Духовное воспитание детей: Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Содержание

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста залог душевного здоровья

Методическая работа в детском саду

Информационные технологии в детском саду ДОУ

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста — залог душевного здоровья

Любивая Г.Г., воспитатель МАДОО Д/с №17, г.Алексеевка Белгородской обл.

Дошкольный возраст — это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно — нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно — нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Большое внимание в развитии духовно-нравственных качеств личности ребенка я уделяю игровой деятельности. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

Игра — источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре: как к современной, так и к народной.

Особенность народных игр в том, что они, учат малыша обретать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств.

Перед проведением игры я стараюсь рассказать о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры: «Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», игра-инсценировка «Теремок», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и т.д.)

Благодаря проведению таких игр, я наблюдаю, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей. Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.

При ознакомлении детей с трудом взрослых мы раскрываем перед ними общественную значимость этого труда, его необходимость не только конкретному человеку, но и всей стране. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города.

Большую роль в формировании духовно-нравственных качеств ребёнка играет семья. Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. Совместно с родителями оформляются информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Любимый город», «Берегите природу!», «Если с другом вышел в путь» и другие.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте — процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Более рациональным методом в работе является использование словесно-образного метода, это — чтение литературных произведений воспитателем «Жил-был я», «Уважай отца и мать — будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала.

  • Беседы с элементами диалога «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме», «Детям о вере», сказки о материнской любви;
  • рассказы иллюстрациям;
  • наглядно-действенный:

    — наблюдения;

    — экскурсии;

    — показ сказок; («Колобок», «Лиса и волк», «Теремок»)

    — дидактические игры;

    — целевые прогулки и т.д.

Очень важно интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в различные виды детской деятельности, в том числе:

— в игровую: пальчиковые игры, дидактические, конструктивные, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые;

— в продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

— нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся» и др.

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей. Поэтому дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Совершенствование системы воспитания

  1. Сведения об образовательной организации
  2. Духовно-нравственное воспитание

Совершенствование системы воспитания

Дошкольная образовательная организация является участником Регионального проекта «Ценностный ориентир»


Центр методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания в Калининградской области
https://metodsistema.ru/


Приказ об утверждении перечня дошкольных образовательных организаций — региональных ресурсных центров по совершенствованию системы воспитания № 413/1 от 30.04.2021 г.
приказ 413 -1 РЦ (1).pdf

У нас, воспитателей, великая и почетная миссия –
вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы.
Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа.

Тот, кому удается это сделать, может с уверенностью сказать:
«Я постиг цель воспитателя».

Василий Александрович Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. По словам В. А. Сухомлинского «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Детство – это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире, развиваются все силы человека, как душевные, так и телесные. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Основным фактором духовно-нравственного воспитания в детском саду является его интеграция в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и методики дошкольного образования.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка. Исходя из цели, формулируются задачи:

– формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

– воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;

– воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;

– развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

– развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. В семье с первых дней жизни ребенок устанавливает законы нравственных отношений, осваивает нравственные нормы. В дошкольный период происходит становление личности ребенка.

Опыт нашего дошкольного учреждения показал, что системное, конструктивное сотрудничество с семьей, направленное на сохранение традиций непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду требует новых форм, а подчас и обновления методов работы педагогов и родителей. Детский сад обязан и способен взять на себя поддержку семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
Концепция духовно-нравственного развития и просвещения
План работы по ДНРВ на 2018-2019 гг.
Мероприятия
Парциальная программа Истоки
Приказ МО КО 1258-1
План работы по ДНРВ на 2019 — 2020 гг.
План мероприятий 2020 — 2021 ученый год
Проблемное поле сетевого проекта Праздник в жизни ребенка
Мероприятия 2020 — 2021 учебный год

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания на современном этапе | Педагогический опыт | Журнал «Педмастерство»

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания на современном этапе

Автор: Ваулина Наталья Николаевна

Организация: МБДОУ д/с № 42 «Зернышко»

Населенный пункт: Нижегородская область, с. Шелокша

Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из самых актуальных в современном образовании. Вызвано это, прежде всего тем, что подрастающее поколение растет и воспитывается в среде с размытыми нравственными ориентирами, низким уровнем общественной морали, в атмосфере бездуховности, безверия и агрессивности.

По признанию многих педагогов и психологов период от рождения до школы имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. Именно в этом возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, то есть начинается процесс осознавания себя в мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живешь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников — основа всех основ. Что же означает духовно-нравственное воспитание? Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс, в котором  детям и молодежи передаются духовно-нравственные нормы жизни. Создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей. Для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации.

Русское слово «нравственность» описывает внешнее поведение (нрав) и поступки человека.

Духовность же задается теми смыслами, внутренним содержанием, которые человек вкладывает в свои поступки.

От того, что вложил педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром. Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе.

На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решать для полноценного духовно-нравственного воспитания.  Наиболее важной, на наш взгляд, проблемой духовно-нравственного воспитания  дошкольников  является  девальвация  семейных  ценностей.  Недаром существует  высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение  и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства  современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и  воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания  детей  в  условиях  детского сада.  У многих  родителей  отсутствует  такое  понятие,  как  «ответственность» за воспитание. Поистине вспомнишь слова В.Г. Белинского «Как много  вокруг  родителей,  и  мало  отцов  и  матерей!».      Как следствие этой  проблемы  —  необходимость  массового  просвещения  родителей  и  педагогического  сопровождения  семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Среди основных проблем в духовно-нравственном воспитании можно выделить не соблюдение исторической преемственности поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Именно поэтому задача развития и воспитания подрастающего поколения приобретает все большее значение и становится государственной:

Разработана «Стратегия развития воспитания  в  Российской  Федерации на период до 2025 года»

¾  В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2013 № 273) воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей».

¾ В соответствии с ФГОС ДОприобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования. В настоящее время необходимо обеспечить объединение обучения и воспитания в единый процесс, основанный на нравственных и социокультурных ценностях, принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

Однако, целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание духовно-нравственного воспитания, какими средствами следует его осуществлять [6, с. 351].

Данная проблема не нашла пока должного отражения и в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении.

В целом, духовно-нравственное развитие и воспитание личности – это сложный   и   многоплановый   процесс.   Оно   является   неотделимым   от человеческой жизни во всей своей полноте и противоречивости, от общества, культуры, семьи и человечества в целом, а также от страны проживания и культурно-исторической эпохи, которая формирует образ жизни народа, а также человеческого сознания

Поэтому  на  современном  этапе  (в  условиях  введения  обновленной

нормативной  базы)  крайне  важно  создать  нормально  функционирующую  систему духовно-нравственного  воспитания  в  дошкольных  образовательных  учреждениях, основанную  на  ценностях  традиционной  духовной  культуры.

Эффективным методом решения проблемы духовно-нравственного воспитания на наш взгляд является проектная деятельность.

