Моторная алалия у детей: ᐈ Что такое моторная алалия? ≡ Центр Стимуляции Мозга

Содержание

Алалия у детей | Цены на лечение в Москве

Алалия характеризуется грубым недоразвитием или полным отсутствием речи в детском возрасте. Патологическое состояние возникает из-за органических повреждений головного мозга при полной сохранности слуха, отсутствии нарушений интеллекта. Поражаются только корковые речевые центры на этапе внутриутробного развития или на протяжении первых трех лет жизни. Это становится причиной глубокой системной несформированности речевой функции – скудного словарного запаса, аграмматизмов, нарушенной слоговой структуры, аномального звукопроизношения и неправильных фонематических процессов.

Признаки алалии у детей схожи с клиническими проявлениями афазии. Существенным отличием становится то, что последняя манифестирует после овладения ребенком речью, что происходит примерно в трехлетнем возрасте. При алалии же речевые нарушения сильно выражены изначально или дети не говорят совсем из-за органического поражения речевых центров. Патология чаще диагностируется у мальчиков.

Виды алалии

Грубые нарушения речевых функций систематизировались неоднократно. В основе разнообразных классификаций лежат механизмы, проявления, степень тяжести патологии. На сегодняшний момент в логопедической практике применяется такое деление алалии на отдельные группы:

  • экспрессивная (моторная) алалия вызвана ранним органическим поражением головного мозга, включая речедвигательный анализатор;
  • импрессивная (сенсорная) алалия связана с поражением мозга в области речеслухового анализатора;
  • смешанная мотосенсорная или сенсомоторная алалия обусловлена выраженным поражением зон коры, повреждением речевых центров, проявляется комбинацией признаков вышеперечисленных видов речевых расстройств.

При выборе наиболее эффективного метода логопедической коррекции и (или) медикаментозной терапии врач обязательно ориентируется на тип задержки речевого развития.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия у детей – отсутствие речевой активности, вызванное расстройствами слухового восприятия без физиологических нарушений слуха. Неговорящий ребенок не понимает выраженные словами просьбы, обращенные к нему. Сенсорная алалия является редким системным недоразвитием речи, диагностирующимся у одного ребенка из десяти со схожими поражениями коры головного мозга.

Несформированность речевой функции объясняется непониманием речи других людей. При сенсорной алалии говорят о вторичном нарушении подобного недоразвития. Ведь в основе патогенеза лежит расстроившееся фонематическое восприятие, что препятствует пониманию слов окружающих. Сенсорная алалия у детей – это и недоразвитие либо серьезное повреждение речеслухового анализатора. Ребенок слышит звуки, но не способен объединить их в слова.

Причины сенсорной алалии

Сенсорная алалия может возникать по многим причинам, но чаще всего вторичная задержка речевого развития спровоцирована следующими факторами:

  • патологиями беременности, включая гипоксию, алиментарно-трофические нарушения, инфекции, иммунологическую несовместимость;
  • поражениями центральной нервной системы при родоразрешении из-за преждевременного отхождения околоплодных вод, затяжных родов, обвития пуповины;
  • болезнями в раннем постнатальном периоде, включая травмы и опухоли головы, менингоэнцефалиты, инфекционный нейротоксикоз, тяжелые интоксикации.

Известны случаи, когда сенсорная алалия у детей была вызвана употреблением женщиной во время вынашивания беременности алкоголя или наркотических веществ.

Способы диагностики сенсорной алалии

При алалии обязательны неврологическое обследование, осмотр детским логопедом для оценки тяжести речевого дефекта. Информативны и данные инструментальных исследований:

  • акустических стволовых вызванных потенциалов;
  • электроэнцефалографического обследования;
  • магнитно-резонансной томографии головного мозга.

При сенсорных формах алалии диагностика значительно затруднена, так как под ее клинические проявления могут маскироваться другие слухоречевые нарушения и формы общего недоразвития речи (ОНР), а также дизартрия.

Симптомы сенсорной алалии

Независимо от причины задержки развития речевых функций сенсорная алалия у детей проявляется импульсивным поведением, быстрым истощением внимания, нежеланием контактировать с окружающими. При алалии ребенок не понимает обращенную к нему речь, не воспринимает звуки, пытается использовать элементарные словоформы:

  • звуковые подражания;
  • корни;
  • междометия.

Для этой формы алалии характерно неконтролируемое автоматическое повторение слов или фраз, произнесенных другими людьми, бессвязная речь.

Способы коррекции сенсорной алалии

В терапии для устранения симптоматики патологии используется комплексная коррекция:

  • курсовой прием фармакологических средств, которые назначил невролог;
  • логопедические занятия;
  • по показаниям – аудиотерапия.

В лечении алалии у детей обязательно применяется нейрокоррекция, с помощью которой удается переструктурировать нарушенные функции мозга и создать компенсирующие средства для того, чтобы ребенок обрел речевые навыки.

Прогноз, меры профилактики сенсорной алалии

Прогноз при сенсорной алалии отличается сложностью и индивидуальностью. Он достаточно благоприятен при своевременном логопедическом обследовании и грамотных коррекционных занятиях. Если систематическое проведение междисциплинарной психолого-медико-педагогической работы начато рано, то это способствует эффективной компенсации речевых нарушений, предупреждению вторичных отклонений. Удается полноценно интегрировать ребенка в социальную среду, подготовить к школьному обучению.

Профилактические мероприятия направлены на недопущение повреждения коры полушарий головного мозга в перинатальном периоде и в дальнейшем. Рекомендуется тщательно планировать беременность, своевременно лечить все заболевания ребенка.

Моторная алалия

Моторная алалия у детей является первичной несформированностью речи, для которой характерно отсутствие или дефицит устных высказываний. У ребенка также не развита моторика, есть признаки нарушения высших психических функций. В основном дети с моторной алалией несколько заторможены, лишь некоторые из них гиперактивны. Отмечается полная сохранность интеллекта, физического слуха. Периферические речевые органы у детей функционируют нормально, не нарушено понимание речи.

Алалия этого вида обусловлена, прежде всего, определенными двигательными расстройствами, что объясняет скудный словарный запас. У ребенка нет навыков выражения мыслей словами, составления словосочетаний и их применения. Выделяют два вида патологии по локализации очага повреждения в головном мозге:

  • афферентную моторную, при которой поврежден постцентральный участок коры, а ребенок с трудом находит артикуляционные позы, воспроизводит слова и фразы;
  • эфферентную моторную, спровоцированную поражением премоторного участка коры, проявляющуюся с трудом выполняемыми последовательными речевыми движениями, искаженным слоговым составом.

При моторной алалии артикуляционный аппарат сформирован правильно, но вот пользоваться им малышу затруднительно. В головном мозге разорваны связи между отдельными зонами, поэтому на фоне нормальной подвижности органов, ответственных за произношение слов, ребенок неспособен, например, совершать точные движения языком. Даже при сильном желании повторить слова он физически на это мало способен. Переход к фразовой речи может сопровождаться заиканием.

Возможные психические нарушения

При моторной алалии повышена вероятность обнаружения впоследствии различных отклонений в высшей психической деятельности. Многие из них могут стать источником проблем с внедрением ребенка в социум. Психическими проявлениями моторной алалии становятся такие патологические состояния:

  • замедленное течение мыслительных процессов;
  • нарушения памяти, трудности с усвоением полученной информации;
  • ослабленная концентрация внимания, неспособность сосредоточения на выполнении поставленной задачи;
  • недостаточная сформированность зрительно-пространственных функций.

Один из признаков экспрессивной алалии на раннем этапе развития – бедные речевые реакции, часто полное отсутствие лепета. Позднее для общения дети используют звукоподражание, мимику, жесты, примитивные невнятные слова. Также они отличаются плаксивостью, нарушениями сна и аппетита, у них часто меняется настроение.

Лечение моторной алалии

Коррекция моторной алалии разносторонняя, ведется с участием невролога, нейропсихолога. Полноценное лечение алалии у детей невозможно без логопеда. Он занимается следующими вопросами:

  • стимулирует речевую активность, развивает мотивационный компонент, вызывает речевые реакции, обогащает словарный запас;
  • формирует фразовую речь, развивает диалоговую форму общения, учит преодолевать речевые аграмматизмы;
  • знакомит с грамотой, чтением, развивает связную речь, а вместе с ней и коммуникативные умения;
  • корректирует фонетико-фонематические нарушения.

К выбору методов терапии практикуется индивидуальный подход, так как степень выраженности алалии и сопутствующих психических расстройств различна.

