чтения лучше действовать методом ассоциаций, мысленно представляя картину, о которой говорится в стихотворении. В голове после этого что-нибудь да должно остаться обязательно.
  3. Стихотворение нужно прочитать ещё один раз, но уже в более медленном темпе, стараясь запоминать форму и времена слов.
  4. Для того чтобы подключить ещё один вид памяти, нужно переписать стихотворение на бумагу. При этом стоит проговаривать стихотворение вслух. Пропускать этот момент не стоит, так он позволит выучить стих ещё быстрее.
  5. Для того чтобы упростить процесс запоминания, можно разбить каждую строфу стихотворения на несколько ещё более мелких частей.
  6. Непосредственно заучивать стих нужно только с того листа бумаги, на который он был переписан. Несколько раз прочитайте первую строчку, а потом повторите её вслух, уже не глядя на лист. Затем следует прочитать первую и вторую строчку вместе, после чего повторить их вслух все вместе. Далее следует так поступить с первой, второй и третьей строчками, каждый раз добавляя ещё по одной. Однако учить таким образом целое стихотворение вовсе необязательно. Новый цикл может быть начат с 4–8 строк.
  7. Иногда бывает так, что некоторые места в стихотворении никак не поддаются заучиванию. В основном, это происходит на стыке так называемых циклов. Поэтому можно написать на руке шпаргалку со словом, с которого начинается цикл, трудный для запоминания. https://otmetim.info/kak-bystro-vyuchit-stix/
  8. Данный способ заучивания стихов весьма эффективен и позволяет любому человеку даже безо всякой тренировки выучить несколько страниц текста за 1 час. Однако, если у вас имеется ещё немного времени в запасе, то начните заучивать стих за 2 дня до его сдачи. В первый день данному процессу нужно уделить 20 минут перед сном, а во второй увеличить это время до 1 часа. Ведь ни для кого ни секрет, что ночью человек осмысливает то, что выучил. В итоге стихотворение, заученное таким образом, будет отскакивать как от зубов.

Рекомендуем сохранить эту страницу в закладки (нажмите Ctrl+D). Проблемы с заучиванием могут возникнуть, если вы не выспались. Чтобы улучшить память, старайтесь спать не менее 7 часов в сутки, дышите свежим воздухом, бывайте почаще на природе, занимайтесь спортом. 

Другой метод

Попробуйте сервис для заучивания стихов.

Как пользоваться

1. Вставьте текст (стих, диалог – что угодно) и нажмите «Далее».
2. После нажатия некоторые слова текста будут скрыты. Попробуйте прочитать небольшую часть текста (2 четверостишия, если стих), вспоминая скрытые слова. Если не можете вспомнить, слово можно подсмотреть, выделив его мышкой.
3. Нажмите «Далее →» еще раз – будут скрыты другие слова. После 4 минут повторений текст должен хорошо запомниться (чем больше текст, тем больше нужно времени), его будет намного легче выучить. Если необходимо увеличить сложность, введите в поле «Сколько слов пропускать» число 2. Старайтесь представлять и осознавать то, что читаете.

Нажмите «Далее», когда текст введен


Сколько слов пропускать:
    © otmetim.info

Поделиться (а можно добавить в закладки, нажав Ctrl+D):

otmetim.info

Стихи для заучивания наизусть детям 5-6 лет

Владимир Степанов 
В ЛЕСУ ОСИНОВОМ

В лесу осиновом 
Дрожат осинки. 
Срывает ветер 
С осин косынки. 
Он на тропинки 
Косынки сбросит — 
В лесу осиновом 
Наступит осень.

***

Что такое День Победы 

Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
 Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
 Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
 Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
 Это значит – нет войны.
(А. Усачёв)

***

Что подарит лето? 

— Что ты мне подаришь, лето?
— Много солнечного света!
В небе радугу-дугу!
И ромашки на лугу!
— Что ещё подаришь мне?
— Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
землянику и грибы!
Подарю тебе кукушку,
Чтобы, выйдя на опушку,
Ты погромче крикнул ей:
«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
 Нагадала много лет! 
В.Орлов

***

А. Плещеев «Весна милей»

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…

***

С. Есенин «Черемуха»

Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

***

С. Маршак «Апрель»

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

***

Б. Заходер «Ласточка»

Улетела Ласточка
За тридевять земель…
Возвращайся, Ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна!