Так как проектная деятельность позволяет вовлечь родителей и социальных партнеров в образовательный процесс ДОО, а это помогает обратить внимание на проблемы духовно-нравственного воспитания своих детей и дома, в условиях семейного воспитание, что в свою очередь, оказывает, огромный педагогический положительный эффект.

Актуальность применения метода проектов заключена и в том, чтобы донести до сознания родителей и детей важность данной проблемы, активизировать взаимодействие между семьей и детским садом.

Использование проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании, через формирование любви к малой Родине, позволяет воспитателям достичь результатов.  Так как любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы в своей природе, людях и труде, замечательном народном творчестве.

На протяжении последних лет наш детский сад пытается в какой-то мере восполнить недостаток духовно-нравственного воспитания тесно сотрудничая с семьей. Особое внимание в нашей работе уделяется проектной деятельности. Так, например, за текущий год были разработаны и реализованы следующие проекты:

«В каждой семье свои традиции» и «Гость на порог – радость в дом».

Таким образом, решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

 

 

Литература:

  1. Акинина, Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание. — М.: Перспектива, 2012г. – 248 с.

  2. Бородина А.В. Образовательная дополнительная программа дошкольного образования. «Культура и творчество в детском саду». – М:  МОФ СРОиК «ОПК», 2015. – 64 с.

  3. Гогиберидзе,  Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. – М.: академия, 2013. — 160 с.

  4. Гусев Д. А., Васильева К. В. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. -2014. — №21.1. — С. 170-173.

  5. Кольцова И.Н. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа духовно-нравственного воспитания детей 5-6 лет. «Мы- россияне, мы – нижегородцы». – Н. Новгород:  Нижегородский институт развития образования, 2018. – 121 с.

  6. Комратова Н.Г.,  Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 (6-7) лет. – Н.Новгород, Сфера, 2008. – 208 с.

  7. Микяева, Н.А. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание. – М.: Сфера, 2013г. – 144 с.

  8. Нищева, Н.В. Растим патриотов России. – М.: Учитель, 2016. – 288 с.

  9. Пантелеева, Н.Г. Знакомим детей с малой родиной. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2016. – 128 с.

Опубликовано: 18.10.2021

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

       «Богатство духовной жизни начинается там,      где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в    высоконравственном поступке».

                                                                                                                    (В. А. Сухомлинский)

     Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве.

     Перед нами, педагогами центра, стоит большая задача передачи детям семейно-нравственных ценностей, духовно-нравственных знаний, опыта созидательной и творческой деятельности, опыта духовной жизни. Целью в работе окружающих ребёнка взрослых является способность уберечь душу ребенка, сделать ее невосприимчивой к бедам окружающего мира, помочь создать идеал для подражания осознанно, на основе истинных духовно – нравственных знаний и достойных исторических примерах. Поэтому духовно- нравственное воспитание  детей является одним из ключевых направлений в нашей работе.

     Духовно-нравственное воспитание детей в своей группе (стационарное отделение для несовершеннолетних г. Щекино) я осуществляю посредством различных мероприятий: воспитательских часов, бесед на этические темы, чтения художественной литературы, обсуждения положительных и отрицательных поступков детей.  Ребятам предлагается решение различных ситуаций, инсценирование небольших по содержанию сценок. Организованные тематические мероприятия способствуют улучшению психологической и социальной комфортности детей в коллективе.

     В своей работе по духовно-нравственному воспитанию малышей я часто обращаюсь к нашему национальному культурно – духовному наследию, знакомлю детей с православными традициями русского народа (праздниками, играми, обрядами). И, конечно, развитие ребенка невозможно без творчества. Ведь именно в совместной деятельности воспитанника и педагога происходит взаимное духовное обогащение, высокое нравственное развитие, укрепляется уровень самосознания и значимости.

     Мы должны очень постараться, чтобы воспоминания из детства были яркими, чтобы проводимая нами работа с детьми в стенах центра оставила свой добрый след в душе каждого ребенка, разбудила в нем внутреннюю, позитивную энергию, способствовала их дальнейшему развитию.

Воспитатель Куликова Т. Г.

Духовное и нравственное воспитание ребенка в современной образовательной среде – основная тема научно-практической конференции в Мурманске

В мурманской гимназии № 1 проходит научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в современной образовательной среде». Она организована в соответствии с планом совместных действий Министерства образования и науки Мурманской области и Мурманской и Мончегорской епархии Русской православной церкви.

Педагоги дошкольных и общеобразовательных организаций планируют обсудить вопросы, касающиеся духовного развития личности ребенка в дошкольной образовательной организации; эффективных практик формирования нравственных ценностей учащихся; духовного содержания общего и дополнительного образования как условия достижения личностных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования.

В рамках конференции состоится награждение победителей регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».

Всего на региональный этап конкурса в 2018 году поступило 22 работы (49 участников) из пяти муниципальных образований Мурманской области.

Победителем и лауреатами регионального этапа признаны:

1 место – Татьяна Полковникова, учитель начальных классов мурманской гимназии № 1 (учебный проект «Святыни родного края»)

2 место – Яна Петрова, методист районного методического кабинета Кольского района, завуч Воскресной школы храма Благовещения Пресвятой Богородицы («Духовное краеведение, или Путешествие по древнему городу Кола») и Светлана Маннанова, старший воспитатель детского сада № 4 г. Колы (проект «Садовник»)

3 место – Ольга Гультяева, учитель математики кандалакшской школы № 19 (программам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания «Я, семья и школа»), Алёна Демкова, учитель начальных классов североморской школы № 10 имени К.И. Душенова (методическая разработка к курсу «Основы религиозных культур и светской этики») и Татьяна Шушалыкова, учитель начальных классов апатитской гимназии № 1 («Сетевое взаимодействие в формировании читательской компетенции»).

В номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения» победителем признан коллектив авторов апатитской школы № 7: Ирина Коротких – учитель начальных классов; Любовь Старосоцкая – учитель начальных классов (программа комплексных мероприятий по организации духовно-нравственного воспитания «Семья и школа вместе»), а также коллектив авторов дошкольного образовательного учреждения № 48 г. Апатиты: Валентина Катриченко – заведующая и Ирина Бойчук – ее заместитель по учебно-воспитательной работе (проект «Благовест»).

В номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи» победителем стал коллектив авторов Детского морского центра имени В. Пикуля: Евгений Ананских – заместитель директора, Алена Демьянчук – педагог-организатор («Программам духовно-нравственного и патриотического воспитания МБУДО ДМЦ имени В. Пикуля»).

В номинациях «Лучшая методическая разработка по предметам «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры России» победителем признан коллектив авторов мурманской школы № 45: Виктория Барсукова – учитель начальных классов, Светлана Гречуха – учитель начальных классов (методическая разработка внеклассного мероприятия «Рождественские традиции в России»).

Работы победителей и лауреатов будут направлены на межрегиональный этап по Северо-Западному федеральному округу, который пройдет в городе Тихвин Ленинградской области.

/ Министерство образования и науки Мурманской области /

Основные положения духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны,

но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья.

Свадковский И. Ф.