Массаж при алалии

Логопедический массаж особенно эффективен при данной патологии, так как его действие направлено на устранение дефектов владения ребенка речевым аппаратом. Во время проведения сеансов решаются многочисленные задачи:

  • нормализуется тонус гладкомышечной мускулатуры артикуляционного аппарата;
  • снижается влияние мышечной слабости на формирование речи;
  • улучшается артикуляционная моторика;
  • ребенок обучается задействовать в создании речи все мышцы, образующие речевой аппарат;
  • формируется умение координировать движения, которые производят артикуляционные органы.

В процессе массажа логопедом обрабатывается воротниковая зона ребенка с алалией – шея, плечи, верхняя часть спины, крупные мышцы лица. Могут использоваться специальные инструменты – логопедические зонды. Достигнутый эффект подкрепляется артикуляционной гимнастикой. С помощью комплекса упражнений удается обучить ребенка владению мышцами языка, губ, щек, мягкого неба.

Сенсомоторная алалия

Сенсомоторная алалия у детей также является глубоким недоразвитием речевой функции, возникающим в результате одновременного поражения речедвигательного анализатора вместе с речеслуховым. Нарушается способность к произвольному воспроизведению движений, узнаванию предмета по характерному для него звуку. Ребенок не может говорить и понимать чужую речь, ситуация усугубляется аномальной моторикой, ослабленным вниманием, гиперактивностью, однако никаких признаков интеллектуального недоразвития нет.

Диагностика сенсомоторной алалии

Исключительно благодаря мультидисциплинарному подходу врачам удается диагностировать смешанную сенсомоторную алалию. Она может маскироваться под заболевания, для которых характерны речевые и (или) слуховые расстройства. В чем заключается ее диагностика:

  1. Ребенок осматривается детским неврологом с целью изучения перинатальных факторов рисков, психомоторного развития, определения актуального неврологического статуса.
  2. При необходимости применяются инструментальные диагностические методы, из которых наиболее информативны результаты ультразвукового исследования сосудов головы, шеи, электроэнцефалографии, рентгенографии краниовертебрального перехода, магнитно-резонансной томографии.
  3. Ребенка консультирует детский отоларинголог, чтобы оценить его слух.
  4. С маленьким пациентом беседует нейропсихолог, изучающий слухоречевую память и внимание, определяющий артикуляционную апраксию, слуховую агнозию, сохранность психических ресурсов, оценивающий моторную, поведенческую, волевую сферы.
  5. Ребенка консультирует логопед для выявления структурных и симптоматических проблем речевой недостаточности.

Проведение дифференциальной диагностики необходимо для исключения сенсоневральной и кондуктивной тугоухости, аутизма, олигофрении.

Клиническая картина, особенности поведения

Из-за повреждения речевой и слуховой коры головного мозга в словарном запасе детей с алалией ограниченное количество слов. У них также много аутистических черт – это склонность к уединению, стереотипные действия, быстрая утомляемость от попыток общения, вспышки немотивированной на взгляд окружающих агрессии. Выражение желаний и эмоций у здоровых детей сначала осуществляется жестами. Затем они начинают говорить, постепенно усложняя и совершенствуя свою речь. Ребенок с алалией подобным образом не общается. Есть три степени тяжести патологии:

  1. Наличие достаточного большого количества слов в запасе, но они сильно искажаются в процессе произношения.
  2. Наличие только начальных навыков речевого развития.
  3. Полное отсутствие речи.

Возраст на течение патологии влияния не оказывает. Определяющим фактором становится степень тяжести поражения головного мозга.

Коррекция алалии

В лечении активно используются физиотерапевтические методики, лекарственные средства для компенсации обнаруженных расстройств в работе головного мозга. В зависимости от вида и степени тяжести патологии терапия проводится с помощью таких методов:

  • нейропсихологической коррекции;
  • логопедических занятий;
  • артикуляционного массажа;
  • аудиотерапии;
  • ритмотерапии;
  • биоакустической коррекции;
  • физиотерапевтических методов;
  • традиционного массажа при двигательных расстройствах.

В психологической помощи нуждаются дети с нарушением высших психических функций, проблемами в эмоционально-поведенческой сфере.

Домашняя терапия

Чтобы алалия осталась только в анамнезе, обучение должно проходить не только в логопедических центрах, но и дома. Что могут сделать родители:

  • в процессе игр учить ребенка определять предмет по произносимому названию;
  • беседовать с малышом, четко проговаривая звуки;
  • учить буквы, определять предметы, названия которых с них начинаются.

Мотивировать ребенка на обучение чтению и письму помогают книги с яркими иллюстрациями, головоломки, соответствующие возрасту.

Профилактика алалии

Чтобы предупредить детскую алалию, нужно обеспечить все условия для благополучного вынашивания беременности, беспроблемного родоразрешения. Раннее физическое развитие ребенка также способствует правильному становлению речи. А благодаря грамотной коррекционной работе при лечении патологии исключается вторичная интеллектуальная недостаточность.

Прогноз преодоления диагноза

При раннем начале лечения прогноз благоприятный. За счет комплексного характера коррекции, системного воздействия на речевые компоненты начинают правильно формироваться речевые процессы и развиваться психические функции. Особенно хорошо поддается лечению моторная алалия. Насколько эффективной будет терапия сенсорной или сенсомоторной разновидности, зависит от степени органического повреждения головного мозга. При отказе родителей от лечения в надежде на выправление речи в дальнейшем патология сохраняется и иногда становится причиной умственной отсталости.

Преодолеть алалию, помочь ребенку догнать сверстников в речевом развитии и успешно обучаться в обычной школе помогут специалисты клиники «Чудо Доктор». Позвоните или закажите обратный звонок на нашем сайте, чтобы уточнить детали и записаться на консультацию.

Коррекция моторной алалии | Детский центр «ЭСТЕР» САО

Поражение центра Брока, лобно-теменной области головного мозга, приводит к появлению моторной алалии. Недуг может иметь несколько причин, но одни самые распространённые – родовая травма или серьёзное заболевание, перенесённое в младенчестве.

Отличительные особенности

Моторную алалию можно отличить по ряду проявлений. 

  • С первых месяцев жизни таких малышей отличает повышенная раздражительность и капризность.
  • У ребёнка слабо развиты мышцы языка. Такая простая операция как облизывание губ даётся с трудом.
  • Навыки самообслуживания, связанные с мелкой моторикой, практически не развиты. Ребёнок не может завязать шнурки или застегнуть кофточку на пуговицах.
  • Ещё одна отличительная черта – расстройство координации. Дети не могут прыгать на одной ножке, не чувствуют музыкальный ритм, часто спотыкаются.

Теперь рассмотрим непосредственно речевые отклонения. Моторная алалия делится на несколько «ступеней».

  1. Речь малыша с алалией непонятна постороннему человеку. Понять смысл высказывания ребёнка можно только в контексте конкретной ситуации, с учётом его жестов и мимики. Дети с патологией этого уровня не могут вербально оформить свои чувства.
  2. У ребёнка проявляется способность выражаться в более понятной для близких форме. При этом они искажают звуки, меняют сложные слоги и звуки на более простые.
  3. Дети могут разговаривать фразами в 2-3 слова. Речь содержит лексические и грамматические ошибки. При этом ребёнок понимает, когда к нему обращаются и чего от него хотят взрослые. Способен выполнить задание, решение которого не требует навыков речи (например, в правильной последовательности разложить иллюстрации к сказке). НО! Изменение у знакомого слова приставки или окончания вызовет у ребёнка недоумение и непонимание, поскольку он воспринимает только лексический смысл слова.

Коррекция моторной алалии

Коррекция моторной алалии направлена, в первую очередь, на развитие механизмов, отвечающих за речь. При этом помимо специальных занятий, необходимо уделять значительно внимание обучению ребёнка, формированию у него знаний об окружающем мире в соответствии с возрастом. Терапия может включать приём медикаментов, а также занятия с учителем-дефектологом и педагогом-психологом (нейропсихологом). Логопедическая работа при моторной алалии особенно важна и включает в себя как постановку произношения звуков, так и специальный массаж.

Прогноз последствий моторной алалии и возможность избавления от диагноза зависит от того, в каком возрасте его поставили, от тяжести нарушения, лежащего в основе патологии, степени нарушения речи и проводимой коррекционно-медицинской реабилитационной работы.

Занятия для детей с моторной алалией в центре «ЭСТЕР»

Развивающий центр «ЭСТЕР» приглашает на коррекционные программы детей с моторной алалией. Наши специалисты составят индивидуальный план занятий, в зависимости от степени и формы нарушения.

Узнать подробности и записать ребёнка на занятия можно по телефону +7 (916) 549-99-23, руководитель направления «Особый ребёнок» Зверева Мария Геннадьевна.

