Сдвг это что: СДВГ у детей — лечение, диагностика, симптомы

Содержание

синдром дефицита внимания и гиперактивности » Лахта Клиника

Введение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – один из часто звучащих, актуальных, сложных диагнозов, обсуждаемых далеко за пределами медицины. В этих дискуссиях порой удивляет полярность и широта диапазона высказываемых суждений. Одни авторы видят в СДВГ чуть ли не знамение того, что человечество мутирует в сторону «детей-индиго», приписывая этому состоянию и этим детям всевозможные необычайные способности (время от времени такие разговоры возникали и возникают вокруг многих психоневрологических заболеваний). Другие специалисты, напротив, призывают помнить о бритве Оккама и не громоздить искусственные диагнозы там, где речь идет об обычной расхлябанности, лени, избалованности ребенка, а также о педагогической несостоятельности и беспомощности его родителей.

Отрицать существование проблемы, по-видимому, бессмысленно. Существует достаточно давно известный, распространенный по всему миру, четко очерченный и в деталях описанный синдром (т.е. повторяющийся, более-менее цельный, диагностически распознаваемый специалистами комплекс симптомов). Существует диагноз в Международной классификации болезней, отнесенный к нозологической рубрике гиперкинетических расстройств – состояний, которые характеризуются аномально высокой двигательной активностью, преимущественно апродуктивной.

Эпидемиологические данные разноречивы, что во многом связано с различиями в диагностических подходах, региональных тенденциях, характере выборок. В целом, оценки частоты встречаемости варьируют в интервале от 2% до 18% (в выборках детей школьного возраста). Для стран бывшего СССР, по всей видимости, этот показатель составляет примерно 7-9%. Среди детей с верифицированным диагнозом СДВГ достоверно преобладают мальчики, однако оценки этой гендерной диспропорции также расходятся (от 2:1 до 9:1 в различных источниках). Питаемые, в той или иной степени, почти всеми родителями надежды на то, что ребенок «перерастет» и все присущие СДВГ симптомы исчезнут бесследно, оправдываются не более чем в 30% катамнестических наблюдений; в остальных случаях та или иная резидуальная симптоматика сохраняется и в зрелом возрасте.

Причины

Ни у кого сегодня не вызывает сомнений тот факт, что СДВГ – это дисфункция центральной нервной системы, в частности, т.н. ретикулярной формации мозга. Многие специалисты говорят о нарушениях, в этом случае, секреции и циркуляции нейромедиаторов, об ослаблении контролирующих и регуляторных функций коры по отношению к подкорке. Предполагается, активно исследуется и в ряде публикаций подтверждается влияние наследственного фактора, причем не обязательно наследственность отягощена именно по СДВГ: у многих страдающих детей в семейном анамнезе обнаруживаются случаи тиков, обсессивных неврозов, синдрома де ла Туретта и т.п. Значимыми факторами риска являются вредоносные воздействия на этапе внутриутробного развития – активное или пассивное курение матери, употребление ею алкоголя, экологические вредности, бытовая химия. Возможно, определенную роль могут сыграть и семейно-воспитательные факторы, состав и обстановка в семье, степень согласия в педагогических установках родителей, их отношение к ребенку.

Однозначных ответов на сегодняшний день нет (что служит дополнительным аргументом для противников диагноза как такового). Синдром дефицита внимания и гиперактивности пока остается, по большому счету, этиопатогенетически неясной аномалией или, скорее, все же патологией ЦНС.

Симптоматика

СДВГ относится к тем диагнозам, которые, в принципе, самой формулировкой исчерпывающе отражают клиническую картину. Типичными симптомами считаются выраженная неустойчивость произвольной концентрации внимания (ребенок постоянно отвлекается, сосредоточиться на чем-либо может лишь на несколько минут или десятков секунд, спонтанно переключается с одного вида деятельности на другой, и т.п.), усваивает информацию с трудом, после многократных повторений и ненадолго; обнаруживает выраженную суетливость, неусидчивость, порывистость в движениях, общее ускорение темпа моторики при недостаточной ее целенаправленности и результативности. В абсолютном большинстве случаев все это неизбежно сказывается на школьной успеваемости (первыми диагностами, кто поднимает тревогу и стремится привлечь к проблеме внимание родителей, – что, впрочем, удается не всегда, – выступают именно школьные учителя), а также на самооценке ребенка, его отношениях с родителями и общем семейном микроклимате.

В некоторых случаях синдром проявляется преимущественно гиперкинетическими нарушениями, в других – когнитивными, но чаще всего встречается смешанная форма. Интеллект, если ограниченно понимать его как врожденный набор способностей, обычно не страдает, однако возможны задержки развития в силу сниженной обучаемости.

Диагностика

Диагностика СДВГ представляет собой весьма и весьма сложную проблему. Разработаны целые системы критериев, причем необходимые признаки должны иметь место в определенных минимальных сочетаниях и степени выраженности, прежде чем правомерно будет устанавливать официальный нозологический диагноз. Так, симптоматика должна присутствовать и отмечаться еще в дошкольном возрасте; проявляться и в школе, и дома; не быть заведомо связанной с другими, более общими заболеваниями (эндокринными, неврологическими, психическими) и мн. др. Назначается тщательное многостороннее обследование с применением инструментальных, лабораторных и обязательно психодиагностических методов. Диагноз выносится, как правило, консилиумом или комиссионно.

Лечение

Поскольку этиопатогенез неясен, в различных регионах и странах мира реализуются самые разные подходы к лечению СДВГ. Практически везде первоочередная роль отводится психокоррекции, психологическим тренингам, санации системы внутрисемейных отношений, мотивов, экспектаций (которые должны соответствовать индивидуальным, а не критериально-возрастным возможностям) и т.п. Применяются нейропротекторы, стимуляторы (как это ни парадоксально, они зачастую оказываются эффективнее других средств, что указывает на церебрастеническую основу СДВГ), корректоры мозговой трофики и кровообращения; иногда показаны также антидепрессанты. Однако любой психоактивный препарат ребенку назначается с предельной осторожностью, в минимально-необходимых дозах и только при наличии абсолютных показаний.

Прогноз является, фактически, столь же неопределенным, как и многие другие аспекты СДВГ. В большинстве случаев заболевание продолжает оказывать негативное влияние и в зрелой жизни.

5 признаков того, что у вас не лень, а СДВГ — Карьера на vc.ru

Синдром дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ — это расстройство, характеризующееся постоянной невнимательностью и/или гиперактивностью, которые негативно влияют на продуктивность.

{«id»:332239,»type»:»num»,»link»:»https:\/\/vc.ru\/hr\/332239-5-priznakov-togo-chto-u-vas-ne-len-a-sdvg»,»gtm»:»»,»prevCount»:null,»count»:2,»isAuthorized»:false}

{«id»:332239,»type»:1,»typeStr»:»content»,»showTitle»:false,»initialState»:{«isActive»:false},»gtm»:»»}

{«id»:332239,»gtm»:null}

1337 просмотров

В 1902 году в журнале Lancet появилась лекция английского врача Стилла, который впервые связал невнимательность и гиперактивность с биологической основой, а не с плохим воспитанием, как предполагалось в те времена.

The Lancet — медицинский журнал, основанный в 1823 году английским хирургом Томасом Уокли. Назван он так в честь ланцета — хирургического инструмента.

При этом СДВГ в 4–5 раз чаще бывает у мальчиков. У взрослых данное расстройство встречается в 2–6% случаев и рассматривается как последствие СДВГ в детском возрасте.

Как проявляется у взрослых

СДВГ затрудняет сосредоточение внимания на повседневных рутинных делах. Это не означает, что вы не можете сосредоточиться. Вы просто сосредотачиваетесь не на том, что нужно.

Некоторые люди описывают это как постоянное чувство подавленности или паранойи. А вот тем, кому диагноз не знаком, «СДВГшники» кажутся ленивыми, прокрастинаторами и безответственными.

Так как же определить, есть ли у вас СДВГ или нет? Нужно обратить внимание на следующие симптомы:

1. История детства

У взрослых людей с диагнозом СДВГ, симптомы обычно проявляются еще в детстве. Дело в том, что многие ученые считают, что расстройство является нарушением развития, поэтому оно не может резко проявиться во взрослом возрасте без признаков в детстве.

