Русская лапта картинки: Русская народная игра(Лапта) доклад, проект

Русская лапта — Здоровье, Красота — Сборник — Познавательный Интернет-журнал «Умеха

У этой игры давняя родословная. Играть в лапту начали еще во времена Петра I. Для нее не требовался дорогой инвентарь, и поэтому лапта быстро завоевала популярность, стала поистине народной.

Замечательный русский писатель А. И. Куприн писал о лапте: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, верность своей партии (то есть команде.— Ю. Б.), внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места…»

И еще одну особенность русской лапты подметил писатель. Он утверждал, что в ней, как ни в какой другой игре, вырабатывается товарищеская спайка: «Своего выручай!» Хороший игрок — это не тот, кто сам не попадает под салящий удар, а тот, кто, порой рискуя собой, помогает товарищу уйти от преследования противника — вот смысл купринского «своего выручай!».

На Руси в лапту играли по-разному, существовало много разновидностей игры. Если собиралось три-четыре человека, то обычно использовали упрощенный вариант — «свечки». За околицей деревни, на ровной лужайке на расстоянии 15—20 м друг от друга проводили две линии: одна называлась городом, другая — коном, или домом. Из толстой прямой ветки выстругивали биту, из тряпок мастерили небольшой мячик. Потом, используя считалку, определяли бьющего, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном.


Упрощенный вариант лапты — игра «свечки»

Бьющий подбрасывал мяч и сам же сильно ударял по нему битой. Тряпичный снаряд свечой взлетал в небо. Полевые игроки, наблюдая за ним, ждали, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удавалось, бьющий шел в поле, а его место занимал игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторялся.

Бывало, что бьющий промахивался по мячу. Правила снисходительно разрешали ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступал свое место другому игроку.

Играли в старые времена и в так называемый «тройник». Три игрока (отсюда и название — «тройник») располагались в таком порядке: один у линии города, другой — у кона. Третий же — бьющий — мог начинать игру с любой линии. Если в «свечках» бьющий сам подбрасывал себе мяч под удар, то в этой игре ему помогал полевой игрок. «Тройник» — более динамичная игра, поэтому бьющий здесь должен не только сильно бить по мячу, но и быстро бегать: после удара, пока мяч летит по воздуху, он должен пробежать всю площадку и встать за противоположной чертой. В это время полевой игрок, стоящий у дальней линии, старается перехватить стремительно летящий мяч, чтобы осалить им бегущего.


«Тройник» — игра для одной семьи

На удар бьющему отводились три попытки. Если он был не уверен, что после несильного удара сумеет перебежать площадку неосаленным, то оставался на месте. После третьего даже неудачного удара он обязан был бежать к противоположной черте. Успех этой перебежки зависел от его ловкости, быстроты, смекалки.

Рассказ о русской лапте мы не случайно начали с ее упрощенных вариантов. И «свечки» и «тройник» — замечательные, если можно так сказать, семейные игры. Три-четыре игрока — это как раз оптимальный состав для одной отдыхающей на природе семьи.

Что же касается большой русской лапты, о которой писал Александр Иванович Куприн, в нее играют большим составом — до 30 человек в каждой команде. По-разному называли эту игру в нашей стране: «майдан», «на матки», «на выкуп» и т. д. Особой популярностью лапта пользовалась в Ставрополье, в кубанских и донских краях.

Как уже говорилось, большая русская лапта имеет несколько разновидностей, мы расскажем о более современном варианте игры.

На большой зеленой лужайке размечают площадку толченым мелом, желтым песком или сухими ветками (см. рис.). В районе города выделяют места для метальщика (игрока, бьющего по мячу) и подающего (игрока    противоположной команды, подбрасывающего мяч).


Большая русская лапта

Играющие делятся на равные команды, выбирают матковых, или, по-современному, капитанов. Капитан — авторитетный игрок, у него и прав больше — бьет он не один раз, а три. По жребию одна из команд занимает линию города, другая располагается в поле. Капитан бьющей команды устанавливает очередность ударов — кто за кем бьет. Сам он вступает в игру последним. Капитан водящей команды выделяет одного игрока в помощь метальщику. Как правило, это самый хитрый и смекалистый игрок, ведь от его умения — не нарушать правила и одновременно создавать бьющему игроку неудобства — зависит успех водящей команды. Но за подачей внимательно следит капитан бьющей команды, и если подающий три раза неправильно подбросит мяч, его меняют. После удара метальщик бросает лапту в городе и стремглав бежит к кону. В это время игроки полевой команды подбирают с земли мяч и стараются осалить им бегущего. В случае удачи партия заканчивается и команды меняются местами. Но такое случается редко: обычно бьющий все же успевает добежать до кона. А чтобы он не вернулся снова в город, водящей команде выгоднее быстро передать мяч подающему — он ведь тоже имеет право осаливать возвращающегося в город соперника.

Итак, только что выполнивший удар игрок остается в доме, а удар выполняет его товарищ. Если он удачно запускает мяч в поле, первый игрок из дома перебегает в город и снова может выполнять удар, разумеется, когда подойдет его очередь. Если же метальщик дает свечу (то есть бьет высоко вверх) и водящие игроки ловят мяч, не дав ему опуститься на землю, партия заканчивается, и команды меняются местами.

Бывает и так. Метальщик слабо пробил по мячу, и соперники быстро его перехватили. В этом случае лучше, не рисковать — подождать следующего, более сильного удара партнера. Поэтому в городе порой собиралось несколько неудачников. Стоило их товарищу сильно ударить, все они срывались с места и бежали к кону.

Случаются в лапте и такие ситуации. Полевая команда не стремится осалить перебегающего в дом игрока, а передает мяч подающему. В этом случае, конечно же, все бьющие остаются в доме, ведь стоящему в городе противнику не составит большого труда осалить бегущего ему навстречу игрока.

