Глухие и звонкие буквы русского алфавита: Согласные звуки и буквы

Содержание

Согласные звуки и буквы

ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ

Согласные

Все согласные звуки и буквы русского алфавита

В русском языке
21 согласная буква и 43 согласных звука.

Звуков больше, так как большинство согласных могут обозначать по 2 звука – твёрдый и мягкий. Существуют согласные – исключения. Всегда твёрдые звуки дают согласные буквы Ж, Ш, Ц, а всегда мягкие – Ч, Щ, Й.

Согласные делятся на 3 подгруппы:

  • сонорные (всегда звонкие) — Л, М, Н, Р, Й;
  • парные по глухости – звонкости — БП, ВФ, ГК, ДТ, ЖШ, ЗС;
  • всегда глухие — Х, Ц,
    Ч
    , Щ.

Бзвонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – П (лбы – [Б], лоб – [П]). Может быть мягким [Б’] (белка) и твёрдым [Б] (бочка).
Вторая буква алфавита. В алфавите произносится [БЭ].

 

Взвонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – Ф (ловлю – [В], лов – [Ф]). Может быть мягким [В’] (ловить) и твёрдым [В] (вол).
Третья буква алфавита. В алфавите произносится [ВЭ].

 

Гзвонкий парный согласный по глухости-звонкости

. Глухая пара – К (луга – [Г], луг – [К]). Может быть мягким [Г’] (Герда) и твёрдым [Г] (гол).
Четвёртая буква алфавита. В алфавите произносится [ГЭ].

 

Дзвонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – Т (плоды – [Д], плод –[Т]). Может быть мягким [Д’] (Дима) и твёрдым [Д] (Дана).
Пятая буква алфавита. В алфавите произносится [ДЭ].

 

Жзвонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – Ш (лужа – [Ж], у луж – [Ш]). Что бы после него ни стояло:гласная второго ряда (жир), Ъ

(молодёжь) – звук всегда произносится твёрдо.
Восьмая буква алфавита. В алфавите произносится [ЖЭ].

 

3звонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – С (коза – [3], много коз – [С]). Может быть мягким [3′] (зима) и твёрдым [3] (звон)ю
Девятая буква алфавита. В алфавите произносится [ЗЭ].

 

Йвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). По-научному – сонорный. Всегда мягкий (нет твёрдой пары).
Одиннадцатая буква алфавита. В алфавите произносится И-КРАТКОЕ.

 

Кглухой парный согласный по глухости-звонкости

. Звонкая пара – Г (кот – [К], год – [Г]). Может быть мягким [К’] (кит) и твёрдым [К] (кот).
Двенадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [КА].

 

Лвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [Л’] (лето) и твёрдым [Л] (лов).
Тринадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭЛЬ].

 

Мвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [М’] (мир) и твёрдым [М] (мошка).
Четырнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭМ].

 

Нвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [Н’] (небо) и твёрдым [Н] (нота).
Пятнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭН].

 

П – глухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Б (почка – [П], бочка – [Б]). Может быть мягким [П’] (пить) и твёрдым [П] (пони).
Семнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ПЭ].

 

Рвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [Р’] (река) и твёрдым [Р] (роль).
Восемнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭР].

 

Сглухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – 3 (соя – – [С], Зоя – [3]). Может быть мягким [С’] (Сеня) и твёрдым [С] (сон).
Девятнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭС].

 

Тглухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Д (том – – [Т], дом – [Д]). Может быть мягким [Т’] (Тема) и твёрдым [Т] (тыква)
Двадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ТЭ].

 

Фглухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – В (

Фаня – [Ф], Ваня – [В]). Может быть мягким [Ф’] (фильм) и твёрдым [Ф] (шкаф).
Двадцать вторая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭФ].

 

Хвсегда глухой согласный (нет звонкой пары). Может быть мягким [X’] (хек) и твёрдым [X] (хурма).
Двадцать третья буква алфавита. В алфавите произносится [ХА].

 

Цвсегда глухой согласный (нет звонкой пары). Всегда твёрдый согласный (нет мягкой пары).
Двадцать четвертая буква алфавита. В алфавите произносится [ЦЭ].

 

Чвсегда глухой согласный (нет звонкой пары)

. Что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (час), согласный (точный), стоит ли он на конце слова (луч) – звук всегда произносится мягко.
Двадцать пятая буква алфавита. В алфавите произносится [ЧЭ].

 

Шглухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Ж (Луша – [Ш], лужа – [Ж]). Всегда твёрдый. Что бы после него ни стояло: гласная второго ряда (ширь), Ь (сушь) – звук всегда произносится твёрдо.
Двадцать шестая буква алфавита. В алфавите произносится [ША].

 

Щвсегда глухой согласный (нет звонкой пары)

. Всегда мягкий. Что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (пощада), согласный (мощный), стоит ли он на конце слова (овощ) – звук всегда произносится мягко.
Двадцать седьмая буква алфавита. В алфавите произносится [ЩА].

 

Алфавит русского языка (русская азбука)

Очень полезно, спасибо

на 1586966180

Очень хороший друг

на 1535713098

Колода хорошего качества, со звуком и отдельными полями для настройки карт.

Все согласные буквы русского алфавита. Учим и поем русский алфавит

Обычно дети не испытывают серьезных затруднений в понимании разницы между гласными и согласными. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные

Самое первое, чему нужно научить ребенка: согласные могут быть твердыми и мягкими, но не буквы.

Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помните, что звук — это звук, а буква — это значок, она пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердой или мягкой по произношению, может быть только согласный звук.