Вопрос духовно-нравственного воспитания стал на сегодняшний день очень актуальным. В настоящее время проблема духовно- нравственного воспитания детей является одной из основных проблем, стоящих перед каждым родителем, школой, государством и обществом в целом.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает ориентиры нравственного воспитания дошкольников, которые призваны помочь формирующейся личности адаптироваться в современных условиях, принять сложившиеся в современном социуме нравственные нормы общежития, обеспечить успешную социализацию ребенка [1, с 24].

Согласно ФГОС дошкольного образования, утвержденному в 2013 году, формирование личности ребенка должно быть направлено на:

  • усвоение принятых в обществе норм и ценностей, в том числе моральных;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • формирование самостоятельности собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста – это первый этап формирования личности ребенка. Воспитание духовно-нравственной личности, соблюдающей общественные нормы и правила, — приоритетная задача педагогов и родителей [2, с 10].

Духовно-нравственное воспитание детей надо начинать еще в дошкольном возрасте, когда ребенок готов впитывать в себя ценностное отношения к жизни, обеспечивающее его устойчивое, гармоничное развитие [7, с 646].

В старшем дошкольном возрасте дети уже проявляют нравственно-практические интересы и потребности. В этом возрасте ребенок воспринимает и переживает свои первые духовные и нравственные впечатления, приобретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь, духовный и нравственный выбор.

Нравственное воспитание испокон веков высоко ценилось в человеческом обществе и являлось предметом исследований основоположников философии и педагогики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, И.А. Ильин, В.С. Соловьёв, В.В. Зеньковский) и современных учёных (В.Г. Александрова, В.А. Беляева, Е.А. Воронина, Л.П. Гладких, Н.А. Пархоменко, О.Л. Князева, Е.В. Пчелинцева, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова и др.).

Василий Сухомлинский в своих трудах не раз подчеркивал, что «основы нравственной убежденности закладываются в детстве и ранней юности, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка только на состояние яркой видимости, доказательство морального значения того, что он видит, делает, наблюдает. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил, что надо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

Проблемой нравственного воспитания дошкольников занимались многие психологи, педагоги и ученые, это отмечалось в их трудах: Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградовой, В.Г. Нечаевой, Р.И. Жуковской, Т.А. Марковой, Е.И.Сухова и других.

«Духовность» — это уровень развития личности, на котором вечные человеческие ценности становятся главной целью жизни. Духовное развитие помогает ребенку на подсознательном уровне сделать выбор между добром и злом в конкретной ситуации, выбор, который он сделает не по необходимости, а исходя из собственного понимания этой потребности [2, с.7].

В словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «духовность – это состояние духовного, связанное с умственной деятельности, к области духа в смысле сознания, мышления, психических способностей, побуждающих к действию» [8, с. 157].

«Нравственность» – это система правил, норм и принципов, определяющих поведение людей по отношению друг к другу, к обществу и его институтам.

А. Д. Солдатенков трактует духовно-нравственное воспитание как «педагогическую деятельность, направленную на формирование духовного мира подрастающего человека, которая, в свою очередь, включает в себя все компоненты личности, в том числе и ценности религиозной культуры» [9, с.11].

Духовно-нравственное воспитание тесто связанно с ценностями, которые являются главным в жизни и поведении каждого человека, но вот какими будут эти духовные ценности, зависит от очень многих причин [2, с.7].

Однако, в настоящий момент, сущность процесса формирования нравственных представлений у дошкольников недостаточно раскрыта – общий подход к пониманию данного процесса отсутствует.

Особая роль в духовно — нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь именно музыка развивает не только разум, но еще развивает и облагораживает чувства.

Музыкальный руководитель детского сада, как никто другой, понимает, что духовность подрастающего поколения надо воспитывать с самого раннего детства, а также сформировать у ребенка музыкальную и общую культуру, духовное становление и развитие личности. Ведь именно с помощью музыки наилучшим способом можно развивать все то хорошее, что изначально заложено в ребенке.

«Музыка (как вид искусства) — писал известный педагог – музыкант Д.Б. Кабалевский, — не простое развлечение и не добавление, не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника».

Музыка развивает способность чувствовать, мыслить, обобщать, размышлять, развивает воображение. Музыка окружает ребенка повсеместно, поэтому он чувствует ее физиологическое и психическое воздействие. Повторное восприятие музыкальных произведений помогает ребенку открыть для себя важные чувства и настроения, выраженные в музыкальных образах.

В работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Все виды музыкальной деятельности (музыкально — ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки, но основным видом является слушание музыки.

Слушание музыки является очень важным звеном т. к. может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать другим видам музыкальной деятельности дошкольников.

Решению задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников во время слушания музыки способствуют два необходимых и взаимосвязанных условия:

  • тщательный подбор музыкального материала
  • правильный выбор методов и приемов.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию реализуется по следующим направлениям: военно-патриотическое воспитание, воспитание любви к малой Родине, знакомство с образом Родины, духовное [5, с.77].

В отборе музыкальных произведений для детей основными являются критерии художественности и доступности. Художественность предполагает отбор разнообразных произведений – от шедевров музыкальной классики до музыки современности. Доступность означает, что произведения должны быть понятны детям:

  • их содержание должно быть представлено яркими образами;
  • музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать более объемные со сложным образным и эмоциональным содержанием произведения вокального и инструментального жанров, фрагменты крупных сценических жанров («В пещере горного короля» Э. Грига, «Танец дикарей», пьесы из «Детского альбома» и альбома «Времена года» П. Чайковского, фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро»).

Но, даже правильно и грамотно подобранный музыкальный репертуар не может в полной мере решать задачи духовно-нравственного воспитания без тщательного отбора методов и приемов восприятия музыки.

Пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах являются активными видами деятельности детей, дети в них принимают непосредственное участие в коллективной, групповой или индивидуальной форме.

Эти виды деятельности являются основными на музыкальных занятиях, в повседневной, самостоятельной деятельности детей, а также главным музыкальным оформлением праздников и развлечений в детском саду.

Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников нельзя ограничиваться только музыкальными занятиями, необходим комплексный подход, который включает в себя проведение праздников и развлечений. Участвуя в праздничных и развлекательных мероприятиях, дети знакомятся с праздниками, их отличительными признаками, особенностями, народными и национальными традициями, в детях формируется праздничная культура.

На всех этапах подготовки и проведения праздников и развлечений (планирование, подбор музыкального, игрового, театрально-драматического, поэтического репертуара, отбор персонажей и костюмов, проведение праздника) обязательно и необходимо помнить о задачах, направленных на развитие духовно-нравственных качеств дошкольников.

