Примеры сложных предложений 3 класс: Сложное предложение – примеры, схема и порядок частей (3 класс, русский язык)

Содержание

Простые и сложные предложения». 3-й класс | Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему:

Тема урока «Простые и сложные предложения». 3-й класс

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями “простые и сложные предложения”; сформировать представление о простых и сложных предложениях.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с понятиями “простые и сложные предложения”.
  2. Учить выделять в письменной речи “простые и сложные предложения”.
  3. Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать ее результаты.
  4. Продолжить формирование самооценки деятельности обучающихся с использованием разноуровневых заданий.
  5. Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.
  6. Формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок развивающего обучения.

Тип проблемной ситуации: с затруднением.

Метод проблемной ситуации: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Поиск решения: побуждающий к гипотезам диалог.

Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование и наглядные средства обучения:

1. Карточки с заданиями.
2. Листы для создания схем предложений.
3. Компьютерная презентация.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

– Сам проверь скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку ”5”?

— минутка настроения

— Дети, какое у вас настроение? Отчёт групп.

Девиз урока:

Я – ученик.
Я – личность творческая.
Я думаю и мыслю.
Я анализирую и делаю выводы.
Мы хотим всё знать.

– Покажите мне карточкой ваше настроение на данный момент начала урока.

1 – у меня отличное настроение, я готов к новым открытиям.(красный)

2 – у меня хорошее настроение, я готов получать новые знания. .(зелёный)

3 – у меня плохое настроение, но я постараюсь работать на уроке активно. .(желтый)

4 – я хочу домой. .(синий)

Работа в тетрадях. Минутка чистописания и словарная работа.

Написали число, кл. работа. Мы будем писать на минутке чистописания буква с.

 Писать её будем в соединении с буквами, которые в предложении могут быть союзами. Какие союзы вы знаете? Какие  это буквы? (а, и,но)
– Назовите эти соединения  си, са, ас, ис, сно.

Показ написания учителем на доске, проговаривая вид соединения.

– Напишите эти соединения до конца строки, соблюдая закономерность.

– Под самыми красивыми слогами поставьте точку (САМООЦЕНКА).

Сегодня мы с вами познакомимся с новым словарным словом.  Кто догадался, с каким словом мы будем сегодня работать? (Север.)

– А кто знает, как правильно пишется это слово?

– Запишите это слово у себя в тетради и поработайте с ним: поставьте ударение, разделите слово на слоги, определите часть речи. – Рядом со словом север запишите однокоренное слово, которое будет являться именем прилагательным (северный).  Разберите это слово по составу.

Вам 2 минуты!!

Время вышло, положили ручки. Кто не справился с заданием?

Все справились? Молодцы!

Проверка выполненных заданий.

Записываем  предложение  со словом север и находим грамматическую основу предложения и составляем схему.

1-е предложение: На крайнем севере живут белые медведи. (1 человек выполняет задание у доски.) (Предложение записано и на доске.)

– Сравните задание с эталоном и ОЦЕНИТЕ свою работу. (Устная оценка, работающего у доски.)

 2-е предложение: На крайнем севере живут белые медведи, тюлени и моржи. (1 человек составляет схему предложения.)

 – Сравните задание с эталоном и ОЦЕНИТЕ свою работу.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения  в пробном действии.

– Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные.)

– По интонации? (Восклицательные, невосклицательные.)

– По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные.) 

————— ===========

— Дети, что обозначает эта схема?

— Это схема грамматической основы предложения.

— Расскажите, что вы знаете грамматической основе предложения?

— Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

Прочитайте название раздела на стр.172. (Простые и сложные предложения).

III. Выявление причины затруднения.

-Какой вопрос возникает? (По какому признаку предложения делятся на простые и сложные?)

Почему возникло затруднение? (Мы не знаем что такое простое и сложное предложение?)

На какие вопросы надо ответить на уроке? Какую же цель вы перед собой поставите опираясь на его тему?

1) Познакомиться с … и …;
2) учиться различать … и …;
Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения.

Записано на доске:

  1. По какому признаку предложения делятся на простые и сложные?
  2. Что такое простое предложение?
  3. Что такое сложное предложение?

Групповая работа (по 4 человека).

– У вас на партах лежат карточки оранжевого  цвета. Там написаны 4 предложения и даны схемы к ним.  Прочитайте предложение и найдите грамматическую основу. Чем они отличаются друг от друга?

1.Прозвенел звонок с урока.

2.Ребята выбежали с урока.

3.Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену.

4.Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.

– Что вы заметили?

1,2 предложения — различны по смыслу, а похожи тем, что в каждом предложении одна грамматическая основа; 3-предлож. Составлено из 1 и 2 –ого, в нем 2 грамматические основы.

4 предл-е – в нем 3 грамматические основы.

– Определите цель нашего урока на данном этапе. (Познакомиться с новым видом предложений.) 

IV. Формулирование темы и цели урока.  Изучение нового материала.

Реализация построенного проекта

       Назовите еще раз тему нашего урока.  (Простые и сложные предложения).

        Ребята, определить простые и сложные  предложения может получиться ни сразу. Будут    затруднения. Но мы будем очень сильно стараться, и у нас все получится.

Как вы думаете, какие  из этих предложений простые, а какие сложные? Почему?

По какому же признаку предложения делятся на простые и сложные? (По количеству грамматических основ).

Как вы думаете, почему в 3-м и 4-м предложениях стоят запятые? (Запятые разделяют части сложного предложения.)

Работа над определением. Стр.173 –прочитайте определение про себя. Вопросы есть?

V. Первичное закрепление во внешней речи.

А теперь, давайте приведем примеры простых предложений, сложных.  (устно — примеры детей и разбор предложения.) Даем  характеристику по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов предложения. Например: Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, нераспространенное.)

VI. Физкультминутка.

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными.

– Итак, чтобы определить какое предложение и какие знаки препинания нужно в нем поставить НАДО:

  1. Прочитать предложение.
2. Найти грамматические основы.
3. Определить сложное или простое предложение.
4. Если сложное, поставить знаки препинания (на доске на карточках отдельных).

VII. Творческая работа с самопроверкой.

– У вас на столах лежат белые   карточки, на них записаны слова. Из этих слов составьте сначала  простое, а потом  сложное предложение

/Дедушка ходил на работу, Барсик сторожил дом.

/Дедушка ходил на работу, Барсик сторожил дом, кот  ловил мышей./

– Какое у вас получилось предложение?

– Назовите 1 грамматическую основу, 2?

– Какой знак вы поставили между двумя грамматическими основами?

– А у кого предложение дополнено еще одной грамматической основой?

– Какое у вас получилось предложение?

VIII. Знакомство с новой схемой. 

Стр.174-даны схемы предложений. Что нового в схемах? Квадратные скобки – границы простого предложения, т.е. границы части сложного предложения.  (НА ЭКРАНЕ- образцы схем!)

Запись предложений коллективно и составление схем предложений и  устный  синтаксический  разбор предложений.

НА ДОСКЕ и в ТЕТРАДЯХ ЗАПИСАТЬ:

1.Дедушка ходил на работу.  ______  ========. (Повеств., невосклиц., распростр., простое).

2. Барсик сторожил дом.   ______  ========. (Повеств., невосклиц., распростр., простое).

3. Дедушка ходил на работу, Барсик сторожил дом, кот  ловил мышей. ____  ====,_____  ======, _____  =======. (Повеств., невосклиц., распростр., сложное).

Применение знаний на практике.(Сам. Работа — карточка каждому ребёнку)

– Составьте схему предложений.

Тёмные  тучи закрывают небо  и моросят дожди.

 Жёлтые, красные, голубые бабочки порхали на лугу.

Спят поляны снеговые, спит безмолвно тёмный лес, только звёзды золотые смотрят ласково с небес.

Взаимопроверка. Меняемся партнерами по лицу и проверяем с зеленой пастой.

IX. Рефлексия деятельности на уроке .

Давайте подведем итог

Каким же был для вас урок?

Приготовьте и поднимите карточку с номером.