Таким образом, игра нередко принимала такой оборот: в городе оставался один игрок — капитан. И у него в запасе три удара. Вот подающий подбрасывает ему мяч, капитан размахивается и… промахивается. Попытка повторяется, и снова неудача: создается критическая ситуация — впереди только один удар.

И тут партнеры капитана, собравшиеся в доме, посылают ему на выручку игрока — самого быстрого и верткого. Не дожидаясь удара, он срывается с места и, лавируя между полевыми игроками, мчится к городу. А те, разумеется, передавая мяч друг другу, стремятся его осалить. В этой ситуации, как ни в какой другой, как раз и проявлялась товарищеская взаимовыручка: «Сам погибай, а товарища выручай!». Если смельчаку удавалось перебежать площадку неосаленным, его друзья по команде облегченно вздыхали: ведь даже в случае промаха бьющего у них в запасе оставался один удар.


Вариант большой русской лапты, где штрафная площадка — запретная зона для водящих

Несколько слов о бите и мяче.

Биту обычно делали из прочного дерева — без сучков и свилей. Наиболее оптимальные размеры биты мы показали на рисунке. В старину мяч делали из тряпок. Вы же используйте теннисный мяч.

Рисунки А. Митрофанова

ЛАПТА РУССКАЯ

ЛАПТА РУССКАЯ, вид спорта, нар. командная игра с мячом и битой. Цель игры — ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком, как можно дальше и пробежать до противоположной стороны игрового поля и обратно, не дав противнику “осалить” себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. В Башкортостане Л.р. развивается с 30‑х гг. 20 в. и как подвижная игра была популярна в осн. у детей школьного возраста. В 1959 в парке им. И.С.Якутова (Уфа) впервые проведено первенство БАССР по Л.р., сборная команда БАССР участвовала в Спартакиаде народов РСФСР. В нач. 80‑х гг. в Уфе образована первая секция Л.р. при БГПИ, там же в 1989 Л.р. включена в уч. программу ф‑та физ. культуры. В Уфе проводились первенства России (1999, 2008), всерос. соревнования “Осенние биты” среди юношей и девушек (2001), в 2005 в г.Кумертау состоялся чемпионат России среди жен. команд.

Первыми в респ. мастерами спорта России по Л.р. стали Д.Б.Ган, И.А.Житков, А.Г.Карпов, А.Ю.Костарев, И.А.Маганаутдинов, А.Н.Сафаров, Н.И.Файзуллин, Е.Г.Фролов, А.Ф.Хуснутдинов, Д.Б.Шабунин (все — 1997). Муж. сборная команда РБ — чемп. России (1993, 1997, 1999, 2001), обладатель Кубков России (2004, 2006), серебр. призёр чемпионатов России (1994, 1998, 2002, 2007), Кубков России (2003, 2005, 2007) и Всерос. сельских спорт. игр (1999, 2001), бронз. призёр чемпионатов России (1991, 1995, 2000, 2003). Жен. сборная команда РБ — чемп. России (2003—07), обладатель Кубков России (2004, 2006—08), серебр. (2000, 2002) и бронз. (2001) призёр чемпионатов России, победитель Всерос. сельских спорт. игр (2006). Муж. и жен. команды БГПУ — победители первенств России среди студентов (2000—06). В респ. действуют 20 отделений по Л.р. в спортивных школах и св. 10 секций, в к‑рых занимаются св. 3,6 тыс. чел. (2007). С 2002 функционирует Федерация Л.р. РБ. С Л.р. связана деят‑сть тренеров Р.Ф.Бадгутдинова, Д.Р.Байназарова, В.Ф.Баранова, Р.М.Валиахметова, Л.Г.Гусева, С.В.Иванова, Р.А.Камалова, Костарева (судья всерос. категории), Маганаутдинова, А.Н.Михайлова, Файзуллина, В.И.Щемелинина (судья всерос. категории), Р.Р.Ягафарова и др.

В.И.Щемелинин


Виды спорта

 

Какие увеселения и забавы для простых людей бытовали на Руси

Со времен античности доподлинно известно, что человеку для спокойного существования необходимы две вещи – «хлеб и зрелища».

Если хлеб насущный народу приходилось добывать в поте лица, то зрелища различные правительства старались обеспечивать регулярно: гладиаторские бои, Олимпийские игры, всевозможные торжественные шествия, зрелищные казни. Присутствовали в жизни людей и не столь кровожадные развлечения – торжества и гулянья по случаю ежегодных сезонных праздников, ярмарки, выступления передвижных театров и цирков. Такие забавы были распространены и в России.

Катание на санках и игры в снежки

Современному россиянину, избалованному глобальной компьютерной сетью, телевидением и киноиндустрией, а также театральными постановками и концертными выступлениями известных артистов, чрезвычайно тяжело представить себе – куда девали свободное время и как развлекались их предки.

Главные развлечения были связаны с календарными праздниками. Самые длительные периоды народных гуляний приходились на зимнее время, когда прекращались полевые работы, а также на осень, когда урожай уже собран. Такое природное явление, как снег, щедро укрывавший территорию России уже с конца осени, очень сильно способствовал появлению всевозможных забав, в которых участвовали не только дети, но и взрослые.

Традиционными были катания на санях и санках, игра в снежки. Из снега лепили снеговиков, строили снежные крепости и городки, которые затем брали приступом.

Василий Суриков. «Взятие снежного городка»

Снеговик с древних времен был прообразом суровой зимы, ее языческим идолом. Русские изделия из снега, в отличие от европейских, имели гендерные различия. Снеговик был существом мужского пола, которого старались вылепить из свежего, только выпавшего снега. Люди верили, что он ответственен за достаток и радость в доме, урожайность, здоровье. Для этого его украшали морковью или шишкой, ведром, связкой чеснока.

Снежная баба олицетворяла женское начало и отвечала за погоду. Когда лепили снеговика, старались рассказать ему самое сокровенное желание. Люди верили, что когда снежная фигурка растает, желание обязательно исполнится.

