Поэма «Мертвые души» у многих ассоциируется с мистикой, и не спроста. Гоголь был первым русским писателем, объединившим сверхъестественное с реальностью. Второй том «Мертвых душ», о причинах сожжения которого по сей день ведутся споры, стал синонимом нереализованного замысла. Первый том – пособие по жизни русского дворянства 1830-х годов, энциклопедия помещичьих и чиновничьих грехов. Запоминающиеся образы, наполненные глубокими размышлениями лирические отступления, тонкая сатира – все это вкупе с художественным талантом автора не только помогает понять специфические особенности эпохи, но и приносит истинное читательское наслаждение.
История создания
Когда речь заходит о русской литературе первой половины девятнадцатого века, чаще всего вспоминаются два писателя: Пушкин и Гоголь. Но не все, однако, знают следующий интересный факт: именно Пушкин подсказал своему товарищу темы «Ревизора» и «Мертвых душ». Сам поэт извлек замысел из истории о беглых крестьянах, не имевших документов, которые принимали имена умерших и таким образом не давали зарегистрировать ни одной смерти в городе Бендеры.
Подхватив идею, Гоголь стал разрабатывать общий замысел. 7 октября 1835 года он пишет Пушкину (именно тогда начинается документированная история создания произведения):
Начал писать Мёртвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон.
Задумка Гоголя, по одной из версий, заключалась в том, чтобы создать поэму по образцу «Божественной комедии» Данте Алигьери. Первый том – ад. Второй – чистилище. Третий – рай. Нам остается только гадать о том, действительно ли таков был план автора, а также о том, почему Гоголь не закончил поэму. На этот счет есть две версии:
- Н.В. Гоголь был верующим человеком и прислушивался ко всем рекомендациям своего духовника (священника, который принимал его исповеди и напутствовал ему). Именно духовник и велел ему сжечь «Мертвые души» целиком, так как усмотрел в них нечто богопротивное и недостойное христианина. Но первый том уже распространился настолько широко, что уничтожить все экземпляры не было никакой возможности. Зато второй на стадии приготовления был весьма уязвим и пал жертвой автора.
- Писатель создал первый том с энтузиазмом и был доволен им, но вот второй том был искусственным и натянутым, потому что соответствовал концепции Данте. Если ад в России удалось изобразить без труда, то рай и чистилище не соответствовали действительности и не могли выйти без натяжки. Гоголь не хотел изменять самому себе и стараться делать то, что было слишком далеко от истины и чуждо ему.
Жанр, направление
Главный вопрос – почему творение «Мертвые души» называют поэмой. Ответ прост: Гоголь сам так определил жанр (очевидно, что по структуре, языку и количеству персонажей, это эпическое произведение, точнее – роман). Возможно, он таким образом подчеркивал жанровое своеобразие: равенство эпического (собственно описание путешествия Чичикова, уклада жизни, характеров) и лирического (размышления автора) начал. По менее распространенной версии, так Гоголь сделал отсылку к Пушкину, либо поставил свое произведение в противовес «Евгению Онегину», который, наоборот, назван романом, хотя имеет все признаки поэмы.
С литературным направлением разобраться проще. Очевидно, что писатель прибегает к реализму. На это указывает достаточно скрупулезное описание дворянского уклада, в особенности поместий и помещиков. Выбор направления объясняется демиургической задачей, которую избрал себе Гоголь. В одном произведении он взялся описать всю Россию, вывести на поверхность всю бюрократическую грязь, весь беспредел, творящийся как в стране, так и внутри каждого государственного служащего. Другие направления попросту не обладают необходимым инструментарием, реализм Гоголя не уживается, скажем, с романтизмом.
