«Учишься» или «учишся», как правильно пишется?
Слово «учишься» пишется с мягким знаком после шипящего как форма глагола 2 лица единственного числа настоящего времени.
Чтобы выбрать вариант написания слова «учишься» или «учишся», с мягким знаком или без него, определим сначала часть речи, к которой оно принадлежит.
Ты у́чишься в музыкальной школе?
Эта лексема обозначает действие и отвечает на вопрос: что делаешь?
Выявленные грамматические признаки указывают, что рассматриваемое слово является формой глагола «учиться».
Морфемный состав слова «учишься»
Определим, в какой части слова имеется орфограмма. С этой целью разберем его по составу. Глагол является возвратным, о чём свидетельствует постфикс -ся. Корнем является часть уч-, которая прослеживается в составе родственных слов:
- учить
- учитель
- учебник
- ученик.
По наличию глагольного суффикса -и-, который находится перед окончанием -ть в начальной форме глагола «учиться», отнесем его ко второму спряжению. Сначала запишем его морфемный состав:
учиться — корень/суффикс/окончание/постфикс.
Морфема -ишь в составе рассматриваемого слова «учишься» является личным окончанием, в чём удостоверимся, изменив глагол «учиться» по лицам и числам:
- 1 лицо я учу́сь — мы у́чимся
- 2 лицо ты у́чишься — вы у́читесь
- 3 лицо он у́чится — они у́чатся.
В итоге анализируемая форма глагола имеет следующий морфемный состав:
у́чишься — корень/окончание/постфикс.
Правило написания Ь после шипящих в глагольных формах
Выяснено, что слово «учишься» является формой второго лица единственного числа настоящего времени. После шипящего в личном окончании этой формы глагола обязательно пишется мягкий знак согласно орфографическому правилу:
После шипящих в неопределенной форме глагола, в формах 2 лица настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и повелительного наклонения пишется мягкий знак.
Ты у́чишься в восьмом классе?
Ты у́чишься игре на гитаре?
Мягкий знак служит в этих случаях не для смягчения согласных, а для указания грамматических форм глаголов, например:
1. неопределенная форма глагола
- беречь,
- лечь,
- увлечь,
- стеречь;
2. форма 2 лица настоящего и будущего времени
- рисуешь,
- купишь,
- постелешь,
- расскажешь,
- уйдешь;
3. формы 2 лица единственного и множественного числа повелительного наклонения
- отрежь — отрежьте,
- съешь — съешьте,
- обозначь — обозначьте,
- утешь — утешьте.
Сделаем вывод
После шипящего в форме глагола 2 лица настоящего времени изъявительного наклонения «учишься» пишется мягкий знак.
Аналогичное написание с мягким знаком после шипящих имеют такие же формы всех глаголов независимо от их спряжения, например:
- гулять — ты гуляешь;
- рассказать — ты расскажешь;
- бороться — борешься;
- пилить — ты пилишь;
- раскрасить — ты раскрасишь;
- отправиться — ты отправишься.
Спрягаем глагол учиться онлайн
Спрягаем глагол учиться онлайн skloneniya.ruучиться — глагол, непереходный, несовершенный вид.
Настоящее время, изъявительное наклонение | ||
---|---|---|
Лицо | Единственное число | Множественное число |
1 | учусь | учимся |
2 | учишься | учитесь |
3 | учится | учатся |
Глагол учиться в будущем времени употребляется либо в форме совершенного вида, либо с использованием связки «буду»: буду учиться, будет учиться, будут учиться и т.п.
Прошедшее время, изъявительное наклонение | |||
---|---|---|---|
Единственное число | Множественное число | ||
Мужской род | Женский род | Средний род | |
учился | училась | училось | учились |
Условное наклонение | |||
---|---|---|---|
Единственное число | Множественное число | ||
Мужской род | Женский род | Средний род | |
учился бы | училась бы | училось бы | учились бы |
Повелительное наклонение | |
---|---|
Единственное число | Множественное число |
учись | учитесь |
skloneniya.ru — склонение слов по падежам.
Склонение делается алгоритмически в автоматическом режиме и может быть неверным. Используйте сайт исключительно для самопроверки.
↑
Морфологический разбор слова учиться онлайн
Слово ‘учиться’
Слово учиться является Глаголом (это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»).
У глагола
- Возвратный/Невозвратный — слово ‘учиться’ является возвратный;
- Переходный/Непереходный — слово ‘учиться’ это непереходный глагол. ; Глагол ‘учиться’ относится к несовершенному виду.
- Первое лицо: Я — учусь/ Мы — учимся;
- Второе лицо: Ты — учишься/ Вы — учитесь;
- Третье лицо: Он/Она/Оно — учится/ Они — учатся.
- Пример изъявительного наклонения: Литвинов отправился за границу учиться агрономии и технологии.
- Пример cослагательного наклонения: Учился бы лучше, чем футбол гонять.;
- Пример повелительного наклонения: Век живи — век учись.; род не определяется в инфинитиве
- Лицо — лицо глагола не определяется в инфинитиве;
Слово «учиться» значит:
- Усваивать, приобретать какие-либо знания, навыки.