Таким образом можно сделать вывод что, работа по духовно-нравственному воспитанию детей должна проводиться на целенаправленной основе, охватывая все виды и формы деятельности дошкольников, все режимные моменты их пребывания в детском саду. Только при этих условиях заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

 

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155. Режим доступаhttps://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 04.12.2021) .
  2. Белоусова Р.Ю. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).
  3. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2000. – 254 с.
  4. Галицкая И. А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик [Электронный ресурс] // Интернет-сайт Религиозные ценности и современная система образования. – Режим доступа: http://www.verav.ru/common/ mpublic.php?num=578.
  5. Кузмичева, И.Н., Хазеева, И.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музыкально-художественную деятельность/ И.Н.Кузмичева, И.Н. Хазеева// Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. – 2016. — № 1-1 (46). С 77-81
  6. Ларионова, С. О. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / С. О. Ларионова, Ю. А. Дзацило; Урал. гос. пед. ун-т. – Электр. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2018 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  7. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 17-е изд.,стереотип. М.: Рус. яз., 1985. 740 с.
  8. Солдатенков, Александр Дмитриевич. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: автореферат дис. … доктора педагогических наук: 13.00.01 / МГУ. — Москва, 1998. — 47 с.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Кондрашева, Ю. В. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста / Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 57-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8844/ (дата обращения: 08.04.2022).

Воспитывать человека — значит определять судьбу нации.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

 

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Детство — время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде нужно сеять и развивать доброе зерно, возродить нравственные ценности, чувство любви к Отечеству, истории, народу, всеми средствами Отечественной культуры.

Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность — основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте.

Духовно-нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Результаты воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих, условий — реализации комплексного подхода к воспитанию. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура — это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры — праздники и обряды.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые и дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслуживать одобрения взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Слово «семья» восходит к корню «семь», имеющему о Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возрастатношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которые традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в сем Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возрастаье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья. Подражание — генетически заданный механизм, позволяющий получать необходимый для выживания опыт не генетическим путем, а в процессе общения. Педагогическая задача состоит в том, чтобы предложить ребенку качественный образец действия и поведения, создать условия для его собственных действий, помочь перевести оценку окружающих людей в самооценку ребенка, вызвать у него желание повторных аналогичных действий. И не думайте, пожалуйста, что он будет подражать исключительно лучшим сторонам вашего собственного поведения! Сложность метода, как, впрочем, и всего семейного воспитания, в том, что ребенок усваивает не специально организованный образец (как это устроено в школе), а наиболее часто попадающий в поле его внимания, почему-то наиболее привлекающий или дающий более быстрый и явный эффект. Значит, надо позаботиться о том, чтобы следование определенному образцу было ощутимо выгоднее для вашего ребенка, чем другие варианты поведения. Большое значение имеют сопровождающие требования эмоции взрослых. Иногда ребенка приучают реагировать не на смысл требования, а на уровень сопутствующих эмоций или на силу звука. В результате фраза «Иди домой», сказанная спокойным голосом, может не восприниматься ребенком как реальное требование. И только гневное обращение «Я кому сказала?! Марш сейчас же домой, а то!» вызывает желаемую для родителей реакцию заигравшегося во дворе ребенка. Родители любят своих детей, бояться за них, заботятся. Но редко понимают. Могут проглядеть душевную драму, отравить первую любовь. Любовь становится незаметной, повседневной, исчезают доверие и искренность. Когда такое происходит между супругами, они разводятся. Но куда податься детям? Не все готовы уйти из дома. Но не всегда родители бывают столь педагогически слепы. Немало таких отцов и матерей, которые «чувствуют» критическую ситуацию, обращаются за помощью к педагогам и прислушиваются к их советам [2]. В связи с этим педагогические огрехи родителей могут быть вызваны следующими причинами: неполная семья; конфликтная атмосфера в семье; наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг — одеть, обуть, накормить, а остальное — дело школы»; при полном внешнем благополучии семьи — авторитарные методы воспитания; большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

Уклад семейной жизни всегда находил отражение в нравственном облике человека. Царящая в семье эмоционально-нравственная атмосфера, внимание членов семьи друг к другу, стремление разделить ответственность, уровень взаимопонимания и взаимоуважение, родительская любовь и ответные чувства детей, семейные традиции, отношение к труду, — все это закладывает фундамент нравственности.

 

Литература:

 

1.      Педагогический энциклопедический словарь — М.: «БРЭ», 2003;

2.      Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. — 1993. — с.6.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, воспитание детей, детский сад, Духовно-нравственное воспитание детей, институт воспитания, образовательное учреждение, отечественная культура, семейное воспитание.

Блог | Духовность в образовании

Самосострадание может помочь подросткам, которые борются с ядовитым перфекционизмом.

By КАРЕН БЛУТ | Журнал Greater Good

У дочери-подростка моего друга, Белен, в прошлом семестре был важный предстоящий экзамен. Начав за неделю до экзамена, она непрестанно занималась. Каждый возможный доступный момент. В ночь перед экзаменом она почти не спала — слишком нервничала, ворочалась в постели, перебирая в уме все факты, которые ей нужно было знать, и переживая, что пропустила что-то важное.Когда она, наконец, вошла, чтобы пройти тест, она была практически парализована страхом и едва могла ясно мыслить. мысли и переживания. Вот взгляд на то, что я называю системой духовного развития.

Это действительно тяжелое время для подростков. Я знаю, о чем вы думаете: подростковые годы всегда были тяжелыми. Но согласно У.Главный хирург С. в своем бюллетене, опубликованном в декабре, утверждает, что давление, с которым сегодня сталкиваются подростки, беспрецедентно . Психическое здоровье молодежи находится в кризисе. И это не только из-за пандемии: согласно исследованию Центра по контролю и профилактике заболеваний США 2019 года по наблюдению за поведением молодежи, за последнее десятилетие психическое здоровье среди молодежи резко ухудшилось: депрессия и грусть увеличились на 40%, а количество людей, планирующих самоубийство, увеличилось на 44%.

Что происходит?

Конечно, есть много внешних факторов, которые играют роль.Карантин и закрытие школ изолировали подростков в то время, когда для их развития было бы целесообразно общаться со сверстниками. Согласно отчету Американской психологической ассоциации за 2018 год о стрессе в Америке, подростки и молодые люди испытывают стресс из-за того, что они слышат в новостях: насилие с применением огнестрельного оружия (особенно стрельба в школах и массовые расстрелы), политические разногласия, изменение климата и глобальное потепление, разлучение и депортация. семей иммигрантов, сексуальных посягательств и домогательств.

Но здесь я хотел бы сосредоточиться на чем-то более внутреннем: на чрезвычайно высоких стандартах, которые многие подростки предъявляют к себе. Стремление выделиться как «лучшее» — будь то стремление к отличникам, безупречной коже или спортивной славе — часто заставляет подростков быть безжалостно жесткими по отношению к себе, что может привести к чувству никчемности и депрессии. Тем не менее знание того, что выход есть — что им не нужно безжалостно изводить себя, чтобы быть успешными и счастливыми, — может принести подросткам огромное облегчение.

