Глаголы первого и второго спряжения: Страница не найдена

Содержание

Конспект урока на тему «Различение глаголов 1 и 2 спряжения». | План-конспект урока по русскому языку по теме:

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей  специальная (коррекционная) школа-интернат  для детей с ограниченными  возможностями здоровья ст. Староминской Краснодарского края

УРОК ПИСЬМА

 И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

9 класс

Учитель Иващенко Наталья Григорьевна

2012 год

Тема урока: Различение глаголов I и II спряжения.

Цели: формирование навыков определения спряжения глагола по инфинитиву;

повторение правила проверки безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения;

закрепление правописания мягкого знака в глагольных формах;

формирование орфографической зоркости;

развитие познавательных процессов;

воспитание умения различать положительные и отрицательные качества человека.

Ход урока.

Организационный момент.

«Глагол – самая огнедышащая, самая свежая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая кровь языка». А. Югов

Постановка проблемного вопроса.

 — Почему я произношу «похвальное слово» глаголу?

 — Какую роль выполняет глагол в нашей речи?

(Без глаголов не обойтись. Чем точнее, образнее, ярче описывает он действие, тем интереснее его слушать).

Актуализация знаний.

 — Предлагаю вам несколько слов. Прочитайте их.

Мечтать, верить, грустить, жалеть,

 — Что у этих глаголов общего? (н. ф.)

 — На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

 — На какие две группы можно разделить эти глаголы? (Глаголы первого и второго спряжения).

 — Как вы определили тип спряжения? (По неопределенной форме, этот способ является самым надежным).

 — Какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие – ко второму? Проверьте по книжке-опоре.

 — Какой еще способ существует? (По личному окончанию).

 — Как определить спряжение глагола по личному окончанию? Проверьте по книжке-опоре.

 — Для чего необходимо определять спряжение глаголов? (Чтобы правильно записывать безударные личные окончания глаголов).

Определение темы и целей урока.

 — Учитывая то, что на предыдущих уроках мы подробно говорили о глаголах первого спряжения, отдельно работали с глаголами второго спряжения; учитывая то, что с новым материалом на данном уроке знакомиться не будем, подумайте, как может звучать тема сегодняшнего урока?

 — Учитывая тему урока, определите цели урока с помощью опорных слов.

  Закрепить      умения определять спряжение глаголов.

  Повторить     правило правописания безударных личных окончаний         глаголов настоящего и будущего времени.

 — Прочитайте еще раз данные глаголы. (Мечтать, грустить, верить, жалеть). Подумайте, чем еще сходны эти глаголы? (Называют чувства человека, его поступки).

 — О чувствах и поступках людей мы также будем говорить на уроке.

Основная часть.

  1. Минута чистописания.

Упражнения для пальцев.

Упражнения в чистописании.

— Что обозначает эта запись?

Письмо по памяти.

Доброе слово железные ворота открыва…т.

 — Как понимаете пословицу? Какая буква пропущена? Какие еще правила правописания в данных словах вам знакомы?

 — Запишите по памяти. Проверьте.

Орфографическая минутка.

 — Что еще умеют делать слова? Прочитайте.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

 — Объясните смысл четверостишья. Как можно словом причинить боль, а как утешить?

 — Согласно теме урока, подумайте, какие виды заданий мы можем выполнить по данному тексту? (Орфографический разбор, определение спряжения глаголов).

 — Сделайте вывод. Как определить спряжение глагола по неопределенной форме?

Отгадывание кроссворда.

 — Я вам предлагаю глаголы неопределенной формы, а вы запишите их в нужной форме, объясняя при этом правописание безударных окончаний глаголов. Разгадав кроссворд, узнаете ключевое слово.

 — Посмотрите на кроссворд. В какой форме запишите глаголы? (2 л., ед. ч., наст. в.). Какое местоимение вам поможет?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

тосковать         изменять       обижать

беспокоить      уважать        волновать

верить              слабеть         веселить

 — Какое правило повторили? (Правописание безударных личных окончаний глаголов, правописание глаголов второго лица, единственного числа).

 — Назовите глаголы первого спряжения? Как определили?

 — Назовите глаголы второго спряжения.

Физкультминутка.

 — Буду показывать глаголы из кроссворда, если глагол относится к первому спряжению, выполняете упражнение «Черепаха», а если ко второму – «Гусеница».

 — Чем сходны глаголы, которые записали в кроссворд? Назовите положительные качества человека, отрицательные. Составьте предложение с одним из глаголов, называющих положительные качества.

Игра «Магнит».

 (Ребятам предложены карточки с глаголами в форме третьего  лица единственного числа. На доске – изображение сердца).

 — Прочитайте слово на карточке, определите спряжение, прикрепите к изображению сердца. Если глагол называет положительное качество человека – к красной половине, если отрицательное – к черной. Но будьте внимательны: в написаниях личных окончаний некоторых глаголов  я допустила ошибки. Исправьте их. Докажите, что вы правы.

доверяет                                                                ссорится
помогает                                                                           лукавит
понимает                                                                               сердится
прощает                                                                   губит
сопереживает                                                                                          печалится

 — Какие окончания имеют глаголы первого спряжения, второго спряжения?

Творческое задание.

 — У каждого из вас на парте лежит карточка, на которой напечатано начало предложения. Предлагаю вам закончить предложения, используя слова, которые мы использовали во время игры.

1. Настоящий друг тот, кто… … … .

2. Отрицательное отношение к себе вызывает человек, который ……… .

3.Достоин уважения человек, который … … … .

4. Человек с плохим настроением … … … .

5. Некрасиво выглядит человек, который … … … .

6. Человек, живущий ради других. … … … .

7. Человек, который не держит на сердце обиду … … … .

8. Я хотел бы иметь друга, который … … … .

 — Прочитайте, что у вас получилось. Назовите личные окончания глаголов первого спряжения, второго спряжения.

Работа по учебнику.

Найдите в учебнике упражнение 276 на странице 193.

Закройте закладками задание к упражнению. Прочитайте текст.

 — Какие черты характера вы хотели бы воспитать в себе?

 — Согласно теме урока, подумайте, какое задание можем выполнить по данному тексту?

Итог урока.

 — Наш урок подходит к концу. Чем мы с вами занимались на этом уроке? Что вспомнили, закрепили? О чем говорили? Какими качествами должен обладать настоящий человек?

Рефлексия.

 — Оцените свою работу на уроке. Обведите изображение, которое соответствует вашему настроению на уроке.

– Кому было все понятно, кто справлялся уверенно со всеми заданиями, обведите веселую мордашку. Если вы затруднялись, чувствовали себя неуверенно, обведите задумчивую. Ну а ребята, которым было трудно работать, кто чувствовал себя некомфортно, обведите грустную мордашку.

Урок письма и развития речи «Различение глаголов первого и второго спряжения»; 8 класс — Русский язык — Материалы для коррекц. классов

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст. Староминской Краснодарского края

УРОК ПИСЬМА

И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

9 класс

Учитель Иващенко Наталья Григорьевна

2012 год

Тема урока: Различение глаголов I и II спряжения.

Цели: формирование навыков определения спряжения глагола по инфинитиву;

повторение правила проверки безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения;

закрепление правописания мягкого знака в глагольных формах;

формирование орфографической зоркости;

развитие познавательных процессов;

воспитание умения различать положительные и отрицательные качества человека.

Ход урока.

Организационный момент.

«Глагол – самая огнедышащая, самая свежая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая кровь языка». А. Югов

Постановка проблемного вопроса.

— Почему я произношу «похвальное слово» глаголу?

— Какую роль выполняет глагол в нашей речи?

(Без глаголов не обойтись. Чем точнее, образнее, ярче описывает он действие, тем интереснее его слушать).

Актуализация знаний.

— Предлагаю вам несколько слов. Прочитайте их.

Мечтать, верить, грустить, жалеть,

— Что у этих глаголов общего? (н. ф.)

— На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

— На какие две группы можно разделить эти глаголы? (Глаголы первого и второго спряжения).

— Как вы определили тип спряжения? (По неопределенной форме, этот способ является самым надежным).

— Какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие – ко второму? Проверьте по книжке-опоре.

— Какой еще способ существует? (По личному окончанию).

— Как определить спряжение глагола по личному окончанию? Проверьте по книжке-опоре.

— Для чего необходимо определять спряжение глаголов? (Чтобы правильно записывать безударные личные окончания глаголов).

Определение темы и целей урока.