Психолого-медико-педагогическая комиссия – РОДИТЕЛЯМ О МОТОРНОЙ АЛАЛИИ

Моторная алалия 

Признаки, по которым можно предположить, что у ребенка моторная алалия: 

  • Он не может повторить за взрослым движения губами или языком, потому что не понимает, как это можно сделать; 
  • Ребенок не может самостоятельно переключиться из одного положения артикуляционной гимнастики к другому, например, улыбнуться, а потом показать язычок, ему приходится помогать себе руками. 
  • Эти дети неуклюжи и неловки, их пальчики с большим трудом выполняют точные движения (выкладывание фигур из мозаики и т. д.) 
  • У детей с моторной алалией страдает внимание, они часто отвлекаются, не могут до конца дослушать инструкцию; 
  • Поведение такого ребенка чаще заторможено, хотя иногда встречается и чрезмерная возбудимость. 

 

Как строить общение и взаимодействие со специалистами: 

  • Не нужно бояться логопедической диагностики, с ее помощью специалист  наметит путь эффективной коррекции. 
  • Медикаментозная терапия, прописанная невропатологом, поможет стимулировать процессы восстановления речевых зон мозга. 

В сопровождении такой терапии эффективность занятий с логопедом и психологом значительно возрастает, поэтому было бы неразумно отказываться от предложенного врачом лечения. 

  • Самая безответственная тактика – ожидание того, что ситуация разрешится сама собой, и ребенок вдруг заговорит. Каждый месяц промедления без коррекции в раннем дошкольном возрасте может стоить 1-2 лет в период школьного обучения, поэтому медлить здесь недопустимо. 

 

Между тем, если сочетать лекарственную терапию с коррекционной работой специалистов и перестроить общение родителей с ребенком в соответствии с их рекомендациями, во многих случаях можно добиться значительного прогресса и практически полностью исправить ситуацию. 

 

Родители и речевая среда для ребенка-алалика 

Даже, если повезло найти хорошего логопеда, родителям нужно осознать, что не стоит перекладывать на него весь груз ответственности за развитие речи ребенка с моторной алалией. 

Главное, что они должны сделать создать насыщенную речевую среду, изменить всю систему семейного воспитания. 

Все режимные моменты (умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать своеобразными комментариями. Вот пример такого проговаривания при умывании: «Мы с тобой идем мыть руки. Открывай кран. Молодец! Возьми мыло из мыльницы. Намыливай руки. Клади мыло обратно. Осторожно не урони, оно теперь скользкое. Помой ручки хорошо, они испачкались. Смывай мыло, пока руки не будут чистые!» 

 

Требования к речи взрослых из ближайшего окружения ребенка с моторной алалией: 

  1. Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов; 
  1. Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса; 
  1. Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы; 
  1. Словосочетания нужно повторять несколько раз; 
  1. Слова надо произносить четко, с выделением ударного слога; 
  1. К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы. 

 

Не нужно ждать, а тем более — требовать ответа на свои вопросы. Здесь применяется другая тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы. 

 

Очень важно рассматривание предметов и игрушек вместе с малышом. Предмет нужно назвать, рассмотреть его, ощупать, произвести с ним действия. После многократного повторения в течение нескольких дней можно попросить ребенка принести предмет, или подать его, показать, как его нужно использовать. Так накапливается предметный словарь малыша, идет подготовка к освоению фразы. 

 

Чего делать нельзя? 

Совершено недопустимо принуждать ребенка к ответам на вопросы или к повторениям слов и фраз. Слова «Скажи!», «Повтори!» вообще не должны звучать в доме. Это может вызвать у него отказ от речи, проявления негативизма. И, тем более, недопустимо требовать от малыша назвать и сказать то, что в данный момент выходит за границы его возможностей. 

Нельзя давать слишком много речевого материала, перегрузка приведет к появлению дополнительной речевой патологии – заикания.  

Не стоит повторять за ребенком неправильно произносимые им слова – заменители. Он должен слышать только правильно звучащую речь.  

 

Речевой фон, звучащий около малыша, должен быть ясным, чистым и понятным ребенку. Постоянно работающий телевизор, музыка, заглушающая речь взрослых – все это создает шумовые помехи, мешающие детям с моторной алалией воспринимать слова и фразы взрослых, слышать себя. 

Желательно дозировать пользование компьютером, просмотр мультфильмов, не посещать часто массовые мероприятия.  

 

Смирнова С.С., учитель – логопед ПМПК города Тюмени

Моторная алалия у детей

Моторная алалия

Определение 1

Моторная алалия – это первичная несформированность экспрессивной речи, вызванная поражением мозговых центров во внутриутробном или доречевом периоде, которая проявляется отсутствием или дефицитом устных высказываний. Ее неречевые проявления – неразвитая моторика, заторможенность.

Моторная алалия является нейропсихологическим синдромом, при котором нарушены процессы производства речевых высказываний. В основном моторной алалией страдают мальчики. Алалия может проявляться резными уровнями общего недоразвития речи: от полного отсутствия вербальной коммуникации до несущественных фонематических и грамматических погрешностей.

Так как алалия носит полисиндромный характер, ее изучают разные науки – практическая логопедия, патопсихология, неврология и лингвистика.

Причины алалии

Нарушения связываю с очаговыми экзогенно-органическими повреждениями головного мозга, а именно – моторных центров речи. Учитывая срок влияния повреждающего фактора, принято выделять:

  • перинатальное воздействие – физические, биологические, химические и метаболические факторы, влияющие на ЦНС плода. Например, вирусные инфекции беременной, эндокринные болезни матери, тяжелые токсикозы во время беременности, гипоксия плода, резус-конфликт;
  • интранатальные причины – воздействуют на протяжении всего периода родов. Сюда относят асфиксию новорожденного и внутриутробные родовые травмы, которые могут вызывать поражения центров моторной реализации речи и гибель нейронов, также факторами, относящимися к этой группе можно считать обвитие пуповиной, наложение акушерских щипцов, кесарево сечение и пр.;
  • ранние постнатальные патологии – это патологии, которые возникли в возрасте до 1 года – ЧМТ, энцефалит, менингит, опухоль, локализованная в зоне Брока, частые инфекционные болезни, которые истощают ЦНС.

Готовые работы на аналогичную тему

Тяжесть алалии связана со временем повреждения головного мозга. Наиболее серьезные нарушения возникают, если вредоносный фактор воздействовал в 1 триместре гестации.

Патогенез

Механизмы моторной алалии рассматривают неоднозначно. Все теории подразделяются на психофизиологические, психологические и психолингвистические.

  • психофизиологическая теория рассматривает речевую недостаточность как следствие несформированности моторного звена речи. Ведущий дефект – нарушения в двигательной программе реализации речевых высказываний – кинестетической или кинетической апраксии;
  • психологическая концепция считает первоосновой недоразвитие неречевых процессов, то есть внимания, памяти, восприятия, в связи с чем возникает диссоциация отдельных этапов речевой деятельности – во время перехода от программирования высказывания к его моторной реализации;
  • психолингвистический подход сегодня считается наиболее обоснованным. В соответствии с ними основа патогенеза алалии состоит из неразвитости операций внутреннего планирования, выбора фонетических и лексико-грамматических средств и речевого оформления высказывания.

Классификация типов алалии

Различные аспекты изучения моторной алалии, в качестве системного речевого нарушения, отражаются в ее классификациях. Основой клинического подхода к систематизации является локализация поражения головного мозга. Учитывая этот критерий, принято выделять два типа экспрессивной алалии:

  • афферентная – возникает в ситуации поражения патологическим процессом постцентрального участка коры, который располагается в нижне-теменном отделе левого полушария;
  • эфферентная – возникает в связи с повреждением в центре Брока – премоторных участках коры заднелобных отделов мозга, который контролирует переключение артикуляторных актов.

Лингвистическая классификация алалии основана на выделении ведущего типа нарушения языковой системы – первичного или вторичного. В соответствии с этим, выделено 4 формы экспрессивной алалии:

  • ведущее расстройство по типу артикуляторной апраксии;
  • недоразвитие фонематической системы;
  • нарушения фонематического анализа;
  • преобладание нарушений функции повторения.

Симптомы моторной алалии

Тяжесть речевых нарушений может варьировать от незначительных вербальных затруднений до полного отсутствия разговорной речи. Нарушения касаются фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Раннему этапу развития свойственны бедные речевые реакции, иногда у детей совсем нет лепета. Первые слова появляются только в 3-4 года или позже. Дети используют звукоподражание, жесты и примитивные лепетные слова. В речи встречается много литеральных парафазий, элизий, персевераций, контаминаций.

