Рисуем людей с детьми: «Танцуем, пляшем, рисуем. А что делаем, чтобы побудить рожать детей?»

Содержание

Как научить ребенка рисовать? Наш опыт с детьми от 2 до 7 лет. Делаем рисование совместным

Я всегда хотела уметь рисовать. Однажды, поймав себя на мысли, что хочу, чтобы моя дочь была художницей (мне тогда до рождения дочери было еще много-много лет), я «поймала себя за руку». С какой стати? Впечатывать в нерожденного еще ребенка программу, не выполненную мною? Это мне надо рисовать, если я ловлю себя на таких мыслях! Ну, рисовать или не рисовать именно мне — отдельный вопрос. В итоге, я выбрала другое. Пошла получила второе высшее образование на операторском факультете ВГИКа. Чувствовала себя счастливой как никогда. Операторство — не совсем рисунок (совсем не рисунок), но что-то художественное в нем определенно есть. Зачем мне кисти, если у меня есть камера и я могу ЕЮ говорить? Как применила я это чудесное образование читатели нашего блога знают: множество роликов, семейных хроник и документальных фильмов на разные темы мы публикуем здесь и снимаем о разных наших проектах. А также об удивительных людях, которых встречаем на пути. Эту, любимую мною, серию фильмов мы называем «Рассказы мастеров».

Анна Дайнеко — одна из таких людей. И ее путь как раз в том, чтобы рисовать самой и учить рисовать других, в том числе учить рисовать детей. Мы сняли вместе с ней этот фильм и здесь расскажем об опыте совместного рисования.  Этот пост подготовлен нами совместно.

Рисование с малышами от 2-4 лет

Пробуем фактуры и материалы

Есть отдельная история про то, как малышей учить проводить линию или держать карандаш. Для этого не нужен учитель рисования, вообще никто не нужен. Достаточно купить ребенку специальную тетрадку и спустя пару месяцев он приспосабливается к тому, как держать карандаш и даже начинает немного управлять своей линией. Это, конечно, сделать можно и нужно. Но мы здесь не о том. Мы о том рисовании, которое пробуждает и поддерживает фантазию и творчество. И на раннем этапе первичны эксперименты (в смысле — активное пробование). Очень хорошо,  если малыш напробуется разных материалов (карандашей, красок, мелков, пусть даже пальцев), разных фактур и форматов бумаги и не только бумаги (рисовать не только на альбомной бумаге, но и на бумаге больших или маленьких форматов, на рулонной бумаге вроде перевернутых на изнанку обойных листов, на ткани, на льду, на камушках и тому подобное).

Потому что здесь малышу интересно трогать, смешивать краски, елозить во всем этом ручками. И хорошо, если такая фаза (принципиально процессуальная, не ориентированная на результат) у него есть. Это время, когда результата как такового не остается и не должно оставаться. Разве что в виде фотографий счастливой испачканной вдрызг маленькой моськи. Я обожаю такие вещи делать летом на даче, потому что испачкаться и вымыться здесь проще всего и обляпанный красками метр квадратный не вызывает особых напрягов. Но и зимой можно найти формы, ведь ребенок готов рисовать чем угодно, хоть фломастером, хоть мелком.  

Базовые навыки: держим карандаш, проводим линию, раскрашиваем, вырезаем ножницами

Есть отдельная история про то, как малышей учить проводить линию или держать карандаш. Для этого не нужен учитель рисования, вообще никто не нужен. Достаточно купить ребенку специальную тетрадку (мы предпочитали KUMON, только не всю серию из 20 тетрадей, а 3-4 первых базовых — и достаточно) и спустя пару месяцев ребенок приспосабливается к тому, как держать карандаш, начинает немного управлять своей линией, раскрашивает не заштрихованные области, управляется с ножницами. Еще есть французские и пост-французские книжки-калякалки.   Их, конечно, дать можно и нужно. Но мы здесь не о том. Мы о том рисовании, которое пробуждает и поддерживает фантазию и творчество. И о диалоге в рисовании ребенка и взрослого. Важно, чтобы на раннем этапе тетрадки для рисования не доминировали, потому что важнее здесь совсем другое.

Эксперименты вне шаблона

Это принципиально очень важный этап, потому что он существует до момента, как малышу переданы шаблоны. Если взрослому человеку дать лист бумаги формата А4, то 2/3 людей примерно расположат его горизонтально, а 1/3 — вертикально (сейчас в связи с превалированием телефона и интернета над фотоаппаратом и кино, возможно вертикальная ориентация станет больше доминировать) и начнут что-то стереотипное изображать. Взрослый ведь знает как рисовать человечка: «Палка, палка, огуречек!» Ребенок не знает. Он рисует, что-то, не обладающее формой, а потом сообщает, что это пляж, на который приплыли рыбы, а сверху летят птицы и плывет пароход. Что на небе светят луна и солнце (непременно вместе),  а вот здесь вырос для бабушки красный цветок. И хорошо, что некоторые из детей рассказывают, что там нарисовано, потому что там целая история, которую взрослому, конечно, совершенно не видно. И хорошо, если взрослые способны всему этому не помешать.  Ну а потом? Потом выходит на первый план пример мамы.

Малыши подражают взрослым

Когда нашему Никите было 2-3 года у нас был замечательный опыт. Аня Дайнеко, наша подруга-художница, нарисовала две картины на стенах в присутствии малышей (своих и наших) — одну на улице летом, другую дома зимой. Малыши были свидетелями и участниками этого процесса. Малыши смотрели как смешивают краски, как оживает сама картина от контура в карандаше до полностью готового сюжета. Это было неспешно (много ли порисуешь при маленьких детях), по часу в день, 2-3 раза в неделю. Но со временем картины оживали. Занимали и очаровывали детский ум. Потому что дети неизменно садились рядом. Брали краски (акрил, гуашь, акварель), картон, бумагу, старые деревяшки, камни и начинали что-то такое рядом изображать. Не только самые маленькие дети, но и подросшие, конечно, но обязательно — малыши. Так вот, если бы живописи на стенах вообще не было, только ради этого ее стоило бы придумать. Потому что пример мамы хорош, но не у всех мама — художник. И если мама рисует сама хоть что-нибудь (главное — увлеченно), этого достаточно, конечно. Но такая стена, она имеет еще и другую функцию. Она обозначает рисование как деятельность, которая имеет место и время в мире взрослых людей. Имеет в нем Значимость и Значение. А что? Только банковские операции значимыми признавать? Ну этому дети и без нас еще как-нибудь научатся. В общем, родители. Если у вас есть друзья-художники. Отдайте им разрисовать стену или уголок в вашей квартире или в детской комнате. Пусть будет островок сделанного живыми руками в вашем искусственном евро-ремонте. Потому что то, что сделано руками, имеет совсем другой энергетический и исторический смысл. Но о разрисованных в доме стенах мы еще когда-нибудь напишем потом. Здесь же важно понять принцип: происходит раннее столкновение со значимой сферой жизни. Одна моя знакомая родительница говорила: «Обязательно повесьте в доме, где живет 3-х летка, карту мира! Иначе, когда ребенок вырастет, он останется «локальным», ему будет очень сложно постичь как велик мир!» С этим можно спорить или соглашаться, но мы действительно считаем, что опыт раннего постижения мира важен. И, если мы хотим, чтобы наш человек зарисовал, надо ему показать пример, что во взрослом мире рисование есть и это нужно и важно.

Когда мама рисует параллельно

Не так давно я читала про увлекательный эксперимент, проведенный психологами на мамах с детьми. Маму с маленьким ребенком приглашали принять участие в исследовании, которое проходило в комнате, в которой было множество интересных интригующих стимулов: игры, игрушки, материалы. Им говорили, что психолог скоро придет и оставляли одних на достаточно длительное время, например, минут на 15-20. Сплошная провокация. Скрытая камера снимала реакцию мамы и ребенка на эту ситуацию. После чего приходил психолог и делал замер творческих способностей ребенка. Исследовалась связь между поведением мамы и творческими способностями ребенка. Было выявлено 4 типа поведения мам: (1) Мамы говорили ребенку: «Ой, смотри сколько всего интересного!» — и начинали «строить» ребенка, чтобы он чем-то занимался: «Посмотри сюда, посмотри туда»; (2) Мамы увлеченно бросались исследовать все вокруг, трогали, изучали, смотрели. Как правило их дети тоже находили себе занятие (в комнате было, чем заняться), мамы их при этом не останавливали; (3) Мамы садились и утыкались в книжку или в телефон. Прямого интереса к окружающему не проявляли, но и детей не останавливали; (4) Мамы сами не трогали и не изучали окружающее и детям не разрешали: «Не трогай, чужое». Психологи предположили, что поведение мам в этой провокационной ситуации могло быть для них типичным. Как вы думаете, у каких мам дети показали более высокие творческие способности?