{ «osnovaUnitId»: null, «url»: «https://booster.osnova.io/a/relevant?site=vc&v=2», «place»: «between_entry_blocks», «site»: «vc», «settings»: {«modes»:{«externalLink»:{«buttonLabels»:[«\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c»,»\u0427\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c»,»\u041d\u0430\u0447\u0430\u0442\u044c»,»\u0417\u0430\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u044c»,»\u041a\u0443\u043f\u0438\u0442\u044c»,»\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c»,»\u0421\u043a\u0430\u0447\u0430\u0442\u044c»,»\u041f\u0435\u0440\u0435\u0439\u0442\u0438″]}},»deviceList»:{«desktop»:»\u0414\u0435\u0441\u043a\u0442\u043e\u043f»,»smartphone»:»\u0421\u043c\u0430\u0440\u0442\u0444\u043e\u043d\u044b»,»tablet»:»\u041f\u043b\u0430\u043d\u0448\u0435\u0442\u044b»}} }

По данным NHS, у 15 % из тех, кому поставлен диагноз, к 25 годам все еще будут проявляться симптомы. И у 65% это будут симптомы, которые негативно влияют на повседневную жизнь.

2. Короткий промежуток концентрации внимания

Специалисты предполагают, что дело в структуре мозга. У людей с СДВГ она немного отличается, поэтому им сложно долго фокусироваться на одном деле. Они неусидчивые, им быстро становится скучно, они отвлекаются.

Только что они сидели за книгой, а сейчас им нужно срочно разобрать в шкафу. Возможно, через 5 минут вы застанете их за пересаживанием растений.

Внимание расщепляется на сотни вещей, мозг словно не может выстроить приоритеты, и ум обреченно блуждает от одной темы к другой.

3. Незаконченные дела

В результате недостатка внимания люди с СДВГ часто оставляют дела незавершенными. Проекты, дела по дому и домашние задания могут быть отложены на другое время вне зависимости от того, с каким энтузиазмом за них принимались.

Люди с таким расстройством часто меняют хобби, непостоянны в своих интересах. Иногда поведением они больше напоминают маленьких и капризных детей.

4. Плохой контроль над импульсами

СДВГ заставляет людей жить импульсами. Резкое желание проехать на красный свет, прервать или перебить разговор, потратить деньги на то, что не нужно, — все эти вещи ого как знакомы человеку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Порой они даже не отдают отчета своим действиям, а действуют по зову желаний, которые будто резко загораются в их головах. От этого страдает и их семейная жизнь. Сегодня человек им интересен, а завтра уже надоел.

5. Неспособность собраться

Будильники и напоминания лучшие товарищи для «СДВГшника». Потому что время для него течет всегда по-разному, а крайние сроки подкрадываются неожиданно. А еще люди с синдромом могут делать всё и сразу, не доводя ни одно дело до конца. С организационными навыками у них беда.

В общем, жить с СДВГ трудно, так как же можно помочь себе?

Простые советы от больших проблем

Друзья, конечно, если признаки СДВГ отравляют вам жизнь, это повод обратиться к специалисту — неврологу или психологу. Но есть некоторые вещи, которые помогут облегчить состояние. В последнее время для лечения СДВГ рекомендуют практики майндфулнес и медитации.

Как мы говорили ранее, многие вещи людьми с синдромом не осознаются. Они действуют импульсами. Поэтому самый первый совет – наблюдать за своими порывами.

Для этого нужно завести блокнот и записывать туда, в каких ситуациях возникает, например, неконтролируемый гнев или резкое желание изменить решение. Это может помочь вам отследить и минимизировать причины, которые предшествуют таким состояниям.

Если захотелось совершить крупную покупку, лучше подождите хотя бы сутки. Скорее всего, на следующий день желание угаснет. Рассмотрите установку лимита на свою банковскую карту.

Практика «Светофор»

В Германии людям из СДВГ предлагают использовать необычную технику. На протяжении дня задавайте себе вопрос: с каким цветом вы сейчас ассоциируете свое состояние? Зеленый – все хорошо, желтый – вам некомфортно, красный – близок эмоциональный взрыв. Она тоже помогает отслеживать свои импульсы и причины его изменений.

А если вы научитесь отслеживать свое состояние, значит, вы сможете им управлять.

Что еще может помочь человеку с СДВГ?

  • Составление списков, ведение дневников и ежедневников;
  • Регулярные тренировки, которые требуются для разрядки;
  • Четкое соблюдение режима сна.

Замечали ли вы в своем окружении людей с таким расстройством? Или, может, оно есть у вас? Как справляетесь, что помогает?

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, там вы сможете найти много интересных и полезных плюшек про саморазвитие и онлайн-обучение.

Гиперфокус, гиперактивность и полезный шум. Что такое СДВГ и почему его коррекция может улучшить качество жизни

18+
Редакция журнала «Нож» утверждает, что настоящая статья не является пропагандой каких-либо преимуществ в использовании отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений, в том числе пропагандой использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье. Статья имеет исключительно историческую и культурную ценность, предназначена для использования в научных или медицинских целях либо в образовательной деятельности. Ведите здоровый образ жизни. Используйте свой мозг продуктивно и по назначению!

Проклятье названия и гиперфокус

В самом обозначении синдрома кроется искажение его сути. Проблема людей с СДВГ — не дефицит внимания, как можно предположить из названия, а сложности с управлением им. Считается, что для людей с СДВГ может быть пыткой терпеливое прослушивание лекции в университете или участие в зум-созвонах. Удивительно, но те же самые люди могут затем часами заниматься программированием, сочинять стихи или убираться дома.

То есть люди с СДВГ не только способны поддерживать хороший уровень концентрации внимания, но и достигать такой степени погружения в какую-либо деятельность, что и время, и окружающий мир словно перестают существовать. Это особое состояние внимания называется гиперфокусом.
Читайте также

Антипсихиатрия: как протест против карательной психиатрии привел к пересмотру нормы

Несмотря на то что состояние гиперфокуса всё еще не включено в официальные диагностические критерии СДВГ, его часто упоминают при посещении врача или в обсуждениях на тематических форумах. Так, недавно в одной из веток Reddit по теме СДВГ обсуждались особенности, которые сложно понять людям, не страдающим СДВГ. Гиперфокус оказался одной из них. При этом пользователи с СДВГ отмечали, что их способность концентрировать внимание порой вызывает непонимание со стороны окружающих: «Если ты способен концентрироваться так сильно, то что мешает делать это произвольно в тех ситуациях, которые того требуют?» Подобная риторика может приводить не только к необоснованной критике, но и к отрицанию существования симптома как такового, к обвинению человека в лени и отсутствии силы воли.

Но важной чертой гиперфокуса у людей с СДВГ является то, что обычно он возникает непроизвольно. Люди с СДВГ сравнивают гиперфокус с состоянием гипноза или с состоянием под воздействием «пения сирен». Важным фактором, обеспечивающим возникновение гиперфокуса, является интерес человека к тому, что он делает, даже если это нечто простое, непринужденное, вроде выращивания цветов. Человека с СДВГ такое занятие может заставить на некоторое время покинуть реальность.

Таким образом, с одной стороны, гиперфокус можно воспринимать как «суперспособность» людей с СДВГ, потому что при нахождении в потоке создается почва для получения удовольствия от деятельности и, соответственно, для повышения ее качества. С другой стороны, в гиперфокусе людей с СДВГ присутствует компонент персеверации — изнурительного «застревания» в этом состоянии и невозможности переключить внимание на что-то другое.

Сеть пассивного режима работы мозга

Возвратимся к дефициту внимания у людей с СДВГ, точнее к сложностям произвольного переключения и удержания внимания, к чувствительности к отвлекающим факторам (если это не состояние гиперфокуса). Здесь важно упомянуть так называемую сеть пассивного режима работы мозга (default mode network, DMN). Эта система участков мозга включает в себя часть префронтальной коры, заднюю поясную кору, предклинье и угловую извилину (см. рис. 1).

Рисунок 1. Default mode network (DMN). Источник

Хотя функции DMN не изучены до конца, известно, что именно она более активна, когда человек не сфокусирован на конкретной задаче и позволяет вниманию и мыслям блуждать.

Недавний метаанализ на основе 20 исследований 944 пациентов с СДВГ и 1121 нормотипичного человека выявил систематические изменения функциональных связей в DMN у людей с СДВГ. При этом синдроме некоторые регионы DMN слишком сильно активизируются во время обработки информации, что приводит к отвлечению и усложняет концентрацию внимания. Также у пациентов с СДВГ была обнаружена повышенная связь DMN и части префронтальной коры, отвечающей за мультизадачность, что может отражать склонность людей с СДВГ метаться между несколькими делами одновременно.

К счастью, с возрастом сеть пассивного режима работы мозга развивается, и в ряде случаев, если в детстве симптомы СДВГ сопровождаются нарушениями функциональной связности DMN, эти нарушения могут нейтрализоваться.

Важность гиперактивности

Второй компонент СДВГ — гиперактивность. Она не является обязательным признаком СДВГ. Еще в четвертой версии DSM, Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, от 1994 года было введено три подтипа СДВГ: с преобладанием дефицита внимания, с преобладанием гиперактивности, комбинированный. Было установлено, что, если проявления детского СДВГ попадают в категорию с преобладанием гиперактивности, с возрастом они переходят в комбинированную категорию.

