Не выговаривает р: Ребенок не выговаривает звук Р — советы логопеда «Диал-Дент»

Содержание

Что не так с людьми, которые не выговаривают звук «р» — SakhaLife

Картавость (ее называют также ротацизмом или дислалией) — это неправильное произношение звука «р». Чаще всего картавость встречается у детей, но иногда и у взрослых, сообщает Рамблер. Откуда же она берется?

Что такое картавость?

Порой картавостью называют и неправильное произношение нескольких звуков из одной или разных групп. Например, свистящих и шипящих, заднеязычных, замену звонких согласных мягкими, а мягких — твердыми. Но чаще все-таки говорят о неправильном произношении буквы «р».

В норме при произношении буквы «р» язык должен подниматься к верхнему небу, в район передних зубов, и производить вибрацию, образующую соответствующий звук. В случае картавости этот процесс нарушается. Причины могут быть следующие.

Неправильная артикуляция

Это связано с неправильным положением губ или языка в процессе произнесения звука «р». Например, это может происходить в результате неправильной вибрации маленького язычка неба, смещения языка или губ, неправильного взаимодействия языка и мягкого неба при построении звука.

Физиологические причины

К ним относятся, в частности, нарушения функции слухового аппарата. Причиной этого могут быть врожденная патология или воспалительный процесс, приводящие к снижению слуха. Ребенок просто не слышит, как нужно правильно выговаривать «р».

Также это могут быть различные травмы языка; неправильный прикус; отсутствие одного из передних зубов в верхней или нижней челюсти; врожденные особенности строения языка, десен, зубов. Довольно часто причиной картавости становятся патологии речевого аппарата, такие, как слишком короткая уздечка языка.

Отдельные нарушения могут формироваться в процессе внутриутробного развития; другие могут быть приобретены в течение жизни.

Генетическая предрасположенность

Патология может передаваться по наследству. Например, наследственным признаком могут являться редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть. Также, если отец или мать картавят, то и ребенок с большой долей вероятности тоже будет неправильно произносить «р».

Педагогическая запущенность

Большинство детей сначала говорят неправильно, но по мере взросления их речь становится все более четкой. При этом очень многое зависит от окружающих их взрослых. Если родители не стараются исправлять дефекты речи своих отпрысков, не показывают, как нужно правильно произносить те или иные звуки, то изъян картавости может сохраниться на всю жизнь.

Двуязычие

Если в семье разговаривают на разных языках или в семье говорят на одном языке, а в детском саду или школе — на другом, то ребенок непроизвольно начинает их смешивать, что ведет к неправильному произношению.

Вред картавости и как это исправить

На первый взгляд, вроде бы ничего страшного в картавости нет. Но между тем она может доставить человеку много неприятностей. В детстве над картавым ребенком могут смеяться, передразнивать. Речь картавого человека трудно понять. Ему практически заказан путь в профессии, где важно правильно говорить — например, учителя, диктора, чиновника, политика.

У картавых людей часто возникают психологические комплексы. Они смущаются из-за своего дефекта речи, могут заикаться и краснеть, особенно в разговоре с незнакомым собеседником, в публичной ситуации. Это ведет к различным социальным сложностям.

Лучше всего начать борьбу с картавостью еще в детстве. Прежде всего нужно определить причину, обследовав ребенка у стоматолога, ЛОРа и логопеда. Если нет физиологических и органических нарушений, то обычно помогает комплекс логопедических упражнений, которые учат правильно выговаривать букву «р» и другие звуки. Если имеются нарушения слухового или речевого аппарата, то могут потребоваться медикаментозная терапия или даже оперативное вмешательство. Стоматолог исправит прикус, а при необходимости прооперирует уздечку. Это сделает речь более четкой и правильной.

Взрослым людям тоже можно помочь. Но опять же — необходимо сначала выявить причину картавости. Кстати, существуют специальные упражнения, которые помогают исправлять картавость в домашних условиях.

Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!

Консультация для родителей «Если ваш ребенок после 5-ти лет не выговаривает звук [Р] или произносит его неправильно»


Почему люди не выговаривают букву р

Одни люди учатся произносить ее, когда осваивают речь, еще в раннем детстве, и при этом не возникает никаких затруднений. Другим людям это кажется целым искусством и нередко случается, что ребенок, не научившийся говорить р, так и проживает всю жизнь с дефектом речи. Причины такого отклонения могут быть следующими:

1 Короткая уздечка языка, которая мешает его свободному движению. Если дефект обнаружен в раннем возрасте, уздечку можно растянуть с помощью специальных упражнений, при отсутствии эффекта ее подрезают.

2 Недостаточное развитие мышцы языка из-за длительного использования пустышки и кормления малыша с бутылочки. Нарушение возникает и тогда, когда родители долго кормят ребенка мягкой или перетертой пищей.

3 Человек произносит звук неправильно, потому что слышит его иначе. Причина заключается в индивидуальных особенностях слухового анализатора. Дефект исправим, но на это требуется много времени.

4 Генетически обусловленная патология речевого аппарата. Такой дефект передается по наследству или появляется в период внутриутробного развития. Он практически не поддается коррекции упражнениями.

5 Копирование речи взрослых может привести к развитию нарушения, если кто-то из семьи не выговаривает букву или владеет языком, в котором картавость является нормой.

6 Нежелание малыша выговаривать правильно. Такие проблемы часто возникают у детей в раннем возрасте, и в этом случае проблему можно решить, лишь при использовании правильного психологического подхода.

Интересно! Как не потерять ребенка в толпе?

Современные методики позволяют справляться даже с очень тяжелыми формами картавости, но иногда требуется и хирургическое вмешательство.

Стоит ли «выпускать» звук «Р» из-под узды?