Вы наверное уже догадались, что вопрос содержал подвох и это были НЕ мамы первого типа? Именно вторая и третья реакция мам оказалась связана с высоким творческим потенциалом детей. Да, важно показать пример (окружающее изучать интересно и можно). Но также важно хотя бы не одергивать ребенка, когда он проявляет интерес к окружающему миру самостоятельно. Творческий потенциал детей у мам первого и четвертого типа оказался снижен. То есть вредно как одергивать ребенка, так и чрезмерно организовывать его. Для творчества вредно, конечно же, не для здоровья селезенки. А мы здесь говорим о творчестве. Так вот. Мы наблюдали реакцию первого типа у мам с маленькими детьми, водящими их по развивашкам и рисующими с ними. «Давай, малыш, рисуй! Солнышко наверху, оно желтенькое, не бывает оно голубым! А травка зеленая, куда ты тянешь фиолетовый! Ну ты чего, на небе двух солнц не бывает!» (И так далее, до бесконечности). Буквально недавно услышала реплику своей подруги, талантливого иллюстратора после того, как она закончила одну из своих картинок (я привожу ее ниже и считаю совершенно замечательной): «Борюсь с навязанными с детства стереотипами типа «солнце желтое, трава зелёная». Не представляешь, как сложно это даётся. Результат мне нравится. Но чтобы сесть и сделать его, я неделю кругами ходила.»

Итак, вы поняли к чему я клоню? Самое отвратное, с чем может столкнуться малыш в рисовании (кроме того, что его за рисунки бьют по рукам, конечно), это навязчивый взрослый, который знает как правильно и навязывает шаблон. И, когда такая мама садится рисовать с малышом, она часто рисует за малыша. На то она и мама. И это не плохо само по себе, малыш в этом возрасте обожает все делать с мамой. Но нужно найти тонкую грань. Чтобы рисовать вместе с малышом, но не давить на него в том, что правильно, а что не правильно, что бывает, а что не бывает. И если уж у мамы есть свой собственный импульс на рисование, то ценно направить этот импульс на то, чтобы она рисовала параллельно с малышом. Что-то свое собственное. А если она мастерит или рисует что-то с малышом вместе в четыре руки, чтобы не давила нормативно.  Это сложно. Потому что малыш в рисунок мамы лезет, потому что маме нужно дольше времени, чтобы нарисовать что-то взрослое, потому что у них разные ритмы и разная степень проработки, потому что цели у них, в конце концов, разные. Малыш хочет «порисовать», а мама хочет «нарисовать красиво». Можно к этому стремиться, адаптировать, так сказать, сюжеты и жанры. И совместное рисование все-таки получится. Оптимальный режим — параллельный. Эти картинки я рисовала на детских занятиях с Никитой, пока малыш был занят сам собой.

Не ждем от малышей результат

Это — один из моих любимых рисунков сынишки, который он нарисовал в возрасте около 3 лет. Назывался он сложно: «Гора с горной рекой, в которой не плавают рыбы». Почему не плавают? Хотелось бы знать. С таким же успехом могли бы и плавать. Это мог быть и бы быть корабль в море или пожар в лесу. Вы поняли мысль?

У малыша должно быть время и место рисовать то, что он хочет и так, как он может. Без критики и давления. Потому что он, слава Богу, еще не знает, что о такой живописи думают взрослые и не ограничен в своих оценках и это очень поощряет его труды.  

Тема рисования у малышей 2-4 лет подвижна

Не надо ждать от малышей следования теме. Они рисуют (как и мыслят) ассоциативно. Если вы положите на стол клубнику и предложите ее нарисовать, то малыш может быть начнет с этой клубники. Потом он нарисует, или попросит вас нарисовать магазин, где эту клубнику продают, бабушку, которая за ней идет, машину, которая мимо магазина проезжает и так далее. Вот такой натюрморт.  

Может быть, на конечной картинке клубники будет уже не разглядеть. Зато малыш расскажет целую историю (если, конечно, он уже умеет говорить). Потому что если не умеет, то вряд ли вы эту историю распознаете. Но для него она будет. Все это превращает рисование в игру. Ребенок играет, рисуя или рисует, играя, если хотите.

Нет ограничений — нет огорчения!

Некоторые дети особенно мнительны. Их легко осечь. Достаточно сказать, что так не бывает, что он не правильно делает, что получилось не похоже. Для некоторых эти ограничения действуют всю жизнь: они так и не начинают пробовать рисовать, а по сути — постепенно перестают пробовать новое. Если же от ребенка не ждут чего-то определенного, есть шанс, что он и не огорчится. Конечно, он может поставить себе задачу сам и счесть, что она не достигнута. Но, как правило, такие опыты не особо травматичны, и, даже если вызвали поток слез, существенных фиксаций по жизни они не вызывают. В отличие от оценок, данных близкими людьми.

Если нужен результат у малышей 2-4 лет:

Коллаж из выкрасок

Что же делать, если результат все-таки нужен? Нужна, например, работа, которую можно подарить на праздник бабушке? Здесь помогают специально организованные техники. Важно, что они не должны заместить собой спонтанное рисование. Их место вспомогательное, они живут рядом и используются время от времени. Одна из наиболее эффектных техник — коллаж из выкрасок.

Сначала делаются выкраски на отдельных листах бумаги, они могут быть гуашные, акварельные и даже сделанные мелками. Ребенок может справиться с этой задачей сам, эскпериментируя со смешением красок. На следующем этапе, мама помогает ему вырезать из этих выкрасок элементы, из которых уже делается коллаж или аппликация по заданной форме. Обычно такие работы получаются очень эффектными. Для финальной фазы как правило используется цветная бумага. Чтобы склеить части работы используется клей-карандаш или другой удобный ребенку клей. Клеить он может сам или при помощи мамы.  

Скрытый рисунок

Это еще одна техника, которая позволяет получить результат даже с самими маленькими детьми, при этом превращает рисование в игру. Учитель рисования или мама наносит на бумагу почти незаметный рисунок. Это можно сделать клеем ПВА (клей нужно будет хорошо просушить), кусочком свечи или белой масляной пастелью (рисовать дальше можно сразу). После чего ребенку предлагаются акварельные краски. Акварель не закрашивает клей или пастель и рисунок проступит при заполнении листа красками.

Ребенок может не знать, что там нарисовано и рисунок станет для него сюрпризом.  Либо, наоборот, ему может быть предложена тема, например, «Рисуем гранат» и его задачей будет заполнить едва заметные контуры. Маленький ребенок в любом случае отойдет от натуралистичных цветов и форм и результат может получиться весьма живописным.

Этот гранат нарисовал Никитка в 3 года, он был предупрежден об объекте и перед ним лежали настоящие гранаты. Тем не менее, он заполнил гранат неожиданным голубым цветом. Фон тоже раскрасил своеобразно и это не было похоже на натуру. Тем не менее, результат нам понравится, он висит в рамочке — украшает нашу спальню.

Эффект витража. Клей ПВА на цветной бумаге

Никитка в возрасте 3 лет просто обожал самолеты. Дома их набралась целая коллекция и при каждом удобном случае он просил ему самолет нарисовать. Каждый раз такое рисование превращалось в целую историю. Однажды наша учительница рисования — Аня Дайнеко — приготовила ему сюрприз: заранее нанесла контур самолета клеем ПВА на цветную бумагу. Такую подготовку надо делать накануне, потому что клей ПВА, в отличие от масляной пастели или свечи сохнет долго. Но результат того стоит: клей более объемный, очень четко разделяет контуры и позволяет получить заметный эффект даже на цветной бумаге, в данном случае — на черной. Самолет получился улетный, роль малыша была в оживлении и раскрашивании. И даже то, что малышу не хватило терпения раскрасить рисунок до конца, не сделало его менее живописным.  

Раскрашивание заготовок

Еще один гарантированный способ получить результат даже у маленького ребенка — дать ему краски и заготовку (например, из картона). Даже в этом случае малыши умудряются сделать что-то неожиданное в вдохнуть в заготовку жизнь. Маме останется внести маленькие штрихи в конце. Для кошечки  — дорисовать мордочку, обозначить форму шерсти. Выбранные ребенком цвета для раскрашивания делают готовый рисунок самобытным, такие цвета для кошки никогда, конечно, не выберет взрослый. Впрочем, если вы хотите получить кошку без зеленых пятен, просто дайте ребенку тот набор красок, который считаете для этого задания корректным.  

Рисование на заготовках хорошо еще тем, что оно позволяет получить на выходе маленькую игрушку. В таких кошек можно поиграть и дети обычно с удовольствием это делают. Ну и, конечно, такую игрушку тоже можно повесить на елку или подарить бабушке.

