Тест самооценки дембо: Тест на самооценку Дембо-Рубинштейна

Содержание

тест Дембо Рубинштейна на самооценку: методика, уровень, ключи

Здравствуйте, уважаемые читатели! Только гармоничная личность может быть и успешной и счастливой одновременно, вы согласны? А важный аспект такой личности – нормальная самооценка. Не завышенная до небес, когда человек мнит себя гением без оснований. И не низкая, с которой невозможно двигаться вперед.

Проблемы с самооценкой – это часто нестабильная психика, тревожность, обманутые ожидания либо неадекватные цели. И множество лишних сложностей в жизни!

Вы желаете гармонично развиваться, как личность, ставить перед собой адекватные цели и достигать их?

Тогда вам просто необходимо определить уровень своей самооценки. Сделать это вы можете прямо сейчас, используя тест Дембо Рубинштейна на самооценку. Именно его мы и предлагаем вам в этой статье. Важные плюсы методики – возможность самостоятельного исследования, подробные пояснения, детальная инструкция к тесту.

Несколько слов о создателях теста

Фактически данный тест Дембо́-Рубинште́йн  является методом психодиагностики. Применяется для детального изучения самооценки и самовосприятия человека. Разработчиком этой методики стала Тамара Вульфовна Дембо, известный в США психолог, доктор Университета Кларка и ученица Курта Левина. Т.В. Дембо создала данный тест в 1962 году.

Спустя 8 лет, в 1970 году, он был доработан Сусанной Яковлевной Рубинштейн, известным советским психологом, сотрудником лаборатории патопсихологии Московского НИИ Психиатрии.  В тест были добавлены варианты интерпретации.

Метод Дембо́-Рубинште́йн активно применяется психологами и психотерапевтами вот уже более 40 лет. С его помощью можно диагностировать устойчивость отношения к себе, фон настроения, адекватность, зрелость, наличие проблем, уровень критичности и требовательности. А также – в общем, уровень удовлетворенности своей личностью.

История из жизни

Моя двоюродная сестра – инженер по профессии. Но в душе – настоящий психолог! Она обожает всевозможные психологические тесты. С удовольствием тестирует себя, всех своих родных и друзей. Она долго искала подходящий тест, который поможет определить уровень оценки себя, своей личности.

Различные тесты казались ей слишком сложными и запутанными. А вот тест Дембо Рубинштейна мою сестру полностью устроил! С его помощью она успешно протестировала не только родных, но и коллег.

Многие из них, в том числе руководители, всерьез задумались, после получения результатов. Я уверен, что этот анализ помог им встать на путь развития личности и самосовершенствования.

 Как пройти это исследование самостоятельно?

Все достаточно просто. Чтобы пройти тест Дембо Рубинштейна на самооценку, возьмите листик (либо бланк), и проведите четыре линии по вертикали. Высота каждой – четко 100 мм. Слегка отметьте середину каждой шкалы. Один балл – это 1 мм. Для этого идеально подойдет лист в клеточку.

Они будут означать показатели здоровья, развития интеллекта (умный), счастья и характера. Можете добавить еще оптимизм и общую удовлетворенность собой. Для подростков рекомендуют следующие показатели : здоровье, характер, ум, способности, красота, авторитет у сверстников, уверенность в себе ( см. картинку по тесту Дембо Рубинштейна).

Верх линии – это состояние максимального предела  показателя (например, счастливый, умный красивый), низ – минимальное значение (несчастный, глупый, уродливый). . Подумайте и поставьте черточки на линиях там, где находится ваше текущее состояние.

Тест Дембо Рубинштейна для самооценки, бланк учащегося:

Теперь, после размышления, нарисуйте кружочки («о») там, где вы хотели бы (мечтали бы) быть. И наконец,  крестики – там, где вы все-таки можете быть объективно, если приложить старания.

Если взять линейку  измерить расстояния в мм. и записать их.  Вы получили таблицу, где уровень ваших притязаний – отрезок от самого низа шкалы (нулевое значение) до крестиков. Уровень самооценки – интервал от низа шкалы до черточки (-). Расхождения  – это отрезок между уровнем ваших притязаний (крестик) вашей оценкой себя (черточка).

Результаты и рекомендации

Обработка результатов здесь не займет много времени. Итоги проведенного теста, по уровню самооценки  можно анализировать отдельно по каждой конкретной шкале. Или как среднее арифметическое всех показателей.

Например, если для исследования применялось четыре шкалы, то общую сумму балов нужно разделить на четыре, если шесть шкал – то общую сумму делим на шесть и т. д.

Шкалу здоровья, как правило не оценивают, это проверочная шкала.

По ней психолог определяет на сколько правильно испытуемый понял принцип теста. Но при проверке себя, я счел нужным проанализировать и шкалу здоровья.

Ключи для уровня самооценки (черточка)

  • повышенный уровень оценки конкретной личности в рамках от 50 баллов до 75, такой показатель является реалистичным и адекватным;
  • баллы ваши — от 75 до 100 – это завышенный показатель, он говорит об умеренных, но отклонениях в личности, чуть завышенных притязаниях, нечувствительности к своим ошибкам;
  • баллы до 50 – весьма заниженная самооценка, в наборе с нею — проблемы с восприятием себя, уверенностью, возможно, нужна помощь специалиста и коррекция.

Ключи по притязаниям (крестики):

  • итоговые баллы  от 60 до 90 – притязания на реалистичном, достижимом уровне;
  • баллы от 90 до 100 – отсутствие критичности, завышенные ожидания и притязания;
  • баллы до 60 – слишком низкая степень притязаний, возможно — проблемы с развитием личности и уверенностью в себе.

Ключевые дополнения

Оптимальное состояние – это когда черточка (адекватная оценка себя) чуть выше линии, что по серединке. А кружочек («о») — умеренно ниже максимального уровня. Крестик при этом должен быть между черточкой и «о».

Крайне заниженная оценка своей личности – это когда отметки актуальности (-)   стоят ниже середины. Особенности такого человека – это излишняя критичность, завышенные требования к себе, отсутствие честолюбия.

Теперь детальнее – о соотношении значков. Крестики должны стоять между «о» и черточками. Расстояния между «о» и крестиком – ваши еще недостижимые интервалы. То, чего вы хотите, но не можете получить. Все, что выше крестиков – пока недостижимо.

Все, что ниже крестиков — в пределах достижимости. Соотношение между «ниже и выше крестиков — уровень имеющегося у вас запаса оптимизма. Чем короче отрезок невозможного, и больше – возможного, тем вы более оптимистичны, и это отлично!

Оптимально кружки должны быть чуть ниже верхнего полюса (макс. значения) . Если есть «о» на полюсе, это говорит о вашем весьма незрелом отношении к жизненным ценностям. Очевидно — зрелая личность не хочет стать идеальной во всем.

Ежели у вас показатели разных шкал очень сильно разнятся, это может быть показателем вашей эмоциональной нестабильности.

Все «о» — это оценивание себя в идеале, уровень вашей мечты. Подумайте о своих мечтах и целях. И о том, что каждая мечта, чтобы сбыться, должна стать вашей четкой целью. И я от души желаю вам этого!

На этом все! Работайте над собой, воспринимайте себя объективно, становитесь лучше. Не забудьте поделиться этой статьей в социальных сетях, со своими друзьями. И обязательно подпишитесь на этот блог. Впереди – еще много интересных тестов и полезных методик. До свидания!

Как мы оцениваем себя – онлайн-упражнение на проверку самооценки от психологов YouTalk

А знаете, как психологи оценивают самооценку клиента?

Самый простой вариант — методика «Дембо-Рубинштейн» и различные ее модификации. Предлагаем для углубления самоанализа вместе с нами пройти ее по шагам.