Уздечка может быть либо слишком длинной, либо, наоборот, короткой. Язык в этом случае или не достигает неба, или недостаточно напряжен. Определить дефект может только доктор. Не впадайте в панику, если в годик при осмотре у стоматолога доктор вынес вердикт «короткая уздечка». Резать или не резать – извечный вопрос, встающий перед родителями. Сегодня большая часть специалистов принимает точку зрения, что обойтись без подрезания реально. Упражнения способны растянуть мышцу, сделать ее эластичной. Но если без подрезания не обойтись, не бойтесь: это небольшое хирургическое вмешательство практически безболезненно.

Нина, мама сына-первоклассника: «Андрюше посоветовали резать уздечку еще в год. Я испугалась, пожалела… В результате даже логопед в детском саду ничего не смог поделать, картавость не исправлялась. В 6 лет решилась, повела сына к доктору. Через полгода звук «Р» нам поставили!»

Виды нарушений произношения буквы р

Отсутствие правильного произношения компенсируется человеком с помощью различных механизмов. Из них наиболее известные – это:

1 Горловой звук: при говорении задействуется мягкое небо или язычок в горле (а не кончик языка). Удивительно, что именно такое произношение является нормой во французском и немецком языках.

2 Полное отсутствие звука – дефект речи, при котором р вовсе выпадает из произносимого слова, или замена его на другие буквы (чаще всего – л). Нередко встречается у маленьких детей.

3 Кучерский звук: буква р произносится при вибрации губ, что нехарактерно для нормальной речи. Это похоже на сигнал «тпрру», с помощью которого кучер дает команду лошадям.

4 Носовое произношение, а также вибрация края языка – дефекты, при которых выдыхаемый воздух проходит в неправильном направлении, что вызывает искажение звука.

Иногда ребенок выговаривает твердую р, но не может произнести мягкую (в словах перед ь, е, я, ю, и).

Причины неверного проговаривания

Причин неправильной артикуляции при произнесении этого звука может быть несколько.

Вот основные из них:

  • Слабо развитый артикуляционный аппарат.
  • Неверное распределение дыхания при произнесении звуков.
  • Генетические особенности.
  • Проблемы с фонематическим слухом.
  • Природные особенности строения подъязычной связки (или уздечки).

Исправить данные недостатки можно имитативным способом (подражанием взрослому) или механическим (с использованием логопедического приспособления).

Иногда применяют сочетание и того, и другого метода.

Как научить ребенка выговаривать букву «р» и выполнять полезные упражнения для детей, можете узнать из видео-уроков логопеда:

Как научить ребенка выговаривать букву р

Чтобы научить малыша выговаривать звук р, нужно для начала запомнить такие правила:

1 Ребенок учится выговаривать простые звуки, а затем сложные. Поэтому до двух лет не стоит требовать этого от малыша, можно лишь подготовить его речевой аппарат с помощью легких упражнений.

2 Занятия целесообразно начинать при достижении ребенком пятилетнего возраста. Выполнение гимнастики может совпадать с моментом, когда малыш учится читать, а это позволяет расширить круг упражнений.

3 Маленькие дети не будут выполнять упражнения, если не испытывают к ним интерес. Поэтому самые эффективные методики разработаны именно на игровой основе.

4 Если родители начинают обучение ребенка, они должны пройти курс упражнений до конца. В противном случае малыш так и не освоит умение в полной мере (например, не сможет выговаривать или твердый, или мягкий звук).

5 Занятия проводят по графику и обязательно ежедневно. Перерывы сведут к нулю прежние успехи ребенка. Только частое повторение упражнений поможет довести правильное произношение до автоматизма.

Интересно! Адаптация к детскому саду

Если родители решились самостоятельно устранить дефект речи у малыша, они сами должны ознакомиться со всем курсом занятий. Тогда не возникнет путаница при непосредственном выполнении упражнения.

Желательно посмотреть процесс постановки буквы р у детей на этом видео, подобранном порталом Мое Чудо специально для наших читательниц:

Постановка звука [р]. Как преодолеть трудности и избежать ошибок

Юлия Ушакова

Постановка звука [р]. Как преодолеть трудности и избежать ошибок

Постановка звука Р может осуществляться разными способами. Обычно у каждого логопеда есть несколько своих любимых и безотказно действующих способа. Я не буду про них рассказывать, они все подробно описаны в литературе. Остановлюсь на ошибках и трудностях, которые могут затруднить постановку и автоматизацию.

Трудности и ошибки,с которыми могут столкнуться молодые логопеды:

1. Пытаться поставить звук Р до того, как мышцы языка достаточно укреплены. Иногда получается вызвать вибрацию языка в этой ситуации, но язык во время произношения не удерживается у нёба, а опускается к нижним зубам, вызывая «тракторный»
звук.
Я рекомендую не спешить с постановкой звука Р до того, как будут идеально отработаны упражнения для укрепления мышц языка, типа «Барабанчик»

,
«Грибок»
.

Если же к вам приходит ребенок, который по показу произносит подобие звука Р, при котором язык опускается вниз, не надо автоматизировать этот звук, а сначала укрепить мышцы языка.

2. Если не учесть особенности строения языка и прикрепления подъязычной связки, процесс автоматизации может затянуться. Объясню, почему.

Под «особенностью строения языка»

я имею ввиду прежде всего короткую подъязычную связку и /или короткий свободный кончик языка.

Встречаются дети, у которых при достаточно длинной подъязычной связке, она прикреплена слишком близко к кончику языка и процесс вибрации при этом затрудняется.