Перфекционизм у подростков

Когда моя дочь училась в старшей школе, она настояла, чтобы она посещала все доступные курсы AP. И ее папа, и я посоветовали ей быть немного проще к себе и просто пройти курсы AP по ее любимым предметам. Мы заверили ее, что она поступит в хороший колледж, не сдав всех. Но она настояла и показала мне классическое подростковое закатывание глаз, которое бесспорно говорит: «Мама, ты просто не знаешь…»

Многие подростки считают, что они недостаточно хороши, если они не являются лучшими в своем классе и  преуспевают в своем любимом виде спорта и  лучше всего играют на инструменте, на котором играют и  имеют кучу друзей и  получают сотни отметок «Нравится» под любой публикацией… ну вы поняли.

Частично это чувство «недостаточно хорошего» возникает из-за сравнения себя с другими или социального сравнения. Хотя совершенно естественно сравнивать себя с другими — это коренится в нашей врожденной потребности принадлежать и быть принятыми — это не обязательно хорошо для нашего психического здоровья. Причина в том, что мы застреваем в неразрешимой головоломке: мы чувствуем, что не можем быть достойными, если не будем лучше тех, с кем себя сравниваем, и — поймите — мы должны быть лучше во всем .Во всех сферах нашей жизни. Конечно, невозможно всем нам быть лучше всех во всем!

Для подростков определение своей ценности путем сравнения себя с другими увековечено в школах с оценками и средним баллом, которые позволяют легко увидеть, насколько точно вы соответствуете своим конкурентам. Я до сих пор помню, какой у меня был ранг в выпускном классе средней школы — более 40 лет назад! Хуже того, социальное сравнение подпитывается социальными сетями, где количество лайков, которые вы получаете, является четким показателем вашей популярности.Так что нечего прятаться или притворяться; если вы получаете всего несколько «лайков», очевидно, что вы неудачник в глазах окружающих. И это там, чтобы мир увидел. Недаром Франклин Рузвельт сказал: «Сравнение — вор радости».

Сравнение себя с другими и стремление к совершенству — прямой путь к проблемам с психическим здоровьем. Из исследований мы знаем, что самокритичный перфекционизм — вид перфекционизма, при котором вы устанавливаете для себя высокие стандарты и критикуете себя, когда не соответствуете им, когда вы сосредотачиваетесь на своих неудачах и постоянно сомневаетесь в себе, — связан с депрессией и тревогой.Это другой вид перфекционизма, отличный от того, что исследователи называют «перфекционизмом личных стандартов», который не связан с депрессией и тревогой, а просто означает постановку перед собой высоких целей без жесткой самокритики. Из исследований мы также знаем, что люди с самокритичным перфекционизмом беспокоятся и размышляют даже в выходные и праздничные дни, когда они должны отдыхать, тогда как люди с хорошим типом перфекционизма этого не делают и, как следствие, имеют лучшее общее настроение.

Что мы можем сделать? Как мы можем помочь подросткам понять, что можно предъявлять к себе высокие требования и в то же время относиться к себе с добротой? Что им не нужно корить себя резкими словами и безжалостной самокритикой, чтобы преуспеть в школе и поступить в хороший колледж? Что они могут подбодрить себя, разговаривая с собой по-доброму — так, как они разговаривают со своими друзьями, — и тем самым сдерживать тревогу и депрессию?

Способы борьбы с перфекционизмом у подростков

Проще говоря, подростки могут научиться быть более сострадательными к себе.Сострадание к себе учит нас относиться к себе с добротой и поддержкой. По определению Кристин Нефф, сострадание к себе — это осознание того, что вы боретесь, понимание того, что тяжелые эмоции, такие как обида, гнев, разочарование и одиночество, являются частью человеческого состояния, а затем активное участие в поддержке и утешении себя, когда ты так себя чувствуешь.

Другими словами, подростки могут поощрять себя, используя пряник, а не кнут. И угадайте, что? Исследования показали, что морковь работает лучше.

Например, в одном исследовании среди подростков в Австралии, когда подростки были более сострадательны к себе, перфекционизм с меньшей вероятностью приводил к депрессии. Самосострадание на самом деле защищало подростков с перфекционистскими наклонностями от депрессии. То же самое произошло в другом исследовании среди китайских студентов: те, кто был более сострадателен к себе, реже впадали в депрессию, а сострадание к себе сглаживало влияние нездорового перфекционизма на депрессию.

Как сказал Нефф, сострадание к себе — это то же самое, что и сострадание к другим, но с разворотом: обращением того сострадания, которое мы с готовностью дарим другим, к себе.Если мы можем быть сострадательными к другим, нет причин, по которым мы не можем также быть сострадательными к себе. Мы просто не привыкли к этому; мы не научились.

Но подростки могут научиться быть более сострадательными к себе. Самосострадание можно культивировать и взращивать, и были разработаны и испытаны различные программы самосострадания. Одна из них – это программа «Внимательное самосострадание для подростков», адаптированная для подростков программа «Внимательное самосострадание» Криса Гермера и Кристин Нефф. Было обнаружено, что ранее называвшаяся «Подружись с самим собой» программа (которую я создал вместе) приводит к снижению беспокойства, депрессии и стресса, а совсем недавно — к снижению факторов риска суицидальных мыслей у трансгендерных подростков.

В рамках программы самосострадания подростки узнают, что им не нужно жестко обращаться с собой, чтобы мотивировать себя. Это открывает глаза подросткам, которые думают, что ничего не добьются в жизни, если будут добры к себе. Во-вторых, они узнают об обычной человечности — о том, что другие подростки борются так же, как и они. Хотя это может быть очевидно для взрослых, подростки часто чувствуют, что они единственные, кто испытывает трудности, и что их сверстники — уверенные в себе счастливые туристы, прогуливающиеся по юношеским годам без малейшей заботы.

Подростки изучают короткие практики медитации, которые они могут выполнять на месте, когда они расстроены или обеспокоены, и более длительные практики медитации, которые они могут выполнять, когда у них есть время. Самое главное, подростки узнают, что у них внутри есть способность относиться к себе с добротой и что им не нужно ждать, пока кто-то другой будет относиться к ним по-доброму. Кроме того, они не должны быть идеальными, чтобы заслуживать хорошего обращения; им напоминают, что все мы, скитающиеся по этой планете, несовершенны, а быть несовершенными — это совершенно нормально.

Что касается Белен, дочери моего друга, то она учится быть более сострадательной к себе. Конечно, ей еще учиться — самосострадание не дает сорваться с крючка от работы. На самом деле, она так же много учится, но у нее нет такого страха перед неудачей, как раньше. Она знает, что если она провалит тест, это не значит, что она не достойный и ценный хороший человек; неудача не меняет того, кто она есть. Ей просто нужно перегруппироваться и подумать о своей лучшей и наиболее эффективной стратегии в отношении предмета или своей жизни.И это самосострадание.

Об авторе

Карен Блат, доктор философии. , преподаватель кафедры психиатрии Университета Северной Каролины и научный сотрудник Института развития детей Фрэнка Портера Грэма Университета Северной Каролины, где она проводит исследования сострадания к себе и его влияния на эмоциональное благополучие. подростков.