***

Разговор с мамой 

 Сын зовет: — Агу, агу! — 
Мол, побудь со мною!
А в ответ: — Я не могу,
Я посуду мою!
Но опять: — Агу, Агу! —
Слышно с новой силой.
И в ответ: — Бегу, бегу,
Не сердись, мой милый! 
А. Барто.

***

Воскресенье

Воскресенье — вот везенье! 
Воскресенья так нужны! 
Потому что в воскресенье 
Мама делает блины. 
Папа к чаю чашки моет. 
Вытираем их вдвоем, 
А потом мы всей семьею 
Чай с блинами долго пьем. 
А в окошко льется песня, 
Я и сам запеть готов, 
Хорошо, когда мы вместе, 
Даже если нет блинов.
Олег Бундур

***

Семья

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья!

***

Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышко не видно,
Тёмны, тёмны ночи.
А. Плещеев.

***

«Пчёлка»

Села в полдень искристый
Пчёлка в клевер душистый.
Снял шалун колпачок
И накрыл им цветок.
«Ж-ж!» – и пчёлка мальчонку
Укусила в ручонку.
Не ломай мой цветок,
Дай собрать мне медок.
Им ведь всех и тебя
Угощать буду я!
В. Паспалеева

***

«Вечером»

Кив-кив-кив, беда, беда! –
Индюшата плачут. –
Темнотища-темнота
Нашу маму прячет!
Нам домой не попасть,
Угодим мы волку в пасть!
Вдруг с гнилушки на сучок
Скачет юркий светлячок:
Я бегу, бегу, бегу,
Помогу, оберегу,
Лес дремучий освещу, Вашу маму разыщу!
М. Мревлишвили

***

«Золотая рыбка»

Золотая рыбка чешуей сверкает:
Ах-ах-ах, ах-ах-ах.
Хвост, как из вуали,
Нежно распускает
Так-так-так, так-так-так.
Машет плавниками, еле шевелит.
Не спит, не спит, не спит.
В водорослях спрятаться
Поскорей спешит.
Спешит, спешит, спешит.
Е. Алябьева

***

«Тополиные пушинки»

Тополиные пушинки
Лёгкие, как пух.
Разлетаются повсюду,
Словно туча мух.
Пух-пух-пух, пух-пух-пух.
Мухи белые на крыше.
В парке на траве,
На дорогах, тротуарах,
Бабка охает и стонет:
– Ой! Белье мое утонет.
Ой! Попала я в беду.
Ой! Спасите! Пропаду!
С. Михалков

***

«Голубые варежки»

Баю-баю-баюшки,
Голубые варежки.
Мама шила, вышивала,
Где с трудом, а где легко.
Крепкой ниткой пришивала
Настенькино имечко.
Баю-баю-баюшки,
Именные варежки.
А. Прокофьев

bugaga.ru

Как учить стихи | Блог 4brain

Статью, которую вы прочитаете на этой странице, прислал нам Николай Пономарев. В ней рассматриваются основные приемы того, как быстро учить стихи наизусть. Автор предлагает вашему вниманию 2 метода: традиционный (поэтапное «зазубривание») и новый (с использованием особенностей репрезентативных систем человека). Оба метода были опробованы, а результаты заучивания  проанализированы. В результате, чего автор пришел к выводам, как все-таки легче и эффективнее учить поэтические произведения. Данные методы могут быть полезны школьникам, родителям, а также все интересующимся поэзией и принципами целенаправленного запоминания.

Учим по старинке

Учить стихи советуют по-разному, чьи-то рекомендации начинаются с того, что нужно сконцентрироваться, успокоиться и отстраниться от внешнего мира. И в таком полувегетативном состоянии можно очень легко и быстро… заснуть. Нет, серьезно. Лично для меня никогда не было проблемой учить стихи с включенным телевизором.