Продолжительность рисования у малышей

В норме малыши рисуют не долго, 15 минут — это для них целая жизнь и это время они обычно могут держать внимание. Как же быть, если занятие мама+малыш должно длиться дольше? Ведь маме, чтобы сделать что-то интересное параллельно, 15 минут явно мало, ей нужен ну хотя бы час-полтора. Все очень просто. Если малыши и мамы рисуют за общим столом, то малыши, нарисовавшись за 15-20 минут, отлынивают поиграть и это хорошо, если у них есть такая возможность, то есть ничего страшного, если в помещении для рисования есть игровая зона. Мамы продолжают заниматься рисованием и малыши минут через 15-20 (наигравшись) вернутся за стол и порисуют опять. Таким образом будет сделана какая-то работа и все успеют нарисоваться. Бывают правда и другие случаи. На картинке снизу запечатлен момент, когда Никитка в 3,5 года прорисовал целый день. Это было часов шесть практически подряд, конечно, с подходами и отходами. Дело было на даче. Он рисовал — бегал — гулял — опять возвращался и рисовал что-то следующее, сделав за этот день 5 или 6 работ. Что называется, чего-то накатило. Похоже, у малышей тоже бывает Вдохновение. В общем, такие сессии мы тоже считаем полезными, потому что они развивают технику и фокусируют внимание.

Рисование у дошкольников 5-6 лет

У дошкольников больше навыков. Как правило, они уже уверенно держат карандаш и даже кисть. Они могут хорошо вырезать ножницами. Им нужно меньше объяснять и за ними нужно меньше следить. Дошкольникам уже мало процесса, как правило они стремятся получить интересный результат своих трудов.

Коллажи из выкрасок. Коллажи из того, что под рукой

В дошкольном возрасте происходит расцвет коллажей. Коллаж может быть подготовлен самостоятельно и сделан из кусочков своих же выкрасок или своих более маленьких рисунков. Может включать вырезки из журналов, бумагу, вату, салфетки, элементы, сделанные из бумаги в жанре бумагопластики, мишуру, фольгу, обертки, наклейки, этикетки. Работа может быть смодерирована взрослым (кошка ниже была сделана на одном из занятий у Маргариты Бакурской), а может быть совершенно спонтанной. Важным условием удовольствия от процесса является то, что необходимый материал и средства должны быть в зоне видимости, в доступе, буквально под рукою (ножницы, клей-карандаш или клеевой пистолет для работ из картона).

Дети могут взять готовую наклейку, наклеить ее на бумагу и дорисовать для нее целую историю. Прецеденты смодерированных работ на занятиях вместе со взрослыми запускают череду повторений и вариаций. Результаты могут оказаться не такими яркими, но зачастую не менее креативными. И, конечно же, очень игровыми.

Дорисовать объект и вклеить

Еще одно новшество, доступное дошколятам — комбинирование рисунков. Поскольку им важен результат, они задумываются над тем как исправить или изменить готовый рисунок. И иногда оказывается возможным дорисовать объект и вклеить, изменив тем самым что-то уже готовое.

Детальная работа с готовыми формами

Дошколята, как и малыши, любят раскрашивать готовые формы. Но старательность, концентрация, а следовательно, и детализация такой работы у них совершенно другая. Они способны тщательно прорисовывать мелкие элементы и узоры, их работы становятся значительно более тщательными, чем у малышей, здесь есть что рассматривать. Этот портрет малыша в полный рост в натуральную величину был продуктом совместного творчества. Заготовку получили, положив малыша на лист плотной бумаги и обведя его по контуру. Тело раскрашивал  Никита (3,5 лет), майку — я (мама), лицо — художник вместе с мамой, а шляпу отдельно разработала и предложила — Забава (школьница). Удивительным было уже то, что вся команда работала дружно почти полтора часа над этим проектом. Никита находится на рубеже малышкового возраста, по усидчивости и готовности работать с деталями уже может сравниться с дошколятами.

Рисуем компанией

В отличие от малышей, которые мотивированы как можно больше времени проводить с мамой, подросшим детям становятся все более значимы и интересны сверстники. Им очень интересно рисовать в небольшой группе. Сверстники становятся очень значимыми.

Обучение рисованию младших школьников

Из домашних условий и условий студии рисование переходит в школьный класс и, при плохом раскладе, может потерять всю свою притягательность. Младший школьник может заниматься несколько часов в день, он много времени проводит за партой, к нему предъявляется много новых требований. Тем не менее, дети остаются детьми. А обилие более строгих предметов в течение учебного дня только усиливает актуальность рисования как предмета менее структурированного. Здесь есть чему научить, но и более ценным является сохранение в учебном процессе творческой отдушины и стимулирование спонтанной активности ребенка. Мы в своем автономном классе постарались сохранить те ценные приемы недерективного управления процессом, которые хорошо развивают детское творчество, при этом обеспечивают освоение рисование как предмета.

Знакомство с фактурами и материалами

Особенность школьного класса в том, что дети в него приходят разные. Кто-то уже очень хорошо рисует и много этим занимался в дошкольном возрасте, кто-то даже не умеет держать кисточку (рисовал мелками или карандашами, а с красками не сталкивался). Поэтому одна из интересных задач учителя на первом этапе — ненавязчиво «подправить» отстающих и дать новый опыт знакомства с новыми материалами для тех, кто уже «продвинут». Например, понять, что бумага бывает не только в альбоме, что она бывает разных форматов, матовая и глянцевая, тонкая, цветная или картон, что на всем этом можно рисовать, но разные краски будут на разной бумаге работать по разному.

В конце концов, если лист акварельной бумаги закрепить на мольберте вертикально, то появляется много приемов, связанных с тем, что мокрая краска будет натекать вниз, а если на столе — то краска ведет себя иначе. Конечно, бесполезно все это просто рассказывать, многие из этих вещей вообще не нужно рассказывать, нужно создавать опыт и обращать внимание на то, что получилось, а что не получилось. Ну и подсказывать как задействовать особенности каждой ситуации в свою пользу. Это увлекательная работа многих занятий, по сути формат «попробовать разное» продолжается целый учебный год, а иногда и не один.  

Подача материала: таблицы

Школьное рисование предполагает программу. В случае автономного класса,  программа, естественно, формируется учителем. Класс небольшой, здесь учитель относительно свободен. Тем не менее, такая программа у учителя всегда есть, она определяет логику его движения от темы к темы в течение года. В нашем случае это были занятия на технику мазка, занятия на смешение цветов, исследование сочетаний цветов (холодные, теплые цветовые палитры), занятия на заливки, компоновку объектов и многое другое. Некоторые примеры мы приводим ниже. Примерно половина занятий вообще была не рисованием в узком смысле слова, а скорее крафт-дизайном или бумагопластикой (то, что раньше называлось «делать поделки», хотя не все учителя любят это слово, нивелирующее художественный эффект детских произведений), по сути это тоже экспериментирование с фактурами и материалами, но уже в объеме и в сочетании различных материалов в коллаже. Тем не менее, специально «рисовальная» программа была и она была основной, определяя освоение учебного материала в рамках учебного года. Наш учитель рисования для подачи нового материала использовала таблицы. Это позволяло детям отработать задание на части листа, потом отработать новые навыки в конкретном рисунке. Такие таблицы учитель готовила ко всем ключевым урокам. Вот пример ученической работы (2 класс), которая выполнена в таблице. Темой работы были цветовые нюансы, учитель показывал, что можно сделать с краской, добавляя в нее белый. Нужно было потренироваться в смешивании красок, потом нарисовать лист, используя этот прием.

Свободная атмосфера

Говорят, что ребенок как батарейка. Движение его заряжает, а вынужденная неподвижность — разряжает. Чтобы ребенок мог просидеть определенное время за партой, его нужно как следует зарядить движением на перемене. Спорный момент? Вовсе нет. Он известен любому педагогу, просто современной школе удобно его игнорировать. В любом случае в школе, даже в автономном классе, сидение за партой ребенок получает сполна и избыточно. Многие учителя на творческих предметах предпочли бы разрешить более свободное перемещение детей по классу. И это касается рисования. Если смотреть наш фильм, то бросается в глаза, что дети свободно ходят, разглядывают работы друг друга, подходят к учителю, берут себе краски или меняют воду. От урока к уроку их парты стоят по разному, то рядами, то сдвинуты несколькими малыми группами так, чтобы дети образовали несколько рабочих пространств, так или иначе сгруппированы, иногда они даже рисуют, сидя на полу.

Переодически во время объяснения материала учитель оказывается в гуще событий, облеплен детьми со всех сторон. Это, конечно, трудно себе вообразить в классе из 35 человек. Но в автономном классе, в котором детей всего 14-15 детей, это происходит легко и органично. Почему эта свободная атмосфера, свойственная в большей степени художественным училищам и хорошим художественным школам, оказалась так близка учителю и продуктивна?  