↑ Жанровое своеобразие:
Называя свое произведение «поэмой», Гоголь подразумевал: «меньшего рода эпопею… Проспект учебной книги словесности для русского юношества. Герой эпопей – частное и невидимое лицо, однако значительное во многих отношениях для наблюдения души человека». Поэма – жанр, восходящий к традициям древнего эпоса, в котором воссоздавалось целостное бытие во всех его противоречиях. На этой характеристике «Мертвых душ» настаивали славянофилы, апеллируя к тому, что элементы поэмы, как жанра воспевающего, есть и в «Мертвых душах» (лирические отступления). Гоголь в письмах друзьям называл «Мертвые души» не только поэмой, но и романом. В «Мертвых душах» присутствуют черты авантюрно-приключенческого, плутовского, а также социального романа. Однако «Мертвые души» принято романом не называть, так как в произведении любовной интриги практически нет.
Смысл названия
В качестве названия использован, наверное, самый известный оксюморон на русском языке. Сам концепт души включает в себя понятие бессмертия, динамичности.
Очевидно, что мертвые души – предмет, вокруг которого строятся махинации Чичикова и, соответственно, все события поэмы. Но названа поэма не только и не столько для обозначения неординарного товара, сколько из-за помещиков, охотно продающих или даже дарящих души. Они сами мертвы, но не физически, а духовно. Именно эти люди, по мнению Гоголя, составляют контингент ада, именно их (если верить гипотезе о заимствовании композиции у Данте) ждет рай после искупления грехов. Только в третьем томе они могли бы стать «живыми».
Сюжет
История, рассказанная в первом томе поэмы «Мертвые души», переносит нас в девятнадцатое столетие. Она повествует о путешествии по России, предпринятом главным героем Павлом Ивановичем Чичиковым, для приобретения у помещиков так называемых мертвых душ. Сюжет произведения предоставляет читателю полную картину нравов и быта людей того времени.
Рассмотрим главы «Мертвых душ» с их сюжетом немного подробнее. Это даст общее представление о ярком литературном произведении.
Композиция
Главная особенность композиции «Мертвых душ» – кольцевая динамика. Чичиков въезжает в город NN, совершает внутри него путешествие, в ходе которого завязывает необходимые ему знакомства и осуществляет задуманную аферу, заглядывает на бал, после которого уезжает – круг замыкается.
Кроме того, знакомства с помещиками происходят в порядке убывания: от наименее «мертвой души», Манилова, к погрязшему в долгах и проблемах Плюшкину. Повесть о капитане Копейкине, вплетенная автором в десятую главу как рассказ одного из служащих, призвана показать взаимовлияние человека и государства. Примечательно, что о биографии Чичикова рассказано в последней главе, после того, как его бричка покинула город.
Суть
Главный герой, Павел Иванович Чичиков, приезжает в губернский город NN с целью скупить мертвые души у помещиков (якобы на вывод, в Херсонскую губернию, где земли раздавались даром), заложить их в опекунский совет и получить по двести рублей за каждого. Одним словом, он страстно желал разбогатеть и не стеснялся использовать любые методы. По приезде он сразу знакомится с государственными служащими и очаровывает их своими манерами. Никто не подозревает, какая блестящая, но бесчестная идея стоит в основе всей его деятельности.
Поначалу все шло гладко, помещики радовались знакомству с героем, продавали или даже дарили ему души, приглашали посетить их еще раз. Однако бал, который посещает Чичиков перед отъездом, чуть не лишил его репутации и едва не сорвал его махинацию. Начинают распространяться слухи, сплетни о его мошенничестве, однако аферист успевает покинуть город.
Краткое содержание по главам, где точно и подробно описаны основные события из книги, Вы найдете по ссылке.
Глава 9
Одна из дам города N спешит к другой, чтобы сообщить новость, которую помещица Коробочка рассказала протопопше: Чичиков приехал ночью и требовал продать мертвые души.
Повествователь предпочитает не раскрывать имена дам, чтобы не рассердились на него обидчивые читатели. Поэтому одну он называет «дамой, приятной во всех отношениях», а другую — «просто приятной дамой». Сначала дамы обсуждают «веселенький ситчик» наряда одной из дам, спорят по поводу фестончиков, которые должны войти в моду, затем переходят к главному событию.