Но даже при отсутствии явных симптомов гиперактивности (неспособность сидеть спокойно, склонность много двигаться и говорить, нетерпеливость и т. д.) у людей с СДВГ можно обнаружить менее заметные ее признаки: склонность ерзать, качать ногой или перебирать что-то руками.

Долгое время подобные проявления рассматривались как отрицательный симптом и всячески блокировались в рамках общей направленности воспитания детей. Наверняка многие из читателей вспомнят, как в школе их учили сидеть за партой смирно, не качаться на стуле, не трясти ногой и т. д. Однако результаты последних исследований показывают, что проявления гиперактивности у людей с СДВГ могут быть не только признаком нарушенного контроля импульсивности, но и важным компенсаторным механизмом!

Поскольку люди с СДВГ часто подвержены скуке и сталкиваются с недостатком мотивации, что затрудняет концентрацию внимания, то даже небольшая физическая активность в виде движения конечностей может подстегивать нервную систему, давать ей недостающую стимуляцию и ресурс для фокуса и вовлеченности в деятельность. Например, когда детям 8–12 лет предлагали выполнить задания на оценку рабочей памяти, участники с СДВГ справлялись тем лучше, чем больше моторной активности себе позволяли (качали стул, двигали ногами и т. д.). Эта закономерность не наблюдалась в группе нормотипичных детей, поскольку тот уровень физической активности, который для детей с СДВГ играет роль вспомогательной самостимуляции, в случае отсутствия синдрома может быть излишним и отвлекающим.

Полезный шум

Как еще можно объяснить то, что «мешающая» и «ненужная» физическая активность помогает людям с СДВГ? Обратимся к принципу стохастического резонанса, который предполагает, что если любой стимул предъявляется с интенсивностью ниже порога обнаружения, то его возможно обнаружить в присутствии небольшого шума, потому что шум, наложенный на сигнал, помогает последнему преодолеть порог (см. рис. 2). Если же шум оказывается слишком мощным, возможность обнаружить сигнал снова понижается.

Рисунок 2. Демонстрация стохастического резонанса. Красная прямая обозначает порог интенсивности сигнала, выше которого он может быть обнаружен. На графике (d) сигнал почти не превышает этот порог, и паттерны едва различимы на изображении (a). С добавлением гауссова шума с небольшой мощностью (b, e) прямоугольные паттерны начинают различаться. Но если мощность шума увеличить (c, f), паттерны в нем теряются. Источник

Принцип стохастического резонанса соблюдается в любых физических системах, в том числе в системах восприятия человека и животных. А в контексте исследований СДВГ стохастический резонанс лег в основу так называемой модели умеренного возбуждения мозга (moderate brain arousal model). Ее авторы опираются на свидетельства дисбаланса в дофаминовой системе людей с СДВГ. Если упростить формулировку, то этот дисбаланс предполагает, что у людей с СДВГ пониженный уровень дофамина во внеклеточном пространстве приводит к повышению чувствительности к окружающим стимулам. Это усложняет управление вниманием и прочие важные процессы. Недостаточная внеклеточная дофаминовая активность сопряжена с низким внутренним уровнем шума нервной системы. Поэтому, предполагают авторы, для хорошего выполнения когнитивных задач людям с СДВГ требуется дополнительный шум, поступающий из внешней среды в качестве компенсации. В качестве шума с разной эффективностью могут выступать сторонние звуки, двигательная активность и т. д. Именно этот шум и должен улучшать передачу нейрональных сигналов по принципу стохастического резонанса.

Казалось бы, люди с СДВГ должны больше отвлекаться в присутствии шума, но именно он может помочь им достичь оптимального уровня когнитивной деятельности.

И тому есть ряд подтверждений. Например, в одном из экспериментов фоновая музыка не только не отвлекала детей с СДВГ, но и помогала им лучше справляться с арифметическими задачами, чего не наблюдалось среди нормотипичных детей. А если во время решения задач на память создавался фоновый белый шум, то дети с СДВГ справлялись лучше, а точность решения нормотипичных детей падала.

Плохое воспитание или генетика?

Взрослые люди с СДВГ могут сталкиваться с упреками со стороны окружающих (работодателей, семьи) — в лени, недостаточной силе воли, неряшливости и прочих отрицательных качествах, проявление которых нормотипичные люди могут контролировать произвольно и с легкостью. Это создает порочный круг, в результате которого страдающие СДВГ испытывают дополнительный стресс, тревогу, чувство вины, что плохо отражается на их психологическом благополучии. Также существует заблуждение, что такие проявления СДВГ, как невнимательность, нетерпеливость, отсутствие мотивации, прокрастинация, — это всецело результат плохого воспитания в детстве.

Но генетические исследования частично свидетельствуют об обратном: наследуемость СДВГ достигает 74%. Это значит, что 74% вариаций проявлений СДВГ связаны с вариациями в генах, а не с влияниям окружающей среды. Примерно тот же высокий уровень наследуемости наблюдается у расстройств аутистического спектра, биполярного расстройства и шизофрении.

Функции выявленных генов-кандидатов, вариации которых ассоциированы с СДВГ, связаны с транспортом и рецепторами серотонина и дофамина.

На дофамин как раз воздействует метилфенидат, являющийся первостепенным средством при фармакологической коррекции СДВГ в большинстве стран мира (однако в России и ряде других стран это вещество законодательно запрещено к использованию и обороту).

Интересно, что симптомы СДВГ оказались сопряжены с закономерностями и в наследуемых функциональных связях упоминаемой ранее сети пассивного режима работы мозга (DMN) и вентральной сети внимания (см. рис. 3).

Рисунок 3. Сети мозга, функциональная связность которых высоко наследуема. (A) DMN-сеть. (B) Вентральная сеть внимания. Источник

Несмотря на то что в области генетики СДВГ было обнаружено немало, некоторые аспекты требуют дополнительных исследований. Среди них, в частности, случаи, когда из двух монозиготных близнецов, которые идентичны по генотипу, один страдает СДВГ, а второй — нет. Почему так происходит? Дело не только в генах?

Исследование пар идентичных близнецов, в которых только у одного был СДВГ, показало, что при равном общем объеме коры таламус и полосатое тело близнецов с СДВГ меньше, чем у их нормотипичных братьев или сестер. Дальнейшее изучение генетических проявлений СДВГ возможно именно в привязке к этим анатомическим структурам.

В условиях отсутствия прочих генетических различий оказалось важным следующее наблюдение: именно в генах тех структур мозга, в которых обнаружились отличия между идентичными близнецами (полосатом теле и таламусе), был выявлен и различный уровень метилирования — процесса добавления метиловых групп к молекуле ДНК. И эти различия относятся уже не столько к генетическим факторам, сколько к эпигенетическим, то есть к внешнему воздействию на текущие генетические процессы (экспрессия генов и т. д.), не изменяющему последовательность нуклеотидов в ДНК.

Впрочем, несмотря на вклад генетики и эпигенетики в изучение СДВГ, следует помнить о некоторых аспектах образа жизни, которые могут повлиять на проявления этого синдрома.

В частности, исследование детей с СДВГ в четырехлетнем возрасте показало, что чем меньше они спали и чем меньше проводили времени за когнитивно полезными занятиями, например чтением и т. д., тем более выраженными симптомы СДВГ становились уже к семи годам.

Также к возможным факторам, которые могут влиять на возникновение СДВГ у ребенка, относятся подверженность матери стрессу во время беременности, ее курение, употребление алкоголя, низкий вес при рождении ребенка. Впрочем, всё еще нет явных свидетельств того, что корреляция между этими факторами и возникновением СДВГ предполагает причинно-следственную связь.

Культура невнимательности и распространение СДВГ

С развитием цифровых технологий наша способность концентрировать внимание сталкивается всё с большим количеством препятствий. Бесконечные уведомления в мессенджерах, культ многозадачности, клиповый формат потребления информации не позволяют вниманию задерживаться на чем-то одном, если не прилагать сознательных усилий к ограничению цифрового воздействия. Возникает вопрос: может ли чрезмерная подверженность воздействию цифровой среды провоцировать развитие симптоматики СДВГ и объяснять наблюдаемый рост его распространения?

Предварительный ответ на этот вопрос был дан в рамках недавнего исследования. В нем приняли участие школьники 15–16 лет, которые на момент начала исследования не имели симптомов СДВГ. На протяжении двух лет оценивалась частота, с которой подростки взаимодействовали с цифровыми технологиями. Через два года оказалось, что высокая частота взаимодействия с ними была сопряжена с повышенными рисками возникновения симптомов СДВГ. На статистически значимом уровне с симптомами СДВГ оказались связаны частота проверки социальных сетей, просмотр изображений и видео, прослушивание музыки, чтение блогов и т. д.