Популярными были катания на коньках. Замерзшие водоемы становились на зимнее время импровизированными катками. Сначала к ногам привязывали кости лошадей и коров, а затем, во времена Петра I, коньки стали железными.

Украшение снежной бабы и катание на коньках

На коньках катались взрослые и дети. Возникла даже игра, напоминающая современный хоккей. Деревянными клюшками участники игры гоняли по катку круглый шар из дерева.

С ледяных горок с удовольствием скатывались парни и девушки, дети и даже вполне взрослые люди. В качестве саней использовали корыто, шкуры животных, широкие доски, ледянки. Только зажиточные люди могли позволить себе настоящие санки.

На рождественские праздники и Масленицу устраивались праздничные ярмарки с множеством развлечений и угощений. А для высших сословий – маскарады и фейерверки.

Ярмарочные гулянья

Независимо от сезона, в российских городах и крупных деревнях устраивались ярмарки. Помимо коммерческих сделок, они были центрами истинно народных развлечений. За небольшую плату, а то и бесплатно, здесь можно было прокатиться на всевозможных качелях, каруселях, горках; посмотреть выступления ярмарочных артистов. В качестве артистов часто выступали не только люди, но и дрессированные животные.

Чрезвычайно востребованными были так называемые медвежьи комедии. Поводырь водил с собой на привязи медведя, обученного различным трюкам. Зрители всегда, хотя и с некоторой опаской, принимали такие выступления на «ура».

Ф. Н. Рисс. «Скоморохи в деревне»

На ярмарках работали и цирки, в которых выступали силачи, акробаты, наездники, воздушные гимнасты, дрессированные животные, клоуны. Зрителей удивляли также бородатые женщины, сросшиеся между собой близнецы, люди-аквариумы, шпагоглотатели, женщины-русалки. Особый отклик в сердцах взрослых и детей находили фокусники, которые неизменно восхищали своими трюками с картами, исчезновением предметов и людей.

Популярным и любимым развлечением был кукольный театр. Зрители с удовольствием смотрели спектакль с участием реалистичных кукольных персонажей, как в исполнении одного-двух актеров, так и огромных механических театров, в постановках которых одновременно участвовали до сорока кукол. Все куклы были мастерски сделаны, внешность их говорила зрителям об их характере. Любимым кукольным персонажем был Петрушка.

Выступление Петрушки и раешник

На каждой ярмарке обязательно присутствовали раешники. И стар и млад увлеченно следили в окошках деревянного ящика за событиями, разворачивающимися внутри райка. В деревянном ящике передвигались картинки, рассказывающие об определенном событии. Картинки передвигал и делал «живыми» раешник с помощью специального механизма. Он же красочно комментировал происходящее в райке зрелище. Сюжетами историй были сказки, исторические события, местные сплетни.

Хороводы

Кроме ярмарок, в каждом населенном пункте были свои развлечения, в которых участвовала в основном молодежь. Это были посиделки с танцами и песнями, хороводы на лесных полянах, кулачные бои.

Кулачные бои – древнее развлечение русичей, о котором упоминается еще в летописях XI века. Несмотря на то что такое развлечение осуждалось церковью и властями, народу бои нравились. Это была своеобразная школа для русских воинов, возможность выпустить накопившиеся эмоции, получить разрядку.

Развлекали людей передвижные труппы артистов-скоморохов. Они устраивали сатирические спектакли, показывали фокусы, дрессированных животных, акробатические номера, играли на различных музыкальных инструментах.

Необыкновенные фокусы и фейерверки

Незабываемые представления показывали талантливые русские изобретатели и ученые. Знаменитый самоучка Иван Кулибин развлекал царицу и придворных великолепными цветными фейерверками и оптическими световыми шоу. Особо сильное впечатление на зрителей произвело грандиозное действие на фоне ночного неба, куда изобретатель спроецировал движущиеся объекты: искусственное Солнце и гигантскую фигуру греческого бога Аполлона.

Не менее интересное представление устраивал ученый Антон Гамулецкий. Используя законы физики и механики, он заставлял механические фигуры ангелов и людей петь, танцевать, парить в воздухе, отвечать на вопросы зрителей. С помощью оптических иллюзий он творил настоящую магию, заставляя появляться из различных стеклянных сосудов всевозможные цветы, карты, фигурки. Повинуясь его волшебному жезлу, в морской раковине играла музыка.

В качестве реалити-шоу для россиян служили свадьбы, похороны, военные парады, казни. Любопытные зрители с интересом наблюдали за разворачивающимися событиями, чтобы затем рассказать всем знакомым о происшествиях, свидетелями которых они стали.

Константин Маковский. «Игра в жмурки»

Современные дети не представляют своего досуга без различных гаджетов. Они мало двигаются, проводя огромное количество времени за компьютерными играми или общением в социальных сетях. Однако даже в конце XX века, не говоря уже о более ранних исторических периодах, все свободное время детей, их игры проходили в основном на свежем воздухе. Ребятня увлеченно играла в прятки, городки, лапту, салочки, горелки, а позже – в футбол, казаки-разбойники, резиночку, классики.

Русская лапта известна с XIV века. Она очень напоминает английский крикет или американский бейсбол. Эта игра использовалась даже для тренировки выносливости солдат в русской армии.

Лапта и народная забава — горелки

Игры казаки-разбойники, горелки и им подобные – очень подвижные. Их участники бегали друг за другом, стремясь передать роль водящего.

Городки, которые в разное время и в разных регионах России назывались также чушками, рюхами или свинками, требовали особый инвентарь для игры. Необходимы были деревянные столбики, а также бита. На площадке из столбиков выстраивали различные фигуры, от простых к сложным. С помощью биты игроки стремились выбить все столбики с площадки, используя для этого как можно меньше попыток.