 

Наша Декларация | Духовность в образовании

1.Целью школ является способствовать всестороннему развитию ребенка, помогая молодым людям найти путь к самореализации и готовя их к тому, чтобы они стали заботливыми, творческими и ответственными демократическими гражданами, которые вносят свой вклад в жизнь общества в соответствии со своими личными способностями и талантами. .

2. В каждом ребенке есть сокровенная сердцевина, глубинный центр чувствующего, мыслящего, волевого человеческого существа – сердце. Вместе с сердцем каждый ребенок наделен природной способностью к духовному и нравственному росту, которая является неотъемлемым измерением человеческого развития и может взращиваться самыми разными способами.

3. Духовное и нравственное развитие, сосредоточенное на сердце, ведет к образу жизни, который наполнен чувством взаимосвязи с большим миром и который вдохновляет на заботливые отношения с самим собой, другими людьми и большим сообществом жизни. Речь идет о преодолении иллюзии обособленности и обретении смысла и цели через обучение, рост, любовь, совместное использование, создание, отдачу и служение. Для многих этот образ жизни поддерживается и направляется чувством невыразимого священного присутствия внутри себя, во всех вещах и через них

4.Пробужденное сердце, которое поддерживает глубокое чувство заботы, смысла и цели, является необходимой основой для полного развития когнитивных, эмоциональных, социальных и моральных способностей молодого человека.

5. Объединение головы и сердца способствует как социальному, так и индивидуальному благополучию. Он способствует сдвигу в мышлении, ценностях и принятии решений, необходимых для мудрого, сострадательного и умелого руководства во всех сферах общества и для возрождения американской демократии

.

6.Родители, семьи, религиозные учреждения, общины и школы несут ответственность за воспитание духовного сознания и внутреннего морального компаса молодых людей. В то время, когда все больше детей растет в преимущественно светском мире, крайне важно, чтобы школы создавали заботливые учебные сообщества, которые удовлетворяли бы эту фундаментальную человеческую потребность, поддерживая учителей в их духовном развитии, а также учеников.

Духовное образование |

Министерство духовного образования

 

Объединенная церковь Христа Embrace предлагает множество возможностей для духовного роста, в том числе:

 

Обучение взрослых

Примите веру UCC Руководители практики проходят вместе со взрослыми прихожан во время молитвы, изучения и разговоров на разные темы каждое воскресное утро в 11:30.м. Принять участие могут все взрослые, и помните, что уход за детьми всегда доступен.

 

Духовные родители в учебной группе

Родители маленьких детей собираются по воскресеньям в 11:30 для изучения и обсуждения с целью создания группы поддержки, чтобы помочь в фантастической задаче воспитания. В это время дети будут заниматься в воскресной школе с учителем и нашими воспитателями.

 

Детское и юношеское образование

Embrace UCC предлагает программы духовного образования, предназначенные для детей от дошкольного до детского сада, а также программы духовного образования для детей 1-го класса и старше каждое воскресенье утром в 11:30.м. После детской проповеди дети и молодежь могут покинуть богослужение на время религиозного исследования или остаться на богослужении. Приветствуются все дети! Приглашаем семьи с разнополыми детьми. Embrace UCC считает особым вызовом детей с образовательным диагнозом. Пожалуйста, сообщите встречающему или учителю, если вы считаете, что вашему ребенку может понадобиться помощь в навигации по богослужению или образовательным программам.

 

Кроме того, Embrace UCC предлагает увлекательные программы каждое воскресенье для учащихся с 6 по 12 классы.Эта группа подростков собирается с 11:30 до 12:15. с другими мероприятиями и экскурсиями, запланированными ежемесячно по вечерам выходных..

 

Пиво и богословие

Ежемесячно, 2-я среда, с 18:00 до 20:00 в Buffalo Wild Wings Central и Airport Freeway в Бедфорде. Эта группа достает богословские вопросы, которые были отправлены членами группы или лидером группы, из банки, и группа обсуждает вопрос, пока все не выскажут свое мнение! Группа очень разнообразна по мышлению, и обсуждения заставляют нас задуматься!
 

 

Программы духовного воспитания детей | Детские классы бахаи

Образовательные программы для детей бахаи

Дети — самое драгоценное сокровище, которым может владеть сообщество, ибо в них обещание и гарантия будущего.

Для реализации этого обещания крайне важно нравственное и духовное воспитание детей.

Цель духовного воспитания состоит в том, чтобы воспитать в участниках духовные качества, такие как любовь, прощение и справедливость, и помочь им проявить эти качества во всех взаимодействиях со всеми людьми. Занятия основаны на элементах молитвы, понимания и запоминания Слова Божьего, рассказов, песен, рисунков, совместных игр и музыки. Семьи могут участвовать в занятиях и связанных с ними мероприятиях.

«…придавать большое значение обучению детей, ибо все, что они узнают на ранней стадии своего развития, оставит следы на всей их жизни. Это станет частью их природы.» — Шоги Эффенди

Детские классы бахаи открыты для всех детей с согласия родителей. Занятия обычно проводят добровольцы, прошедшие обучение в учебных заведениях.

Во всем мире все большее число детских классов бахаи проводится в районах, общинах и в некоторых государственных школах.Эти занятия дают детям возможность внести свой вклад в создание мирного мира посредством изучения универсальных тем, таких как:

  • Нас всех любит один и тот же Бог

  • Мы все одна человеческая семья

  • Ценные

  • Женщины и мужчины равны

  • Все формы предубеждений должны быть устранены

  • Натуральная среда является священным доверием

  • Консультация — это необходимый навык для решения мирных проблем

занятия направлены на то, чтобы помочь детям:

  • приобрести такие духовные качества, как любовь, правдивость и щедрость неизменная помощь

«О Ты добрый Господь! Эти милые ch дети суть творение перстов могущества Твоего и дивные знамения величия Твоего.О Боже! Защитите этих детей, милостиво помогите им получить образование и дайте им возможность служить миру человечества.» — Абдул-Баха

Продолжение образовательного процесса

Дети, достигшие 12-летнего возраста, могут продолжить образовательный процесс, приняв участие в Программе духовного развития молодежи. Благодаря этой программе участники развивают способность брать на себя личную ответственность за свое духовное развитие и за свой вклад в благополучие общества.

Дети до 12 лет могут заниматься в детских классах.

Чтобы связаться с учителем детского класса, обратитесь в местную общину бахаи.