Итак, нарисуйте на листке бумаги 5 одинаковых отрезков. Это будут 5 шкал:

1 шкала — Здоровье |———————|

2 шкала — Ум |———————|

3 шкала —Красота |———————|

4 шкала — ХАРАКТЕР |———————|

5 шкала — СЧАСТЬЕ |———————|

Если мы возьмем первую шкалу, то на одном ее конце — самые больные люди мира, на другом — самые здоровые. Соответственно, на следующей — самые умные и самые глупые, самые красивые и самые некрасивые, с самым чудесным характером и с самым отвратительным, самые счастливые и самые несчастные.

Теперь поставьте на каждой шкале по 3 отметки:

1 — Отметьте черточкой, где вы находитесь сейчас? Как вы себя оцениваете в данный момент?

2 — Отметьте кружком на тех же шкалах, где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами?

3 — И наконец, отметьте галочкой, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности?

Должно получиться что-то вроде этого: |——-/——V——0-|

Дальше психолог просит клиента самого выбрать какой-то параметр, по которому он значительно превосходит большинство, а также тот, по которому он сильно им уступает.

Как вариант, вы можете ощущать, что лучше многих рассказываете анекдоты и вообще вы супер веселый человек. Но вот с пунктуальностью у вас беда, и по этому параметру вы уступаете почти всем, кого знаете.

После того, как эти 2 параметра выбраны, с этими шкалами проделывается все то же, что и с остальными 5-ю.

Когда все отметки поставлены, идет обсуждение того, что же для вас значит ум, а что красота, счастье и т. д.

И уже на основании всех этих отметок, выбора дополнительных шкал и проясняющей беседы удается сформировать представление о самооценке человека.

Самооценка по Дембо-Рубенштейну — Блог Викиум

Здоровая самокритика — это всегда хорошо. Но люди далеко не всегда способны оценить себя объективно: кто-то преувеличивает свои заслуги, кто-то, наоборот, умаляет их. Это может быть как вариантом нормы, так и маркером некоторых психологических проблем.


В своей практике психологи часто используют специальные тесты для определения самооценки. Один из них — методика Дембо-Рубинштейна.

О методе

Тест был создан в 1962 году Тамарой Дембо, американским психологом из университета Кларка. Позднее, в 1970 году, психолог Сюзанна Рубинштейн модернизировала его, изменив назначение и добавив в методику расшифровку результатов.

Тест предназначен не только для того, чтобы определить самооценку, но и для оценки уровня психологической зрелости, удовлетворённости своей жизнью и требовательности. Интересно то, что первичным заданием теста было измерение степени счастья человека.

Изначально в классическом тесте использовалось всего четыре критерия оценки. Последователи также неоднократно изменяли его. Тесты нередко используются практикующими специалистами, могут проводиться в школах. В подростковые опросники часто добавляют дополнительную шкалу с оценкой авторитета среди сверстников, а вот для тестирования взрослых людей её используют редко.

Как проводится тест?

Для оценки уровня самоуверенности и притязаний к себе используют четыре критерия:

  1. здоровье;
  2. характер;
  3. интеллектуальные способности;
  4. счастье (может заменяться на другие показатели).

В тесте каждый из них выглядит, как линия, на которой 100 делений. Для того чтобы провести тест самостоятельно, просто начертите четыре линии длиной по 10 сантиметров. Это можно сделать и на компьютере. Задача проходящего тест — определить актуальный, желаемый и объективный уровень.

Используйте разные обозначения для желаемого и действительного на ваш взгляд уровней: крестики, чёрточки, галочки, кружочки — это не имеет принципиального значения. Например, уровень желаемого отмечен ноликом, а уровень действительного — квадратиком. Черта — объективный уровень. С помощью линейки необходимо измерять два расстояния: от низа шкалы до кружочка, то есть уровня желаемого, и от низа шкалы до нынешнего уровня.

Расстояние от низа шкалы до желаемого уровня характеризует вашу требовательность по отношению к себе, а расстояние от низа до квадратика — самооценку. Рассчитайте расхождение между уровнем ожиданий и оценкой себя. Вы получите три цифры по каждой шкале. По желанию можно добавить дополнительную шкалу — например, внешность.

Оценка результатов

Результаты оцениваются по шкале от 1 до 100. Традиционная интерпретация показателей самооценки:

  1. Завышенная самооценка — от 75 до 100 баллов. Скорее всего, человек склонен к преувеличению своих заслуг, не умеет воспринимать критику и редко стремится к большему.
  2. Высокая самооценка — от 50 до 75 баллов. Это идеальный результат человека, реально оценивающего свои возможности.
  3. Низкая самооценка — до 50 баллов. Прошедший тест не умеет адекватно оценивать себя и ставить реалистичные цели.

Для оценки притязаний, требований к себе используется похожая классификация:

  1. От 90 до 100 — завышенные требования к себе, нереалистичная оценка.
  2. От 60 до 90 — реальный, адекватный уровень требований и ожиданий.
  3. До 60 — неумение или нежелание ставить себе требования.

Впрочем, считать баллы необязательно. Визуально на шкале у человека с адекватной самооценкой отметка текущего состояния находится примерно посередине шкалы с небольшими отклонениями в сторону верхней границы. Всё, что размещено ниже средней линии, считается низкой самооценкой.

Также желаемый уровень должен находиться ниже верхней границы шкалы. Если он приближается к этой отметке, есть основания предположить незрелость и отсутствие осознания того, что человек не может быть идеальным.

В конце тестирования нужно сравнить показатели по четырём параметрам. Чем больше расхождений между ними, тем менее стабильна ваша личность и эмоциональное состояние. Результаты также могут зависеть от вашего текущего настроения.

Заключение

Описанная методика даёт вполне исчерпывающее представление о наших мыслях и ожиданиях касательно себя. На прохождении теста работа не заканчивается. Психологи могут по-разному интерпретировать результаты и использовать их для дальнейшей работы: искать проблемные зоны и подбирать методики их проработки. Самостоятельно повысить мнение о себе и улучшить отношение к себе поможет саморазвитие и самоанализ. Для начала следует пройти курс Викиум «Детоксикация мозга», чтобы избавиться от негатива и токсичных мыслей.

Читайте нас в Telegram — wikium

Эксперимент: тест самооценки Дембо — Общество

Рубрики

КулинарияДети и семьяШоу-бизнесПолитикаЗдоровьеПоказать всеМоя лентаЧАТЫОпросыБлогерыГлас народаПопулярноеОбсуждаемоеПоказать всеМессенджер МТО компанииО редакции ГлагоLНовостиПартнерамРекламодателямОбратная связьПожаловаться на спамСоглашениеМатериал, выбранный редакторами Миртесен
Пропорции счастья

Эксперимент: тест самооценки Дембо

Материал, выбранный редакторами МиртесенПровинция.ру

Тренды маникюра весны-2022: цветочные мотивы в нюдовых тонах и минимум декора

Материал, выбранный редакторами Миртесен360

Прокуратура начала проверку после падения дерева на девочку в Москве

Материал, выбранный редакторами МиртесенВся история

Ялтинская конференция. Как это было

Материал, выбранный редакторами МиртесенНОВОРОССИЯ

Юрий Селиванов: Юридический фундамент будущего Нюрнберга

Материал, выбранный редакторами МиртесенАбсолютный рейтинг

Почему с русскими боятся воевать. И это вовсе не из-за ядерной бомбы

228

Материал, выбранный редакторами МиртесенСовременный портал Череповца

«Хвост трубой!» — почему кошки задирают хвост при виде хозяина

Материал, выбранный редакторами МиртесенНОВОРОССИЯ

Буча и Гостомель взамен на Юго-Восток

Материал, выбранный редакторами МиртесенРЕН ТВ

Вильфанд назвал аномальными осадки из-за циклона «Катарина»

Материал, выбранный редакторами МиртесенНОВОРОССИЯ

«Правый сектор» обосновался в «Нью-Йорке» под видом мирного населения, заняв здание школы