Важно подчеркнуть, что причинность у этого эффекта могла быть обратной: исходное наличие СДВГ, еще не проявившегося на момент начала исследования, но проявившегося по прошествии двух лет, могло повышать предрасположенность участников к интенсивной стимуляции посредством цифровых технологий. В связи с этим важно проведение дополнительных исследований.

СДВГ, социальные навыки и отношения

При обсуждении СДВГ нередко делается акцент на том, как человек с этим синдромом справляется с когнитивными задачами, учебой или работой. Однако необходимо помнить, что при СДВГ страдают и социальные навыки.

Для эффективного взаимодействия с другими людьми необходимо проявлять внимательность, ответственность и контролировать свою импульсивность. При СДВГ все три пункта ставятся под удар. Проявляясь в невнимательности к деталям, в забывчивости, в неорганизованности и непунктуальности, в склонности перебивать и не слушать до конца, СДВГ может восприниматься окружающими как признак намеренной грубости и эгоизма. Это, в свою очередь, может приводить к неприятию человека с СДВГ и его социальной изоляции. Поскольку усвоение социальных сигналов, правил вежливости и прочих социально релевантных принципов происходит еще в детстве, ребенку с СДВГ могут помочь ролевые игры, в которых воспроизводятся типичные социальные ситуации и обращается его внимание на необходимые детали.

Импульсивность людей с СДВГ может по-особому отражаться на том, как они выстраивают романтические отношения. Поскольку в начале отношений, на этапе влюбленности, присутствует эффект новизны, в человеке с СДВГ это может породить гиперфиксацию и чрезмерную поглощенность партнером. Затем, когда неизбежно наступает эмоциональная адаптация и человек с СДВГ начинает испытывать сложности с концентрацией внимания на отношениях, может возникнуть ощущение, что он отдаляется от партнера, и это может быть интерпретировано как охлаждение. Более того, человек с СДВГ может непроизвольно пытаться вернуть себе прежний уровень положительной эмоциональной стимуляции через определенные стратегии: он стремится перейти на следующий уровень отношений, игнорируя естественную динамику их развития, переключается на новые отношения, старается скорректировать партнера и т. д.

Несомненно, подобные паттерны поведения также имеют место в социальных взаимодействиях и отношениях нормотипичных людей — возможно, с меньшей выраженностью. Поэтому и к случаям, когда речь идет об СДВГ, применим универсальный принцип: первый шаг к балансу в социальных или романтических взаимодействиях — это открытое обсуждение возникающих проблем, а также возможностей человека, его желаний или отсутствия таковых.

СДВГ в России

Стоит уделить внимание особенностям диагностики и коррекции СДВГ в России. Как уже было упомянуто выше, вещества — стимуляторы центральной нервной системы, традиционно используемые для коррекции СДВГ (среди которых метилфенидат, декстроамфетамин и др.), в России внесены в Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых запрещен. Впрочем, существуют условия, при которых ввоз указанных веществ на территорию Российской Федерации допускается для личного использования в медицинских целях. Причины, по которым указанные препараты не признаются, а некоторые из них даже именуются «детским кокаином», возможно, базируются на необоснованных утверждениях о том, что такие стимуляторы в любом случае либо сами вызывают зависимость, либо провоцируют зависимое поведение. Несомненно, при фармакологическом лечении возникают риски формирования зависимости от многих лекарств, в том числе от обезболивающих или успокоительных.

Употребление метилфенидата и его аналогов в высоких дозах без предписания врача может приводить к зависимости (так же, как и злоупотребление другими средствами, воздействующими на нервную систему). Однако на основе метаанализа 15 исследований было установлено, что в результате приема стимуляторов у пациентов с СДВГ не повышается риск последующего возникновения зависимости.

Поэтому для стимуляторов соблюдается тот же принцип, что и для иных медикаментов: прием этих препаратов должен осуществляться по предписанию врача и в терапевтически оправданных дозах.

Действие препаратов, используемых в России для коррекции СДВГ, базируется на увеличении уровня норадреналина и дофамина в мозге (например, атомоксетин, который положительно воздействует на симптомы СДВГ, но всё-таки в меньшей степени, чем некоторые стимуляторы). Альтернативные средства, применяемые в России для коррекции СДВГ, — это ноотропы, предположительно, улучшающие когнитивные функции.

Если же говорить о диагностике СДВГ, то пока нет возможности оценить его распространенность в России в силу отсутствия официальных статистических данных. Но опираясь на мнения экспертов, можно судить о том, что в России людям с СДВГ часто приписывают иные диагнозы (например, минимальную мозговую дисфункцию или органические расстройства мозга).

Указанные факты свидетельствуют о важности повышения осведомленности об СДВГ.

Эволюционные и когнитивные преимущества

Возможно ли, что симптомы СДВГ когда-то играли важную адаптивную роль с точки зрения эволюции?

Одна из теорий предполагает, что черты СДВГ были полезны в среде охотников-собирателей в быстро меняющихся условиях и при отсутствии большого количества ресурсов. В этом случае гиперактивность обеспечивала исследовательскую активность для поиска пищи и миграции в сторону лучших в климатическом плане областей.

Импульсивность же была важна для быстрого реагирования на критические ситуации. Наконец, «невнимательность» возможно приравнять к сверхбдительности и слежению за возникновением угроз с разных сторон в быстро меняющейся среде.

Однако подобные теории всё-таки спекулятивны, хотя и могут потенциально проверяться в рамках экспериментов на ориентирование в незнакомом окружении, поэтому обратимся к тем когнитивным преимуществам, которые наблюдаются у людей с СДВГ в современности. Оборотной стороной неугомонности и гиперактивности выступает энергичность, невнимательности к скучным делам — гиперфокус на делах интересных, импульсивности — гибкость и способность к импровизации. Эти черты позволяют людям с СДВГ реализовываться в областях интенсивной деятельности, вызывающей энтузиазм и требующей вовлеченности, например в журналистике, предпринимательстве, творчестве и т. д.

Несомненно, такой взгляд на характерные особенности людей с СДВГ не должен обесценивать и заметать под ковер проблемы, с которыми им приходится сталкиваться. Проблемы есть, но СДВГ не приговор. Жизнь человека с этим синдромом может быть увлекательной, приносить удовольствие и многочисленные достижения — а поддержка со стороны окружающих, фокус на потенциале и правильный выбор терапии могут в этом помочь.

О СДВГ — симптомы, причины и лечение

Загрузить информационный бюллетень  

 

Каждому иногда бывает трудно усидеть на месте, сконцентрировать внимание или контролировать импульсивное поведение. Однако у некоторых людей проблемы настолько распространены и настойчивы, что мешают каждому аспекту их жизни: дому, учебе, общению и работе.

Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) — это нарушение развития нервной системы, поражающее 11 процентов детей школьного возраста.Симптомы сохраняются во взрослом возрасте более чем в трех четвертях случаев. СДВГ характеризуется неадекватными для развития уровнями невнимательности, импульсивности и гиперактивности.

Люди с СДВГ могут быть очень успешными в жизни. Однако без выявления и надлежащего лечения СДВГ может иметь серьезные последствия, включая неуспеваемость в школе, стресс и разрушение семьи, депрессию, проблемы во взаимоотношениях, злоупотребление психоактивными веществами, правонарушения, случайные травмы и неудачи на работе.Раннее выявление и лечение чрезвычайно важны.

Медицинская наука впервые зарегистрировала детей, проявляющих невнимательность, импульсивность и гиперактивность, в 1902 году. С тех пор это расстройство получило множество названий, включая минимальную мозговую дисфункцию, гиперкинетическую реакцию детского возраста и синдром дефицита внимания с гиперактивностью или без нее. В системе классификации Диагностического и статистического руководства, пятое издание (DSM-5) это расстройство было переименовано в синдром дефицита внимания / гиперактивности или СДВГ.Нынешнее название отражает важность аспекта невнимательности при расстройстве, а также другие характеристики расстройства, такие как гиперактивность и импульсивность.

Симптомы

Как правило, симптомы СДВГ возникают в раннем детстве. Согласно DSM-5, до 12 лет должны присутствовать некоторые симптомы. Многие родители сообщают о чрезмерной двигательной активности в раннем возрасте, но симптомы СДВГ трудно отличить от типичной импульсивности, невнимательности и активного поведения. для детей в возрасте до четырех лет.При постановке диагноза у детей должно быть шесть или более симптомов расстройства; подростки 17 лет и старше и взрослые должны иметь по крайней мере пять из присутствующих симптомов. В DSM-5 перечислены три проявления СДВГ — преимущественно невнимательное, гиперактивно-импульсивное и комбинированное. Симптомы для каждого из них адаптированы и обобщены ниже.