Активный словарь маленького объема, фразы аграматичные и редуцированные. В речи в основном используются существительные, нет предлогов и союзов, практически нет глаголов, наречий и прилагательных. Члены предложения не согласованы по числу, падежу, роду и времени. Трудно повторяют отдельные звуки, звуковые цепи, слова и фразы по просьбе взрослого. Это делает речь практически непонятной для окружающих. Понимание обращенной речи чаще всего сохраняется, дети могут выполнять команды или инструкции.

Также обычно моторные алалики малоактивны, но могут быть и импульсивными. Некритичны к своему речевому недостатку. Они отличаются неуклюжестью и неловкостью движений, дискоординацией, грубыми нарушениями моторики пальцев рук, тяжело выполняют мелкие точный действия. Познавательная сфера характеризуется инертностью мышления, малым объемом памяти, расстройствами восприятия, неустойчивостью внимания. Дети часто плаксивы, страдают от частой смены настроения, нарушений сна и аппетита.

Коррекция моторной алалии

Процесс коррекции разносторонний и включает лекарственную терапию, физиопроцедуры, компенсирующие мозговые нарушения. Оптимально начинать педагогическую работу в раннем возрасте до 3-4 лет. Содержание логопедического воздействия состоит из следующих аспектов:

  • стимулирование речевой активности – развивает мотивационный компонент, вызывает речевые реакции на основании подражания, обогащает словарный запас;
  • формирование фразовой речи – при наращивании словаря формируются предпосылки появления простого предложения. Идет постепенное усложнение структуры фразы, проводят работу над слоговым составом слова, преодолением речевых аграмматизмов;
  • развитие связной речи – формируют монологическую речь, развивают навыки внутреннего программирования и формулируют высказывания. Дети учатся пересказывать, составлять тексты по серии картинок, сочиняют рассказы на заданные темы;
  • коррекция фонетико-фонематических нарушений – уточняют произношение всех фонем, в том числе гласных и звуков раннего онтогенеза. В процессе работы фиксируют внимание детей на положении артикуляционных органов и кинестетических ощущениях.

Алалия у детей моторная, сенсорная, симптомы — лечение


Под алалией понимается недоразвитие речи или полное ее отсутствие у детей. При этом, слух и интеллект развиты в норме. Причина данного недуга – повреждение в полушарии головного мозга областей, которые отвечают за развитие речи. Такие повреждения могут быть во время родоразрешения, при мозговых заболеваниях и травмах, которые ребенок перенес в раннем возрасте, еще до начала развития речи. Различают тяжелые и легкие случаи данного заболевания. В тяжелых ребенок полностью немой или может произносить лишь отдельные звуки/слоги. В менее тяжелых случаях можно отметить слишком маленький запас слов в обороте, сложности с восприятием речи, письмом и чтением. Стоит различать алалию и недоразвитие речи. Специфическое недоразвитие речи отличается нарушением речи при нормальном IQ и отсутствии патологий полушарий мозга.

Моторная алалия


Различают моторную алалию и сенсорную. Моторная характеризуется достаточным пониманием речи, но нарушением собственной разговорной речи, заучиванием новых слов и сложностями с грамматикой. Сенсорная – нарушение импрессивной речи, сложности с пониманием речи, отсутствие связывания между смыслом и произносимыми звуками, но при этом хороший слух и неплохие способности к развитию речевого аппарата. Врачи констатируют, что нередко встречается сразу и моторная и сенсорная алалия у одного пациента.

Может быть алалия различной степени, от самой легкой до серьезных ее форм, при которых ребенок долгое время не говорит, а после длительного обучения у него так и остается небольшое число слов в речевом обороте и нарушения в восприятии и произношении.

Моторная алалия – это когда нарушаются функции лобно-теменных областей коры головного мозга в левом полушарии. Характерными чертами является нарушение экспрессивной речи, отсутствие лепета, ребенок поздно начинает произносить фразы (после четырехлетнего возраста), но при этом речь со стороны окружающих малыш понимает хорошо. Ребенок при таком виде алалии не может правильно спрягать и согласовывать слова по падежной и родовой принадлежности. Он неверно использует предлоги, внутри слов может менять местами слоги, звуки и т.д. Все это называется нарушением грамматического строя. Слов в речевом обороте очень мало. При этом заболевании дети значительно отстают в обучении, наблюдается дисграфия и дислексия, также следует отметить пространственный гнозис и апраксию. Сюда же можно отнести поражение структур доминантного полушария и рассеянную неврологическую симптоматику. Для таких детей характерны и нарушения в психике, которые проявляются в двигательной заторможенности, рассеяности внимания, плохой работоспособности. Также хромает интеллектуальное развитие.

Сенсорная алалия


Для сенсорной алалии характерны повреждения височной области левого полушария. Слух при этом сохранен, но наблюдается нарушение акустико-гностической сторон речевого аппарата. Ребенок не дифференцирует звуки, плохо понимает речь говорящего и сильно нарушает всевозможные фонетические правила. Такие пациенты не могут нормально соотнести слово и предмет, речь окружающих для них малопонятна или вовсе не понята, в связи и с этим собственная разговорная речь находится на очень низком уроне. Дети могут не реагировать на обращения окружающих к ним, но отвлекаться на посторонние шумы, они переворачивают слова с ног на голову. Речь при этом в меру быстрая, интонация нормальная, но слуховое внимание резко нарушено, отмечаются эхоалалии. На психике такие нарушения явно отмечены. Это интеллектуальное недоразвитие на общем фоне. Могут быть небольшие задержки и очень серьезные, вплоть до олигофрении.

Вербальная и невербальная форма психический деятельности характерна и для сенсорной и для моторной алалии. Обычно такие дети без труда выполняют невербальные задания – сопоставляют картинки по аналогии, выкладывают верную сюжетную последовательность и т.д. Но речь при

этом развивается с задержкой. В то время, когда ребенок должен начать гулить, лепетать, говорить отдельные слова, потом фразы и выражения, этого не происходит. Развитие речи идет с задержкой, либо полностью отсутствует. Иногда вместо или параллельно с этим могут появляться жестикуляции вместо речи, повышенные интонационные крики, эгоцентрическая речь при неплохом понимании разговоров окружающих, косноязычие, аграмматизм и скудный словарный запас.

Также дети, страдающие алалиями, могут невротически реагировать на дефекты речи. Они быстро устают, у них рассеянное внимание, низкая работоспособность, задержка психического развития второго уровня. Если диагноз моторная алалия, то при появлении фразовой речи может начаться заикание, речь прерывистая, искаженная по интонации. Особенно четко это наблюдается в левой премоторной области. С такими детьми проводятся специальные занятия, направленные на ознакомление с разнообразием интонаций, обучение мелодичности и плавности речи. Если это сенсорная алалия, то у ребенка нарушен фонетический слух, а само слуховое внимание очень лабильно. Если активно работать с логопедом, то у маленького пациента с сенсорной алалией речь восстанавливается обычно быстрее, чем у тех, кто страдает моторной алалией.

Записаться на прием

Алалия у детей — Обследование и коррекция алалии у детей в Санкт-Петербурге через занятия с логопедом

Под алалией понимают отсутствие или недоразвитие речи, связанное с органическим поражением речевых зон коры головного мозга, наступившее во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Симптомы просты — без специального обучения такие дети не начинают говорить самостоятельно, и появление речи у них может задержаться до предшкольного, а в редких случаях и до более позднего времени. У детей с алалией задержка речевого развития не связана со снижением слуха или нарушением интеллекта — первоначально эти функции у ребенка сохранны.

Если коррекция и лечение ребенка с алалией начинается поздно (после 4—5 лет), у таких детей отмечается вторичная задержка психического развития, поскольку их запас знаний об окружающем мире отстает по сравнению с говорящими сверстниками. При алалии нарушается развитие всех сторон речи — фонетической (произносительной), лексической, синтаксической, грамматической, морфологической.

Поэтому алалию называют системным расстройством речи, поскольку ребенок не усваивает правила функционирования всех подсистем родного языка. В зависимости от локализации (расположения) очага повреждения, могут повреждаться разные речевые зоны головного мозга.

При поражении двигательных (моторных) зон у ребенка отмечаются трудности порождения речи (понимает обращенную речь, но не говорит). По наиболее распространенной медицинской классификации такую форму алалии принято называть «моторной». Обследование детей с моторной алалией — важный этап, от которого зависит дальнейшее построение работ по коррекции.

При поражении сенсорных речевых зон, отвечающих за восприятие и узнавание речи, у ребенка на первый план выступают нарушения понимания обращенной речи, что в свою очередь приводит к нарушению формирования собственной речи ребенка. Такую форму алалии принять называть «сенсорной».