Переопыление темами и опытом

Из работы в работу кочуют приемы и объекты. Дети с удовольствием глазеют на то, как рисует кто-то другой и потом пытаются нарисовать что-то похожее. Важна оценка других детей, хотя она не имеет такого нормативного давления как у взрослых.  Мы не раз наблюдали как появившись у одного ребенка какой-нибудь образ (например, машинка или радуга) затем охватывала пол класса. Но и интересные художественные приемы также кочевали от ученика к ученику, а не только приходили от учителя.

Конечно, можно наблюдать, как некоторые шаблонизированные темы выполняют функцию своего рода «паразитов», перегружая весь класс. Например, мальчик рисует стереотипные машинки (и только их) и они начинают кочевать от работы к работе. Можно сказать, что при строгом учителе это было бы невозможным. Но можно сказать, что навязчивая тема таким образом легче отреагируется. Получив отражение своей мысли в рисунках товарищей, человек может отпустить ее наконец и качать рисовать что-то новое. Плодотворная часть переопыления намного значительнее. Рисование действительно расширяется и для группы в целом становится богаче. Те же дети, которые любят и умеют рисовать, ничего не теряют, они просто задают направления для других и выступают солистами, ну или продолжают свой тихий одинокий поиск, если они не склонны к общению. Другие все равно заглядывают в их работы и что-то из них берут.

Способность воплотить образ

Это сложная история, которая связана с конфликтом между задумкой и реализацией. Видением и умением это видение воплотить. Как ни странно, конфликт между тем, что нарисовать хочется и тем, что получается, есть уже у очень маленьких детей (не только у взрослых). По идее суть хорошего урока рисования в том, чтобы не возводить между этим «можется» и «хочется» неодолимую стену, а, наоборот, сделать эту стену ниже и прозрачнее. Убрать страх («у меня все равно не получится») и создать условия, когда «глаза не боятся, а руки делают», когда рука пробует, пробует, пробует и наконец находит то, чем ребенок оказывается доволен. Эта история про воплощение задуманного очень крута и в школе на творческих предметах представлена наиболее явно. Хотеться может петь, моделировать, строить, шить, готовить ну и так далее до бесконечности (везде где есть дистанция между замыслом и воплощением). Рисование дает такой опыт.

Работа ученика 2 класса на свободную тему (пейзаж).

Но, чтобы этот опыт состоялся, это должен на каком-то этапе быть именно свой (не заданный из вне) образ. Ну или образ, который воспринимается как свой. По нашему мнению, способность работать с таким образом как раз и развивается лучше в свободных условиях.

Фаза «вызревания» в творчестве

Есть дети, способные рисовать весь урок «от и до», еще на перемене остаться и доделать недоделанное. Но это не очень типично. Многим нужна раскачка. Дети ходят, бродят, смотрят в потолок или ковыряются в носу, в общем как говорится «тупят» вместо того, чтобы приступить к заданию. Некоторые делают это долго. Отдельные индивидуумы в свободных условиях могут «протупить» сорок минут из часа. Потом сесть и все быстренько нарисовать. Считать ли такое поведение нормальным? С точки зрения творческого процесса, как ни странно, абсолютно да. Конечно, профессиональный художник способен трудиться от забора и до обеда, решая ту задачу, которая перед ним сегодня поставлена. Но и это видимость. За такой выученной дисциплиной лежат профессиональные наработки, вызревание у такого художника происходит в свободное от работы время, ведь он как правило заранее знает свою задачу. Он думает о ней за обедом, по дороге, даже во сне, рисует наброски, а потом приходит в студию или на плэнер и отрабатывает намеченное. Или, напротив, пускается во все тяжкие в поисках вдохновения, ища измененных состояний сознания и неземного опыта. История знает и такие, и такие примеры, индивидуальные различия в творчестве очень велики. Но латентная фаза в неизбежна, хотя редко видна взгляду из вне. Наш младший школьник тоже перед вызовом. Но не думал о задаче рисования за завтраком, он не думал о ней на перемене, у него не было многих лет подготовки. Ему только только поставили задачу, он вообще о ней заранее не знал. Далеко не все могут по свистку приступить к ее решению, даже если она корректно поставлена. Иногда человек неприкаянно слоняется по классу. Разглядывает работы других и хорошо, если рядом при этом кто-то рисует без страха и упрека.

Плохо, если рядом есть отвлекающие стимулы, сливающие энергию (если кто-то входит или выходит из класса, включает телефон или мультики). Энергию надо накопить. В виде того, что зреет и должно быть выплеснуто. Развлекать отвлекающихся в этот момент — медвежья услуга. Но и строить их рядами (как ни странно) услуга медвежья, потому что она не дает ничему собственному созреть. Нужно чтобы в ребенке проснулся его собственный голос (все рисуют, а я же что) и появилась жажда его воплотить. Бывает это процесс не одного урока, иногда даже не нескольких недель. Но рано или поздно рисование захватывает всех. Даже самых «отставших» или «затюканых», простите за жаргонизмы.

Пример методики. Гуашь. Техника мазка

Вот пример задания на технику мазка, это задание самых первых уроков первого класса. Чтобы облегчить работу с формой, учитель предложил детям деревья сделать с помощью аппликации (контуры деревьев заранее вырезаны). Тем не менее, с помощью предложенного учителем приема можно было получить эффектную и декоративную работу.

Пример методики. Заливки. Смешение цветов

Качественную заливку фона сложно выполнить не только ребенку, но и взрослому. Поэтому теме заливок посвящено много уроков, разнообразных по содержанию. Естественно, что ребенок не стал бы тридцать раз подряд отрисовывать один и тот же сюжет, чтобы отработать заливку на небе. Вот учитель и изобретает разные сюжеты и разные эффектные композиционные решения, чтобы ребенку было не скучно потренироваться в смешении красок (в данном случае на фоне неба), при этом работают и базовые темы с отработкой мазка. Композиционное решение при этом, естественно, задано учителем (непропорционально большое солнце, как будто снятое длиннофокусной оптикой, силуэтное изображение фрагмента дерева), оно позволяет получить эффектную работу имеющимися средствами. Это решение слишком сложное для спонтанного детского рисунка, оно действительно имитирует узкий угол зрения, при котором солнце будет выглядеть очень большим. Тем не менее, дети с удовольствием повторяют такие сюжеты (и результаты у них очень разнообразны), попутно отрабатывая необходимый учителю навык.

Это же задание может служить и для других попутных целей. Здесь можно говорить о композиции, масштабах, пропорциях, о соотношении теплых и холодных цветов и их роли. Несмотря на явно ученический стиль исполнения получившаяся картинка достаточно эффектна, чтобы оформить ее и использовать ее в качестве декора.  Здесь вариация той же темы и того же сюжета. Заливка на фоне, силуэтный плоский передний план. Силуэтные пейзажи позволяют до поры до времени избегать вопросов перспективы, без которых сложно получить достоверность, но которые  преждевременны для младшего школьника. Зато рука тренируется в заливках и технике мазка.  

Пример методики. Цветная бумага. Смешанная техника

И вот опять возвращение к коллажу на новом уровне. Здесь использована заготовка кремля, которую ребенок раскрашивает сам, фломастерами или красками — это уже как захочет. Кроме того, есть черная бумага и гуашь. Ребенок «собирает» праздничный рисунок их этих элементов, прорабатывая детали.  

Техника набросков. Выездные уроки в зоопарке

В Геленджике, где мы сейчас живем, длинный теплый сезон. Апрель, май, сентябрь и октябрь очень располагают к прогулкам, причем прогулкам продуктивным. Это касается и ИЗО. В художественных школах принято рисовать не только в студии, но и на пленэре. Для автономного класса, в котором 10-15 человек, это задача вполне посильная. Мы задумались над темами и техникой таких уроков, поскольку тема должна быть захватывающей, а техника — очень простой, чтобы формат группового урока был не слишком обременительным. Мы выбрали наброски. Наброски не требуют большого времени, они динамичны, они позволяют ученику сильно варьировать тщательность проработки рисунка в зависимости от своего настроения, подготовленности и мотивации. Они живые и вместе с тем замечательно повседневные, они создают прецедент интеграции рисования в каждодневный опыт жизни и дают для этого технику. Для посещения мы выбрали контактный зоопарк с небольшими животными и птицами, к которым дети имели непосредственный доступ. Позднее, мы с огромным интересом также рисовали в террариуме, где много довольно статичных животных (змеи, черепахи, насекомые, крокодилы, ящерицы), которых удобно и просто рисовать начинающим.    

Будь моя воля, я бы рисовала в зоопарке раз в неделю. Но детям нужна обратная связь и точка, в которой черновые наброски доводятся до некоторого осмысленного результата, чтобы у них был прогресс и развитие. Поэтому после первого пробного урока в конце первого класса, в начале второго мы уже запланировали модульную тему: пара уроков с набросками в зоопарках, после которых перевод набросков в более результативную обобщающую работу в рамках класса.