СДВГ преимущественно невнимательное представление

  • Не уделяет должного внимания деталям или допускает ошибки по невнимательности
  • С трудом удерживает внимание
  • Не слушает
  • Пытается выполнить инструкции
  • Проблемы с организацией
  • Избегает или не любит задачи, требующие длительных умственных усилий
  • Теряет вещи
  • Легко отвлекается
  • Забывчив в повседневной деятельности

СДВГ с преимущественно гиперактивно-импульсивным проявлением

  • Непоседа руками или ногами или извивается на стуле
  • С трудом удерживает сидячее положение
  • Чрезмерно бегает или лазает у детей; крайнее беспокойство у взрослых
  • Трудно заниматься тихой деятельностью
  • Действует как двигатель; взрослые часто чувствуют себя внутри так, как будто их приводит в движение двигатель
  • Чрезмерно болтает
  • Выбрасывает ответы до того, как вопросы были закончены
  • Сложность ожидания или очереди
  • Прерывает или вторгается в других

Комбинированная презентация СДВГ

  • Индивидуум соответствует критериям как невнимательности, так и гиперактивно-импульсивного проявления СДВГ.

Эти симптомы могут меняться со временем, поэтому по мере взросления дети могут иметь разные проявления.

Сбивающие с толку ярлыки для СДВГ

В 1994 году название расстройства было изменено таким образом, что многих это сбивает с толку. С тех пор все формы синдрома дефицита внимания официально называются «синдромом дефицита внимания/гиперактивности», независимо от того, есть ли у человека симптомы гиперактивности или нет. Несмотря на то, что это официальные названия, многие профессионалы и неспециалисты по-прежнему используют оба термина: СДВ и СДВГ.Некоторые используют эти термины для обозначения старых подтипов; другие используют ADD просто как более короткий способ обратиться к любой презентации.

Тяжесть симптомов

Поскольку симптомы СДВГ проявляются у каждого человека в разной степени, DSM-5 теперь требует от специалистов, диагностирующих СДВГ, указывать тяжесть расстройства. Степень серьезности расстройства может меняться в зависимости от проявления в течение жизни человека. Клиницисты могут определить степень тяжести СДВГ как «легкую», «умеренную» или «тяжелую» в соответствии с критериями DSM-5.

Легкая : Присутствует небольшое количество симптомов сверх необходимого для постановки диагноза, и симптомы приводят к незначительным нарушениям в социальных, школьных или рабочих условиях.
Умеренная : Присутствуют симптомы или функциональные нарушения между «легкой» и «тяжелой».
Тяжелая : Присутствует множество симптомов, количество которых превышает количество, необходимое для постановки диагноза; некоторые симптомы особенно серьезны; или симптомы приводят к заметным нарушениям в социальных, школьных или рабочих условиях.

С возрастом симптомы могут уменьшаться, изменяться или принимать другие формы.У взрослых, у которых сохраняются некоторые из симптомов детского СДВГ, но не все, может быть поставлен диагноз СДВГ в частичной ремиссии.

СДВГ на протяжении всей жизни

Дети с СДВГ часто испытывают задержки в самостоятельном функционировании и могут вести себя моложе своих сверстников. Многие дети, страдающие СДВГ, также могут иметь умеренные задержки речи, двигательных навыков или социального развития, которые не являются частью СДВГ, но часто сопутствуют ему. Они, как правило, имеют низкую толерантность к фрустрации, трудности с контролем своих эмоций и часто испытывают перепады настроения.

Дети с СДВГ подвержены риску потенциально серьезных проблем в подростковом и взрослом возрасте: неуспеваемость или задержки в учебе, проблемы с вождением, трудности со сверстниками и социальными ситуациями, рискованное сексуальное поведение и злоупотребление психоактивными веществами. Могут быть более серьезные негативные формы поведения с сопутствующими состояниями, такими как оппозиционно-вызывающее расстройство или расстройство поведения. Девочки-подростки с СДВГ также более склонны к расстройствам пищевого поведения, чем мальчики. Как отмечалось выше, СДВГ сохраняется с детства до подросткового возраста в подавляющем большинстве случаев (50–80 процентов), хотя со временем гиперактивность может уменьшаться.

Подростки с СДВГ представляют особую проблему. В эти годы возрастают академические и жизненные требования. В то же время эти дети сталкиваются с типичными подростковыми проблемами, такими как зарождение сексуальности, обретение независимости, борьба с давлением сверстников и трудности вождения.

Более 75 процентов детей с СДВГ продолжают испытывать значительные симптомы во взрослом возрасте. В раннем взрослом возрасте СДВГ может быть связан с депрессией, расстройствами настроения или поведения и злоупотреблением психоактивными веществами.Взрослые с СДВГ часто справляются с трудностями на работе, в личной и семейной жизни, связанными с симптомами СДВГ. У многих непостоянные результаты на работе или в карьере; испытывают трудности с повседневными обязанностями; испытывают проблемы в отношениях; и могут иметь хронические чувства разочарования, вины или вины.

У людей с СДВГ также могут быть трудности с поддержанием внимания, исполнительных функций и рабочей памяти. В последнее время дефицит исполнительной функции стал ключевым фактором, влияющим на успехи в учебе и карьере.Исполнительная функция — это способность мозга расставлять приоритеты и управлять мыслями и действиями. Эта способность позволяет людям учитывать долгосрочные последствия своих действий и более эффективно управлять своим поведением во времени. Люди, у которых есть проблемы с исполнительным функционированием, могут испытывать трудности с выполнением задач или могут забывать важные вещи.

Сопутствующие заболевания

Более двух третей детей с СДВГ имеют как минимум еще одно сосуществующее заболевание.Любое расстройство может сосуществовать с СДВГ, но некоторые расстройства встречаются чаще. Эти расстройства включают оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройства поведения, тревогу, депрессию, тиковые расстройства или синдром Туретта, злоупотребление психоактивными веществами, нарушения сна и неспособность к обучению. При наличии сопутствующих состояний академические и поведенческие проблемы, а также эмоциональные проблемы могут быть более сложными.

Эти сопутствующие расстройства могут сохраняться на протяжении всей жизни человека. Необходим тщательный план диагностики и лечения, учитывающий все присутствующие симптомы.

Причины

Несмотря на многочисленные исследования, исследователи еще не определили точные причины СДВГ. Однако ученые обнаружили сильную генетическую связь, поскольку СДВГ может передаваться по наследству. Более 20 генетических исследований доказали, что СДВГ передается по наследству. Тем не менее, СДВГ — это сложное расстройство, которое является результатом взаимодействия нескольких генов.

Другие факторы окружающей среды могут увеличить вероятность развития СДВГ:

  • воздействие свинца или пестицидов в раннем детстве
  • преждевременные роды или низкая масса тела при рождении
  • черепно-мозговая травма

Ученые продолжают изучать точную связь СДВГ с факторами окружающей среды, но отмечают, что не существует единой причины, объясняющей все случаи СДВГ, и что определенную роль могут играть многие факторы.

Ранее ученые считали, что материнский стресс и курение во время беременности могут увеличить риск СДВГ, но новые данные начинают ставить под сомнение это убеждение. Однако необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, есть ли связь или нет.

Следующие факторы НЕ являются известными причинами, но могут ухудшить симптомы СДВГ у некоторых детей:

  • слишком много смотрю телевизор
  • есть сахар
  • семейный стресс (бедность, семейный конфликт)
  • травматический опыт

Симптомы СДВГ сами по себе могут способствовать семейному конфликту.Даже если семейный стресс не вызывает СДВГ, он может изменить то, как проявляется СДВГ, и привести к дополнительным проблемам, таким как антиобщественное поведение.

Проблемы в воспитании или стилях воспитания могут улучшить или ухудшить СДВГ, но они не вызывают расстройство. СДВГ явно связано с мозговым расстройством. В настоящее время проводятся исследования, чтобы лучше определить вовлеченные области и пути.

Для получения дополнительной информации по следующим темам:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — familydoctor.орг

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Некоторые лекарства, используемые для лечения СДВГ, называются психостимуляторами. К ним относятся метилфенидат, декстроамфетамин, лиздексамфетамина димезилат и препарат, сочетающий декстроамфетамин и амфетамин. Эти лекарства оказывают стимулирующее действие на большинство людей. Однако они оказывают успокаивающее действие на людей с СДВГ. Эти лекарства улучшают внимание и концентрацию и уменьшают импульсивное и сверхактивное поведение.Ваш врач может рассмотреть другие нестимулирующие препараты, такие как атомоксетин, клонидин, дезипрамин, имипрамин и бупропион.