- Быть учащимся какого-либо учебного заведения.
- Обучаясь, приобретать какую-либо профессию, специальность (прост.).
«УЧИТЬСЯ» — это Глагол. Обозначающая действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать?» или «Что сделать?». В предложении обычно выполняет роль сказуемого.
учИться
Ударение падает на слог с буквой И. На третью букву в слове.
Слово «учиться» — род род не определяется в инфинитиве
Глагол ‘учиться’ является несовершенным видом.
Лицо у глагола «учиться» — лицо глагола не определяется в инфинитиве
«УЧИТЬСЯ» — это возвратный глагол
Пример использования наклонений
Изъявительное
Литвинов отправился за границу учиться агрономии и технологии.
Сослагательное (условное)
Учился бы лучше, чем футбол гонять.
Повелительное
Век живи — век учись.
Время глагола «учиться» — время не определяется в инфинитиве
Слово «учиться» — относится к Второму спряжению
будешь учиться
будете учиться
будет учиться
будут учиться
Глагол в прошедшем времени
Она (ед. число)
Оно (ед. число)
Они (мн. число)
- распознать
- ябедничать
- натрудить
- нагибать
- паразитировать
- распустить
проводиться- алкать
- протыкать
- размыслить
I склонение, мн. ч. II спряжение (наст. вр.) в латинском языке
I склонение, мн. ч. II спряжение
Quidquid discis, tibi discis.
Чему бы ты ни учился, учишься для себя.
Познакомимся теперь с множественным числом существительных I склонения. Обратите внимание на genetivus pluralis: если мы отбросим окончание -rum, останется чистая основа.
I склонение, -a, pluralis
Pluralis | ||
Nom. | puellae pulchrae красивые девушки |
amīcae bonae хорошие подруги |
Gen. | puellā-rum pulchrā-rum | amicā-rum bonā-rum |
Dat. | puellis pulchris | amīcis bonis |
Асc. | puellas pulchras | amīcas bonas |
Abl. | puellis pulchris | amīcis bonis |
Voc. | puellae pulchrae | amīcae bonae |
Переведите:
Tullia et Iulia puellae Romānae sunt. Tunĭcae puellārum albae sunt. Puellae in silvam propĕrant, in silva cantant1 et saltant. Syra puellas vocat: «Tullia! Iulia! Properāte! Cena parāta iam est!» Puellae Syrae obtemperant, in villam propĕrant, sed Tullia maesta est et flet. Genae puellae lacrĭmis madĭdae sunt. «Cur, Tullia, fles?» — Syra puellam rogat. Et Tullia: «Poenam timeo, — inquit, — nam tunĭca nova iam sordĭda est». Syra ridet et puellam novā tunĭcā ornat. «O, quam bona es, Syra!» — puellae ancillam laudant.
alba белая
in (c abl.) в; in silva в лесу
canto, cantāre петь
salto, saltāre прыгать, плясать
voco, vocāre звать
cena, ae обед, еда
parāta, ae приготовленная, готовая
iam уже
obtempĕro, obtemperāre слушаться, повиноваться
villa, ае вилла, дача, имение
sed но
maesta печальная
flet плачет
gena, ае щека
madĭda мокрая, влажная
lacrĭmis madĭdae мокрые от слез (увлажненные слезами)
lacrĭma, ае слеза
poena, ае наказание
timeo я боюсь
inquit говорит
nam ибо; ведь
sordĭda грязная
ridet (она) смеется
orno, ornāre наряжать, украшать
quam как
bona хорошая
es ты есть
laudo, laudāre хвалить
Tulliae tunĭca sordĭda est.
Tullia flet.
Syra novam tunĭcam Tulliае
dat, Tullia ridet.
NB
1. in silvam propĕrant — они идут в лес; in silvā cantant — в лесу они поют.
Предлог in в сочетании с аккузативом отвечает на вопрос quo? куда?; в сочетании с аблативом отвечает на вопрос ubi? где?; переводится «в», «на».
Переведите:
Puellae in scholam propĕrant; puellae iam in scholā sunt. Ancillae in villam propĕrant; ancillae in villā labōrant.
labōro, āre работать
2. Дополнение к переходному глаголу в латинском языке всегда стоит в accusativus, даже если этот глагол имеет при себе отрицание, в отличие от русского языка, где при отрицательной форме сказуемого может употребляться родительный падеж:
Служанка готовит обед.
Служанка не готовит обеда.
Некоторые глаголы в латинском языке являются переходными, т. е. требуют прямого дополнения в accusativus, а соответствующие им по значению русские глаголы — непереходными и требуют какого-либо другого падежа. Напр.:
Мать руководит служанками.
Mater ancillas administrat.
3. В тексте встречается несколько глаголов, не похожих на I спряжение: timeo, ridet, flet, respondet. Это глаголы II спряжения.