Вернее, звук Р сразу после постановки звучит как-то странно, он похож на множественную вибрацию, очень напряженную и неестественную. И такой неестественный, чрезмерно напряженный звук сохраняется даже на этапе автоматизации в свободной речи. В связи с этим, ребенок не может пользоваться таким звуком легко и свободно.

Визуально язык во время произношения такого звука Р не прижимается плотно к нёбу и кажется, что он вибрирует посередине, на некотором расстоянии от нёба.

В этой ситуации может быть 2 выхода: первый – начать автоматизацию в надежде, что звук Р станет одноударным (иногда это происходит, но чаще с мягким вариантом звука Р*) или обращаться к стоматологу с целью подрезания подъязычной уздечки и удлинения кончика языка.

По моим наблюдениям, сразу после удлинения кончика языка и заживления, звук Р становится естественным, «полетным»

, свободным.

И еще, чаще короткий кончик языка все-таки сочетается с короткой подъязычной связкой и внимание обращается именно на нее. Но если при короткой подъязычной связке будет достаточно длинный свободный кончик языка, подрезания, скорее всего, не потребуется.

Теперь возникает вопрос, как определить, что кончик языка слишком короткий?Тут есть несколько признаков:

A. Попросите ребенка сделать грибок и если кончик втягивается вовнутрь, наподобие округлой буква М, то это признак, что уздечка слишком натянута. Я подобрала несколько фотографий, чтобы стало понятно.

B. Если уздечка прикрепляется к языку не перпендикулярно, а как бы тянется к кончику под острым углом, это тоже значительно сокращает свободный кончик языка.

C. И третий признак – если поставленный звук Р звучит как-то странно, как будто идет множественная вибрация. По моим наблюдениям, это вибрирует не только кончик, но и края языка.

В этой ситуации самый надежный и порой единственный выход – подрезать подъязычную связку.

Ну и еще стоит обсудить важный момент – как говорить родителям о необходимой операции по подрезанию уздечки.

Тут стоит проявить всю имеющуюся у вас деликатность.

Хочу отметить, что я никогда не спешу направлять ребенка к стоматологу. Очень часто, если подъязычная связка короткая, но кончик языка достаточно длинный, удается растянуть связку упражнениями, поставить и автоматизировать звук Р.

Я завожу такой разговор чаще после постановки звука Р (если это вообще реально сделать,т. к. иногда подъязычная связка на столько короткая, что постановка невозможна, некоторой автоматизации и если звук Р не стал одноударным.

Обычно родители слышат, что звук странный и я объясняю, из-за чего это происходит.

Далее я говорю, что не обязательно спешить, можно продолжить автоматизацию и если они решатся на операцию, пусть предупредят меня. Единственное условие, при котором следует поспешить – если ребенок вдруг начнет говорить горловой звук Р – тогда лучше не допускать автоматизацию такого искаженного звука.

Далее я рассказываю про операцию – что ее делают лазером, надо идти только в платную клинику, т. к. там делают современную щадящую анестезию. И уже вечером ребенок сможет есть, а через 2-3 дня пройдет дискомфорт.

И еще, я прошу родителей сформулировать цель визита – не просто подрезать уздечку, а именно удлинить кончик языка.

Вот фотографии разных подъязычных связок

1. На этой фотографии видно, что кончик языка втянут вовнутрь наподобие округлой буквы М.

2. На второй фотографии видно, что подъязычная связка достаточно длинная, но прикреплена слишком близко к кончику и из-за этого тянет его, препятствуя свободной вибрации.

Упражнения для буквы р для детей

С детьми младшего возраста можно проводить упражнения с произношением слов со звуком р. Малыша, наверняка, заинтересует игра, в которой нужно воспроизвести звуки животных или транспорта (можно использовать мягкие игрушки и спрашивать, как рычит лев или медведь).

Примерно с этого же возраста можно разучивать стихи с буквой р. В специально подобранных нашим порталом «Мое Чудо» логопедических стишках она повторяется часто и в нужном порядке по отношению к другим звукам.

Помогут заинтересовать малыша и забавные загадки, как на этом видео:

Скороговорки с буквой р для развития речи

В них, как и логопедических стихах, подобран специальный набор звуков в определенном порядке. Чем меньше возраст, тем проще и короче должна быть скороговорка. Нужно разучить с ребенком всего 4-5 штук и повторять упражнение как можно чаще в течение дня.

Зарядка для языка

Положение языка при произношении буквы р может быть скорректировано с помощью артикуляционных упражнений, включающих разные движения языка и губ. Одни задания помогают растянуть уздечку и натренировать мышцу языка, другие – запомнить положение языка, третьи – направить воздух в верном направлении.

Учимся дома выговаривать звук [р]

Многие родители спрашивают, как выучить букву «Р» ребенку дома. Для этого нужно делать упражнения для тренировки речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, купить домашние тетради для закрепления произношения звука [р] и заниматься по ним.

ТОП-5 эффективных упражнений для формирования правильного произношения «Р»

Одними из лучших упражнений считаются:

  • «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Упражнение лучше делать лежа.
  • «Буря в стакане». Понадобятся емкость с водой и трубочка для сока. Нужно подуть через трубочку, чтобы вода забурлила.
  • Предложить ребенку сказать д-р-рынь, при этом щекоча кончик языка ватной палочкой.
  • «Барабанщик». Нужно улыбнуться и открыть рот, кончиком языка постучать за верхним рядом зубов многократно, четко произнося звук [д-д-д].
  • «Моторчик». Предложить малышу «завести мотор» [д-д-д], в это время с помощью палочки от мороженого быстро делать колебательные движения по краю языка из стороны в сторону.

Логопедическое занятие на тему «Профессии» для разных возрастов

Техника постановки звука от логопеда

Звук ставится двумя способами: по подражанию и механическим путем. Эти два способа могут работать также в сочетании. Постановка по подражанию основана на повторении звука за логопедом. Его следует подкреплять картинкой, тогда малышу будет легче ассоциировать звук с реальным предметом.