Иногда дети легко учатся различать мягкие и твердые звуки на слух.
Но бывает, что это дается с трудом, и в этом случае на помощь придут знаки, по которым можно отличить твердые звуки от мягких.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, с, то согласный твердый.
  • Если после согласной стоит гласная я, е, ю, я, то согласная мягкая.

Отработка по примерам:
В словах «мама», «дырочка» — твердые согласные, т.к. после них стоят «а» и «о».
В словах «муха», «няня» — мягкие согласные, т.к. после них стоят «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный, то твердым будет первый согласный.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышен и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки — ш, ш, в.
Всегда мягкий — й, ч, сч.
Распространенный способ выучить эти звуки — простая техника: мы пишем буквы, которые передают эти звуки, в строчку и подчеркиваем «у, ч, у». Подчеркивание символизирует подушку, на которой сидят мягкие звуки.Подушка мягкая, а значит и звуки мягкие.

Мягкая метка и твердая метка

  • Если согласная стоит в конце слова, а после нее стоит буква «ь», то согласная мягкая.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок слушает задание.

Движение языка при произнесении мягких и твердых звуков

При произнесении мягкого звука язык несколько выдвигается вперед, приближаясь (или касаясь) своей серединой к нёбу.
Произношение твердых звуков язык не выдвигается вперед.

Таблица знаков твердых и мягких звуков

Твердый:

  1. Перед а, о, у, у, с.
  2. В конце слова перед согласной.
  3. Ж, к, ш.

Мягкий:

  1. Гласные переднего ряда e, e, and, u, i.
  2. Если после согласного стоит мягкий знак(пыль, корь).
  3. У, ч, сч.

Показывается картинка или просто список тематических слов, а задание состоит в том, чтобы выбрать слова с мягкими или твердыми согласными.Например:

Звонкие и глухие согласные

В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Фонетическое отличие звонких и глухих согласных заключается в натяжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся с помощью шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, обусловленным колебаниями голосовых связок, так как воздух выходит из гортани с шумом.


Мнемотехника для запоминания глухих звуков:
Выучить фразу: «Стёпка, щёць хочешь? — Фи! «.Все согласные здесь глухие.

Примеры заданий для детей

Задания на тренировку различения парных согласных можно составить для каждой пары по следующему принципу (на примере пары Д/Т):


Задания на различие пары согласных Г/К

Знакомство ребенка с русским алфавитом – это всегда встреча с неизведанным, но загадочным миром, в котором так много всего интересного.

Буквы русского алфавита составляют целую семью, в которой 33 жителя!

И всех нужно помнить на своих местах. Но на этом изучение букв не заканчивается. Нам еще предстоит разделить их на гласные и согласные, ударные и безударные, мягкие и твердые, глухие и звонкие … И это далеко не полная классификация… Давайте разберемся, как правильно делить буквы алфавита на группы.

Гласные и согласные и буквы

Для начала разберемся, сколько букв содержит русский алфавит. Всего их 33. Все они делятся на две большие группы: гласные и согласные.

Только мягкие и твердые знаки мы не можем отнести ни к одной из групп: они не обозначают звук, а служат для обозначения твердости или мягкости предшествующего звука.

Таблица с карточками гласных и согласных букв русского языка.

Гласные звуки

Гласные звуки произносятся легко, в распеве.Это возможно благодаря тому, что во время артикуляции во рту нет препятствий для воздушного потока.

Сколько гласных в русском языке? — 10 букв. Гласных значительно меньше: всего 6: А, О, У, Ы, И, Е. Это различие объясняется тем, что 4 гласных образуются путем слияния двух звуков: Ы = Ы + О; Е = У + Е; У = У + У; Я = У + А.

Ударные и безударные

Гласные ударные и безударные. Ударные гласные в слове выделяются голосом.Благодаря ударению мы понимаем значение слова. Есть слова, в которых значение зависит только от постановки ударения, например: замок-замок. Безударные звуки произносятся не так четко, поэтому безударные звуки проверяем на письме с ударением.

Сколько согласных и звуков в русском языке?

Всего 21 согласная, но 37 звуков.

Согласные звуки образуются вследствие препятствия во рту при прохождении воздуха.Роль препятствия могут играть зубы, язык, губы, в зависимости от характера препятствия согласные делятся на множество групп, например губные, зубные и др.

Также согласные делятся на твердые и мягкие , глухие и звонкие.

Твердые и мягкие

Твердые согласные произносятся более грубо, мягкие согласные звучат изящнее и смягчаются соседней гласной или при написании с мягким знаком. В транскрипции мягкие звуки обозначаются соседним апострофом.Например, в слове ДОМ буква «д» звучит твердо, а в слове ГО — мягко. Мягкие и твердые согласные представлены в таблице.

Глухие и звонкие

Глухие согласные произносятся без участия голоса, при этом участие голоса необходимо в образовании твердых звуков. Звонкие и глухие звуки, как правило, образуют пару, например: Б-П, В-Ф и т. д. Лишь немногие звуки не имеют пары глухота-звонкость: Ш, Ц, Ы, Р, Л, М, Н.

Полноценно рассмотреть глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, а также ударные и безударные гласные поможет представленная на нашем сайте таблица. Его можно повесить в классе, где дети начали более детальное изучение русского алфавита. Столик вполне разумно также повесить дома на видном месте, если малыш начинает учить буквы.

Столы

Мультики по теме

Для того, чтобы малыш быстро выучил деление букв на гласные и согласные, можно предложить ему мультики на эту тему.На нашем сайте вы найдете развивающие мультфильмы, посвященные этой теме.