— Учитывая то, что на предыдущих уроках мы подробно говорили о глаголах первого спряжения, отдельно работали с глаголами второго спряжения; учитывая то, что с новым материалом на данном уроке знакомиться не будем, подумайте, как может звучать тема сегодняшнего урока?

— Учитывая тему урока, определите цели урока с помощью опорных слов.

Закрепить умения определять спряжение глаголов.

Повторить правило правописания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

— Прочитайте еще раз данные глаголы. (Мечтать, грустить, верить, жалеть). Подумайте, чем еще сходны эти глаголы? (Называют чувства человека, его поступки).

— О чувствах и поступках людей мы также будем говорить на уроке.

Основная часть.

  1. Минута чистописания.

Упражнения для пальцев.

Упражнения в чистописании.

— Что обозначает эта запись?

Письмо по памяти.

Доброе слово железные ворота открыва…т.

— Как понимаете пословицу? Какая буква пропущена? Какие еще правила правописания в данных словах вам знакомы?

— Запишите по памяти. Проверьте.

Орфографическая минутка.

— Что еще умеют делать слова? Прочитайте.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

— Объясните смысл четверостишья. Как можно словом причинить боль, а как утешить?

— Согласно теме урока, подумайте, какие виды заданий мы можем выполнить по данному тексту? (Орфографический разбор, определение спряжения глаголов).

— Сделайте вывод. Как определить спряжение глагола по неопределенной форме?

Отгадывание кроссворда.

— Я вам предлагаю глаголы неопределенной формы, а вы запишите их в нужной форме, объясняя при этом правописание безударных окончаний глаголов. Разгадав кроссворд, узнаете ключевое слово.

— Посмотрите на кроссворд. В какой форме запишите глаголы? (2 л., ед. ч., наст. в.). Какое местоимение вам поможет?

т осковать изменять обижать

беспокоить уважать волновать

в ерить слабеть веселить

— Какое правило повторили? (Правописание безударных личных окончаний глаголов, правописание глаголов второго лица, единственного числа).

— Назовите глаголы первого спряжения? Как определили?

— Назовите глаголы второго спряжения.

Физкультминутка.

— Буду показывать глаголы из кроссворда, если глагол относится к первому спряжению, выполняете упражнение «Черепаха», а если ко второму – «Гусеница».

— Чем сходны глаголы, которые записали в кроссворд? Назовите положительные качества человека, отрицательные. Составьте предложение с одним из глаголов, называющих положительные качества.

Игра «Магнит».

(Ребятам предложены карточки с глаголами в форме третьего лица единственного числа. На доске – изображение сердца).

— Прочитайте слово на карточке, определите спряжение, прикрепите к изображению сердца. Если глагол называет положительное качество человека – к красной половине, если отрицательное – к черной. Но будьте внимательны: в написаниях личных окончаний некоторых глаголов я допустила ошибки. Исправьте их. Докажите, что вы правы.

д оверяет ссорится
помогает лукавит
понимает сердится
прощает губит
сопереживает печалится

Какие окончания имеют глаголы первого спряжения, второго спряжения?

Творческое задание.

— У каждого из вас на парте лежит карточка, на которой напечатано начало предложения. Предлагаю вам закончить предложения, используя слова, которые мы использовали во время игры.

1. Настоящий друг тот, кто… … … .

2. Отрицательное отношение к себе вызывает человек, который ……… .

3.Достоин уважения человек, который … … … .

4. Человек с плохим настроением … … … .

5. Некрасиво выглядит человек, который … … … .

6. Человек, живущий ради других. … … … .

7. Человек, который не держит на сердце обиду … … … .

8. Я хотел бы иметь друга, который … … … .

— Прочитайте, что у вас получилось. Назовите личные окончания глаголов первого спряжения, второго спряжения.

Работа по учебнику.

Найдите в учебнике упражнение 276 на странице 193.

Закройте закладками задание к упражнению. Прочитайте текст.

— Какие черты характера вы хотели бы воспитать в себе?

— Согласно теме урока, подумайте, какое задание можем выполнить по данному тексту?

Итог урока.

— Наш урок подходит к концу. Чем мы с вами занимались на этом уроке? Что вспомнили, закрепили? О чем говорили? Какими качествами должен обладать настоящий человек?

Рефлексия.

— Оцените свою работу на уроке. Обведите изображение, которое соответствует вашему настроению на уроке.

– Кому было все понятно, кто справлялся уверенно со всеми заданиями, обведите веселую мордашку. Если вы затруднялись, чувствовали себя неуверенно, обведите задумчивую. Ну а ребята, которым было трудно работать, кто чувствовал себя некомфортно, обведите грустную мордашку.

Конспект.»Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений»

Русский зык Урок №137 от 06.04.17г Тема: «Личные окончания глаголов I и II спряжений.»

Цель: научить отличать окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

УУД: Регулятивные:применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные:контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Оборудование и материалы:

для учителя: компьютер, проектор, экран, колонки.

для учащихся: половинки белых листов бумаги, цветные карандаши или фломастеры.

Ход урока.

Ι. Организационный момент

Наш урок я начну строчками из стихотворения Валерия Брюсова «Работа».

Великая радость — работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта –

Всё счастье земли – за трудом!

Назовите главную мысль стихотворения.

Что нам хотел сказать автор?

Какое отношение могут иметь эти строки к нам?

Желаю вам хорошо потрудиться!

Пусть наша работа на уроке принесёт вам радость!

Объясняю, как работать с листами самооценки , Сегодня с помощью шкалы самооценки вы будете сами оценивать свою работу. Для этого вам понадобятся три цветных карандаша: красный, зеленый, синий.

Давайте вспомним с помощью цветовой таблицы значение цвета:
• Красный – задание выполнено на отлично;
• Зеленый – при выполнении задания допущены единичные ошибки;
• Синий – при выполнении задания допущено много ошибок;

(дети записывают клас. работа и число)

ΙΙ. Минутка чистописания.

ΙΙΙ.Повторение.

  1. Словарная работа. (слайд 1)

Работа проводится в виде теста (слайд 2)

Проверка выполнения словарного теста (слайд 3) (Оцените себя)

Какое слово лишнее? (гореть) Почему? Охарактеризуйте его? (н.ф.- не измен. по лицам и числам.не имеет времени , суффикс — ть_)

Молодцы (слайд 7)

2.Синтаксический разбор предложения( запись на доске)

Яркий луч солнца пригрел бабочку на лесной полянке.

— Какие части речи ты знаешь? (Оцените себя)

Охарактеризуйте глагол ( не изменяется по лицам и числам – глагол прошедшего времени))

3.Что такое «спряжение глаголов»? Маленький тест: выберите правильное утверждение.

— Итак, спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам. (Оцените себя)

Определите тему урока.

Какие цели поставим перед собой? -(Мы продолжаем изучать особенности спряжений глаголов.)

Что хотим узнать?

Чему хотим научиться?

На какие знания мы будем опираться в работе?

Какие знания нам помогут в работе?

Что мы знаем о глаголе?

Молодцы (слайд 4)

ΙV. Новая тема.

— Проспрягайте глагол «спасти». Скажите, пожалуйста, в настоящем или простом будущем времени будет спрягаться этот глагол и обоснуйте, почему? (в простом будущем, так как это глагол совершенного вида, у глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени)

— Давайте проспрягаем этот глагол (слайд 5)

по щелчку поочередно появляются местоимения и формы глагола

— Выделите окончания, проанализируйте, как изменяются окончания при спряжении этого глагола.

— А теперь в парах проспрягайте рядом глагол «лететь» (слайд – 6) . Выделите окончания (для проверки – щелчок). Проанализируйте, как изменяются окончания. Сравните окончания этих глаголов. Что замечаете?

(в первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые, а в других формах отличаются)

— Выпишите ниже только окончания глаголов, кроме первого лица ед.ч., в два столбика (слайд 7).

— Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (у них получились разные окончания)

— Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения (щелчок) и глаголы II спряжения (щелчок).

Поставить на доске пробел слайд8

Откройте учебник на с. 88, изучите таблицу. Сделаем вывод, чем отличаются окончания глаголов 1 и 2 спряжения?

— Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране. (слайд 9).

— В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру 1, а у буквы «И» — две палочки, римская цифра 2. Так легко запомнить!

— Зарисуйте эту памятку в тетрадях – это схема-опора

V. Физминутка.

— А теперь отдохнем немного! Какого спряжения слово «Отдохнем»? (1 спряжение, окончание –ём) (слайд 10).