Игра в бирюльки требовала аккуратности, ловкости и внимательности. Игроки по очереди, пальцами или специальным крючком пытались достать из общей кучки различные крошечные предметы, стараясь не потревожить соседние.

Лото и дореволюционная настольная игра

Дома дети (да и взрослые) играли в различные настольные игры. С помощью фишек участники игр передвигались по игровому полю, стремясь ранее других добраться до конечной цели. Это могли быть: передвижения по железной дороге из одного населенного пункта в другой; сказочное путешествие по таинственному лесу; доставка гусей с выпаса домой в целости и сохранности; ловля наибольшего количества овец в качестве волка.

Существовала игра «Воздушный бой». Она очень напоминала известный всем «Морской бой», но действие происходило на специальных цветных полях с использованием красивых литых фишек.

Русская головоломка — пузеля

До настоящего времени в разных странах дети и взрослые складывают пазлы. Многие из них очень сложные, состоят из тысяч фрагментов. Разноцветные картинки из кусочков складывали в России и ранее. Они были попроще и назывались пузелями.

Чрезвычайно популярной игрой было лото. Эта игра требовала быстрой реакции и внимательности. Взрослые на досуге любили раскладывать карточные пасьянсы, а дети с удовольствием участвовали в домашних спектаклях, которые разыгрывались с участием почти всех членов семьи.

Очень много свободного времени проводили русские семьи за самоваром. Совместное чаепитие было распространенным развлечением в дореволюционной России и могло длиться часами.

Омск | Всероссийский олимпийский день отпразднуют в Большеречье

29 июня во всех регионах страны состоится XXIV Всероссийский олимпийский день. В этом году он будет посвящен участию олимпийской команды России в предстоящих XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи.

В соответствии с решением Международного олимпийского комитета Олимпийский день проводится ежегодного во всех странах мира.

Местом для проведения Олимпийского дня в Омской области в 2013 году станет р.п. Большеречье.

В программу соревнований вошли легкоатлетические забеги, баскетбол, волейбол, акробатика, пляжный волейбол, футбол, тяжелая атлетика, фехтование, борьба.

Всероссийский Олимпийский день пройдет практически во всех регионах страны. В торжественных мероприятиях примут участие более 40 олимпийских чемпионов и прославленных спортсменов.

XXIV Всероссийский олимпийский день совпал с четвертым этапом финальных соревнований Областной спартакиады школьников, которая проходит в зачет областного спортивного праздника «Королева спорта — 2013». Финальные соревнования спартакиады школьников будут проходить с 28 июня по 1 июля в р.п. Большеречье. В этот период будут выявлены сильнейшие спортсмены в нескольких видах: русская лапта, греко-римская борьба, мини-футбол, легкая атлетика.

Источник картинки: gtrk-omsk.ru

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Ещё новости о событии:

Всероссийский олимпийский день отпразднуют в Большеречье

29 июня во всех регионах страны состоится XXIV Всероссийский олимпийский день.
13:15 25.06.2013 Сибирское Агентство Новостей Омск — Омск

Празднование XXIV Всероссийского олимпийского дня пройдет в Большеречье

29 июня 2013 года во всех регионах нашей страны состоится главный спортивный праздник этого лета – XXIV Всероссийский олимпийский день.
01:15 25.06.2013 BiletOmsk.Ru — Омск