Логопед. Русский алфавит

В этом видео представлены звуки русского языка с примерами звукоподражания. Эта методика позволит малышам отработать четкость произношения гласных и согласных звуков, четче почувствовать разницу в их звучании. Звуки сопровождают яркие изображения животных и явлений природы. Посмотреть мультик можно здесь

Учим и поем русский алфавит

В этом видео ролике содержится исполнение алфавита под музыку.Мелодия приятная, легко запоминается, а сама песня сопровождается отображением буквы и формы ее написания. Этот мультфильм может быть полезен детям любого возраста, так как он направлен не только на запоминание порядка букв, но и на отработку дикции. Мультфильм можно посмотреть здесь

Глухие согласные

Существует общепринятое мнение, что петь согласные нельзя. Однако авторы этого мультфильма ломают привычные стереотипы восприятия.Песней в полном объеме это видео, конечно, назвать нельзя: скорее мы будем иметь дело с протяжным произношением глухих согласных. Это чрезвычайно полезно для детской дикции, у которой постоянно видны дефекты произношения шипящих звуков. Почаще показывайте ребенку этот мультик, чтобы он поправил дикцию. Мультфильм можно посмотреть здесь

Звонкие согласные

Гораздо проще пропеть звонкие согласные, хотя опять же мы будем иметь дело не с пением, а с протяжным произношением звука.Голос участвует в образовании звонких согласных, поэтому их легко произносить в распеве. Этот мультфильм предлагает детям потренироваться в таком простом деле и познакомиться поближе со звонкими звуками. Посмотреть мультфильм можно здесь

В этой главе:

§1. Звук

Звук — минимальная единица звучания речи. Каждое слово имеет звуковую оболочку, состоящую из звуков. Звук соотносится со значением слова. У разных слов и форм слово звуковое оформление разное.Сами по себе звуки не имеют значения, но они играют важную роль: они помогают нам различать:

  • слов: [дом] — [том], [том] — [там], [м’эл] — [м’эл’]
  • словоформ: [дом] — [дама’] — [дом’ ма].

Примечание:

В транскрипции дано

слов, написанных в квадратных скобках.

§2. Транскрипция

Транскрипция — это специальная система записи, отображающая звук. В транскрипции принимаются символы:

Квадратные скобки, обозначающие транскрипцию.

[´] — ударение. Ударение ставится, если слово состоит более чем из одного слога.

[б’] — значок рядом с согласной обозначает ее мягкость.

[j] и [th] — разные значения одного и того же звука. Так как этот звук мягкий, то эти символы часто употребляются с дополнительным обозначением мягкости: , [’’]. На этом сайте принято обозначение [й’], более привычное большинству парней. Значок мягкости будет использоваться, чтобы вы привыкли к мягкости звука.

Есть и другие символы. Они будут вводиться постепенно, по мере того, как вы будете знакомиться с темой.

§3. Гласные и согласные звуки

Звуки делятся на гласные и согласные.
У них другая природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней разные роли.

Гласные — это звуки, при произнесении которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая на своем пути препятствий.Произношение (артикуляция) не сосредоточено в одном месте: качество гласных определяется формой рта, выступающего в роли резонатора. При артикуляции гласных голосовые связки работают в гортани. Они близки, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Вы можете кричать им. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные составляют основу слога, они его организуют.В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он — 1 слог, она — 2 слога, парни — 3 слога и т. д. Есть слова, состоящие из одного гласного звука. Например, союзы: и, и и междометия: Ой!, Ой!, Ой! прочее.

Словом, гласные могут быть в ударных и безударных слогах.
Ударный слог тот, в котором гласная произносится четко и присутствует в своей основной форме.
V безударных слогов гласных видоизменены, произносятся по-разному. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией .

В русском языке шесть ударных гласных: [а], [о], [у], [с], [и], [э].

Запомнить:

Слова, которые могут состоять только из гласных, возможны, но согласные также необходимы.
В русском языке гораздо больше согласных, чем гласных.

§4. Как образуются согласные

Согласные — это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своем пути препятствие.В русском языке есть два вида барьеров: щель и дужка — это два основных способа образования согласных. Тип препятствия определяет характер согласного звука.

Щель образуется, например, при произнесении звуков: [с], [з], [ш], [ж]. Кончик языка только приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно вытягивать: [с-с-с-с], [ш-ш-ш-ш] . В результате вы услышите хороший шум: при произнесении [с] — свист, а при произнесении [ш] шипит.

Лук, второй тип артикуляции согласных образуется при смыкании органов речи. Воздушный поток резко преодолевает это препятствие, звуки короткие, энергичные. Поэтому их называют взрывоопасными. Вы не сможете их тянуть. Это, например, звуки [н], [б], [т], [д] . Эту артикуляцию легче почувствовать, почувствовать.

Итак, при произнесении согласных слышен шум. Наличие шума — отличительная черта согласных.

§5. Звонкие и глухие согласные

По соотношению шумовых и звонких согласные делятся на звонкие и глухие.
При произнесении звонких согласных слышны и голос, и шум, а глухих — только шум.
Глухие люди не могут произносить громко. Их нельзя выкрикивать.

Сравним слова: дом и кот. В каждом слове 1 гласный звук и 2 согласные.Гласные одинаковые, а согласные разные: [д] и [м] звонкие, а [к] и [т] глухие. Глухота – важнейший признак согласных в русском языке.

пар звонких-глухих: [б] — [н], [з] — [в] и др. Таких пар 11.

Пары по глухоте-звонкости: [н] и [б], [н»] и [б»], [ф] и [в], [ф»] и [в»], [к] и [г] , [к»] и [з], [т] и [д], [т»] и [д»], [ш] и [ж], [с] и [з], [с»] и [ ч»].

Но есть звуки, не имеющие пары по признаку звонкость — глухота. Например, звуки [р], [л], [н], [м], [у’] не имеют глухой пары, а [ц] и [з’] — звонкий пары.