— Следите внимательно за точкой на экране и повторяйте за ней! (слайд 11 — 14).

3. Закрепление..

— А теперь задание для закрепления (слайд 15). На экране слова. Вам нужно распределить их в два столбика – 1 и 2 спряжение. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение? (выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение)

— Приступайте к работе, можете пользоваться своими схемами-опорами.

— Проверим, правильно ли вы справились с работой (по щелчку слова делятся на два столбика). (Оцените себя)

— Похвалите себя, кто выполнил все правильно.(слайд 16).

— А теперь вы выполните задание труднее. Сейчас вы поработаете в парах. Теперь вам нужно подобрать слова по картинкам (слайд 17).

Рассмотрите картинки, всё понятно?

— Приступайте к работе, помогайте друг другу, будьте внимательны. Если возникнут сомнения в правописании слов, поднимите руку. Когда закончите, проверьте друг друга. (Оцените себя)

VΙΙ. . Работа по дальнейшему  углублению знаний: Слайд 18

Прочитайте предложения. К какому жанру УНТ можно отнести эти высказывания? Выпишите только глаголы. Определите время, число, лицо и спряжение глаголов. Разберите по составу 4 глагола – указываю какие.

Тише едешь, дальше будешь.

Поспешишь, людей насмешишь.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Волка ноги кормят.

Без беды друга не узнаешь.

Аппетит приходит во время еды.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят. (Оцените себя1) (Оцените себя2

VΙ. Повторение пройденного материала (слайд 19 – 24). (Оцените себя)

Молодцы (слайд 25)

VΙΙΙ. Итог урока (слайд 26).

— Что нового вы узнали о спряжении глаголов?

— Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?

ΙX. Домашнее задание упр 188(слайд 27). выделите окончания и укажите тип спряжения глаголов.

— На следующем уроке мы будем учиться писать глаголы, относящиеся к 1 и 2 спряжению, поэтому вам нужно научиться хорошо их различать. Поэтому вы дома должны хорошо выучить правило и данные таблицы

«СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ» (слайд 28).

Сказка о том, как появились глаголы первого и второго спряжения — Творческие работы учащихся — Каталог статей

Сказка о том, как появились глаголы первого и второго спряжения

Жили-были две принцессы. Одну звали Ирина, а вторую — Елена. Ирина любила пИть чай, готовИть индейку, шИть юбкИ и ходИть в гостИ. А Елена обожала пЕть, свистЕть и смотрЕть мЕлодрамы.

Принцессы жили дружно, но однажды рассорились и разошлись по разным башням большого королевского замка.

Тогда принцесса Ирина, которая любила все глаголы, которые оканчиваются на -ИТЬ, переманила на свою сторону замка четыре замечательных глагола ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ и СЛЫШАТЬ и научила их дружИть с буквой И в личных окончаниях. Глагол СЛЫШАТЬ понимал, что он слышИт, глагол ДЫШАТЬ понимал, что он дышИт.

Принцесса Елена, обожавшая глаголы, оканчивающиеся на -ЕТЬ, тоже пошла на хитрость и подружилась с глаголами БРИТЬ и СТЕЛИТЬ, уведя их в свои королевские покои.

Принцесса Ирина, узнав об этом,пригласила к себе на чашечку чая несколько глаголов на -ЕТЬ. Она рассказала им о том, что быть не такими как все, быть глаголами-исключениями очень интересно и даже почетно. Ведь об исключениях все и всегда будут знать и помнить. Глаголы подумали и решили согласиться. Так глаголы ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ВИДЕТЬ и СМОТРЕТЬ поселились в башне Ирины.

Елена, не простив такого предательства, забрала себе все глаголы на -АТЬ, —ЯТЬ, -ЫТЬ, -УТЬ, -ЮТЬ и -ОТЬ. Она осталась очень довольна своим поступком. Теперь и у нее было много своих глаголов.

Старый и мудрый король, узнав о серьезной ссоре между Ириной и Еленой, предложил им поделить королевство на две части. Он сказал дочерям: «Пусть все глаголы на -ИТЬ, кроме БРИТЬ и СТЕЛИТЬ, и глаголы-исключения ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ, ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ и СЛЫШАТЬ называются глаголами второго спряжения и во всем подчиняются принцессе Ирине. А Все остальные глаголы, включая БРИТЬ и СТЕЛИТЬ, пусть станут глаголами первого спряжения и служат принцессе Елене. И даже если королевство будет поделено на две части, я хочу, чтобы вы, мои любимые дочери, жили в мире и согласии!»

Кто же будет спорить с королем? С тех пор принцессы Ирина и Елена живут дружно, а глаголы служат своим хозяйкам, подчиняясь им всегда и во всем. Тут и сказке конец, а кто слушал, тот теперь всё знает о спряжении.

 

Эта сказка написана моей талантливой ученицей-пятиклассницей.

Презентация «Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов с безударными личными окончаниями» 4 класс

Русский язык 4 класс УМК «Школа России»

Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов с безударными личными окончаниями

Вастьянова Л. Л.,

учитель начальных классов

МБОУ «Мамонтовская СОШ»

Мамонтовского района

Алтайского края

2021 год

Восьмое апреля.

Классная работа.

Сижу правильно,

пишу красиво!

Упражнение в чистописании

личных окончаний глаголов

  • Определите, какие образцы личных окончаний глаголов могут появиться в 1 строке? Во 2 строке?
  • Объясните, каким способом по окончанию глаголов можно определить спряжение?

Упражнение в чистописании

личных окончаний глаголов

Проверим себя!

Определите, как будем работать с глаголами сегодня?

с. 93

  • Определите с помощью таблицы, какую часть глагола надо проверять?
  • Выскажите мнение, какие личные окончания глаголов надо проверять: ударные или безударные?

с. 93 упр. 190

Работаем с глаголами в форме настоящего времени!

  • Определите по заданию, как будем работать с глаголами?

переходишь (2 л., ед. ч., II спр.),

встречает (3 л., ед. ч., I спр.),

смотрит (3 л., ед ч., II спр.).

  • Выскажите мнение, для чего надо знать различие в написании окончаний глагола?

Работаем по памятке!

с. 94

  • Как называется памятка?
  • Укажите, у каких глаголов учит памятка определять спряжение?
  • Что поможет определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

с. 94

  • Подумайте, сколько частей можно выделить в памятке?
  • Что значит «глаголы — исключения»?

Работаем по памятке!

с. 94

  • Назовите глаголы — исключения 1 спряжения.
  • Назовите глаголы — исключения 2 спряжения.

Работаем по памятке!

Ко второму же спряженью Ко второму же спряженью Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. И ещё: гнать, держать, Дышать и слышать, Смотреть, видеть и зависеть, Ненавидеть и терпеть, И обидеть, и вертеть. Вы запомните, друзья: Их на -е- спрягать нельзя!

Стихи — «шпаргалки»

Учимся определять спряжение глаголов по неопределённой форме!

с. 94 упр. 192 — 193

II спр.                              Клеить — клеишь,

I спр.                          читать — читаешь,

II  спр. (искл.)

слышать  — слышишь

I спр.                          зеленеть — зеленеешь,

II спр.                              просить — просишь,

Учимся определять спряжение глаголов по неопределённой форме!

с. 94 упр. 192 — 193

I спр.                              веять — веешь,

II спр.                          дружить — дружишь,

II  спр. (искл.)

видеть  — видишь

I спр.                          думать — думаешь,

I спр.                          рыть — роешь.

Учимся определять спряжение глаголов!

с. 95 упр. 194

  • Используя задание упражнения, составьте алгоритм работы с данными глаголами

1. Глаголы I спряжения

2. Глаголы II спряжения на -ить

3. Глаголы – исключения

II спряжения

Учимся определять спряжение глаголов!

с. 95 упр. 194

1. Глаголы I спряжения

Веять, болеть, доказать, мечтать, прыгнуть, сверкать.

  • Объясните, как вы определили спряжение глаголов?

Учимся определять спряжение глаголов!

с. 95 упр. 194

Наклеить, варить, запомнить, ловить, беспокоить.

  • Объясните, как вы определили спряжение глаголов?

2. Глаголы II спряжения на -ить

Учимся определять спряжение глаголов!

с. 95 упр. 194

Держать, смотреть, вертеть, обидеть.

  • Объясните, почему эти глаголы II спряжения?