Чичиков в рассказе одной дамы выглядит разбойником, который, вооруженный до зубов, ворвался к Коробочке, грозя выломать ворота. Другая дама решает, что Коробочка, вероятно, молода и хороша собой.
Узнав, что она старуха, эта дама говорит, что Чичиков «за старуху принялся», И С презрением отзывается о вкусах городских дам, которые в него влюбились. Она демонстрирует прекрасную «логику», решая, что Чичиков хотел похитить губернаторскую дочку, а мертвые души придумал для отвода глаз.
О предприятии Чичикова от дам узнают мужчины. В похищение губернаторской дочки не верят, но очень взволнованы назначением нового генерал-губернатора и думают, как бы Чичиков не был чиновником из его канцелярии.
Чиновники в страхе начинают припоминать свои грехи. Пытаются узнать что-нибудь о Чичикове у Манилова, но тот говорит, что за Павла Ивановича готов ручаться и мечтал бы иметь хоть сотую долю его замечательных качеств.
Собакевич, к которому также кидаются испуганные чиновники, утверждает, что он продавал народ живой, который, однако, может, и перемрет во время переселения.
Главные герои и их характеристика
Павел Иванович Чичиков
– «господин средней руки». Он действительно во всем усредненный персонаж: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Из одиннадцатой главы мы узнаем, что во многом его характер определило наставление отца во всем слушаться учителей и начальство, а также беречь копейку. Подхалимство, приторность в общении, лицемерие – все это средства для выполнения отцовского указа. Кроме того, герой обладает острым умом, ему свойственны хитрость и ловкость, без которых не могла быть реализована (а может быть и не пришла бы ему в голову) затея с мертвыми душами. Подробнее о герое Вы можете узнать из эссе и таблицы от Многомудрого Литрекона.
Образы помещиков описаны в соответствии с хронологией их появления в произведении.
- Манилов
–первый помещик, знакомящийся с Чичиковым и стоящий наравне с ним с точки зрения слащавости и пошлой манерности. Но мотивы поведения Чичикова четко определены, Манилов же мягок сам по себе. Мягок и мечтателен. Если бы эти качества подкреплялись деятельностью, его характер можно было бы отнести к положительным. Однако все, чем живет Манилов, ограничивается демагогией и витанием в облаках. Манилов – от слова манит. В нем и его поместье легко увязнуть, потерять ориентир. Однако Чичиков, верный своей задаче, получает души и продолжает путь… - Коробочку
он встречает случайно, когда не может найти дорогу. Она предоставляет ему ночлег. Как и Чичиков, Коробочка стремится преумножать свое богатство, однако ей не достает остроты ума, она «дубинноголовая». Ее фамилия символизирует состояние отстраненности от внешнего мира, ограниченности; она закрылась в своем поместье как в коробке, пытаясь усмотреть выгоду в любой незначительной детали. Подробнее об этом образе Вы можете узнать в кратком сочинении. - Ноздрев
– настоящий прожигатель жизни. На это указывает хотя бы то, что встреча Чичикова с ним произошла в трактире. В подобных заведениях и коротает свои дни Ноздрев. Делами своего поместья не занимается, зато много пьет, проматывает деньги в карты. Эгоцентричен, тщеславен. Всячески пытается вызвать интерес к своей персоне, рассказывая небылицы, им же сочиненные. Однако следует отдать ему должное – он единственный помещик, отказавшийся продать Чичикову души. - Собакевич
– медведь в человеческом обличии. Также неповоротлив, также много спит и еще больше ест. Еда – главная радость в его жизни. А после еды – сон. Закармливает Чичикова чуть ли не до смерти, чем напоминает Манилова, который тоже как бы «опутывает странника», задерживая в поместье. Однако Собакевич отличается удивительной прагматичностью. Все у него в хозяйстве добротно, но без излишней претенциозности. Долго торгуется с главным героем, в итоге продает много душ по выгодной для себя цене. - Плюшкин