1Урок полезен, все понятно.( красная карточка.)

2.        Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. .( зеленая карточка.)

3.        Еще придется потрудиться. .( желтая карточка.)

4.        Да, трудно все-таки учиться! .( синяя карточка.)

А сейчас оценим свою работу на уроке. Вы молодцы, а у остальных чуть-чуть сегодня не получилось. Ничего страшного, вы завтра постараетесь и тоже получите “5”.

Домашнее задание: с. 173 правило, упражнение 445.

Карточка по теме » Простые и сложные предложения» 3 класс

В данной карточке представлены задания для проверки знаний по теме » Простые и сложные предложения» 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Карточка по теме » Простые и сложные предложения» 3 класс»

Карточка по теме « Простые и сложные предложения» 3 класс

Ф.И.

1. Прочитайте. В простых предложениях подчеркните главные члены. В последнем предложении выпишите словосочетания

1) Синей дымкой покрыты луга.

2) На берегу горел костёр, около костра сидели туристы.

3) Ранним утром мы отправились за грибами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Выпишите сложные предложения.

Наступил сентябрь. Стоят ясные деньки. На берёзах красуются жёлтые листья, на полянах краснеет рябина. Листья клёна разрумянились, ели стоят зелёными. А сколько разных грибов появилось в лесу!

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Замените простые предложения одним сложным.

Наступила золотая осень. На осинках поредела листва.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Поставьте, где нужно, запятые. В сложном предложении подчеркните грамматические основы.

Стояли сильные морозы. Была вьюга дул яростный ветер. Ребята приносили птицам корм хлеб семечки.

5. Придумайте и запишите два простых предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Разделите сложные предложения на простые. Запишите. Подчеркните главные члены предложения.

Стоят суровые морозы, реки одеты ледяным покровом. Январский лес спит, ёлочки спрятались в снегу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Карточки по русскому языку на тему » Простые и сложные предложения» (4 класс)

Работа № 1

1. Прочитайте. В простых предложениях подчеркните главные члены.

1) Синей дымкой покрыты луга.

2) На берегу горел костёр, около костра сидели туристы.

3) Ранним утром мы отправились за грибами.

2. Прочитайте. Выпишите сложные предложения.

Наступил сентябрь. Стоят ясные деньки. На берёзах красуются жёлтые листья, на полянах краснеет рябина. Листья клёна разрумянились, ели стоят зелёными. А сколько разных грибов появилось в лесу!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Замените сложное предложение простыми.

Идёт мелкий дождь, мокрая листва не шуршит под ногами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 2

1. Замените простые предложения одним сложным.

Наступила золотая осень. На осинках поредела листва.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Спишите.Поставьте, где нужно, запятые. В сложном предложении подчеркните грамматические основы.

Стояли сильные морозы. Была вьюга дул яростный ветер. Ребята приносили птицам корм хлеб семечки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Придумайте и запишите два простых предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 3

1. Спишите. Устно разделите сложные предложения на простые. Подчеркните главные члены предложения.

Стоят суровые морозы, реки одеты ледяным покровом. Январский лес спит, ёлочки спрятались в снегу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Составьте из данных предложений два сложных. Запишите, расставляя запятые.

Из-за сопки показались ученики. Впереди шёл учитель. Они шли к парку. Там будет праздник.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Придумайте и запишите сложное предложение, состоящее из трёх сложных.

Работа № 4

1. Составьте из простых предложений сложные с союзами И, А, НО.

Наступила весна. На пригорках показались

подснежники. С утра шёл дождь. К вечеру погода улучшилась.

Ребята собирались в лес. Им помешал дождь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые.

Ветер согнул тонкую берёзку и она наклонилась к земле. Когда пошёл дождь мы зашли в дом. На небе сияло солнце но на полях лежал снег.

3. Выпишите предложение с однородными членами.

Солнце осветило поля и зелёные луга. Наступил вечер и в домах загорелись огни.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 5

1. Спишите. Союзы, которые соединяют однородные члены предложения, подчеркните одной чертой, а союзы, которые соединяют части сложного предложения, двумя чертами. Поставьте, где нужно, запятые.

Снег переливался и на солнце горел огнём. Наступила осень и птицы стали готовиться к отлёту.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Продолжите предложение так, чтобы получилось простое предложение с однородными членами.

На опушке леса пестрели колокольчики и _________________________ .

3. Спишите. Поставьте, где нужно, запятые.

По небу проплывали тёмные тучи и роняли капли дождя. Дождь прошёл и выглянуло солнце.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 6

1. Прочитайте. Разделите сложные предложения на простые. Запишите и подчеркните грамматическую основу.

Побелели поля и пригорки, тонким льдом покрылась река. Тёмные тучи обложили небо, налетел ветер.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые. Подчеркните грамматическую основу.

По дорожке прыгали молодые воробушки а старый воробей сидел на дереве.

Наступил июль стояла сильная жара.

Наступила осень и поредела на берёзках листва.

3. Прочитайте. Выпишите сложное предложение.

Стоял жаркий день, и дети пошли на речку.

Там они купались, ныряли и играли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 7

1. Составьте и запишите из простых предложений сложные.

В лесу лежит снег. Он блестит под лучами солнца.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Подчеркните в сложных предложениях грамматическую основу.

Сильный ветер загудел в вышине, деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.

3. Прочитайте. Выпишите сложное предложение с однородными членами.

Завьюжила зима и закружила белыми хлопьями. Когда вьюга затихла, Никита достал лыжи и пошёл гулять.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 8

1. Разделите сложные предложения на простые и запишите их.

Наступила поздняя осень, и целые дни дул холодный ветер.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

За дачей тянулась роща, там часто собирались дети.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые. Подчеркните грамматическую основу.

Настали тёплые дни и барсучиха вытащила из норы малышей. Они рады солнцу и зелёной траве. Барсучки играют мать сидит рядом и сторожит детей.

3. Прочитайте. Выпишите сложное предложение с однородными членами.

Облака начинают закрывать солнце, оно выглянуло в последний раз и скрылось. На лугах сушат, гребут и складывают в копны душистое сено.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список использованной литературы

1. Моршнева Л.Г. Русский язык. 4 класс. Проверочные работы: В 2 ч. — Саратов: Лицей, 2011.

Источники иллюстраций

1. Подснежники: detkam.e-papa.ru

2. Лыжник: www.raskraskin.ru

§33. Простые и сложные предложения

443. Прочитай предложения. Чем они отличаются друг от друга?

1) Как ты думаешь, почему в четвертом предложении стоит запятая? Почему в пятом предложении две запятые? Что они разделяют?
2) Ты прочитал учебно-научный текст. Из скольких частей он состоит?
3) На какой вопрос отвечает каждая часть?

Запиши эти вопросы под цифрами. У тебя получился план текста.

Перескажи текст с опорой на план.

Предложения отличаются количеством грамматических основ.

Первое предложение – одна основа, второе – одна основа, третье – одна основа. Четвертое две основы, то есть два простых предложения в составе сложного. В пятом предложении три основы, это сложное предложение состоит из трех простых. Все простые предложения в составе сложных отделяются запятыми.


444. Прочитай предложения. Определи, сколько грамматических основ  в каждом предложении. Подчеркни основы простым карандашом. Спиши только сложные предложения, подчеркни грамматические основы. Обозначь знакомые орфограммы.

Объясни, почему в предложениях поставлены запятые.


445. Прочитай. Определи, простые это предложения или сложные. Как ты будешь действовать? Спиши. Составь схему каждого предложения.  Сколько здесь простых предложений?

Сколько сложных предложений? Чем интересны выделенные слова? Как называются эти глаголы?


446. Прочитай предложение. Сколько в нем грамматических основ? Подчеркни основы простым карандашом. Сколько частей в этом предложении? Поставь запятые между частями.

Спиши предложение нарисуй его схему. Обозначь орфограммы.


447. Прочитай предложения. Подчеркни грамматические основы. Сравни предложения. Что разделяет запятая в первом и во втором предложениях?