3. Глаголы – исключения

II спряжения

Подведём итоги работы!
  • Что нового узнали о спряжении глаголов?
  • По каким признакам можно определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
  • Перечислите признаки I спряжения глаголов.
  • Перечислите признаки II спряжения глаголов.
Оцените свою работу! Затруднений в определении спряжения глаголов с безударными окончаниями нет! Есть затруднения, удалось разобраться! Буду разбираться ещё!

с. 95 упр. 195

Благодарю за работу

на уроке!

Интернет ресурсы
  • http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)
  • antalyaelitestroy.ru
  • myslide.ru
  • https://volzsky-klass.ru/kanakina-4-klass-uchebnik-2-upr-190-s-93/
Использованная литература
  • Бубнова И.А., Архипова Ю.И., Роговцева Н.И. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 класс. – М., Просвещение, 2014
  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2018

глаголов второго спряжения

* Правильные глаголы (hab-eo habēre habu-i Habu-i Habu-um)
* Глаголы-депоненты (confit-eor confitēri исповедовать-нас sum)
* Безличные глаголы (decet, licet, oportet)

* * *

* Правильные глаголы
[вернуться наверх]

hab-eo habēre habu-i привычка-um — иметь/обладать/удерживать/учитывать/поддерживать
+abhorr-eo abhorrēre abhorru-i — уклоняться от/отличаться/быть непоследовательным
abol-eo abolēre abolu -i abolit-um — уничтожить
поглотить-eo поглотить поглотить-и поглотить-um — проглотить/поглотить
absterg-eo abstergēre absters-i absters-um — стереть/изгнать — напугать/удержать
abstin-eo abstinēre abstinu-i abstent-um — воздерживаться/держать подальше/воздерживаться/воздерживаться
accens-eo accensēre accensu-i accens-um — assign
adaug-eo adaugēre adaux-i adauct-um — усугубить / освятить
addoc-eo addocēre addocu-i addoct-um — научить новому
adfl-eo adflēre adflev-i adflet-um — плакать над
+ad fulg-eo adfulgēre adfuls-i — сиять/появляться
adhaer-eo adhaerēre adhaes-i adhaes-um — придерживаться/цепляться/держаться рядом
adhib-eo adhibēre adhibu-i adhibit-um — применять/использовать
+ adiac-eo adiacēre adiacu-i — лежать рядом/на границе
admisc-eo admiscēre admiscu-i admist-um — смешивать с/добавлять/вовлекать
admon-eo admonēre admonu-i admonit-um — предупреждать
admord-eo admordēre admord-i admors-um — вгрызаться/обманывать
admov-eo admovēre admov-i admot-um — перемещать/воспитывать/прикладывать/прислушиваться/направлять ум
adol-eo adolēre adolu-i Adult-um — предложить в жертву/сжечь
adrid-eo adridēre adris-i adris-um — смеяться/улыбаться/пожалуйста
adsid-eo adsidēre adsed-i adsess-um — сидеть рядом/присутствовать/помочь/осаждать/напоминать
+adsol-eo adsolēre — будь обычным
+adstup-eo adstupēre adstupu-i — удивляйся
+adurg-eo adurgēre adurs-i — преследуй внимательно
+alb-eo albēre — будь белым/рассветом
+alg-eo algēre algs-i — быть холодным
amov-eo amovēre amov-i amot-um — удалить/изгнать
appar-eo apparēre apparu-i apparit-um — стать видимым/очевидным
+ar-eo arēre aru-i — быть сухим
+arc- eo arcēre arcu-i arct-um — заключить/не подпускать
ard-eo ardēre ars-i arsur-um — сжечь
attin-eo attinēre attinu-i attent-um — держать крепко/задерживать/охранять/дотягиваться/беспокоиться/ pertain
attond-eo attondēre attond-i attons-um — стричь/обрезать/обрезать/уменьшать
+aud-eo audēre ausus sum — отважиться {w inf}
aug-eo augēre aux-i auct-um — увеличить
+av -eo avēre — желание, долго для
+cal-eo calēre calu-i — быть горячим, пылать/воспламеняться/воодушевляться (умом)
+car-eo carēre caru-i carit-um — быть без/отсутствием
cav -eo cavēre cav-i caut-um — остерегаться/оговаривать/заботиться о том, что ут…{ind com}
cens-eo censēre censu-i cens-um — оценивать/ценить/предлагать/думать/решать ut…{ind com}
ci-eo ciēre civ-i cit-um — привести в движение /возбуждать/возбуждать
обрезанный-eo обрезанныйēre обрезанный-и обходить-ум — блокада/осаждать
+clu-eo cluēre — говорить/прославляться
принуждать-ео принуждать кэрку-и принуждать-ум — ограничивать/обуздать/сдерживать
commov-eo commovēre commov-i commot-um — удалить/продвинуться вглубь/вздрогнуть заполнить/завершить
contin-eo continēre continu-i content-um — ограничить/сохранить вместе/ограничить/удержать/удержать
deb-eo debēre debu-i debit-um — должен/должен
del-eo delēre delev-i delet -um — уничтожить/стереть с лица земли
deterr-eo deterrēre deterru-i deterrit-um — отпугнуть/запугать
doc-eo docēre docu-i docit-um — научить/информировать — w acc {инд. заявление}
dol-eo dolēre долу-и долит-ум — болеть/чувствовать боль
eg-eo egēre egu-i egit-um — быть в нужде/нуждаться в чем-либо — обучать/применять на практике/использовать/беспокоить/упражняться
exhib-eo exhibēre exhibu-i exhibu-um — удерживать/предлагать/представлять/доставлять/сдаваться/производить
expl-eo explēre explev-i explet-um — заполнить up/complete/satisfy
exterr-eo exterrēre exterru-i exterrit-um — напугать до смерти /светиться/возмущаться/ярость
+fl-eo flēre flev-i flet-um — плакать
+flor-eo florēre floru-i — цвести/процветать
fov-eo fovēre fov-i fot-um — согреваться/лелеять /ласкать/поощрять/баловать/поощрять
frig-eo frigēre frigu-i frigit-um — быть холодным/быть безжизненным/lag
+fulg-eo fulgēre fuls-i — вспыхивать/блестеть/блестеть/сиять
+gaud-eo gaudēre gavisus sum — радоваться/радоваться
hab
+haer-eo haerēre haes-i haes-um — цепляться/застрять/быть в недоумении
horr-eo horrēre horru-i horrit-um — щетина/содрогание
+iac-eo iacēre iacu-i — лежать ниц/лежать бездействующим
immin-eo imminēre imminu-i imminit-um — нависать/угрожать
+impend-eo impendēre — передавать/угрожать
impl-eo implēre implev-i implet-um — заполнить/завершить/исполнить
indig-eo indigēre indigu-i indigit-um — нуждаться/отсутствовать {+abl}
indulg-eo indulgēre indulgu-i indulgit-um — снисходительно относиться к/давать вожжи к
inrid-eo inridēre inridu-i inridit-um — дразнить
invid-eo invidēre invid-i invis-um — смотреть косо на/зависть/злоба
iub-eo iubēre iubu-i iubit-um — ставка/заказ/ сказать {w inf} сказать, чтобы быть
+lat-eo latēre latu-i — лежать скрыто/таиться
liqu-eo liquēre liquu-i liquit-um — {imp} ясно/очевидно
luc-eo lucēre lucu -i lucit-um — будь ярким/ши ne
+lug-eo lugēre lux-i luct-um — оплакивать
+maer-eo maerēre maeru-i — горевать/печаль/оплакивать
+man-eo manēre mans-i mans-um — оставаться/остаться/ждать
med -eo medēre medu-i medit-um — исцелить/быть средством для
mer-eo merēre meru-i Merit-um — заработать/заслужить/служить в армии
misc-eo miscēre miscu-i mixt-um — смешать/смешать /conuse/embroil
miser-eo miserēre miseru-i miserit-um — {имп} вызывает жалость/сожаление
mon-eo monēre monu-i monit-um — советовать/предупреждать/инструктировать ут…{ind com}
mord-eo mordēre momord-i mors-um — укусить
mov-eo movēre mov-i mot-um — двигаться/изгонять/перемешивать/возбуждать/вдохновлять
mulc-eo mulcēre mulcu-i mulcit- um — гладить/ласкать/успокаивать/восхищать
+nit-eo nitēre — сиять/быть красивой
+noc-eo nocēre nocu-i nocit-urus — вредить/обижать
obsid-eo obsidēre obsed-i obsess-um — осаждать/ блокировать/заполнять/оккупировать
obtin-eo obtinēre obtinu-i obtent-um — удерживать/поддерживать — удерживать в силе/преобладать
ol-eo olēre olu-i olit-um — запах
+par-eo parēre paru-i — быть видимым /очевидно/повиноваться/подчиниться
pav-eo pavēre pav-i pavit-um — трястись/дрожать
+pend-eo pendēre pepend-i — рука/зависеть
perman-eo permanēre permanu-i permanit-um — оставаться повсюду/ настаивать
permov-eo permovēre permov-i permot-um — двигаться глубоко
persuad-eo persuadēre persuas-i persuas-um — убеждать/убеждать
perterr-eo perterrēre perterru-i perterrit-um — пугать основательно/деморализовать 900 02 pertin-eo pertinēre pertinu-i pertent-um — расширять/принадлежать/относиться/иметь тенденцию к
pervid-eo pervidēre pervid-i pervis-um — просматривать/не замечать/осматривать/видеть насквозь/различать
plac-eo placēre placu- i placit-um — пожалуйста/удовлетворить
pollic-eo pollicēre pollicu-i pollicit-um — обещание
polluc-eo pollucēre pollucu-i pollucit-um — принести в жертву
possid-eo possidēre possidu-i possidit-um — быть в оккупация/владение
praeb-eo praebēre praebu-i praebit-um — показывать/показывать/удерживать/предлагать/позволять/предоставлять inf}
promov-eo promovēre promov-i promot-um — заранее/отложить/раскрыть
provid-eo providēre provid-i provis-um — предвидеть/принять меры предосторожности/предусмотреть
reluc-eo relucēre relucu-i relucit-um — сиять/сиять/пылать/сиять
reman-eo remanēre remanu-i remanit-um — оставаться позади/продолжать/терпеть
remov-eo remover remov-i remot-um — вернуться назад/удалить
repl-eo replēre replev-i replet-um — заполнить снова/дополнить/заполнить
resid-eo residēre residu-i residit-um — остаться на месте/оставиться позади
ответить -eo responseēre response-i respons-um — answer — ответ/ответ на
retic-eo reticēre reticu-i — молчи
retin-eo retinēre retinu-i retinit-um — сдерживание/поймать/удержать/удержать
rid-eo ridēre ris-i ris-um — смеяться
sed-eo sedēre sed-i sess-um — сидеть/сидеть/быть неподвижным
+sil-eo silēre silu-i — молчать/молчать
+sol- eo solēre solit-us sum — привыкать/использоваться блеск
spond-eo spondēre spopond-i spons-um — залог/обещание/помолвка
strid-eo stridēre strid-i stridit-um — шипение/визг
+stud-eo studēre studu-i — учиться/стремиться/ревностно /в пользу
+стю p-eo stupēre stupu-i — быть ошеломленным/ошеломленным/ошеломленным
suad-eo suadēre suadu-i suadit-um — советовать/рекомендовать
summov-eo summovēre summov-i summot-um — удалить/увезти
supersed-eo supersedēre supersed-i supersess-um — воздержаться/отказаться от
suppl-eo supplēre supplev-i supplet-um — наполнить/усилить
sustin-eo sustinēre sustinu-i sustent-um — удерживать/поддерживать/терпеть/задерживать
+tac -eo tacēre tacu-i tacit-um — молчать
+ten-eo tenēre tenu-i — держать/держать/схватить …{memoria} запомнить — w acc
terg-eo tergēre ters-i ters-um — стереть
terr-eo terrēre terru-i territ-um — напугать/ужаснуть
+tim-eo timēre timu-i — бояться/быть боязнь
tond-eo tondēre tondu-i tondit-um — стричь/обрезать/обрезать/пожинать -um — жарить
+urg-eo urgēre urs-i — водить/нагружать
vid-eo vidēre vid-i vis-um — видеть/смотреть/наблюдать/рассматривать
+vig-eo vigēre — процветать/быть живым