Механический способ воздействия на речевые органы производится при помощи каких-либо приспособлений (зонд, шпатель, ватная палочка).

Постановка звука с помощью логопедического зонда

Ребенку предлагается произнести звук, при этом логопед помогает языку принять нужное положение.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы помочь малышу научиться ставить язык в правильное положение, следует выполнять комплекс упражнений:

  • «Качели».
  • «Маляр».
  • «Посчитай верхние зубки».
  • «Лошадка».
  • «Грибок».
  • «Гармошка».
  • «Комарик».
  • «Моторчик».

Взрослому желательно показать на своем примере, как делается упражнение, потом предложить малышу повторить за ним. Комплекс построен в определенной последовательности, чтобы упражнения выполнялись от простых к сложным.

Обратите внимание! В результате артикуляционной гимнастики укрепляются мышцы стенок и кончика языка.

Ребёнок не выговаривает букву «Р»

Многие фразы из популярных кинофильмов уже стали крылатыми. Не исключение и эпизод из ленты «По семейным обстоятельствам», где на просьбу сказать «рыба» звучит: «Селедка!»

Нарушение произношения звуков [р] и [р’] называется ротацизм (латинское слово rhotacismus произошло от греческой буквы «ро»). Если эти звуки заменяются другими, такое явление носит название параротацизм (греческая приставка para означает ‘отклонение’, ‘нахождение рядом’).

Проблемы с произношением [р] есть у многих детишек. Если вы замечаете, что и ваш малыш затрудняется в произношении этого звука, обратитесь в центр развития детей, где работает детский логопед. Специалист выяснит, в чем причина речевого отклонения. Может быть, малыш страдает дизартрией или дислалией. Возможно, у него слабые мышцы артикуляционного аппарата и слабое дыхание. Еще может потребоваться помощь ортодонта (если у малыша короткая «уздечка»).

Чтобы подобрать специальные упражнения для преодоления ротацизма, тоже потребуются услуги логопеда.

Существуют разные виды ротацизма. Вот некоторые из них:

• Малыш может не произносить звук [р]. В таких случаях звучит «ука» вместо «рука».
• От латинского velum (‘мягкое нёбо’) происходит определение «велярный ротацизм». В этом случае нижний край мягкого нёба и корень языка сближаются, струя воздуха проходит в образовавшуюся щель и вызывает вибрацию нёба. Таким образом звучит так называемое велярное [р].
• Увулярное, или горловое [р] (от латинского uvula — язычок). Звук искажается из-за вибрации только маленького язычка.
• Если при артикуляции вибрирует боковой край языка, говорят о боковом ротацизме. В этом случае вместо [р] может звучать [рль].

• При билабиальном (иначе: лабиальном, губном, двугубном) ротацизме звук [р] образуется посредством вибрации губ. Еще этот звук называют «кучерское р», потому что он похож на [прр].
• Если язык передним краем касается альвеол только однократно, а периодических колебаний нет, говорят об одноударном ротацизме. В этом случае звук [р] бывает похожим на [д].
• Когда выдыхаемый воздух проходит между краем языка и щёками, что вызывает их вибрацию, речь идет о щёчном ротацизме.
• В случаях, при которых произношение [р] нарушается положением языка между зубами, говорят о межзубном ротацизме.
• Порой звук [р] произносится гнусаво, так как корень языка и мягкое нёбо смыкаются, а выход идет через нос.

Разновидностей параротацизма тоже немало. [Р] может заменяться звуками:

• [р’]: вместо «работа» — «рябота».
• [в], произносимым без вибрации, губами: «рука» — «вука».
• [д]: «рука» — «дука».
• [ы]: «рыба» — «ыыба».
• [г]: «рука» — «гука».
• [л]: «работа» — «лабота»
• [ль]: «рука» — «люка».
• [й]: «рука» — «йюка».

Для исправления неправильного произношения [р] необходимо упражняться. Сначала нужно добиться правильного положения языка и получить фрикативный [р] — для начала, без вибрации. А затем можно переходить к выработке вибрации.

В каждом случае к проблеме нужно подходить индивидуально и последовательно осуществлять действия, которые порекомендует детский логопед.

Когда нужна коррекция? Что делать, если ребёнок не выговаривает звук «Р»?

   Ох уж эта буква «Р»! Ну не легко она даётся малышам. Пожалуй, это самая частая причина обращения к логопеду — нарушение произношения звука «Р». 

Нужна ли коррекция вашему ребёнку?

   Звук «Р» является одним из последних и самых сложных для постановки. Обычно этим звуком логопеды занимаются в последнюю очередь, после того, как остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Коррекция необходима, если вашему ребёнку уже исполнилось 5,5 лет, а чёткости вы не слышите. До 6 лет нарушение произношения звука «Р» не считается патологией. 

   Если в 4 года звук «Р» появился, но прояваляется некорректно, например, ребенок заменяет его на «Л» или «В» — тоже стоит обратиться к логопеду.

Причины неправильного произношения звука «Р»

  1. Нарушение строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушение прикуса, отсутствие зубов, высокое нёбо.
  2. Нарушение регуляции дыхания, например, выдох проиходит через нос при горловом произношении. Это может происходить из-за изменения мышечного тонуса.
  3. Нарушение фонематического слуха, это когда ребенок не слышит фонемы родного языка или не различает их.
  4. Педагогическая запущенность — ребёнок не слышит грамотную речь дома, взрослые подражают детской неправильной речи и не исправляют некорректное звучание, ребёнку не читают книг и не ведут бесед с ним.