Грамматические основы предложений:
Цветы пестрели, бабочки порхали.

В первом предложении запятые разделяют однородные второстепенные члены.

Во втором случае запятая разделяет два простых предложения в составе сложного.


448. Прочитай текст. Найди и подчеркни грамматические основы в предложениях простым карандашом. Определи, простые или сложные это предложения. В каком предложении пропущена запятая? Поставь эту запятую. Впиши. Нарисуй схему каждого предложения.

Чем интересны выделенные слова? Что они означают? Какие еще глаголы – синонимы можно добавить в этот ряд? Как ты думаешь, уместно ли употребил автор глагол плелся?

Попробуй заменить его синонимами. Что получилось?


449. Прочитай предложения. Найди и подчеркни грамматические основы. Каким предложениям соответствуют схемы, данные после текста? Спиши в таком же порядке как идут схемы. Поставь где это нужно запятые. Что разделяет запятая в первом предложении?


450. Придумай и запиши предложения по схемам. Что разделяет запятая во втором и в третьем предложениях.


451. Прочитай текст. Подчеркни простым карандашом грамматические основы. Найди и выпиши предложения, которые соответствуют схемам.


452. Из данных простых предложений составь несколько сложных. Запиши предложения, расставь знаки препинания. Нарисуй схемы предложений.


453. Спиши. Напиши вместо точек подходящие слова. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему каждого предложения.


454. Спиши тексты скороговорок. Пользуясь инструкцией, поставь запятые там, где это нужно. Нарисуй схему каждого предложения.


455. Прочитай. Найди границы предложений, поставь знаки в конце предложений. Пользуясь инструкцией, расставь запятые. Спиши. Нарисуй схему каждого предложения.


456. Диктант с подготовкой. Прочитай. Пользуясь инструкцией, определи, нужно ли ставить запятые в предложениях. Поставь простым карандашом, где это нужно запятые.

Подчеркни и объясни орфограммы. Закрой учебник. Напиши под диктовку.

Открой учебник, проверь написанное. Нарисуй схему каждого предложения.


457. Спиши предложения, выполни их разбор.


458. Спиши. Поставь, где это нужно запятые. Выполни разбор одного простого и одного сложного предложения.

В полдень от горячих лучей солнца плавится снег. Пройдут дни, загудит весна. В лучах солнца оживают на час или два жучки, паучки, мошки. Иногда перелетают комарики. Солнце распаривает, чернеет вокруг снег. (повеств., невоскл., сложное.)


459. Свободный диктант.


460. Самостоятельно назови ключевые слова темы.

Ключевые слова темы: простое предложение, сложное предложение, грамматическая основа, распространенное предложение, однородные члены, интонация.

Диктанты по теме сложные предложения 4 класс

 Вспомним, что сложное предложение — это предложение, в котором несколько основ. Что такое основа? Это главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Между частями сложного предложения всегда ставится запятая. Повторите эту тему, тогда вы сможете написать любой диктант по ней на пять. Вот вам несколько пробных диктантов для тренировки.

Лягушка

   Я вздохнул поглубже и решился. Лягушка чуть запоздала. Я успел ухватить пальцами скользкую заднюю лапку, но лягушка не захотела так легко отказаться от своей свободы и завопила. Она стала лягаться другой задней лапкой, царапать мне ладонь, и моя хватка стала ослабевать. Мокрая лапка выскользнула из моих пальцев, и волосатая лягушка улизнула. Мои чувства сложно передать словами. Я провёл столько часов в бесплодных поисках и встретился с ней лицом к лицу, а теперь по глупости упустил её!

(77 слов) (Дж. Даррелл)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта сложное предложение. Подчеркнуть основы.
  2. Выписать из диктанта слово с непроизносимой согласной. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
  3. Написать по одному глаголу настоящего, будущего и прошедшего времени. Указать спряжения.

Невидимка

   Я сидел на берегу лесного озера. К воде свисали ветви берёз, голубое небо прокололи остроконечные ели. По опавшим листьям прошелестели лёгкие шажки. Я выглянул из шалаша и увидел рябчика. Вдруг над лесом мелькнула тень ястреба, и рябчик встрепенулся и исчез. Хищник промчался и улетел. Рябчик съёжился, прижался к земле и слился с общим фоном. Ястреб опять появился. Он сел на верхушку сухой ели, и у озера воцарилась тишина. Ястреб не выдержал мёртвой тишины и улетел. Сразу всё ожило. Замелькала над водой трясогузка, запищали и вспорхнули синицы.

(87 слов) (по Н. Устинович)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта сложное предложение. Подчеркнуть основы.
  2. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи. Выписать словосочетания.
  3. Написать по одному имени существительному, имени прилагательному и глаголу такого состава: приставка, корень, суффикс, окончание.

Аистята

   Около нашего дома устроили гнездо аисты, и скоро в гнезде вывелись птенцы. Для старых аистов начались большие хлопоты, потому что птенчики были очень прожорливы. Родители по очереди с раннего утра до позднего вечера таскали им из болота лягушек, рыбёшек, ужей. Но один аист погиб. Сложно было второму одному прокормить малышей.
   Один раз мы шли с рыбалки. Аистята тянули свои длинные шеи и просили есть, а один шустрый аистёнок заметил у меня рыбёшку, потянулся к ней, схватил клювом и проглотил.
   С тех пор мы каждый день кормили аистят.

(88 слов) (по Г. Скребицкому)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта сложное предложение. Подчеркнуть основы.
  2. Разобрать по составу слова: РАННЕГО, ПРОКОРМИТЬ, ЗАМЕТИЛ.
  3. Выписать из текста слова, по-разному называющие аистят.

Осень

   На дворе была уже осень, но погода стояла тихая, тёплая. Друзья отправились с ночёвкой на озеро. На место пришли ещё засветло.
   Среди кустов ивняка на самом берегу озера они отыскали старый шалаш. Шалаш был крепкий, а внутри настлано сено. Приют для ночлега нашёлся.
   Ребята уселись рядом с шалашом и закинули удочки. Как хорошо было кругом! Солнце садилось, и лучи освещали голый песок у берега, рыжеватый поредевший тростник и спокойную воду озера. Рыба на закате клевала хорошо.

(75 слов)


Уборка урожая

   Взлетают, кружатся и падают осенние листья. Птицы собираются в стаи, они спешат в тёплые края. Вьётся в воздухе тонкая паутинка. Цветы и травы высыпали в землю свои семена. Налетел ветер, закачались их гибкие стебельки.
   Самая жаркая пора работ на полях. Высокие груды моркови, капусты, свеклы лежат между грядками. Ребята помогают убирать богатый урожай. Подъезжают машины, нагружают овощи и уезжают. Каждый спешит сдать плоды своих трудов. Скоро начнутся дождь и слякоть. Нужно успеть всё убрать с полей.

Грамматическое задание

1 вариант. Выполнить разбор первого предложения.
2 вариант. Выполнить разбор девятого предложения.
1 вариант. Составить схему второго предложения.
2 вариант. Составить схему пятого предложения.

 

Союз в русском языке. 3 класс

Союз — это сло­во, кото­рое соеди­ня­ет одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния и части слож­ных пред­ло­же­ний.

Объясним уче­ни­кам 3 клас­са, что такое союз в рус­ском язы­ке. Используем при­ме­ры про­стых и слож­ных пред­ло­же­ний и выяс­ним, для чего в них упо­треб­ля­ет­ся союз.

Союз в сложном предложении

Чтобы понять, что такое союз, нач­нем с того, что каж­дое пред­ло­же­ние име­ет свою грам­ма­ти­че­скую осно­ву. Основу состав­ля­ют глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое.

Рассмотрим два пред­ло­же­ния:

Взошло солн­це.

В лесу запе­ли пти­цы.

В пер­вом пред­ло­же­нии (что?) «солн­це» — это под­ле­жа­щее.

Солнце что сде­ла­ло? взо­шло. Слово «взо­шло» обо­зна­ча­ет дей­ствие. Это ска­зу­е­мое.