* Депонентные глаголы
[вернуться наверх] confit-eor confitēri Признать-нас сумма — признать/признать/раскрыть
contu-eor contuēri contuit-us sum — посмотреть/рассмотреть/наблюдать
diffit-eor diffitēri diffess-us sum — disown
intu-eor intuēri intuit-us sum — смотреть/смотреть/созерцать/рассматривать/восхищаться
lic-eor licēri licit-us sum — предлагать (на аукционе)
pollic-eor pollicēri pollicit-us sum — обещать/предлагать
r-eor rēri rat-us sum — думать/считать
rever-eor reverēri reverit-us sum — благоговеть перед/уважать/почитать
tu-eor tuēri tuit-us sum — видеть/наблюдать/смотреть/охранять/защищать/беречь
ver-eor verēri verit-us sum — бояться/бояться/уважать/уважать

* Безличные глаголы
[вернуться наверх]

decet decēre decuit — подобает
dedecet dedecēre dedecuit — неприлично
libet libēre libu-it libit-um est — { имп} это нравится
licet licēre licu-it licit-um — {имп} разрешено/законно/разрешено
oportet oportēre oportu-it — {имп} это
paenitet paenitēre paenitu-it — {imp} раскаивается
piget pigēre piguit — раздражает
pudet pudēre pudu-it — {imp} стыдно
taedet taedēre — {imp} утомляет/отвращает

урок румынского языка : Настоящее Индикатив глаголов на -а (1-е спряжение)

Словарная форма глагола — форма инфинитива.Частица «а» является знаком инфинитива и представляет собой перевод «к». Все глаголы имеют в начале частицу «а».

Примеры: a cânta (от до петь), a dansa (от до танцевать), a mânca (от до есть) и т. д.

[аудио: http://www.romania-insider.com/wp-content/uploads/2011/06/present_indicative_of_the_verbs_in_a.mp3|titles=present_indicative_of_the_verbs_in_a]

Окончание инфинитива (гласный или группа гласных) показывает спряжение глагола.Окончания и спряжения глаголов:

a : 1-е спряжение: a cânt a (петь)

шт. : 2-е спряжение: a av шт. (иметь)

e : 3-е спряжение: слияние e (вперед)

и и — х : 4-е спряжение: a iub и (любить), a hotăr х (решать)

 

Давайте выучим настоящее изъявительное наклонение глаголов в — и (1-е спряжение).

A cânta (англ. петь ) , a pleca (англ. оставить )

Канта Плека
Европейский союз Европейский стандарт
Тукан и Корпус и
Эл. / шт. ă Эл. / шт. пл. ă
Noi cant Эм Ной плец Эм
Voi cant ați Voi plec ați
Ei / ele cânt ă Ei / ele pleac ă

 

Корень глагола получается без суффикса инфинитива.Например, форма инфинитива «a cânta», корень «cânt». Чтобы получить настоящее время, мы должны добавить несколько окончаний к корневому глаголу. Эти окончания: Ø , — и , — ă , — ăm , — ați , — ă .

 

Иногда корневой глагол меняется, как в примере ниже:

eu cân t (пою) – корень «cânt»

tu cân ț i (вы поете) – корень «cânț»

Из-за фонетических правил « t » становится « ț » перед «i».

 

В некоторых других ситуациях гласная « e » от корневого глагола становится дифтонгом « ea » следующим образом:

tu pl e ci (вы уходите)

el pl ea că (он уходит)

 

Некоторые глаголы в числах — и получают суффикс « ez » в первом и втором лице единственного числа. В третьем лице единственного числа суффикс « ez » становится « eaz ». После этого суффикса добавляются окончания настоящего времени ( Ø , — i , — ă , — ăm , — ați , — ă ).

 

A dansa (англ. на танец ), a lucra (англ. на работу )

Данса Лукра
Танцы ЕС Эу Лукрез
Ту дансез и Ту Лукрес и
Эль / Эа Дансиаз ă Эл / люкреаз ă
Noi dans ăm Noi lucr Эм
Voi dans ați Voi lucr ați
Эй / Эль Дансеаз ă Ei / ele lucreaz ă

Для большинства глаголов 3-е лицо единственного числа является омонимом 3-го лица во множественном числе:

el cântă (он поет) = ei cântă (они поют)

el lucrează (он работает) = ei lucrează (они работают)

 

Исключения

А ста (англ. остаться ), и луа (англ. взять )

Статус А луа
Европейский стандарт и Eu ia u
Ту ста и Вт т.е. и
Эл/Восток ă Эл/Еа я и
улица Ной Эм Ной лу Эм
Voi st ați Voi lu ați
Ei / ele sta u Ei / ele ia u

 

Отрицательная форма

Чтобы получить отрицательную форму, мы должны добавить частицу «ню» перед глаголами.