Как научить ребёнка правильно говорить звук «Р»

   На запнятиях с логопедом предварительно проводится подготовительная работа — упражнения для растяжки подъязычной связки, вернего подъема языка, разминки губ и челюсти.

   Затем проводится дыхательная логопедическая гимнастика. И далее логопед приступает к упражнениям по постановке звука. Завершающим этапом будут упражнения по автоматизации звука «Р».

Как в домашних условиях помочь ребёнку научится выговаривать «Р»

   Основную работу по постановке звука «Р» сделает, конечно, логопед. Но мама может помочь ребёнку дома, выполняя нехитрые упражнения.

Подготовительные упражнения:

  • «Лошадка» – щелкаем языком медленно и сильно, имитируя цокание копыт лошади. Важно: нижняя челюсть остается неподвижной.
  • «Качели» – открыть рот, языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
  • «Футбол» – рот закрыт, губы сомкнуты. Кончиком языка с силой упираемся то в одну, то в другую щеку.
  • «Индюк» или по-другому – «болтушка» – широким кончиком языка проводим по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносим БЛ-БЛ-БЛ.

Каждое упражнение выполняем по 10-15 раз.

Постановка от звука «Д»:

   Просим ребенка звонко произносить звук «Д». При этом кончик язычка должен быть сильным и сильно упираться в небо в том месте, где находятся альвеолы (бугорочки). Звук Д мы как бы тянем, повторяем без остановки: «Ддддд». При произнесении звука «Д» язык не должен отрываться от альвеол. Нажимать на язычок нужно с такой силой, чтобы в какой-то момент он завибрировал, и вы услышали «ДДД-РРР». Это и будет началом произнесения звука «Р». Далее начинаем произносить слоги: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, т.е. те, где «Р» звучит твердо. Обратите на это внимание и не используйте слоги с мягким «Р» (дре, дри и т.д.). Это уже этап автоматизации, т.е. введения и закрепления в речи звука «Р». Со временем переходим на слова, начинающиеся с «ДР»: драка, друг, дракон и тд.

   Потом отрабатываем Р в словах на «ТР»: трава, трус и пр. Когда ребенку будут хорошо удаваться эти упражнения, начинаем «отключать» не нужный нам звук «Д», отрываться от него. Для этого подбираем пары слов, наподобие таких: гром-город, бром-борода и т.д.

   ВНИМАНИЕ! Если описанным выше способом поставить звук не получилось, попробуйте следующее. На этапе, когда ребенок произносит «Дддд», легко подтолкните его язычок вглубь рта. Движение должно быть очень легким! Для этого можно использовать палочку от мороженого. Также можно попробовать слегка повибрировать (примерно на середине язычка) этой палочкой. Если получится, Вы услышите звук «ДДрр», а с ним начинаем работать по уже изложенной схеме.

Постановка от звука «Ж»:

   Этот способ подходит только если у ребенка есть хороший и чистый звук «Ж». Просим ребенка длительно с усилием произносить звук «Ж» и отодвинуть язычок чуть поглубже в рот. Вы должны услышать короткий (одноударный) звук «Р». Если получилось, продолжаем повторять это упражнение, закрепляем звук, а потом переходим к его автоматизации по аналогии с тем, что было описано выше. Сначала слоги с «ЖР», «ДР», «ТР» и тд.

Постановка от звука «С»:

   Важное условие – наличие у ребенка корректного звука «С». Этот способ необычен тем, что звук мы вызываем на вдохе, в то время как обычно делаем это на выдохе. Да и вообще вся наша речь – на выдохе. Просим ребенка длительно произносить звук «Сссс», а затем немного вдохнуть через рот и прижать язычок к альвеолам. Если все эти действия были проведены правильно, то мы должны услышать короткий «Р» с которым начинаем работать по схеме, озвученной выше.

   Если же у Вашего ребенка есть звук «Р» в изолированном звучании, т.е. он может сказать «Р» отдельно, а при этом не выговаривает звук в словах, вы вполне можете самостоятельно автоматизировать звук, т.е. ввести его в речь. НО важно, чтобы это был правильный звук. Алгоритм автоматизации аналогичен тому, что я описывала выше: сначала проговариваем его в слогах, затем в словах, где сначала звук находится в начале, затем в середине, затем в конце. А высший пилотаж – закрепляем произношение во фразах, чистоговорках, скороговорках и стишках.

   И главное, помним, что все упражнения по вызову звука мы проводим в форме игры! Это важно. Ведь можно придумать, что мы дуем не на язык, а «раздуваем парус», под которым поплывем на море, что мы не вдыхаем язычок, а хотим поместить «улитку обратно в ракушку» и т.п. Создавайте игровые ситуации, фантазируйте, чтобы максимально вовлечь ребенка. Мы не должны провоцировать негативных реакций у малыша. Мы не занимаемся, а играем и тогда, поверьте, результат появится в разы быстрее.

FAQ: Почему люди картавят?

Если человек не выговаривает сложные звуки, например, букву «р», то его называют картавым. А медики говорят, что у пациента «ротацизм» —нарушение звукопроизношения. Такую особенность можно встретить как у детей, так и у взрослых, и причины у неё разные.

По словам логопеда «Детской академии 5+» Ольги Морозовой, для того, чтобы чётко произносить раскатистое «р», нужны сильные мышцы артикуляционного аппарата и мощная воздушная струя. При правильном произнесении звука «р» под воздействием потока воздуха вибрирует именно кончик языка, прижатый к альвеолам — бугорочкам за верхними зубами.

— Поэтому часто картавость появляется из-за слабости мышц языка, — объясняет Морозова. — Ротацизм может возникнуть из-за укороченной уздечки, так как она не позволяет языку принять нужное положение.