Долгое время, самым «ценным» и доступным методом, считался метод многократного построчного заучивания («Строчка за строчкой»). Суть данного метода проста. Нужно несколько раз подряд повторять сначала первую строчку, потом вторую, потом повторять первую и вторую, потом беремся за третью и четвертую строчку, и наконец, пытаемся вспомнить четверостишие.

Попробуйте запомнить этим способом следующее четверостишие (здесь и далее стихотворение Бориса Пастернака «Три варианта» 1914 год):

Когда до тончайшей мелочи

Весь день пред тобой на весу,

Лишь знойное щелканье белочье

Не молкнет в смолистом лесу.

Как правило, на заучивание стихотворения таким способом уходит много времени, особенно если вы пытаетесь выучить несколько четверостиший. Но многократное повторение не убережет от забывания. Вспомните, сколько раз в своей жизни вы слышали какую-нибудь песню многократно, а таких песен точно наберется несколько десятков. И сколько этих песен вы помните наизусть?

Для того чтобы запоминание проходило гладко, необходима помощь для памяти в виде неких «костылей». Очень часто трудно вспомнить начало строчки, и как следствие всю строчку. Поэтому второй метод заключается в запоминании первых слов или букв каждой строчки.

И млея, и силы накапливая,

Спит строй сосновых высот.

И лес шелушится и каплями

Роняет струящийся пот.

Аббревиатуру — ИСИР, запомнить очень легко, но иногда сложно вспомнить, а что же означает та или иная буква. Если использовать слова, то получится: И, Спит, И, Роняет. Уже легче.

Запоминаем по-новому

Как известно, все в человеке взаимосвязано. Психологи уверяют, что если «улыбнуться» в плохом настроении, то ваше настроение улучшиться, а все из-за того, что в организме произойдет обратная реакция. Ведь до этой «улыбки», вы улыбались множество раз, правда, до этого источником этих улыбок был мозг (мозг и мышцы лица). За многолетние улыбки у человека образуется настолько устойчивая связь между мозгом и мышцами лица, что это может провести к обратной реакции — когда мышцы лица воздействуют на мозг, который отвечает улучшением настроения.

Если учесть, что некоторые психологи, правда, довольно условно, разделяют людей на: аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов, то имеет смысл определиться с тем, к какому виду людей вы относитесь.

Основанием для разделения на указанные группы, является преимущественный способ получения информации из внешнего мира. Человек, который опирается на зрение (зрительные образы), является визуалом. Тот, кто опирается на слух (речь, музыка), является аудиалом. Кинестетик опирается на обонятельно-осязательный канал информации. Дискретик (дигитал) большее значение придает  субъективно-логическому осмыслению сигналов полученных по всем вышеуказанным каналам.

Определить свой тип несложно, на бескрайних просторах интернета есть множество тестов позволяющих это сделать. Но делать это не обязательно. Можно использовать все ниже и вышеперечисленные способы изучения одновременно и выбрать тот, который вам покажется наиболее эффективным в запоминании стихотворений именно в вашем случае.

Аудиалы, представьте, что вы композитор, каждое слово стихотворения отзывается звуком, вы слышите как гремит гром, как бьется стекло, шумит ветер. Попробуйте:

  • уловить ритм стихотворения;
  • придумать (подобрать) мелодию к стихотворению;
  • прочитать несколько раз в слух;
  • прочитайте с чувством, с толком, с расстановкой.

Визуалы, попробуйте:

  • увидеть (вообразить) то о чем говорится в каждой строчке;
  • нарисовать стихотворение;

Представьте что вы режиссер и снимаете ролик по стихотворению, подумайте какой бы видеоряд вы подобрали.

Кинестетики, попробуйте встать. С этого момента вы драматический актер. Читайте стихотворение, сопровождая чтение движениями рук, ног, головы.

Дигиталы, прочтите и подумайте: что хотел сказать автор написав стихотворение? Какова цель? Суть? Попробуйте любой (или несколько) способ рекомендованный аудиалу, визуалу, кинестетику.