– «прореха на человечестве». Забросил дела усадьбы, не следит за собственным внешним видом настолько, что при первой встрече сложно определить его пол. Его страсть к накопительству – апофеоз скупости. Его поместье приносит лишь убытки, еды едва хватает для выживания (она портится и тухнет в амбарах), крестьяне умирают. Идеальный расклад для Чичикова, за бесценок покупающего множество душ. Следует заметить связь между этими персонажами. Только их биографии приведены автором, о прошлом остальных ничего не сказано. Это может служить основанием для гипотезы о том, что именно они могли бы пройти чистилище (второй том) и попасть в рай в третьем. Подробнее об этом образе Многомудрый Литрекон написал в небольшом эссе. - Капитан Копейкин
– ветеран великой отечественной войны. Потерял руку и ногу, в связи с чем вынужден был прекратить работу. Отправился в Петербург выпрашивать пособие, однако, не получив ничего, вернулся в родной город и, по слухам, стал разбойником. В этом персонаже воплотился образ угнетенного народа, отверженного государством. Примечательно, что редакция фрагмента, разрешенная тогдашней цензурой, несет диаметрально противоположный посыл: государство, не имея возможности, помогает ветерану, а тот, несмотря на это, идет против него. О роли и значении этой истории Вы можете узнать из краткого сочинения. - Птица-тройка
, появляющаяся в самом конце поэмы, воплощает в себе Русь и тоже является одним из персонажей. Куда она движется? Путешествие Чичикова – это исторический путь страны. Главная его проблема заключается в отсутствии дома. Он не может никуда приехать. У Одиссея была Итака, а у Чичикова есть только бричка, двигающаяся в непонятном направлении. Россия, по мнению автора, тоже находится в поисках своего места в мире и, конечно, найдет его. - Образ автора
, раскрытый через лирические отступления, вносит щепотку здравомыслия в болото греха и порока. Он саркастически описывает своих героев и размышляет над их судьбами, проводит забавные параллели. Его образ сочетает в себе цинизм и надежду, критический склад ума и веру в будущее. Одна из самых известных цитат, написанных Гоголем от своего лица — «Какой русский не любит быстрой езды?» — знакома даже тем, кто не читал поэму. - Система образов, введенная Гоголем, до сих пор находит соответствия в реальности. Мы встречаем гуляющих Ноздревых, сонных Маниловых, предприимчивых конъюнктурщиков вроде Чичикова. А Россия по-прежнему двигается в непонятном направлении, по-прежнему ищет свой «дом».
Глава одиннадцатая. Цель мероприятия
Чичиков не знает, о чем говорит про него город. Он направляется к губернатору, однако его там не принимают. Кроме того, встретившиеся ему на пути люди шарахаются от чиновника в разные стороны. Все становится ясно, после того как в гостиницу приходит Ноздрев. Помещик пытается убедить Чичикова в том, что он пытался помочь ему в похищении дочки губернатора.
И здесь Гоголь решает рассказать о своем герое и о том, зачем скупает Чичиков мертвые души. Автор повествует читателю о детстве и обучении в школе, где Павел Иванович уже проявлял данную им от природы смекалку. Рассказывает Гоголь и об отношениях Чичикова с товарищами и учителями, о его службе и работе в комиссии, находившейся в казенном здании, а также о переходе на службу в таможне.
Анализ «Мертвых душ» явно указывает на имеющиеся у главного героя задатки, которые он использовал для совершения своей сделки, описанной в произведении. Ведь на всех местах работы Павел Иванович умудрялся делать немалые деньги путем заключения липовых договоров и сговоров. Кроме того, не брезговал он и работой с контрабандой. Для того чтобы избежать уголовного наказания, Чичиков ушел в отставку. Перейдя на работу поверенным, он тут же сложил в голове коварный план. Приобрести Чичиков мертвые души хотел для того, чтобы заложить, как живые, в казну ради получения денег. Далее в его планах была покупка деревеньки ради обеспечения будущего потомства.