Фото: © Shutterstock

Ещё одной причиной проблем с чётким рычанием может быть неправильный прикус. Как говорит ортодонт клиники Eurokappa Анна Мащенко, проблемы с произношением отдельных звуков можно заметить у человека ещё в детском возрасте. По её словам, в четыре-пять лет речь у человека уже полностью сформирована, но звуки «р» или «л» могут проглатываться. Часто выясняется, что причина проблемы механическая.

— Неправильное положение некоторых зубов не даёт человеку чётко произносить отдельные звуки. Всё чаще к ортодонту обращается человек, говорящий «тифына» вместо «тишина», — рассказывает Мащенко. — Пациенты жалуются: «Доктор, меня не понимают!» Тогда ортодонт проводит курс исследований и выясняет, как можно исправить зубной прикус.

По словам детского психолога клиники «Медицина» Татьяны Ивойловой, важно, как сам человек относится к особенности своей речи. Если она его не огорчает и он считает картавость своей изюминкой, то и менять ничего не нужно.

Фото: © Shutterstock

— Родителям ребёнка, который картавит, не нужно делать на этом акцент. Это прежде всего страх и тревога самих родителей, — считает детский психолог. — Если постоянно об этом говорить, то ребёнок действительно будет думать, что с ним что-то не так, и может развиться комплекс неполноценности.

Специалисты считают, что исправлять ротацизм можно в любом возрасте. Правда, взрослым нужно больше времени, чтобы исправить такую особенность, чем детям. Иногда достаточно выполнять дома определенные упражнения, и дикция становится правильной. В других случаях требуется вмешательство специалистов. К счастью, современные технологии позволяют избавиться от картавости даже взрослым людям.

Что делать, если ребенок не выговаривает букву «р»: когда бить тревогу


Опубликовано 08 Октябрь 2021 в 10:00

Блог Дети в городе >  Развитие >  Что делать, если ребенок не выговаривает букву «р»: когда бить тревогу



Photo: Freepik

У каждого ребенка свой индивидуальный темп развития речи. Поэтому и нюансы, связанные с освоением речи и произношением отдельных звуков, у каждого свои. В среднем, к трем месяцам дети потихоньку начинают гулить, а к полугоду уже вовсю произносят отдельные слоги вроде «ма» и «ба».

Проблемы с речью нужно исправлять незадолго перед школой. Как раз перед тем, как ребенка будут учить читать. Обычно за помощью к логопедам обращаются в 4-5 лет. В этом возрасте дети уже могут выполнять упражнения на занятиях, поэтому постановка звукопроизношения проходит быстрее. Однако, если к трем годам ребенок не произносит даже простые конструкции, это тоже повод обратиться к специалисту. «Дети в городе» узнавали, в каких случаях нужно обращаться к логопеду, и почему это так важно.

Читайте также: Почему малыш молчит, и как помочь ему заговорить

Кому нужен логопед?


Photo: Freepik

Самая распространенная проблема, с которой обращаются к логопедам, это проблема с произношением отдельных букв. Чаще всего можно услышать, что дети не справляются с буквой «р» и шипящими. Но на самом деле, поле работы логопеда весьма широко. Специалисты занимаются не только постановкой звуков, но и коррекцией других проблем с речью.

Какие проблемы решает логопед:

  • исправление дефектов речи,
  • расширение словарного запаса,
  • работа с грамматическим строем,
  • совершенствование связной речи,
  • формирование фонематического слуха.

Специалисты помогают ребенку освоить звуковой анализ и синтез звуков, научиться использовать развернутые высказывания, а также исключают из речи малыша грамматические ошибки вроде «волкин хвост». Также с логопедом ребенок может проработать проблемы, связанные с произношением сложных конструкций вроде «телевизор» и «велосипед».

Главное – не упустить время

Отметим, что нарушения фонематического слуха или зрительного восприятия букв могут негативно сказаться на учебе, поэтому все проблемы, связанные с речью, желательно решать до того, как ребенок пойдет в школу.

Специалисты подчеркивают, что проблемы с речью нужно решать своевременно, и призывают не верить рассказам, когда такие дефекты проходят сами по себе. Например, если упустить время и вовремя не поработать с произношением буквы «р», ребенок рискует так и не научиться этому. Кроме этого, детей с серьезным отставанием в речевом развитии могут не взять в общеобразовательную школу, отправив на коррекционное обучение.

Добавим, что при большом желании исправить проблемы с произношением слов и звуков можно и во взрослом возрасте. Правда, это потребует больших усилий на этапе автоматизации. Чтобы исправить дефекты речи, человеку потребуется прилагать много усилий и постоянно контролировать себя.

Сколько нужно заниматься с логопедом


Photo: Freepik

Время, которое уйдет на коррекцию речи, индивидуально для каждого ребенка. Обычно, при первой диагностике специалист может озвучить приблизительный коррекционный маршрут. Некоторым детям для исправления отдельных нюансов может хватить одного или двух занятий. Другим потребуется более длительная проработка. Многое также зависит от мотивации и индивидуальных способностей ребенка.

Важно помнить, что обучать ребенка чтению можно только после исправления звукопроизношения. Если проблемы с речью вовремя не исправить, то и читать он будет неправильно, путая буквы и смешивая звуки в речи. Поэтому важно своевременно обратиться к специалисту для исправления проблем.

Вам может пригодиться наша статья: Развитие речи: скороговорки для ребёнка

Что делать, если ребёнок «букву Рэ» не выговаривает? — ГУО «Средняя школа №1 г. Пружаны имени КБВО»

Пункт коррекционно-педагогической помощи

ПРИВЕТСТВУЕТ Вас, уважаемые родители!