Непарные по глухости-звонкие

Звонкие непарные: [р], [л], [н], [м], [у»], [р»], [л»], [н»], [м»] . Их еще называют звонкими .

Что означает этот термин? Это группа согласных (всего 9) с особенностями произношения: при их произнесении в ротовой полости также возникают препятствия, но такие, что воздушная струя , при прохождении препятствия издает лишь слабый шум; воздух свободно проходит через отверстие в полости носа или рта.Звонкие произносятся с помощью голоса с добавлением незначительных шумов. Многие учителя не используют этот термин, но каждый должен знать, что эти звуки звонкие непарные.

Соноранты

имеют две важные особенности:

1) они не оглушаются, как парные звонкие согласные, перед глухими и в конце слова;

2) перед ними звонкости парных глухих согласных не происходит (т. е. позиция перед ними сильная по глухости, как и перед гласными).Для получения дополнительной информации об изменении положения см.

Глухие непарные: [ц], [ч»], [ш»:], [х], [х»].

Как проще всего запомнить списки звонких и глухих согласных?

Фразы помогут запомнить списки звонких и глухих согласных:

О, мы не забыли друг друга! (Только звонкие согласные)

Фока, чек есть не хочешь? (Здесь только глухие согласные)

Правда, в эти фразы не входят пары твердость-мягкость.Но обычно люди легко могут сообразить, что не только твердый [с] звонкий, но и мягкий [с»] тоже, не только [б], но и [б»] и т. д.

§6. Твердые и мягкие согласные

Согласные различаются не только по глухости, но и по твердости и мягкости.
Твердость- Мягкость — второй по значимости признак согласных в русском языке.

Мягкие согласные отличаются от твердых особым положением языка.При твердом произношении все тело языка оттягивается назад, а при произнесении мягкого — смещается вперед, а средняя часть языка приподнимается. Сравните: [м] — [м’], [з] — [з’]. Звонкие мягкие звуки выше твердых.

Многие русские согласные образуют пар твердость-мягкость : [б] — [б’], [в] — [ц’] и другие. Таких пар 15.

Пары твердость-мягкость: [б] и [б»], [м] и [м»], [р] и [р»], [в] и [в»], [ф] и [ф» ] , [ч] и [ч»], [в] и [в»], [д] и [д»], [т] и [т»], [н] и [н»], [л] и [л»], [р] и [р»], [к] и [к»], [з] и [з»], [х] и [х»].

Но есть звуки, у которых нет жестко-мягкой пары. Например, звуки [ш], [ш], [ц] не имеют мягкой пары, а [у’] и [ч’] жесткой пары.

Непарные по жесткости-мягкости

Твердые непарные : [w], [w], [c] .

Мягкий непарный : [й»], [ч»], [ш»:].

§7. Указание мягкости согласных на письме

Отвлечемся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?

В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар твердость-мягкость, 3 непарных твердых и 3 непарных мягких согласных.Всего 21 согласная. Как 21 буква может обозначать 36 звуков?

Для этого используются разные методы:

  • йотированные буквы е, е, ю, я после согласных, кроме ш, ш и ц, непарных по твердости-мягкости, указывают на то, что эти согласные мягкие, например: тетя — [т’ о’та], дядя — [Да Да] ;
  • буква и после согласных, кроме ш, ш и с …Согласные обозначаются буквами ш, ш и с, непарные твердые. Примеры слов с гласной и : no wea — [н’и’ тк’и], лист — [л’ист], милый — [милый’] ;
  • буква б, после согласных, кроме ш, ш, после которых мягкий знак является показательной грамматической формой… Примеры мягкознаковых слов : запрос — [просе’ба], мель — [м’эль’], расстояние — [дал’].

Таким образом, мягкость согласных в письме передается не специальными буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, е, ю, я и б. Поэтому при разборе советую обратить особое внимание на соседние буквы после согласных.


Обсуждение проблемы интерпретации

В школьных учебниках сказано, что [ш] и [ш’] непарный по жесткости-мягкости.Как же так? Мы слышим, что звук [ш’] — это мягкий аналог звука [ш].
Когда я сам учился в школе, я не мог понять, почему? Потом мой сын пошел в школу. У него был тот же вопрос. Он появляется у всех детей, которые вдумчиво относятся к учебе.

Путаница возникает из-за того, что школьные учебники не учитывают, что звук [ш’] тоже долгий, а твердый [ш] — нет. Пары – это звуки, отличающиеся только одним знаком. А [ш] и [ш’] — два. Следовательно, [w] и [w’] не являются парами.

Для взрослых и старшеклассников .

Чтобы быть правильным, необходимо изменить школьную традицию транскрипции звука [ш’]. Кажется, ребятам проще использовать еще один дополнительный знак, чем столкнуться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Это просто. Чтобы поколение за поколением не ломали себе голову, надо, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — это долго.

Для этого в лингвистической практике есть два значка:

1) надстрочный индекс над звуком;
2) двоеточие.

Использование надстрочного индекса неудобно, поскольку оно не предусмотрено набором символов, которые можно использовать при компьютерном наборе. Значит, остаются следующие возможности: использование двоеточия [ш’:] или графемы, обозначающей букву [ш’] . Мне кажется, что первый вариант предпочтительнее. Во-первых, ребята часто сначала смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст почву для такой путаницы, спровоцирует ошибку. Во-вторых, ребята сейчас начинают рано учить иностранные языки… И они уже знакомы со значком [:], когда используют его для обозначения долготы звука. В-третьих, транскрипция с обозначением долготы через двоеточие [:] отлично передаст особенности звучания. [ш’:] — мягкий и долгий, оба признака, отличающие его от звука [ш], представлены ясно, просто и однозначно.