Материал, выбранный редакторами МиртесенАбсолютный рейтинг

У Европы не будет ни еды, ни топлива. А скоро там будут банды

Материал, выбранный редакторами МиртесенВечерняя Москва

Столичные службы ликвидируют последствия снегопада в городе

Материал, выбранный редакторами МиртесенRT Russia

В Ленинградской области 3—5 апреля ожидается мокрый снег и сильный ветер

Материал, выбранный редакторами МиртесенRT Russia

Синоптик Тишковец рассказал о погоде в центральной части России в апреле

Материал, выбранный редакторами МиртесенПРОСТО о ПОЛИТИКЕ

Если бы в истории России не было бы 1937 года – не было бы в ней и 1945-го

Материал, выбранный редакторами МиртесенНОВОРОССИЯ

Разбитая колонна ВСУ в Чернигове

Материал, выбранный редакторами МиртесенОбщественная служба новостей

В Москве за сутки выпало около 20 процентов апрельской нормы осадков

Материал, выбранный редакторами МиртесенАрбузные истории

Яблочный уксус и мифы, связанные с этим продуктом

Материал, выбранный редакторами МиртесенЖурнал «Профиль»

Синоптик назвал причину сильного снегопада в Москве

Материал, выбранный редакторами МиртесенDon’t Panic Magazine

Как чукчи живут в тундре зимой

27

Материал, выбранный редакторами МиртесенСовременный портал Череповца

Как сохранить и уберечь от жучка стратегический запас круп

Материал, выбранный редакторами МиртесенЦарьград

В честь дня единения народов России и Беларуси, Дворцовый мост заиграет новыми красками

Материал, выбранный редакторами МиртесенАбсолютный рейтинг

Куда ушли запорожские казаки, когда их разгромили при Екатерине II

134

Материал, выбранный редакторами Миртесенrostovgazeta

Жителей Ростова и Таганрога предупредили о резком похолодании с 4 апреля

Материал, выбранный редакторами МиртесенНОВОРОССИЯ

Ходаковский: Смелым и отважным донецким воинам не было равных при штурме Мариупоя

Материал, выбранный редакторами МиртесенFiNE-NEWS

Сексуальная любовница Игоря Бутмана стала его пятой женой

Материал, выбранный редакторами Миртесенrequest

Акции и презентация книги к Международному дню птиц от издательства «Бомбора»

Материал, выбранный редакторами МиртесенАбсолютный рейтинг

Главная причина, почему украинцы так не любят россиян

Материал, выбранный редакторами МиртесенNoi.md — независимый информационный портал

Неожиданный эффект позитивного мышления

Материал, выбранный редакторами МиртесенТверьлайф — Новости Твери и Тверской области

В Тверской области ночью обещают снег и потепление

Материал, выбранный редакторами МиртесенОт личное мнение

«Газпром» забронировал часть мощности «Ямала — Европы» для транзита на 3 апреля

Материал, выбранный редакторами МиртесенВся история

Три сестры : как сложилась судьба буфетчиц из Карнавальной ночи

Материал, выбранный редакторами МиртесенФедеральное агентство новостей №1

Сезон ловли корюшки в Петербурге начнется позднее обычного из-за заморозков

Материал, выбранный редакторами МиртесенНТВ

«Пожалуйста, закончите это все!»: в Мариуполе люди выживают в подвалах без света, тепла и воды

Материал, выбранный редакторами МиртесенТСН24

Тульская Госавтоинспекция предупредила об ухудшении погоды на территории региона

Материал, выбранный редакторами МиртесенПознавательный сайт ,,1000 мелочей»

3 апреля: Кирилл Катаник.

Материал, выбранный редакторами МиртесенМедвежий угол

Чу! Слышу нытьё убежавших из России хитрованов…

Материал, выбранный редакторами Миртесен360

Синоптик Тишковец: теплая погода придет в европейскую Россию в мае

Материал, выбранный редакторами МиртесенRT Russia

В Пермском крае за сутки выявили 397 новых случаев коронавируса

Материал, выбранный редакторами МиртесенСпутник

«Украина – это банда озверевших людей» – Михеев

Материал, выбранный редакторами МиртесенЦарьград

Челябинск накрыл туман с запахом. Как долго он продлится

Материал, выбранный редакторами Миртесенnovostivolgograda

В волгоградском ЦПКиО запустили экопроект по озеленению

Материал, выбранный редакторами МиртесенВиралайф

«Фигурное катание на этом не закончится»: что говорят о возможном уходе Щербаковой из спорта

Материал, выбранный редакторами МиртесенУдалён

3 апреля — Кирилл Катаник. Просыпаются водяной и русалки

Материал, выбранный редакторами МиртесенАбсолютный рейтинг

Так почему на самом деле погиб внук Назарбаева

66

Материал, выбранный редакторами Миртесен78.ru

Водитель иномарки погиб, влетев в мусоровоз на дороге «Грузино — Керро» в Ленобласти

Картина дня

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т д.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан


Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:


  1. здоровье;

  2. ум, способности;

  3. характер;

  4. авторитет у сверстников;

  5. умение многое делать своими руками, умелые руки;

  6. внешность;

  7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).


  1. По каждой из шести шкал определить:

А.уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

Б.высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

В.значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.


  1. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).

Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.


Параметр

Количественная характеристика (балл)

низкий

средний

высокий

Очень
высокий

Уровень притязаний

Менее 60

60-74

75-89

90-100

Уровень самооценки

Менее 45

45-59

60-74

75-100

Комплекс методик диагностики одаренности


Комплекс методик диагностики одаренности. Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности.

Российский психолог А.И. Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного оценивания; долговременности; использования тренинговых методов; учёта потенциальных возможностей ребенка; принцип опоры на экологически валидные методы диагностики; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной одарённости. В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности, должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.

Опираясь на положение современной образовательной политики, согласно которой одарен каждый, педагогу в тандеме с психологом образовательного учреждения важно выявить у ребенка, соответствующий ему вид одаренности, то есть наличие определенных способностей (исследовательские, академические, художественные, спортивные).

Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.


Изучаемый

показатель


Методики

Интеллектуальная одаренность

— Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.

— Тест Д. Векслера.

— Тест Р. Амтхауэра.

-Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.)

-Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.),

— Методика «Школьный тест умственного развития»


Когнитивные психические процессы

— Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия).

— Изучение кратковременной образной и вербально — логической памяти.

— Оценка устойчивости внимания.

— Оценка переключения внимания.

— Оценка вербально – логического мышления.

— Оценка образного мышления.

— Тест «Куб Линка».

— Механической понятливости тест (Беннета).

— Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф).

— Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»; Тест Мюнстерберга на восприятие +Ключи; «Восприятие времени»; Тест «Компас»; Тест «Ведущая репрезентативная система»


Математическая одаренность

Тест на математические способности Г. Айзенк.

Лингвистическая одаренность

— Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя).

— Тест на вербальные способности. Г. Айзенк.

— Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника).


Творческий потенциал

— Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).

— Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).

— Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)

— Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).

— Методика «Предложения».

— Методика «Классификация».

— Методика «Две линии».

— Методика Вартега «Круги».

— Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.

—   Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер)


Мотивация

— Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)

— Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)

— Диагностика структуры учебной мотивации школьника

— Диагностика мотивационной сферы учащихся младших классов Лускановой


Личность

— Тест 16-PF (Р.Кеттела).

— Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т.В.Снегиревой).

— Тест «Акцентуации характера».

— Характерологический тест Айзенка.

— Опросник САН

— Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).

— Методика «Несуществующее животное».

— «Тест школьной тревожности Филлипса».


Социальная одаренность

— Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).

— Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.

— Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК).

— Методика «Q-сортировка».

— Тест интерперсональной диагностики Т. Лири.

— Оценка отношений полростка с классом.

— Методика «Незаконченные предложения».


Комплексные методики для педагогов и родителей

— Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)

— Методика оценки общей одаренности (А.И, Савенков)

— Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

Методика Дембо-Рубинштейн: исследование самооценки личности

Методика Дембо-Рубинштейн применяется в психологии для исследования таких характеристик индивида, как адекватность самооценки, уверенность в себе, уровень притязаний. Суть методики сводится к самостоятельной оценке определенных качеств своей личности при помощи визуальной шкалы. Оценка индивидом своей личности меняется под влиянием событий, нового опыта и других факторов. Уровень оценки колеблется в зависимости от текущих достижений и неудач. Методика, разработанная Т. Дембо и С. Рубинштейн, считается одной из самых достоверных и надежных при определении самооценки.