В этом учебном году мы с Вами будем работать вместе.

И начнём с самого интересного.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК «БУКВУ РЭ» НЕ ВЫГОВАРИВАЕТ?

Отвечаем. Готовы?

— Первое:

Успокоиться. Расслабиться. Глубоко вздохнуть.

— Второе:

Настроиться на серьёзную работу.

— Третье:

Мы будем вести за руку Вас и Вашего ребёнка через все трудности.

 

Вперёд!

 

Итак, поговорим о звуках. Условная норма – это когда к 6-ти годам ребёнок умеет произносить все звуки родного языка. Не только умеет, но и самостоятельно, без напоминания пользуется в разговоре правильными звуками.

На что похож мозг шестилетнего ребёнка, собравшегося в школу? Известный в научной литературе образ: на колонну финиширующих велосипедистов. Кто-то пришёл первым. Кто-то лихорадочно крутит педали и догоняет. Кто-то немного отстал. Но финишную ленточку непременно пересекут все велосипедисты.

К шести годам наша «буква рэ» ещё не появилась, или как-то не так звучит? Значит, велосипедист «ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ» ещё догоняет свою колонну. Поможем ему!

Теперь давайте договоримся, что букву мы всё-таки пишем. А произносим, выговариваем – звук. К школе у нашего ребёнка может страдать произношение не только звука [Р], но и других звуков ([Л-Ль], [С-З-Ц], [Ш-Ж], [Ч-Щ] и др.). Причин очень много. Наиболее распространённая – анатомический дефект. Это:

  • Укороченная подъязычная связка, или уздечка. Определить это может только специалист. Если вы беспокоитесь по этому поводу – обратитесь за консультацией к стоматологу.
  • Слишком толстый язык с малоподвижным кончиком
  • Слабо выраженный кончик зыка (язык-«сердечко») и т.д.

Кроме лёгких нарушений анатомического строения языка, причиной неправильного произношения чаще всего является слабость мышц языка, недостаточная их разработанность. И, как следствие, неточные, неполные движения языка.

Какие бывают нарушения произношения?

  • Отсутствие звука. Ребёнок ну совсем не может произнести данный звук и просто пропускает его в речи. Если это [Р], то речь звучит примерно так: «ак, гоа, такто» (рак, гора, трактор)
  • Замена звука. Ребёнок в речи заменяет один звук родного языка на другой. Например: «лак, гола, тлактол» или «йак, гойа, тйактой»
  • Искажение звука. Ребёнок произносит звук [Р], но как-то не так. Не характерно для русского языка. Звук получается гортанным, как у французов. Самый непростой вид нарушения звука. Дело в том, что искажённый звук имеет особенность прочно закрепляться в речи, у ребёнка выработалась стойкая патологическая привычка. И перебороть её нелегко. Ребёнку нужна помощь.

 

Как всё это исправить?

Первый этап нашей с вами работы – подготовительный. Надо подготовить органы звукопроизношения (или артикуляции) к постановке звука. Для этого и у нас, в Пункте коррекции, и обязательно дома, и ОБЯЗАТЕЛЬНО ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ надо выполнять определённые артикуляционные упражнения для губ, языка, чтобы:

  • Развить и укрепить все основные группы мышц языка, губ;
  • Выработать у ребёнка умение точно выполнять все упражнения;
  • Выработать умение легко переключаться с одного движения на другое и т.д.

Как правило, на это требуется две-три недели. Впрочем, всё очень индивидуально

Второй этап – непосредственно постановка звука. То есть выработка умения произносить ИЗОЛИРОВАННЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ЗВУК. И надо закрепить это умение. Для простановки звуков у нас накоплено множество игровых приёмов. Будет сложно, но интересно, обещаем.

Снова повторимся: всё очень индивидуально. Кому-то достаточно одного показа, и звук получился. Кому-то надо время, чтобы закрепить полученный навык. А кому-то требуется очень длительная и упорная работа, чтобы добиться правильного звучания. Наиболее проблемными оказываются дети с небольшими анатомическими особенностями строения языка.

Третий этап – автоматизация звука в речи. Ваш выход, уважаемые родители!

Всё просто: чтобы правильно говорить, надо правильно говорить. Много и постоянно. Бывает, правда, покажешь ребёнку, и всё. На другой день он уже всё говорит правильно. Но из 36 детей в нашем пункте так бывает с двумя-тремя. С остальными нужно долго и упорно работать . Недостаточно проговорить правильно заданные слоги, слова, словосочетания, предложения, скороговорки, стихи и целые рассказы только здесь, у нас в кабинете. Необходимо повторить это вечером дома. Закрепить. Повторить на следующий день вместе с родителями. На третий день, снова проговорить всё это со специалистом и перейти к следующему заданию.

Давайте рассмотрим наш звук [Р]. Итак, мы научились его правильно «рычать». Чаще и легче всего звук [Р] ставится бесконтактным методом от стечения звуков «тр- или др-» (бывает и по-другому, но об этом в следующий раз). Значит:

  1. Длительно произносим: «тр-р-р-р-р-р…»
  2. Произносим одним толчком слог тра
  3. Произносим слова со слогом тра-:

а) в ударном положении в начале слова: трап, травы, травка, травма, трасса;

б) в ударном положении в середине слова: те-традь, ма-трац;

в) в безударных позициях: травА, травмвАй, траншЕя и т.д.