Отчасти Гоголь оправдывает своего героя. Он считает его хозяином, выстроившим своим умом столь занимательную цепочку сделок.
Темы и проблемы
- Основная тема, поднятая в поэме — Исторический путь России
(в более широком смысле – тема дороги). Автор пытается осмыслить несовершенство бюрократического аппарата, приведшего к нынешнему положению дел. После выхода в свет произведения Гоголя ругали за отсутствие патриотизма, за выставление России в дурном свете. Он предугадал это и дал ответ скептикам в одном из отступлений (начало седьмой главы), где сравнил удел писателя, воспевающего великое, возвышенное, с судьбой того, кто дерзнул «вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи!». Истинный патриот – не тот, кто не замечает и не показывает недостатков родины, но тот, кто погружается в них с головой, исследует, описывает, чтобы искоренить. - Тема взаимоотношения народа и власти
представлена антитезой помещики – крестьяне. Последние являют собой нравственный идеал Гоголя. Несмотря на то, что эти люди не получили хорошего воспитания и образования, именно в них видится проблеск настоящего, живого чувства. Именно их необузданная энергия способна преобразовать нынешнюю Россию. Они угнетены, но деятельны, помещики же имеют полную свободу, но сидят сложа руки, – именно это высмеивает Гоголь. - Феномен русской души
тоже является темой размышления автора. Несмотря на все проблемы, затронутые в книге, наш народ таит в себе настоящие богатства таланта и характера. Русская душа проглядывает даже в нравственно неполноценных помещиках: заботлива и хлебосольна Коробочка, добросердечен и открыт Манилов, хозяйственен и деловит Собакевич, весел и полон энергии Ноздрев. Даже Плюшкин преображается, когда вспоминает о дружбе. Значит, русские люди уникальны по своей природе, и даже в худших из них есть достоинства и дремлющие способности к созиданию. - Тема семьи
тоже интересовала писателя. Неполноценность и холодность семейства Чичикова породила в нем, талантливом юноше, пороки. Плюшкин стал недоверчивым и злонамеренным скупердяем, когда лишился своей опоры — супруги. Роль семьи в поэме является главной для нравственного очищения мертвых душ.
Главной проблемой произведения является проблема «омертвения русской души»
. Галерея помещиков первого тома наглядно демонстрирует это явление. Лев Толстой в романе «Анна Каренина» вывел следующую формулу, которую позже стали применять ко многим сферам жизни: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Она удивительно точно подмечает особенность гоголевских персонажей. Хотя он показывает нам лишь одного положительного помещика (Костанжогло из второго тома), и мы не можем проверить первую часть формулы, вторая часть подтверждается. Души всех персонажей первого тома мертвы, но по-разному.
В конечном счете именно совокупность характеров, незначительных для общества по отдельности, становится причиной социального и нравственного кризиса. Получается, что каждый сколько-нибудь влиятельный человек своей деятельностью может изменить положение вещей в городе – к такому выводу приходит Гоголь.
Взяточничество и казнокрадство, подхалимство, невежество являются составными частями проблемы «омертвения души». Интересно, что все эти явления получили название «чичиковщина», которое использовалось нашими предками долгое время.
О втором томе «Мертвых душ»
В состоянии глубокого творческого кризиса в течение десяти лет пишет Гоголь второй том «Мертвых душ». В переписке он часто жалуется друзьям, что дело идет очень туго и не особо его удовлетворяет.
Гоголь обращается к гармоничному, положительному образу помещика Костанжогло: рассудительному, ответственному, использующему научные знания в устройстве усадьбы. Под его воздействием Чичиков пересматривает свое отношение к действительности и изменяется в лучшую сторону.