Понятие самооценки

Самооценка – мнение личности о себе, о своих способностях, возможностях, перспективах, рассматривается в рамках самосознания, определяется при помощи различных методик, основанных на исследовании отношения индивида к разным психологическим категориям. Оценка своей личности отражает представление индивида об уровне своей значимости в пределах социальной группы.

Самооценка рассматривается как достояние индивида. Люди стремятся к высокой оценке своих способностей и личностных качеств наравне с реализацией потребностей быть здоровыми, обладать благосостоянием, свободно выражать мысли. В рамках понятия самооценка затрагиваются психологические понятия:

  1. Осознание своей сущности.
  2. Доверие, уважение к себе.
  3. Чувство достоинства.
  4. Удовлетворенность собой.

Оценка собственной значимости сводится к эмоциональному переживанию, которое возникает по поводу своих достоинств и недостатков. Аффективная реакция проявляется в приятии или отвержении себя. Исследование самооценки проводится в контексте Я-концепции, которая отражает совокупную характеристику индивида, составленную им самостоятельно. Компоненты Я-концепции:

  • Образ Я (восприятие личностью себя, представление о себе).
  • Самооценка (эмоциональная оценка себя, обусловленная восприятием своей личности, аффективные проявления разной степени выраженности в зависимости от реакции на конкретные черты характера).
  • Предполагаемая поведенческая реакция (действия, которые спровоцированы оценкой своей личности).

Представления о своей личности кажутся достоверными независимо от того, насколько они объективны. Описывая себя, человек словами выражает восприятие своей личности, выделяя отдельные свойства характера и особенности поведения в разных (например, в ролевых или статусных) ситуациях. Оценка своей личности способна детерминировать внутренний комфорт или дискомфорт индивида, сопряженный со степенью удовлетворенности своей личностью.

Описание методики

Методика Дембо-Рубинштейн создана американским психологом Т. Дембо. Опросник разработан для выявления мнения индивида о своем счастье. После модификации опросника он стал применяться для определения самооценки личности. Методика используется в практике врачей-психотерапевтов и научных исследованиях.

В варианте, доработанном психологом С. Рубинштейн, представлены 4 основные оценочные категории, отражающие состояние здоровья, уровень интеллекта, особенности характера и представление о счастье. Количество шкал-категорий варьируется в зависимости от задач тестирования. В рамках исследования самооценки рассматриваются такие характеристики, как ее уровень, адекватность, устойчивость.

Расширение круга оценочных категорий происходит при помощи добавления таких, как «профессиональная пригодность», «авторитет», «будущее», «социальные взаимосвязи», «внешность», «успех в жизни», «воля» и других. Респондент может предлагать категорию теста самостоятельно, если считает определенное свойство, качество характера важным в контексте личной мотивации, целеполагания и достижения целей.

Набор шкал в рамках диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн расширяют за счет применения техники «Выбор ценностей». Испытуемому предлагается написать 10 ценностей, которые представляются приоритетными. Затем тестируемый ранжирует написанные категории в порядке значимости для себя. При определении оценки своей личности младшими школьниками по методике Дембо Рубинштейн целесообразно добавление таких шкал-категорий, как «почерк», «количество друзей», «общение со сверстниками».

Тестируемый определяет свое состояние, ориентируясь на выбранные шкалы в системе самооценки Дембо-Рубинштейн. При определении состояния учитывается степень выраженности свойства. Методика тестирования отличается простотой. На листе бумаги проводят черту вертикального расположения постоянной длиной 12 см, которой присваивается определенное свойство, например, «счастье».

Верхняя точка олицетворяет состояние, которое присуще счастливому человеку. Нижняя точка соответствует состоянию, которое наблюдается у несчастного человека. Индивид стремится к позитивным ценностям, расположенным наверху, стараясь избегать отрицательных ценностей, находящихся внизу. Тестируемый ставит метку на отрезке, определяя свое текущее состояние в соответствии с личными ощущениями.

Опуская отметку ниже, он акцентирует внимание на неудовлетворенности своим состоянием, поднимая выше демонстрирует ощущение довольства. Оценка, поставленная себе, субъективна. Выполнение теста и подсчет результатов – предварительный этап, который предшествует собеседованию. В ходе общения с психотерапевтом и обсуждения результатов нередко выявляется необходимость добавления дополнительной шкалы для получения развернутой картины представления о себе.

Современные психологи предлагают различные модификации методики Дембо-Рубинштейн. Например, в модификации, разработанной Л. Бороздиной, испытуемый проставляет на шкале 3 отметки в отличие от единственной отметки в стандартном варианте тестирования. Единственная отметка в тесте Дембо-Рубинштейн отражает реальную оценку своей личности.

В варианте Л. Бороздиной 3 отметки отражают реальную, эталонную (желаемую), достижимую (которую объективно можно достичь) оценку своей личности. Для выявления внутренних конфликтов после диагностики самооценки по системе Дембо-Рубинштейн применяют методику Хоппе для определения уровня притязаний. Сопоставление результатов обоих тестов помогает определить наличие или отсутствие внутренних конфликтов.

Пример проведения тестирования

Например, оценка состояния здоровья в рамках теста самооценки личности по системе Дембо-Рубинштейн в модификации Бороздиной осуществляется поэтапно по инструкции:

  1. Испытуемому показывают линию и объясняют, что в верхней точке располагаются люди, которые абсолютно здоровы, в нижней точке находятся больные.
  2. Испытуемому предлагают определить свое текущее положение на линии.
  3. Испытуемому предлагают определить желаемое положение, на основе представлений о том, какое состояние здоровья он бы хотел иметь.
  4. Испытуемому предлагают отметить положение, которое он мог бы достичь, приложив старания.
  5. Метки должны отличаться (крестик, горизонтальная черта, точка) во избежание путаницы при интерпретации результатов.

После проставления отметок проводится беседа с участником теста. В ходе общения выясняется аргументация испытуемого, который объясняет почему он поставил метки на определенной позиции. После интерпретации результатов исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн выявляется отношение респондента к себе и окружающим людям. Психолог выявляет характеристики респондента:

  • Критерии оценки своей личности, качеств характера.
  • Порядок обоснования выбора определенного положения на линии.
  • Мотивация при выборе дополнительных категорий.
  • Доводы и аргументы, объясняющие разницу или отсутствие дифференциации между самооценкой в парах – реальная и эталонная, реальная и достижимая, эталонная и достижимая.

В ходе общения выясняются особенности личности респондента, его образ мыслей. Например, психотерапевт может задать вопрос, почему испытуемый относит себя к группе наиболее здоровых людей, каких людей он считает наиболее больными, почему он не причисляет себя к группе вполне здоровых людей, если отметка находится между средним и высоким уровнем на линии шкалы.

Интерпретация результатов

В процессе интерпретации результатов исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн учитываются реальные, эталонные и достижимые оценки, выбранные испытуемым. Например, длина промежутка, который составляет разницу между эталонной и реальной оценкой, а также положение достижимой оценки относительно эталонной и реальной свидетельствуют об уровне оптимизма респондента. Итоги тестирования подводятся на основании расположения отметки реальной самооценки и зависят от степени ее удаленности от нижней крайней точки шкалы:

  1. Промежуток 0-40 мм. Низкая самооценка.
  2. Промежуток 40-80 мм. Заурядная самооценка.
  3. Промежуток 80-120 мм. Высокая самооценка.

Уровень общей самооценки выявляется при попадании около 60% отметок в один из указанных диапазонов. Если при сопоставлении совокупных результатов тестирования на разных шкалах невозможно отнести большинство отметок к определенному диапазону, речь идет о лабильной (переменчивой, подвижной, неустойчивой) самооценке.