Все лекарства имеют побочные эффекты. Психостимуляторы могут снизить аппетит и вызвать боль в животе или головную боль. Потеря аппетита может вызвать потерю веса у некоторых людей. Этот побочный эффект чаще встречается у детей. У некоторых людей бессонница (проблемы со сном). Другие возможные побочные эффекты включают учащенное сердцебиение, боль в груди или рвоту. Чтобы избежать или уменьшить побочные эффекты психостимуляторов, следуйте этим советам:

  • Используйте минимально возможную дозу, которая все еще контролирует гиперактивность или невнимательность.Ваш врач будет работать с вами, чтобы подобрать правильную дозу.
  • Принимайте лекарство вместе с пищей, если оно мешает вашему желудку.
  • Спросите своего врача, можете ли вы не принимать лекарства по выходным.
  • Предлагайте здоровые закуски детям, которые теряют вес, принимая лекарства от СДВГ.
  • Принимайте лекарство за 30–45 минут до еды. Некоторым детям можно давать обеденные дозы в школе. Если ваш ребенок не может принимать это лекарство в школе, сообщите об этом своему врачу. Вместо этого он или она может предложить лекарство длительного действия.Если вы принимаете пролонгированную форму этого лекарства, не раздавливайте, не ломайте и не жуйте ее перед тем, как проглотить.

Важно принимать лекарство так, как его прописал врач. Следуйте советам врача, даже если вы считаете, что лекарство не работает. Было показано, что лекарства, используемые для лечения СДВГ, улучшают способность человека выполнять определенные задачи. Это включает в себя внимание или больший самоконтроль. Продолжительность приема лекарства зависит от каждого человека.Некоторым людям нужно принимать лекарства только в течение 1-2 лет. Другие нуждаются в лечении в течение многих лет. У некоторых людей СДВГ может продолжаться в подростковом и взрослом возрасте.

Людей с СДВГ следует регулярно проверять у врачей. Если у вашего ребенка СДВГ, врач может порекомендовать ему или ей время от времени делать перерыв в приеме лекарств, чтобы посмотреть, нужны ли еще лекарства. Лучше всего подойдут школьные каникулы или летние каникулы.

AAFP предлагает несколько рекомендаций по лечению.Детей дошкольного возраста (4-5 лет) следует лечить поведенческой терапией в качестве первой линии лечения. Лекарство метилфенидат может быть назначено, если лечение поведения не дает значительного улучшения. Ваш врач может порекомендовать это лекарство, если СДВГ мешает дружбе, домашней и школьной жизни ребенка на уровне от умеренного до тяжелого. Дети младшего школьного возраста (6-11 лет) могут получить пользу от одобренного FDA лекарства от СДВГ и поведенческой терапии. Подростки (12–18 лет) с большей вероятностью получат пользу от лечения одобренными FDA лекарствами, но им также следует включать поведенческую терапию, чтобы помочь развить и поддерживать организационные навыки.Во всех случаях дозы лекарств должны быть измерены и скорректированы для достижения максимальной пользы с минимальными побочными эффектами.

В чем разница между СДВ и СДВГ?

СДВ, или синдром дефицита внимания, — это старый, ныне устаревший термин для обозначения расстройства, которое мы называем СДВГ или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Он назывался ADD до 1987 года, когда к названию было добавлено слово «гиперактивность».

До этого, скажем, в 1980 году, ребенку ставили диагноз СДВ с гиперактивностью или без нее.Но, начиная с начала 1990-х годов, этому ребенку ставили диагноз СДВГ.

С начала 90-х до недавнего времени диагноз включал один из трех типов. Детей, у которых были только симптомы невнимательности, называли невнимательным типом. Дети, которые были только гиперактивными и импульсивными, относились к гиперактивному/импульсивному типу. Детей, у которых были все три симптома, называли комбинированным типом.

Многие люди до сих пор используют старый термин «СДВГ» либо по привычке, либо потому, что он более знаком, чем СДВГ.Некоторые используют его для обозначения невнимательного типа СДВГ — без гиперактивности. Но он никогда не предназначался для такого использования, и дальнейшее использование термина почти 30-летней давности становится все более запутанным.

Новейший способ думать о СДВГ состоит в том, чтобы вообще избавиться от типов и просто подумать о том, какие симптомы проявляются наиболее заметно. Мы по-прежнему используем те же группы симптомов (невнимательность и гиперактивность-импульсивность), просто не рассматриваем их как отдельные типы. Есть также корректировки, чтобы отразить новые исследования того, как симптомы СДВГ проявляются в подростковом или взрослом возрасте.

Суть в том, что диагноз СДВГ можно поставить, даже если у ребенка нет гиперактивного или импульсивного поведения. Это может сбить с толку родителей. Нам все время задают этот вопрос: «Я не думаю, что у моего ребенка есть симптомы гиперактивности/импульсивности — может ли у него все еще быть СДВГ?» Да он может! И особенно важно, чтобы детей с выраженными симптомами невнимательности при СДВГ по-прежнему осматривал квалифицированный врач, поскольку таких детей с большей вероятностью не заметят в школе.

Мы хотим, чтобы люди понимали, что дети, которые не ерзают и не бегают с уроков, все же могут иметь серьезные проблемы с мозгом и связанные с ними симптомы СДВГ. Важно то, что ребенок, у которого есть реальная проблема с концентрацией внимания, даже без других симптомов, которые обычно приводят к более разрушительному или проблемному поведению, все равно нуждается в понимании и помощи.

Что такое СДВГ? — Осведомленность о СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет собой группу поведенческих симптомов, включающих невнимательность, гиперактивность и импульсивность.Это одно из ряда различных нейроразнообразных состояний, включая диспраксию, дислексию и аутизм, включая синдром Аспергера.

СДВГ не новое явление. Еще в 1899 году философ Уильям Джеймс в своей книге «Беседы с учителями» заметил, что «некоторые из нас легкомысленны от природы», в то время как другие «легко следуют за чередой связанных мыслей, не испытывая соблазна отклониться в сторону на другие темы». Он объяснял эти разные типы мышления различиями в наших «полях сознания».Перенесемся вперед почти на 70 лет, и термин «гиперкинетическое импульсивное расстройство» можно будет найти во втором издании справочника психиатра «Руководство по диагностике и статистике» (DSM). Сегодня используется обновленная версия, а также новая категория, помогающая диагностировать состояние: СДВГ.

В настоящее время симптомы СДВГ, как правило, замечаются в раннем возрасте и могут быть диагностированы у детей в возрасте от 6 до 12 лет, но это не всегда так, и, несомненно, есть люди, которые не были бы распознаны в молодости из-за отсутствие осведомленности и возможности быть диагностированным в то время.Симптомы СДВГ могут улучшаться с возрастом, особенно если лечить детские симптомы, чтобы развивающийся ум мог установить привычки и распорядок дня, которые впоследствии смягчат последствия. Тем не менее, многие взрослые, у которых диагностировано это заболевание, продолжают испытывать проблемы. У людей с СДВГ также могут быть дополнительные проблемы с психическим здоровьем, такие как депрессия, трудности с засыпанием или сном, а также социальные или общие тревожные расстройства, которые могут быть результатом либо самого СДВГ, либо его влияния на жизнь.Эти «сопутствующие заболевания», как их называют, возможно, необходимо лечить вместе с симптомами СДВГ.

Причины СДВГ до конца не изучены. Известно, что СДВГ связан с неврологическим развитием, то есть это связано с тем, как мозг и нервная система развиваются во время воспитания. СДВГ также часто передается по наследству и является наследственным.

Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Перейти к:

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью?» />

Изображение предоставлено: Рустам Шаимов / Shutterstock

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это психологическое состояние, которым, как полагают, страдают примерно 3-7% детей школьного возраста в Соединенных Штатах.Он характеризуется дефицитом гиперактивности, импульсивности и невнимательности, которые проявляются рядом клинических признаков.

Исследования показали, что у мальчиков в три раза больше шансов получить диагноз СДВГ, чем у девочек. В то время как симптомы у девочек часто малозаметны и поэтому их труднее идентифицировать, считается, что это различие также связано с плохим использованием диагностических критериев и ожиданием того, что мальчики с большей вероятностью будут иметь СДВГ. Поскольку заболевание диагностируется в детстве, а симптомы со временем могут улучшаться, распространенность среди детей выше, чем среди взрослых.

Симптомы и характеристики СДВГ у детей

В пятом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM 5) симптомы СДВГ у детей группируются в две категории.

Невнимательность

  • Легко отвлекается.
  • Не слушает, когда к нему обращаются.
  • Не выполняет данные инструкции.
  • Часто совершают ошибки по невнимательности.
  • Трудно сосредоточиться на задачах.
  • Избегание задач, требующих умственных усилий.
  • Забывчивость.
  • Теряет вещи, необходимые для деятельности и задач.
  • Трудности с организацией деятельности и задач.

Гиперактивность и импульсивность

  • Часто ерзает или ерзает на сиденье.
  • Трудно дождаться своей очереди.
  • Часто выпаливает ответы до того, как вопрос был полностью задан.
  • Привычка перебивать других.
  • Часто встает, когда его просят остаться на месте.
  • Чрезмерно болтает.
  • Часто карабкается или бегает в неподходящих ситуациях.
  • Сложность в том, чтобы тихо участвовать в мероприятиях.
  • Часто «в пути».

Как диагностируется СДВГ?