Увидев в поэме «жизненную неправду», Гоголь сжег второй том «Мертвых душ».
Основная идея
Главная мысль поэмы кроется в седьмой главе, в отрывке, где Чичиков «оживляет» купленные им души, фантазирует о том, какими могли быть все эти люди. «Мастер ли ты был, или просто мужик, и какою смертью тебя прибрало?» — задается вопросом герой. Он задумывается о судьбах тех, кого раньше считал товаром. Это первый проблеск его души, первый важный вопрос. Здесь гипотеза о возможности очищения души Чичикова начинает казаться правдоподобной. Если это так, значит, каждая мертвая душа способна к нравственному возрождению. Автор верил в счастливое и великое будущее России и связывал его с нравственным воскресением ее народа.
Кроме того, Гоголь показывает живость, духовную силу, чистоту каждого крестьянского характера. «Степан пробка, вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!», «Попов, дворовый человек, должен быть грамотей». Он не забывает отдать дань уважения работникам, крестьянам, хотя предмет его освещения – махинации Чичикова, его взаимодействие с прогнившим чиновничеством. Смысл этих описаний — не столько показать, сколько высмеять и осудить мертвые души, дабы поднять сознательного читателя на новую высоту понимания и помочь ему направить страну по нужному курсу.
Чему учит?
Каждый сделает свой вывод, прочитав эту книгу. Кто-то возразит Гоголю: проблемы коррупции и мошенничества характерны в той или иной степени для любой страны, их невозможно устранить полностью. Кто-то согласится с ним и утвердится в мысли, что душа – единственное, о чем должен заботиться любой человек.
Если бы нужно было выделить единую мораль, она могла бы выглядеть так: человек, кем бы он ни был, не может жить полной жизнью и быть счастлив, если не использует энергию на созидательные цели, обогащаясь при этом незаконно. Что интересно, даже активная деятельность вкупе с неправомерными методами не может осчастливить человека. Как пример – Чичиков, вынужденный скрывать истинные мотивы своего поведения и опасаться за раскрытие своих планов.
Художественные детали и язык
Гротеск – излюбленный прием Гоголя. Известный советский литературовед Борис Эйхенбаум в статье «Как сделана Шинель Гоголя» показал, что его гениальность проявляется не столько в содержании произведений, сколько в их форме. То же самое можно сказать и о «Мертвых душах». Играя разными стилевыми регистрами — патетическими, ироническими, сентиментальными — Гоголь создает настоящую комедию. Гротеск заключается в несоответствии серьезности и важности выбранной темы используемому языку. Писатель руководствовался принципом «чем дольше смотрим на смешное произведение, тем грустнее оно кажется». Сатирическим слогом он завлекал читателя, заставляя возвращаться к тексту и под юмором видеть страшную правду.
Яркий пример сатиры – использование говорящих фамилий. Некоторые из них описаны в разделе о характеристиках помещиков. О смысле некоторых (Неуважай-Корыто, Доезжай-не-доедешь, Воробей) можно спорить. Историзмы (бричка, козлы, облучок) делают детали сложными для понимания современного читателя.
Анализ поэмы «Мертвые души» — особенности произведения
Если говорить о масштабности идеи Гоголя в отношении поэмы «Мертвые души», то видно, как она разрасталась, потому что первоначально автор хотел отразить только «один бок» России, а позднее своим тезисом Гоголь показал, что пересмотрел не только жанровую модель, но и богатство идеи. Суть его тезиса заключается в мысли: «вся Русь» должна отразиться в поэме. Новый замысел был настолько широк и богат, что в тесных рамках авантюрно-плутовского романа его было практически не воплотить. Поэтому этот жанр стал играть роль оболочки, но утратил главную роль.