Степень удовлетворенности определяется посредством сравнения профилей, отражающих реальную и эталонную самооценку. Чем больше расхождение, чем меньше удовлетворенность собой. И наоборот, при малом расхождении результатов уместно говорить о высокой степени удовлетворенности.

Устойчивость результатов проверяется методом повторного тестирования спустя 14 дней. О неустойчивости мнения о себе свидетельствует расхождение результатов больше чем в половине шкал-категорий. При этом степень отклонения расположения отметки при повторном тестировании должна быть не меньше, чем полсектора.

Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн позволяет получить представление об оценке индивидом своей личности, о степени удовлетворенности собой, уровне притязаний и наличии внутренних конфликтов.

Исследование самооценки. Методика Дембо-Рубинштейн модификация А.М. Прихожан.

Бостонский тест на стрессоустойчивость. (Тест анализа личности)      

 Прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий ответ.                      

Диагностика состояния стресса (К. Шрайнер)

Ответить Да(+) или Нет(-) на представленные вопросы.

1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден(а) наверстывать упущенное.

2. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лиц.

3. На работе и дома — сплошные неприятности.

4. Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.

5. Меня беспокоит будущее.

6. Мне часто необходим алкоголь, сигареты или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.

7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом.

8. Я люблю свою семью и друзей, но часто вместе с ними я испытываю скуку и пустоту.

9. В жизни я ничего не достиг(ла) и часто испытываю разочарование в самом(ой) себе.

Тест самооценки стрессоустойчивости (с.Коухена и г.Виллиансона)

Прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий ответ.

(Никогда – 0) (Почти никогда – 1) (Иногда – 2) (Довольно часто – 3) (Очень часто – 4)



  Вопросы 0 1 2 3 4
1 Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?          
2 Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из под вашего контроля?          
3 Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным?          
4 Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?          
5 Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите?          
6 Как часто вы в силах контролировать раздражение?          
7 Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?          
8 Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?          
9 Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?          
10 Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?          

Методика личностного дифференциала (ЛД) Бехтерева

В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Их степень оценивается по семибалльной шкале. Обведите соответствующую цифру в таблице.


· 3 — проявляется очень сильно и очень часто;

· 2 — выражено достаточно заметно и часто встречается;

· 1 — проявляется иногда и слабо;

· 0 — трудно сказать, есть и то, и другое.

 

1 обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 непривлекательный
2 слабый 3 2 1 0 1 2 3 сильный
3 разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 молчаливый
4 безответственный 3 2 1 0 1 2 3 добросовестный
5 упрямый 3 2 1 0 1 2 3 уступчивый
6 замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 открытый
7 добрый 3 2 1 0 1 2 3 эгоистичный
8 зависимый 3 2 1 0 1 2 3 независимый
9 деятельный 3 2 1 0 1 2 3 пассивный
10 черствый 3 2 1 0 1 2 3 отзывчивый
11 решительный 3 2 1 0 1 2 3 нерешительный
12 вялый 3 2 1 0 1 2 3 энергичный
13 справедливый 3 2 1 0 1 2 3 несправедливый
14 расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 напряженный
15 суетливый 3 2 1 0 1 2 3 спокойный
16 враждебный 3 2 1 0 1 2 3 дружелюбный
17 уверенный 3 2 1 0 1 2 3 неуверенный
18 нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 общительный
19 честный 3 2 1 0 1 2 3 неискренний
20 несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 самостоятельный
21 раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 невозмутимый

 

5 Тест на самооценку. Методика шкала (М.Розенберга)
Определите, насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже утверждениями. Поставьте напротив соответствующую цифру.


· 1 — абсолютно не согласен

· 2 — не согласен

· 3 — согласен

· 4 — полностью согласен

1 Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.  
2 Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.  
3 Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.  
4 Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.  
5 Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.  
6 Я к себе хорошо отношусь.  
7 В целом я удовлетворен собой.  
8 Мне бы хотелось больше уважать себя.  
9 Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.  
10 Иногда я думаю, что я во всем нехорош.  

 

Исследование самооценки. Методика Дембо-Рубинштейн модификация А.М. Прихожан.

На каждой вертикальной линии чертой (–) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества в данный момент времени. После того, как чертой (-) были отмечены все качества, необходимо снова пройтись по всем этим линиям и уже крестиком (х) отметить тот уровень, на котором развития этих качеств удовлетворяли бы вас полностью и вы почувствовали гордость за себя.

Исследование самооценки по методике ДЭМБ-Рубинштейна (модификация П.В. Янишина с элементами клинической беседы). Методика демонстрации Рубинштейна: исследование самооценки

Исследование самооценки по методике ДЕМБО — Рубинштейн

Когда мы рассуждаем о самооценке, возникает вопрос о ее оценке. Есть ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека и без того нереально высок.

Думаю, стопроцентных методик определения уровня нашей самооценки не существует, но попытки их создания предпринимаются.

Хочу привести один из самых известных. Это методика исследования самооценки Демо — Рубинштейна.

Тамара Дебо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) — известный исследователь психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 — 1990) — советский психолог, модифицировала Методологию Демо для изучения самооценки.

Тест Техника очень проста. На листе бумаги выполняется вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, в котором вы считаете себя самым счастливым человеком, которого только можно изобразить, а нижний соответствует состоянию несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избегать, а вверху противоположные положительные, к которым человек стремится.

Человеку необходимо обозначить на этой линии место, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню линии (-).Какой уровень качества развития он бы удовлетворил, нужно обозначить кружком (о). А крестиком (x) нужно обозначить то место на шкале, где можно объективно оценить свои возможности.

тест Дембо-Руберштейна

Рубинштейн предложил в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, психическое развитие, характер и счастье. Но вы можете добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность и оптимизм.

Для удобства на бумаге необходимо провести столько линий, сколько качеств вы проверяете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений.Каждый миллиметр шкалы будет считаться за 1 балл.

В каждой строке должно быть обозначение верхней и нижней точек (заметные горизонтальные линии), а также середины шкалы (маленькая точка). Образец можно увидеть на картинке.

Тест должен быть выполнен до ознакомления с интерпретацией результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на тест.

Интерпретация результатов Интерпретация результатов дана в классической форме.

Основными параметрами самооценки является ее высота, стабильность и реалистичность.

После выставления оценок получаем: уровень притязаний — от нижней точки шкалы до знака «Х»; Высота самооценки – от «О» до знака «-»; и величины расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средняя» и «высокая» самооценка) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке.Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на некоторые отклонения в формировании личности. Такая самооценка может свидетельствовать об искажении в формировании личности — закрытости для нового опыта, нечувствительности к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 свидетельствует о заниженной самооценке.

В принципе оценка человека должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реальный уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90.Результат от 90 до 100 баллов обычно свидетельствует о нереальном, некритическом отношении к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующем о неблагоприятном развитии событий.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна быть чуть выше средней; Идеальная самооценка (о) несколько ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) находится между этими отметками.

Самооценка считается сниженной, если большинство баллов релевантной самооценки ниже среднего балла.В этом случае можно говорить об излишней критичности или чрезмерной требовательности.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношение между всеми значками. Знак «Х» должен находиться между символами «О» и «-». Расстояние между X и O является недостижимым интервалом. Желанный, но недостижимый. «Х» — это то, что «человек может», а то, что выше, ему «недоступно». Ниже «х» до соответствующей самооценки — это то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже x) определяет уровень оптимизма испытуемого.Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «Кругов» должна быть чуть ниже верхней стойки. Если «кружок» находится на полюсе, можно предположить незрелое отношение к ценностям. Зрелый мужчина не мечтает быть идеальным. Чрезмерно завышенная релевантная самооценка служит признаком нереалистичности. Неравномерная самооценка, когда разные шкалы серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной нестабильности.

«О» — идеальная самооценка, символизирует уровень мужской мечты. Обычно у всех людей есть потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «Х» мы обозначаем уровень цели или реальной перспективы. В качестве цели место мечты, превратившейся в цель, занимает другой сон, а «О» по-прежнему стоит над «х». Если этого не происходит, речь идет об «инфляции мечты».