Используя DSM 5, психолог или психиатр рассмотрит симптомы, представленные ребенком. Для того, чтобы у ребенка младше 16 лет был диагностирован СДВГ, должно присутствовать как минимум шесть симптомов невнимательности и/или гиперактивности/импульсивности, которые не должны соответствовать его уровню развития и присутствовать в течение как минимум шести месяцев.

Изображение предоставлено: Billion Photos / Shutterstock

В дополнение к этим симптомам для диагностики СДВГ должны быть соблюдены следующие критерии:

  • Часть симптомов должна отображаться в двух или более условиях, например дома и в школе.
  • Симптомы должны существенно влиять на качество жизни ребенка.
  • Часть симптомов гиперактивности, импульсивности или невнимательности должна проявляться в возрасте до 12 лет.
  • Симптомы нельзя лучше отнести к другим психологическим расстройствам, таким как расстройства личности, и они возникают не только во время психотических или шизофренических эпизодов.

В зависимости от комбинации присутствующих симптомов детям будет поставлен диагноз одного из трех проявлений СДВГ.

Комбинированное представление

При соблюдении критерия невнимательности и гиперактивности-импульсивности.

Преимущественно невнимательная презентация

Если соблюдается критерий невнимательности, но не соблюдается гиперактивность-импульсивность.

Преимущественно гиперактивное/импульсивное представление

Если соблюдается критерий гиперактивности-импульсивности, но не соблюдается невнимательность.

В дополнение к сбору симптомов СДВГ терапевт подробно изучит историю болезни, чтобы определить наличие или отсутствие других психологических расстройств. Они также изучат историю болезни и развития ребенка, чтобы исключить любые лекарства или заболевания, которые могут усугубить, предрасполагать или имитировать симптомы СДВГ у ребенка.

Информация также может быть получена от учителей относительно характера симптомов гиперактивности/импульсивности и/или невнимательности в классе.Воспитатели и учителя могут заполнить анкеты и оценочные шкалы, такие как пересмотренная оценочная шкала Коннерса, чтобы предоставить объективные данные для подтверждения диагноза.

У меня СДВГ, какая у тебя суперсила? | Негар (Никки) Амини | TEDxWPI Играть

Причины СДВГ

Исследования выявили ряд генетических, негенетических и экологических причин СДВГ.

Роль нейротрансмиттеров

Из-за эффективности таких лекарств, как психостимуляторы и норадренергические трициклические препараты, при лечении симптомов СДВГ считается, что нейротрансмиттеры допамина и норадреналина играют роль в нарушении физиологических процессов, сопровождающих синдром.

Неврологические различия

Различия в активации префронтальной и лобной областей мозга были обнаружены у лиц с СДВГ. Эти области мозга играют роль в регуляции поведения, в частности импульсивности.

Черепно-мозговая травма

Повреждение префронтальных и лобных долей головного мозга может вызвать дефицит исполнительной функции, что может привести к проблемам с импульсивностью и отсутствием регуляции поведения, которые часто наблюдаются у людей с СДВГ.

Генетика

Исследования семей и близнецов показали, что СДВГ может иметь генетическую связь. Одно исследование показало, что наличие брата, сестры или семьи с СДВГ означало, что у вас было от двух до восьми раз больше шансов на развитие расстройства.

Другие факторы включают употребление наркотиков, алкоголя и сигарет во время беременности, низкий вес при рождении и воздействие токсинов, таких как свинец.

СДВ/СДВГ | Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью? Играть

Лечение СДВГ

Существует ряд вариантов лечения, в том числе поведенческая терапия и медикаментозное лечение, направленное на то, чтобы помочь справиться с симптомами надлежащим образом, гарантируя, что люди с СДВГ смогут поддерживать высокое качество жизни.

Терапия и обучение

Терапия и обучение, проводимые самим ребенком и/или его опекунами, направлены на изменение поведения.

Обучение социальным навыкам

Детей с СДВГ можно научить ряду социальных навыков, чтобы помочь им адаптироваться к социальным ситуациям.

Обучение родителей

Родителей можно обучить навыкам и методам, необходимым для поощрения и поощрения положительного поведения их ребенка.

Поведенческие вмешательства

Поведенческие вмешательства под руководством учителей и родителей могут помочь детям справиться с вредными привычками и деструктивным поведением за счет повышения организованности и устранения отвлекающих факторов.

Неудача в норме: история успеха при СДВГ | Джессика МакКейб | TEDxBratislava Играть

Обучение и поддержка

Групповые занятия помогут воспитателям узнать больше о СДВГ, чтобы поддержать своего ребенка. Кроме того, можно обучить методам управления стрессом, чтобы помочь им справиться с любыми разочарованиями, что позволит им спокойно реагировать на поведение своего ребенка.

Лекарства

Существует два основных типа лекарств, обычно назначаемых для лечения СДВГ; стимуляторы и нестимуляторы.Обычные стимуляторы включают метилфенидаты, такие как Daytrana, Concerta и Ritalin, и действуют на норадренергические и дофаминергические пути в префронтальной коре. Оба препарата можно принимать один или два раза в день в виде препаратов длительного действия.

Общие нестимуляторы включают атомоксетин – селективный пресинаптический ингибитор обратного захвата норадреналина. Обычно они не являются препаратами первой линии, используемыми для лечения СДВГ. Тем не менее, они могут быть назначены, если ребенок плохо реагирует на стимулирующие препараты.

Детям со среднетяжелыми и тяжелыми случаями СДВГ часто назначают комбинацию медикаментозного и терапевтического лечения.Некоторые родители и опекуны не хотят, чтобы их ребенок принимал стимулирующие препараты, поскольку это может привести к жестокому обращению и зависимости. Тем не менее, исследования показали, что у тех, кто принимает стимулирующие препараты, риск алкогольной зависимости, курения и злоупотребления психоактивными веществами ниже, чем у тех, кто не лечился.

Некоторые дети могут испытывать побочные эффекты от приема лекарств, такие как нарушения сна, потеря веса и потеря аппетита.

Должен ли мой ребенок сделать перерыв на прием лекарств?

В некоторых случаях медицинский работник может посоветовать детям сделать перерыв в приеме лекарств от СДВГ – для этого есть несколько причин.Перерыв может позволить врачам изучить эффективность лекарства и понять, нужно ли ребенку еще его использовать. Например, дети с СДВГ часто могут «перерасти» свои симптомы и, следовательно, больше не нуждаются в лекарствах или нуждаются в уменьшенной дозировке. Точно так же, если во время приема лекарств в течение более года не было сообщений о симптомах или работоспособность улучшилась, несмотря на то, что дозировка осталась прежней, можно предложить перерыв.

Является ли СДВГ нарушением обучаемости?

СДВГ не классифицируется как нарушение обучаемости.Однако исследования показали, что примерно у 20-30% детей с СДВГ также будет диагностирована неспособность к обучению. Более того, взаимосвязь между успеваемостью и СДВГ в меньшей степени определяется наличием симптомов гиперактивности и импульсивности, а в большей — невнимательностью. Исследования показали, что как СДВГ, так и нарушения обучаемости имеют общие недостатки в скорости обработки данных и рабочей памяти, что может быть связано с академическими трудностями. Хотя существует сходство между СДВГ и нарушениями обучаемости и их влиянием на образование, СДВГ классифицируется как расстройство развития нервной системы, а не нарушение обучаемости.

Гиперактивность и СДВГ

У детей часто бывают периоды легкой гиперактивности, невнимательности или беспокойства. Это типично для детей и не обязательно означает, что у них СДВГ. Однако, если симптомы гиперактивности более регулярны, длятся более шести месяцев и распространяются на две или более среды, например дома и в школе, это может быть поводом для беспокойства. Как правило, по мере развития ребенка они становятся более эффективными в управлении своим поведением, особенно своими импульсами и регулированием поведения.Если их симптомы гиперактивности кажутся отличными от симптомов в том же возрасте, то может быть целесообразно поговорить с врачом, особенно если гиперактивность вызывает значительное нарушение качества жизни ребенка.

Серьезность СДВГ

Как и многие психологические расстройства, симптомы могут различаться по степени тяжести. При постановке диагноза психологи или психиатры должны разделить тяжесть симптомов на три категории; легкая, средняя и тяжелая.

У детей может быть диагностирован легкий СДВГ, если у них меньше симптомов, чем необходимо для постановки диагноза СДВГ с использованием диагностических критериев DSM 5, и, по-видимому, они не серьезно ухудшают жизнь ребенка.

Если симптомы и функциональные нарушения находятся в диапазоне от «легких» до «тяжелых», то ребенку ставится диагноз СДВГ средней степени тяжести.

Если у ребенка есть несколько симптомов, больше, чем необходимо для постановки точного диагноза СДВГ, и многие из которых являются тяжелыми и имеют значительное заметное нарушение функций, тогда у него будет диагностирован тяжелый СДВГ.