Что посоветуете ребятам, которые сейчас учатся по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом вспомнить, что на самом деле звуки [ш] и [ш’:] не образуют пары по твердости и мягкости.И я советую вам расшифровать их так, как требует ваш учитель.

§8. Место образования согласного

Согласные различаются не только по уже известным вам знакам:

  • глухота-звонкость,
  • твердость-мягкость,
  • Способ формирования: дугообразный.

Важен последний, четвертый признак: место обучения .
Произведение одних звуков осуществляется губами, других — языком, в разных его частях… Итак, звуки [н], [н’], [б], [б’], [м], [м’] — губные, [в], [в’], [ф], [ф ‘] — губно-зубные, все остальные — язычные: переднеязычные [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [с], [с’], [с], [з’], [ш], [ж], [ш’:], [ч’], [ц], [л], [л’], [р], [р’] , среднеязычный [й’] и заднеязычный [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

§девять. Позиционные изменения звуков

1. Сильные-слабые позиции гласных. Изменение положения гласных. Сокращение

Люди не используют произносимые звуки изолированно.Им это не нужно.
Речь — это поток звука, но поток, организованный определенным образом. Важны условия, в которых встречается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, позиция перед гласной, позиция перед согласной — все это разные позиции. Разберемся, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.

Сильная позиция позиция, в которой звуки не подвергаются позиционным изменениям и проявляются в своей основной форме.Для групп звуков выделяется сильная позиция, например: для гласных это позиция в ударном слоге. А у согласных, например, сильное положение перед гласными.

У гласных сильная позиция ударная, а слабая безударная. .
В безударных слогах гласные претерпевают изменения: они укорачиваются и произносятся не так отчетливо, как под ударением. Это изменение гласных в слабой позиции называется редукцией … За счет сокращения в слабой позиции выделяется меньше гласных, чем в сильной.

Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твердых согласных в слабой безударной позиции звучат одинаково. «Аканэ» признано нормативным языком в русском языке, т.е. недискриминация О и А в безударной позиции после твердых согласных.

  • под напряжением: [дом] — [плотина] — [о] ≠ [а].
  • без ударения: [д а ма´] -дома´ — [д а ла´] -дала´ — [а] = [а].

Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой безударной позиции звучат одинаково. Икота считается нормативным произношением. неразличение NS и A в безударной позиции после мягких согласных.

  • под ударением: [м’эч’] — [мач’] — [э] ≠ [а].
  • без ударения: [м’ич’о’м] — меч’м — [м’ич’о’м] — шар’м — [и] = [и].
  • А как быть с гласными [и], [ы], [у]? Почему о них ничего не сказано? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются лишь количественной редукции: они произносятся короче, слабее, но качество их не меняется.То есть, как и для всех гласных, безударная позиция для них является слабой позицией, но для школьника эти гласные в безударной позиции не представляют проблемы.

[лы´жы], [ин _лу´жу], [н’и’ т’и] — как в сильной, так и в слабой позициях качество гласных не меняется. Как при ударении, так и в безударном положении мы отчетливо слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки обычно обозначаются.


Обсуждение проблемы толкования

Какие гласные на самом деле произносятся в безударных слогах после твердых согласных?

Выполняя фонетический разбор и транскрипцию слов, многие ребята выражают недоумение.В длинных многосложных словах после твердых согласных произносится не звук [а], как написано в школьных учебниках, а что-то другое.

Они правы.

Сравните произношение слов: Москва — Москвичи … Повторите каждое слово несколько раз и прослушайте, какая гласная звучит в первом слоге. Со словом Москва все просто. Мы говорим: [масква´] — звук [а] отчетливо слышен. А слово москвичей ? В соответствии с литературной нормой во всех слогах, кроме первого слога перед ударением, а также позиций начала и конца слова произносим не [а], а другой звук: менее отчетливый, менее отчетливый, больше похоже на [с], чем на [а].В научной традиции этот звук обозначается знаком [б]. Итак, на самом деле мы говорим: [мълаков´] — молоко, [хырашо´] — ОК, [к’лбаса´] — колбаса .

Я так понимаю, давая этот материал в учебниках, авторы пытались его упростить. Упрощенный. Но многие дети с хорошим слухом, отчетливо слыша, что звуки в следующих примерах разные, не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что это одни и те же звуки.На самом деле:

а Да] — вода’ — б д’иной’] — водянистый: [а] ≠ [б]
[др а ва’] — дрова´ — [др б ин’ино’т’] — выжигание на дровах: [а] ≠ [б]

Особую подсистему составляет реализация гласных в безударных слогах после шипящих. Но в школьном курсе этот материал вообще не представлен в большинстве учебников.

Какие гласные на самом деле произносятся в безударных слогах после мягких согласных?

Наибольшую симпатию испытываю к ребятам, которые учатся по учебникам, которые предлагают на месте А, НС , О после мягких согласных, слышат и передают звук «и, склоняющийся к е» в транскрипции.Считаю в корне неправильным давать школьникам в качестве единственного варианта устаревшую норму произношения — «экэнэ», гораздо менее распространенную сегодня «икоту», в основном среди глубоко пожилых людей. Ребята, смело пишите в безударной позиции в первом слоге перед ударением на месте А и НС — [и].

После мягких согласных в других безударных слогах, помимо положения конца слова, произносим короткий глухой звук, похожий на [и] и обозначаемый как [б].Произнесите слова восемь, девять и послушайте себя. Произносим: [в ‘с’м’] — [б], [д’э’ в»т’] — [б].

Не путайте:

Метки транскрипции — это одно, а буквы — совсем другое.
Знак транскрипции [б] обозначает гласный звук после твердых согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.
Буква ъ сплошной знак.
Знак транскрипции [б] обозначает гласный звук после мягких согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.
Буква ь — мягкий знак.
Символы транскрипции, в отличие от букв, даются в квадратных скобках.