Методика демо — Рубинштейна направлена ​​на определение уровня самооценки испытуемого.В 1962 г. Т. В. Дебо разработал особую методику, позволившую максимально четко и правдиво определить уровень самооценки и уверенности в себе. В 1970 г. она была дополнена и усовершенствована С.Я. Руберштейн.

В начальной версии тестирования была только одна-единственная шкала. Рубинштейн расширил метод, добавив еще три. Каждая шкала отображает параметры рейтинга и дает более четкое представление о картине.

Что? За что?

Эта методика активно используется для установления личных проблем и способов их решения.Тест состоит из четырех основных шкал. После того, как испытуемый ответит на все вопросы, с ним проводится беседа с подробным выяснением причин таких ответов. Одним из параметров может быть самооценка. Дембо и Рубинштейн в своем методе преследовали цель определить уровень счастья. Однако он оказался достаточно универсальным.

Работа по этому методу проводится в школах с детьми, на приемах у психологов, а иногда и с осужденными для выяснения мотивов и причин преступления.К сожалению, этот метод может оказаться непригодным из-за его очевидности. Однако чаще всего это срабатывает.

Демонстрационный метод Рубинштейна может быть очень полезен во многих случаях. Его очевидное преимущество в универсальности. Дело в том, что помимо четырех основных шкал исследователь, как и исследование, может добавить любую шкалу баллов. Просто расширяется область применения метода.

Как это работает?

Испытуемому выдается бланк с условиями работы.После обзора он начинает на весах свое положение. Как правило, отмечается уровень личностных качеств, после чего проводится беседа, в ходе которой испытуемый должен объяснить свою позицию.

Такая процедура дает четкое понимание и видение позиции человека, помогает определить, что такое самооценка. Демонстрационный метод — Рубинштейн также представляет собой возможность анализа эмоционального склада, темперамента и претензий к себе.

Этот метод довольно прост в использовании.Пройти такой тест можно и самостоятельно, руководствуясь правилами. Однако большую рациональную пользу принесет проверка под руководством психолога. Он сможет грамотно выражать акценты, обращать внимание на нужные черты и задавать правильные вопросы.

С помощью демо-метода Рубинштейн может узнавать человека по его ответам. Так как этот метод предполагает привлечение не только строго определенных шкал параметров, но и произвольных.А также дает возможность легко расшифровать и интерпретировать позиции ответов.

Тест и базовые методы

Тест, как уже было сказано, стандарт состоит из четырех шкал. А именно: здоровье, умственное развитие, характер и самооценка. Когда все эти показатели находятся в пределах нормы для конкретного человека, его можно назвать счастливым. Вот почему для определения уровня счастья Демо и Рубинштейн избрали именно эти показатели.

Первая шкала — здоровье — является тренировочной, и при подсчете конечного результата Не учитывается.Последующие играют важную роль в анализе тестовых ответов.

При стандартном прохождении теста привлекаются еще три шкалы параметров. Таким образом, перед тестом появляются 7 шкал: здоровье, умственные способности, характер, авторитет среди коллег, навыки, внешний вид и уверенность в себе.

Шкала самооценки Дебо — Рубинштейн предлагает оценить себя на вертикальном отрезке. Чешуя представляет собой семь вертикальных сегментов, длина каждого из которых равна десяти сантиметрам.Высшая точка, как и ноль, отмечена ярко, а середина отрезка едва заметна. Именно на этих отрезках испытуемым предлагается отметить свой уровень масштабного параметра.

Важно сразу понимать, что нулевая точка внизу отрезка — худший вариант. То есть, если говорить о шкале счастья, то нижняя отметка будет ориентирована на самого несчастного человека, а верхняя – на самого счастливого. Исходя из этого и подать заявку на личный гос.

Метод демо — Рубинштейна отличается своим широким распространением. Мультидисциплинарность этого теста заключается в том, что помимо показателей можно привлечь абсолютно любые, интересные для целей исследования. В результате у психолога получается форма с положением испытуемого относительно каждого из параметров.

Помимо состояния дел на сегодняшний день, испытуемому также предлагается отметить уровень, который он хотел бы иметь по каждому показателю.Таким образом, на каждой шкале появляется вторая отметка – нужный уровень.

Как считать результат?

Далее необходимо подвести итоги. Тест ДЕМБО — Рубинштейн отличается простотой в подсчете количества баллов. Как уже было обозначено, высота каждой шкалы равна ста миллиметрам. Исходя из этого и рассчитывайте баллы.

Отметка на расстоянии семидесяти миллиметров от нулевой точки будет равна семидесяти точкам. Таким же образом измеряется каждый параметр.Затем измеряется уровень отметок около нужного уровня.

По этим показателям можно делать выводы.

Анализ параметров

Полученные показатели являются наглядными ориентирами для определения уровня самооценки по демо — Рубинштейну в модификации прихожан А.М. Основан на оценке по шкале школьников ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Предлагаются тесты по вертикальным линиям, чтобы сделать отметку об уровне развития этих качеств (показатель самооценки) и уровне ожиданий, которые удовлетворяли бы их запросы.В результате каждый из параметров указывает на те или иные черты характера.

Расшифровка

1. Состояние дел на данный момент:

  • 75-100 баллов — чрезмерная уверенность, завышенная самооценка.
  • 45-74 балла — оптимальные показатели по каждому из параметров. Эти пункты говорят о реалистичной оценке самим человеком. Правильный подход к оценке уровня ваших навыков.
  • Меньше 45 баллов — заниженная самооценка.

2. Ожидания и требования к себе:

  • 90-100 баллов — завышенные ожидания и требования по отношению к себе, неправильное видение картины и искажение понимания.
  • 75-89 баллов — оптимальные требования. Ожидания в этом случае оправданы и логичны.
  • Меньше 60 баллов — заниженные ожидания. Это не способствует развитию человека, так как он сам не хочет учиться.

Исследование самооценки по методике ДЕМБО — Рубинштейна сводится к очень простому анализу.Очевидные преимущества такого подхода: объективность конечных показателей, наглядность результатов, простота использования.

Применение приемов в работе с детьми

При работе с детьми четко разъясняется и разбирается суть работы. Суть задания разобрана по шкале оздоровительной тренировки. После этого дети приступают к самостоятельной работе, а руководитель только объясняет непонятные моменты и следит за правильностью выполнения работы.

После того, как дети расположились на всех семи шкалах, им предлагается ввести свои параметры. На другой форме или на обратной стороне такой же дети должны нарисовать себя и отметить свое положение на шкале, параметр которой задавался самостоятельно.

В работе с детьми, в отличие от работы со взрослыми и подростками, им нужно отмечать не желаемый уровень, а только тот, на котором, по их мнению, они находятся в данный момент.

Цель теста среди младших школьников

Проведение такой работы по методике демо — Рубинштейна для младших школьников Определить уровень самооценки может быть крайне важно для ребенка.Выявление слишком завышенной или заниженной самооценки на ранних этапах может способствовать дальнейшему гармоничному развитию личности.

Чрезмерная угнетенность ребенка в семье, конфликты со сверстниками, проблемы с учителями играют очень важную роль в формировании самооценки человека, особенно малого. Именно поэтому так важно увидеть эту проблему как можно раньше и постараться нейтрализовать раздражающий фактор. Методика демо — Рубинштейна помогает выявить проблемы на ранних стадиях.

Возникает вопрос, как определить его реальный уровень. Есть ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека и без того нереально высок.

Думаю, что никаких стопроцентных методик не существует, но попытки их создания предпринимались.

Хочу привести один из самых известных. Это методика исследования самооценки Демо — Рубинштейна.

Тамара Дебо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) — известный исследователь психологии, в свое время предложила использовать эту методику.Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 — 1990) — советский психолог, модифицировала Методику ДЕМБО.