Подчеркнем грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния:

Взошло солн­це.

Во вто­ром пред­ло­же­нии (кто?) «пти­цы» — это под­ле­жа­щее, сло­во «запе­ли» — это ска­зу­е­мое.

Обозначим грам­ма­ти­че­скую осно­ву:

В лесу запе­ли пти­цы.

Первое и вто­рое пред­ло­же­ние про­стые, так как в каж­дом из них име­ет­ся толь­ко одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва.

ОпределениеПредложение, в кото­ром содер­жит­ся одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва, назы­ва­ет­ся про­стым.

А теперь объ­еди­ним эти пред­ло­же­ния в одно выска­зы­ва­ние:

Взошло солн­це, в лесу запе­ли пти­цы.

Это слож­ное пред­ло­же­ние, состо­я­щее из двух частей. В каж­дой его части есть свои глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, своя грам­ма­ти­че­ская осно­ва:

  • солн­це взо­шло,
  • пти­цы запе­ли.

Исходя из этих наблю­де­ний, сде­ла­ем вывод:

ОпределениеСложное пред­ло­же­ние — это пред­ло­же­ние, в кото­ром две и более грам­ма­ти­че­ские осно­вы.

Рассмотрим еще при­ме­ры:

Подул ветер.

Тучи закры­ли солн­це.

Начался мел­кий дождь.

Каждое про­стое пред­ло­же­ние опи­сы­ва­ет одно явле­ние при­ро­ды, содер­жит одну мысль, кото­рая оформ­ля­ет­ся завер­ша­ю­щей инто­на­ци­ей. В кон­це про­сто­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся точ­ка.

А теперь эти про­стые пред­ло­же­ния объ­еди­ним в слож­ное:

Подул ветер, тучи закры­ли солн­це, начал­ся мел­кий дождь.

Как видим, слож­ное пред­ло­же­ние состо­ит из несколь­ких про­стых. Сколько про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­го, столь­ко в нем частей. В этом слож­ном пред­ло­же­нии ука­жем три части. Части слож­но­го пред­ло­же­ния — это не про­сто пред­ло­же­ния. Объединившись в слож­ное, про­стые пред­ло­же­ния допол­ня­ют друг дру­га, пре­вра­ща­ют отдель­ные выска­зы­ва­ния в одну более пол­ную по содер­жа­нию мысль. На гра­ни­це частей слож­но­го пред­ло­же­ния отсут­ству­ет инто­на­ция завер­ше­ния мыс­ли, поэто­му меж­ду ними ста­вит­ся запя­тая.

Понаблюдаем, с помо­щью чего соеди­ня­ют­ся части слож­ных пред­ло­же­ний в еди­ное выска­зы­ва­ние.

Сравним:

Пришла ночь, заси­я­ла луна на тём­ном небе.

Пришла ночь, и заси­я­ла луна на тём­ном небе.

В пер­вом слож­ном пред­ло­же­нии два про­стых пред­ло­же­ния соеди­ня­ют­ся толь­ко с помо­щью инто­на­ции. Между ними сто­ит запя­тая.

Во вто­ром пред­ло­же­ние появил­ся новый эле­мент — союз «и», кото­рый наря­ду с инто­на­ци­ей соеди­ня­ет про­стые пред­ло­же­ния в еди­ное целое.

Понаблюдаем:

Осенью пти­цы уле­та­ют на юг, а перед даль­ней доро­гой они поют на про­ща­нье.

Дождь сту­чит по кры­ше, но небо уже свет­ле­ет.

Союзы «и», «а», «но» слу­жат сред­ством свя­зи меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми. С помо­щью сою­за «и» пере­чис­ля­ют­ся явле­ния или собы­тия, о кото­рых идет речь. Союзы «а» и «но» не толь­ко соеди­ня­ют части слож­ных пред­ло­же­ний, но и про­ти­во­по­став­ля­ют то, о чем сооб­ща­ет­ся.

Обратим вни­ма­ние, что в слож­ном пред­ло­же­нии перед сою­за­ми ста­вит­ся запя­тая, кото­рая отде­ля­ет части пред­ло­же­ния друг от дру­га.

Союз и однородные члены предложения

Союз может соеди­нять не толь­ко про­стые пред­ло­же­ния, но и отдель­ные сло­ва. У под­ле­жа­ще­го ино­гда быва­ет не одно, а два ска­зу­е­мых, а при ска­зу­е­мом может быть несколь­ко под­ле­жа­щих:

В воз­ду­хе летят и кру­жат­ся жел­тые листья.

Березы и ели рас­тут вдоль доро­ги.

Такие чле­ны пред­ло­же­ния назы­ва­ют­ся одно­род­ны­ми. Однородные чле­ны пред­ло­же­ния отве­ча­ют на один и тот же вопрос и отно­сят­ся в пред­ло­же­нии к одно­му и тому же сло­ву:

  • листья (что дела­ют?) летят и (что дела­ют?) кру­жат­ся,
  • (что?) бере­зы и (что?) ели рас­тут.

И в про­стом пред­ло­же­нии союз выпол­ня­ет одну и ту же роль. Он слу­жит сред­ством свя­зи одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния.

Обратим вни­ма­ние:Союз «и» соеди­ня­ет одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния, и тогда запя­тая перед ним не ста­вит­ся. Перед сою­за­ми «а» и «но» запя­тая ста­вит­ся все­гда.

Одни и те же сою­зы «и», «а», «но» упо­треб­ля­ют­ся меж­ду одно­род­ны­ми чле­на­ми и в слож­ных пред­ло­же­ни­ях меж­ду их частя­ми.

Примеры

Вспыхнул пер­вый луч солн­ца и осве­тил макуш­ки дере­вьев.

Над цве­та­ми жуж­жат насе­ко­мые, и гре­ют­ся на солн­це яще­ри­цы.

Пришла вес­на, но снег лежит еще повсю­ду.

Я знал ответ на этот вопрос, но про­мол­чал.

Вечерние тени сгу­сти­лись, а потом сра­зу насту­пи­ла лет­няя ночь.

Ветер затих, а затем сно­ва задул с новой силой.

Видеоурок

Сложные предложения — сложносочинённые и сложноподчинённые, примеры

Автор G&D На чтение 12 мин. Просмотров 11k. Опубликовано Обновлено

Предложение является основной синтаксической единицей в русском языке. Это группа слов, которые объединены между собой смыслом. А грамматической основой является подлежащее (отвечает на вопрос Кто? Что?) и сказуемое (Что делать?). Когда в предложении одна грамматическая основа, его называют простым.

Что такое сложное предложение

Предложение, которое состоит из нескольких (двух, трех или более) простых, называется сложным. Части (грамматические основы) связываются между собой с помощью союзов, союзных слов или интонации.

Например:

Мама ушла на работу, а папа уехал в магазин.
Дети кричали громко, я не услышал, что сказала мама.
Белки на зиму запасают орешки, и барсуки готовят припасы.

Простые предложения, являющиеся частью сложного, могут быть как распространенными, так и не распространенными:

  • Голая грамматическая основа. Витя играет, Катя кушает. (бессоюзная связь, части связаны только запятой)
  • Основа со второстепенными членами. Витя в комнате играет машинками, а Катя в столовой долго кушает суп. (это предложение связано союзом)

Составить пример такого типа не тяжело, достаточно собрать несколько простых предложений в одно.

  • Имеем на входе: Маша гуляет. Катя доучивает уроки. Ее мама не отпустила из-за плохих оценок.
  • После объединения: Маша гуляет, а Катя доучивает уроки, потому что ее не отпустила мама из-за плохих оценок.

Союзное предложение

Сложные союзные предложения передают многообразие временных, условных и причинно-следственных связей в тексте. Подобные предложения употребляются в книгах, научных изданиях и классике.

Грамматические основы объединены связью при помощи союзных слов или союзов, в зависимости от специфики построения грамматических основ на выходе мы получаем условные группы. Ниже рассмотрим каждую из них более подробно.