II спряжение. Основа -e
— неопределенная форма
Praesens indicativi activi Настоящее время изъявительного наклонения действительного залога |
||
Лицо | Singularis | Pluralis |
1. | ride-o — я смеюсь | ridē-mus — мы смеемся |
2. | ride-s — ты смеешься | ridē-tis — вы смеетесь |
3. | ride-t — он, она смеется | ride-nt — они смеются |
Imperativus — повелительное наклонение | ||
ride! — смейся! | ridē-te! — смейтесь! |
Ко II спряжению относятся глаголы, основа которых оканчивается на гласный -ē.
Упражнения
1. Переведите предложения. Соблюдайте при переводе порядок слов, свойственный русскому языку:
Образец: Terentia filiam amat. — Теренция любит дочь.
Iulia Tulliam vocat. Domĭna ancillam malam non laudat. Ancillae domĭnae obtempĕrant. Syra puellae tunĭcam albam dat.
mala плохая
amo, amāre любить
2. Переведите предложения, используя приведенные в таблице падежные формы вопросительного местоимения. Ответьте на вопросы по-русски и по-латыни:
Quis Iuliam et Tulliam vocat? Cuius tunĭca sordĭda est? Quocum (= cum quo — с кем) Tullia in silvam propĕrat? Cui puellae obtempĕrant? Quem puellae laudant? Cuius filia Tullia est?
Luxuriae filia inopia est.
Pronomen interrogativum
Вопросительное местоимение
Nom. | quis? — кто? | quid? — что? |
Gen. | cuius? — кого? чей? чья? чье? | cuius? — чего? |
Dat. | cui? — кому? | cui? — чему? |
Асc. | quem? — кого? | quid? — что? |
Abl. | quo? — кем? | quo? — чем? |
Из жизни римлян
Terentia, Iulia, Aemilia, Tullia — это подлинные имена римских женщин. Имя римского гражданина обычно состояло из трех частей: 1. личное имя — praenomen; 2. родовое имя — nomen gentile; 3. прозвище — cognomen, напр., Publius Vergilius Maro, Marcus Porcius Cato. Сын сохранял родовое имя и прозвище отца, а личное имя ему иногда меняли; кроме того, он мог получить другое прозвище. Дочери получали в качестве личного имени родовое имя отца, следовательно, если отец происходил из рода Юлиев, то дочь звали Юлией, дочь Эмилия — Эмилией и т. д. Если в семье была другая дочь, ее называли Младшей, напр., Юлия Младшая (Minor), или Второй (Secunda), Третьей (Tertia). Дочь Цицерона звали Туллией, потому что имя ее отца было Marcus Tullius Cicero. Жену Цицерона звали Теренцией, следовательно, она была дочерью Теренция. О замужней женщине говорили: Terentia Ciceronis — Теренция Цицерона (подразумевалось: жена).
Урок 10 Тема 1 | Presente de Indicativo — Castellano.ru
¿Hablas español?
Все три темы Урока 10 мы посвящаем изучению глаголов в настоящем времени. В испанском языке это время называется Presente de Indicativo. Перед нами стоит задача рассмотреть спряжения правильных глаголов трёх групп и научиться правильно использовать испанское настоящее время в речи.
Мы уже знаем глагол ser, который имеет значение «быть», и с помощью которого мы можем описать любой предмет или человека, можем дать характеристику мне, тебе, нам, вам. Мы можем сказать: yo soy Carlos, tú eres español, María es camarera, nosotros somos amigos. Также знаем глагол estar, который указывает на местоположение какого-либо предмета или лица: tú estás en Madrid, yo estoy en casa, el perro está debajo de la mesa. Но мы не можем выразить другие действия, например: Я работаю на заводе, ты говоришь по-испански, они покупают хлеб.
Чтобы сказать «я работаю на заводе», тоже не достаточно просто знать как будет по-испански «работать», нам надо знать форму «я работаю». Само по себе слово «работать» — это начальная форма глагола, или инфинитив. О нём уже велась речь в предыдущем уроке. Голыми инфинитивами никто не разговаривает. Нельзя просто взять и сказать: Я работать на заводе, Мы учить испанский и свободно разговаривать по-русски. Эти глаголы мы должны поставить в правильную форму. Это делается достаточно легко с помощью окончаний, которые у каждого лица свои, и их нужно запомнить.
Как мы уже знаем, в испанском языке все инфинитивы делятся на 3 группы, которые традиционно называются спряжениями:
1) Глаголы, которые заканчиваются на -ar — относятся к глаголам I-го спряжения. Например: hablar — разговаривать, trabajar — работать, comprar — покупать.
2) Есть также ряд глаголов, которые заканчиваются на -er. Это глаголы II-го спряжения: comer — кушать или comprender— понимать.
3) И существуют глаголы III-го спряжения, которые оканчиваются на -ir. Это такие глаголы, как escribir — писать и abrir — открывать.
В данном разделе мы рассмотрим только глаголы первого спряжения, то есть те, которые заканчиваются на -ar, а глаголам II и III спряжений посвятим следующую тему.