Задание на проверку

Теперь попробуйте выполнить небольшое задание. К примеру, вы можете взять и попробовать выучить стихотворение  Пушкина, Лермонтова или другого угодного вам поэта. Я предлагаю вам запомнить следующий отрывок стихотворения разными способами. Первое четверостишие выучите так, как это рекомендовано аудиалу, второй — визуалу, третий — кинестетику, четвертое — дигиталу.

Сады тошнит от верст затишья.

Столбняк рассерженных лощин

Страшней, чем ураган, и лише,

Чем буря, в силах всполошить.

 

Гроза близка. У сада пахнет

Из усыхающего рта

Крапивой, кровлей, тленьем, страхом.

Встает в колонны рев скота.

 

На кустах растут разрывы

Облетелых туч. У сада

Полон рот сырой крапивы:

Это запах гроз и кладов.

 

Устает кустарник охать.

В небе множатся пролеты.

У босой лазури — походь

Голенастых по болоту.

 

Года два назад мне вдруг захотелось почитать стихи, а те которые понравятся выучить. Я взял сборник Бориса Пастернака, и каждый день, на протяжении двух недель, я запоминал по два стихотворения (в среднем по 5 четверостиший в каждом). Чтобы запомнить заученный материал надолго, нужно периодически повторять стихи. Вечером я запоминал, а утром по дороге на работу вспоминал заученное вечером. Как правило, я учил стоя, и пытался представить образ каждого слова (то, что рекомендовано визуалу).

Чем больше вы помните и знаете, тем больше вы запомните и узнаете нового. Ведь новая информация записывается в память на уже имеющуюся информацию.

В заключении данной статьи представлена оставшаяся часть стихотворения Бориса Пастернака. Так получилось, что осталось последнее четверостишие, запомните его так, как вам будет удобно.

И блестят, блестят, как губы,

Не утертые рукою,

Лозы ив, и листья дуба,

И следы у водопоя.

Не забудьте сообщить читателям о своих наблюдениях и практике применения изложенных в статье способов запоминания стихотворений.

Автор: Николай Пономарев.

Также обратите внимание на уроки по развитию памяти на нашем сайте.

4brain.ru

7 причин, почему заучивать стихи наизусть полезно + 7 лучших поэтических сборников Книжного Клуба!

«Из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия», — писал Кант в «Критике способности суждения». А учёные давно доказали, что заучивать стихи наизусть полезно для мозга и общего развития личности. Вот несколько причин:

1. Когда человек учит стихи, то он синхронизирует свой мозг с образом мыслей гениев. Человек запоминает обороты. Речь такого человека становится более афористичной и развитой.
2. Увеличивается способность к запоминанию информации – становится легче учить иностранные языки! Это объясняется тем, что наша память поддается тренировке – как и мышцы.
3. Мышление становится ярким и образным, развивается способность к созданию ассоциаций, что помогает в творчестве и в повседневных задачах.
4. Тренируется чувство ритма.
5. Иосиф Бродский, заставляя своих студентов учить стихи наизусть, говорил, что каждое выученное стихотворение можно считать своим. Когда вы знаете стихотворение наизусть, вы можете использовать его в подходящих ситуациях, а также оно становится частью вас.
6. Когда вам скучно, вы можете вместо бессмысленного чтения новостей или интернет-серфинга вспоминать заученные стихи, которые, несомненно, придадут вашей повседневности очарование и помогут держать в тонусе память.
7. Расширяется кругозор и словарный запас!

В действующем каталоге Книжного Клуба вы можете приобрести в превосходных подарочных изданиях 7 сборников стихотворений известнейших и любимых поэтов: Омара Хайяма, Александра Блока, Анны Ахматовой, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского и многих других. Членам Клуба – скидка!

Увлекательного чтения!