Сложносочиненное предложение

Сложное предложение, использующее сочинительную связь между равноправными частями, которые грамматически не зависят друг от друга называется сложносочинённым.

Девочки танцуют, мальчики сидят и смотрят.
Катя смотрит мультики, а Миша просит включить спортивный канал.

В сложносочиненных предложениях равноправные части связываются соединительными, разделительными или противительными союзами. Более подробно об этом типе предложений мы расписали в таблице ниже, чтобы наглядно можно было понять разницу.

Тип Союзы, которые характеризуют Примеры
Временные (последовательность, одновременность) и

да (в значении и)

ни – ни

как – так и

не только – но и

тоже

также

Мы положили на стол сладкое, и прилетели осы.

Не только Маше хочется куклу, но и Таня давно о такой мечтает.

Лена катится с горки, да Миша летит кувырком.

Как девочки идут на музыку, так и мальчики шагают парами на урок.

Противопоставления, сопоставления явлений а

но

да (в значении но)

однако

же

зато

Дети собрались гулять, но на улице пошел дождь.

Дедушка отказался от прогулки в лесу, зато почитал интересную книгу.

Мы рассчитывали на высокий рейтинг, однако ожидания не оправдались.

Папа сидел за рабочим столом, а мама шила на диване.

Чередования явлений либо указание на возможность реализации одного из указанных явлений Разделительные союзы

или (иль)

либо

то – то

не то – не то

то ли – то ли

То ли дерево так ветками бьет по крыше, то ли дождь большими каплями стучит.

Ты придешь, или я к тебе приду.

Мама купит машинку, либо папа привезет игрушку на праздник.

Сложноподчиненное предложение

Данный вид сложного предложения состоит из неравных частей, то есть главной и зависимой от него.

Дети во дворе делали горку, поэтому папа Саши предложил помочь.

Части соединяются при помощи:

  • подчинительных союзов;
  • союзных слов.

Как и в предыдущем блоке, для наглядности, рассмотрим примеры в виде таблицы:

Тип Вопрос, на который отвечает придаточная часть Союзные слова и союзы Пример
Определительное (относится к существительному и определяет его) Какой? который, какой, чей, когда, где, куда, откуда, что К нам подбежала собака, которая жила в этом дворе.

Я уже видела этого врача, когда он лечил брата.

Изъяснительное (относятся к глаголам со значением речи, мысли, чувства) Все падежные вопросы что, кто, как, как бы, чтобы и др. Дети обрадовались, что вынесли торт.

Мы пошли сквозь траву, чтобы не потерять драгоценное время.

Присоединительное (относится ко всей главной части, выражает дополнительное, пояснительное значение) что, отчего, почему, зачем и др. Подул сильный ветер, отчего стало холодно.
Обстоятельственное (выражают значение обстоятельства времени или других причин) Время Когда? Как долго? когда, как, пока, едва, прежде чем, в то время как, с тех пор как Прежде чем я уйду на работу, мы поговорим.

В то время как я заканчивала школу, мой брат находился в армии.

Место Где? Откуда? Куда? где, куда, откуда Девочка побежала в сторону, где слышался звук.
Причина Почему? Отчего? потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку Мама выбрала метро, поскольку автобус стоял в пробке.
Следствие Вследствие чего? так что Урок начался позже, так что я успела повторить тему.
Условие При каком условии? если, если – то, коли, коль скоро, раз Если не пропустят в кино, то пойдем в театр.
Цель С какой целью? Зачем? чтобы (чтоб), для того чтобы, дабы, лишь бы, только бы Для того чтобы не пропустить момент, я сидел и ждал.
Уступки Вопреки чему? Несмотря на что? хотя (хоть), несмотря на, даром что, пусть, пускай Пусть не пришла, нам и втроем весело.
Сравнение Подобно чему? Как? как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как На улице резко стемнело, будто время уже было позднее.

Катя побелела от увиденного, словно ее накрасили белой краской.

Образ действия Каким образом? Как? как, будто, как будто, точно, словно Лена сделала уроки так, как прописано в дневнике.
Мера и степень В какой мере и степени? как, что, сколько, настолько Я так устала, что не могу никуда идти.

Рита плакала, настолько сильно расстроилась.

Бессоюзное предложение

Бессоюзные предложения немного отличаются от представленных выше, их составные части чаще всего являются равноправными. В них отсутствуют союзы, а соединение происходит за счет интонации.

Он встал, не обращая внимания учительница продолжила урок, класс удивился.
Мама не откликалась, на улице была ночь.
Никогда не торопитесь сдать работу, проверьте ошибки еще раз.

Как правило, в таких предложениях составные части можно разделить на несколько простых. При этом смысл не потеряется.

На улице холодно, я одела шапку и вышла, на уроки успеваю. (На улице холодно. Я одела шапку и вышла. На уроки успеваю.)
Все смотрят телевизионный сериал: дедушка сидит в кресле, папа с мамой уютно расположились на диване, мне удобнее на полу. (Все смотрят телевизионный сериал. Дедушка сидит в кресле. Папа с мамой уютно расположились на дивание. Мне удобнее на полу.)

Сложные предложения с разными видами связи

Одно сложное предложение может использовать между своими частями совершенно любой вид взаимосвязи, таким образом в одной конструкции можно увидеть и сложносочинённые, и сложноподчинённые, и бессоюзные предложения.

Чтобы понять автора, достаточно определить порядок группировки простых предложений между собой, в этом помогают знаки пунктуации, союзы и союзные слова.

[С правой стороны высадили большие деревья], (которые закрывали часть фонарей), (от этого идти там было совсем темно), [мы обошли стороной].

В данном предложении четыре грамматические основы: Высадили; закрывали; было идти; мы обошли. Используемые связи: подчинительная и бессоюзная. О подчинительной связи говорят союзные слова: которые, от этого.

Примеры, когда объединяются два и более вида связи

  1. Подчинение и сочинение.
    Солнечные лучи уходили и сумерки наступали, как обычно бывает.
    (Союзы «и, как» говорят о видах связи).
    Посмотрим, какая схема получается, исходя из данных: [ ], и [ ], (как… ).
  2. Сочинение и бессоюзная связь.
    Она давно уже пришла домой, но никак не могла согреться: жуткий мороз царил на улице.(тут нужно обратить внимание на «но» и дальнейшее отсутствие союзных слов).
    Вот так выглядит схема: [ ], но [ ] : [ ].
  3. Подчинение и бессоюзная связь.
    Когда Миша закончил уроки, Паша уже ждал его во дворе; они договаривались поиграть в футбол. (Здесь имеется союзное слово Когда, мы его отразим в графике).
    Схема сложного предложения (Когда ), [ ] ; [ ].
  4. Сочинение, подчинение и бессоюзная связь.
    Мама в саду посадила много всего и даже цветы росли; они скоро начнут распускаться, так что скоро станет совсем красиво. (В данном тексте союз и союзное слово «и» и «так что». Обязательно прописываем их, чтобы не упустить основную связь и не запутаться).
    Строение получается таким: [ ] и [ ] ; [ ], [ ] (так что …).

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Весь урок мы писали контрольную, но, когда прозвенел звонок, мы все еще не закончили.

Схема этого предложения [ ], но, (когда …), [ ].

Методика определения сложного предложения

Чтобы определить, сколько грамматических основ в предложении, и к какому типу они относятся, нужно научиться делать синтаксический разбор.

Поэтапные шаги для синтаксиса сложного предложения:

  1. Определите, к какому типу относится предложение. Напоминаем, что их всего три. Повествовательное, побудительное и вопросительное.
  2. Укажите какого вида. Восклицательное или нет.
  3. Найдите все грамматические основы. Посчитайте, сколько простых предложений собрано в одном, расставьте границы.
  4. Анализируйте смысловые части и виды связи. Повторимся, они могут быть бессоюзными, сочинительными или подчинительными.
  5. Охарактеризуйте смысловые отношения между найденными частями.
    • Для Сложносочинённого — укажите тип связи между составляющими.
    • Для Сложноподчинённого — найдите главное и придаточное предложение с указанием типа связи и вида придаточного
    • Для Предложения с разными видами связи — выделите смысловые части и разберите каждую как соответствующее простое или сложное предложение.
  6. Благодаря полному анализу, можно составить схему сложного предложения, указав, как части зависят друг от друга.