Приступим к изучению форм глаголов I-го спряжения. В качестве образца возьмём любой глагол, оканчивающийся на -ar, и проспрягаем его во всех лицах, как мы это делали с глаголами ser и estar. Пусть это будет глагол hablar — разговаривать.
yo — hablo — я разговариваю
tú — hablas— ты разговариваешь
él — habla— он разговаривает
ella — habla— она разговаривает
usted — habla— Вы разговариваете
nosotros/as — hablamos— мы разговариваем
vosotros/as — habláis— вы разговариваете
ellos — hablan— они разговаривают
ellas — hablan— они разговаривают
ustedes — hablan— Вы разговариваете
Yo hablo español — Я говорю по-испански
Tú hablas ruso — Ты говоришь по-русски
Nosotros hablamos mucho — Мы много разговариваем
Посмотрим, что произошло при спряжении этого глагола. Инфинитив hablar заканчивается на -ar. Это его окончание. Остальная форма habl- называется основой. При спряжении глагола окончание -ar исчезло, а к основе habl— прибавились окончания, отдельные для каждого лица: o, as, a, amos, áis, an. Потому они так и называются — личные окончания. По такому принципу спрягаются и все остальные глаголы I-го спряжения.
Проспрягай самостоятельно глагол trabajar — работать. Не забывай, что если -ar является окончанием, то trabaj- — это его основа. Именно к ней мы должны добавить личные окончания:
yo — trabaj …
tú — …
él / ella / Vd. — …
nosotros — …
vosotros — …
ellos / ellas / Vds. — …
Проспрягай следующие глаголы: comprar (покупать), escuchar (слушать), estudiar (учиться).
Pablo trabaja mucho — Пабло много работает
Nosotros compramos comida en esta tienda — Мы покупаем еду в этом магазине
¿Dónde estudias? — Где ты учишься?
No escucho música en coche — Я не слушаю музыку в машине
Как и в случае с глаголами ser и estar, со всеми остальными глаголами также можно опускать личные местоимения yo, tú, él и т.д.
Yo trabajo en la fábrica = Trabajo en la fábrica
Nosotros estudiamos español = Estudiamos español
Сами испанцы не любят чрезмерно часто использовать личные местоимения. Для них предпочтительным является второй вариант.
Скажи самостоятельно по-испански:
Мария работает в школе
Ты учишься или работаешь?
Вы учите испанский
Где твои родители покупают еду?
Чтобы посмотреть правильный перевод, подведи курсор к каждому предложению.
Отрицательные предложения с любыми глаголами строятся тоже очень просто — достаточно перед ними поставить частицу no.
Yo trabajo en esta empresa — Yo no trabajo en esta empresa
Estudiamos inglés — No estudiamos inglés
Скажи по-испански:
Она не слушает музыку
Я не покупаю новую машину
Вы не учитесь в школе (usted)
Приведём ещё небольшой ряд глаголов на -ar для разнообразия. Проспрягай их во всех лицах и запомни.
cantar— петь
bailar — танцевать
preparar — готовить
descansar — отдыхать
Составь по одному предложению с этими глаголами.
А теперь для проверки переведи на испанский язык:
Что поют дети?
Я хорошо танцую
Вы готовите еду дома? (vosotros)
Когда ты отдыхаешь?
Предлог a
В испанском языке существует очень важное и незыблемое правило, которое раз и навсегда нужно запомнить и ни на минуту о нём не забывать. Оно звучит таким образом: если какое-либо действие направлено на человека (например, звонить кому-то, слушать кого-то, ждать кого-то и т.д.), то перед человеком необходимо поставить предлог a. Глаголы при этом могут быть все абсолютно разными.
Ejemplo:
Escucho a Carlos — Я слушаю Карлоса
Daniel llama a su padre — Даниель звонит своему отцу
Esperamos a nuestros amigos — Мы ждём наших друзей
Предлог a не ставится, если действия направлены на неодушевлённые объекты.
Сравни:
María escucha música — Мария слушает музыку
María escucha a Ricardo — Мария слушает Рикардо
Los niños cantan una canción — Дети поют песню
Los niños cantan a sus padres — Дети поют своим родителям
Скажи самостоятельно по-испански:
Я звоню Анне
Карлоc покупает цветы своей маме
Они ждут учительницу
Как и в случае с предлогом de, предлог a также сливается с артиклем el, в результате чего появляется al.
a + el = al
Los alumnos escuchan al profesor — Ученики слушают учителя
Esperamos al señor Gómez — Мы ждём сеньора Гомеса
Составь самостоятельно предложения со следующими новыми глаголами, предварительно их проспрягав:
preguntar — спрашивать
contestar — отвечать
ayudar — помогать
explicar — объяснять
С помощью этих глаголов переведи предложения на испанский:
Что спрашивают ученики учителя?
Учитель отвечает ученикам
Мы помогаем нашей бабушке
Начальник объясняет работу своей секретарше
При этом, когда мы задаём вопрос ¿Кому ты звонишь? или ¿Кого они спрашивают?, нужно перед вопросительным словом quién также поставить предлог a.
¿A quién llamas? — Кому ты звонишь?
¿A quién preguntan ellos? — Кого они спрашивают?
Если случайно забыть предлог a, то получится не совсем красиво: ¿Quién llamas? — Кто ты звонишь?