Однако на практике, гораздо чаще специалистам приходится сталкиваться со смешанной «сенсомоторной» формой алалии, при которой одновременно нарушается понимание и речи и активная речь ребенка.

Сложность этого речевого нарушения связана с сочетанием речевых симптомов с неречевыми — повреждением нервной системы, нарушением психических процессов и личностных свойств, то есть сенсорно-моторной алалией. Чем раньше начинается лечение и коррекция алалии у детей, тем лучше прогноз не только речевого, но и интеллектуального развития ребенка.

Логопеды и другие специалисты нашего центра осуществляют обследование, проводят диагностику и занятия с детьми, страдающих как от моторной, сенсорной, так и от сенсорно-моторной алалии. Запишитесь на прием и вам будет предоставлена консультация и сделан прогноз относительно заболевания ребенка, а также план работ работ по его лечению и дальнейшему обучению.

 

Записаться на приём

Печать

Мой Логопед — Моторная алалия

Моторная алалия

Это результат задержки развития языка из-за проблем когнитивных функций (необходимые для развития языковых функции). Этими показателями являются: уровень понимания речи, развитие невербальных познавательных функций, уровень развития социальных представлений и звукопроизношение (последнее – функция слухоречевого перцептивно-моторного контура мозга — управление).

В некоторых исследованиях, где основное внимание уделялось детям с тяжелыми проблемами понимания, возникал вопрос: «Трудности в понимании являются слуховыми или исключительно лингвистическими нарушениями?»

Диагноз моторная алалия стремительно набирает обороты среди неврологов и логопедов. В проведенных клинических исследованиях выявленный диагноз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (в соотношении 4:1). Причина этой связи пока не известна. Никакой связи с генами в половых хромосомах не обнаружено.

Моторную алалию принято характеризовать по признаку «ребенок все понимает, но не говорит». К сожалению, это неверная трактовка. Ребенок с моторной алалией так же может иметь проблемы в понимании речи, инструкций.

Речь — это язык в действии. Что такое язык?

Язык — это сложная знаковая система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Будучи неразрывно связан в своем возникновении и развитии с данным человеческим коллективом, язык представляет собой явление социальное. Язык образует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не существует.

По определению В. А. Ковшикова, моторная алалия — это расстройство языка, которое характеризуется нарушением (в онтогенезе) усвоения в экспрессивной речи инвентаря языковых единиц и правил их функционирования. В процессе порождения речи это проявляется в невозможности или разладе производства грамматических, лексических и фонематических операций при полной или относительной сохранности смысловых и моторных (артикуляторных) операций.

Языковая задержка отличается от задержки речи тем, что в коррекции языковой задержки мы не занимаемся развитием механических и двигательных аспектов речевого производства. То есть, коррекция не строится на развитие артикуляции. Логопедический массаж в данном случае не будет продуктивным, равно как и артикуляционная гимнастика.

Говорение (осуществление речевых высказываний в звуковой форме) — это двухэтапный процесс.

Первый этап — кодировать сообщение в набор слов и конструкций предложений, которые передают требуемый смысл, — то есть на язык.

Пример. Необходимо сказать, что хочешь мороженое. Нужно расставить слова в таком порядке, чтобы передать именно этот смысл. То есть, не «где мое мороженое», не «я хочу холодное», не «хочу лед». Нужно подобрать слова. Это процесс поиска слова.

На втором этапе — язык переводится в моторные команды, которые управляют артикуляторами (органами и структурами, такими как: легкие, голосовые связки, рот, язык, зубы и т.д.). Таким образом появляется речь, то есть устно выраженный язык.

Чтобы язык формировался правильно и ребенок мог начать говорить, необходимо фонологически обработать услышанное.

Понятия нарушения речи и нарушения языка оторваны друг от друга.

Ребенок может иметь задержку в речи (т.е. не в состоянии создавать понятные звуки речи), но не задерживается на языке, например при дизартрии или заикании.

Однако, ребенок с задержкой языка, как правило, еще не способен оформить свою мысль. Следовательно, у него будет большая вероятность задержки речи.

Языковые задержки являются наиболее частыми задержками в развитии и могут возникать по многим причинам.

Задержка может быть связана с тем, что ребенок является «поздней пташкой» (индивидуальная особенность). Но важно знать, что ЗРР может маскироваться и под серьезную проблему.

Наиболее частые причины задержки речи:

  • Потеря/снижение слуха
  • Медленное развитие (индивидуальные особенности). У ребенка медленно созревает определенные мозговые структуры или имеется дисплазия мозга.
  • Интеллектуальная недостаточность
  • Психосоциальная депривация — ребенок не достаточно времени общается со взрослыми. Стоит отметить: исследования по раннему развитию мозга показывают, что младенцы и малыши остро нуждаются в непосредственном взаимодействии с родителями и другими близкими людьми/воспитателями для здорового роста мозга и развития соответствующих социальных, эмоциональных и когнитивных навыков.
  • Расстройство гиперактивности и дефицита внимания
  • Аутизм. Имеются убедительные доказательства того, что аутизм связан с задержкой языка.
  • Синдром Аспергера. Находится в аутистическом спектре, однако, не связан с задержкой языка.
  • Селективный мутизм — ребенок просто не хочет говорить.
  • Генетические аномалии. В 2005 году исследователи обнаружили связь между выразительной языковой задержкой и генетической аномалией: дублированный набор тех же генов, которые отсутствуют у страдающих синдромом Вильямса-Беурена.

Основной клинический симптом моторной алалии– нарушение перехода от наблюдаемого объекта, воспоминания, ощущения, мысли или идеи к произнесению слова, повествованию и в целом к вербальной̆ экспрессии, а также к внутренней̆ речи.

Артикуляция, построение фраз, кратковременная вербальная память, слуховое восприятие и навыки понимания речи могут нарушаться в различной̆ степени и влиять на клиническую картину в целом.

Показательными признаками моторной алалии являются:

  • позднее языковое обучение и длительное молчание
  • «сломанная» речь (нарушение слоговой структуры)
  • отсутствие лексики
  • проблемы с синтаксисом
  • понимание речи затруднено
  • проблемы в изучении
  • нарушение внимания
  • когнитивные расстройства с психомоторной задержкой
  • недостаточное понимание глаголов

Дети с моторной алалией (правильно воспринимающие явления) не могут выразить мысль в экспрессивной речи или выражают ее в неправильной языковой форме. У них имеется нарушение в операции поиска слова.

В чем это выражается? Ребенок может все правильно показать на картинке, при этом с подбором слов возникают проблемы. Как следствие, вместо «щека» ребенок говорит «голова», вместо «ванна» — «мыться».

Примеры поиска слов у детей с алалией (косой скобкой отмечены паузы).

Примеры успешного поиска:

свитер → кофта / капюшон / пальто / свитер;

карусель → можно кататься, когда сядешь на любое, где тебе нравится и поедешь / карусель;

зебра → лось / не лось / дома у меня есть / зебра;

душ → вода / дождик назвать можно / не знаю / есть дома пластмассовый / это душ;

печенье → а как там / торт / не торт / пар… / папиросы что ли / карандаш что ли / торт / вафли / с чаем пьем / печенье;

дом → город / Ленинград / дом; холодильник ®дверь / шкаф / холодильник.

Примеры безуспешного поиска:

гора → камни /земля;

озеро → вода / лодка

щеки → лицо / красные / красные / ноги / руки /лицо;

петух → курица / гребешок / гребешок / гребешок / золотой гребешок / гребешок / курочка ряба / гребешок / золотой гребешок.

Степень нарушения в разных областях языка (грамматика, слоговая структура слова, лексика) может варьироваться от ребенка к ребенку. Дети могут иметь разные комбинации проблем. Рассмотрим их подробно.

Грамматика

Способность ребенка употреблять слова в правильном падеже, склонять слова, сочетать с числительным: «Кого ты поймал?» — «паукА, мухУ», «два яблокА».

Ребенок с нарушением может сказать «Я прыгаю сюда», вместо «Я прыгнул сюда». Или «Карандаш на обуви синим». Людям бывает трудно понять смысл сказанного. Из-за нарушенного порядка слов и затрудняется понимание. Что в этом предложении синее, обувь или карандаш?

Семантика

Относится к способности ребенка понимать смысл слов и как значения выражаются в сочетании слов вместе.

Дети с моторной алалией часто имеют ограниченный словарный запас и могут использовать небольшой набор слов с довольно общими значениями.

Поиск слов

Дети с нарушениями могут знать слово, но с трудом получают доступ к нему для воспроизведения.

Дискурс

Дискурс относится к уровню организации языка вне предложения. Ребенок с ограничениями в этом домене может иметь ограниченную способность рассказывать историю или описывать набор событий в логической последовательности.