Для наглядности разберем подобное. Пошел сильный дождь, как будто стеной оградил нас от остальных ребят, и, чтобы не потеряться, мы решили переждать непогоду, которая по прогнозам синоптиков должна была скоро закончиться.

Охарактеризуем предложение:

  1. Повествовательный тип предложения;
  2. Эмоциональная окраска — Невосклицательное;
  3. {Пошел сильный дождь}, {как будто стеной оградил нас от остальных ребят}, и, {чтобы не потеряться}, {мы решили переждать непогоду}, {которая по прогнозам синоптиков должна была скоро закончиться}. — видим 5 грамматических основ, на основании чего заключаем что предложение сложное.
  4. Перед нами предложение с разными видами связи, которое представляет собой две сложносочинённые части, соединённые сочинительным союзом «и».  Каждая из частей представляет собой сложноподчинённое предложение.
  5. Разберём каждую из частей как отдельное сложное предложение.
    1. [Пошел сильный дождь], (как будто стеной оградил нас от остальных ребят). — Сложноподчинённое обстоятельственное предложение (сравнения) с подчинительной связью, где первая часть является главной, а вторая — придаточной.
    2. (Чтобы не потеряться), [мы решили переждать непогоду], (которая по прогнозам синоптиков должна была скоро закончиться). Сложноподчинённое предложение с двумя типами придаточных: обстоятельственным (цели) и определительным. Средняя часть является главной, крайние левая и правая  — придаточными.
  6. Составляем схему всего предложения.  [ ], ( как будто ...), и, (чтобы...), [ ], (которая...). Обратите внимание, что необходимо в схеме прописывать союзы, благодаря которым вы выявили связь.

Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях

В сложных предложениях, грамматические основы простых предложений, должны выделяться запятыми. Но бывают и исключения. Разберем более подробно.

  • Если в таком предложении имеется второстепенный член предложения, который относится к обеим частям запятая не ставится.
    К Новому году накрыли стол и купили фейерверки.
  • Если обе части сложносочиненного предложения являются вопросительными или побудительными, запятая не ставится.
    Какую ёлку купим и кто будет ее украшать?

Придаточное предложение всегда отделяется запятыми. Одна ставится, если оно расположено в начале или в конце, две ставим, если в середине.

Перед тем, как расставлять знаки препинания, разделите на отдельные грамматические основы. Установите связь между ними. Основные правила, при которых нужно поставить знаки препинания:

  • Запятая ставится между простыми предложениями, отделенными, как союзами, так и бессоюзно.
    Компьютер перестал работать, потому что дома выключили свет, а на телефоне еще имеется зарядка.
  • При бессоюзной связи, если предложения между собой тесно взаимосвязаны, ставим точку с запятой.
    На утро солнечные лучи пробивались сквозь тучи, скоро станет ясно; наконец-то дождь закончился.
  • При бессоюзной связи можно поставить запятую, тире или двоеточие.
    На озере было чудесно, кого тут только не было: из-за травинок выпрыгивали лягушки, над водой летали стрекозы, красивые бабочки садились на цветы.
  • Запятая ставится при стыке союзов разных видов связи, если далее не следует вторая часть двойного союза (то, так, но).
    Наступала весна, и, когда потекли ручьи, снеговик растаял.
  • Запятая ставится при равноправных предложениях.
    На улице светило солнышко, птички громко пели.

Тест на проверку усвоения материала

Вы ознакомились со всеми правилами, связанными со сложными предложениями. Чтобы понять, насколько вы вникли в тему, пройдите простое тестирование и ознакомьтесь с результатами.

Сколько грамматических основ в сложном предложении

Три вопроса, на каждый имеются предложенные варианты ответов.

  1. Шел снег, за окном ничего не видно, только проблески огоньков вдали.
    1. 2
    2. 3
    3. 4
  2. Погода все больше хмурилась, дождь не утихал: большие капли били жестко и неумолимо по лицу.
    1. 3
    2. 1
    3. 2
  3. В комнате было светло, но какое неприятное чувство не давало покоя, что вот-вот что-то должно произойти.
    1. 1
    2. 2
    3. 4
    4. 3

Определение типа связи в сложном предложении

Проверьте знания, ответьте на вопросы, записывая те из вариантов, которые считаете верными.

  1. Солнце давно село, но пение птиц не прекращалось, будто мы попали в сказку.
    1. подчинительное и сочинительное;
    2. бессоюзное и сочинительное;
    3. сочинительное;
    4. подчинительное и бессоюзное.
  2. Солнечные лучи пробивались сквозь громоздкие тучи, но, когда подул ветер, света не стало.
    1. сочинительный и подчинительный;
    2. только сочинительный;
    3. только подчинительный.
  3. Когда начались уроки, позвонила мама; она переживала, что я не написал по приходу в школу.
    1. подчинительные и сочинительные;
    2. бессоюзные;
    3. сочинительные;
    4. подчинительные.

Определение необходимости знаков препинания

Поставьте знаки препинания, основываясь на полученных знаниях:

  1. Рома одел куртку несмотря на теплый осенний день дул прохладный ветер и моросил дождь можно и простыть.
  2. Правда нужна даже тогда когда никто о ней не помнит.
  3. Когда знаешь как нужно правильно не ошибешься.

Проверьте себя.

1-2, 2-1, 3-4, 1-3, 2-1, 3-4.

Рома одел куртку, несмотря на теплый осенний день, дул прохладный ветер, и моросил дождь, можно и простыть.

Правда нужна даже тогда, когда никто о ней не помнит.

Когда знаешь, как нужно правильно, не ошибешься.

Основное, что необходимо, запомнить союзы, чтобы грамотно сопоставить связь. А знаки препинания расставятся в зависимости от смысла и интонации. Основы, полученные от данного правила, помогут писать без синтаксических и пунктуационных ошибок.

Примеры сложных предложений: Урок для детей — Видео и стенограмма урока

Какова ситуация?

Написание разнообразных предложений всегда улучшает ваше письмо, но сложные предложения имеют уникальную цель. Сложные предложения пишутся для описания ситуации. Зависимые предложения внутри них дают информацию о том, где, когда или почему что-то произошло. Зависимые предложения также могут дать читателю дополнительную информацию, которая обычно не умещается в простом предложении с одним независимым предложением.

Давайте посмотрим на другие примеры сложных предложений:

  • Так как лошади любят сладкое, хорошим лакомством для них являются яблоки.
    • Это сложное предложение на тему «почему». В нем рассказывается, почему яблоки — хорошее лакомство для лошадей. «Поскольку лошади любят сладкие ароматы» является зависимым предложением, поскольку оно не выражает законченной мысли, а «хорошим угощением для них являются яблоки» является независимым предложением, выражающим законченную мысль. Когда в начале предложения есть зависимое предложение, оно обычно отделяется от независимого предложения запятой.
  • Из-за того, что Джеффри забыл полить сад, пионы начинают увядать.
    • Это сложное предложение на тему «почему».
  • Пока отлив, семья рассредоточивается по пляжу, чтобы копать моллюсков.
    • Это сложное предложение с выражением «когда».
  • Девочка-подросток пошла за покупками в город, где много бутиков, торгующих платьями для выпускного вечера.
    • Это сложное предложение со словом «где».Обратите внимание, что зависимое предложение «там, где много бутиков, торгующих платьями для выпускного вечера» стоит в конце предложения. Здесь запятая не нужна.