Скажи по-испански:
Кому ты помогаешь?
Кому отвечает учитель?
Кого спрашивает начальник?
И последнее. Обязательно следи за правильным произношением глаголов с ударением на нужный слог. Ни в одном глаголе ударение никогда не ставится на окончание. Оно ставится на первый слог перед окончанием. Исключение составляют формы nosotros и vosotros, а также глагол estar.
Не говори: preparán, escuchó, hablá и т.д.
Сейчас мы начали очень серьёзную и нужную тему, которая поможет нам в значительной мере расширить наш испанский кругозор. Научись хорошо ориентироваться в формах испанских глаголов. Запомни их и потренируй на упражнениях.
Ejercicios
Упражнения
Ejercicio 1
Поставь глаголы в правильную форму
1. Yo (trabajar) en un hotel;
2. Luís (trabajar) como camarero en un café;
3. Tú (hablar) bien español;
4. David y Natalia (hablar) por teléfono;
5. Ustedes (comprar) ropa nueva;
6. Yo no (comprar) en este supermercado;
7. Vosotros (estudiar) medicina en la universidad;
8. Nosotros (estudiar) lenguas extranjeras;
9. Usted (escuchar) la radio en casa.
Ejercicio 2
Переведи предложения с испанского языка на русский
1. Jorge compra un coche nuevo;
2. Estudio español cada día;
3. Trabajamos en una empresa internacional;
4. ¿Dónde trabaja Vd.?
5. ¿Dónde estudias?
6. Los padres de Silvia bailan salsa;
7. ¿Ustedes no cantan?
8. Preparo la comida cada día;
9. Ella compra un apartamento en España;
10. Ahora descansáis y escucháis música.
Ejercicio 3
Ответь на вопросы утвердительно, представляя, что общаешься с испанцем
Ejemplo:
¿Estudias español? — Sí, estudio español
¿Escucháis música? — Sí, escuchamos música
1. ¿Hablas español? — Sí, … ;
2. ¿Habla usted español? — Sí, … ;
3. ¿Habláis español? — Sí, … ;
4. ¿Hablan ustedes español? — Sí, … ;
5. ¿Trabajas mucho? — Sí, … ;
6. ¿Tu mamá trabaja mucho? — Sí, … ;
7. ¿Carlos baila flamenco? — Sí, … ;
8. ¿Estudian inglés Pepe y Manuel? — Sí, … ;
9. ¿Compráis libros por internet? — Sí, … .
10. ¿Canta usted en la ducha? — Sí, …
Ejercicio 4
Дай отрицательные ответы на вопросы
Ejemplo:
¿Estudia usted francés? — No, no estudio francés.
1. ¿Trabaja Pablo en una tienda? — No, … ;
2. ¿Hablas con tus amigos en español? — No, … ;
3. ¿Escuchan los niños a sus padres? — No, … ;
4. ¿Prepara Elisa la comida? — No, … ;
5. ¿Cantáis karaoke en español? — No, … ;
6. ¿Felipe baila con Susana? — No, … ;
7. ¿Preparan ustedes ejercicios? — No, … ;
8. ¿Descansas con tu familia? — No, … ;
9. ¿Llaman ustedes a sus amigos? — No, … ;
10. ¿Llama Lucía por teléfono a Antonio? — No, … .
Ejercicio 5
Задай вопросы к предложениям
Ejemplo:
Estudio en la universidad — 1) ¿Dónde estudias? 2) ¿Estudias en la universidad o en la escuela?
1. Trabajo en una farmacia — ¿ … ?
2. Compramos comida cada día — ¿ … ?
3. Preparo los ejercicios de español — ¿ … ?
4. Luís habla tres lenguas extranjeras — ¿ … ?
5. Nuestros abuelos cantan muy bien — ¿ … ?
6. Bailamos en una discoteca — ¿ … ?
7. Descanso en la playa con mis amigos — ¿ … ?
8. La secretaria llama por teléfono — ¿ … ?
9. Juan llama a Rafael — ¿ … ?
10. Ayudo a mi padre — ¿ … ?
Ejercicio 6
Поставь предлог a, где необходимо
1. Escucho … música ;
2. Escucho … mi profesor ;
3. Paco canta … su novia ;
4. Paco canta … una canción ;
5. La profesora explica … un tema nuevo;
6. La profesora explica … los alumnos;
7. Fernando compra … un regalo … su hijo;
8. Los turistas preguntan … el policía ;
9. ¿ … quién trabaja en el hospital?
10. ¿ … quién contestan los estudiantes?
Ejercicio 7
Переведи предложения на испанский язык
1. Я разговариваю по-испански;
2. Ты разговариваешь с Марией;
3. Мы учим английский в школе;
4. Вы работаете каждый день; (vosotros)
5. Мои друзья покупают дом в Малаге;
6. Вы готовите еду дома; (usted)
7. Луис поёт песню в душе;
8. Хоакин танцует очень хорошо;
9. Вы танцуете очень хорошо? (ustedes)
10. Я звоню своим родителям каждый день;
11. Ученики спрашивают учителя;
12. Учитель не отвечает ученикам;
13. Где ты работаешь? — Я работаю в театре;
14. Кому вы звоните каждый день? (vosotros) — Мы звоним каждый день нашим друзьям.