Духовное и нравственное воспитание детей

Абдул-Баха посетил собрание детей в Вашингтоне, округ Колумбия, 24 апреля 1912 года, а затем сказал их родителям:

«Сегодня на этом собрании собрались просветленные и духовные дети. Они дети Царства. Таковым душам принадлежит Царство Небесное, ибо они близки к Богу.У них чистые сердца. У них духовные лица. Действие божественных учений проявляется в совершенной чистоте их сердец. Вот почему Христос обратился к миру, говоря: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», — то есть люди должны стать чистыми сердцем, чтобы познать Бога…
«Я молюсь от имени этих детей и прошу подтверждения и помощи для них от Царства Абха, чтобы каждый из них мог быть обучен под сенью покровительства Бога, каждый мог стать как зажженная свеча в мире человеческом, нежное и растущее растение в розовом саду Абхи; чтобы эти дети могли быть так обучены и образованы, чтобы они дали жизнь человеческому миру; чтобы они могли получить понимание; чтобы они могли даровать слух людям мира; чтобы они могли посеять семена вечной жизни и быть принятыми у порога Бога; чтобы они приобрели такие добродетели, совершенства и качества, чтобы их матери, отцы и родственники были благодарны Богу, довольны и полны надежд.Это мое желание и молитва».
(Промульгация всеобщего мира, стр. 53; издание 2007 г., стр. 72-73)

В Своих трудах Абдул-Баха также подчеркивал важность духовного и нравственного воспитания детей:

«Дети ровны, как ветка свежая и зеленая; они вырастут, как бы вы их ни обучали. Позаботьтесь о том, чтобы дать им высокие идеалы и цели, чтобы, когда они достигнут совершеннолетия, они бросали свои лучи, как блестящие свечи, на мир, и не были осквернены похотями и страстями на пути животных, беспечных и бессознательных. , но вместо этого направят свои сердца на достижение вечной славы и приобретение всех достоинств человечества.
(Выдержки из Писаний Абдул-Баха, стр. 136)

общины бахаи во многих частях Соединенных Штатов предлагают бесплатные занятия для детей и молодежи. Позвоните по телефону 1-800-22UNITE (1-800-228-6483) и запросите контактную информацию в вашем регионе.

5 способов воспитать духовных детей

Большинство родителей хотят дать своим детям прочную моральную и духовную основу для жизни. Что вы делаете для духовного воспитания детей?

Если вы уже являетесь членом религиозной общины, вы можете водить своих детей на регулярные богослужения или детские занятия.Если нет, вы можете проводить с ними время дома, обучая их внутренним духовным убеждениям, которые лучше всего служат вам в жизни.

Однако в некотором роде большинство родителей согласны с тем, что обучение детей набору моральных и духовных ценностей и ознакомление их с мировыми религиями и их принципами определенно поможет им вырасти более функциональными, знающими и хорошо приспособленными взрослыми.

В части 1 этого эссе, состоящего из двух частей, мы рассмотрели пять рекомендаций, в которых резюмируется, как бахаи и представители других конфессий могут пробуждать в своих детях чувство любопытства и интереса, чтобы направить их на путь духовного образования и осознания.Рассмотренные вопросы первоначально были взяты из статьи, написанной Делорес Смит на христианском веб-сайте Crosswalk.com. Здесь я продолжу обзор этих тем и их более широкое применение в религиозном обучении детей, а также их применение в жизни бахаи.

1. Сделайте так, чтобы ваш ребенок чувствовал себя комфортно в церкви (или другом собрании Веры)

Как отметила Делорес Смит, прошли те времена, когда дети официально одевались для богослужений. Это может касаться и родителей.Все мы знаем, что дети есть дети, и большая часть их обучения происходит через игру. Чтобы сделать церковные или религиозные собрания более удобными для них, мы должны немного расслабиться, хотя многие люди все еще придерживаются большей формальности. Тем не менее, для любого, кто посещает духовное собрание или богослужение, чистота и чистая одежда по-прежнему необходимы для проявления уважения и внимания.

Писания бахаи говорят:

… во всех аспектах жизни чистота и святость, опрятность и утонченность возвышают человеческое состояние и способствуют развитию внутренней реальности человека.Даже в физическом мире чистота ведет к духовности, как ясно сказано в Священных Писаниях. И хотя телесная чистота есть вещь физическая, тем не менее она имеет сильное влияние на жизнь духа. – Абдул-Баха, Выдержки из Писаний Абдул-Баха , с. 129.

2. Относитесь к критике с достоинством

Нельзя забывать, что дети есть дети, а не взрослые. Они могут быть громкими или разыгрывать встречу. Как родители, мы быстро учимся приносить свои любимые игрушки, чтобы занять их, пусть даже временно.Требуется мягкая и терпеливая дисциплина. Некоторых взрослых могут оттолкнуть действия нашего ребенка, и они могут критиковать нас, даже по-доброму, за то, что мы не контролируем наших детей. Затем наступает время божественного согласия и понимания, поскольку мы знаем, что дети не всегда поступают так, как нам хотелось бы. Но такой опыт — когда дети узнают, что от них ожидают хорошего поведения в святом месте — может помочь ребенку стать хорошим и в других местах.

Учения бахаи говорят:

Чистоплотный, приятный, с хорошим характером, хорошо воспитанный ребенок, даже если он невежественен, предпочтительнее ребенка грубого, немытого, дурного, но при этом глубоко сведущего во всех науках и искусствах. .Причина этого в том, что ребенок, который ведет себя хорошо, хотя и невежествен, приносит пользу другим, а злой, невоспитанный ребенок испорчен и вреден для других, хотя и ученый. Однако, если ребенка научить быть образованным и хорошим, результатом будет свет за светом. – Там же, стр. 135-136.

3. Помните о своей библейской ответственности перед детьми

Мисс Смит написала:

Сам Иисус так любил детей, что укорял своих учеников за то, что они не позволяли детям приближаться к Нему, говоря:   «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковым принадлежит Царство Небесное» (Матфея 19:14).Далее Писание учит нас помнить о нашей ответственности перед детьми:   «Направляйте детей на путь, по которому они должны идти, и даже состарившись, они не сойдут с него». (Притчи 22:6).

Все пророки Бога ясно дали понять, что мы несем общую ответственность за обучение наших детей путям Творца, и что духовное образование поможет нашим детям расти и развиваться.

Учения бахаи говорят:

Дети — самое ценное сокровище, которым может обладать общество, поскольку в них заключены обещание и гарантия будущего.Они несут в себе семена характера будущего общества, которое во многом определяется тем, что взрослые, составляющие сообщество, делают или не делают по отношению к детям. Это доверие, которым ни одно сообщество не может безнаказанно пренебречь. Всеохватывающая любовь к детям, манера обращения с ними, качество оказываемого им внимания, дух взрослого поведения по отношению к ним — все это относится к числу жизненно важных аспектов необходимого отношения. – Всемирный Дом Справедливости, апрель 2000 г., Бахаи мира.

4. Укрепите свою решимость с помощью подтвержденных исследованиями преимуществ посещения церкви (или других религиозных собраний) 

Посещают ли дети праздники и собрания бахаи, службы в синагогах, христианские службы или участвуют в других религиозных и духовных группах, исследования установили важность религии и духовного обучения в жизни наших детей. В частности, многие различные исследования показали, что регулярное приобщение детей к вере может иметь следующие преимущества в будущем:

  • Снижение случаев употребления наркотиков и алкоголя  
  • Снижение частоты депрессии и самоубийств   
  • Более высокий уровень надежды    
  • Улучшение качества сна    
  • Увеличение шансов прожить дольше   

В писаниях Бахаи говорится:

Если человек пожелает украсить себя украшениями земли, носить ее одеяния или воспользоваться благами, которые она может дать, ему не может быть нанесено никакого вреда, если он не позволит ничему встать между ним и Богом, ибо Бог предопределил все доброе, сотворенное ли на небесах или на земле, для тех из Своих рабов, которые истинно верят в Него.Вкушайте, о люди, блага, дозволенные вам Богом, и не лишайте себя Его чудных щедрот. Благодарите и хвалите Его и будьте из истинно благодарных. – Бахаулла, Крупицы из Писаний Бахауллы , с. 276.