Итоги урока

Хорошо, давайте на минутку повторим, что мы узнали. Сложное предложение — это предложение, состоящее из одного независимого предложения и одного или нескольких зависимых предложений. Мы также узнали, что самостоятельных предложений имеют подлежащее и простое сказуемое и могут стоять отдельно как предложение, и что зависимых предложений состоят из подлежащего и сказуемого, но не выражают законченной мысли.Сложные предложения — это утверждения, которые дают дополнительную информацию, например, почему, когда или где что-то происходит. Итак, как вы, надеюсь, узнали из этого урока, эти типы предложений имеют решающее значение для понимания почти всего в нашем мире.

примеров сложных предложений

Сложные предложения

Как известно, предложение — это группа слов, имеющая подлежащее и глагол и выражающая законченную мысль.Существует четыре типа конструкций предложений: простые, сложносочиненные, сложносочиненные и сложносочиненные.

Примеры сложных предложений:

Сложное предложение — это предложение, состоящее из независимых придатков и зависимых придатков. Это отличается от простого предложения , которое имеет одно независимое предложение . Что делает предложение сложным, так это зависимое предложение .

Разница между независимым и зависимым предложением заключается в том, выражают ли слова законченную мысль.

Независимая статья : Я сказал идти в магазин.

Есть подлежащее (I) и глагол (сказал), а группа слов выражает законченную мысль. Это означает, что пункт независим — он может стоять отдельно.

Зависимая статья : Когда я сказал пойти в магазин

Имеется подлежащее (я) и глагол (сказал), но группа слов не выражает законченной мысли. Слово «когда» сделало это зависимым предложением — группа слов зависит от дополнительной информации, чтобы мы могли понять ее смысл.

Итак, сложное предложение — это предложение, в котором есть зависимое предложение , присоединенное к независимому предложению , так что предложение имеет смысл.

Чтобы определить сложное предложение, вы ищете независимый пункт и зависимый пункт , который не может стоять сам по себе. Будь осторожен! В зависимом предложении также должны быть подлежащее и глагол. Это не может быть просто какая-то группа слов (словосочетание).

Примеры сложных предложений

Сложная часть или зависимое предложение подчеркнуты.

1. Когда я сказал пойти в магазин , я хотел, чтобы вы купили немного молока.
2. Мы опоздали на вечеринку , потому что Джон не смог найти свою обувь .
3. Перед сном почисти зубы.
4. Я помогу с домашним заданием , если ты научишь меня играть на гитаре .
5. Я хочу проверить книгу , которую Мари прочитала на прошлой неделе .
6. Лоис и Ян живут в доме , где во дворе дома стоит большое дерево с качелями.
7. После того, как я приготовлю ужин , мы сыграем в твою новую настольную игру.
8. Вам не нужно сдавать домашнюю работу , так как вчера вы заболели .

Примеры сложных предложений

Как я учу сложные предложения

Я не всегда учил своих старшеклассников сложным предложениям.

Этого не было в моих школьных стандартах….

Значит, я этому не учил…

Потом наши стандарты изменились!

Сложные предложения стали частью моих стандартов учебной программы по словесности, и я столкнулся с проблемой, как научить им своих четвероклассников, чтобы они «понимали».» По правде говоря, я нервничал и не был уверен, что смогу справиться с этой задачей. К моему удивлению, мои ученики превзошли мои ожидания и не только смогли распознавать сложные предложения, но, что более важно, они могли использовать сложные предложения в своей речи. мое собственное письмо. Это изменило правила игры для меня и открыло мне глаза! Я понял, какой потенциал этот навык может иметь для письма моих учеников! Обучение сложным предложениям стало для меня настолько важным стандартом языковых искусств, что я понял, что я нужно преподавать его в начале учебного года, чтобы принести максимальную пользу моим ученикам.Я хочу поделиться с вами некоторыми идеями, которые я использую на своих занятиях, чтобы помочь своим ученикам понимать сложные предложения.

Я обнаружил, что для моих студентов лучший способ ввести сложные предложения — это начать с введения зависимых и независимых предложений. Это дает учащимся основу, необходимую им для понимания компонентов, составляющих сложное предложение. Мой любимый урок для введения или повторения зависимых и независимых предложений — это урок PowerPoint. Этот быстрый и простой в использовании мини-урок разбивает и вводит зависимые и независимые предложения в простой форме, понятной учащимся.Предоставляя моим учащимся четкое представление о зависимых и независимых предложениях, учащиеся могут лучше понимать сложные предложения.

Создать якорную диаграмму:

Как и в случае с любым другим уроком, якорная диаграмма является отличным наглядным пособием, которое учащиеся могут использовать в качестве справочного материала. Я создал эту якорную диаграмму, чтобы помочь своим ученикам понять, как объединить независимое предложение и зависимое предложение в сложное предложение. Он также содержит примеры и может отображаться в качестве визуального ориентира для моих студентов, чтобы использовать их, когда они пишут свои собственные предложения.

Предоставьте учащимся возможность попрактиковаться в веселых играх:

Игры всегда делают обучение немного веселее, и моим ученикам нравятся эти простые игры и занятия.

3-минутная гонка

Установите таймер на 3 минуты. Попросите учащихся написать как можно больше сложных предложений. Они могут обратиться к якорной таблице за помощью с подчинительными союзами, чтобы начать их зависимые предложения. Когда звенит таймер, ученики перестают писать. Студенты могут поделиться предложениями с партнером, чтобы убедиться, что предложения сложные.Пусть учащиеся, составившие наибольшее количество предложений, встанут. Тот, у кого больше всего предложений, делится всеми своими предложениями с классом и получает приз.

Два сложных и один простой

Дайте каждому ученику каталожную карточку. Каждый учащийся пишет на каждой карточке два сложных предложения и одно простое предложение (в любом порядке). Затем учащиеся обмениваются карточками с партнером. Каждый партнер пытается найти предложение, которое не является сложным предложением.

Создание флипбуков

Учащиеся могут создать простой, но забавный флипбук, который можно использовать в качестве оценивания.Просто сложите лист бумаги пополам, как хот-дог (сделайте бумагу длинной). Затем создайте 4 клапана, сделав 3 отдельных разреза от открытого края до сгиба. (Не прорезайте оба слоя. Прорезайте только верхний слой сложенной бумаги.) Поверните флипбук, как показано выше. На верхнем клапане каждый учащийся пишет «Сложные предложения». Под клапаном она напишет определение сложного предложения. На каждом из оставшихся 3 клапанов учащиеся выбирают и пишут по одному подчинительному союзу.Под каждым из этих трех клапанов учащийся будет использовать этот подчинительный союз в своем собственном предложении. После завершения учащиеся могут украсить и раскрасить внешнюю сторону флипбука.

Замечательная вещь в обучении студентов сложным предложениям заключается в том, что как только студенты узнают, как использовать эти предложения, это может полностью изменить их письмо. Когда я начинаю преподавать сложные предложения и поощряю учащихся использовать их в своих письменных работах, я говорю своим ученикам: «Это превратит ваше письмо из уровня третьего или четвертого класса в качество работы средней школы.» Это обычно волнует моих учеников, потому что какой четвероклассник не хочет быть похожим на ученика средней школы? Когда мои ученики переходят в четвертый класс, большинство из них все еще используют простые простые предложения. к набору инструментов для учащихся, может действительно изменить писательские способности каждого ребенка.

Теперь сложные предложения — один из моих любимых уроков, потому что я вижу изменения и улучшения, которые я вижу в письмах моих учеников.С годами я обнаружил, что учить сложные предложения может быть очень весело! Для меня огромная награда видеть, что сочинения моих учеников наполнены разнообразными типами предложений, в том числе замечательными сложными предложениями. Я понял, что только потому, что предложение сложное, не означает, что оно слишком сложное для учащихся.

Свяжитесь со мной:

Понимание простых, сложных и сложных предложений

Сложные предложения

В сложном предложении используется подчиненное предложение для добавления дополнительных деталей.Это дополнительное предложение обычно начинается с подчинительного союза , например:

после, хотя, как, потому что, даже, если, теперь, когда-то, так как, так, чем, если только

где, когда, всякий раз, где, где, в то время как

Придаточное предложение может также начинаться с относительного местоимения , например:

тот, который, кто, чей, где, когда

Посмотрите это следующее видео, чтобы послушать, как Макс и Харви объясняют больше о словах, которые мы используем для соединения предложений.