Примеры:

Канта Плека
Eu nu не могу (не пою) Eu nu plec (не покидаю)
Tu nu cânț i (ты не поешь) Ту ну плек и (ты не уходи)
Эл / Эа nu cânt ă (не поет) Эл/еа nu pleac ă (он/она не уходит)
Noi nu cânt ăm (мы не поем) Noi nu plec ăm (мы не уходим)
Voi nu cânt ați (вы не поете) Voi nu plec ați (не уходи)
Ei / ele nu cânt ă (они не поют) Ei / ele nu pleac ă (не уходят)

 

Мона Пологеа,

Кандидат лингвистических наук

как определить спряжение глагола в русском языке

В предложенном задании нас просят написать десять глаголов первого и второго спряжения.Для выполнения этого задания сначала разберемся, какие бывают спряжения в русском языке и как их различать.

Спряжения глаголов

  1. Первое спряжение. К первому спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся на «-ет», «-ат», «-от», «-ыт», «ут» и другие. Исключения составляют глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, слышать, ненавидеть, дышать, зависеть, терпеть, вертеть, обижать.
  2. Второе спряжение. Ко второму спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся на «-it». Исключения составляют глаголы: брить, строить, класть.
  3. Специальное сопряжение. К особому спряжению относятся глаголы, имеющие особую систему образования – это глаголы «есть», «давать», «нести» и их производные.

Благодаря спряжению глагола можно определить гласный звук на его конце, например, для первого спряжения это гласные «у», «у» и «е», для второго спряжения это гласные «а», «я» и «я» в разных лицах и числах. Например:

  • Первое спряжение: колешь — ты колешь — он колет — колют;
  • Второе спряжение: говорить — ты говоришь — он говорит — они говорят.

Теперь, когда мы знаем, как определять спряжения глаголов, мы можем выполнить задание и привести десять примеров глаголов первого и второго спряжения.

Примеры глаголов первого и второго спряжения

  • Первое спряжение: летать (оканчивается на «-et»), не отставать (оканчивается на «-at»), разбирать (оканчивается на «-at»), рисковать (оканчивается на «-at»), прижиматься (оканчивается на «-at») с «-эт»)»), плавать (оканчивается на «-ыт»), засыпать (оканчивается на «-ут»), преодолевать (оканчивается на «-от»), славиться (оканчивается на «-ыт»), падение (оканчивается на «-at»).
  • Второе спряжение: мутить (оканчивается на «-it»), наливать (оканчивается на «it»), жить (оканчивается на «-it»), трогать (оканчивается на «-it»), крутить (оканчивается на «-it») это» ), укреплять (оканчивается на «-оно»), будить (оканчивается на «оно»), усыплять (оканчивается на «оно»), поднимать настроение (оканчивается на «оно»), «готовить ( оканчивается на «-it» ).

— пожалуй, одна из самых сложных тем в курсе русского языка.

Однако надо хорошо его усвоить: ни один школьный диктант не обходится без глаголов.

Кроме того, задания, связанные с определением спряжения глагола, обязательно встретятся в тестовой части выпускных экзаменов по русскому языку — в девятом классе и — в одиннадцатом.

Несмотря на то, что определять спряжение глагола и правильно писать его личные окончания учат еще в начальных классах, ошибок по этому правилу в работах школьников всех возрастных категорий предостаточно.

Покорить Его Величество Глагол непросто… Но мы постараемся сделать это шаг за шагом.Для начала разберемся, что это за пресловутые глагольных спряжения .

Что такое спряжение глаголов?

Спряжение – изменение глагола по лицам и числам.

Как это выглядит на практике?

Лицо и число глагола можно определить, заменив его одним из подходящих личных местоимений.

Давайте запомним эти местоимения:

Да, к глаголу ты идешь можно заменить 🙁 ты идешь Итак, это глагол 2-го лица единственного числа.А к глаголу споем местоимение заменяется мы — глагол 1-го лица множественного числа. (Они) клей — 3 лицо множественного числа (говорю — 1 лицо единственного числа и т.д.

Теперь мы научимся спрягать глаголы (то есть менять их по лицам и числам).

Так, например, глаголы спрягаются делать И склеивать:

Глагольные окончания в первом, втором и третьем лице именные личные .Одноименные названия имеют формы глаголов, образованные при спряжении.

Кстати, окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке очень много разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа.

Глаголы первого типа (т.е. глаголов первого спряжения ) имеют личные окончания:

-й ( или -ю), -есть, -есть, -этэ, -эт, -ут ( или -ут) .

Глагольные окончания второго типа (т.е. глаголов второго спряжения ):

г( или -ю), -им, -иш, -ите, -ит, -ат ( или -ять) .

Наверняка вы уже заметили, что у нас есть спрягаемые глаголы обоих типов: глагол делать относится к первому спряжению, и глагол клеить — к второму спряжению.

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения надо запомнить!

Зачем определять спряжение глаголов?

Действительно, почему? Почему учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и прозе — глаголы-исключения, снова и снова повторять, казалось бы, заученное правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важна.

Попробуйте, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы:

(мы)с…м,

(мы) вид…м.

Непростая задача, не так ли? Даже если природа наделила вас врожденной грамотностью, написать правильно личные окончания глаголов непросто.

Гораздо проще тем, кто определил, что глагол сеять относится к первому спряжению, а глагол видеть — ко второму.

Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем окончание, соответствующее по значению глаголу се…м — -ЕМ. И правильно написать глагол:

Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выбираем нужное личное окончание для глагола вид…м — -ИМ. Давайте правильно напишем глагол:

Кстати, гласные в суффиксах причастий настоящего времени тоже зависят от спряжения глагола.Если причастие образовано от глагола первого спряжения , то его суффиксы будут:

-ущ-, -ющ-, -ом-, -ем- .

При причастиях, образованных от глаголов второго спряжения , суффиксы следующие:

-ясень-, -щ-, -им- .

Итак, умение определять спряжения глаголов необходимо для того, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий.Теперь возникает другой вполне резонный вопрос – как именно определить спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола?

Чтобы определить спряжение глагола, прежде всего поставьте его в неопределенную форму.

Напомним: в неопределенной форме (она по-другому называется инфинитивом) глагол отвечает на вопрос что делать? или что делать? — смотреть, искать, носить, лелеять, надеяться и т. д. )

Давайте посмотрим, где глагол заканчивается.Например, глагол смотреть оканчивается на -et , искать — на -на , нести — на -ти , сохранять — на Вау, надеюсь — на ят (постфикс -ся отбрасываем) и т.д.

А тут, собственно, правило .

Второе спряжение включает:

—все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -IT кроме трех брить , класть, класть ;

11 глаголов-исключений , оканчивающихся на -ET И -AT (их надо запомнить!)

7 глаголов с -ET:

4 глагола с -AT:

Первое спряжение

все остальные глаголы, включая глаголы-исключения брить , заложить, построить.

Примечание. Этот способ определения спряжения подходит только для глаголов, в которых ударение не падает на личное окончание.

Не пытайтесь определить инфинитивное спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

Во-первых, в этом нет необходимости, так как ударные гласные слышны отчетливо, а значит, правило не нужно применять для их правильного написания в окончаниях глаголов.

Во-вторых, при определении спряжения глаголов с ударными личными окончаниями инфинитивом вы рискуете запутаться: глагол fly , например, в неопределенной форме оканчивается на -ET (а если применить к нему правило, то он оказывается, первого спряжения).Однако личные формы глагола летать имеют все окончания второго спряжения ( лет их , лет иш , лет ите , лет ит , лет ять ). Следовательно, этот глагол необходимо отнести ко второму спряжению.

Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется самими окончаниями, а не неопределенной формой!

Как применить правило?

Итак, мы выяснили, что необходимо определить спряжение глагола, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях.На практике это выглядит так.

Предположим, вы хотите вставить пропущенные буквы в глаголы:

(мы) с…м,

(они) кол…ця,

(ты) пил…шить,

(это он) дер…т.

Личные окончания этих глаголов безударные, и для определения спряжения нужно ставить глаголы в неопределенную форму.

Се …м — сеять . В инфинитиве глагол оканчивается на -ять, что означает, что он относится к первому спряжению . Мы запоминаем личных окончаний глаголов 1 спряжения :

Выбираем из списка концовку, подходящую нам по смыслу: -ЕСТЬ. Напишите глагол правильно: se eat .

Кол…ця — укол ся. В неопределенной форме глагол оканчивается на -от и поэтому относится и к первому спряжению (на постфикс -ся в данном случае не обращаем внимания: он не влияет на написание глагола ).Выберите подходящую концовку из списка:

Без пробелов глагол выглядит так: считать ються .