Тест

Техника очень проста. На листе бумаги выполняется вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению, находится самый счастливый человек, которого можно изобразить, а нижний соответствует состоянию несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избегать, а вверху противоположные положительные, к которым человек стремится.

Человеку необходимо обозначить на этой линии место, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню линии (-). Какой уровень качества развития он бы удовлетворил, нужно обозначить кружком (о). А крестиком (x) нужно обозначить то место на шкале, где можно объективно оценить свои возможности.

Рубинштейн предложил в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но вы можете добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность и оптимизм.

Для удобства на бланке нужно провести столько линий, сколько качеств вы проверяете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будет считаться за 1 балл.

В каждой строке должно быть обозначение верхней и нижней точек (заметные горизонтальные линии), а также середины шкалы (маленькая точка). Образец можно увидеть на картинке.

Тест должен быть выполнен до прочтения интерпретации результатов.В противном случае понимание интерпретации повлияет на тест.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов дана в классическом виде.

Основными параметрами самооценки является ее высота, стабильность и реалистичность.

После выставления оценок получаем: уровень притязаний — от нижней точки шкалы до знака «Х»; Высота самооценки – от «О» до знака «-»; и величины расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Рубинштейн Сусанна Яковлевна

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средний» и «высокий» уровень) соответствует реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на некоторые отклонения в формировании личности. Такой уровень может свидетельствовать о перекосе в формировании личности — закрытости для нового опыта, нечувствительности к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих.Количество баллов ниже 50 свидетельствует о заниженной самооценке.

В принципе, оценка, данная человеком, должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистичный уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистичное, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующем о неблагоприятном развитии событий.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна быть несколько выше средней; Идеальный показатель (О) несколько ниже верхнего полюса, а оценка его возможностей (х) находится между этими отметками.

Самооценка считается сниженной, если большинство баллов релевантной самооценки ниже среднего балла. В этом случае можно говорить об излишней критичности или чрезмерной требовательности.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим на взаимосвязь между всеми иконками.Знак «Х» должен находиться между символами «О» и «-». Расстояние между X и O является недостижимым интервалом. Желанный, но недостижимый. «Х» — это то, что «человек может», а то, что выше, ему «недоступно». Ниже «х» до соответствующей самооценки — это то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже x) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «Кругов» должна быть чуть ниже верхней стойки.Если «кружок» находится на полюсе, можно предположить незрелое отношение к ценностям. Зрелый мужчина не мечтает быть идеальным. Чрезмерно завышенная релевантная самооценка служит признаком нереалистичности.

Неравномерность оценок, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

«О» — идеальная самооценка, символизирует уровень мужской мечты. Обычно у всех людей есть потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта.Мечта, чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «Х» мы обозначаем уровень цели или реальной перспективы. В качестве цели место мечты, превратившейся в цель, занимает другой сон, а «О» по-прежнему стоит над «х». Если этого не происходит, речь идет об «инфляции мечты».

Когда мы рассуждаем о самооценке, возникает вопрос о ее оценке. Есть ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека и без того нереально высок.

Думаю, стопроцентных методик определения уровня нашей самооценки не существует, но попытки их создания предпринимаются.

Хочу привести один из самых известных. Это методика исследования самооценки Демо — Рубинштейна.

Тамара Дебо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) — известный исследователь психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 — 1990) — советский психолог, модифицировала Методологию Демо для изучения самооценки.

Тест

Данная методика основана на непосредственной оценке (шкале) школьниками ряда личностных качеств, таких как здоровье, способности, характер и др. Обследуемому предлагается по вертикальным линиям отметить по определенным признакам уровень развития эти качества (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. е. Уровень развития тех же качеств, которые удовлетворяли бы их. Каждому испытуемому предлагается форма методики, содержащая инструкцию и задание.

Проведение исследований

Инструкция. «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. д. Уровень развития каждого качества, части человеческой личности можно освятить вертикальной черте, нижняя точка которой будет символизировать низшее развитие, а верхняя — высшая.Вам предлагается семь таких линий.Они обозначают:

    здоровье

    умение делать много рук, умелые руки

    внешний вид

    уверенность в себе.

На каждой черте признака (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие этого качества стороны Вашей личности в данный момент. После этого крестиком (х) отмечают, при каком уровне развития этих качеств стороны были бы довольны собой или испытывали гордость за себя.

Испытуемому выдается бланк, на котором нанесены семь строк, высота каждой 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными признаками , середина — как только заметная точка.

Методика может выполняться как фронтально — всем классом (или группой), так и индивидуально. Перед фронтальной работой необходимо проверить, насколько каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применены предложенные значки, ответить на вопросы. После этого субъект работает самостоятельно. Время, отведенное на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «Здоровье» — не учитывается).Каждый ответ выражается в баллах. Как отмечалось ранее, длина каждой шкалы равна 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 балла).

    По каждой из шести шкал определить:

    1. уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «Х»;

      высота самооценки — от «О» до знака «-«;

      Величина несоответствия между уровнем притязаний и самооценкой равна расстоянию от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, то отрицательно.

Уровень привлекательности

Норма, реалистичный уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно свидетельствует о нереальном, некритическом отношении детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, является показателем неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистичную (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и свидетельствует об определенных отклонениях в формировании личности. Высокая самооценка может свидетельствовать о незрелости личности, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; Такая самооценка может свидетельствовать о существенных искажениях в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.Количество баллов ниже 45 свидетельствует о заниженной самооценке (недооценке себя) и свидетельствует о крайне неблагоприятном развитии личности. Эти студенты составляют «группу риска», они обычно немногочисленны. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических феномена: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларация (саме себе) собственной неспособности, отсутствия способности и тому подобное не предпринимает никаких усилий.

Показатели уровней притязаний, самооценки и степени несоответствия между уровнями

«Здоровье»

«ВОЛОСЫ»

«Авторитет на мойке ников»

«Умелые ручки»

«Внешний вид»

«Уверенность в себе»

Средний.Оценка

1. Кирюков Ю.

2.Губин А.

3.Иванов В.

4.Кулигин А.

Параметр

Количественная характеристика (балл)

Очень высокий

Уровень аттракционов

Уровень самоизоляции

Заключение: Проведенное исследование показывает, что в данной микрогруппе Бирюкова Ю., Губин А., Иванов В. — имеют высокий уровень притязаний (75-89), а Кулигин А. — имеет средний уровень притязаний (60-74) — это подтверждает оптимальное представление об их возможностях. , что является важным фактором личностного развития. Между тем уровень самооценки у Бирюковой Ю., Ивановой В., Кулигиной А. — высокий (60-74) удостоверяет адекватную самооценку, а у Губиной А. — очень высокий (84), что свидетельствует о завышенной самооценке. самооценка.

Методология Дембо Рубинштейна: исследование самооценки

Одни отлично выступают перед публикой, другие смело спрашивайте о цене товара в магазине.Одни люди терпят унижения, чтобы быть принятыми в круг общения, другие носят невидимую корону самостоятельно и никого близко к себе не подпускают. В чем причина такого поведения людей? Есть одна личностная характеристика, объединяющая все вышеперечисленные модели поведения человека, — это самооценка.

Что такое самооценка человека?

Мы часто слышим такое понятие, как «самоуважение». Его используют не только профессиональные психологи, педагоги или врачи, мы также можем слышать об этой личностной характеристике в повседневном общении.Что это такое? Под самооценкой понимаются представления человека о собственной важности и ценности для окружающих, а также оценка самим человеком собственных недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств.

Когда он начинает формироваться?

Самооценка не может быть сформирована без наличия еще одного личного свойства — самосознания. Он возникает в детстве, примерно до 3 лет, когда ребенок осознает свою автономию от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (так называемый «семизвездный кризис» этого возраста).Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение к нему окружающих. В этом возрасте можно говорить о зачатках самооценки, так как она формируется длительное время и находится в динамике на протяжении всей жизни.