Конец слова — особая позиция. Происходит уточнение гласных после мягких согласных. Система безударных окончаний представляет собой особую фонетическую подсистему. В нем NS и A отличаются:

Корпус [зда’н’ий’э] — корпус [зда’н’ий’а], мнение [мн’э’н’ий’э] — мнение [мн’э’н ‘ий’а], море [мо’ре’э] — море [мо’ра], в ‘ла [во’л’а] — снаружи [на_во’л’э ].Имейте это в виду, когда делаете фонетический разбор слов.

Чек:

Как ваш учитель требует от вас обозначать гласные в безударной позиции. Если он использует упрощенную системную транскрипцию, ничего страшного: она широко распространена. Только не удивляйтесь, что вы действительно слышите разные звуки в безударной позиции.

2. Сильные-слабые позиции согласных. Позиционные изменения согласных

Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласной … Перед гласными в основной форме появляются согласные. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться при характеристике согласного в сильной позиции: [дача] — дача, [т’л’ив’и’ зур] — телевидение, [с’ино’ н’имс] — синонимы, [б’ир’озы] — береза, [карз»и´ус] — корзины … Все согласные в этих примерах стоят перед гласными, т.е. в сильной позиции.

Сильные позиции при голосовой глухоте:

  • перед гласными: [там] — там, [буду] — буду ,
  • перед непарными звонкими голосами [р], [р’], [л], [л’], [н], [н’], [м], [м’], [й’]: [дл’а ] — для, [тл’а] — тля ,
  • Перед [в], [в’]: [ваш’] — мой, [звонок] — звонок .

Запомнить:

В сильной позиции звонкие и глухие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по глухоте-звонкости:

  • перед парным глухо-звонким: [слабый] — сладкий, [зу’ пк’и] — зуб’бки .
  • перед глухим непарным: [афва’т] — обхват, [фхот] — вход.
  • в конце слова: [зуп] — зуб, [дуп] — дуб.

Позиционные изменения согласных при глухости-звонкости

В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие говорящие становятся глухими, т. е. оглушаются, а глухие — звонкими, т. е. звонкими. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных.


Оглушение согласных

Потрясающий звонкий бывает в позициях:

  • перед парным глухим: [fsta ‘v’it’] v очередь ,
  • в конце слова: [clath] — сокровище.

Зондирование глухое бывает в позиции:

  • перед парным звонким: [каз’ба’] — НС с ва’

Сильные позиции в жесткости-мягкости:

  • перед гласными: [мат’] — мать, [м’ать’] — мять ,
  • в конце слова: [из] — изы, [из’] — вонь ,
  • перед губно-губными: [б], [б’], [р], [р’], [м], [м’] и заднеязычными: [к], [к’], [г], [ж’], [х[, [х’] для звуков [с], [с’], [с], [с’], [т], [т’], [д], [д’] , [н], [н’], [р], [р’]: [са’н’к’и] — Санький (род.), [с’аньки] — сани, [бу’ка] — бу’лка, [бу л’кат’] — бу лкат,
  • все позиции для звуков [л] и [л’]: [лоб] — лоб, пальба — стрельба.

Запомнить:

В сильной позиции твердые и мягкие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции жесткости-мягкости и позиционные изменения жесткости-мягкости.

  • перед мягким [т’], [д’] для согласных [ц], [з], которые обязательно смягчаются: , [з’д’эс’],
  • перед [ч’] и [ж’:] за [н], которое обязательно смягчается: [по’н’чик] — пончик, [ка’м’н’ш’:ук] — ка ‘посланник.

Запомнить:

В ряде позиций сегодня возможно как мягкое, так и твердое произношение:

  • перед мягким переднеязычным [н’], [л’] для переднеязычных согласных [ц], [з]: снег — [с’н’эк] и, разозлить — [з’л ‘это’] и [зло’]
  • перед мягким переднеязычным, [з’] за переднеязычным [т], [д] — поднять’т — [пад’н’а’т’] и [пад’н’а’т ‘], забрать — [ат’н’а’т’] и [атн’а’т’]
  • перед мягким переднеязычным [т»], [д»], [с»], [з»] за переднеязычным [н]: вь’нтик — [в’и’н «т» ук] и [в’и’нт’ик], пенся — [п’э’ н’с’ий’а] и [п’э’ нс’ий’а]
  • перед мягкогубными [в’], [ф’], [б’], [р’], [м’] для губных: вводят — [ф»р»иса’т’] и [ф’р»ис ‘at’], ri´fme (датчик) — [r’i’f»m»e] и [r’i’fm»e]

Запомнить:

Во всех случаях возможно позиционное смягчение согласных в слабой позиции.
Неправильно писать мягкий знак с позиционным смягчением согласных.

Позиционные изменения согласных по способу и месту образования

Естественно, в школьной традиции не принято во всех подробностях излагать характеристики звуков и происходящие с ними позиционные изменения. Но общие законы фонетики нужно усвоить. Без этого сложно делать фонетический разбор и выполнять тестовые задания. Поэтому ниже приводится перечень позиционных изменений согласных по особенностям способа и места образования.Этот материал является ощутимой помощью для тех, кто хочет избежать ошибок при фонетическом анализе.

Ассимиляция согласных

Логика такова: для русского языка характерна ассимиляция звуков, если они чем-то похожи и в то же время оказываются близкими.