РУССКАЯ ЛАПТА: что это такое?, Русская Воля, Москва

В этой статье мы расскажем о незаслуженно забытой русской народной игре — лапте. В старину ее именовали по-разному: «сговорка», «хлапта», «тяга»… Лапта имеет множество вариантов. О некоторых из них рассказывает кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР Владимир Михайлович Григорьев. Более двадцати лет он занимается изучением и распространением народных игр. В. Григорьев — автор ряда книг, в основу которых легли факты, собранные в этнографических экспедициях.
В. ГРИГОРЬЕВ
Лапта упоминается еще в древних русских летописях. Среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, сохранилось немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название всей игре. Почти тысячу лет живет эта игра в народе. Неужели же наше поколение окажется первым, не сумевшим передать ее следующим?
Такая угроза есть. Однажды старшеклассников спросили: что такое лапта? Одни пожали плечами, другие попытались ответить:
— Кажется, это такая запасная деталь… Чтобы лошадь в телегу запрягать…
— Да нет же! Это игра была такая. Мне дед рассказывал…
Этот разговор несколько лет назад был опубликован в печати и буквально всколыхнул «дедов», заставил их «тряхнуть стариной». Появилось множество описаний игры, рисунков, фотографий. О лапте рассказывали в фильмах, телепередачах.
Без этой народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок многих прошлых поколений. О лапте восторженно писал А. И. Куприн: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр… В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии (команде.— В. Г.), внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят.
Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту русскую Игру не только как механическое упражнение, но и как безобидную забаву, в которой вырабатывается товарищеская спайка: «Своего выручай!»
Однако нынешнее поколение в лапту играет мало и даже слово это заменяет другим. Вот что рассказал мне знакомый педагог.
Японская «Инофирма, снимавшая в Москве фильм, попросила студентов столичного института физкультуры продемонстрировать игру в русскую лапту. Они ее не знали. Преподаватель-пенсионерка объяснила правила игры. Студенты тут же их освоили и стали играть с большим азартом. Собрались зрители. Молодые спрашивали друг у друга, что это такое. Тогда один юноша с видом знатока объяснил: «Это бейсбол»…
Действительно, похожие на лапту игры есть у многих народов: крикет в Англии, бейсбол — в США, песа паяло — в Финляндии, ойна — в Румынии. Причем, у англичан крикет признан национальной игрой и пользуется огромным уважением и вниманием у населения. Увлечение американцев бейсболом заразило многие страны. Даже принято решение о включении бейсбола в число олимпийских видов спорта с 1992 года.
И в нашей стране бейсбол становится популярен. Но что же будет с лаптой? Неужели забудем и ее, как случилось с другими народными играми, вытесненными футболом и хоккеем?
Остатки клюшек и деревянных чурок, заменивших нашим предкам хоккейную шайбу или мяч, находят в новгородских раскопках в слоях X века. И сейчас мастерство советских хоккеистов зарождается и крепнет не столько в спортшколах, сколько во дворах у тех миллионов мальчишек, которые гоняют шайбы на народный лад, с народной ухваткой и упорством. Здесь начинали многие будущие чемпионы.
Так и с лаптой. Пусть не удастся ей наряду с бейсболом войти в число олимпийских видов спорта (хотя был успешный опыт проведения Всероссийского чемпионата и спартакиады по лапте в 1958— 1959 годах). Но в любом случае лапта должна стать полноправной спортивной игрой, особенно в массовой физкультуре.
Вспоминаю сельский клуб в отдаленном селе Ермия Пермской области. Там я работал учителем, а потом директором школы. На селе клуб тесно связан со школой: все основные заботы о культуре молодежи — на них.
Когда наконец-то появилась рядом с клубом волейбольная площадка, то-то было радости! Возрождался традиционный уклад народной жизни, когда у молодежи были свои узаконенные места для развлечений и игр. Даже самая бедная деревня заботилась, чтобы было где провести посиделки: в доме за околицей или на центральном «пятачке». Там не только пели и танцевали, но и играли: тут и горелки, и третий-лишний, и «ремешок», и «соседи»… Особенно отводили душу в таких массовых играх, как большая лапта.
Сейчас, когда многие, добрые традиции возвращаются в деревню, не плохо бы вспомнить и об этой игре.
Недавно КДИ поселка Лесной Городок вместе с другими клубами Подмосковья выступил с предложением провести Всесоюзный фестиваль народных игр в рамках Третьего Всесоюзного фестиваля народного творчества. В проект программы фестиваля одной из первых была предложена лапта. Именно та, которую за рубежом уважительно называют «русской лаптой». Однако на фестивале, надеемся, появятся также ее «братья и сестры» из других республик: таджикская «тулуфбо-зи», каракалпакская «кошамаран», башкирский «уральский мяч» и другие. На примере каждой игры можно увидеть безграничное разнообразие и богатство народных игр в нашей многонациональной стране.
СНАРЯЖЕНИЕ. Инвентарь для лапты очень прост: палка-бита и небольшой мячик, теннисный, резиновый или набитый ватой (для начинающих). Бита: палка или узкая дощечка длиной от 50 до 100—120 сантиметров, оструганная с одного конца, чтобы удобнее было браться рукой. Размеры биты зависят от возраста и подготовленности играющих. Многие предпочитают биту из дощечки или из палки, обтесанную с одного бока наподобие лопатки (предполагается, что названия «лапта» и «лопточка» произошли от слов «лопаточка», «лопата»).
ПЛОЩАДКА. Подходит футбольное поле, поляна в лесу и вообще открытое ровное место. Для спортивной лапты — площадка 60X35 метров. Для игры классом или семьей площадка может быть вдвое меньше.
Разметка площадки зависит также от выбранной разновидности игры. Границы площадки обозначают флажками, палочками с наколотыми листками бумаги. Для спортивной лапты делается постоянная разметка. В остальных случаях размеры площадок могут меняться в ходе игры, если она не подходит для данного состава играющих.

Играют от 2 до 12 человек. На противоположных сторонах площадки проводятся две параллельные линии: линия «города» (за ней располагается «город») и линия кона. Расстояние между ними устанавливается по договоренности — 20, 40, 60 и более шагов — и называется полем.
С помощью считалки выбирается игрок, который идет в «город», чтобы выбить оттуда мяч,— это бьющий или метающий. Он получает лапту. Остальные участники игры свободно располагаются в поле.
Обычно договариваются, что один из полевых игроков становится у самой черты «города» — это подающий. Он подкидывает мяч так, чтобы метающему удобно было ударить по нему битой. Если же мяч будет подброшен неудачно, метающий имеет право не ударять по нему .и потребовать нового подбрасывания, показав битой, в каком месте он ждет мяч. После трех неудачных подбрасываний подающего заменяют.
Можно договориться, что бьющий сам
будет подкидывать мяч: это, например, если играющих только двое.
Выбив мяч в поле, метающий кладет на землю биту и бежит через поле к линии кона. Остальные игроки стараются поймать летящий мяч, пока он не коснулся земли (поймать «свечу»). Тот, кому это удается, становится новым метающим и идет в «город», а прежний метающий занимает его место.
Однако такое случается редко. Гораздо чаще никто не может поймать мяч на лету. Тогда делается попытка поймать упавший мяч и бросить его в пробегающего через поле метающего. Бросать можно только с того места, где поднят мяч (до того, как он попал в руки, передвижение свободное). Игрок, овладевший мячом, может не бросать его сам в перебегающего, а перекинуть другому полевому игроку, которому легче произвести бросок. Если перебегающий осален мячом до линии кона, то он становится полевым игроком, а попавший в него идет в «город» выбивать мяч. Если же играют с подающим, то попавший мячом сменяет подающего, а тот становится метающим.
Если метающий пересек линию кона неосаленным, значит, он выиграл. Возвратившись в «город», он снова выбивает мяч в поле, Интересно вести подсчет, кому из играющих удастся большее число раз выбить мяч в поле и добежать до кона.
Случается, что метающий, выполнив замах лаптой, не попадает по мячу. После неудачного замаха игрок теряет право на удар и должен бежать в поле, хотя стоящий вблизи (скажем, подающий) уже поднял мяч и готов салить бегущего.
Иногда договариваются, что метающий имеет право на две или даже три попытки удара по мячу — тогда он может не бежать в поле после неудачного удара, а попробовать ударить еще раз.
Вольная лапте отличается свободой выбора правил игры. Делается это сообща, перед началом игры.