Ваш Книжный Клуб

1. «Рубаи», Омар Хайям

Мудрые четверостишия Омара Хайяма, выдающегося персидского поэта и мыслителя XII века, занимают особое место в сокровищнице мировой культуры. Его рубаи цитируют все, кто любит меткое слово от тамады на пышную свадьбу в умудренного жизнью отшельника-писателя. На протяжении многих веков они привлекают ценителей изящного своим дорогим словесным огранке. В филигранном четверостишии Хайяма умещается весь жизненный опыт человека, отражены соображения любого мыслящего души: веселый спор с Судьбой и печальный диалог с Вечностью. Хайям сделал жанр рубаи широко известным, довел эту поэтическую форму до совершенства и оставил потомкам вечное послание, наполненное редкой свободой духа.

Эта книга — драгоценный трофей истинного библиофила. Каждую его страницу можно рассматривать не спеша, со вкусом. На фарфоровой поверхности бумаги рождаются тончайшие арабески персидского шелка — словно воспоминание упоминание о тех золотых временах, когда искусством именовались только шедевры, а мудрость жизни умещалась в четыре поэтические строки.

2. Сборник «Русь моя, жизнь моя…», Александр Блок

В этот том вошли многие стихотворения Александра Блока из составленного им «романа в стихах», пронзительные стихотворения о России, поэмы «Возмездие» и «Двенадцать», пьесы, проза разных жанров. Личность Александра Блока, его судьба в неразрывности жизни и литературы — вот объединяющая идея книги. Представлены также фрагменты его дневников и записных книжек, избранные письма, воспоминания современников о Блоке. Печатаются все произведения поэта, включенные в основные российские школьные программы по литературе.

3. Сборник «Серебряный век. Стихотворения»

Лирический дневник эпохи! Серебряный век – удивительный период в истории русской культуры. Это было время интеллектуальных прозрений и социальных потрясений, получившее широкое воплощение в искусстве и литературе. В книге вы найдете шедевры мастеров той эпохи.

4. «Стихотворения. Поэмы», Анна Ахматова

Анна Ахматова — признанный поэт еще в 20-е годы ХХ века, человек с драматичной судьбой, подвергалась замалчиванию, травле, цензурированию. Однако еще при жизни ее поэзия была любима миллионами читателей, а имя уже тогда окружала слава среди почитателей поэзии, как в СССР, так и за рубежом. Тонкое понимание психологии чувства и осмысление общенародных трагедий ХХ века и сейчас привлекают читательский интерес к творчеству А. Ахматовой.

5. Сборник «Избранное», Андрей Вознесенский

«Андрей Вознесенский ворожит-завораживает, иронизируя, играя, перетекая через ритм от звука, намека и недомолвок к всепоглощающему смыслу в пространстве собственных слов и строф,» – писал Эрнст Неизвестный. Поэтические озарения большого поэта возникают в обыденной жизни, но этим они еще более ценны. При всех открытиях в области звуковых метафор, видеом, кругометров А. Вознесенский не теряет главное свойство своей поэзии – нежный трагический лиризм. Автор либретто к знаменитой рок-опере «Юнона и Авось», объехавшей весь мир, всенародно любимых романсов «Сага», «Белый шиповник», песен, среди которых «Миллион роз», «Вальс при свечах», «На бис», «Часы»… Все эти песни и другие, любимые читателями стихотворения, собраны в этой книге.

6. «Стихотворения», Роберт Рождественский

Роберт Рождественский родился поэтом. Его интонацию не спутаешь ни с какой другой. В шестидесятые годы, когда поэзия вырвалась на площади и стадионы, он заявил о себе громко, ершисто, обращаясь к своим сверстникам, «парням с поднятыми воротниками», таким же, как и он сам. А потом был «Реквием», и лирика, и пронзительные последние стихи. И конечно, песни — они звучали по радио, их пела вся страна, они становились лейтмотивом наших любимых картин. Достаточно вспомнить хотя бы это: «Не думай о секундах свысока…».
Роберт Рождественский, поэт и человек, предстает перед нами со страниц этой книги.

7. Сборник «Ночи безумные, ночи бессонные. Эротическая проза и поэзия»

Лицам, не достигшим 18 лет, данный товар выслан не будет.