Пила… ш — пила . Инфинитив этого глагола оканчивается на -it-, поэтому у нас есть глагол во втором спряжении . Запомним личных окончаний глаголов второго спряжения и выберем из них подходящее по смыслу:

Без пробелов глагол пишется так: пили иш.

Удерживать… т — удерживать. Глагол оканчивается в инфинитиве на -at. Помните: глагол держать — один из четырех глаголов-исключений на -ат, относящихся к ко второму спряжению (приставка у- не влияет на написание глагола). Выберите подходящую концовку из списка:

Пишем глагол по правилу: держать.

Неправильные глаголы.

В русском языке есть глаголы, которые при спряжении приобретают личные окончания как первого, так и второго спряжения.Таких глаголов всего три: хотеть, бежать и мельком . Поскольку эти глаголы нельзя отнести ни к первому, ни ко второму спряжению, они считаются по-разному спрягаемыми .

Разберем формы глагола хотеть . В единственном числе имеет окончания первого спряжения: хох есть , хох нет . Но формы множественного числа спрягаются уже по второму типу спряжения: хот ит , хот ите , хот ят .

Все окончания личных глаголов убегать барабаны: бежевый их , бежевый ish , бежевый ite , бежевый it , run ut . Как видим, во множественном числе глагол третьего лица имеет окончание первого спряжения -ут. Остальные его формы спрягаются по второму спряжению.

Глагол брезз это не используется в первом и втором лице. Что касается третьего лица, то в единственном числе глагол приобретает окончание второго спряжения (брезз ит ) , а во множественном числе — окончание первого спряжения (брезз ут ) .

Глаголы специального спряжения.

Глаголы в русском языке при спряжении приобретают, как правило, личные окончания одного из двух видов спряжения. Исключение составляют глаголы особого спряжения, имеющие специфические личные окончания. Это глаголы съесть И дать — древние слова, по-видимому, одними из первых появившиеся во всех языках мира. Проанализируем их формы.

Глагол есть (в значении «принимать пищу») во множественном числе спрягается подобно глаголам второго спряжения: ед им , ед ите , ед ять .А вот в единственном числе окончания у форм этого глагола особые: е м (окончание ), е ш (окончание ), е ст (окончание -ст ).

Глагол дать во множественном числе спрягается также как глаголы второго спряжения ( папа им , папа ите ), так и как глагол первого спряжения ( дад ут ).Что касается единственного числа, то здесь окончания специфические, как у глагола есть : Да м (окончание ), Да ш (окончание ), Да ст (окончание -ст ).

Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для школьников, да и для взрослых, представляет написание окончаний существительных и глаголов.

В контакте с

Спряжение глаголов

Не только дети, но и взрослые с трудом пишут буквы е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. Учащиеся четвертого класса знакомятся с личными окончаниями этой части речи. В это время дети узнают, как спрягаются глаголы.

Спряжение – это изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. Это меняет концовки.Во многих случаях проблем с правописанием не возникает, если эта часть слова находится под ударением. А что делать, если ударение не падает на концовку?

Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в конце нужно знать некоторые правила:

  • Поставьте слова в начальную форму и определите, какими буквосочетаниями они заканчиваются. В неопределенной форме (инфинитиве) -t предшествуют гласные «i», «s», «o», «e», «y», » а», «я». Вот ими и нужно руководствоваться.
  • Затем применяется правило: если перед словом стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная I.

Важно! Это определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.

Но с этого момента начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке существует множество исключений, не подчиняющихся установленным законам языка. Такие курьезы относятся к глаголам настоящего и будущего времени.Знание конкретных окончаний I и II спряжений не всегда приводит к правильному результату. Все дело в словах, которые не подчиняются определенным правилам, которые есть в обоих спряжениях.

Противоречия I спряжения

По правилам русского языка слова действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -ет, -ат, -ять, -от, -ут, -ыт, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, травить, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающиеся на -et, -at, не хотят подчиняться и уходят во второе спряжение.При этом бритье, укладка также являются исключениями из правил, они пишутся с гласной «э» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.

Противоречия II спряжения

Не меньшие трудности у школьников вызывает написание гласных «э» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2-му спряжению. Есть несколько слов, которые не хотят подчиняться принятым правилам языка.

Исключительные глаголы:

  • смотреть, обижать, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
  • слышишь, едешь, держишь, дышишь.

Приведем примеры изменений:

  • привод, привод, привод, привод;
  • смотреть, смотреть, смотреть, смотреть;
  • см., см., см., см. и так далее.

Кроме того, не имеет значения, есть ли в слове приставка или нет (гнать — обгонять, держать — выдерживать, ветер — поворачивать), все равно такие глаголы-исключения относятся ко II спряжению.

Изучение слов-исключений

Все слова-исключения необходимо выучить и применять при написании текстов.Конечно, взрослые могут найти свои способы запоминания. А школьники лучше запоминают, если используется рифмовка.

Есть стихи, связанные с запоминанием слов-исключений. большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.

Способы запоминания

Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить глаголы-исключения отдельно, как они даны в правилах русского языка.

Учителя всегда стараются облегчить запоминание любых правил разными способами.Это относится и к глаголам. . Вот несколько полезных трюков:

  1. Нарисуйте картинку, изображающую движение, например, человечков.
  2. Придумайте интересную рифму, вставив в нее глаголы-исключения.
  3. Выберите слова, чтобы их можно было показать.

На практике доказано, что рифмованные строки в сочетании с движением запоминаются быстрее и надолго. Достаточно просто начать читать стихотворение, как дети запоминают последовательность слов и применяют их при написании.

Я хотел бы предложить этот вариант.

Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, которые на -it (исключаем брить, укладывать).

А также эти:

Едем, держим, смотрим, видим.

Мы дышим, мы слышим, мы ненавидим.

И зависим, и обращаемся, и обижаем, и терпим.

Слова рифмуются в каждом предложении . При чтении дети подкрепляют слова движением:

  • водить — рукой машут, как будто в ней веточка;
  • держать — сжимать кулаки, как будто что-то спрятано;
  • взгляд — положить ребро ладони на голову;
  • см. — удивленно смотреть вдаль.

И таким образом каждый глагол приводится в действие. Конечно, движения могут быть разными, но суть остается той же – рифмование усваивается быстро и прочно.

Умение правильно писать нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на родном языке стыдно. изучите ссылку.

Что такое спряжение? Простой ответ — измениться. Глаголы формируются по непостоянным признакам, которыми являются лицо (1-3) и число (единственное или множественное число).Лицо говорит, кто совершает действие. Есть три категории людей.

Пример: рисунок, к нему нужно подобрать подходящее местоимение, вот оно подходит — ты. Отсюда видно, что рисунок стоит в единицах. ч., имеет признаки второго лица. Можно сделать вывод, что спряжение глаголов в русском языке – это их изменение по непостоянным признакам.

Особенности спряжения глаголов в русском языке.Таблицы.

Изгибы, возникающие при спряжении, называются личными.

Внимание! Важно хорошо запомнить приведенную выше таблицу.

Некоторые тонкости

Для того, чтобы каждый тест по морфологии не вызывал панических атак, а при сдаче экзамена вы чувствовали себя уверенно, необходимо хорошо усвоить основные принципы и правила русской орфографии.

Например: Слышен смех. Пишем I (2 вопроса).Грядки поливают. Глагол первого спряжения. дает букву Ю. Процесс изменения глаголов влияет на правописание, именно от него зависит, какой суффикс будет у причастия.

Виды

Если флексия находится под ударением, то в правильности написания не может быть никаких сомнений. Какие окончания у глаголов обоих спряжений в русском языке вы узнаете из таблицы:

Если ударение ставится на другую морфему, кроме словоизменения, то в соотнесении лексемы и группы поможет инфинитив, а точнее, буквосочетание, расположенное в конце слова.

Глаголы второго спряжения по установленным языковым правилам оканчиваются на -ит, кроме глаголов брить, класть, строить. Дополнить группу исключений из 1 исх. (смотреть, видеть, обижать, зависеть, дышать, ненавидеть, слышать, гнать, держать, вертеть, терпеть).

Все глаголы, не попадающие во вторую группу, относятся к первой, в том числе брить, укладывать, строить.

Глаголы 2-го спряжения включают в себя подобные примеры: готов это , спешить это .

Важно! Четко выучите исключения для 1-го и 2-го спряжения.