  1. Так же отрабатываем слоги тро-, тру-, тры— и весь набор слов с ними
  2. Далее – более сложные позиции со стечением согласных типа стр— (страх, стража, завтра и т.д.).
  3. Обратные слоги, т.е. впереди гласный звук, типа –атр, -отр, тр, -итр, -етр и все слова с ними.
  4. Произносим многократно предложения с отработанными словами: «Матрос тянет трос. Мы поедем на метро. В трамвае едут трое и т.д.»
  5. Учимся произносить стечение др- и все слоги и слова с ним (дра-, дро-, дру-, дры-…)
  6. Снова проговариваем фразы, небольшие тексты с отработанными слогами. Пересказываем по памяти, соблюдая правильное произношение.

Поверьте, это нелёгкий труд для ребёнка. И без Вашей помощи ему не справиться.

  1. Далее – упорная работа для того, чтобы «оторвать» звук [Р] от согласных «т» и «д». как правило эта работа начинается с произнесения обратного слога –ар. Честное слово, когда у ребёнка это получается, мы вместе кричим ура и тетрадки к потолку подбрасываем, прыгаем и визжим.
  2. А дальше – опять отработка, запоминание по всем позициям: —ар и слова с ним (шар, жар, удар, комар, пожар, парта, карта, арбуз артист…). Затем – по той же схеме – остальные обратные слоги и слова с ними (-ор, -ур, -ыр, -ир, -ер, -яр, -ёр, -юр)
  3. Предложения, чистоговорки, пересказы. Стихи, которые обязательно заучить с правильным звуком и многократно повторять. ДО АВТОМАТИЗАЦИИ!
  4. И, наконец, долгожданные открытые, или прямые, слоги: ра-, ро-, ру-, ры-. И, как вы уже догадались, — все слова, фразы, чистоговорки, скороговорки, стихи, пересказы…

Думаете, всё? Мягкий вариант звука [Р] требует отдельной постановки. Это совершенно другой звук. И почти тот же порядок автоматизации.

Цель нашего сегодняшнего разговора – не напугать, а просто донести до Вас, мои дорогие, масштаб проблемы. Мы поможем и научим. Но Ваш ребёнок без Вашей помощи ну никак не справится! К тому же наш многолетний опыт позволяет обобщить: если мы с Вами работаем вместе, то наш отставший велосипедист успешно догоняет колонну и вырывается вперёд

произношение — Почему британцы произносят слово «идея» со звуком «р» в конце? Произношение

— Почему британцы произносят слово «идея» со звуком «р» в конце? — Английский язык и использование Stack Exchange
Сеть обмена стеками

Сеть Stack Exchange состоит из 179 сообществ вопросов и ответов, включая Stack Overflow, крупнейшее и пользующееся наибольшим доверием онлайн-сообщество, где разработчики могут учиться, делиться своими знаниями и строить свою карьеру.

Посетите биржу стека
  1. 0
  2. +0
  3. Войти
  4. Зарегистрироваться

English Language & Usage Stack Exchange — это сайт вопросов и ответов для лингвистов, этимологов и серьезных энтузиастов английского языка.Регистрация занимает всего минуту.

Зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к этому сообществу

Любой может задать вопрос

Любой может ответить

Лучшие ответы голосуются и поднимаются на вершину

спросил

Просмотрено 52к раз

На этот вопрос уже есть ответы здесь :

Закрыт 5 лет назад.

В неротических диалектах обычно пропускается звук «р», так почему же здесь добавлен один звук, если в слове нет «р»?

спросил 14 фев, 2017 в 0:15

НикольНиколь

11.6k1111 золотых знаков5555 серебряных знаков8888 бронзовых знаков

0

Лингвисты называют это навязчивой буквой «р».Это регионализм, присутствующий как в Англии, так и в США. В следующем отрывке из Граммарфобии есть история:

  • Этот бизнес с «r» немного сложнее, чем вы думаете. Короткий ответ: добавление звука «р» в конце таких слов, как «газировка» или «идея», является регионализмом и не считается неправильным произношением. Вот история.

  • В английских словах, написанных с буквой «r», согласная всегда произносилась полностью.Но сегодня некоторые носители (особенно в некоторых частях Англии и на востоке США) дают «р» его полный звук только перед гласной либо в том же слове, либо в слове, непосредственно следующем за ним.

  • Возьмем, к примеру, слово «лучше». Эти говорящие произносят его как bettuh, но добавляют «r», если следует гласный звук. Например, тот же говорящий сказал бы: «Мне лучше платят», но «Мне лучше».

  • Другой пример: тот же говорящий сказал бы: «Нью-Йорк — это не ах», но «Нью-Йорк недалеко.Такие говорящие в основном используют «р», чтобы связать то, что они произносят как два гласных звука. Лингвисты назвали это явление «связыванием r».

  • Из-за тенденции произносить букву «р», когда она стоит между гласными звуками, многие из тех же самых говорящих делают еще один шаг и добавляют букву «р» там, где она неуместна, опять же между двумя гласными звуками.

  • Лингвисты называют это «навязчивым r», и это то, что вы слышите, когда кто-то говорит: «Мой содер [содовая] безвкусный.«r» вставляется ПОСЛЕ слов, оканчивающихся на «uh», как раз ПЕРЕД словами, начинающимися с гласных. Таким образом, тот же оратор сказал бы что-то вроде этого:

    .

(1) «Мой старый диван умер», но «Мой новый диван великолепен».

(2) «Это плохая идея», но «Эта идея меня раздражает».

(3) «Англия и Америка присоединились», но «Америкер и Англия присоединились».

(4) «Так говорит закон», но «это закон страны».

(5) «Тунец хорошо жарится», но «Тунер — моя любимая рыба.

  • Это объяснение «связывания r» и «навязчивого r» сильно упрощено. Некоторые говорящие обычно добавляют «r», произнося «idea» и «soda» как «idear» и «soder» даже в конце предложения. А некоторые говорящие опускают букву «р» в более общем смысле, говоря такие вещи, как bettuh и fah, даже перед гласными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.