Что касается лечения, то людям с тяжелыми случаями СДВГ часто назначают комбинацию лекарств и поведенческой терапии для лечения симптомов.

СДВГ и пол

Исследования показывают, что у мальчиков чаще диагностируют СДВГ, чем у девочек, и существуют различия в типах симптомов, обычно проявляемых каждым полом. Девочки менее склонны к нарушениям правил, импульсивному и гиперактивному поведению, и их чаще направляют на обследование. Кроме того, предполагается, что симптомы невнимательности у девочек могут быть неправильно диагностированы как расстройство обучения. Тем не менее, девочки, которые действительно испытывают СДВГ, часто испытывают значительные нарушения и могут развить злоупотребление психоактивными веществами, настроение, беспокойство и расстройства пищевого поведения.

Источники

  • Национальный институт психического здоровья. (2016). Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ): основы. www.nimh.nih.gov/…/index.shtml
  • Рейнольдс К.Р. и Кампхаус Р.В. (2013). Синдром дефицита внимания/гиперактивности СДВГ: images.pearsonclinical.com/…/DSM5_DiagnosticCriteria_ADHD.pdf
  • Фараоне С.В., сержант Дж., Гиллберг К. и Бидерман Дж. (2003). Всемирная распространенность СДВГ: это американское заболевание? Всемирная психиатрия: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1525089/
  • Франке Б., и др. . (2012). Генетика синдрома дефицита внимания/гиперактивности у взрослых, обзор. Молекулярная психиатрия. DOI: 10.1038/mp.2011.138
  • ДюПоль Г.Дж. и Вольпе Р.Дж. (2009). СДВГ и нарушения обучаемости: результаты исследований и клинические последствия. Текущие отчеты о расстройствах внимания. DOI: 10.1007/s12618-009-0021-4
  • Шарма А. и Кутюр Дж. (2014).Обзор патофизиологии, этиологии и лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Анналы фармакотерапии. DOI: 10.1177/1060028013510699
  • Центры по контролю и профилактике заболеваний. (2018). Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). https://www.cdc.gov/ncbddd/adhd/diagnosis.html
  • Шиер А.С., Райхенбахер Т., Гуман Х. и Гуман Дж. К. (2013). Фармакологическое лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей и подростков: клинические стратегии. Журнал болезней центральной нервной системы. DOI: 10.4137/JCNSD.S6691
  • Браун К.А., Сэмюэл С. и Патель Д.Р. (2018). Фармакологическое лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей и подростков: обзор для практикующих врачей. Трансляционная педиатрия. DOI: 10.21037/tp.2017.08.02
  • Магнус В. и Анилкумар, AC (2019). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). StatPearls. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK441838/
  • NHS.UK. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). (2018). www.nhs.uk/…/
  • Оуэнс Дж. и Джексон Х. (2017). Тяжесть синдрома дефицита внимания/гиперактивности, диагноз и последующие успехи в учебе в национальной выборке. Исследования в области социальных наук. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2016.06.018
  • Vaidya CJ (2012). Аномалии развития нервной системы при СДВГ. Текущие темы в области поведенческих нейронаук. DOI: 10.1007/7854_2011_138
  • Брухмюллер К. и др. (2012). Диагностируется ли СДВГ в соответствии с диагностическими критериями? Гипердиагностика и влияние пола клиента на диагностику. Журнал консалтинга и клинической психологии . www.kli.psy.ruhr-uni-bochum.de/…/…nt%20gender%20on%20diagnosis.pdf

Дополнительная литература

СДВГ у взрослых | Королевский колледж психиатров

Ваш психиатр или специалист по психическому здоровью может рассказать о преимуществах и недостатках лекарств и психологических вмешательств.Их можно использовать по отдельности или вместе.

Психотерапия

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и техники осознанности и психообразовательные группы 9,10,11 могут помочь вам:

  • Найдите способы убедиться, что вы выполняете важные задачи.
  • Найдите способы лучше организовать свою жизнь.
  • Взгляните на самокритичные мысли в перспективе и почувствуйте себя лучше.
  • Уменьшает бесполезное чувство тревоги.

Лекарства

В основном это «стимулирующие» лекарства, родственные амфетаминам.К ним относятся метилфенидат (риталин, концерта, эквасим), дексамфетамин (дексадрин) и лиздексамфетамин (элвансе). Действуют быстро, но ночью эффект проходит. Звучит странно, что они должны быть полезны людям с СДВГ, но есть убедительные доказательства того, что это так. Препараты с медленным высвобождением обычно означают, что вы можете принимать таблетки только один раз в день. день. Этими препаратами можно злоупотреблять, поэтому в Великобритании они являются «контролируемыми» наркотиками. Доза обычно больше, чем предписано для детей 1,9,12 .Побочные эффекты включают потерю веса и иногда психоз.

Атомоксетин (известный также как Strattera) является «нестимулирующим» препаратом. Это может быть полезно людям с побочными эффектами или тем, кому менее подходят стимулирующие препараты. Чтобы эффект начал проявляться, требуется несколько недель. Побочные эффекты могут включать желудок судороги и диарея, а некоторые люди сообщали о мыслях о членовредительстве.

Насколько эффективны эти методы лечения?

Было проведено меньше исследований медикаментозного лечения взрослых с СДВГ, чем детей, поэтому некоторые лекарства еще не лицензированы для взрослых, хотя они широко используются.Ваш психиатр по-прежнему может назначать их, но, возможно, ясно, что рецепт «нелицензионный».

Корректировка и поддержка

Вы можете лучше справляться с симптомами СДВГ или меньше подвергаться их влиянию, если вам подходит окружающая среда. СДВГ считается инвалидностью в Великобритании, и поэтому ваша школа/колледж или место работы должны внести «разумные коррективы», чтобы поддержать вас.

Обращение за помощью к тем, кто понимает проблемы, может быть полезным как для вас, так и для вашего партнера или семьи.По всей стране существует ряд групп самопомощи для взрослых с СДВГ, а также несколько онлайн-форумов.

Что такое СДВГ? – Ассоциация инвалидов Онтарио – LDAO

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это распространенное нейробиологическое расстройство, которое можно заметить в дошкольных или младших классах школы. СДВГ затрагивает от 5 до 12% населения или около 1 или 2 учащихся в каждом классе. СДВГ является наиболее распространенным расстройством, которое сосуществует с нарушением обучаемости, но не считается нарушением обучаемости.Многие люди с СДВГ также имеют проблемы с обучением, поэтому оценка LD важна, если есть академические трудности.

СДВГ — это медицинский диагноз, организованный по двум кластерам симптомов. Они:

Гиперактивно-импульсивные симптомы

Гиперактивность: трудности с регулированием уровня активности – например, постоянное движение в кресле, вставание и опускание со стула, лазание или беготня, когда другие сидят; также может проявляться в том, что он так много говорит, что другие не могут вмешаться.

Импульсивность: трудности с подавлением поведения – например, действовать быстро, не задумываясь.

Симптомы невнимательности

Невнимательность: трудности с выполнением текущей задачи – например, частые мечтания, потеря в другом мире или легкое отвлечение на то, что происходит вокруг.

На основании этих двух групп симптомов выделяют три подтипа СДВГ:

  1. Преимущественно гиперактивный подтип
  2. Преимущественно невнимательный подтип (иногда называемый ADD)
  3. Комбинированный подтип (с симптомами гиперактивности-импульсивности и невнимательности)

Исследования показали, что школьные проблемы, как правило, связаны с комбинированными и невнимательными подтипами . Учащиеся с этими двумя подтипами, как правило, испытывают большие затруднения в учебе и с большей вероятностью не получат оценку или получат более низкую оценку, чем их одноклассники без СДВГ. Напротив, дети с преимущественно гиперактивно-импульсивным подтипом могут хорошо учиться, но часто демонстрируют разрушительное и оппозиционное поведение. Для детей с комбинированным подтипом проблемой являются как академические, так и поведенческие проблемы.

СДВГ у девочек выглядит иначе . Симптомы у девочек менее заметны, чем у мальчиков.В результате СДВГ диагностируется у мальчиков чаще, чем у девочек (примерно 3:1). Но как девочки, так и мальчики с СДВГ испытывают нарушения в социальных навыках и учебе.

СДВГ — это пожизненное состояние, которое меняется и развивается по мере старения человека. У взрослых часто наблюдается снижение элементов гиперактивности и импульсивности, но сохраняется невнимательность.

СДВГ передается по наследству и имеет генетическую основу. Дети с СДВГ в 2-8 раз чаще имеют братьев и сестер с СДВГ или родителей с СДВГ.

Люди с СДВГ могут иметь много положительных черт , которые напрямую связаны с их активным, импульсивным умом:

Креативность — Люди с СДВ преуспевают в нестандартном мышлении, мозговом штурме и поиске творческих решений проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.