Спряжение глаголов с безударными окончаниями | План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему:
Тема урока: Спряжение глаголов с безударными окончаниями
Цель урока: Изучить лингвистическое понятие «Спряжение глаголов с безударными окончаниями»
- Минутка чистописания
У: Откройте свои тетради. Напишите сегодняшнее число – 14 апреля, и слова «Классная работа».
Начнем урок с чистописания. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что это за буквы?
Д: Это строчные буквы «п» и «т».
У: Совершенно верно. Скажите, чем они похожи?
Д: Эти буквы состоят из одинаковых элементов.
У: Кто может сказать, что это за элементы?
Д: Прямая короткая линия и прямая короткая линия с закруглением внизу и вверху
У: Молодцы. Пропишите в тетрадях строчные буквы «т» и «п» 3 раза, чередуя. На доске вы видите образец написания, постарайтесь, чтобы в ваших тетрадях эти буквы выглядели также.
Ответьте, что это такое? – на доске соединения: пу, те
Д: Это соединения букв.
У: А какие это соединения?
Д: «пу» — это верхнее соединение, а «те» — это среднее соединение.
У: Верно. Напишите по два раза эти соединения у себя в тетрадях.
А какие это соединения? — на доске соединения: тв, вт
Д: «тв» — это среднее соединение, а «вт» — это верхнее соединение.
У: Напишите эти соединения по 2 раза.
- Словарно-орфографическая минутка
У: Теперь с красной строки напишите слово «Словарь». Поставьте двоеточие. Вспомним, как пишутся изученные словарные слова.
Теперь догадайтесь, какое слово вы должны записать: это поездка куда-либо, за пределы родной местности. Что это?
Д: Путешествие.
на доске: пут…шествие
У: Верно. Запишите это слово в тетрадь.
У: Проверим. Скажите, какую букву вы поставили вместо многоточия? –
Д: Букву «е».
буква вписывается на доске.
У: Совершенно верно. Следующее слово: Юрий Алексеевич Гагарин был первым…
Д: Космонавтом.
У: Да, верно. А два дня назад был день космонавтики.
на доске: к…см…навт
У: Запишите, пожалуйста, это слово в тетрадь.
У: Проверим. Какие буквы вы вставили на месте многоточий?
Д: Две буквы «о».
- Повторение
У: Теперь вспомним часть речи, которую вы изучали на прошлых уроках.
-на доске словосочетание: летает в космос.
У: Прочитайте. Скажите, к какой части речи относится слово «летает»?
Д: Это глагол.
У: Докажите свою точку зрения.
Д: Он обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «Что делает?».
У: А как изменяются глаголы?
Д: Глаголы изменяются по временам. В настоящем и будущем времени – по лицам и числам; в прошедшем времени единственного числа – по родам.
У: Что такое «спряжение глаголов»?
Д: Это их изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
У: Как определяют спряжение глаголов?
Д: По окончанию, если окончание ударное, ставим глагол в форму третьего лица множественного числа: -ут, -ют первое спряжение, -ат, -ят второе спряжение.
У: А еще необходимо знать все личные окончания глаголов, тогда по ним легко определить спряжение, если, конечно, они (окончания) известны или ударные. Кто сможет их перечислить?
Д: Глаголы 1 спр. имеют окончания -ешь, -ет, -ем, ете, -ут (-ют), а глаголы 2 спр. — -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).
У: Определите спряжение глаголов на доске. – на доске: делает уроки, помогают старшим, учишься на отлично
Д: Глаголы «делает» и «помогают» — первого спряжения, а глагол «учишься» — второго.
У: Молодцы. Скажите, что такое «неопределенная форма глагола»?
Д: Это форма глагола, которая не указывает на время и число глагола, такие глаголы имеют суффиксы –ть и –ти и отвечают на вопросы «что делать?» и «что сделать?».
У: Совершенно верно. Выполним упражнение № 454. прочтите задание в учебнике.
Д: Спишите глаголы и расставьте ударения.
Определите их спряжения и выделите окончания глаголов.
У: Кто хочет выйти к доске и выполнить работу с первым словом?
Один ребенок выходит к доске, записывает слово «говорит», ставит ударение на последний слог, выделяет окончание «-ит», над словом записывает «2 спр.».
У: Как ты определил спряжение?
Д: По выделенному окончанию. Окончание «-ит» — это окончание второго спряжения.
У: Молодец, садись. Ребята. Теперь продолжите работу самостоятельно у себя в тетрадях.
У: Проверим. (Дети читают, учитель задает вопросы типа: «кто не согласен?»).
Говорит – 2спр., молчишь – 2 спр., клеишь – 2 спр., спешишь – 2 спр., долетят – 2 спр., построят – 2 спр., отвезут – 1 спр., посеют – 1 спр., сберегут – 1 спр., живешь – 1 спр., думаешь – 1 спр., отвечаешь – 1 спр.