Например. Вам говорят «роза». Вы представляете себе цветок. Вы считаете, что все девушки любят розы. Роза должна быть красной. Она символизирует любовь. Про розы пела какая-то эстрадная певица. И еще есть группа, в названии которой фигурирует это слово. Все эти смыслы, всплывающие у вас в голове, — ваш дискурс.

Устная память и обучение

Проблемы с запоминанием слов или предложений могут повлиять как на изучение нового словаря, так и на понимание длинных или сложных предложений.

Фонология- это отрасль лингвистики, связанная с тем как звуки объединяются в словах. Дети с трудностями в фонологии могут не различать определенные речевые звуки, такие как «том — дом — ком — ром — сом — ном — лом», «провел — прочел». Такие трудности не являются необычными, это часть этапа развития у малышей, но чаще они решаются к тому времени, когда детям исполняется 4-5 лет.

Важно отметить, что трудности с произведением некоторых речевых звуков абсолютно точно могут уменьшить разборчивость речи. Кроме того, более тонкие нарушения в распознавании конкретных звуков в словах (фонологическое осознание), могут привести к трудностям с формированием грамотности.

Проблемы с актуализацией слова

Для примера, я занимаюсь с мальчиком и он легко актуализирует достаточно сложные слова: «подбирай», «чуть-чуть», но никак не может произнести простые слова: «буду», «вода».

Дополню, что детям с алалией трудно вспоминать слова, а так же:

  • присутствуют расстройства процессов зрительной и слуховой (кратковременной и долговременной) памяти, особенно это касается произвольной памяти
  • имеется расстройство произвольного внимания
  • наблюдается речевой негативизм

Одним из сопутствующих нарушений при алалии является диспраксия.

Дети у которых хорошо развита экспрессивная речь, нормальный синтаксис и понимание, но при этом имеются трудности с четкостью в речи (с искажениями, заменами, ошибками согласования и пропусками согласных), — страдают диспраксией.

Фонологическая обработка

Обычно данный̆ синдром сопровождается коморбидными ( наличие нескольких хронических заболеваний, связанных между собой единым патогенетическим механизмом) нарушениями в двигательной сфере. В речи отсутствуют согласные звуки, может наблюдаться речь из гласных звуков. При этом дети могут жестикулировать.

Поскольку каждый ребенок индивидуальный, то степень нарушения того или иного сегмента языка у каждого своя. У кого-то могут отсутствовать явные нарушения в слоговой структуре слова, но могут быть очень большие проблемы в грамматике.

Вот некоторые правила, которые помогут облегчить жизнь ребенка с алалией:

  • Используйте короткие, простые предложения.
  • Визуальное подкрепление. Часто визуальная поддержка, такая как изображения, знаки и демонстрация, может быть действительно полезна для детей с языковыми трудностями.
  • Комментируйте деятельность, а не задавайте вопросы. Естественно, что мы в разговоре задаем много вопросов. Однако для детей с языковыми трудностями отвечать на них затруднительно.
  • Не давите на ребенка и не отбивайте желание говорить.
  • Предлагайте выбор. Иногда детям с алалией может быть трудно запоминать слова. Вместо вопроса «Что ты хочешь съесть?», попробуйте спросить: «Ты будешь яблоко или банан?».
  • Для очень маленьких детей нужно показывать предлагаемые предметы, прежде чем спрашивать о них.
  • Предлагайте очевидный выбор, чтобы давать детям чувство уверенности.

Дорогие родители, если, вы заметили, что вашему ребенку сложно выражать себя, речь «не идет» то не ждите возраста трех лет. Обязательно обратитесь к неврологу, логопеду для диагностики и консультации.

Раннее вмешательство доказало свою эффективность в работе с данным нарушениями!

Логопедический садик для моторных алаликов здесь

(PDF) ОПИСАНИЕ РЕБЕНКА С АЛАЛИИ

ОД ПРАКТИКА ЗА ПРАКТИКА

ДЕФЕКТОЛО[КА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2005; 3-4: 89-97 93

Во состояние и добро да ги артикулира вока-

лайт (а, д, и, о, у), плозивит (п, б, т, г, к, г),

африкатит (~, z), фрикатит (j, f), назали-

te (m, n) и има делумно развиен рецептивен

говор. На лингвограмме-тестот ги препознава

поимите преставени со слики~ки (игла,

саат, око, уво, стопа, капа, баба, заб, топ, о~и,

клю~, воз, список, сонце, аба, пес, кола, {ал).

Постой признания на налози и извріува

единоставни налози. Долината на вербально-

на памтеве е на ниво на двослони зборови.

Оральная практика и добра.

По ~этиримезе~ниот изве{тай се забеле`у-

ваат промени во развоёт на говор. Прием-

тивниот говор му е многу подобран. Мо`е

да разбере и извр{и послоэни налози од

типот-стани и оди да донесе{ вода за… ; odi

i vikni ja… Активниот ре~ник му е збога-

тен, употребова пове}е зборови. Vo komuni-

kacijata upotrebuva odredeni frazi kako:

sakam voda, kolku e ~asot. Prepoznava pogo-

lem broj na sliki~ki i mo`e da gi imenuva.

Na poednostavni pra{awa mo`e da dade

одговор, како на пр: [то прави пилето?-

Лета. я сл. Na po~etokot koga }e muse

postave{e odredeno pra{awe toj mehani~ki

go potoruva{e, dodeka sega znae deka od

nego se bara odgovor.

Войдите вслед за се забеле`ува

прогрес во развоёт на говор. Д.К. e vo

sostojba da povtori re~enica sostavena od

tri zbora. Verbalnoto pamtewe mu e na ni-

vo na agramati~na pro{irena re~enica. Go

богатува и пассивиот и активниот ре~ник.

На следниот логопедски наод мо`е слобод-

но да ка`еме дека детето ве}е се нао|а во

по~этна лингвальна фаза. Vo sostojba e da gi

artikulira skoro site glasovi, no s¡u{te

nema vospostaveno funkcionalna primena

na istite.Препознава и имя поголем

брой предметы. Vospostavuvaverbalen kon-

takt.

Во след изве{тай се глeда дека говор

во пoглeд на нeговите интелeктуальни спо-

собнoсти мо`е да се ка`е дека е добар. Има

развиено рецептивен говор, во состояние е да

ги разбере сайт говори налози.

У него хорошая артикуляция гласных (а, э, ю, о, ю),

взрывных (р, б, т, д, к, г), африкативных (ч, з), фрикативных

(й, е), носовые (м, н) и минимальная рецептивная речь.

На лингвограмме узнает изображения: a

часы, глаза, ухо, курица, бабушка, игла,

поезд, солнце, собака, машина, кепка, зуб, ружье, ключ, лист, лягушка,

шаль и т.д. Распознает простые команды.

Он помнит двухсложные слова. Его устная практика хороша.

После четырех курсов лечения заметны

изменения в развитии речи. Его рецептивная

речь намного лучше.Он понимает больше

сложных команд, например: «Встань и

принеси стакан воды для…; Иди и позвони…» Его словарный запас намного лучше, он использует больше слов, а в общении

использует такие фразы, как: Я хочу

немного воды. Который сейчас час? Он узнает множество из

картинок и называет их. Он может дать ответы на простые вопросы. Пример: Что делает птица

? Это летает. В начале, когда его спрашивали

, он повторял вопрос, но теперь он знает, что

должен ответить на вопрос.

Кроме того, есть прогресс в развитии речи-

. Д. К. может повторить предложение, состоящее из 3

слов. Он обогащает как пассивный, так и активный словарный запас

.

Следующее логопедическое исследование показывает, что ребенок

находится в доречевой фазе. Он может произносить

почти все голоса, но еще не применяет их

функционально. Он узнает и называет большое

количество предметов. У него есть вербальные контакты.

Следующие отчеты показывают, что его речь, связанная с

его интеллектуальными способностями, хороша. У него развита

рецептивная речь, и он понимает все словесные

приказы.

Различные виды нарушений речи и их причины

Ну, есть много причин, по которым детям трудно научиться говорить. Иногда это просто задержка в развитии речи, и ребенок будет продолжать учиться говорить самостоятельно.

В других случаях могут возникнуть определенные проблемы, которые потребуют оценки и лечения, возможно, у логопеда. Обычно мы думаем о такого рода проблемах в двух основных областях.

Первая область — это язык. Если у ребенка проблемы с развитием речи, у него возникают проблемы с развитием словарного запаса, изучением того, что такое разные слова и что они означают. У них могут быть проблемы с пониманием того, что им говорят. У них могут возникнуть трудности с изучением определенных грамматических форм, таких как формы прошедшего времени.Или им может быть трудно научиться составлять слова в правильном порядке.