Выездное рисование в музее (Батарея капитана Зубкова)

Я, как фотограф, привыкла путешествовать и исследовать мир с камерой. Мне кажется, это не мешает, а помогает освоению действительности, потому что дает возможность эмоционально прожить опыт, выразить его во встречном активном собственном действии, а не просто усвоить в качестве информации о цифрах, именах, датах. На 9 мая в конце первого класса мы отвезли детей на замечательный памятник ВОВ, находящийся между Геленджиком и Новороссийском — Батарею капитана Зубкова. Это впечатляющая система сооружений и там проводится очень интересная экскурсия, но мы посчитали, что для наших ребят 6-8 лет (да еще с малышами за компанию) военный музей — большая эмоциональная нагрузка.

Даже адаптированный для детей рассказ экскурсовода суров и полон драматичных деталей. Объект большой, музей занимает склон горы и в майские дни на горе довольно жарко. После осмотра орудий и сооружений, почти полуторачасовой экскурсии (на этот поход мы заложили целый учебный день) и небольшого перекуса на природе, мы предложили детям взять блокноты и карандаши, удобно устроиться в тени и порисовать что-то из увиденного (ну или походить порисовать с натуры). Просто провести еще полчаса-час на месте, а не разъезжаться сразу по домам.   Практически все дети в классе подхватили идею. Но вот что удивительно, несмотря на близость интересных (особенно для мальчишек) объектов — пушек, остатков самолетов, орудий и бункеров, практически все — и девочки и мальчики — предпочли в этот момент рисовать что-то из природы. Мы не ограничивали темы — рисуйте что хочется. Музей находится мысе Пенай, с которого открывается великолепный вид на Цемесскую бухту и мыс, за которым скрывается Кабардинка. Дети рисовали цветы, пейзажи, корабли в море. Они надолго запомнили поход в музей, даже самые маленькие. Но отреагированием темы войны был для них мир.

Выездной урок в парке

Обязательно ли, чтобы рисовать, выезжать на какую-то достопримечательность? Вовсе нет. Для набросков годится любой живописный объект, будь это город или парк. Мы выбираем парки просто потому, что здесь проще смотреть за подвижными и живыми детьми, привыкшими к свободе, в городе же (где много машин), но в нашем городе тоже есть подходящие места, вроде портовых зон с корабликами или набережных. С точки зрения интересности рисования это может быть что угодно — музеи, вокзалы, просто улицы, поскольку эскизы и наброски уместны и интересны почти везде. Поэтому мы руководствуемся исключительно удобной логистикой (куда проще дойти или доехать с классом), комфортом и безопасностью (уличного движения). В этом смысле соседний парк подходит замечательно. Но сфокусировать детей на рисовании — это отдельная задача и она решается многими средствами, от примера педагога, до выбора удобных средств рисования и, в конечном счете, еще и привычностью. Если такие уроки на пленэре более менее регулярны, то дети к ним приучаются. Если их результаты потом отрабатываются в классе и «внедряются» в другие опыты рисования, то они очень даже осмысленны.    

Блокноты для набросков

Мы пробовали разные средства. Проще всего было взять планшеты с прищепками и пачку белой бумаги, чтобы дети могли рисовать на весу, стоя или сидя. Но это требовало от учителя привозить или приносить пачку планшетов, то есть было довольно громоздко. Поэтому мы подарили детям перед летом по блокноту для набросков, специально выбрав качественные блокнотики с твердым основанием, рисовать в которых можно прямо держа его в руках, без отдельной подложки. Формат таких блокнотиков небольшой — его легче носить ребенку. Ну и результаты остаются, а не теряются.

Личный пример учителя как стимул для творчества

Наверное самые сильный опыт рисования с детьми у нас связан с тем, что мы впустили в свою жизнь труд художника (не самый простой в современном мире) в разных его воплощениях. Когда художник работает где-то там, например, он нарисовал книжку, а мы читаем эту книжку и видим его иллюстрации, это, конечно, классно (все любят книжки с картинками). Но совсем другой опыт — когда картинки (для книжек, на стенах, на холстах или досках для серфинга) создаются прямо при тебе в реальной жизни близким и знакомым человеком.  

Производные специальности, такие как архитектура или дизайн, используются каждый день, их плоды окружают нас. Но, как правило, детей учат рисовать отдельно от всего этого. Просто одно с другим не соотносится. И то, что можно самим украсить свой дом, придумать себе свой собственный спортивный комплекс  (что требует уж если не рисунка, то моделирования), написать про свою собственную семью книжку с картинками или самостоятельно разработать для своей комнаты дизайн (это задача, посильная подростку) — не всем приходит в голову. Поэтому классно, когда рисованию учит практикующий художник (дизайнер, архитектор), для которого преподавание — небольшая часть его работы, а рисунок или его производные — основополагающая. Я многого хочу? И да, и нет. Потому что среди художников есть мамы и папы и им интересно бывает вырастить своих собственных детей самим. А мы можем составить им на этом пути компанию.  

Ссылки:

  1. Организация автономного 1 класса по методике Жохова: как мы сделали свою школу. Первый опыт.
  2. Баня в беременность и с маленьким ребенком: как мы ходим в баню со своими детьми.
  3. Обучение спортивному плаванию взрослых и детей в семейном формате. Документальный фильм.
  4. Размышление о занятиях ребенка 5-6 лет: как их выбирать и получать максимум удовольствия, развивая детей.

Методические рекомендации для педагогов и родителей по теме «Рисуем человека»

Подготовила воспитатель Гайсарова Р.М.

 

Как увлекательно наблюдать за детьми, которые впервые берут в руки кисточку, набирают краску, по их лицу видно, какое же удовольствие они получают, когда эта кисточка оставляет след на бумаге.

Рисуя простые элементы на бумаге, дети мечтают, о том, что когда — нибудь, они будут рисовать автомобили, самолёты, города и, конечно же, людей!

Самой сложной темой для рисования у детей, является именно изображение человека.

После изучения методической литературы по изодеятельности в дошкольном возрасте, напрашивается вывод, что определенной чёткой и простой схемы по рисованию человека нет. В существующей литературе представлены таблицы, пропорции, но это совершенно не подходит для детей детского сада.

Поэтому, опираясь на работы других педагогов и изучив этапы эволюции детского рисунка и составить проект для детей дошкольного возраста по изображению человека.

Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия- стадия марания.

Ребенок впервые пробует рисовать — это настоящие «Марание», «каракули». Малыш играет с карандашом, на бумаге появляются какие-то линии, точки, каракули  и это его радует. Он получает огромное  удовольствие от того, что чувствует себя источником появления этих линий на бумаге.

Вторая стадия- стадия примитивных изображений.

Случайно получившееся изображение у ребёнка, наталкивает его на мысль, что рисунок очень похож на образ, на предмет или на человека. У ребёнка появляется умение рисовать некоторые формы: неровные круги, элементы, похожие на многоугольники, углы, отрезки линий…

Треть стадия-стадия схематических изображений.

На третьей стадии начинается изобразительный этап, это происходит примерно с 3-х лет. Ребёнок старается нарисовать человека, выражая свое отношение к окружающему миру.  Первый рисунок, на котором он изображает  человека — это «головоног», он представляет собой округлую голову и чёрточки- руки и ноги (количество которых может быть различным). Иногда  у человека присутствуют черты лица (глаза, рот, нос). Такие «головоноги» вполне соответствуют норме, вплоть до 4 лет.

В 4 года ребенок начинает рисовать  примитивные схемы: голова, руки, ноги,  туловище человека.

Пятилетний  ребенок овладевает представлением о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, как — будто падающего, то теперь он начинает рисовать человека стоящим строго вертикально. В пять лет ребёнок рисует руки и ноги двойными линиями, руки отходят от середины туловища

В шестилетнем возрасте ребёнок часто рисует руки от верхней части туловища. Появляются новые детали: пальцы, волосы, брови, ресницы. Для шестилетнего возраста является нормальным детализированное схематичное изображение, содержащее все основные детали — шея, пальцы, ступни, волосы или шапка, брови, одежда.

Реалистичный рисунок, с правильным изображением человеческой фигуры, ребёнок начинает рисовать только в младшем школьном возрасте.

Проанализировав материал, выделены цели и задачи, придерживаясь которых, можно помочь детям научиться рисовать человека.

Возраст Цели: Задачи:
Младший дошкольный возраст

 

-Научиться рисовать лицо, используя элементарные приёмы рисования.

-Научиться видеть границы одежды при разукрашивании шаблонов на куклах.

 

-Научиться рисовать круг (овал) закрашивать его, используя формообразующие движения.

-Научиться рисовать концом кисточки точки, полукруглые линии.

Средний дошкольный возраст:

 

-Научиться рисовать фигуру человека в одежде.

-Научиться рисовать лицо человека.

 

-Научиться на основе простого рисунка человека (круг, овал, палочки) создавать объём. Аккуратно разукрашивать одежду, не выходя за контур

-Учиться рисовать части лица, брови, ресницы, нос, рот.