Рабочие листы с простыми, составными и сложными предложениями

Добро пожаловать в еще один замечательный набор рабочих листов в формате PDF по простым, составным, сложным и составно-сложным предложениям, где мы объясняем типы предложений на основе структуры или количества предложений. Будь то разъяснение компонентов каждого типа предложений, объяснение их с помощью множества примеров или проверка прогресса детей в обучении с помощью увлекательных упражнений, эти рабочие листы для печати для 3–7 классов содержат все необходимое и обязательно улучшат процесс изучения предложений детьми. в совершенно другой жанр.Получите доступ к некоторым из этих листов бесплатно!

Завершение простых предложений

Простое предложение представляет собой самостоятельное предложение, образованное подлежащим и сказуемым, и в нем нет других предложений. В этом рабочем листе в формате PDF учащиеся дополняют каждое простое предложение подлежащим или сказуемым.

Составные предложения с «и»

Сложные предложения немного длиннее простых предложений, но они не являются крепкими орешками.Здесь дети соединяют два простых предложения с помощью «и» и составляют сложносочиненные предложения.

Координационные союзы

Сочинительные союзы играют ключевую роль в построении сложных предложений из двух простых предложений. В этом распечатываемом упражнении дети 4-х и 5-х классов собирают вместе два простых предложения и составляют сложные предложения.

Простые и составные предложения

Простое предложение не обязательно должно быть коротким.Наслаждайтесь вечеринкой, пока дети 3-го и 4-го классов отделяют простые предложения от сложных предложений. Их проницательность помогает им благополучно приземлиться на берег!

Сложные предложения

Правда в том, что в сложных предложениях нет ничего сложного. В этом рабочем листе в формате PDF дети удивят вас, добавив зависимое предложение к каждому простому предложению и написав сложное предложение.

Таблица предложений

Предоставьте детям возможность лично познакомиться с типами предложений с помощью этой таблицы простых, сложных и составных предложений.Определения и примеры дают глубокое понимание темы.

Составные предложения

Отточите свои навыки преобразования двух простых предложений в одно сложносочиненное предложение с помощью подходящего координирующего союза с помощью этого листа составных предложений.

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы, такие как «если» и «хотя» имеют решающее значение для написания сложных предложений.Пусть учащиеся 6-го класса продемонстрируют свой уровень, переписав эти простые предложения в сложные предложения.

Соединение сложных предложений

Превратить сложносочиненное предложение в сложное предложение несложно. Просто преобразуйте одно из независимых предложений в зависимое предложение, и все. Вот еще практика.

Комплекс простых соединений | MCQ

Вся эйфория, связанная с типами предложений, проявляется в этом распечатываемом упражнении.Дети в 5-м, 6-м и 7-м классах должны читать предложения и, опираясь на результаты своего обучения, решать, являются ли они простыми, сложными или составными предложениями.

Определение типов

Распознавание предложения по составным частям — тонкое искусство. Здесь юные мастера предложений учатся различать простые, составные, сложные и составно-сложные предложения.

составных сложных предложений с примерами

В этом руководстве по предложениям Сегодня мы собираемся узнать о сложных сложных предложениях, примерах, чтобы понять, как их писать, и понять, что делает их такими запутанными.

Что такое сложные сложные предложения?

Предложение, содержащее два или более соподчиненных независимых и одно или несколько зависимых предложений, называется сложным сложным предложением.

Чтобы четко понять составное сложное предложение, необходимо рассмотреть два типа предложений, из которых оно состоит, т. е. составные предложения и сложные предложения.

As we that Сложносочиненное предложение состоит из двух или более независимых предложений, соединенных союзом, в то время как сложное предложение состоит из независимого предложения и зависимого или придаточного предложения.

Итак, сложносочиненное сложное предложение представляет собой смесь двух указанных выше типов и состоит из двух или более предложений, соединенных союзом, но хотя бы одно из этих предложений должно быть сложным. Другими словами, это сложное предложение с зависимым или придаточным предложением.

Эти зависимые или подчиненные предложения соединяются подчинительными союзами, такими как like that, which и т. д. и т. д., образуя полное сложное сложное предложение.

Пример –  Мы решили, что должны пойти в парк, но наши дети, , которые любят смотреть фильмы , не были готовы.

Мы решили, что мы должны пойти в парк ’ – это одно основное предложение, а ‘ но наши дети не были готовы ’ – другое основное предложение. Зависимое предложение «кто любит смотреть фильмы» выделено жирным шрифтом. «Но» здесь является подчинительным союзом, который соединяет зависимое предложение с главным предложением.

Примеры сложных предложений

Давайте рассмотрим несколько примеров, которые помогут вам лучше понять составные предложения.Здесь основные предложения выделены курсивом, а жирным шрифтом выделены координирующие союзы, соединяющие два независимых предложения.

1. Я буду играть в крикет, но сначала мне нужно сделать домашнее задание после того, как мы закончим смотреть телевизор .

2. Я сделал работу, но очень устал потому что все время был занят .

3. Рагхав забыл день рождения своего друга, поэтому отправил ему подарок, когда наконец вспомнил.

4. Экта не любит смотреть фильмы, потому что они отнимают много времени, поэтому она их не смотрит .

5. Капитан команды прыгал от радости, а болельщики ликовали, потому что мы выиграли чемпионат штата.

Во всех пяти приведенных выше примерах есть два или более основных предложения и одно связующее предложение, соединяющее их. Следовательно, все эти предложения являются сложными предложениями.

 

3 Важные правила правильного построения сложных предложений
  1. Главные/независимые предложения сами по себе подобны простым предложениям, поскольку в них есть подлежащее и глагол.
  2. Сложное предложение может начинаться с любого независимого предложения, определенного порядка нет.
  3. Два или более Независимых предложения связаны с помощью сочинительных союзов, таких как и, в то время как, еще и т. д., чтобы сформировать полное сложное предложение.

     

Какие 5 примеров сложных предложений для 3 класса? — Ответы на все

Какие 5 примеров сложных предложений для 3 класса?

Сложные предложения с сочинительными союзами

  • Она не списывала на тесте, потому что это было неправильно.
  • Мне очень нужно на работу, но я слишком болен, чтобы водить машину.
  • Я считаю калории, но очень хочу десерта.
  • У него закончились деньги, поэтому ему пришлось прекратить играть в покер.

Можете ли вы привести 5 примеров сложных предложений?

Составные предложения

  • Я люблю кофе. Мэри любит чай. → Я люблю кофе, а Мэри любит чай.
  • Мэри пошла на работу. Джон пошел на вечеринку. Я пошел домой. → Мэри пошла на работу, но Джон пошел на вечеринку, а я пошел домой.
  • Наша машина сломалась. Мы пришли последними. → Наша машина сломалась; мы пришли последними.

Какие бывают типы сложных предложений?

Предложения бывают трех основных типов: простые, составные и сложные. Простые предложения содержат одно независимое предложение. Сложносочиненные предложения также содержат только самостоятельные предложения – два или более. В сложных предложениях есть как независимые, так и одно или несколько зависимых предложений.

Что такое простые, сложные и сложные предложения?

Простое предложение состоит только из одного предложения.Сложносочиненное предложение состоит из двух или более самостоятельных предложений. Сложное предложение имеет по крайней мере одно независимое предложение плюс по крайней мере одно зависимое предложение. Набор слов без независимого предложения может быть неполным предложением, также называемым фрагментом предложения.

Какие есть примеры сложных предложений?

Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух или более зависимых предложений и независимых предложений, смешанных вместе подчинительными союзами, такими как «хотя», «после», «до», «пока» или «когда».Например: «Перед тем, как поднялся занавес, Ник вышел и поклонился».

Что должно быть в сложносочиненном предложении?

В сложносочиненном предложении два предложения должны быть связаны друг с другом каким-либо союзом. Это может быть сочинительный союз, сочинительный союз или точка с запятой, функционирующая как союз.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.