Отличие этой лапты от других разновидностей в том, что здесь ведется подсчет очков. За каждую успешную перебежку от «города» до кона и обратно игрок получает одно очко. Участники соревнований делятся на возрастные группы: детская — 12—14 лет, средняя юношеская — 15—16 лет, старшая юношеская—17—18 лет, взрослая — от 19 лет и старше. Каждая команда состоит из 6 полевых и 2 (и более) запасных.
В результате жеребьевки одна из команд становится бьющей, а другая — водящей. Бьющая располагается в «городе», а водящая — в поле.
Игра состоит из двух периодов продолжительностью по 30 минут каждый и 10-минутного перерыва между ними. После перерыва «город» занимает та команда, которая в начале первого периода была водящей.
Команды в течение периода сменяются в следующих случаях:
1. Если у бьющей команды не осталось игрока, имеющего право на удар.
2. Если игрок водящей команды поймал «свечу» в поле или за линией кона.
3. Если игрок бьющей команды, перебегающей поле, осален мячом, брошенным в него игроком водящей команды.
4. Если произошло самоосаливание игрока бьющей команды. Самоосаливание случается: если игрок коснется мяча в пределах поля; выбежит за боковую линию поля или наступит на нее; начав перебежку, возвратится за линию кона или города.
Размеры площадки для игры 60X35 метров, для детей — 40Х 25 и меньше. Штрафная линия проводится в 15 метрах от линии «города», для детей — в 10 метрах или ближе. Мяч, выбитый ближе штрафной линии, а также приземлившийся за боковой линией поля, не засчитывается. Мяч выбит правильно, если он приземлился на поле (перелетев штрафную линию) или по воздуху пересек линию кона.
Игроки ударяют по мячу в порядке присвоенных им номеров. Каждый, включая капитана, имеет право на один удар. Его выполняют с площадки подающего, ожидающие удара находятся на площадке очередности,
Мяч для удара подкидывает с открытой ладони игрок водящей команды, выйдя на площадку подающего. В случае трех неправильных подкидываний судья назначает штрафное очко водящей команде-Штрафное очко дается также за опасные удары, применение силовых приемов, умышленную задержку мяча. Побеждает команда, набравшая больше очков, при их равенстве засчитывается ничья.

Материалы рубрики подготовила Н. Щербина.  Журнал “Народное творчество” №3, 2004

Информация предоставлена для сайта фольклорный ансамбль Русская воля.

Обувь :: Нравы, обычаи и традиции :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр

Русские крестьяне носили лапти (лапти), тогда как в городах самой распространенной обувью были высокие сапоги. Сапоги на каблуке появились на Руси примерно в 14 веке. Высокие сапоги обычно имели квадратный нос, тогда как дворяне отличались загнутыми вверх пальцами. Верх ботинок был сравнительно коротким и срезан под углом к ​​коленям. Их шили из цветной кожи, сафьяна, парчи или бархата и часто украшали вышивкой и даже драгоценными камнями.В конце 17 века под влиянием западной моды дворянство стало носить полуботинки.

Лапти , Традиционные лапти

В русском самоощущении плетеная обувь, известная как лапти , является одним из важнейших символов традиционного национального быта.

Лапти из луба или бересты были основным видом крестьянской обуви в России до середины 19 века.

Лапти носили с онуча , т.е.е. портянка, полоска ткани, обернутая вокруг ноги. Онуча крепилась к ноге с помощью шнурка из лапти, прикрепленного к туфле, и обвивалась вокруг голени на манер древнегреческой сандалии. Тем не менее, при длительной ходьбе приходилось перематывать онуча.

Изготовление лапти было зимним занятием крестьян, когда им нечего было делать в поле. Закладка луба происходила летом, когда луб обладал всеми требуемыми прочностными свойствами. Только что заплетенные лапти были натянуты на одну колодку, поэтому правая и левая были одинаковыми.

Для изготовления лапти необходимо семь лубяных полос по два метра каждая. Одна нагрудная полоса должна была быть шириной с большой палец того, кто ее собирал, а потом делал лапти. Для изготовления обуви понадобился лыко из ровной части ствола липы, без дефектов по всей длине. Значит, для окорки выбирались взрослые, высокие и даже липы. Часто после тотальной потери коры дерево умирало и оставалось стоять с голым «оголенным» стволом. Печальный факт нашел свое отражение в русском образном выражении: «обнажать, как липу», что означает лишить кого-либо всех необходимых ресурсов и тем самым поставить под угрозу его жизнь.

Так как кожаные сапоги всегда были дорогими и их могли себе позволить только зажиточные люди, а бедняки носили лапти, то и лапти стали символизировать нищету, и низкую родовитость, а также бескультурье и отсталость.

Отсюда число устойчивых выражений в русском языке: * «лапоть» как троп обозначает простака, невежественного человека; * производный признак «лапотный» того же значения; * «Мне кажется, лапотой суп не ужинаем», (примерный перевод) означает «мы не то что с деревьев, так что не учите нас, как жить».

 

Бахилы (бредни, бродни, бутылки, ловчаги, осташи, сапоги черепанские) — обувь рабочая и рыболовная мужская кожаная. Это были мягкие кожаные ботфорты с высоким голенищем до колен или бедер. Бахилы обычно делались на прямой колодке, т.е. одинаковой для правой и левой ноги. К ботинкам топорной нитью пришивали мягкие кожаные подошвы, а потом сапоги выворачивали. Верх был также из мягкой кожи, с одним швом сзади, и пристегивался к ноге ремешком.Ремешок продевался через маленькую петлю или кольцо, пришитое к задней части, обвивался вокруг ноги и завязывался под коленом. Для придания большей прочности и защиты ног от сырости бахилы смазывали дегтем и рыбьим жиром и замачивали в сланцевой воде; дополнительные ремешки из кожи были подбиты к носку и задней части.