Узнать список:

[c] и [w] → [w:] — шить

[h] и [f] → [f:] — сжать

[с] и [ч’] — в корне слова [НС’:] — счастье, счет
— на стыке морфем и слов [ш’:ч’] гребень, бесчестный, с чем (предлог, за которым следует слово, произносится как одно слово)

[s] и [w’:] → [w’:] — разделить

[t] и [c] — в глагольных формах→ [c:] — улыбается
— на стыке приставки и корня [cs] — вылив

[t] и [c] → [c:] — отцепить

[т] и [ч’] → [ч’:] — отчет

[t] и [t] и [w’:] ← [c] и [h’] — Обратный отсчет

[д] и [ш’:] ← [ц] и [ч’] — считая

Присвоение согласных

Ассимиляция – это процесс позиционного изменения, противоположный ассимиляции.

[г] и [к’] → [х’к’] — светлый

Упрощение групп согласных

Узнать список:

вств — [ств]: привет чувствую
здн — [зн]: поздно
зд — [сс] : под уздечкой
лнц — [нц]: вс
6с —
нд [nts]: голландский
ндш [нш:] пейзаж
нтг — [нг]: рентген
пдц [ртс]: сердце
рдч [рч’]: сердце
стл — [сл’]: счастливый
стн — [сн]: местный

Произношение групп звуков:

В формах прилагательных, местоимений, причастий встречаются буквосочетания: вау, хим.V место G в них произносится [в]: его красивый синий .
Не читайте букву за буквой. Скажи слова ему, синий, красивый правильно.

§десять. Буквы и звуки

Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это взаимосвязанные системы. Поэтому необходимо знать виды отношений.

Виды соотношения букв и звуков:

  1. Буква обозначает звук, например гласные после твердых согласных и согласные перед гласными: погода .
  2. Буква не имеет собственного звука, например б и б : мышь
  3. Буква обозначает два звука, например, йотированные гласные е, е, у, я в позициях:
    • начало слова,
    • после гласных,
    • после деления b и b .
  4. Буква может обозначать звук и качество предшествующего звука, например йотированные гласные и и после мягких согласных.
  5. Буква может обозначать качество предшествующего звука, например б в словах тень, пень, стрельба.
  6. Две буквы могут обозначать один звук, чаще долгий: шить, сжимать, спешить
  7. Три буквы соответствуют одному звуку: улыбка — да — [с:]

Испытание на прочность

Проверьте свое понимание содержания этой главы.

Финальный тест

  1. От чего зависит качество гласного звука?
    • От формы полости рта в момент произнесения звука
    • От препятствия, образованного органами речи в момент произнесения звука
  2. Что называется редукцией?
    • произношение гласных под ударением
    • произношение безударных гласных
    • особое произношение согласных
  3. При каких звуках воздушный поток встречает на своем пути препятствие: дугу или щель?
  4. Можно ли громко произносить глухие согласные?
  5. Участвуют ли голосовые связки в произнесении глухих согласных?
  6. Сколько пар глухих согласных образуется?
  7. Сколько согласных не имеют глухой пары?
  8. Сколько пар твердость-мягкость русских согласных образуют?
  9. Сколько согласных не имеют пары твердость-мягкость?
  10. Как передается на письме мягкость согласных?
    • Специальные значки
    • Буквенные комбинации
  11. Как называется положение звука в потоке речи, в котором он выступает в своей основной форме, не претерпевая позиционных изменений?
    • Сильная позиция
    • Слабое положение
  12. Какие звуки имеют сильные и слабые позиции?
    • Гласные
    • согласных
    • Для всех: и гласные, и согласные
Правильный ответ:
  1. От формы полости рта в момент произнесения звука
  2. произношение безударных гласных
  3. Согласные
  4. Комбинации букв
  5. Сильная позиция
  6. Для всех: как гласных, так и согласных

В контакте с

Что такое звук? Это минимальный компонент человеческой речи.Он представлен буквами. На письме звуки отличаются от букв наличием первых квадратных скобок, используемых в фонетической транскрипции. Буква о, звук [о]. Транскрипция показывает различия в написании и произношении. Апостроф [ ] указывает на мягкое произношение.

В контакте с

Звуки делятся на:

  • Гласные. Их можно легко потянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь на одной позиции.Звук создается за счет изменения положения языка, губ, различных колебаний голосовых связок и силы подачи воздуха. Длина гласного — основа вокального искусства (распев, «пение гладью»).
  • Согласные а произносятся при участии языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шума в ротовой полости. На выходе они преобразуются в звук.Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые во время речи смыкаются-разжимаются.

Согласные делятся на:

  • глухие и звонкие. Глухота и звонкий звук зависят от работы речевого аппарата;
  • твердый и мягкий. Звук определяется положением буквы в слове.

Согласные буквы

Глухой

Глухие в русском языке: [к], [н], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ж]. Легче всего запомнить фразу, а не набор букв «Степа, хочешь щечек? Фи! «Содержит их всех.

Пример, в котором все согласные глухие: петух, соты, булавка.

Звонкий

При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные создают активные колебания связок. Вибрации деформируют звуковую волну , и в полость рта поступает не чистый поток воздуха, а звук. В дальнейшем дополнительно трансформируется язык и губы.

К звонким согласным относятся: б, в, д, д, г, з, у, л, м, н, р.

При их выражении отчетливо ощущается напряжение в области гортани. Кроме того, произнести их внятно шепотом практически невозможно.

Слово, в котором звонкие все согласные: Рим, гордость, пепел, лиман.

Сводная таблица согласных (глухих и звонких).

Именно за счет изменения звучания русская речь обогащается различными словами, близкими по написанию и произношению, но совершенно разными по значению …Например: дом — объем, двор — зуд, код — год.