У: Молодцы, ребята! Теперь мы с вами повторили все, что необходимо нам для изучения нового материала.
- Определение темы и цели урока
- Изучение нового
У: Ребята, а теперь откройте свои учебники на странице 88. Прочтите вопрос Почемучки. Кто прочитает его вслух?
Д: Какие безударные окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?
У: Кто может ответить на этот вопрос? Рассмотрите таблицу, приведенную ниже.
Д: Глаголы 1 спр. имеют окончания -ешь, -ет, -ем, ете, -ут (-ют), а глаголы 2 спр. — -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят). То есть, такие же, как и ударные.
У: Сравните окончания глаголов первого и второго спряжения. Чем они отличаются?
Д: У глаголов первого спряжения в окончании гласная «е» либо «у».
У: А чем они похожи?
Д: Они безударные.
У: Верно.
У: Ребята, если окончание глагола находится под ударением, то у нас не возникает вопросов, какую гласную в нем писать. А если окончание безударное?
Д: Тогда мы не знаем, какую гласную писать в окончании.
У: Попробуем ответить на второй вопрос Почемучки: что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?
Д:…
У: Прочитайте первое правило в учебнике на стр. 89.
Д: Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно определить его спряжение.
У: Запишем это в виде небольшой схемы:
глагол
Спряжение?
У: Ребята, но раньше мы определяли спряжение по окончанию глагола! Что же нам делать теперь? Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
Д:…
На доске таблица:
2 спряжение | 1 спряжение |
строить | делать |
клеить | пахнуть |
мерить | таять |
помнить | колоть |
У: Ребята, рассмотрите таблицу. Сравните слова первого и второго столбика. Какой можно сделать вывод? Чем они отличаются? Какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие – ко второму?
Д: Что ко 2 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на «-ить» в начальной форме, а к первому – все остальные.
У: Верно. Молодцы. Прочитайте второе правило на странице 89 в учебнике.
Д: Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по начальной форме.
Глаголы, которые оканчиваются на –ить в неопределенной форме, относятся ко второму спряжению.
Большинство глаголов на –ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть – 1 спряжения.
У: Дополним схему:
глагол
н.ф.
У: Чтобы нам было еще легче работать с правилом, составим алгоритм применения правила.
Кто знает, что такое «алгоритм»?
Д: Алгоритм – это четкая последовательность действий.
У: Посмотрите на схему. С чего мы начинаем, если окончание глагола нам неизвестно, т.е., пропущено или безударное?
Д: С того, что ставим глагол в начальную форму.
(учит. записывает на доске, дети – в тетрадях: 1. Поставить глагол в начальную форму.).
У: Как мы будем действовать дальше?
Д: Дальше мы определим спряжение.
У: Как мы это сделаем?
Д: Посмотрим, на что оканчивается глагол в начальной форме – если на «-ить», то это глагол второго спряжения, а если на «-ать», «-ять», «-еть», «-оть», «-ыть», «-уть» — то это глагол второго спряжения.
У: Молодцы! (записывает все на доске)
Итог:
1. Поставить глагол в начальную форму.
2. Определить спряжение
3.
У: Теперь попробуем применить это правило на практике. Ваша задача – узнать спряжение глагола, написать глагол во 2 лице единственного числа и обозначить ударение. Давайте попробуем вместе. Что нам поможет?
Д: Алгоритм, схема и знание окончаний глаголов.
У: Первый глагол – мечтать.
Мечтать(1) – мечтаешь – один ученик записывает на доске.
Глаголы: писать, рисовать, ходить, готовить, стрелять.
Проверим (дети читают, на доске вывешиваются карточки с правильными ответами): писать(1)-пишешь, рисовать(1)-рисуешь, ходить(2)-ходишь, готовить(2)-готовишь, стрелять(1)-стреляешь.
У: Молодцы.
- Закрепление
У: Переверните страницу учебника. Выполним упражнение №456.
Прочитайте рассказ. (один учащийся читает вслух)
О чем говорится в этом тексте?
Д: О том, как правильно вырастить яблоню.
У: А вы когда-нибудь ухаживали за растениями? За какими, где?
Д: Поливали комнатные растения, грядки на даче…и т.п.
У: Спишите текст себе в тетрадь.
Подчеркните проверяемые безударные гласные в корне. Проверим (дети читают слова и подбирают проверочные для них, учитель дополняет, если это необходимо):
дерЕвце, посАдить, полИвать
У: Найдите глаголы в неопределенной форме. Как вы это сделаете?
Д: По вопросам.
У: Какие это вопросы?
Д: Что делать? и Что сделать?
Д: Посадить (что сделать?), ухаживать (что делать?), поливать (что делать?), подкармливать (что делать?), рыхлить (что делать?), привязать (что сделать?), укрыть (что сделать?).
У: Теперь определите спряжение, используя алгоритм. Первый пункт мы опускаем:
Д: Начальная форма – посадить.
Нач. форма оканчивается на «-ить», значит, это глагол 2 спряжения.
Начальная форма – ухаживать.