Каждая строка этих произведений пронизана пылкой чувственностью и неудержимым желанием. Пикантные и где-то неожиданные творения А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Северянина, А. Фета, М. Цветаевой, М. Волошина и других поэтов доставят истинное удовольствие ценителям откровенной литературы.

bookclubby.livejournal.com

Как быстро и легко выучить стих наизусть: ТОП-7 советов

Прочитайте стихотворение и поймите, о чем идет речь. Затем прочитайте его еще раз, но уже медленнее, стараясь почувствовать метрику и ритм. Далее обязательно найдите незнакомые слова в тексте и уточните их значение в словаре или справочнике. Теперь заучивайте стих по одной строфе, одновременно представляя описанное автором.

При необходимости вы также можете несколько раз переписать стихотворение – написание займет дополнительное время, но процесс запоминания будет эффективнее. Это классический алгоритм. А теперь приведем ТОП-7 методов, которые помогут вам учить стихи еще быстрее.

Содержание:

  1. Учим стихотворение за 5 минут
  2. Используем диктофон и зеркало
  3. Переписываем и перепечатываем
  4. Осознаем смысл и авторскую позицию
  5. Понимаем метрику
  6. Подключаем воображение
  7. Используем онлайн-сервисы
  8. Резюме

Как выучить стих наизусть за 5 минут

За 5 минут подросток может выучить наизусть стихотворение из 1-2 строф. Объемное и лексически сложное произведение реально заучить только при наличии феноменальной памяти. Но попытаться стоит в любом случае. Для начала прочтите стихотворение с выражением. У вас нет времени на ознакомление: постарайтесь сразу уловить ритм и осознать содержание. Лучше всего читать вслух.

Не читайте для того чтобы читать – не проговаривайте слова впустую, а старайтесь представлять себе то, о чем пишет автор.

При нехватке времени стоит подключить максимум эмоций и образное восприятие – образы быстрее всего откладываются в нашей памяти. Читайте и одновременно рисуйте картины в своем воображении. Если стих небольшой – перепишите его, это поможет максимально быстро запомнить и содержание, и лексическое выражение.

Используем диктофон и зеркало

Если у вас есть хотя бы один вечер на изучение стихотворения – попробуйте подготовиться так, как это делают профессиональные актеры. Чаще всего в ходе самостоятельных репетиций они используют диктофон и зеркало. Для предварительной подготовки прочтите произведение несколько раз. Первый – как обычный текст, второй – в попытке понять смысл и уловить ритм, третий – мысленно рисуя картины происходящего в своей голове.

Не пропуститеКак развить память и внимание: упражнения, советы и методики

Используем зеркало. Встаньте перед зеркалом. Желательно, чтобы вы отражались во весь рост. Представьте себя профессиональным актером, а лучше автором произведения. Читайте стихотворение, глядя то на текст, то в зеркало. Причем чем дольше вы сможете смотреть в зеркало – тем лучше. Возможность видеть себя в процессе декларирования хорошего произведения дает поразительный эффект – вы не только быстрее запоминаете текст, но и учитесь лучше читать его, корректируете подачу и умение держаться на публике.

Используем диктофон. После того, как произведение частично заполнено – читайте его и записывайте свой голос на диктофон. После этого прослушайте запись. Скорее всего, в момент пауз вы будете поправлять сами себя, не понимая, как могли забыть столь явные вещи. Оцените выразительность речи. После этого запишите свое прочтение еще раз. При этом читайте стихотворение, стараясь исправить предыдущие ошибки. Повторяйте до тех пор, пока не останетесь хотя бы на 90% удовлетворены собой. Это поможет не только быстрее запомнить произведение, но и придаст вам необходимую уверенность.

  Рейтинг ТОП-7 лучших онлайн школ
Перейти на сайт школы

Онлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач.
Перейти на сайт школы

Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.

Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урок

Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.

Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урок

Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.

Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урок

Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.
Перейти на сайт школы

Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.
Перейти на сайт школы — Бесплатная регистрация

Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Как быстро выучить стихотворение наизусть, переписывая его

Некоторые люди легче запоминают информацию, если имеют возможность записать или перепечатать ее. Есть мнение, что это вредная привычка, привитая нам в школе – якобы конспектировать все произнесенное преподавателем не самая лучшая идея. Но факт остается фактом: если вы запишите или перепечатаете произведение, то велика вероятность того, что вам удастся быстрее и проще выучить его наизусть. Используйте эту возможность.

Что важно учесть:

  • Переписывайте стихотворение без спешки.
  • Одновременно проговаривайте слова вслух.
  • Пишите разборчиво, лучше всего печатными буквами.
  • Старайтесь переписывать по памяти.
  • Обязательно сверяйтесь с оригиналом.

Перепечатывать произведение рекомендуется только в тех случаях, если вы привыкли делать конспекты именно в печатном виде.

Способ также подойдет людям, которые часто общаются в сети – например, в социальных сетях.

Вы привыкли получать информацию в виде печатных букв, потому лучше всего напечатать стихотворение. Также можете запостить его на странице в соцсети или отправить другу по переписке – тогда произведение будет играть для вас особую роль, и для его запоминания вы подключите максимум эмоций.

Осознаем смысл и авторскую позицию

Если вы думаете, как выучить стих за 5 минут или запомнить его в максимально сжатые сроки, стоит сразу попытаться уловить смысл. Многие из нас привыкли читать механически, не обращая внимания на содержание. Это похоже на проверку скорости чтения в начальных классах – не имеет значения понимание сути написанного, главное прочитать его как можно быстрее. Ключевая причина – полное отсутствие интереса к произведению, к его содержанию и культурной ценности.

Гораздо проще учить стих, который вам удалось прочувствовать. Для этого постарайтесь понять смысл сказанного в деталях. Для начала устраните любые недопонимания, уточните значение непонятных слов. Часто в стихотворениях присутствуют архаизмы, метафоры и заимствования. Очень важно знать их трактовку – тогда слова перестанут быть для вас непонятными, и запомнить их будет гораздо проще, равно как и уловить смысл произведения в целом.

Представьте, что вам предстоит выучить наизусть собственное стихотворение. С каким выражением вы бы его читали? Что бы чувствовали, каким персонажам сопереживали бы.

Вам в помощь открытые источники в сети – узнайте об истории написания этого произведения, о состоянии автора в тот момент, о его жизненной и творческой позиции в целом. Понимание поэта крайне важно для понимания его стихов.

Как легко выучить стих наизусть, поняв его метрику

Де-факто метрика – это строение, структура стихотворной строки. Из множества понятий, которые входят в этот термин, нас будет интересовать размер и ритм. Постарайтесь разобраться в этих понятиях – лишними они точно не будут, вам наверняка предстоит написать еще не один тест по литературе. Информация более всего полезна для учащихся 7-11 классов.

Не пропустите: Куда и на кого пойти учиться после 9 класса

Размер стихотворения – это упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов. Написанные в соответствии с классическими канонами стихи звучат музыкально, в них сразу чувствуется ритм. Именно благодаря размеру. Отметим ключевые:

Хорей – стопа двусложная, ударение падает на 1-й слог.
Схема: ! — ! —
Пример:
БУ ря МГЛО ю НЕ бо КРО ет

Ямб – стопа двусложное, ударение на 2-й слог.
Схема: — ! — !
Пример:
по ДО му БРО дит ПРИ ви ДЕ нье
весь ДЕНЬ ша ГИ над ГО ло ВОЙ

Дактиль – стопа трехсложная с ударением на первый слог.
Схема: ! — — ! — —
Пример:
МОЛ ча си ЖУ о жи ДА я сиг НА ла
СЛЫ шен стук СЕР дца да СТУК тем но ТЫ

Амфибрахий – стопа трехсложная, ударение на 2-й слог
Схема: — ! — — ! —
Пример:
я ПОМ ню звон КИ и по РОЙ ти ши НУ
сом НЕ ни я, ПОЛ ны е РОБ ких на МЁ ков

Анапест – стопа трехсложная, ударение на 3-й слог
Схема: — — ! — — !
Пример:
глу бо КО глу бо КО всей ду ШОЙ
я вдох НУЛ за пах ДВУХ го ро ДОВ

Для того чтобы определить размер стихотворения, разбейте его на слоги и отметьте ударные. Важно, чтобы вы расставляли ударения не в словах, а могли уловить ритм правильного прочтения.