Парные согласные

Что означает сопряжение? Две похожие по звучанию буквы, при произношении которых в языке занимают сходные позиции, называются парными согласными. Произношение согласных можно условно разделить на одноступенчатое (в их образовании участвуют губы и язык) и двухступенчатое — сначала подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произнесении движения рта совпадают и создают пары.

Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

В речи принято не каждую букву произносить, а «съедать». Это не исключение только для русской речи. Это встречается практически во всех языках мира и особенно заметно в английском. В русском языке этот эффект подчиняется правилу: парные согласные замещают (на слух) друг друга во время речи. Например: любовь — [л’у бо ф’].

Но не у всех есть пара.Не похожи по произношению ни на какие другие — это непарных согласных … Техника воспроизведения отличается от произношения других звуков и объединяет их в группы.

Парные согласные

Непарные согласные

Первая группа может произноситься мягко. Второй не имеет аналогов в произношении.

Непарные согласные делятся на:

  • сонорные — [’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].При их произнесении воздушная струя ударяет в верхнее небо, как купол;
  • шипящие — [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

В русском языке есть буквы, которые трудно понять в контексте. Звуки [з], [у], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучи эти 4 буквы!

Важно! [ч] — глухой! [й] — звонкий! [с] глухой! [н] — звонкий!

Непарные согласные

Твердый и мягкий

Они имеют одинаковое написание, но разные по звучанию.Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [б] был — [б`] бить; [t]текущий — [t`]текущий.

При твердом произношении кончик языка прижат к небу. Мягкие образуются прижатием к верхнему небу средней части языка .

В речи звук определяется буквой, следующей за согласной.

Гласные образуют пары: a-z, u-u, e-e, s-i, o-y.

Двузвучные гласные (и, е, ю, е) произносятся в одном из двух сочетаний: звук [у] и парная гласная от Е, О, У, А или мягкий знак и парная гласная.Например, слово Юнга. Произносится как [у] [у] [н] [р] [а]. Или слово мята. Произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Е, Ы не имеют двойного звука, поэтому не влияет на произношение ведущего согласного .

Пример разницы:

Ложка — люк, мед — море, домик — дятел.

Фонетическая транскрипция:

[л о з а] – [л’ук], [м’о д] – [м р’э], [дом] – [д’а т е л].

Правила произношения:

  • твердые произносятся перед А, О, У, Е, Ю.Абсцесс, бок, бук, бентли, прошлое;
  • мягкие произносятся перед И, Ё, Ю, Е, И. Месть, мед, кит, пюре, мята;
  • твердые произносятся, если после них стоит еще одна согласная: смерть. За согласной [с] следует согласная [м]. Независимо от того, является ли М мягким, звонким или твердым, С произносится твердо;
  • твердые произносятся, если буква последняя в слове : класс, дом;
  • согласных перед гласной [э] в заимствованных словах произносятся твердо, как и перед [э].Например: глушитель — [к] [а] [ж] [н] [э];
  • всегда мягкий перед б: лось, мякоть.
  • исключения из правил:
    • всегда твердые F, W, C: жизнь, шипы, цианид;
    • всегда мягкий Y, H, U: белый, черный, щука.

Какие звуки называются согласными?
Из чего состоит согласный звук?
Что такое согласные звуки?
Сколько согласных и согласных звуков в русском алфавите?
Какие согласные всегда твердые, а какие всегда мягкие?
Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?

Звуки, при произнесении которых воздух встречает во рту препятствие, называются согласными звуками … Согласный состоит из шума и голоса или только шума.

Согласные делятся на звонкие и глухие… Звонкие состоят из шума и голоса, глухие только из шума.

Звуки состоят только из шума: [к], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [у]. Это глухие согласные.

Многие согласные образуют пар по звонкости глухоте : [б] [н], [в] [ф], [г] [к], [д] [т], [ч] [с], [ф] [NS].

Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: « У ЛЕВА И ЖАБЫ МНОГО ДРУЗЕЙ ».
Посмотреть все фразы для запоминания звонких и глухих согласных.

Глухие согласные легко запомнить по фразе: « СТЕПЬКА, ТЫ ХОЧЕШЬ СЧЕТЫ? Фу! ».

Согласные звуки обозначаются буквами:

В , V , G , Д , F , Z , Th , К , л , М , Н , Н.С. , Р , С , Т , Ф , НС , Ц , Х , НС , 1 СЧ 90.

Всего в русском языке 21 согласная буква .

Согласные звуки также твердые и мягкие.

Твердые и мягкие звуки отличаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднимается к твердому небу.

Большинство согласных образуют пары «твердый-мягкий»:

Следующие твердые и мягкие согласные не образуют пар по твердости-мягкости:

Твердый [ф] [NS] [с]
Мягкий [ч❜] [уч❜] [й❜]

Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твердые и мягкие» (1-4 классы)

Примечание: в начальных классах твердые согласные обозначены синим цветом, мягкие – зеленым, гласные – красным.

Твердость согласные обозначаются на письме с гласными А , О , Есть , НС , НС .

Мягкость согласный звук обозначается на письме гласными Е, Е, И, Ы, И а также буквой Б (мягкий знак).

Сравните: нос [нос] — нес [н❜ос], нагнетание [нагнетание] — уголь [угаль❜].

Непарные звонкие звуки [д❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называются звонкими , что в переводе с латыни означает «звучный».

Звуки [ш], [ш], [ч❜], [у] называются шипящими … Такое название они получили потому, что их произношение похоже на шипение.

Звуки [ш], [ш] — непарные твердые шипящие звуки.
Звуки [ч❜] и [ш] — непарные мягкие шипящие звуки.

Звуки [ц], [ц❜], [ч], [з❜], [ц] называются свистящими .

Согласный не может быть ударным или безударным.

В русском языке больше согласных звуков (36), чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твердые и мягкие звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜] .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.