Нач. форма оканчивается на «-ать», значит, это глагол 1 спряжения.
У: Продолжите каждый самостоятельно.
Назовите глаголы 2 спряжения.
Д: Посадить, рыхлить.
У: Докажите.
(дети доказывают, используя алгоритм, аналогично с тем, что приведено выше)
У: Верно.
- Обобщение
У: В каком случае мы ставим глагол в начальную форму для определения спряжения?
Д: В случае, если окончание безударное.
У: Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Д: Неопределенная форма которых оканчивается на «-ить».
Игра «Будь внимателен!»
У: У вас на партах лежат сигнальные карточки. Я буду называть пары глаголов, а вы поднимайте карточку с номером спряжения каждого глагола:
(после каждой пары проводится проверка – дети доказывают свою точку зрения)
Победить — побеждать;
Отправлять — отправить;
Решать — решить
Потерять — находить;
Разрушать – разрушить;
Помнить – вспоминать;
Бегать – бежать(!)
У: Приведите примеры глаголов 1 спряжения.
Д: Ехать, бежать, двигать и т.п.
У: Докажите!
Д: Они оканчиваются на –ать (возм. варианты с –еть, -оть и др.).
У: 2 спряжения.
Д: Ходить, ловить, просить и т.д., т.к. они оканчиваются на –ить.
- Дом. зад.
У: Ребята, откройте дневники. Запишите домашнее задание. Выучить правила, выполнить упражнение № 455.
Вы должны будете списать приведенные там глаголы и обозначить их спряжение.
Спряжение глагола trabajar — 27español.com
Спряжение глагола
trabajarРусский перевод: работать
Indicativo | |||||||
Русский | yo | tú | Ud./él/ella | nosotros | vosotros | ellos/ellas/Uds. | |
Presente | Я работаю | trabajo | trabajas | trabaja | trabajamos | trabajáis | trabajan |
Futuro | Я буду работать | trabajaré | trabajarás | trabajará | trabajaremos | trabajaréis | trabajarán |
Imperfecto | Я работал (длительное) | trabajaba | trabajabas | trabajaba | trabajábamos | trabajabais | trabajaban |
Pretérito | Я работал | trabajé | trabajaste | trabajó | trabajamos | trabajasteis | trabajaron |
Condicional | Я бы работал | trabajaría | trabajarías | trabajaría | trabajaríamos | trabajaríais | trabajarían |
Presente perfecto | Я отработал | he trabajado | has trabajado | ha trabajado | hemos trabajado | habéis trabajado | han trabajado |
Futuro perfecto | Я отработаю | habré trabajado | habrás trabajado | habrá trabajado | habremos trabajado | habréis trabajado | habrán trabajado |
Subjuntivo | |||||||
Presente | Я работаю | trabaje | trabajes | trabaje | trabajemos | trabajéis | trabajen |
Imperfecto | Я работал | trabajara
OR trabajase |
trabajaras
OR trabajases |
trabajara
OR trabajase |
trabajáramos
OR trabajásemos |
trabajarais
OR trabajaseis |
trabajaran
OR trabajasen. |
Futuro | Я буду работать | trabajare | trabajares | trabajare | trabajáremos | trabajareis | trabajaren |
Presente perfecto | Я отработал | haya trabajado | hayas trabajado | haya trabajado | hayamos trabajado | hayáis trabajado | hayan trabajado |
Futuro perfecto | Я отработаю | hubiere trabajado | hubieres trabajado | hubiere trabajado | hubiéremos trabajado | hubiereis trabajado | hubieren trabajado |
Imperativo | |||||||
Affirmativo | Работай! | trabaja | trabaje | trabajemos | trabajad | trabajen | |
Negativo | Не работай! | no trabajes | no trabaje | no trabajemos | no trabajéis | no trabajen | |
Otras formas | |||||||
Gerundio | работающий | trabajando | |||||
Participio pasado | отработанный | trabajado |
* Таблица базирована на работе проффесора Fred Jehle из Университета Indiana-Purdue USA
www.users.ipfw.edu/JEHLE/VERBLIST.htm Перевод на русский язык выполнен автором сайта.
Trabajo en la construcción.
Я работаю на стройке.
¿Estudias o trabajas?
Ты учишься или работаешь?
Para este dinerillo no trabajo.
Я не собираюсь работать за такие маленькие деньги.
Igual mañana no vengo a trabajar.
Может быть завтра я не пойду на работу.
¿Tendrás que trabajar la semana próxima? Sí, Tendré un trabajo y tendré que trabajar.
Должен ли ты работать завтра? Да, у меня будет работа и я должен буду работать.
обычная модель: работа Глаголы, которые следуют этой модели:
|
Пользователи Firefox и Chrome: установите ярлык (Firefox или Chrome), затем введите «conjlearn» в адресной строке для быстрого спряжения. узнатьОн спрягается следующим образом: meanВ американском английском предпочтение отдается форме причастия прошедшего времени и претерита, оканчивающейся на -ed , в то время как в британском английском чаще используется форма, оканчивающаяся на -t . Открыть все Вид рабочего стола Ориентировочный
|