-Дать элементарные понятия о пропорциях.

Старший дошкольный возраст:

 

-Знакомство с различными видами портрета (автопортрет, групповой портрет)

-Знакомство с видами изображения человека (голова, голова с плечевым поясом, полуфигура, фигура) .

-Научить рисовать человека в спокойном состоянии, в движении.

-Учиться рисовать портрет, добиваясь внешнего сходства.

 

-Учиться рисовать фигуру человека поэтапно, предварительно составив набросок, аккуратно прорисовывать все части тела, стараясь соблюдать пропорции.

-Учиться рисовать человека в разных позах, показать, как изменяется форма, с характером движений.

-Учиться аккуратно прорисовывать части лица, добиваясь внешнего сходства, при помощи цвета, стараться передавать характер человека.

Подготовительный к школе возраст: -Учиться рисовать автопортрет, передавать особенности внешнего вида, настроение.

-Учиться передавать характерные особенности изображаемого.

-Продолжать тренироваться рисовать фигуру человека в спокойном состоянии и движении.

-Самостоятельно выбирать позу при рисовании человека.

-Учиться смешивать цвета на палитре, для получения нужного оттенка кожи. Аккуратно разукрашивать одежду, используя всю палитру красок.

-Уделять внимание мелким деталям и аккуратно их прорисовывать.

 

 

Для более полного раскрытия темы «Рисование человека», в работе педагога можно использовать следующие темы для конспектов, которые расписаны в методических источниках к образовательной программе «От рождения до школы», под редакцией Т.С. Комаровой «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

Темы для конспектов разработаны исходя от простого, к сложному, постепенно усложняя задания.

Возраст Темы
Младшая группа 1.      «Украсим сарафан матрёшке»

2.      «Узоры на платье куклы Тани»

3.      «Наряди Снегурочку»

4.      «Колобок»

Эти темы служат основой для рисования человека. Когда дети рисуют Колобка, они учатся правильно располагать части лица. Разукрашивая платья и сарафаны, они держат в руках куклу, рассматривают части тела, смотрят, где находится одежда, какие части тела, она закрывает.

Средняя группа Дети учатся «одевать» человека, состоящего из круга, овала и палочек, учатся создавать объём тела. Начинают знакомство с портретом, не говоря о нём, как о жанре.

1.      «На прогулке»

2.      «Милой мамочки портрет»

Старшая группа Дети знакомятся с портретом, как с жанром изобразительного искусства. Знакомятся с разновидностями портрета. Учатся рисовать человека в полный рост, в движении.

Для изучения темы, совместная деятельность с детьми проходит по следующим направлениям:

1.      «Знакомство с портретом»

2.      «Рисование фигуры человека»

3.      «Дети делают зарядку»

4.      «Милой мамочки портрет »

5.      «Прогулка зимой»

6.      «Зимняя улица»

7.      Наша Армия родная»

8.      «Портрет папы»

9.      «Как мы с мамой идем в детский сад»

10.  «День победы»

Подготовительная группа Дети совершенствуют свои умения и навыки в рисовании человека. Имея прочные знания, они с удовольствием создают всё новые и новые образы.

Выполняются рисунки на тему:

1.      «Как я провёл лето»

2.      «Моя мама»

3.      «Дети танцуют у ёлки»

4.      «Лыжная прогулка»

5.      «Любимое занятие моей семьи»

6.      «День Защитника Отечества»

7.      «Мой друг»

8.      «День Победы»

9.      «До свидания, детский сад!»

 

В процессе работы с детьми, можно разработать и изготовить большие дидактические куклы, которые изображают фигуру человека в профиль, и в анфас. Благодаря им, дети легко осваивают приёмы рисования человека в статике и динамике.

Благодаря большому количеству разнообразной съёмной одежды, дети могут самостоятельно составлять комплекты одежды и смотреть, как правильно рисовать её на человеке.

Используя дидактическую игру «Составь портрет», дети знакомятся с мимикой лица, наблюдают, как может меняться лицо, изображающее разные эмоции.

 

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

Мониторинг данного проекта показал эффективность проводимой работы по обучению детей 6-7 лет изображению человека в движении.

В результате проведенной работы дети уже «не боятся» рисовать человека в разных положениях и ракурсах. У детей появилась свобода в передаче ощущений, смелость рисунка.

Считаю, что необходимо продолжать работу по ознакомлению детей с портретной живописью. Следует уделить большее внимание этому вопросу, способствовать желанию ребенка рассматривать понравившиеся произведения, высказывать свое отношение к ним, давать оценку, устанавливать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движения, мимика, поза).

Для более успешного выполнения задач по ознакомлению дошкольников с произведениями изобразительного искусства и скульптурой необходимо пополнить развивающую среду новым дидактическим материалом, использовать в работе мультимедийные технические средства.

Кропотливая, упорная работа непременно даст положительные результаты. Еще раз следует отметить, что первым и непременным условием эффективности работы по обучению рисованию человека в дошкольном возрасте является систематическая комплексная работа с использованием разнообразия приемов.

А залогом успешной работы над выразительностью человеческого образа и передачи движения является познание детьми окружающего мира и создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности.

Это необходимо помнить всем педагогам, соприкасающимся с детским творчеством.

 

Список литературы:

  1. Галанов А.С., С.Н.Корнилова, С.Л. «Занятия с  дошкольниками по изобразительному искусству» Москва, Сфера, 2002г.
  2. Казакова Р.Г.  «Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» Москва, Сфера, 2005г.
  3. Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество»  Москва, Карапуз – Дидактика, 2006г.
  4. Комарова Т.С   «Изобразительное искусство детей в детском саду и в школе» Москва, Педагогическое  общество России,  2000г.
  5. И.Селютин «Как нарисовать фигуру человека», из серии «Волшебный карандаш», — М.,АСТ-издательство, 2007.
  6. Галян Т.В. Я рисую человека и героев сказок (из серии «Веселые уроки Карандаша»), — М.,БАО – Пресс, 2006.
  7. Ч.Стивен. Человек в движении (из серии «Учитесь рисовать»), — Минск, Поппури, 2002.
  8. Научись рисовать. Волшебные истории, — М., Шаг, 1995.
  9. Журнал «Веселый художник», выпуск 1,2,3 — 2010.
  10. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду
  11. Лыкова И.А. Цветные ладошки

 

Рисование двумя руками: польза для интеллекта

Рисование двумя руками – интереснейший творческий опыт, который можно попробовать в любом возрасте. Положительный эффект от таких упражнений заметен в успехах малыша, в повышении продуктивности у взрослого человека, в улучшении самочувствия у пожилых людей. Удивительно, правда?

Нестандартные техники творчества сейчас набирают популярность особенно в среде родителей. Многие слышали о невероятной пользе рисования двумя руками для интеллектуального развития и предлагают деткам попробовать новую игру. Некоторые узнавали о подобных упражнениях из рекомендаций нейропсихологов.

Специалисты успешно используют практику синхронного рисования для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии. С этими проблемами сталкивается все больше современных учеников начальных классов. Даже спустя несколько лет многие делают серьезные ошибки в чтении и письме. Например, дети путают или пропускают буквы. Знакомая ситуация?

Чтобы справиться или заранее предотвратить подобные нарушения, существует множество методик, которые активизируют умственную деятельность, в том числе, через движение. Интересно, как это работает?

Немного анатомии

Рисование – не только творческий, но и моторный процесс. В науке давно известно, что тренировка пальцев рук напрямую связана с развитием речи и мышления. Всеми психическими функциями, в том числе и этими, управляет головной мозг. Давайте рассмотрим его строение.

Мозг человека разделяют на 3 основные части:

  • большие полушария;
  • мозжечок;
  • ствол.

Сейчас нас интересует, как работают полушария. Они выполняют разные функции, которые помогают приспосабливаться и изменять действительность. Левое полушарие считается логическим. Правое полушарие – интуитивным, творческим.

Кроме того, левая и правая доли связаны с координацией противоположных сторон тела. Так, если мы поднимаем правую руку или ногу, смотрим в калейдоскоп правым глазом или подносим телефон к правому уху, активируется левая половина мозга и наоборот.

Чтобы адекватно воспринимать внешний мир и успешно выполнять любые задачи – от ходьбы до доказательства сложных теорем, – необходима слаженность в работе полушарий. Она достигается за счет постоянного обмена информацией между долями. Такое сообщение ведется по системе нервных волокон. Чем их больше, тем точнее и эффективнее работает наш мозг.

Почему возникают трудности в обучении?

Если межполушарные связи блокируются по каким-либо причинам, происходит искажение в процессах познания и, следовательно, возникают сложности в учебе. Чаще всего они связаны с нарушениями в процессах чтения и письма.

Для формирования этих навыков необходима согласованность в движении рук, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме. Если такой согласованности нет, ребенок не может одновременно слушать, писать и видеть написанное. Появляются ошибки, плохие оценки, а вместе с ними пропадает мотивация учиться. Но это можно исправить! Главное, синхронизировать работу мозга. И лучше всего сделать это творчески!