Пример использования основного правила на практике

  1. Народ дерутся.. Н.ф. борьба. Постфикс — отбрасываем. Буквенное сочетание -от является показателем 1 сп. Таблица дает нам букву Е вместо пробела. Бор люди е ться.
  2. Она готова..т. Н.Ф. Повар. Это глагол второго спряжения. Непостоянные знаки: 3 л., Один. количество. По таблице определяем, что на месте пропуска должна быть буква I. Готов А Т.
  3. Бр..т бороды. Вставляем. Бритье — определите, какое это спряжение. Относим к группе 1. Bre e t борода.
  4. Мы вроде..м. Ставим н. ф. Видеть — определяем, какое это спряжение. 2 группа. Мы добрые И м.

Спряжение глаголов

Отдельные нюансы

Глаголы мельком, бежать и хотеть занимают особое место среди своих аналогов.Лингвисты установили, что при изменении этих лексем наблюдается следующее: они приобретают флексии, как 1-го, так и 2-го спряжения. По этой причине они называются неоднородными.

Языковеды выделяют глаголы «есть» и «давать» в отдельную группу, потому что при видоизменении они показывают личные окончания, не связанные с традиционными. Их уникальность определяет их выделение в отдельную группу.

Видео урок. Спряжение глагола в русском языке

Спряжение глаголов, часть 1.Что нужно знать для определения спряжения.

Выход

Важно усвоить этот материал, чтобы дальнейшее знакомство с причастиями и деепричастиями не вызывало затруднений. Потратьте немного времени и выучите хорошее правило, которое поможет вам не делать орфографических ошибок в письме при выполнении экзаменационных заданий.

Наибольшие трудности при изучении курса морфологии у студентов вызывают 1 и 2 спряжения. Их очень часто путают между собой, забывают немаленький список исключений.Как быстро и эффективно изучить эту тему? Попробуем разобраться дальше.

Глагол как часть речи

Прежде чем приступить к изучению окончания, необходимо разобраться в некоторых тонкостях.

Что заставляет нашу речь «двигаться», оживлять неодушевленные предметы, быть динамичной? Конечно,

Без него наш язык просто невообразим. Нам было бы тяжело, если бы эта часть речи вдруг исчезла. Даже при описании статического объекта мы все равно используем его.В художественной литературе глаголы используются как эффективное средство художественной образности и выразительности.

Например, олицетворение, оживление предметов никогда не обходится без глагола. Сравните: Стрелка часов движется по кругу. Часы идут. Когда начинает играть наше воображение? Несомненно, во втором. Язык становится более «живым», ярким. Конечно, у часов нет ножек, но, тем не менее, именно на подобии движения строится олицетворение. Сюда же входят примеры: река мчится, ветер воет, буря бушует .

Именно благодаря глаголам создается такое образное, выразительное чувство.

Спряжение это…

Приступая к изучению окончания глаголов 1 и 2 спряжения, нам необходимо выяснить, что означает этот термин.

Почти каждая часть речи может изменяться по-своему. Существительные, например, — по падежам и числам. Прилагательные, помимо этого, еще меняются по родам. Как насчет глагола? Его можно изменить как по лицам, так и по числам. Это то, что называется сопряжением.Каждый из них имеет свой набор. Часто их путают между собой. А мы узнаем, как хорошо запомнить эти нюансы и не совершать больше письменных и устных ошибок.

Стоит напомнить еще одно важное правило, которое касается спряжения глаголов. 1, 2, 3 — есть только склонение! И у глагола всего два спряжения. Поговорим о них подробнее.

1 спряжение

Наибольшее количество вопросов при изучении частей речи вызывают окончания спряжений глаголов.Они должны определяться инфинитивом. К первой принято относить те, которые в начальной форме оканчиваются на -от (чмок), -ат (сломать), -ет (заболеть), -ять (ходить) и другие .

Но, как и во всяком правиле, есть исключения у глаголов 1 2 спряжения.

Итак, в первое входят еще два слова, оканчивающиеся на — это: бриться и лежать . Это связано с историческими изменениями этих форм.

Как мы будем определять спряжение? Очень просто: поставьте слово в начальную форму.Она отвечает на вопрос «что делать?».

Например: Учащиеся делают домашнее задание. Глагол делать приводить к начальной форме — делать. Посмотрим, чем это кончится. В данном случае это — на . Соответственно, мы будем относить такое слово к первому спряжению.

2 спряжение

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения очень похожи друг на друга. Но если уметь их правильно различать, трудностей не возникнет.

Ко второму спряжению принято относить те, которые оканчиваются на -ит: говори, строй, приходи. Как упоминалось выше, в этот список не входят слова shave, , а также lay .

В данном случае исключений гораздо больше, чем в первом спряжении. Ко второму мы отнесем еще целых одиннадцать слов-исключений.

Это семь глаголов -et: обижать (котенок), вертеть (мяч), зависеть (от обстоятельств), видеть (красота), ненавидеть (наглость), смотреть (кино), терпеть (издевательства). Сюда же включаем четыре слова на -ат: водить (в шею), держать (в руках), дышать (быстро), слышать (песня) .

При определении окончаний глаголов 1 и 2 спряжения необходимо заранее знать список исключений.

Узнать, к какому из них относится слово, несложно.

Пример: Ребенок очень зависит от матери.

Глагол в зависимости от поставить в начальной форме — в зависимости от .Казалось бы все просто, он заканчивается на -et , а значит должен быть 1 sp. Но, вспомнив об исключениях, изменим свою точку зрения: он, как раз, в этом списке и относится ко 2 сп.

Еще один пример: Рабочие строят новый дом.

В начальной форме глагола построить оканчивается на -это . Оно не является исключением, и поэтому мы смело отнесем его ко второму спряжению. Поэтому будьте осторожны при запуске задания.

Лучше помогите запомнить 1, 2 спряжение глаголов табл.

С его помощью информация становится более структурированной и лучше запоминается.

Изменение лица

Теперь мы знаем Окончания личных глаголов — это следующий шаг в изучении.

Как мы уже отмечали, эта часть речи имеет свойство изменяться в лицах.

Напомним, что для того, чтобы определить, относится ли глагол к 1-му, 2-му или 3-му лицу, необходимо подставить к нему соответствующие местоимения.

От первого лица слово я (единственное число) или мы (множественное число): спрашивайте, пишите.

Замените вас (единственное число) или вас (множественное число) на второе: вы говорите, смотрите.

Третьему — он (она) или они (мн.ч.): светит, думают.

Те окончания, которые вытекают из этого, называются личными.

Спряжение глаголов с ударным окончанием

Не во всех случаях мы будем сомневаться в правильности написания данного нам слова.Если в глаголе ударение падает на окончание, мы употребим его правильно, не задумываясь.

Например: Говорят летят, прилетишь.

В данной ситуации окончания находятся в сильной позиции, что не вызывает затруднений.

Будьте осторожны, если слово стоит в форме инфинитива. Иногда акцент может только вводить в заблуждение. Например, глагол «жить». Он заканчивается на -it , что шокирует. Но при этом в личной форме во множественном числе слово имеет окончание -ут (жить).А это значит, что его надо отнести к первому спряжению. Поэтому следите за тем, чтобы ударение падало на окончание только тогда, когда слово стоит только в личной форме.

Трудные случаи

А что делать, когда окончание безударное? В таком случае имеется особый набор личных окончаний, по которым мы узнаем о спряжении.

В первом спряжении в единственном числе всегда стоит буква «е»: попробуешь, пропадешь, заговоришь. Во множественном числе всегда окончания либо -ут , либо -ут : драться, показывать себя.

Трудно определить в безударной позиции, но в этом случае на помощь придет инфинитив.

2 спряжения разные: в единственном будем писать букву «и»: зависит, водит . Во множественном числе нужно использовать окончания -ат или -ять : строить, держать.

Помните, что в безударной позиции окончание более уязвимо и вызывает трудности при написании. По этой причине необходимо поставить слово в начальную форму и определить по ней, к 1 или 2 сп.это применимо.

Вывод

Нам удалось справиться с непростой задачей и указать на тонкости определения окончаний глаголов. Не торопитесь, когда слово вызывает у вас затруднения. Помните, что в инфинитиве 1 вопрос имеет окончания -от, -ет, -ять и другие, а во втором только -ит . К этому правилу добавьте довольно большой список исключений. Для того, чтобы запомнить все эти слова, существует множество стихотворений, состоящих только из них.

Просто выучите личные окончания, это совсем не сложно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.