Типы самооценки

Специалисты выделяют несколько типов самооценки, которые можно исследовать с помощью психологических инструментов (например, методология исследования Я-концепции Будасси или методика Дембо-Рубинштейна).Самооценка состоит из представлений о себе и идеале.

Различны отношения между этими двумя структурами личности («Я-реальное», «Я-идеальное»). В зависимости от качества этих отношений меняется самооценка человека.

  • Заниженная самооценка — большая разница между представлениями о том, кто я на самом деле и каким я должен быть в идеале. Неуверенность в себе, развивающаяся при этом, проявляется во всех видах человеческой деятельности.
  • Адекватная самооценка — нормальное соотношение между «Я-реальное» и «Я-идеальное».»Человек ведет себя адекватно ситуации.
  • Завышенный — разницы между двумя вышеуказанными структурами личности практически нет. Человек склонен считать себя если не идеалом, то очень близким к нему.

Методика Дембо-Рубинштейна — исследование самооценки, описание

Для личности очень важно иметь адекватную самооценку, так как иначе возникают проблемы в общении, профессиональной деятельности, родственных связях и так далее.Необходимо своевременно обращать внимание на самооценку человека, чтобы не допустить ошибок в его социальной адаптации.

Методика Дембо-Рубинштейна позволяет определить, какая самооценка у человека. Происходит это с помощью контрольных отметок по определенным шкалам. Человеку выдается бланк, в котором написана инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется классическая методика Дембо-Рубинштейна.

Модификация прихожан данной техники используется в последнее время в различных учебных заведениях и на работе.Модифицированная методика А. М. Прихожана содержит 7 шкал (в отличие от 4 исходных). Автор модификации добавил такие шкалы, как «умение сделать что-то своими руками», «внешний вид», «узнавание сверстников», а также изменил шкалу «счастье» на «уверенность в себе».

Инструкция по исследованию

Человек может понять, что нужно делать в тесте, прочитав инструкцию. В нем говорится, что у каждого есть возможность оценить свои способности, черты, возможности и так далее.Его оценка может быть выражена на отрезке, от которого на одном конце начинаются одни низкие баллы, на другом конце – максимум 10 баллов. Необходимо отметить на каждой шкале чертой «-» тот уровень, на котором сейчас находится развитие этого качества или свойства. Затем необходимо отметить на этих шкалах крестиком «х» тот уровень, при котором испытуемый может чувствовать себя довольным собой или с гордостью.

Шкалы в тесте

Методика Дембо-Рубинштейн включает следующие шкалы:

  • здоровье;
  • способности и ум человека;
  • его персонаж;
  • пользуется ли он авторитетом среди сверстников;
  • умение что-то делать самостоятельно, своими руками;
  • уверенность в себе;
  • внешний вид человека.

Метод подходит для индивидуального и фронтального исследования. При работе с группой необходимо проверять каждого, насколько он заполнил первую тренировочную шкалу – «здоровье». Модификация методики Дембо-Рубинштейна предполагает время, необходимое для выполнения тестового задания от 10 до 12 минут.

Анализ результатов

При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, так как это не является характеристикой личности. Длина каждой шкалы должна быть точно равна 100 мм, тогда каждый отмеченный крестик и черточка будут иметь количественную характеристику (например, 48 мм — 48 точек).

Методика Дембо-Рубинштейна позволяет выявить не только уровень самооценки, но и уровень личных притязаний. Этот показатель определяется при измерении балла от «0» до «х». Соответственно, уровень самооценки по определенной шкале можно измерить от «0» до «-».

Далее рассчитайте расстояние от «x» до «-«. Если возникает ситуация, при которой уровень притязаний ниже личной самооценки, баллы выражаются отрицательными числами. Затем подсчитывается балл и определяется самооценка.Метод Дембо-Рубинштейна прост в обработке, поэтому его часто используют. Но специалисты почти всегда используют его в модификации Прихожанки.

Расшифровка показателей

Для определения уровня двух характеристик личности подсчитывается суммарный балл соответствующих показателей всех шкал (кроме первой). Методика Дембо-Рубинштейна максимально точно помогает человеку понять, как он себя ценит.

Показатели уровня притязаний

  1. Адекватный — 75-89 баллов. Человек реально оценивает свои возможности.
  2. Высокий — 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики.
  3. Низкий — менее 60 баллов. Заниженный уровень требований. Человек не может нормально развиваться. У него нет желания чего-то добиваться, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант.

Уровень самооценки

  1. Адекватный — 45-74 балла. Реалистичная самооценка по указанным в методике и другим параметрам.
  2. Завышены — 75-100 баллов. Есть некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый или ребенок не могут правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Есть такое явление, как «близость по опыту», то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей.
  3. Занижено — менее 45 баллов. У человека большие проблемы в формировании личного самочувствия, это показывает методика Дембо-Рубинштейна. Слишком низкая самооценка может быть следствием двух психологических проблем: действительно неуверенности в себе и «защитной» неуверенности. Второе явление наблюдается, если человек сам себе навязывает эту «недооценку», чтобы не форсировать решения и избежать ответственности.
р>

%PDF-1.6 % 12980 0 объект > эндообъект внешняя ссылка 12980 101 0000000016 00000 н 0000011052 00000 н 0000011239 00000 н 0000011369 00000 н 0000011865 00000 н 0000012387 00000 н 0000012482 00000 н 0000012522 00000 н 0000012593 00000 н 0000012664 00000 н 0000012691 00000 н 0000012718 00000 н 0000012745 00000 н 0000012866 00000 н 0000041500 00000 н 0000070105 00000 н 0000098588 00000 н 0000127299 00000 н 0000157371 00000 н 0000186023 00000 н 0000186175 00000 н 0000187946 00000 н 0000217559 00000 н 0000248197 00000 н 0000250869 00000 н 0000252673 00000 н 0000252769 00000 н 0000252991 00000 н 0000253255 00000 н 0000260233 00000 н 0000260315 00000 н 0000260454 00000 н 0000260794 00000 н 0000260927 00000 н 0000261739 00000 н 0000261872 00000 н 0000262212 00000 н 0000262346 00000 н 0000263158 00000 н 0000263290 00000 н 0000264241 00000 н 0000264632 00000 н 0000268998 00000 н 0000269275 00000 н 0000269651 00000 н 0000269818 00000 н 0000269895 00000 н 0000270054 00000 н 0000270142 00000 н 0000270200 00000 н 0000270302 00000 н 0000270360 00000 н 0000270460 00000 н 0000270518 00000 н 0000270657 00000 н 0000270790 00000 н 0000270848 00000 н 0000270970 00000 н 0000271068 00000 н 0000271126 00000 н 0000271293 00000 н 0000271393 00000 н 0000271451 00000 н 0000271541 00000 н 0000271700 00000 н 0000271792 00000 н 0000271850 00000 н 0000271973 00000 н 0000272133 00000 н 0000272222 00000 н 0000272280 00000 н 0000272389 00000 н 0000272564 00000 н 0000272665 00000 н 0000272722 00000 н 0000272823 00000 н 0000272920 00000 н 0000272977 00000 н 0000273075 00000 н 0000273132 00000 н 0000273246 00000 н 0000273303 00000 н 0000273407 00000 н 0000273464 00000 н 0000273522 00000 н 0000273647 00000 н 0000273704 00000 н 0000273761 00000 н 0000273819 00000 н 0000273877 00000 н 0000273935 00000 н 0000273993 00000 н 0000274051 00000 н 0000274163 00000 н 0000274221 00000 н 0000274335 00000 н 0000274393 00000 н 0000274451 00000 н 0000274509 00000 н 0000274567 00000 н 0000002316 00000 н трейлер ]>> startxref 0 %%EOF 13080 0 объект >поток х\iXW֮j]I7,nQ!8ʹH @@\.囘q b*,Qt6׋1PA NU~У-v yp`j+pggjoBg3Bk;O‚◭E»cT9zӁ_Zm \͓5d֣U=-\|қ(Zc_7

q4[ڡS n7&cKn D56wӐ

Перейти к основному содержанию Поиск