Рисование двумя руками – путь к успеху

Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность. Ученик лучше усваивает знания, проще осваивает навыки, успевает выполнять больше задач. О таком эффекте мечтает каждый преподаватель и родитель!

Какие нейропсихологические игры можно использовать?

Сейчас предлагается широкий выбор различных развивающих материалов. В магазинах можно найти:

Согласитесь, это непривычный способ творчества. Он вызывает интерес, особенно у детей, которые часто пробуют писать неведущей рукой из любопытства.

На деревянных досках или ламинированных трафаретах изображены простые фигуры, буквы или спирали. Задача ребенка – одновременно проводить линии по бороздкам или пунктиру. На первый взгляд – проще простого. Действительно, это так, если движение идет в одном направлении. Но попробуйте перемещаться в противоположные стороны! Возможно, ваш мозг сначала будет сопротивляться. И только при регулярных упражнениях выработается необходимая пластичность.

Начинать такие упражнения лучше с самых простых элементов – полос, кругов. Когда обе руки будут уверено держать карандаш, можно переходить к созданию каких-либо образов – например, домиков, облаков.

Новую практику можно совместить с рисованием песком. При таком способе изображения ребенок чаще всего не использует трафареты. Здесь активнее работают органы чувств и воображение.

Еще один вариант творческих экспериментов – зеркальные рисунки, когда ребенку предлагается перевернутая картинка, которую он должен воспроизвести в правильном положении.

Все эти игры вызывают у дошкольников и учеников начальных классов живой интерес. Вследствие этого не только налаживается работа высших психических функций, но и снимается тревожность, которая зачастую мешает ребенку справляться с заданиями.

Опыт рисования двумя руками полезен и взрослым, которым приходится держать в голове множество разноплановых задач и выполнять несколько дел одновременно на работе и дома.

Показывайте ребенку пример, пробуйте новое и открывайте безграничные возможности своего мозга!

Как научить ребенка от 5 до 10 лет рисовать человека

«Очевидное» всегда упускается из виду

Взгляните на рисунок вашего ученика или ребенка с изображением человека. Задайте «очевидных» вопросов. «Все ли части собраны в «правильном» месте?» Руки выходят из плеч? Являются ли руки и ноги «правильной» длины? Есть ли шея? Описаны ли пальцы? Описаны ли черты лица? Есть ли одежда? Делает ли фигура что-то, например, бегает, наклоняется или прыгает.

Как научить ребенка от 5 до 10 лет рисовать человека?

Все эти вопросы могут иметь «правильный» ответ, если мы подойдем к рисунку фигуры с базовой моделью .  Модель человека Artabet является идеальным введением для детей в возрасте от 3 до 7 лет и хорошо подходит для любого возраста, если у ученика не было опыта рисования людей. Я использовал его более 25 лет со студентами, и он действительно работает как ступенька для творческого рисования фигур.Давайте взглянем на базовую модель .

Начните с базовой модели Артабет.

Посмотрите это видео и узнайте, что можно делать с моделью Artabet

Теперь пришло время нарисовать модель Артабет и добавить детали, которые сделают ее «Кто-то».

Как пират!

Рисунок пирата 7 лет с использованием модели Артабет (одна рука вытянута)

Руки отходят от плеч, а не от ребер. Опустите детали, такие как шея, пальцы рук, ног и другие детали.Они будут добавляться по мере совершенствования «модели». Мои ученики сначала рисуют модель, а затем добавляют детали. Посмотрите на некоторые «вариации» ниже, чтобы увидеть, насколько эффективной может быть эта модель!

Три строки и буква

Проверьте космического человека: использование модели Artabet

«Вэл» (из бесплатного праздничного набора для учителей ко Дню Святого Валентина)

Рисунок модели Артабет, возраст 6 лет, «Из страны льда и снега»

Рисунок 6-летнего возраста с использованием модели Артабет.

Теперь давайте сделаем «ШАГ»

После 10 или 15 практических рисунков базовой модели Артабет вы будете готовы o научить ребенка в возрасте от 5 до 10 лет рисовать человека , стоящего в том, что мы могли бы назвать первой позицией.

Для следующего шага   , который состоит в том, чтобы сделать шаг – сделать движение – и создать небольшую драму – сделать так, чтобы ваш человек выглядел так, будто он куда-то движется. Взгляните на рисунок ниже. Взято из Бесплатных наборов для учителей ко Дню благодарения.

Одна нога выше другой, поэтому создается впечатление, что она делает шаг вперед.

Прояви себя с лучшей стороны

 

Шаг в весну

«Криспен» (из бесплатного набора учителей «Зимние каникулы»)

Я нашел!

«Маленький хранитель сада» (из бесплатного набора учителей на Хэллоуин)

Обратите внимание на отличие от базовой модели

Правая нога «длиннее».Особенно обратите внимание, что это достигается путем создания центральной линии ноги такой же, как в базовой модели, а затем «укорочения» внешней линии ноги слева. Это действительно «выглядит», как будто наш маленький человек приближается к нам, а не находится в статичной позе, как представлена ​​базовая модель. Теперь взгляните на JINGLES  из набора Free Winter Holiday Teacher Pack. Вот вам еще одна «поза» или «стойка». Как вы можете видеть, шея по-прежнему отсутствует, так как на этом уровне она не нужна.

Посмотрим, как далеко мы сможем зайти с этой «Маленькой моделью». Это может быть танцор или футболист.

Изучите приведенный ниже довольно технический рисунок и нарисуйте его несколько раз, стараясь изо всех сил добиться «очевидности». Например, левая нога от земли. Нарисуйте его еще несколько раз без центральной линии и горизонтальной «линии земли». Теперь прокрутите вниз до следующих двух рисунков и посмотрите, что можно сделать с этим простым рисунком человека.

Маленькая танцовщица

Танцор трилистника

Танцы на зелени

 Ну, вот и все 
Как научить ребенка от 5 до 10 лет рисовать человека, надеюсь, что это работает для вас, а также для более чем 200 000 учащихся за последние 30 лет.

ПОВТОРЕНИЕ — НАША МИССИЯ!

На самом деле рисовать так же просто, как написать свое имя. Сколько раз ты написал свое имя? Сколько раз ваш ребенок в возрасте 3, 5, 6, 7, 8, 9 лет написал свое имя?

Сколько раз Рон Малви рисовал базовую модель Артабет… Десять   Тысячу раз весело! … Повторение — наша миссия!

Будьте терпеливы и делайте это весело. Все это есть в Книге.

 

 

 

Почему маленькие дети рисуют пупок?

Моя младшая дочь (4 года) недавно начала рисовать подробные рисунки.В основном это люди. Она всегда начинает с глаз, добавляет нос и рот, а затем рисует круг вместо головы. После добавления волос она рисует туловище, руки, ноги, кисти и ступни. Завершающий штрих – это всегда пупок. Я нашел это увлекательным. Я не помню, чтобы мои старшие дети делали это в течение длительного периода времени, если вообще делали это.

На самых ранних стадиях детских рисунков людей нет туловища. На этом этапе часто рисуют пупок (или круг) между ногами, чтобы показать, что там находится туловище.Однако я не очень знаком с тем, как дети рисуют пупки на туловище.

Понятно, что дети до 5 лет обычно не рисуют одежду на своих людях. Увидев пупок на рисунке сестры, мой 6-летний ребенок сразу же предположил, что он голый. Когда они вместе обсуждали рисунок, изображение превратилось в изображение папы и его маленькой девочки в душе, и были добавлены анатомически правильные детали. Они не сохранились до более поздних рисунков, когда ее сестра отсутствовала, но размещение пупка продолжалось.

Мальчик и девочка держатся за руки, мальчик — мужчина, а девочка — его ребенок. Они голые, потому что были в душе. (Строки выше — это вода из душа)

Моя интрига возросла, когда подруга с ребенком того же возраста поделилась семейным рисунком своей дочери. Снова был пупок.

Я решила обратиться к эксперту и обратилась за помощью к Урсуле Кольбе, автору книги «Супермаркет Рапунцель: все о маленьких детях и их искусстве». Она предположила, что дети очарованы пупками, а рисунок простой круглой формы часто приносит большое удовлетворение.Возможно, тогда она находит увлекательными круги. Последовательность рисования всегда начинается с глаз, состоящих из круга внутри круга. Кольбе также предположил, что дети часто копируют идеи других детей, но, поскольку моя малышка еще не посещала дошкольное учреждение и на нее влияют только ее сестры, это маловероятно в ее случае.

Часто то, что дети включают или не включают в свои рисунки, определяется последовательностью, в которой они рисуют. «Если ребенок нарисует туловище, а затем ноги, он иногда не будет возвращаться к пупку, даже если он собирался это сделать», — говорит Кольбе.Я с интересом наблюдал за эпизодом моей дочери; она всегда рисовала человека целиком, а затем возвращалась, чтобы нарисовать пупок в качестве последнего штриха.