Поговорим немного о главном герое поэмы Чичикове. Его происхождение окутано тайной, и это тот самый прием, который Гоголь применил, чтобы в полной мере раскрыть его образ. Проводя анализ поэмы «Мертвые души», становится совершенно очевидно, что Чичиков — это человек середины. У него недурная внешность, то есть и красавцем его не назовешь, и он не уродлив. Не толстый он, и не тонкий. Возраст тоже непонятен — не молодой, в то же время и не старый. Как читатели, мы не знаем историю жизни Чичикова, пока не доходим до чтения последней главы.
В одиннадцатой главе становится видна пошлая натура этого человека. О его происхождении опять же сказано весьма туманно, опять подчеркнуто, что он и не подлый, но и не геройского склада. Главное качество Чичикова — это то, что он «приобретатель». Можно сделать выводы по тому, как Гоголь называет его «средним» человеком. Это значит, что он не особо отличается от всех остальных, но в его характере усилена черта, присущая многим — Чичиков готов наживаться, гнаться за красивой жизнью и при этом у него почти нет глубоких целей в жизни, и он духовно пустой.
Николай Васильевич Гоголь – один из самых загадочных писателей 19 века. Его жизнь и творчество полно мистики и тайн. Наша статья поможет качественно подготовится к уроку литературы, к ЕГЭ, тестовым заданиям, творческим работам по поэме. При анализе произведения Гоголя “Мёртвые души” в 9 классе важно опираться на дополнительный материал, чтобы ознакомиться с историей создания, проблематикой, разобраться, какие художественные средства использует автор. В “Мертвых душах” анализ специфичен по причине содержательной масштабности и композиционных особенностей произведения.
Значение, своеобразие и особенности
«Мертвые души» занимают центральное место в творчестве Гоголя. Несмотря на то, что «все мы вышли из Гоголевской «Шинели»» (по словам Эжена де Вогюэ), поэма о Чичикове также нуждается в тщательном изучении.
Существует множество трактовок текста. Самая популярная – преемственность по отношению к «Божественной комедии». Поэт, писатель и литературовед Дмитрий Быков считает, что Гоголь ориентировался на «Одиссею» Гомера. Он проводит следующие параллели: Манилов – Сирены, Коробочка – Цирцея, Собакевич – Полифем, Ноздрев – Эол, Плюшкин – Сцилла и Харибда, Чичиков – Одиссей.
Поэма интересна наличием множества особенностей, доступных только профессиональным исследователям, литераторам. Например, в начале первой главы читаем: «Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания…». Зачем уточнять, что мужики именно русские, если понятно, что действие происходит в России? Это характерный для поэмы прием «фигуры фикции», когда что-то (нередко многое) сказано, но ничего не определено. То же самое видим в описании «усредненного» Чичикова.
Другой пример – пробуждение героя у Коробочки в следствие влетевшей в нос мухи. Муха и Чичиков на самом деле играют сходные роли – пробуждают ото сна. Первая будит самого героя, Чичиков же своим приездом будит омертвевший город и его жителей.
Критика
Герцен писал «Мертвые души потрясли Россию». Пушкин восклицал: «Боже, как грустна наша Россия!». Белинский ставил произведение выше всего, что было в русской литературе, однако сетовал на чрезвычайно напыщенный лиризм, не сочетающийся с тематикой и посылом (очевидно, он воспринимал лишь содержание, отбросив гениальную языковую игру). О.И. Сенковский считал, что «Мертвые души» — шутливое сравнение со всеми великими эпосами.
Высказываний критиков и любителей о поэме было множество, все они разные, но несомненно одно: произведение вызвало огромный резонанс в обществе, заставило глубже смотреть на мир, задавать серьезные вопросы. Вряд ли творение можно назвать великим, если оно нравится и угождает всем. Величие возникает позже, в жарких спорах и исследованиях. Должно пройти время, чтобы люди могли оценить по заслугам труды гениев, в число которых, несомненно, входит Николай Гоголь.
Автор: Александр Ладонцев