В некоторых районах России бахилами называли также рабочую обувь на цельной гвоздистой подошве или обувь из шкур морских животных или телят, но с подошвами из кожи тюленя.Навершия во всех случаях также были мягкими и длинными и крепились к ноге ремешками.

Бахилы обычно надевались на шерстяные носки или чулки. Внутрь вкладывали стельки из мягкого сена.

Обычно бахилы надевали на рыбалку, охоту или любые другие промыслы. Мягкие вывернутые ботфорты были типичной обувью русских деревень. Они были известны еще в 10 веке как обувь горожан.

Валенки (валенки, волнушечки, выходки, пимы, катанки, валенки) — мужская и женская зимняя обувь, валяная из овечьей шерсти.

Войлочная обувь с высоким голенищем, круглым носком и плоской подошвой без каблука. Как правило, их делали на одну колодку, одинаковую для правой и левой ноги. Верх, доходивший до колен, обычно не подворачивали, а слегка обрезали для более удобной ходьбы. Подошвы часто обшивали кожей, чтобы сапоги не промокли.

Валенки могли быть серыми, коричневыми, черными, реже белыми. Белые валенки расшивали цветной камвольной пряжей или бисером.Их дурили специальные мастера, которых называли катали или пимокаты. В каждой губернии было несколько деревень, которые специализировались на валянии сапог. Наряду с этим существовали крупные центры изготовления валенок; их продукция распространялась далеко за пределы одной губернии. Так, например, на северо-востоке Европейской России и в Сибири были известны так называемые кухморские валенки; эти белые вышитые валенки шили мастера Малмыжского уезда Вятской губернии.

Несмотря на то, что валенки очень известны как русская национальная обувь, они являются сравнительно молодой обувью в России. В Сибири они появились в середине 18 века, а в Европейскую Россию попали в начале 19 века. В 19 веке валенки были праздничной обувью зажиточных крестьян. Белые вышитые валенки были праздничной обувью только очень богатых крестьян. В конце 19 — начале 20 века валенки получили широкое распространение, став основной зимней обувью крестьян Европейской России.

 

ЛАПТИ Стоковые векторные изображения — Avopix.com

Профессиональные лапти стоковые векторы и иллюстрации от Shutterstock

Показать детали изображения Русские лапти лапти на белом фоне. Русская старинная национальная обувь. Векторная изолированная иллюстрация. Фото без лицензионных отчислений Показать детали изображения Добро пожаловать в Россию. Сувенир русских традиций, русская бутылка водки, алкогольный напиток с русским национальным традиционным струнным музыкальным инструментом, резная деревянная балалайка векторная иллюстрация изолирована.Фото без лицензионных отчислений Показать детали изображения Ручной рисунок России каракули набор фона с красными буквами в векторе Лицензионные стоковая фотография Показать детали изображения Русские крестьянские лапти яркий цвет подробные мультяшном стиле векторные иллюстрации, изолированные на белом фоне роялти-фри стоковое фото Показать детали изображения Лапти изолированы. Русская национальная народная старая обувь. Россия Историческая обувь. Векторная иллюстрация. Фото без лицензионных отчислений Показать детали изображения Русская групповая игра в лапту.Игрок поймал мяч. Команда спортсменов мчится. Русские мальчики в народных костюмах и лаптях. Игра на свежем воздухе с большим количеством людей зимой или летом Лицензионные стоковая фотография Показать детали изображения Волынка или гайда и лапти Болгарский музыкальный инструмент бесшовный узор вектор музыка национальный символ и обувь Культура Болгарии бесконечная текстура народная одежда путешествия обои печать Лицензионное стоковое фото Показать детали изображения Матрешка. Русская советская кукла. Баба Яга, традиционные элементы.бесшовный узор в стиле славянской сказки. векторные иллюстрации роялти-фри стоковая фотография Показать детали изображения Векторные линии искусства лапти. Рисованной иллюстрации, изолированные на белом фоне. Может использоваться для графического дизайна, текстильного дизайна или веб-дизайна. Фото без лицензионных отчислений Показать детали изображения Русская кухня бесшовные модели, блины, самовар, балалайка. Образец русской культуры и традиций Лицензионные стоковая фотография Показать детали изображения Мальчик в традиционном русском костюме играет на флейте на белом фоне.Векторная карикатура крупным планом. Фото без лицензионных отчислений Показать детали изображения Русская групповая игра в лапту. Подающий игрок бьет по мячу клюшкой, чтобы отбить мяч вместе с друзьями. Русский мальчик в народном костюме и лаптях. Игра на свежем воздухе с большим количеством людей зимой или летом Лицензионные стоковая фотография Показать детали изображения Русская групповая игра в лапту. Подающий игрок бьет по мячу клюшкой, чтобы отбить мяч вместе с друзьями. Русский мальчик в народном костюме и лаптях. Игра на свежем воздухе с большим количеством людей зимой или летом Лицензионные стоковая фотография Показать детали изображения Русская культура, достопримечательности и символы.Старые традиционные плетеные лапти. Историческая обувь, символ культуры России, обувь трудящихся крестьян, ручная работа и орнамент. Векторная иллюстрация. Фото без лицензионных отчислений Показать детали изображения Мужчина-крестьянин, средневековый исторический мультипликационный персонаж в традиционном костюме, векторная иллюстрация Лицензионные стоковая фотография Показать детали изображения Русская кухня бесшовные модели. Нарисованная вручную российская национальная еда, традиционный фон Лицензионные стоковая фотография Показать детали изображения Бесшовный узор из России, русская кухня.Русская еда. Руки drawn национальный традиционный фон России. Путешествие в Россию шаблон Роялти-фри стоковая фотография Показать детали изображения Добро пожаловать в Россию. Традиционная русская кухня и культура Лицензионные стоковая фотография Показать детали изображения Дедушка посадил репку. Иллюстрация к русской сказке Репка. Старик в русской одежде и лаптях сеет семена в землю в саду. Рядом колодец, бочки, трава, птица. Окраска Лицензионное фото Показать детали изображения Элегантный бесшовный узор в русском стиле.Его можно использовать для обоев рабочего стола или рамки для настенной подвески или плаката, для заполнения узорами, текстур поверхности, фона веб-страницы, текстиля и многого другого. Фото без лицензионных отчислений Показать детали изображения Иллюстрация милого мальчика, одетого в русскую национальную одежду Лицензионные стоковая фотография Показать детали изображения лапти роялти-фри стоковая фотография Показать детали изображения Большой набор старой русской избы со старой детской люлькой, русской печкой, веретеном, самоваром, сухими травами, балалайкой, матрешкой, лаптями, вареньем, деревянным ведром, окнами, дверью.Старый интерьер кухни. Карикатура Лицензионные стоковая фотография Показать детали изображения Интерьер старой русской избы со старой детской люлькой, русской печкой, веретеном, самоваром, сухими травами, балалайкой, матрешкой, лаптями, вареньем, деревянным ведром, окнами, дверью. Показать детали изображения Интерьер старой русской избы со старой детской люлькой, русской печью, веретеном, самоваром, сухими травами, балалайкой, матрешкой, лаптями, вареньем, деревянным ведром, окнами, дверью.Старый интерьер кухни. Карикатура Лицензионные стоковая фотография Показать детали изображения Лапти — традиционные русские плетеные лапти, покрывающие только стопу Лицензионные Стоковые Фото Показать детали изображения Фон с русской посудой. Бесшовная версия стоковая фотография Показать детали изображения Векторные элементы в русском стиле. Фото без лицензионных отчислений Показать детали изображения Иллюстрация русских соломенных лаптей, висящих на веревочке Лицензионное стоковое фото Показать детали изображения Русские лапти Лапти.Мультфильм плоский векторные иллюстрации, изолированные на белом фоне. Фото без лицензионных отчислений