5. Поощряйте вашего ребенка присоединяться к церковным группам (или другим религиозным группам)

Когда мы ведем наших детей, детей и молодежь в церковь, на бахаистские или любые другие религиозные собрания, мы знакомим их с сообществом единомышленников, которые собираются вместе, чтобы поклоняться и общаться как единое целое.С каждой неделей лица на сиденьях или скамьях становятся все более знакомыми, и в этом духовном сообществе начинают расцветать дружеские отношения. Большинство религиозных организаций предлагают воскресную школу, детские или молодежные классы и экскурсии, которые могут укрепить дружбу и способствовать общению и пониманию.

Всемирная община бахаи из-за огромного разнообразия расы, класса, этнического и религиозного происхождения может помочь детям подружиться с теми, с кем они могут не встретиться в школе, социальной группе или в повседневной жизни. а также обучение их духовным традициям и ценностям, общим для всех конфессий.

Писания бахаи говорят:

Сад, радующий глаз и радующий сердце, — это сад, в котором бок о бок растут цветы всевозможных оттенков, форм и ароматов, а радостный контраст цветов создает очарование и красоту. Так и с деревьями. Сад, полный фруктовых деревьев, доставляет удовольствие; так и плантация, засаженная многими видами кустарников. Именно разнообразие и разнообразие составляют его очарование; каждый цветок, каждое дерево, каждый плод, помимо того, что прекрасен сам по себе, по контрасту выявляет качества других и с выгодой показывает особую прелесть каждого из них.

Так должно быть среди детей человеческих! Разнообразие в человеческой семье должно быть причиной любви и гармонии, как и в музыке, где множество различных нот сливаются воедино, образуя совершенный аккорд. Если вы встретите людей другой расы и цвета кожи, не доверяйте им и не замыкайтесь в своей скорлупе условностей, а скорее радуйтесь и проявляйте к ним доброту. Думайте о них как о разноцветных розах, растущих в прекрасном саду человечества, и радуйтесь тому, что находитесь среди них.– Абдул-Баха, Paris Talks , стр. 52-53.

Одним из важных ключей к взрослению и развитию наших детей является участие на многих уровнях в духовной жизни общества. Этому в большей степени могут способствовать родители, а также религиозные организации. Бахаи всегда уделяли особое внимание религиозному и образовательному обучению детей, подростков и молодежи, и такие программы будут продолжаться и расширяться. Если вы хотите участвовать в духовном воспитании детей и молодежи, которое проводится в каждой общине бахаи, просто свяжитесь с бахаи в вашем районе — мы рады вам и вашим детям!

Основная учебная программа духовного образования

Роли и обязанности духовного образования

«Продвигать знания — это .. . неизбежная обязанность, возложенная на каждого из друзей Бога. На это Духовное Собрание, на это собрание Бога, возложена обязанность приложить все усилия к воспитанию детей, чтобы с младенчества они обучались поведению бахаи и путям Бога и, подобно молодым растениям, процветали. и расцветай в тихих водах, которые являются советами и наставлениями Благословенной Красоты».
Абдул-Баха, Выдержки из Писаний Абдул-Баха, с.126

«должен» Духовного Собрания обучать детей; роль членов Вспомогательного Коллегии состоит в том, чтобы давать советы и помогать Духовным Собраниям; и это «прямая обязанность родителей воспитывать своих детей стойкими в Вере». В общинах бахаи особые задачи Духовных Собраний, членов Вспомогательных Коллегий и их помощников, родителей, учителей и Региональных Учебных Институтов требуют нового уровня партнерства.

Когда все общество делает образование и обучение детей одним из своих главных направлений деятельности, оно выражает единство в разнообразии действий. У каждого участника сообщества есть немного разные обязанности по отношению к этой священной задаче, и они могут создать особую гармонию в сообществе, ориентированном на развитие ребенка, совместными усилиями.

верхняя

Местное Духовное Собрание

Местная община, и особенно Местное Духовное Собрание, несет ответственность за обеспечение образования детей и содействие обучению.Следует выделять средства на образование детей, а матерям следует оказывать особое руководство и помощь в обучении своих детей.

 

Региональные учебные заведения

«Институты должны обязательно включать в свои программы подготовку учителей детских классов, которые могут сделать свои услуги доступными для местных сообществ».
Всемирный Дом Справедливости, письмо бахаи мира, Ризван, 156 г. до н. э.,

г.

 

верхняя

Вспомогательная плата

В общинах бахаи члены Вспомогательного совета и их помощники могут высвободить потенциал отдельных лиц для поддержки национальных и местных планов и поощрять индивидуальное служение и инициативу в обучении.Они могут помочь определить и обучить человеческие ресурсы, а также помочь детям в их стремлении учиться и учить. Они могут дать совет и информацию Местным Духовным Собраниям, Региональным Учебным заведениям, учителям и родителям.

 

Учителя

Учителя должны посвятить себя духовному воспитанию детей. Они должны стремиться быть в курсе потребностей и сильных сторон отдельных учащихся и предоставлять возможности для духовного, нравственного, социального и интеллектуального роста.Писания бахаи относятся к учителям с большим уважением.

 

верхняя

Родители

«Это прямой долг родителей воспитывать своих детей стойкими в вере», и постоянно стремиться обеспечить всестороннее материальное, интеллектуальное и духовное образование для своих детей.

Писания бахаи служат руководством для родителей, а также особым советом для отцов и матерей.

 

Отцы

Отца призывают обучать «своего сына и дочь искусству чтения и письма и всему, что изложено в Святой Скрижали» и «обучать своих детей, мальчиков и девочек, наукам и в нравах, и в ремеслах и профессиях.

 

верхняя

Матери

Матери названы «первыми воспитателями, первыми наставниками» Абдул-Баха, который утверждает, что именно «истинно матери определяют счастье, будущее величие, учтивость, ученость и суждение, понимание и веру их малых». Матери призваны «воспитывать своих малышей с самых ранних дней» и «всесторонне воспитывать их, воспитывать в них хороший характер и нравственные качества, направлять их ко всем добродетелям человечества, предотвращать развитие каких-либо поведение, достойное порицания, и воспитывать их в объятиях образования бахаи.

Дети

Детям тоже отводятся особые роли. Бахаулла повелевает, : «Оказывайте почтение своим родителям и воздайте им должное. Это приведет к тому, что благословения снизойдут на вас с облаков щедрости вашего Господа, Возвышенного, Великого». Шоги Эффенди напоминает о будущем следующего поколения, «Ответственность молодых верующих очень велика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.