Проверьте себя: по возможности уточните стихотворный размер в Интернете или найдите эту информацию в учебниках.

После того, как вы сможете уловить ритм, заучивать произведение будет гораздо легче – стих будет звучать музыкально. Это не касается произведений, написанных в свободном или усложненном авторском стиле. Так при изучении стихов Маяковского очень важно почувствовать авторский ритм, который выходит за рамки классических литературных канонов и отражает видение темпа самим поэтом.

Подключаем воображение

Как быстро выучить стихотворение наизусть, если оно насыщено смыслом и характеризуется сложностью лексики? Необходимо подключить воображение и образное мышление. Практически во всех стихах поэты используют различные тропы, в частности метафоры, гиперболы, олицетворения. Потому важно понимать авторский замысел и не стремиться воспринимать все буквально. Для начала проверьте текст на наличие тропов и поймите, что хотел сказать поэт на самом деле.

Далее подключите образы. Дело в том, что наш мозг запоминает их гораздо лучше, чем слова в виде набора букв. Представляйте то, о чем пишет поэт. Будет это зимнее утро или важное историческое сражение – постарайтесь нарисовать картины в своей голове. Ко многим произведениям, кстати, художники делали иллюстрации. Иногда это делали и сами поэты – вспомните наброски А.С. Пушкина. Авторы описывали что-то, что могли представить себе. Представьте и вы.

Не пропустите: Сочинение на тему: «Зачем я изучаю русский язык?»

Обратите внимание, что учить стихотворения с сюжетом почти всегда проще, чем описание, скажем, пейзажей. А вот с попыткой запомнить монолог довольно сложно. В этом случае стоит подключить эмоции. Яркий пример – монолог Чацкого. Постарайтесь прочувствовать его и ощутить ту же ненависть, с которой герой выражает свою позицию. Поставьте себя на его место, мысленно перенеситесь в те события. Эмоциональный фон не только ускорит процесс запоминания, но и сделает его более интересным.

Как быстро выучить стих наизусть с помощью онлайн-сервисов

Разработчики предлагают студентам и школьникам довольно большой выбор программ, которые помогают быстрее учить произведения любой сложности. Отметим, что не все они эффективны- постарайтесь подобрать программы, которые уже были опробованы другими людьми – предварительно прочтите отзывы.

Это могут быть:

  • Программы.
  • Веб-сервисы.
  • Мобильные приложения.

Суть самых популярных заключается в подключении зрительной памяти: программа убирает из текста некоторые слова (например, каждое второе или третье) и вам предстоит вспомнить их. Далее вы переключаете режим, и убираются другие слова.

Практика показывает, что такой способ наиболее эффективен при изучении объемных стихов со сложной лексикой.

Но недостаточно пользоваться исключительно ими – вам как минимум нужно уточнить значение непонятных слов и определить ритм стихотворения.

Резюме

Выучить объемное стихотворение за 5 минут практически нереально – человек со стандартной памятью попросту не сможет запомнить весь объем использованной автором лексики. Но вот ускорить процесс, причем в разы – можно легко. Первое – поймите значение всех слов. Второе – определитесь с авторской позицией. Третье – выясните размер и ритм стиха. Четвертое – постарайтесь читать с выражением, используйте диктофон и зеркало (по возможности).

Пятое – подключите эмоции и воображение. Шестое – задействуйте образное мышление. Седьмое – не упустите возможность использовать эффективные сервисы и программы. Переписывайте и перепечатывайте произведение, репетируйте его прочтение. Тогда вам удастся выучить стих максимально быстро.

Как быстро и легко выучить стих наизусть

4.7 (93.33%) 12 vote[s]

info-profi.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о