Другая категория, о которой мы думаем, когда оцениваем детей, это речь. Речь — это просто акустика или звук языка. Когда люди разговаривают, это одна из форм языка. Речь включает в себя движение оральных артикуляторов — языка, челюсти, губ — для создания звуков языка. Таким образом, речь является своего рода вербальным компонентом языка. И когда мы оцениваем детей, мы действительно смотрим на обоих.У детей могут быть трудности как с языком, так и с речью, или у них может быть больше трудностей с одним, чем с другим.

Ну, есть много различных проблем с речью. Мы думаем о них в категориях. То есть некоторые дети с трудом осваивают речь, потому что им трудно освоить систему звуков своего языка, управляемую правилами. Таким образом, эти дети могут не выучить все звуки или заменить один звук другим.

Но еще одной важной категорией речевых проблем являются моторные нарушения речи.И это может происходить по разным причинам. Иногда сами мышцы слабые, поэтому звуки искажены или невнятны. Иногда, однако, мышцы могут быть просто в порядке. Но процессы мозга, которые сообщают мышцам, что делать, работают неэффективно. Так что это другой вид двигательного расстройства речи. И для этого вида моторного речевого расстройства мы используем термин детская речевая апраксия.

Некоторые проблемы с речью на самом деле связаны с потерей слуха, из-за которой ребенок может неправильно воспроизводить звуки или не выучивать систему звуков своего языка.У других детей могут быть структурные проблемы, такие как расщелина неба, когда звуки могут быть искажены из-за фактических изменений во рту, особенно на небе. Иногда даже зубной ряд и то, как зубы смыкаются во рту, могут вызвать некоторые проблемы с речью.

Задержка речи и аутизм: как отличить

Вы заметили, что ваш ребенок говорит не так много, как его сверстники. Вполне возможно, что ваш двухлетний ребенок еще не сказал своих первых слов. Напрашивается вопрос: это аутизм или задержка речи?

Задержка речи может быть признаком аутизма.Однако это не всегда так. Итак, как вы понимаете разницу между аутизмом и задержкой речи?

Что такое задержка речи?

Задержка речи или алалия — это задержка развития речи или задержка использования артикуляторов для воспроизведения речи.

Речь является частью языка. Это процесс создания звуков с помощью легких, гортани, голосовых связок, языка, губ и зубов.

Эксперты считают, что у ребенка задержка речи, если скорость развития речи ниже, чем у детей их возраста.

Что такое нормальное развитие речи у детей?

Скорость развития речи измеряется по возрастным вехам. Эти вехи могут служить ориентирами для определения нормальной скорости речевого развития ребенка.

В возрасте от 1 до 6 месяцев

  • Ребенок должен уметь ворковать в ответ на голос.

В возрасте от 6 до 9 месяцев

  • Ребенок должен начать лепетать в ответ на голос и самостоятельно.

К 12 месяцам

  • К своему первому дню рождения дети должны уметь осмысленно произносить «мама/папа». Некоторые дети часто начинают имитировать двух- и трехсложные слова, которые неоднократно слышат взрослые.

В возрасте от 13 до 15 месяцев

  • Обычно словарный запас детей составляет от четырех до семи слов. Около 20% их речи должны понимать и незнакомцы.

В возрасте от 16 до 18 месяцев

  • Словарный запас 18-месячного ребенка должен составлять не менее десяти слов.Вы должны ожидать некоторую эхолалию (повторение того, что вы говорите) и широкое использование жаргона.

В возрасте от 19 до 21 месяца

  • К тому времени, когда вашему ребенку исполнится от 19 до 21 месяца, его словарный запас должен увеличиться до двадцати слов. Незнакомцы должны быть в состоянии понять около 50% их речи.

К 24 месяцам (2 годам)

  • К своему второму дню рождения словарный запас детей должен составлять не менее пятидесяти слов.24-месячный ребенок должен уметь использовать фразы из двух слов. Незнакомцы должны быть в состоянии понять около 70% их речи.

К 36 месяцам (3 годам)

  • К 3 годам дети начинают использовать множественное число и прошедшее время в своих предложениях. 3-летние дети должны уметь правильно сосчитать не менее трех предметов. Они должны использовать предложения из трех-пяти слов. Незнакомцы должны понимать от 80% до 90% того, что говорит ваш 36-месячный ребенок.

От 3 до 4 лет

  • Дети от 3 до 4 лет должны уметь составлять предложения из 3 и 6 слов.Они должны уметь задавать вопросы, рассказывать о своем опыте, рассказывать истории и поддерживать беседу. Незнакомцы должны понимать почти 100% их речи.

Если ваш ребенок не достиг этих вех в нужном возрасте, вы имеете полное право беспокоиться и волноваться. Задержка речи и аутизм имеют сложную взаимосвязь.

Однако вместо того, чтобы беспокоиться в одиночку, вам следует обратиться за помощью к логопеду или логопеду, чтобы определить, что это: аутизм или задержка речи.

Что такое аутизм?

Аутизм или расстройство аутистического спектра — это нарушение развития.

По оценкам, распространенность расстройств аутистического спектра составляет 1 на 54 ребенка по состоянию на 2016 год среди населения США. Генетика играет значительную роль в причине аутизма. Однако это гетерогенное расстройство, и в последние несколько лет с аутизмом связаны многочисленные мутации, связи и вариации.

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это общий термин, который включает в себя широкий спектр раннего дефицита социальной коммуникации.Повторяющееся сенсомоторное поведение часто характеризует расстройство аутистического спектра.

Задержка речи распространена среди детей. Тем не менее, задержки речи также могут указывать на аутизм. К счастью, можно определить разницу между задержкой речи и аутизмом.

Вот явные признаки задержки речи, связанной с аутизмом –

  • Ребенок обычно медленно реагирует или не реагирует на зов родителей или опекунов.
  • Малыш не может жестикулировать (указывать) на предметы или людей.
  • У них может быть более низкая скорость развития речи. Годовалый ребенок может ворковать и лепетать в течение первого года, а затем полностью перестать.
  • Могут быть признаки повторяющихся слов и фраз (эхолалия).
  • Большую часть времени ребенок может говорить только отдельными словами.
  • Они склонны использовать слова и фразы, которые кажутся неуместными или имеют смысл, понятный только ребенку и его опекунам.

Почему люди путают задержку речи с аутизмом?

Задержка речи характерна для расстройств аутистического спектра.Некоторые малыши с РАС, у которых речь развивается с нормальной скоростью, по мере взросления часто сталкиваются с проблемами при использовании устной речи.

Признаки задержки речи и аутизма легко спутать. С задержкой речи дети могут достигать возрастных речевых и языковых вех медленнее по сравнению с другими детьми их возраста.

Родители детей ясельного возраста с РАС сообщают о задержке речевого развития своих детей. да. Задержка речи является ранним признаком аутизма у маленьких детей, но НЕ единственным признаком.

Дети с РАС могут использовать различные голосовые паттерны, им трудно использовать жесты и мимику при чтении. Специалисты отмечают, что некоторые дети также используют повторяющиеся звуки и слова для самостимуляции.

Симптомы задержки речи при аутизме

Рассмотрим случаи Чарли и Джейми.

Сейчас Чарли 2 года. Он вообще не разговаривает. Пока он тихий ребенок, он хватает мать за пальцы, дергает папу за рукав и обхватывает лицо матери, когда хочет внимания.Он общается со своими родителями и общается с другими детьми своего возраста во время игр. Он не любит дремать, потому что родители оставляют его одного в своей комнате.

Хайме, с другой стороны, говорит несколько слов. Интересно, что он не использует эти слова для общения. Он повторяет эти несколько слов и не может использовать или понимать жесты. Он не указывает на то, что он хочет или в чем нуждается. Джейме не общается с другими детьми его возраста. Однако он вполне доволен, когда родители оставляют его в покое.Его родителям трудно привлечь его внимание дольше, чем на несколько секунд.

Если вы считаете, что ваш ребенок больше похож на Джейме, чем на Чарли, может быть целесообразно рассмотреть возможность его обследования на РАС.

Некоторые дети с РАС, которые находятся на высокофункциональном конце спектра, могут быть более социальными по сравнению с детьми с тяжелым РАС.

Почти все дети с аутизмом сталкиваются с проблемами в общении. Однако расширенная логопедическая и поведенческая терапия может облегчить детям с аутизмом социальное общение.

Аутизм и задержка речи

Дети довольно быстро понимают, что им нужно общаться, чтобы получить то, что они хотят. Нейротипичные дети учатся устанавливать зрительный контакт, болтать, показывать пальцем и дергать за пальцы или рукава, чтобы сообщить о своих потребностях, задолго до того, как научатся говорить.