Русская народная обувь Лапти

Русский мужик в лаптях

Все в России знают, что такое лапти (множественное число). Русская народная обувь Лапти (Лапти) являются частью национального костюма, национальной обуви. Они сделаны из особых волокон – из коры дерева, и вполне адаптированы к форме стопы. Плетеные сандалии, которые носило крестьянское население не только России, были обувью финнов, балтов и славян.Считается, что их легко сделать. Лапти использовались с доисторических времен: их находили при раскопках эпохи неолита. В русских и белорусских деревнях лапти носили еще в начале 20 века.

Русские лапти. Рязанская область.

Ткачество Лапти считалось легкой работой. Недаром про пьяного человека говорят, что он «кору не плетет». Это означает, что человек настолько пьян, что не может сделать элементарного.

Лапти плели из луба, бересты и кожаных ремешков.Самыми красивыми считались лапти из вязового луба, а самыми позорными – из коры ивы. Лапти из коры талы называли шелюжниками, а из коры дуба — дубовиками. Лапти из пеньковой веревки, пакля назывались чуни и носились в жаркую сухую погоду. В Курской губернии лапти делали из соломы, которая была прочнее, не намокала и не промерзала.

Праздник лаптей в городе Суздале

В разных регионах лапти ткали по-разному. Русские лапти отличаются закругленным носком, очень низким и высоким задником бамперов, вдобавок сделано отверстие для Equi.Подошва делалась двух- или трехслойной для прочности. Древние вятичи и новгородские славяне предпочитали косую вязь лапти из бересты и нижние бортики.

Одни лапти плетут четыре лыка (четырехугольник), пять полосок лыка (пятерики), другие шесть (шестериков) или семь (семериков). Важно было и правильно сплести лапти, и носить их. Вот что нужно было сделать: 1. Обернуть ноги льняными портянками. 2. Носите лапти. 3. Закрепите лапти кожаной веревкой.

Лапти картина, продавец лаптейLaptiБерестяная обувь Lapti.Наталья Жидяк. Великий Устюг, Вологодская область, Россия. Окт 2018производитель обуви Lapti

 

В лаптях болельщики проверяют свое мастерство в мордовском футболе

Маргарита Чорнокондратенко

САРАНСК, Россия (Рейтер) стильные бутсы ручной работы, чтобы попытать счастья и мастерства в мордовском футболе.

Варела был одним из многих болельщиков, посетивших столицу Мордовии Саранск, где во вторник Колумбия сыграет с Японией в матче группы H чемпионата мира.

Местная версия футбола называется «лапотбол». «Лапоть» в переводе с русского означает традиционная обувь из лозы, которую носили мордовские жители в старину.

В то время как внутренняя часть растения используется для изготовления лаптей, кора служит основой для изготовления футбольного мяча, который тяжелее обычного.

Болельщики, не имеющие опыта в сложной одиночной игре, должны практиковаться и набраться терпения, чтобы набрать очки.

Впрочем, Вареле это далось легко.

Будучи футбольным тренером с 30-летним стажем, 55-летний лондонец легко жонглировал мячом и забил несколько мячей под аплодисменты возбужденной публики.

«Это напоминает мне времена, когда я был ребенком», — сказал Варела Рейтер, надев «сомбреро вольтеадо», типичную колумбийскую шляпу.

«В Колумбии я играл в футбол на пляже, на улицах с мячом из кусочков разной ткани, бумаги и прочего.

«Было здорово вспомнить мои прекрасные детские воспоминания из Колумбии.

Житель Саранска Сергей Глухов гордится своими семейными навыками изготовления изделий из лозы, в том числе обуви, оберегов и предметов интерьера, на основе знаний, переданных ему дедом.

«Происхождение игры восходит к давним временам, когда люди носили лапти и делали мячи из того, что было», — сказал Глухов.

«Дети играли в деревнях. Так что я бы сказал, что это очень древняя игра. Здесь, в Саранске, мы совместили традиции ношения лапоти вместо ботинок и использования мяча из коры с футболом, с праздником и праздником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.