 

Разбирая коробки, я наткнулся на старые детские фотографии. Среди них было это.

 

Мне было 4 или 5 лет, когда я нарисовал этого мужчину с пупком. Какое великолепное и своевременное открытие помогло решить мою загадку.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Родственные

Нужно ли учить детей рисовать человечков из палочек? — Советы и рекомендации

Нужно ли учить детей рисовать человечков из палочек?

Нарисованные детьми человечки на палочках являются хорошим показателем того, как они воспринимают свое тело. Дети начинают проявлять интерес к рисованию человечков из палочек в раннем возрасте и постепенно улучшают свои способности к этому, поскольку они лучше понимают части своего тела и то, как они работают вместе.

 

Примерно в возрасте 12–15 месяцев, когда дети начинают притворяться, они демонстрируют, как они способны создавать образы.Отныне, наблюдая свое тело перед зеркалом (или телом других) и посредством различных сенсомоторных переживаний, они могут связывать различные ощущения с растущим осознанием своего тела. Они разрабатывают карту своего тела, репрезентацию своего тела.

 

Дети, у которых нет особых проблем с мелкой моторикой или проблемами с организацией своих идей, обычно проявляют интерес к тому, чтобы поделиться тем, как они видят мир и свое тело на бумаге, в очень раннем возрасте.Их первый набросок в возрасте около 2,5 лет будет очень похож на головастика. Тем не менее, это изображение будет постепенно развиваться в направлении более полного представления в возрасте около 5 лет. Развитие репертуара, который будет включать человеческие и фантастические изображения с движущимися частями и в различных положениях, будет продолжаться до пятого класса.

 

Ребенок, который испытывает трудности, когда его просят нарисовать самого себя, не обязательно говорит нам, что его нужно учить рисовать.На самом деле ему может потребоваться помощь, чтобы почувствовать и/или понять свое тело.

 

Мероприятия по улучшению телесного восприятия


Чтобы стимулировать восприятие тела ребенка, действия, включающие воздействие/контакт, движение и тактильную стимуляцию, богаты ощущениями, которые могут быть полезными. Вот несколько примеров:

  • Все игровые площадки.
  • Регулярный или контурный (например, катание мяча по контуру тела ребенка) массаж с называнием соответствующих частей тела.
  • Позволить детям «раскрасить» свое тело или тело другого ребенка кисточкой, смоченной в воде, и назвать соответствующие части тела.
  • Катается по земле, как бревно, особенно с небольшого холма.
  • Скользит, как змея.
  • Натягивание обтягивающих предметов одежды на тело.
  • Кувырки и «прогулка на тачке» с напарником.
  • Выполнение стойки на руках (дети опираются на руки, стопы упираются в стену или поддерживаются партнером).Находясь в положении, поощряйте детей думать о своих ногах, животе и т. д.
  • Медленно подниматься и спускаться по лестнице, перепрыгивая с одной ступеньки на другую обеими ногами вместе (требуется наблюдение).
  • Йога для детей.

Мероприятия по улучшению понимания детьми своего тела

  • Игра в доктора.
  • Головоломки с частями тела, которые нужно собрать (вырезать изображения людей из журналов, разрезать их на части и попросить детей собрать их вместе).Постепенно увеличивайте количество штук.
  • Использование теста для лепки, форм, палочек от мороженого, спагетти и т. д. для изображения людей или персонажей.
  • песен и стишков, посвященных частям тела.
  • Практика одевания кукол.
  • Костюмы и аксессуары.
  • Предложите детям рассортировать изображения монстров по двум категориям: те, у которых части тела находятся в нужном месте, и те, которые нетипичны.
  • Пусть дети лягут на большой лист бумаги и обведут контур своего тела.Предложите им раскрасить свой силуэт и нарисовать детали, которые они видят в зеркале (глаза, нос, рот, пупок и т. д.).

Регулярные занятия этими видами деятельности помогут детям лучше осознать свое тело. Это возросшее осознание должно быть отражено в их рисунках. Также может быть интересно нарисовать человечков-палочек на глазах у детей. Вы можете, например, нарисовать человечков-палочек, чтобы представить различные действия, которые они регулярно выполняют (например, ребенок кладет одежду в корзину для белья), или нарисовать персонажей, которые представляют ваши эмоции или эмоции детей.Добавляя игровые детали к своим рисункам, вы можете повысить осведомленность детей о своем теле и мотивировать их быть открытыми для инструкций и выражать свои эмоции. Со временем у детей появится желание добавлять выражения лица или отсутствующие части тела к вашим рисункам, а также раскрашивать их.

 

Когда дети испытывают трудности с рисованием, спросите их о концепте, а не об отсутствующей части тела. Например, если ребенок забыл нарисовать уши, спросите его, как персонаж слушает музыку, вместо того, чтобы предлагать добавить уши к своему рисунку.

 

Демонстрация детских рисунков остается отличным способом подчеркнуть их усилия и развить любовь к рисованию.

 

Интересно понаблюдать за эволюцией человечков-палочек, нарисованных детьми. По этой причине поощряйте их рисовать себя ежемесячно (или с другим интервалом по вашему выбору).

 

То, как дети рисуют человечков или персонажей из палочек, в определенной степени является отражением их уровня осознания тела.Однако не стоит беспокоиться, если ребенок не может нарисовать себя в соответствии с ожиданиями, связанными с его возрастом. Имейте в виду, что все дети развиваются в своем собственном темпе. Тем не менее, если у ребенка также имеются значительные функциональные трудности и особенности, может быть целесообразным проконсультироваться со специалистом в области здравоохранения.

 

Веселись!

 

Джозиан Карон Санта
Трудотерапевт

 

Обучение детей самовыражению через рисование

Кэтлин Оливер
arttimesjournal 16 марта 2019 г.

Искусство — это уникальная форма невербального выражения.Это способ, которым мы можем показать наши истинные чувства, членораздельные мысли, восприятия и ощущения, без потребность в словах. Для детей рисование является чрезвычайно важным способом общение в творческом ключе. На самом деле исследования показали, что искусство может Это очень эффективный способ лечения посттравматического стресса у подростков. Это также часто используется для помощи детям с аутизмом и синдромом Аспергера в выражении их чувства. Для всех детей арт-терапия также может быть очень эффективной. способ успокоить тело и разум и улучшить настроение.Он обеспечивает выход для выражение эмоций, которые в противном случае могут быть заперты внутри. Вот почему это так важно поощрять детей рисовать.

С 5 лет

Как только ваш ребенок научится надежно держать карандаш, попросите его нарисовать, что они видят. Это может быть игрушка, немного еды или фотография их дома. не должно быть ничего сложного. Наблюдение — важный технику, когда дело доходит до искусства, потому что настоящее мастерство заключается в простом рисовании что мы можем увидеть.Попрактикуйтесь с ними в рисовании простых фигур, кругов, прямые линии и квадраты показывает им, как перевести эти формы в повседневные предметы и лица. Даже лучше побудите ребенка заглянуть в зеркало и нарисовать свое лицо, чтобы показать, как они себя чувствуют. Даже при В этом юном возрасте дети смогут рисовать мимику, даже если это упрощенный способ. Это поможет им поговорить о том, чувствуют ли они счастливый или грустный.

С 8 лет
С этого возраста у детей появляется ловкость, позволяющая использовать различные средства для создания изображений, от угля и мела до рисования.Ты сможешь поощрять их использовать эти различные типы средств для повышения их рисунки. Например, рассмотрим древесный уголь; его можно использовать для создания измерение, затенение и глубину черного цвета. Его также можно использовать для рисования большего количества сложные образы, наполненные страстью и эмоциями. Дайте детям возможность изучения реальных предметов, животных, людей, домашних животных — фокусировка особенно на лицах. В частности, попросите их рассмотреть, где свет и тени ложатся — это может помочь им начать рисовать точно.

С 10 лет

Десятилетние дети умеют рисовать с настоящей зрелостью, понимая, как использование цвета может отражать эмоции на их фотографиях. Когда они рисуют, поощрять использование цветных ручек, красок и карандашей для создания контуров. Такого рода наблюдения являются скорее отражением реальной жизни, так как ничего идет с черной линией по всему периметру. Использование самых разнообразных цвет — отличный способ выразить эмоции, которые мы чувствуем.Он может открыть определенные когнитивные каналы коммуникации и помочь мозг, чтобы обрабатывать чувства конструктивным образом.

Рисование — это сенсорный опыт, который может быть чрезвычайно полезен для дети. Это дает им творческий выход для выражения чувств, которые они могут еще не были умственно подготовлены к словесному обсуждению. Через искусство дети могут помочь улучшить свое здоровье и благополучие в положительном и конструктивный путь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.