Нейротипичные дети со временем осваивают разговорный язык, потому что они получают положительные результаты от его использования. Хотя нейротипичные дети могут испытывать задержку речи, они демонстрируют следующее поведение:

  • Детей мотивируют улыбки, объятия и другие социальные реакции.
  • Дети от природы склонны подражать действиям взрослых вокруг них.
  • Дети чаще наблюдают за людьми, чем за неодушевленными предметами.
  • Нейротипичные дети предпочитают компанию людей. Им может быть скучно и одиноко, когда их оставляют одних.
  • У ребенка с аутизмом проблемы с социальным общением. Они действуют как препятствия в установлении значимой социальной коммуникации.
  • Ребенок с РАС может быть более мотивирован собственными интересами, чем социальным взаимодействием.
  • Они не могут имитировать действия других или делают это редко.
  • Дети с аутизмом могут больше интересоваться вещами, чем людьми.
  • Они могут даже быть довольны, когда их оставляют в покое.

Любой ребенок может столкнуться с некоторой задержкой речевого развития в своей жизни. Однако у ребенка с аутизмом будут проявляться дополнительные признаки, такие как трудности с пониманием невербальной коммуникации.

Проблемы со слухом могут вызывать симптомы, подобные аутизму

Иногда повторяющиеся ушные инфекции и другие факторы могут вызвать потерю слуха у детей до того, как они начнут говорить.В таких случаях симптомы задержки речи могут имитировать ранние признаки расстройства аутистического спектра у малышей. Таким образом, в этом случае вы можете спутать задержку речи с аутизмом.

Если у вашего ребенка наблюдаются признаки задержки речи, вам следует записаться на прием к ЛОР-врачу. Дети с нарушениями слуха часто компенсируют повышенную зрительную активность.

Дети с нарушениями слуха и без РАС, как правило, не имеют проблем с пониманием невербальной коммуникации и следованием социальным сигналам.

Проблемы со зрением могут выглядеть как ранние признаки аутизма

Нейротипичные дети должны уметь следить за взглядом своих родителей или смотреть туда, куда они указывают.

Единственным исключением является нарушение зрения у ребенка или его неправильное развитие. Хотя это может имитировать некоторые признаки аутизма у детей, визит к педиатру и простая проверка зрения могут развеять сомнения родителей.

Что мы должны помнить как родители?

Не бывает двух детей с аутизмом с одинаковыми признаками и симптомами.Каждый ребенок уникален. У детей с аутизмом речь и язык развиваются медленнее, чем у нейротипичных детей. Специальные педагоги и логопеды могут помочь детям с РАС раскрыть свой истинный потенциал.

Самое главное, РАС не является психологическим расстройством. Лекарства от аутизма нет. При правильной помощи и руководстве многие дети с РАС легкой и средней степени тяжести могут справиться со своими симптомами и стать независимыми и полноценными членами общества.

Детская речевая апраксия Причины, симптомы и лечение

Что такое детская речевая апраксия?

Детская речевая апраксия (CAS) — это расстройство речи, при котором мозг ребенка испытывает трудности с координацией сложных оральных движений, необходимых для превращения звуков в слоги, слогов в слова и слов в фразы. Как правило, в этом нарушении речи виновата не мышечная слабость.

Родители детей с детской речевой апраксией обычно говорят что-то вроде: «Никто не может понять моего сына», «Похоже, он пытается сказать слово, но не может его произнести» и «Он сказал это слово». один раз, а потом я никогда не слышал его снова.»

Наиболее распространенное описание ребенка с детской апраксией речи состоит в том, что его часто очень трудно понять.

Причины

Речевая апраксия у детей – двигательное нарушение речи. В мозгу ребенка есть что-то, что не позволяет сообщениям поступать к мышцам рта для правильного воспроизведения речи.

В большинстве случаев причина неизвестна. CAS не является расстройством, которое можно «перерасти», дети с CAS не будут прогрессировать без лечения.

Имеется мало данных о количестве детей с детской речевой апраксией. Число детей, у которых диагностировано это расстройство, кажется, растет, но трудно измерить, как заболеваемость изменилась с течением времени.

Некоторые факторы, влияющие на повышение диагноза, включают:

  • Повышение осведомленности специалистов и семей о детской апраксии речи
  • Повышение доступности исследований по CAS
  • Оценка и идентификация раннего возраста

Признаки и симптомы

По данным Американской ассоциации по изучению речи, языка и слуха (ASHA, 2007), у детей с речевой апраксией наблюдаются три наиболее частых признака:

  • Непоследовательные ошибки в произношении согласных и гласных при повторяющемся произнесении слогов или слов (например, ребенок говорит одно и то же слово по-разному каждый раз, когда пытается его произнести).
  • Трудно произносить более длинные и сложные слова и фразы.
  • Несоответствующая интонация и ударение в произношении слов/фраз (например, трудности с синхронизацией, ритмом и течением речи).

Некоторые дополнительные характеристики речевого производства, связанные с детской апраксией речи, включают:

  • Позднее развитие первых слов и звуков у ребенка.
  • Уменьшенный звуковой инвентарь (например, недостаточное разнообразие согласных и гласных звуков, ожидаемое в определенном возрасте).
  • Множественные и/или необычные звуковые ошибки.
  • Ошибки в произношении гласных.
  • Чрезмерные движения рта или попытка установить положение рта для воспроизведения звука.
  • Стойкая или частая регрессия количества произведенных слов.
  • Различия в воспроизведении автоматической речи (например, «привет» и «спасибо») по сравнению с произвольной речью. В большинстве случаев произвольная речь больше страдает от апраксии речи.
  • Ошибки в порядке звукообразования в словах (например, звуки пропущены, заменены или добавлены к словам и внутри слов).

Тестирование и диагностика

Точный диагноз детской речевой апраксии требует комплексной оценки речи и языка логопедом (SLP). SLP оценит речевые навыки вашего ребенка, а также выразительные и рецептивные языковые способности, а также соберет информацию от вашей семьи о том, как ваш ребенок общается дома и в других ситуациях.

Важно, чтобы SLP, оценивающий вашего ребенка, имел опыт и знания в диагностике и работе с детской апраксией речи, чтобы можно было поставить точный диагноз и исключить другие возможные диагнозы.Например, детскую апраксию речи часто путают с тяжелым нарушением артикуляции, поскольку оба диагноза включают плохую разборчивость речи. К сожалению, подход, используемый для лечения нарушения артикуляции, сильно отличается от подхода к детской апраксии речи, и их смешение может привести к снижению эффективности терапии.

Оценка детской апраксии речи должна включать оценку выразительных и рецептивных языковых способностей вашего ребенка; многие дети с этим расстройством демонстрируют дефицит языковых навыков.Кроме того, у детей с речевой апраксией часто встречаются разрывы между рецептивными и выразительными языковыми навыками, путаница в порядке слов и трудности с вспоминанием слов. Необходима тщательная оценка способностей вашего ребенка, чтобы можно было разработать цели терапии на основе его индивидуальных потребностей.

Лечение

Лечение апраксии речи должно быть интенсивным и может длиться несколько лет в зависимости от тяжести расстройства у вашего ребенка. Многим детям с детской апраксией речи помогают:

  • Многократное повторение и повторение звуковых последовательностей, слов и фраз во время терапии
  • Использование визуальных подсказок для демонстрации того, как образуются звуки речи при объединении последовательностей звуков в слова
  • Совместное производство или произнесение ребенком слова одновременно с SLP или опекуном

Если в словарном запасе вашего ребенка имеется лишь ограниченное количество слов, терапия первоначально будет направлена ​​на улучшение его функциональных коммуникативных навыков.Очень важно, чтобы у вашего ребенка был положительный опыт общения. Если произношение слов изначально слишком сложно для вашего ребенка, положительное взаимодействие может быть достигнуто с помощью других способов общения, таких как язык жестов, графические коммуникационные доски и устройства голосового вывода. Было обнаружено, что использование других способов общения во время работы над созданием речи способствует развитию вербальных навыков и уменьшению разочарования детей во время общения.

Outlook

Для SLP, учителей, родителей, смежных специалистов и всех членов семьи важно активно участвовать в процессе лечения, чтобы ваш ребенок с атаксией речи мог добиться максимального прогресса.Необходимы дополнительные исследования этого расстройства для изучения причинных факторов, диагностических критериев и эффективности различных подходов к терапии.

При участии специалистов, исследователей и семей дети с речевой апраксией могут значительно улучшить свои речевые и коммуникативные навыки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.